Научная статья на тему 'Применение принципа «От общего к частному» в подготовке начинающего художника к пленэрной практике'

Применение принципа «От общего к частному» в подготовке начинающего художника к пленэрной практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
639
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип «от общего к частному» / пленэр / изобразительное искусство / изобразительная грамота / Ренессанс / Античность / композиция / рисунок / живопись / the principle "from general to particular " / plein air / fine art / fine art literacy / Renaissance / antique / composition / drawing / painting

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Людмила Сергеевна

В данной статье автор рассматривает принцип «от общего к частному» как основополагающий во всем разнообразии изобразительной деятельности и в обучении изобразительной грамоте в частности, а также в рамках подготовки начинающего художника к пленэр-ной практике. Данная работа ориентирована на помощь и практические рекомендации в подготовке студентов к пленэрной практике. В тексте статьи автор описывает зарождение принципа «от простого к сложному» («от общего к частному») с античных времен, его развитие во времена Ренессанса и его актуальность в современной системе обучения изобразительному искусству. В статье отражена эстетическая составляющая данного принципа в рамках системы мироустройства в целом. Автор раскрывает конкретные примеры применения принципа «от общего к частному», или же «от простого к сложному», в обучении композиции – нахождение композиционного центра и подчинение ему всех частей композиции, академическому рисунку – в анализе конструкции предметов и форм, в тональном рисунке, а также в академической живописи – речь идет об общем колорите живописного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PRINCIPLE "FROM GENERAL TO PARTICULAR" IN TRAINING YOUNG ARTISTS FOR PLEIN-AIR PRACTICE

The article highlights the principle "from General to Particular" as a basic principle in a variety of artistic activities, in teaching visual art literacy, in particular, and training novice painters for plein-air practice. The article is aimed at providing assistance and practical recommendations in training students for pleinair practice. In the article the author describes the emergence of the principle "from Simple to Complex" ("from General to Particular") since ancient times, its development during the Renaissance and its relevance in the modern system of teaching fine arts. The article reflects the aesthetic component of this principle with-in the frame of the world order system in general. The author shows concrete examples of application of the principle "from General to Particular " or "from Simple to Complex" in teaching composition finding the composition center and subordination to it of all parts of the composition; academic drawing – analysis of objects and shapes, tonal drawing, as well as academ-ic painting, we mean the general coloring of the paint-ing.

Текст научной работы на тему «Применение принципа «От общего к частному» в подготовке начинающего художника к пленэрной практике»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 372.874 DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-332-335

ББК 85.1

ФИЛИППОВА Людмила Сергеевна,

Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, Москва, Россия Lyudmila filippova@list.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ» В ПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩЕГО ХУДОЖНИКА К ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКЕ

В данной статье автор рассматривает принцип «от общего к частному» как основополагающий во всем разнообразии изобразительной деятельности и в обучении изобразительной грамоте в частности, а также в рамках подготовки начинающего художника к пленэрной практике. Данная работа ориентирована на помощь и практические рекомендации в подготовке студентов к пленэрной практике. В тексте статьи автор описывает зарождение принципа «от простого к сложному» («от общего к частному») с античных времен, его развитие во времена Ренессанса и его актуальность в современной системе обучения изобразительному искусству. В статье отражена эстетическая составляющая данного принципа в рамках системы мироустройства в целом. Автор раскрывает конкретные примеры применения принципа «от общего к частному», или же «от простого к сложному», в обучении композиции - нахождение композиционного центра и подчинение ему всех частей композиции, академическому рисунку - в анализе конструкции предметов и форм, в тональном рисунке, а также в академической живописи - речь идет об общем колорите живописного произведения.

Ключевые слова: принцип «от общего к частному», пленэр, изобразительное искусство, изобразительная грамота, Ренессанс, Античность, композиция, рисунок, живопись.

FILIPPOVA Lyudmila Sergeevna

Moscow City Teacher Training University, Institute of Culture and Arts Russian Federation, Moscow, Russia, Lyudmila_filippova@list.ru

APPLICATION OF THE PRINCIPLE "FROM GENERAL TO PARTICULAR" IN TRAINING YOUNG ARTISTS FOR PLEIN-AIR PRACTICE

The article highlights the principle "from General to Particular" as a basic principle in a variety of artistic activities, in teaching visual art literacy, in particular, and training novice painters for plein-air practice. The article is aimed at providing assistance and practical recommendations in training students for plein-air practice. In the article the author describes the emergence of the principle "from Simple to Complex" ("from General to Particular") since ancient times, its development during the Renaissance and its relevance in the modern system of teaching fine arts. The article reflects the aesthetic component of this principle within the frame of the world order system in general. The author shows concrete examples of application of the principle "from General to Particular " or "from Simple to Complex" in teaching composition - finding the composition center and subordination to it of all parts of the composition; academic drawing - analysis of objects and shapes, tonal drawing, as well as academic painting, we mean the general coloring of the painting.

Keywords: the principle "from general to particular ", plein air, fine art, fine art literacy, Renaissance, antique, composition, drawing, painting.

Занятия пленэром («пленэр» от фр. en plein air - «на открытом воздухе») являются неотъемлемой частью обучения изобразительной грамоте, а также живописи и графики в целом. Без рисования с натуры невозможно вообразить процесс обучения рисованию, так как, только наблюдая и анализируя окружающую действительность, человек способен изучить и понять конструкцию, объем, цвет, а также развить у себя пространственное мышление (понятие перспективы, пропорций), колористические навыки. Рисование с натуры непосредственно на открытом воздухе требует специальной подготовки, так как имеет существенные отличия от рисования в аудитории.

Рисование в условиях пленэра расширяет привычные студенту границы как в буквальном смысле (ограничение аудиторного пространства, постановки в частности), так и в переносном -больше внимания уделяется выбору мотива, наполнению работы духовным смыслом, настроением, чувственностью. Занятия пленэром способствуют накоплению новых представлений начинающего художника о пространстве, свете, композиции.

Классическое обучение изобразительному искусству придерживается школы академического рисунка и живописи, хотя существует множество альтернативных методик, многие из которых ставят под сомнение или вовсе отрицают важнейшие и опорные методы обучения рисованию, выработанные в течение многих столетий, начиная с Античности, Ренессанса и до наших дней. Одним из таких «базовых» принципов является принцип «от общего к частному» как основа изобразительной грамоты.

Принцип «от общего к частному» на первый взгляд кажется простым и банальным, недостойным большого внимания. Тем не менее, как правило, начинающий художник, не обладающий знаниями и навыками изобразительной грамоты, приступая к работе над рисунком, в первую очередь нарушает именно этот принцип. Так же, как и в детском рисунке: дети по натуре склонны обращать внимание на детали, упуская общую картину вещей. В детском рисунке зачастую отсутствует или нарушена общая композиция, при этом все мелкие детали обычно четко прорисованы. С начинающим художником происходит примерно то же самое - неподготовленный студент начинает рисунок гипсовой головы именно с деталей (например, с глаз), упуская при этом саму общую форму головы. Таким образом, целью нашего исследования яви-

- 332 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

лась проблема очередности, поэтапности в методике обучения рисованию, что в дальнейшем подлежит подробному рассмотрению как в рамках методики обучения изобразительному искусству, так и в рамках общего понимания искусства в целом. Такой подход к изучению методики рисования малоизучен и малоосвещен. Новизна данного исследования состоит в том, что в отличие от предыдущих методических разработок нами предлагается начать курс изобразительной грамоты именно с общих принципов рисования и самой методики в целом, рассматривая и анализируя творческий процесс в рамках всей истории искусств, находя его обоснования в философии, законах природы, природы творчества и персептивного восприятия.

Именно в древнегреческой философии впервые эстетические свойства материального мира были разработаны столь глубоко, разносторонне и плодотворно, что никакая другая эпоха не могла в этом отношении сравниться с нею: учение о числе, мере, ритме и гармонии стихий, составляющих космическое целое. В эпоху Античности впервые были сформированы «числовые» соотношения эстетического предмета и искусства. Пифагор, его ученики и последователи впервые разработали понятие о материальном мире как определенным образом организованном, принципом построения которого выступает та или иная числовая структура. Конкретизациями этой структуры выступали гармония частей всякого тела, а также пропорции, симметрия. Применив, например, пропорции к исследованию музыкального искусства, пифагорейцы выразили математически основные соотношения тонов в нем, а Поликлет на основе учения о симметрии частей человеческого тела, изложенного им в трактате «Канон», создал идеальную фигуру человека, ставшую образцом скульптурного искусства Античности. В античной классике в целом, и особенно в скульптуре, наиболее явно выразился греческий идеал красоты. В нем главным было целое, которому и были подчинены все ритмические и пропорционально организованные части. «Целое или единое, охватывающее все его части и выражаемое в них, выступало как доминирующий принцип организации всякого природного и рукотворного материального тела и вообще - космоса», - пишет д.ф.н., профессор В.А. Волобуев [1, с. 13].

Таким образом, мы и по сей день говорим о подчинении в искусстве всех отдельных элементов целому. В любой композиции есть доминанта, которая является основным смысловым звеном, задает ритм, определяет границы, задает симметрию. Отсюда же возникает и принцип «от общего к частному». Во-первых, философская мысль о мироустройстве, о том, что каждая мельчайшая частица подчинена чему-то большему, о том, что мы сами как части этого мира и всегда есть доминирующее и подчиняющееся. Во-вторых, в узком понимании этой мысли в рамках изобразительного искусства это видение большей, обобщенной (общей) формы и лишь дальнейшее ее членение.

Таким образом, первым принципом в изобразительном искусстве в целом и в рисовании в частности можно считать принцип «от общего к частному», другими словами - «от простого к сложному».

В композиции мы говорим об этом с определенной точки зрения:

1. Нахождение композиционного центра (сама идея, сюжет, смысловой центр) и подчинение ему всех остальных частей композиции. Композиция - система правил и приемов взаимного расположения частей в единое целое. Так, можно сказать, существует первое правило для начинающего художника: «Человек, решивший познать основы изобразительной грамоты, должен научиться видеть и чувствовать окружающую природу, уметь вычленять из окружающего многообразия главное, подчиняя ему второстепенное» [2, с. 13].

Вселенная, наша Земля с ее обитателями строго организованы и существуют по определенным законам, подчиняясь единому принципу, порядку. Здесь нет места хаосу и случайности. Художник, выстраивая свое изобразительное пространство, во многом следует тем же законам, на которых построен материальный мир, используя художественные материалы и приемы, помогающие наиболее полно раскрыть его замысел. «Изображение, выполненное вне этих правил, не является произведением и подобно осколкам материального мира, находящимся в хаотичном состоянии» [2, с. 31]. То есть художник не просто случайным образом располагает объекты на картинной плоскости, а подчиняет их определенной структуре, ритму, гармонии, заданным замыслом художника.

2. В академическом рисунке мы говорим о принципе «от общего к частному», или же «от простого к сложному», упрощая изображаемые предметы с помощью представления их в виде простых геометрических форм, таких как прямоугольная призма, шар, цилиндр, пирамида, конус. «При внимательном анализе форм предметов, при всей их кажущейся сложности, в них всегда можно увидеть геометрически конструктивную основу или сочетание нескольких таких основ, образующих эту форму. Для примера возьмем кувшин, в основе которого можно выделить несколько различных по форме геометрических тел в следующем сочетании: горловина - цилиндр, корпус - шар, основание - конус. Конструктивная форма двухэтажного дома - прямоугольник, его крыша - трехгранная призма» [3, с. 6].

Из этого следует, что для художника важно не только наблюдение за предметом (видение его формы, его внешних очертаний), но также важно понимать его суть, конструкцию. Ведь любая форма подразумевает объем, который нельзя представить, не поняв конструкцию предме-

- 333 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

та. Таким образом, мы видим не только созерцательный, но и научный подход к искусству, получивший широкое распространение в эпоху Возрождения. Великие художники Ренессанса, такие как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, братья Караччи, П.П. Рубенс и другие, пропагандировали в своих школах обучения изобразительному искусству именно научный подход к рисованию. В дальнейшем эта мысль получила развитие и в отечественной системе обучения изобразительному искусству. «Рисование...такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать.», - так писал выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков [3, с. 3].

Говоря о тональном рисунке, о представлениях о построении светотеневых отношений, мы также будем использовать принцип «от общего к частному». Все детали подчинены общему целому, в противном случае они будут «раздробленными». Слово «тон» происходит от греческого tonos - напряжение. Под словом «тон» понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета в зависимости от источника света и окраски самого предмета. Работая светотеневыми отношениями, студентам следует стремиться к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс - должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя.

3. В академической живописи этот принцип также находит свое применение. Цвет - цель и инструмент живописи. Писать «живо» - писать мир, расцвеченный множеством красок. «"Цвет" - это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части отраженного светового излучения зрительным аппаратом человека» [7, с. 91].

Когда мы видим цвета окружающих нас предметов, мы видим их в сочетании всего их окружения, освещения. Создавая живописное полотно, художник руководствуется тем же принципом, обобщая, подчиняя все предметы и их цвета единому цветовому пространству данной работы. Здесь невозможно что-то вырвать или вычленить из общей цветовой композиции: как и в жизни, любой предмет всегда окружают другие, а также свет (его качество и количество), само пространство, воздух. «Денни Дидро приводит такое весьма интересное рассуждение: "Вот перед вами на полотне женщина, одетая в белый атлас; прикройте все остальное на картине и смотрите только на одежду - быть может, этот атлас вам покажется грязным, матовым, мало правдоподобным. Но восстановите эту женщину в середине окружающих ее вещей, и тот же атлас и его цвет вновь дадут нужный эффект"» [8, с. 101].

Таким образом, мы говорим о колорите живописного произведения: «Цветовая гармония невозможна без колорита - цветового единства картины, когда все элементы изображения тесно взаимосвязаны друг с другом эмоциональным и цветовым стержнем. Чаще всего это единство достигается за счет выделения "лидирующего" цвета, способного объединить, "построить" в гармоничный единый цветовой ряд многообразия природных форм» [2, с. 69].

«При рисовании с натуры чрезвычайно важно уменье обобщать, уменье видеть основное, главное, опуская второстепенное и несущественное. В своей работе необходимо идти от общего и главного к частному и второстепенному. В конечном итоге работы частное и второстепенное должно быть обязательно подчинено общему и главному» [4, с. 31].

В рамках подготовки студента непосредственно к пленэрной практике этот раздел изобразительной грамоты имеет первоочередную роль. Обучение рисованию с натуры также имеет систему: от простого к сложному. То есть на начальном этапе не предусматривается выполнение сложных композиций, а наоборот: курс начинается с выполнения набросков и зарисовок элементов растительного мира, сельского и городского пейзажа, включая фрагментарные зарисовки. С помощью этих заданий у начинающего художника формируется глазомер, умение «видеть» мотив, чувствовать композицию, перспективу, пропорции, т.п. «Набросок прежде всего приучает обращать внимание на главное в натуре, невольно заставляет быстрее ориентироваться в пропорциях, в характере модели и ее движении» [4, с. 131].

Можно привести в пример опытного художника, рисующего портрет и начинающего работу непосредственно с черт лица, элементов прически и т.п., лишь постепенно намечая общую форму. Здесь, скорее, имеет место именно творческий опыт - художник знает и хорошо владеет навыками рисования и удерживает все принципы и законы построения рисунка у себя в голове, опытным глазом и «набитой» рукой позволяет себе вести работу «с характерных деталей». Для достижения таких навыков в рисовании невозможно преступить изучение основополагающих принципов и основ академического рисунка и живописи, одним из которых и является принцип «от общего к частному». Прежде чем говорить со студентом о композиции, пропорциях, перспективе, колорите, - следует обратить внимание на саму природу творчества, на гармоничное единство окружающего нас мира и научиться понимать и следовать его законам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Волобуев В.А. Философия искусства: монография: в 2-х кн. Кн. 1. - М.: МГПУ, 2014. - 152 с.

2. Дубровин В.М. Живописные основы художественной грамоты: монография. - М.: МГПУ, 2012. - 212 с.

- 334 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________

3. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 480 с.

4. Пособие по рисованию / под общ. ред. проф. К.Н. Кардовского, проф. В.Н. Яковлева и доц. К.Н. Корнилова. -М.; Л.: Госстройиздат, 1938. - 162 с.

5. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства // Вестник Мос. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - №4. - С. 139-143.

6. Рощин С.П., Филиппова Л.С. Художественно-творческая практика (пленэр): учебное-методическое пособие. -М.: МГПУ, 2014. - 92 с.

7. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учебно-методическое пособие. Российская Академия художеств. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Изобраз. искусство, 1994. - 200 с.

8. Школа изобразительного искусства: Вып. 1. - М.: Изобраз. искусство, 1986. - 176 с.

REFERANCES

1. Volobuev V.A. Philosophy of art: monograph: in 2 books. [Filosofija iskusstva: monografija: v 2-h kn]. Kn. 1. Moscow: MGPU, 2014. pp. 152. (inRuss.).

2. Dubrovin V.M. Art basis art knowledge: monograph. [Zhivopisnye osnovy hudozhestvennoj gramoty: monografija]. Moscow: MGPU, 2012. pp.212. (inRuss.).

3. Li N.G. Fundamentals of educational academic drawing. [Osnovy uchebnogo akademicheskogo risunka]. Moscow: Izd-vo JeKSMO, 2003. pp.480. (inRuss.).

4. A manual on drawing ed. by K.N. Kardovskii, prof. V.N. Jakovlev & doc. K.N. Kornilov. [Posobie po risovaniju pod obsh. red. prof. K.N. Kardovskogo, prof. V.N. Jakovleva i doc. K.N. Kornilova]. Moscow: Leningrad: Gosstrojizdat, 1938. pp.162. (inRuss.).

5. Roshhin S.P. The motivation of art education as an important task of teaching methods of fine arts. [Motivacija hudozhestvennogo obrazovanija kak vazhnejshaja zadacha metodiki prepodavanija izobrazitel'nogo iskusstva]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2009. №4. Sankt-Peterburg. p. 139-143. (inRuss.).

6. Roshhin S.P., Filippova L.S. Artistic and creative practice (plein air): textbook. [Hudozhestvenno-tvorcheskaja praktika (plenjer): uchebnoe-metodicheskoe posobie]. Moscow: MGPU, 2014. pp.92. (inRuss.).

7. School of visual arts: Vol. 5: textbook. [Shkola izobrazitel'nogo iskusstva: Vyp. 5: Uchebno-metodicheskoe posobie]. Rossijskaja Akademija hudozhestv. 3-e izd., ispr. i dop. Moscow: Izobrazitelnoye Iskusstvo, 1994. pp.200. (inRuss.).

8. School of visual arts: Vol. 1. [Shkola izobrazitel'nogo iskusstva: Vyp. 1]. Moscow: Izobrazitel'noye iskusstvo, 1986. pp.176. (inRuss.).

Информация об авторе Information about the author

Филиппова Людмила Сергеевна, старший преподаватель кафедры рисунка и графики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет», Институт культуры и искусств РФ, г. Москва, Россия Lyudmila_filippova@list.ru

Получена: 30.09.2015

Для цитирования статьи: Филиппова Л. С. Применение принципа «от общего к частному» в подготовке начинающего художника к пленэрной практике. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

Filippova Lyudmila Sergeevna, Senior lecturer, the Chair for Drawing and Graphics, State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow City Teacher Training University”, Institute of Culture and Arts Russian Federation, Moscow, Russia, Lyudmila_filippova@list.ru

Received: 30.09.2015

For article citation: Filippova l. S. Application of the principle "from general to particular" in training young artists for plein-air practice. [Prime-nenie principa «ot obshhego k chastnomu» v podgotovke nachinajushhego hudozhnika k plenjernoj praktike]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Том 7. № 6 vol-2. С - . doi:

- 335 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.