Научная статья на тему 'Принцип «От общего к частному» как основа изобразительной грамоты'

Принцип «От общего к частному» как основа изобразительной грамоты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4536
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип «от общего к частному» / пленэр / изобразительное искусство / изобразительная грамота / Ренессанс / античность / композиция / рисунок / живопись / the principle "from general to particular" / plein air / fine art / fine art literacy / Renaissance / antique / composition / drawing / painting

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Людмила Сергеевна

В данной статье автор рассматривает принцип «от общего к частному» как основополагающий во всем разнообразии изобразительной деятельности и в обучении изобразительной грамоте в частности. Автор описывает зарождение этого принципа с античных времен, его развитие во времена Ренессанса и его актуальность в современной системе обучения изобразительному искусству. Также в статье подробно описано применение принципа «от общего к частному», или же «от простого к сложному», в композиции, академическом рисунке и в академической живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE “FROM GENERAL TO PARTICULAR” AS THE BASIS OF FINE ART LITERACY

In this article the author considers the principle "from general to particular" as fundamental in a variety of artistic activities and in teaching fine art literacy in particular. The author describes the emergence of this principle since antiquity, its development during the Renaissance and its relevance in the modern system of teaching fine arts. Also, the article described in detail the application of the principle "from general to particular" or "from simple to complex" in composition, in academic drawing and academic painting.

Текст научной работы на тему «Принцип «От общего к частному» как основа изобразительной грамоты»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИНЦИП «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ»

КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Филиппова Людмила Сергеевна

ассистент кафедры рисунка и графики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет,

институт культуры и искусств»,

РФ, г. Москва E-mail: Lyudm ila_filippova@list.ru

THE PRINCIPLE “FROM GENERAL TO PARTICULAR”

AS THE BASIS OF FINE ART LITERACY

Lyudmila Filippova

assistant of the Department of drawing and graphics, State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education Moscow City Teacher Training University, Institute of Culture and Arts,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор рассматривает принцип «от общего к частному» как основополагающий во всем разнообразии изобразительной деятельности и в обучении изобразительной грамоте в частности. Автор описывает зарождение этого принципа с античных времен, его развитие во времена Ренессанса и его актуальность в современной системе обучения изобразительному искусству. Также в статье подробно описано применение принципа «от общего к частному», или же «от простого к сложному», в композиции, академическом рисунке и в академической живописи.

Филиппова Л.С. Принцип «от общего к частному» как основа изобразительной грамоты // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 8 (18) .

URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2508

ABSTRACT

In this article the author considers the principle "from general to particular" as fundamental in a variety of artistic activities and in teaching fine art literacy in particular. The author describes the emergence of this principle since antiquity, its development during the Renaissance and its relevance in the modern system of teaching fine arts. Also, the article described in detail the application of the principle "from general to particular" or "from simple to complex" in composition, in academic drawing and academic painting.

Ключевые слова: принцип «от общего к частному», пленэр,

изобразительное искусство, изобразительная грамота, Ренессанс, античность, композиция, рисунок, живопись.

Keywords: the principle "from general to particular", plein air, fine art, fine art literacy, Renaissance, antique, composition, drawing, painting.

В современном мире наблюдается многообразие систем и методов обучения рисованию. Классическое обучение изобразительному искусству придерживается школы академического рисунка и живописи, хотя существует множество альтернативных методик, многие из которых ставят под сомнение или вовсе отрицают важнейшие и опорные методы обучения рисованию, выработанные в течение многих столетий, начиная с античности, Ренессанса и до наших дней. Одним из таких базовых принципов является принцип «от общего к частному» как основа изобразительной грамоты.

Зачастую мы встречаем многообещающие рекламные листовки с предложениями обучить рисованию за несколько дней или даже часов (как, например, метод «правополушарного рисования»). Основой таких методик является психологический, эмоциональный фактор воздействия на учащегося, рекламная кампания. Уровень владения рисунком низкий, упор делается на экспрессию, выражение чувств, эмоций с помощью зрелищных техник. Во всем этом обучении нет никакой серьезной последовательной методики,

не уделяется внимание изучению основ изобразительной грамоты. Не следует путать и смешивать подобное обучение рисованию с академической методической системой. Сам принцип «от общего к частному» на первый взгляд кажется простым и банальным, недостойным большого внимания. Тем не менее, как правило, начинающий художник, не обладающий знаниями и навыками изобразительной грамоты, приступая к работе над рисунком в первую очередь нарушает именно этот принцип. Так же как и в детском рисунке: дети по натуре склонны обращать внимание на детали, упуская общую картину вещей. В детском рисунке зачастую нет общей композиции или она нарушена, при этом все мелкие детали обычно четко прорисованы. С начинающим художником происходит примерно то же самое: неподготовленный студент начинает рисунок гипсовой головы именно с деталей (например, с глаз), упуская при этом саму общую форму головы.

Таким образом, целью нашего исследования явилось решение проблемы соблюдения очередности, поэтапности в методике обучения рисованию, что в дальнейшем подлежит подробному рассмотрению как в рамках методики обучения изобразительному искусству, так и в рамках общего понимания искусства в целом. Такой подход к изучению методики рисования малоизучен и малоосвещен. Новизна данного исследования состоит в том, что, в отличие от предыдущих методических разработок, нами предлагается начать курс изобразительной грамоты именно с общих принципов рисования и самой методики в целом, рассматривая и анализируя творческий процесс в рамках всей истории искусств, находя его обоснования в философии, законах природы, природы творчества и персептивного восприятия.

Именно в древнегреческой философии впервые эстетические свойства материального мира были разработаны столь глубоко, разносторонне и плодотворно, что никакая другая эпоха не могла в этом отношении сравниться с нею: учение о числе, мере, ритме и гармонии стихий, составляющих космическое целое. В эпоху античности впервые были сформированы «числовые» соотношения эстетического предмета и искусства. Пифагор, его

ученики и последователи впервые разработали понятие о материальном мире как определенным образом организованном, принципом построения которого выступает та или иная числовая структура. Конкретизациями этой структуры выступали гармония частей всякого тела, а также пропорции, симметрия. Применив, например, пропорции к исследованию музыкального искусства, пифагорейцы выразили математически основные соотношения тонов в нем, а Поликлет на основе учения о симметрии частей человеческого тела, изложенного им в трактате «Канон», создал идеальную фигуру человека, ставшую образцом скульптурного искусства античности. В античной классике в целом и особенно в скульптуре наиболее явно выразился греческий идеал красоты. В нем главным было целое, которому и были подчинены все ритмические и пропорционально организованные части. «Целое или единое, охватывающее все его части и выражаемое в них, выступало как доминирующий принцип организации всякого природного и рукотворного материального тела и вообще — космоса», — пишет д.ф.н., профессор В.А. Волобуев [1, с. 13].

Таким образом, мы и по сей день говорим о подчинении в искусстве всех отдельных элементов целому. В любой композиции есть доминанта, которая является основным смысловым звеном, задает ритм, определяет границы, задает симметрию. Отсюда же возникает и принцип «от общего к частному». Во-первых, философская мысль о мироустройстве, о том, что каждая мельчайшая частица подчинена чему-то большему, о том, что мы сами как части этого мира и всегда есть доминирующее и подчиняющееся. Во-вторых, в узком понимании этой мысли в рамках изобразительного искусства это видение большей, обобщенной (общей) формы и лишь дальнейшее ее членение.

Итак, первым принципом в изобразительном искусстве в целом и в рисовании в частности можно считать принцип «от общего к частному», другими словами — «от простого к сложному».

В композиции мы говорим об этом с определенной точки зрения:

1. Нахождение композиционного центра (сама идея, сюжет, смысловой центр) и подчинение ему всех остальных частей композиции. Композиция — система

правил и приемов взаимного расположения частей в единое целое. Так, можно сказать, существует первое правило для начинающего художника: «Человек, решивший познать основы изобразительной грамоты, должен научиться видеть и чувствовать окружающую природу, уметь вычленять из окружающего многообразия главное, подчиняя ему второстепенное» [2, с. 13].

Вселенная, наша Земля с ее обитателями строго организована и существует по определенным законам, подчиняясь единому принципу, порядку. Здесь нет места хаосу и случайности. Художник, выстраивая свое изобразительное пространство, во многом следует тем же законам, на которых построен материальный мир, используя художественные материалы и приемы, помогающие наиболее полно раскрыть свой замысел. «Изображение, выполненное вне этих правил, не является произведением и подобно осколкам материального мира, находящимся в хаотичном состоянии» [2, с. 31]. Т. е. художник не просто случайным образом располагает объекты на картинной плоскости, а подчиняет их определенной структуре, ритму, гармонии, заданными замыслом художника.

2. В академическом рисунке мы говорим о принципе «от общего к частному», или же «от простого к сложному», упрощая изображаемые предметы с помощью представления их в виде простых геометрических форм, таких как прямоугольная призма, шар, цилиндр, пирамида, конус. «При внимательном анализе форм предметов, при всей их кажущейся сложности, в них всегда можно увидеть геометрически конструктивную основу или сочетание нескольких таких основ, образующих эту форму. Для примера возьмем кувшин, в основе которого можно выделить несколько различных по форме геометрических тел в следующем сочетании: горловина — цилиндр, корпус — шар, основание — конус. Конструктивная форма двухэтажного дома — прямоугольник, его крыша — трехгранная призма» [3, с. 6].

Из этого следует, что для художника важно не только наблюдение за предметом (видение его формы, его внешних очертаний), но также важно понимать его суть, конструкцию. Ведь любая форма подразумевает объем,

который нельзя представить, не поняв конструкцию предмета. Таким образом, мы видим не только созерцательный, но и научный подход к искусству, получивший широкое распространение в эпоху Возрождения. Великие художники Ренессанса, такие как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, братья Караччи, П.П. Рубенс и другие, пропагандировали в своих школах обучения изобразительному искусству именно научный подход к рисованию. В дальнейшем эта мысль получила развитие и в отечественной системе обучения изобразительному искусству. «Рисование...такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать.», — так писал выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков [3, с. 3].

Г оворя о тональном рисунке, о представлениях о построении светотеневых отношений, мы также будем использовать принцип «от общего к частному». Все детали подчинены общему целому, в противном случае они будут «раздробленными». Слово «тон» происходит от греческого “tonos” — напряжение. Под словом «тон» понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета в зависимости от источника света и окраски самого предмета. Работая светотеневыми отношениями, студентам следует стремиться к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс — должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя.

3. В академической живописи этот принцип также находит свое применение. Цвет — цель и инструмент живописи. Писать «живо» — писать мир, расцвеченный множеством красок. «Цвет» — это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части отраженного светового излучения зрительным аппаратом человека» [6, с. 91].

Когда мы видим цвета окружающих нас предметов, мы видим их в сочетании всего их окружения, освещения. Создавая живописное полотно, художник руководствуется тем же принципом, обобщая, подчиняя все предметы

и их цвета единому цветовому пространству данной работы. Здесь невозможно что-то вырвать или вычленить из общей цветовой композиции: как и в жизни, любой предмет всегда окружают другие, а также свет (его качество и количество), само пространство, воздух. «Денни Дидро приводит такое весьма интересное рассуждение: «Вот перед вами на полотне женщина, одетая в белый атлас; прикройте все остальное на картине и смотрите только на одежду — быть может, этот атлас вам покажется грязным, матовым, мало правдоподобным. Но восстановите эту женщину в середине окружающих ее вещей, и тот же атлас и его цвет вновь дадут нужный эффект» [7, с. 101].

Таким образом, мы говорим о колорите живописного произведения: «Цветовая гармония невозможна без колорита — цветового единства картины, когда все элементы изображения тесно взаимосвязаны друг с другом эмоциональным и цветовым стержнем. Чаще всего это единство достигается за счет выделения «лидирующего» цвета, способного объединить, «построить» в гармоничный единый цветовой ряд многообразия природных форм» [2, с. 69].

«При рисовании с натуры чрезвычайно важно уменье обобщать, уменье видеть основное, главное, опуская второстепенное и несущественное. В своей работе необходимо идти от общего и главного к частному и второстепенному. В конечном итоге работы частное и второстепенное должно быть обязательно подчинено общему и главному» [4, с. 31].

В рамках подготовки студента непосредственно к пленэрной практике этот раздел изобразительной грамоты играет первоочередную роль. Обучение рисованию с натуры также имеет систему — от простого к сложному. Т. е. на начальном этапе не предусматривается выполнение сложных композиций, а наоборот: курс начинается с выполнения набросков и зарисовок элементов растительного мира, сельского и городского пейзажа, включая фрагментарные зарисовки. С помощью этих заданий у начинающего художника формируется глазомер, умение «видеть» мотив, чувствовать композицию, перспективу, пропорции т. п. «Набросок прежде всего приучает обращать

внимание на главное в натуре, невольно заставляет быстрее ориентироваться в пропорциях, в характере модели и ее движении» [4, с. 131].

Можно привести в пример опытного художника, рисующего портрет и начинающего работу непосредственно с черт лица, элементов прически и т. п., лишь постепенно намечая общую форму. Здесь, скорее, имеет место именно творческий опыт — художник знает и хорошо владеет навыками рисования и удерживает все принципы и законы построения рисунка у себя в голове, опытным глазом и «набитой» рукой позволяет себе вести работу «с характерных деталей». Для достижения таких навыков в рисовании невозможно игнорировать изучение основополагающих принципов и основ академического рисунка и живописи, одним из которых и является принцип «от общего к частному». Прежде чем говорить со студентом о композиции, пропорциях, перспективе, колорите, следует обратить внимание на саму природу творчества, на гармоничное единство окружающего нас мира и научиться понимать его законы и следовать им.

Список литературы:

1. Волобуев В.А. Философия искусства: монография: в 2-х кн. — Кн. 1. — М.: МГПУ, 2014. — 152 с.

2. Дубровин В.М. Живописные основы художественной грамоты: монография. — М.: МГПУ, 2012. — 212 с.

3. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. — 480 с.

4. Пособие по рисованию / под общ. ред. проф. К.Н. Кардовского, проф. В.Н. Яковлева и доц. К.Н. Корнилова. — М.: Л.: Госстройиздат, 1938. — 162 с.

5. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 139—143.

6. Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учебно-методическое пособие / Российская Академия художеств. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1994. — 200 с.

7. Школа изобразительного искусства: Вып. 1. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.