УДК 378.026.9:75.047 ББК 74.58
Рабилова Зоя Жилгилдыновна
старший преподаватель кафедра творческих специальностей
Казахский Национальный педагогический университет имени Абая
г. Алматы Rabilova Zoya Zhilgildynovna Senior lecturer Chair of creative specialties Kazakh National Pedagogical University named after Abay
Almaty [email protected]
Активизация профессионально-творческой деятельности студентов в процессе прохождения пленэрной практики Activation of professional creative activity of students during the plein air practice
B статье обосновывается и раскрывается потенциал активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства в процессе прохождения пленэрной практики. Пленэрная практика рассматривается как важнейший и необходимый компонент профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.
The article explains and reveals the potential activation of professional creative activity of the future fine arts teachers during plein-air practice. Plein-air practice is considered as an important and necessary component of professional training of artgraphic faculties' students of pedagogical universities.
Ключевые слова: активизация, профессионально-творческая деятельность, студенты, будущие учителя изобразительного искусства, пленэрная практика.
Key words: activation, professional creative activity, students, future teachers of fine art, plein-air practice.
Такой важный компонент профессиональной подготовки студентов педагогических вузов по специальности «5В010700 - Изобразительное искусство и черчение» как пленэрная практика на сегодняшний день остаётся вне поле зрения казахстанских учёных-методистов. Хотя, на наш взгляд, ее потенциал далеко не исчерпан. Создается впечатление, что современной системе художествен-
но-педагогического образования Казахстана гораздо проще отказаться от хорошо наработанного, апробированного годами опыта художественной педагогики предшествующей методики. И, представляется, что легче критиковать старую, строить новую систему по пресловутому европейскому образцу. Правда, что в этом процессе мы уже потеряли и продолжаем терять то главное и ценное, что было в традиционной школе художественно-педагогического образования.
Поэтому в нашей работе, мы стремились показать насколько пленэрная практика востребована в ракурсе активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства. Наш многолетний педагогический опыт и наблюдения показали, что на деле пленэрной практике уделяется недостаточно должное внимание. Это демонстрирует и анализ результатов летних пленэрных практик студентов художественно-графического факультета Казахского Национального педагогического университета им. Абая за период 2004-2014 года. Опытно-экспериментальная работа показала, что в основном у студентов преобладает средний и низкий уровень (к примеру, графических и живописных рисунков), несмотря на наличие у них базовых знаний и умений в области рисунка, живописи и композиции, которые они получили в аудиторных занятиях. В целом, можно сказать, что студенты, буквально теряются при работе на воздухе от разнообразия цветовых оттенков, богатой цветовой палитры природы и окружающего пространства.
На наш взгляд, в казахстанской системе художественно-педагогического образования на сегодняшний день проблема активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства во время прохождения пленэрной практики не получила должного научного освещения как в теории, так и в практике подготовки студентов к самостоятельной творческой работе на художественно-графических факультетах педагогических вузов. В этом контексте очевидны сложившиеся противоречия:
- между потребностью школы в творческой личности учителя, формирующейся в сфере профессионального образования и недостаточной разработанностью теории и методики обучения в процессе пленэрной практики на художественно-графических факультетах педагогических вузов;
- между необходимостью активизации профессионально-творческой деятельности студентов в процессе прохождения пленэрной практики и не разработанностью дополнительных резервов для дальнейшего развития его творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности;
- между широкими потенциальными возможностями пленэрной практики и незначительным использованием их в процессе обучения будущих учителей изобразительного искусства;
- между необходимостью активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства в процессе прохождения пленэрной практики и недостаточностью дидактических исследований по этой проблеме. В связи с обозначенными противоречиями актуальность тематики нашего исследования не вызывает сомнения.
Традиционно пленэрная практика - подсистема целостной системы профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Она всегда являлась, и до сих пор является важнейшим ресурсом, использование которого позволит решить совокупность задач художественно-педагогического образования по активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства. Понятно, что главной проблемой в рамках пленэрной практики является конструирование подлинно творческого учебного процесса, в котором проявит себя и разовьется творческая личность студента, или во всяком случае активизирует профессионально-творческую деятельность.
В научной литературе в области художественной педагогики уделяется достаточное внимание к проблемам теории, методики и практики преподавания живописи, создан целый ряд серьезных научных исследований и ценных
методических пособий, однако лишь в некоторых работах (Г.В. Беда, Г.Б. Смирнова, В.А. Басманова и многих других) рассматриваются некоторые аспекты методики обучения пленэрной живописи, что не вполне решает проблему ее преподавания, и в частности в аспекте активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства [2; 5; 1].
Анализ научно-методических трудов вышеперечисленных художников-педагогов позволил нам сделать следующие выводы:
- пленэрная практика является важным и обязательным звеном в системе подготовки учителей изобразительного искусства в силу того, что она «концентрирует в себе» остальные формы и методы подготовки, укрепляет основные знания, умения и навыки, которые студенты получают в процессе выполнения аудиторных работ;
- в ходе пленэрной практики студенты воплощают знания, умения и навыки, которые закладываются в период обучения, впоследствии становящиеся определяющим в их будущей профессиональной деятельности;
- пленэрная практика на художественно-графическом факультете создает широкие возможности для активизации самых разнообразных компонентов профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства, так как соединяет воедино работу по рисунку, живописи и композиции. Эти дисциплины являются основной «константой», или иначе можно сказать «фундаментом» профессиональной подготовки художника-педагога. При этом все пленэрные занятия проводятся на открытом воздухе, что создает дополнительный стимул в преодолении трудностей в профессионально-творческой деятельности студентов.
В настоящее время в литературе и научных исследованиях рисование на открытом воздухе рассматривается в различных аспектах: наблюдается интенсивное развития теории и методики преподавания живописи в научно-методической литературе; заметно усилилась внимание к исследованию
теоретических проблем связанных с раскрытием и использованием законов физиологии и психологии восприятия цвета и формы предметов. На сегодня вышло в свет немало интересных книг, учебников, методических пособий, защитен ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых нашли свое отражение и многие вопросы, прямо или косвенно касающиеся нашего исследования. При этом, самые сильные из них - это пособия, разработанные в лоне советской художественной школы. К сожалению, которые сегодня практически не используются педагогами. Это учебное пособие П.П. Ревякина «Техника акварельной живописи». Особенно интересны 1-3 главы, которые имеют непосредственное отношение к теме нашей работы. Систематизируя накопленной опыт в изучении методов и приемов акварельной живописи, автор обозначил необходимые теоретические задания, нужные начинающему живописцу. Рассматривая закономерности колорита, П.П. Ревякин определяет основные моменты, от которых он зависит это «ряд законов света: зрительного восприятия и мышления» [4]. Он подверждает, что для успешного изображения природы необходими знания живописных качеств прежметов, изменяющихся под влиянием света, и цвета помогают живописцу верно выразить любое состояние освещенности.
Не менее значима, работа о пленэре в высшей художественно-педагогической школе - учебное пособие Н.Я. Маслова. В нем значительное внимание уделяется изучению пленэрной среды как объекта изображения для художника [3]. Можно перечислить, еще с десяток таких фундаментальных работ советской школы, чьей опыт мы пытались синтезировать в своей методике.
При этом, все же, эта важнейшая подсистема профессиональной подготовки будущих учителей Казахстана до сих пор не приведена в четкую и определенную методическую систему, которая ставит своей целью активизацию профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства. При этом, надо отметить, что многие дипломные работы выпускников основаны на впечатлениях и материалах пленэрных прак-
тик. Основная цель практики состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения. Задачи практики включают: выполнение живописных этюдов и графических зарисовок ландшафта, растительных форм, фигуры человека, живой и неживой природы, архитектурного декора, разработку авторских орнаментальных композиций. Занятия по живописи, рисунку и композиции на пленэре направлены на развитие у студентов широкой пространственной ориентации, способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение - в двухмерном пространстве на плоскости. Студенты должны уметь отображать в своих работах целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности, применять в этюдах метод работы отношениями, сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб.
На основе вышеизложенного можно сказать, что пленэрная практика студентов художественно-графического факультета по своему характеру является творческой деятельностью, имеющей конкретно определенное содержание и организацию. Главная цель всей пленэрной практики - совместно с практической аудиторной деятельностью формировать целостную личность будущего учителя изобразительного искусства, совершенствовать его профессиональную подготовку, способствовать активизации профессионально-творческой деятельности.
Анализ возможностей пленэрной практики на художественно-графических факультетах показал, что она располагает огромными потенциальными возможностями в профессиональном становлении будущих специалистов, стимулирует и закрепляет интерес к учебе, к своей профессии, формирует готовность к творческой самореализации, помогает лучше овладеть программным материалом, является сферой активизации профессионально-творческой деятельности. Однако, мы считаем, что эти возможности могут быть эффектив-
но реализованы лишь в случае, если деятельность будет устойчиво мотивированна и построена на основе системного подхода.
Мы уже отмечали, что активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства непосредственно в процессе пленэрной практики в казахстанской науке не рассматривалось. Однако, активизировать профессионально-творческую деятельность будущего учителя изобразительного искусства можно лишь в целенаправленно организованном педагогическом процессе, неотъемлемой частью которого является пленэрная практика студентов.
Анализ действующих программ учебной практики (пленэр) убеждает в необходимости их совершенствования в плане построения строго выверенной, основанной на дидактических принципах обучения системы последовательных заданий и упражнений, эффективно способствующих овладению пленэрной живописью на наиболее трудной и ответственной стадии обучения, и в конечном счете, способствующей активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства [6].
Вывод. Изучение пленэра как основного ресурса активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства дает нам возможность сделать следующие выводы:
- пленэрная практика является важным звеном в системе подготовки учителей изобразительного искусства в силу того, что она проверяет и наполняет смыслом остальные формы и методы подготовки тем самым, создавая широкие возможности для активизации самых разнообразных компонентов профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства;
- в настоящее время в литературе и научных исследованиях пленэр рассматривается в различных аспектах: исследуются теоретические проблемы, связанные с раскрытием и использованием законов физиологии и психологии восприятия цвета и формы предметов и многое другое. Однако, вопрос
активизации профессионально-творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства в процессе прохождения пленэрной практики не рассматривался;
- история развития пленэрной практики показывает, что в любые времена графическое искусство, его средства и приемы были не только составной частью изобразительного творчества, но и основным фактором творчества зодчего, художника, самим процессом зарождения, развития и становления художественного образа. При этом именно пленэрная практика способствует формированию творческого мышления, творческой активности будущих художников-педагогов и обладает огромными возможностями в активизации их профессионально-творческой деятельности;
- данные возможности пленэрной практики могут быть эффективно реализованы при определенных педагогических условиях: - выработка целевой установки личности будущего учителя на творческое саморазвитие; - создание благоприятной творческой среды; - активное использование современных педагогических технологий.
Библиографический список
1. Басманов, В.А. Некоторые вопросы формирования цветовой системы произведения живописи [Текст] // Проблемы теории и методики изобразительного искусства: (Сборник научных трудов) / Пермский гос. пед. ин-т; Башкирский гос. пед. ин-т. - Пермь, 1979. - С.57-63.
2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст]/Г.В. Беда. - М., Просвещение, 1981. - 234 с.
3. Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов [Текст]/Н.Я. Маслов. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
4. Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи [Текст]/ П.П. Ревякин. - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - 247 с.
5. Смирнов, Г.Б. Техника масляной живописи [Текст]/Г.Б. Смирнов. - М.: Просвещение, 1974. - 345 с.
6. Типовая учебная программа по пленэрной практике для специальности 5В010700 «Изобразительное искусство и черчение» [Текст]//Авторский коллектив. - Алматы: Издательство «Улагат», 2006. - 20 с.
Bibliography
1. Basmanov, V.A. Some questions of color formation in painting works [Text] // Problems of the theory and techniques of fine arts (collection of scientific papers) / Perm State ped. Inst; Bashkir State ped. Inst. - Perm, 1979. - P.57-63.
2. Beda, G.V. Fundamentals of graphic reading and writing [Text] /G.V. Beda. - M., Education, 1981. - 234 p.
3. Maslov, N.YA. Plein Air: The practice of the visual arts: a textbook for of art-graphic faculties' students of pedagogical universities. [Text] /N.YA. Maslov. - M .: Education, 1984. - 112 p.
4. Revjakin, P.P. Watercolor painting technique [Text] / P.P. Revjakin. - M .: State Publishing House of Construction, Architecture and Building Materials, 1959. - 247 p.
5. Smirnov, G.B. Technique of oil painting [Text] /G.B. Smirnov. - M .: Education, 1974. -345 p.
6. Model curriculum for plein-air practice for specialty 5V010700 "Fine arts and drawing" [Text] // Authors. - Almaty: Publishing "Ulagat", 2006. - 20 p.