научный журнал
УДК 378.22.016:74
О.Н. Разинкина
Художественно-графический университет ГЗ «Южноукраинский национальный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Одесса, Украина
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛЭНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ХГФ
Аннотация: В статье рассматривается комплексный подход к вопросу развития творческой индивидуальности студентов-художников при обучении живописи на пленэре. Выдвигается предположение, что навыки и знания, приобретенные в процессе выполнения учебных заданий на открытом воздухе, формируют профессиональное мастерство и улучшают качество обучения живописи в мастерской. Подчеркивается важность знания теоретико-методических основ пленэрной практики, а так же и выявляется их роль в раскрытии творческой индивидуальности студентов ХГФ.
Ключевые слова: пленэр, композиция, сюжет, пространство, форма.
Одной из основных задач современного художественного образования является необходимость выработать такие методы обучения, которые будут способствовать более эффективному раскрытию творческого потенциала будущих художников, развитию их качеств индивидуальности. Данная проблема всегда была значимой в практике художественного воспитания и в настоящее время она по-прежнему находится в поле зрения художников-педагогов.
Принципы обучения пейзажной живописи, применявшиеся мастерами прошлого, а также теоретические разработки ученых в области цветоведения, психологии и педагогики искусства становятся важной составляющей в совершенствовании методов обучения студентов на пленэре в современных условиях.
Актуальность исследования исходит из того, что навыки и знания, приобретенные в процессе выполнения учебных заданий на открытом воздухе, формируют профессиональное мастерство и улучшают качество обучения живописи в мастерской.
Данная проблема исследования отражена в теоретико-методических положениях, в трудах выдающихся художников, исследованиях отечественных и зарубежных психологов и философов. Мастера русского искусства А.М. Васнецов, К.А. Коровин, Н.П. Крымов, А.И.Куинджи, И.И.Левитан, А.А.Рылов, А.К.Саврасов, П.П.Чистяков, К.Ф.Юон и др., в педагогической деятельности всегда уделяли значительное внимание
научный журнал
развитию художественно-творческой индивидуальности учеников на пленэре.
Изучению вопросов индивидуальности личности посвящены труды отечественных и зарубежных психологов, эстетиков, педагогов: Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Е.Я.Басин, Р.У.Богданова, Л.С.Выготский, В.Л.Дранков, Д.И.Кирнос, Д.А.Леонтьев, А.Г.Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мерлин, Г.Оллпорт, В.А.Петровский, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон.
В последние годы вопросы формирования творческой индивидуальности художников в различных видах искусства рассматривались в ряде диссертационных исследований М.И.Богачева, А.В.Конева. Отдельные аспекты обучения живописи в условиях пленэра так же исследовались в работах А.А.Васильева, Е.В.Ворониной, М.Н.Макаровой и других.
Теория и методика живописи на пленэре исследовали М.Д.Базанова, Г.В.Беда, В.В.Визер, В.А.Леднев, Н.Я.Маслов, С.П.Ломов, А.А.Янковский, А.П.Яшухин. Однако проблема развития и воспитания творческой индивидуальности в процессе обучения живописи на пленэре в комплексе таких наук как психология личности, педагогика искусства и теория композиции, в трудах указанных авторов не разрабатывалась.
Несмотря на то, что вопросы воспитания творческой личности нашли отражение в различных научных работах, но проблема развития творческой индивидуальности студентов ХГФ на пленэре и механизмы его совершенствования еще недостаточно изучены с позиций педагогики изобразительного искусства.
Целью статьи становится раскрытие теоретико-методических основ пленэрной практики и выявление их роли в раскрытии творческой индивидуальности студентов ХГФ.
В процессе обучения живописи, отмечает в частности, Л. А. Жаданова, работа проходит в основном в помещении, в мастерских. Перед учащимися стоят задачи прочувствовать материальность, фактуру и форму предметов, специфичность и своеобразие используемых материалов (акварель, масляные краски), проявить свою индивидуальность. Обучение живописи начинают с изучения натюрморта. Учатся выполнять рисунок предметов и их взаимосвязи, затем построение переносят на холст, после этого приступают рисовать красками, писать маслом. На начальных этапах требуется понимание формы изображаемых предметов, умение их нарисовать, выявить при помощи светотени объем и положение предмета в пространстве. После того как студенты научились выявлять форму простых предметов, следует переходить к изображению более сложных форм и отношений между изображаемыми элементами. Для расширения профессиональных навыков существует пленэрная практика.
научный журнал
Работая красками на пленере нужно прочувствовать натуру в световоздушной среде и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов. Нужно научиться видеть рефлексы от неба, травы, земли и множества предметов., которые отражая, рассеивают свет. Особенно выразительно видна игра рефлексов на белых предметах, отражающих световой поток. Поэтому для постановок на пленере желательно выбирать светлые тона. Сложность работы на пленере заключается в том, что говоря словами Делакруа «в сущности, нет теней вообще, есть только рефлексы» [4,с. 26].
Творческий процесс пленэрной живописи состоит из цепочки взаимосвязанных и обусловленных постановкой цели этапов. На пленере имеются свои особенности изображения натуры, существуют приемы и технические навыки передачи состояний. В частности, световоздушного пространства в природе больше, чем в помещении, поэтому приходится учитывать законы построения световоздушной перспективы, а также усложняется рисунок - добавляется перспектива изображения пространства. Начиная работать на пленере первые дни необходимо сделать несколько коротких этюдов по одному сеансу. Стараться работать быстро и энергично, чтобы почувствовать новую среду и «освежить палитру», работать более яркими красками, почувствовать солнечный свет и воздушную среду. На втором этапе поставить постановку, освещенную солнцем и постановку, расположенную против света. Проследить, как в этих случаев создается форма предметов, как распределяются свет и рефлексы. Сложность работы на воздухе заключается в том, что освещение очень изменчиво, там, где был свет, быстро появляется тень. Важную роль приобретает общее тональное решение этюда, умение правильно выбрать технику работы, научиться передавать все многообразие освещения. Для этого на пленэре выбирают одно и тоже время дня и освещенность солнцем, если работу выполняют за несколько приемов. Лучше если работа выполняется за один прием, но на начальном этапе это почти невозможно. Писать с натуры на природе это еще один шаг к познанию мира, через живопись. В процессе работы с натурой, художник изучает ее, все тонкости и нюансы, а в процессе письма пытается с помощью краски передать объем, тональность и пространство. Нужно пытаться добиться такого эффекта, когда используемая на холсте краска на расстоянии превращается в цвет как один из основных понятий живописи. На пленэре необходимо подбирать цвет, тон красок таким образом, чтобы зритель поверил изображенному на картине. Поэтому необходимо передавать реалистично все цвета, пытаться добиться сходства и гармонии с натурой. Нужно не выдумывать цвет, а добиваться выразительности с помощью теплохолодности и точной передачей общего тонального звучания [3,с.18].
научный журнал
На основании разработанной программы, возможно выделить методические советы работы на пленэре. К работе на пленэре необходимо относится серьезно, полностью отдаваясь натуре. У неумеющего работать с натуры разбегаются глаза, с чего начать и т. д., особенно это касается пейзажа. Важно уметь не только изобразить, но прежде всего видеть, то, что вы хотите изобразить. Уметь видеть - значит смотреть на натуру неравнодушными, влюбленными глазами, глазами анализирующими. Необходимо ставить перед собой задачи и стараться добиться их решения. Следует постоянно усложняться задачи и способы их достижения, Экспериментировать для обретения новых практических навыков, знания, опыта и уверенности, которые необходимы в дальнейшем творчестве.
Процесс работы над картиной должен проходить равномерно и планомерно, не нужно торопиться, выполняя работу рывками. Необходимо поэтапно решать поставленные задачи, от общего к частному. Сначала необходимо найти большие отношения - цвет, и тон неба, землю и т.д. Спешка может привести к срыву и разочарованию. Не нужно на первых порах ставить перед собой множество задач. Задач должно быть 2-3, не более. Например изобразить небо и землю: 1 - показать цвет, 2 -воздушную перспективу, 3 - тон, не прорисовывая облака и постройки на земле. Нужно воспитывать в себе трудолюбие и упорство, стараться довести начатую работу до конечного результата, законченности. Работа на пленэре требует решения множества задач. Наиболее значимая - выбор формата. Не следует сразу брать большой формат. Лучше начинать с небольшого, и выбора несложных мотивов. Целью должна стать написание этюда, в котором передано состояние природы, верно взяты основные цветовые отношения. Целесообразно посвятить время наблюдению одного и того же мотива в разное время суток, а так же в разное состояние -солнечной погоды, пасмурного или дождливого дня. История живописи насчитывает большое количество примеров вдумчивого изображения натуры. Следует внимательно изучать наследие живописного мира и внимательно относиться к собственному переосмыслению изображаемого объекта. Работа на пленере способствует «очищению» и «высветлению» палитры художника. Учит работать быстро и вдумчиво, позволяет раскрыться индивидуальному видению автора.
Исходя из поставленных задач данного исследования: анализа методов обучения пейзажной живописи мастеров конца XIX - начала XX века с позиций их использования в современных условиях; обоснования необходимости и эффективности включения в учебный процесс сведений о конкретно-исторических памятниках ландшафтной архитектуры в целях развития художественного творчества студентов; введения знания о композиционно-художественных закономерностях достижения гармонии в методику обучения живописи на пленэре; выявления особенностей
научный журнал
личностно-ориентированной методики, основные положения которой способствуют решению проблем повышения качества обучения студентов в условиях пленэрной практики; проведения педагогического эксперимента по оценке эффективности применения индивидуального и коллективного подходов в обучении на пленэре, стало возможным выделить и выявить роль обучения пленэрной живописи для раскрытия творческой индивидуальности студентов ХГФ.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие заключения:
- Особое внимание необходимо уделять воспитанию у студентов понимания культуры живописи, и, прежде всего, чувства меры.
- Методы обучения пленэрной живописи, полученные в педагогическом опыте отечественных мастеров искусства, должны быть согласованы с особенностями современной высшей школы.
- Существенную роль исполняют региональные особенности и культурно-исторический статус местности, оказывающие непосредственное влияние на становление творческой индивидуальности студентов.
- Возможно использовать метод корреляции учебных заданий по живописи на пленэре с другими специальными дисциплинами (цветоведение, композиция, рисунок, история искусства, художественное краеведение), позволяющий проследить и определить эффективность взаимодействия этих дисциплин в целях развития креативности студентов [6,с.15].
- Комплекс критериев оценки художественной подготовленности студентов позволяет оценить результат, соединяющий природную одаренность, творческую активность и теоретико-практическую последовательность обучению живописи [6, с. 15].
- Педагогический эксперимент необходим для выявления особенностей индивидуального и коллективного подходов в обучении на пленэре. На его основании и выявляется закономерность, присущая изменениям художественно-творческого роста студентов как в течение всего периода обучения пленэрной живописи, так и на отдельных его стадиях.
Таким образом, следует подчеркнуть, что навыки и знания, приобретенные в процессе выполнения учебных заданий на открытом воздухе, формируют профессиональное мастерство и улучшают качество обучения живописи в мастерской. Эта взаимообусловленность живописи особенно остро ставит проблему исследования методов обучения и развития творческой индивидуальности, прежде всего на пленэре, когда «главным учителем» выступает природа. На открытом воздухе обогащается цветовое восприятие предметного мира в окружении световоздушной среды, а взаимосвязь пейзажного мотива с архитектурой и пространством
научный журнал
формирует понимание студентами вопросов соразмерности и соподчиненности в композиции, воспитывает чувство меры и художественный вкус. Совершенствование живописного мастерства в природной, ландшафтно-архитектурной среде способствует формированию у студентов потребности к самостоятельной творческой работе, главным образом, вне предусмотренных программой учебных часов, что является необходимым условием для развития индивидуальности и профессионального мастерства художника. [6, с 56].
Исходя из описанных выше особенностей живописи на открытом воздухе, можно предположить перспективы дальнейшего исследования данной темы. Заключить, что обучение живописи на пленэре представляет собой многогранное и сложное явление, а расширение навыков и умений студентов является необходимой базой для повышения профессионализма. Так же привлечь внимание специалистов педагогики и психологии искусства к развитию творческой индивидуальности будущих художников
- преподавателей.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
2. Базанова М.Д. Пленэр. Учебная летняя практика в художественном училище. Учебн. Пособие для худож.-промышл. Училищ / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 159 е., ил.
3. Беда Г.В. Живопись: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд»/ Г.В. Беда. -М.: Просвещение, 1986. 192 е., ил.
4. Богачева М.И. Формирование творческой индивидуальности художника / М.И. Богачева: Автореф. дис. канд. философских наук. М., 1972. - 19 с.
5. Жаданова Л.А. О формировании творческих способностей студентов на пленэре по живописи / Л.А. Жаданова / Культурологические исследования'03: Сб. науч. тр. Вып. 4. / Под ред. Г.К.Щедриной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
- С.488-491. (0,21 п.л.).
6. Жаданова Л. А. Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов / Любовь Афанасьевна Жаданова: Диссерт..канд. педагог..наук. - 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2006. - 201 с.
7. Шестак Н.В. Высшая школа: технология обучения / Н.В. Шестак. -М.: Вузовская книга, 2000. - 80 с.
Razinkina Olga
FUNDAMENTALS TRAINING PLEIN AIR FOR DEVELOPMENT ; CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS OF ART - GRAFIC
DEPARTMENT
i> Abstract. The thesis is devoted to the complex research of the process of < development of creative individuality of art students at training in the open air v from the standpoint of psychology, pedagogy, art history, composition theory.
научный журнал
It reveals the position that the principles of teaching landscape painting, applied masters of the past, as well as the theoretical work of scientists in the field of color science, psychology and pedagogy of art become an important component in improving students learning methods in the open air in modern conditions. It determined that the skills and knowledge gained in the implementation of learning activities in the open air, forming professional skills and improve the quality of teaching painting in the studio.
Provided the goal consisting in the disclosure of the theoretical and methodological foundations of plein-air practice and its role in the disclosure of the creative personality of students AGF. It is emphasized that completing classroom work we carry out the same goals and objectives, but the artist must go beyond the workshop, the development should go thoroughly. Therefore, there is an open-air work in nature. In the open air there are features images of nature, their complexity. Methodical tips work in the open air. It highlights the role of teaching plein air painting to reveal a creative individuality of students AGF. The findings reflected: special attention should be paid to the education of the students understanding of art culture, and, above all, a sense of proportion, learning techniques of plein air painting produced in the pedagogical experience of domestic masters of art should be consistent with the features of a modern high school, an essential role performed by regional peculiarities and cultural-historical status of the area, have a direct influence on the development of creative individuality of students may use school assignments correlation method for painting in the open air with other subspecialties (chromatics, composition, drawing, art history, art local history), allowing to trace and determine the effectiveness of cooperation these disciplines in order to develop the creativity of students, a set of criterion of artistic evaluation of preparedness of students to evaluate the result of connecting the natural talent, creativity and theoretical and practical training sequence of painting. Kea words: plein air, composition, story, space, shape.