Научная статья на тему 'Дизайн: применение компьютерной техники в процессе обучения живописи на пленэрной практике в контексте архитектурно-дизайнерской подготовки в высшей школе'

Дизайн: применение компьютерной техники в процессе обучения живописи на пленэрной практике в контексте архитектурно-дизайнерской подготовки в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН / АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ART / PAINTING / COMPUTER GRAPHICS / ARCHITECTURE AND DESIGN / ART EDUCATION / ARCHITECTURAL COLORISTIC / INNOVATIVE ACTIVITY / NEW EDUCATIONAL PROGRAMS / THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров С. А.

В работе описаны современные аспекты инновационной деятельности применения компьютерной техники в процессе обучения дисциплине «Живопись» на пленэрной практике в контексте архитектурно-дизайнерской подготовки в высшей школе. Предложены увеличения доли организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе с активным внедрением компьютерной техники, с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм организациий аудиторной и самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохоров С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN: APPLICATION OF COMPUTER ENGINEERING DURING TRAINING PAINTING IN PLEIN-AIR PRACTICE IN THE CONTEXT TOARCHITECTURAL DESIGN PREPARATION IN NHE HIGHER SCHOOL

In work modern aspects of innovational activity of application of computer engineering are described during training to discipline "Painting" in plein-air practice in a context of architectural design preparation in the higher school. Increases of a share of the organization of independent work of students in educational process with active introduction of computer engineering, with a support on possessed experience introductions of new forms of the organization аудиторной and independent work of students are offered.

Текст научной работы на тему «Дизайн: применение компьютерной техники в процессе обучения живописи на пленэрной практике в контексте архитектурно-дизайнерской подготовки в высшей школе»

менный мир поставил на лидирующую позицию «фигуру образа человека».

На протяжении истории развития человека было создано множество теорий, позволяющих изучать и интерпретировать процессы формообразования. Реализация утилитарной формы достаточно изучена и реализована на практике. Современные дизайнеры владеют методиками формальной композиции и

могут технически грамотно реализовать практически любую абстрактно-гармоничную форму, но такая «форма» вряд ли найдет своего конкретного потребителя, т.к. эмоционально не связана с конкретным человеком. Современное понятие «форма», особенно «форма костюма» может быть осмыслена только с учетом субъективного восприятия индивидуума.

Библиографический список

1. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

2. Тарабукин, Н.М. Очерки по истории костюма. - М., 1994.

3. Гильберт, К. История эстетики / К. Гильберт, Г. Кун. - М.: Иностранная литература, 1960.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1989.

5. Захаржевская, Р.В. История костюма. - М., 2006.

6. Дижур, А.Л. У истоков промышленного дизайна. Петер Беренс: К 75-летию начала дизайнерской деятельности // Техническая эстетика. - 1982. - № 12.

7. Глазычев, В.Г. О дизайне. - М.: «Искусство», 1970.

Bibliography

1. Losev, A.F. Essays of Ancient Simvolism and Mythology. - M., 1993.

2. Tarabukin, N.M. Essays on History of Costumes. - M., 1994.

3. Gilbert, K., Kun G. History of Aesthetics / К. Gilbert, G. Kun. - M.: Foreign Literature, 1960.

4. Philosophy Encyclopaedia. - M.: «Soviet Encyclopaedia», 1989.

5. Zaharzhevskaya, R.V. History of Costume. - M., 2006.

6. Dizhur, A.L. Sources of Industrial Desing. Peter Berens: To the 75th Anniversary of the Beginning of Desing Work. // Technical Auelhetics. -

1982. - № 12.

7. Glazichev, V.G. About Desing. - M.: «Art», 1970.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 75. 047: 004

Prokhorov S.A DESIGN: APPLICATION OF COMPUTER ENGINEERING DURING TRAINING PAINTING IN PLEIN-AIR PRACTICE IN THE CONTEXT TOARCHITECTURAL - DESIGN PREPARATION IN NHE HIGHER SCHOOL. In work modern aspects of innovational activity of application of computer engineering are described during training to discipline "Painting" in plein-air practice in a context of architectural - design preparation in the higher school. Increases of a share of the organization of independent work of students in educational process with active introduction of computer engineering, with a support on possessed experience introductions of new forms of the organization аудиторной and independent work of students are offered.

Key words: art, painting, computer graphics, architecture and design, art education, architectural coloris-tic, innovative activity, new educational programs, the independent work of students.

С.А. Прохоров, канд. психол. наук, проф., г. Барнаул, E-mail:prokh64@mail.ru

ДИЗАЙН: ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКЕ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В работе описаны современные аспекты инновационной деятельности применения компьютерной техники в процессе обучения дисциплине «Живопись» на пленэрной практике в контексте архитектурно-дизайнерской подготовки в высшей школе. Предложены увеличения доли организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе с активным внедрением компьютерной техники, с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм организациий аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: искусство, живопись, компьютерная графика, архитектура и дизайн, архитектурная колористика, художественное образование, инновационная деятельность, новые образовательные программы, самостоятельная работа студентов.

В современной архитектурно-художественной практике актуальными векторами становятся развитие, реформирование, совершенствование архитектурного-дизайнерского образования. Архитектурно-дизайнерская подготовка в высшей школе нацелена на разработку образовательных программ нового поколения, выбора системы и методики образования, совершенствование инновационной составляющей процесса подготовки.

Художественная составляющая в архитектурнодизайнерском образовании - один из элементов профессиональной культуры. Переход к «технологическому» обществу все больше и больше повышает требования к современному воспитанию и образованию, которые складываются с учетом

тенденции развития общества, что способствует формированию целостной личности - человека творческого, мыслящего, культурно образованного, с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и активной жизненной позицией. Задачи, стоящие перед архитектурно-дизайнерским образованием в свете проблем XXI столетия, не оставляют сомнений в необходимости совершенствовании образовательного процесса в профильной подготовке специалиста. Реальное достижение этой задачи состоит в осмыслении накопленного творчесаого опыта и в достижении такого уровня профессионального архитектурно-дизайнерского сознания, которое гарантирует преемственность в условиях активного внедрения новых достижений в науке и технике, включает в себя представление о

непрерывности культурно-исторического процесса и даёт видение профессионалу себя в этом процессе.

Уплотнение времени, огромный поток информации, вхождение в единое информационное образовательное пространство, выбор широкого спектра технических возможностей, усложнение социальной и функциональной действительности - характерные объективные черты современного объективного мира. Архитектурно-художественное образование в силу специфики, необходимого консерватизма не может подвергаться частым и кардинальным изменениям, которые влекут за собой, как правило, утрату приобретенных веками традиций, особенностей, культуры. С другой стороны наступившая эпоха динамичного внедрения новых достижений в науке и технике во все сферы жизни человека должна определять требования к художественному образованию (квалификационные требования к специалисту) и совершенствованию архитектурно - художественной практики.

В настоящее время существует необходимость создания условий для подготовки поколения творческой интеллектуально мыслящей личности, современных тенденций архитектурно - художественного творчества, активного внедрения инновационных технологий, их отражение на процессе профессионального образования, непрерывного изучения с художественной и методической точек зрения.

Проблема развития художественного творчества в архитектурно-дизайнерской подготоаке, на наш взгляд, является важным звеном в сфере профессионального образования. В современных условиях в качестве источника творчества всё чаще выступают знания, инновации в науке, технике и способы их практического применения в образовании. Владение культурным мировым и отечественным наследием, умение творчески сочетать его с современными архитектурно- художественными направлениями, и решать сложные пространственные задачи нашего времени являются актуальными требованиями к профессионалу.

В современном художественном образовании работает ряд прогрессивных исследователей - Л.П. Холодова, Т.М. Степанская, В.Т.Шимко, Н.Ф. Метленков, К.В. Киянен-ко, В.В. Ауров. В.К. Моор, А.В. Ефимов, С.Б. Поморов, Б.А. Глаудинов, - это ведущие архитекторы - практики, дизайнеры, искусствоведы, педагоги, ученые, активно участвующие в разработке теорий, методик, принципов и методов проектирования, в подготовке профессионала, способного выражать актуальные проблемы художественно - проектной культуры и овладевшего целостным видением художественной и научной картины мира [1].

Постоянное обновление информации в области науки, техники, инновационных технологий, образования дает основание полагать, что рассматриваемая проблема практически всегда остается открытой системой для исследователей, что неизбежно приводит к поиску путей обновления теоретических моделей, философских подходов, мировозренческих взглядов в архитектурно-художественном творчестве: в практике и образовании исследования современных тенденций в архитектурно - художественной сфере, ее специфических особенностей и отражение их инновационных процессов в архитектурном образовании.

Развитие архитектурно - творческих способностей всегда ставилось на первое место в образовательном процессе. Суть образования - создание новых возможностей для обучения. Это возможно лишь в том случае, если у студента постоянно развиваются и совершенствуются его творческие способности, его способность к обучению. Развитие творческого мышления требует специальной организации учебной деятельности, опирающейся на концепцию органического единства теоретических и практических форм деятельности, основанной на междисциплинарных связях.

Педагогическая составляющая этого направления - это усиление инновационной компоненты в содержании и методах обучения в соответствии с общецивилизованными процессами, интеграции образования с наукой и передовой практикой, это определенная переориентация педагогических

нововведений, методов усвоения знаний на процессы и методы формирования инновационных способностей; появление и возрастание роли междисциплинарных и многодисциплинарных педагогических новаций на стыке различных видов профессиональной деятельности, полипрофессионалов. В архитектурно-художественном образовании отмечается на современном этапе ряд педагогических нововведений и кластерных новаций, повышается роль научно-педагогического трансферта в сфере передачи знаний в учебный процесс, усиливаются трансфертные звенья между наукой и педагогической практикой [1]. Поэтому основополагающей задачей вуза становится не просто передача знаний, которые быстро утрачивают свою новизну и актуальность, но, в первую очередь, вооружение студентов четкой методологией познания, формирование у них умения работать в условиях постоянно изменяющейся действительности.

Инновации в высшем профессиональном образовании имеют следующие направления: совершенствование содержания образования; подготовку новых учебных программ; разработку и применение новых технологий в образовании (впервую очередь, информационно - телекоммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий); формирование у профессорско-преподавательского состава новаторских качеств; инновационной активности; структурные преобразования в высшей школе; создание новых государственных образовательных стандартов. В рамках изложенных направлений происходит совершенствование методических подходов к подготовке специалистов в архитектурнодизайнерских школах. В частности, при подготовке дизайнеров, архитекторов учитывается специфика специалистов, развиваются особые методические техники для обучения профильным предметам.

Ведущую роль в совершенствовании методики преподавания акварельной живописи и ее декоративным преобразованиям на пленэрной практике мы отводим внедрению и применению в процессе обучения компьютерных технологий. Развитие данного художественного восприятия будет способствовать подготовке дизайнеров и архитекторов-колористов, хорошо знающих закономерности формирования живописного изображения и пространственно-цветового облика архитектуры.

Углубленное и тщательное изучение натуры, освоение технических приёмов и средств выражения (линия, форма, цвет, плоскость и др.), направленные на повышение уровня и качества учебных живописных работ [2], свободное владение приёмами изобразительной грамоты с применением новейших технических достижений в сфере компьютерных графических программ обогащает, расширяет и углубляет творческий потенциал при выполнении заданий любого вида, жанра, направления.

Переосмысленный подход к методике ведения акварельной живописи на пленэре и ее декоративным преобразованиям с помощью компьютерных технологий для архитектурных и дизайнерских школ, как конечный результат цепочки «от реалистической живописи на выход художественного образа декоративного преобразования и далее в архитектурный и дизайн проект» соответствуют современным требованиям образования.

Овладение профессиональными приемами в живописи, знание технологии работы живописными материалами, различных техник и способов академической и декоративной живописи, умение применять эти знания на практике развиваются поэтапно, от изучения теории цветовых гармоний и этюдов с натуры к декоративному обобщению, интерпретации натуры, трансформации форм сначала на плоскости, а в дальнейшем и в пространстве, что необходимо для архитектора, дизайнера архитектурной среды, как способ минимальными, лаконичными изобразительными средствами добиться максимальной выразительности своего графического языка как основы будущей коммуникации между автором архитектурного, дизайнерского проекта и потребителем.

Итоговой задачей живописи на пленэре и ее цветографических преобразований является формирование художественной культуры и цветового композиционного мышления студентов, наработка профессиональных навыков в изобразительной работе и архитектурной графике. Эти навыки осваиваются в процессе декоративной живописи гуашевыми, темперными, акриловыми красками и, что не менее важно, с использованием на старших курсах современных компьютерных графических программ как инструмента современного архитектора и дизайнера, что позволяет приблизить дисциплину «Живопись и архитектурная колористика» к практической проектной деятельности в части визуализации. В основе методики лежит универсальный принцип: «от простого - к сложному» используемой учебной рабочей программы с постепенным и последовательным усложнением поставленных задач. Как не менее важный методический принцип можно обозначить закономерность, художественно-логическую последовательность декоративных интерпретаций на основе этюдов с натуры: «от реальности - к трансформации формы и к формообразованию», с учётом особенностей и различия изобразительных средств гармонизации колорита и композиции в пространственной живописи и в плоскостнодекоративной живописи локальными пятнами или цветной графики.

Пленэрная живописная практика является продолжением учебного процесса

и ставит целью повышение изобразительной культуры посредством совершенствования знаний, умений и навыков в свободном владении различными видами живописи и ее цветографическими преобразованиями, как традиционными методами, так и с помощью различных компьютерных программ [3].

Художественные материалы и компьютерные программы используемые на пленэрной практике:

Акварель, гуашь, акрил, соус, сангина, уголь, пастель, тушь, чернила, кисти, рапидограф,“№го Snap Viewer”, “Corel Draw”, “Photoshop”, “Archicad.” Примерная программа летней пленэрной практики по живописи:

Вводная лекция. Задачи летних этюдов и зарисовок, особенности зрительного восприятия в условиях изменения освещенности. Оборудование для работы, возможности использования различных материалов и техник изображения [3].

Тема 1. Серия набросков-эскизов композиций для подготовки к последующим работам.

Тема 2. Фрагмент сооружения.

Тема 3. Архитектурный объект в городской или природной среде.

Тема 4. Многоплановый объект — ансамбль, панорама. Тема 5. Интерьер.

Тема 6. Приемы монументальной декоративной живописи в архитектуре.

Тема 7. Декоративные приемы архитектурных зарисовок.

Начало работы на пленэрной практике обусловлено кратковременными этюдами, выполнением серии односеансных этюдов в технике «Alla prima». Время односеансного этюда с натуры колеблется в пределах от тридцати минут до двух часов. Выполнение работы сопровождается поисками интересных ракурсов и композиционных решений изображения с использования знаний линейной, воздушной, перцептивной и широкоугольной перспективы. Серия быстрых этюдов архитектурного пейзажа, поиски изображения с различных точек зрения, на разном формате и разными методами работы акварелью решают задачу подготовки к длительному, с детальной проработкой, многосеансному этюду большого формата с применением смешанной техники

Перед студентами стоит сложная задача передачи состояние освещения в пейзаже, передача динамики построения композиции, внутренних ритмов. Студент не располагает большим количеством времени, а только несколькими минутами и вынужден передавать наиболее существенные и характерные качества натуры, освещения. Поэтому задачей живо-

писного наброска заключается быстро и лаконичными изобразительными средствами передать наиболее сложное состояние природы, характер и пластику натуры.

Методическая последовательность выполнения акварельного этюда остается прежней, но все этапы выполняются быстро. Этюд создается сразу в полную силу цвета и тона и практически не поддается исправлению, что требует уверенных, энергичных движений кисти. В процессе создания акварельных этюдов в технике Alla prima. формируется целый ряд навыков, в том числе и навык владения кистью без предварительного рисунка карандашом.

В живописных этюдах следует пытаться передавать цветовые особенности натуры несколькими пятнами, цветовыми заливками. Цветовое пятно есть лишь условная граница формы и от выразительности пятна, цветовой заливки зависит восприятие предметов в пространстве. В живописном этюде пятно служит непосредственному выражению обобщенности и цельности увиденной натуры Непрерывное, смелое движение кисти имеет существенное значение, так как одновременно помогает обобщению изображения, а также отбору и увязке отдельных частей в единое целое. Выполнение кратковременных живописных набросков в технике «Alla prima» не позволяет с необходимой полнотой изучить все свойства и качества натуры. Поэтому целесообразно, после тщательного анализа и выбора наиболее интересных работ перейти на мно-госеансные живописные акварельные этюды с использованием таких техник как лессировка, мозаичное письмо, отмывка.

Для выполнения долговременного акварельного этюда в основном применяют лессировочный метод работы, на который тратится много времени и сил, в то же время, после тщательной этюдной подготовки, выверенной композиции и качественного рисунка, результат работы оправдывает себя. Закрепление знаний полученных методом «Alla prima», лесси-ровочным или мозаичным методом позволяет за довольно короткое летнее время прохождения пленэрной практики, в определенной мере, изучить многообразие окружающей действительности. Студенты успевают выполнить нужный базовый объем живописных работ, который позволяет накопить первые профессиональные навыки в области пленэрной живописи.

При работе над этюдами, во время прохождения пленэрной практики, необходимо уделять внимание развитию художественной наблюдательности, зрительной памяти, умению отбора и обобщения самого важного и характерного в натуре, развитию художественного вкуса, умению цельно воспринимать натуру, накоплению изобразительного материала нужного в дальнейшей творческой деятельности.

Наряду с описанием традиционной методики живописных приемов на пленэре считаем необходимым представить ряд инновационных заданий декоративных преобразований живописи с применением компьютерных программ: “Nero Snap

Viewer,” “Corel Draw”, “Photoshop,” “Arhicad.”

Примеры заданий

1. Краткосрочные этюды, сбор материала для последующих работ (приложение №1).

2. Декоративные приемы архитектурных зарисовок. Цветная графика. Компьютерные вариации “Nero Snap Viewer.” (приложение №2).

3. Компьютерные цветографические преобразования на основе натурного материала “Corel Draw”, “Photoshop.” (приложение №3).

4. Фрагмент сооружения. Цветовые вариации цветной пленэрной графики, выполненной в «ручной» технике с применением компьютерных программ. Поиск цветового решения, подбор варианта цветографического решения (приложение №4).

5. Фрагмент сооружения. Упражнение в рамках самостоятельной работы на пленэрной практике. Анализ цветового и тонового состояния объекта, основанный на применении двух цветовых тонов исходя от чёрно-белого декоративного преобразования рисунка: дополнительные цвета, изохромия,

симультирующий контраст. “Nero Snap Viewer” (приложение №5).

6. Многоплановый объект — ансамбль, панорама. “Corel Draw” (приложение № 6).

7. Многоплановый объект — ансамбль, панорама. “Corel Draw”. Фотоколлаж (приложение № 7).

8. Архитектурный объект в городской или природной среде. “Corel Draw”(приложение № 8).

9. Многоплановый объект — ансамбль, панорама. Длительный пленэрный этюд в технике лессировок. Перевод цветного пленэрного этюда в виртуальную «гризайль» с по-

мощью программы “Соге1”. Цель - исследование тонового состояния выполненного этюда (приложение № 9) [4].

Приведенная методическая модель пленэрной живописной практики позволяет решать точечно задачи по трансформации традиционного архитектурного образования в инновационное, учитывающее условия и требования современного мира. Обновленные идеи и методики позволяют осуществлять подготовку инновационно - ориентированных специалистов.

Важной целью процесса подготовки специалиста архитектурно-дизайнерского направления можно считать решение триединой задачи: инновационной, научной и образовательной.

Приложения:

Живопись и ее декоративные интерпретации на пленэрной практике

1. Краткосрочные акварельные этюды, сбор материала. 2. Декоративные приемы архитектурных архитектурных зарисовок.

Цветная графика. Компьютерные вариации “Nero Snap Viewer.

З.Компьютерные цветографические преобразования на основе натурно материала “Corel Draw”, “Photoshop.”

4.Архитектурный объект в городской или природной “ среде Corel Draw”

5. Фрагмент сооружения. Цветовые вариации пленэрной графики. 6. Многоплановый объект а/ Ансамбль, панорама

а/ Ручная техника б/ Технике с применением компьютерных программ. “Corel Draw.” б/ Фотоколлаж, панорама. “Corel

Draw.”

7.Передача цветного состояния архитектурного

Библиографический список

8. Получение цветовой инверсии изображения

9. Длительный пленэрный этюд в технике лессировок Перевод цветного этюда в виртуальную «гризайль» с помощью программы “Corel Draw”.

1. Наумова, В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования. - Барнаул: АГУ, 2010.

2. Бесчастнов, Н.П. Живопись / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Б. Дыминский, А.С. Ше-болдаев. - М., 1993.

3. Прохоров, С.А. Живопись для архитекторов и дизайнеров / С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. - Барнаул: АлтГТУ, 2010.

4. Поморов, С.Б. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре / С.Б. Поморов, С.А. Прохоров, А.В. Шадурин. - Барнаул: АлтГТУ, 2010.

Bibliography

1. Naumova, V.I. Modern lines of architectural - art creativity and actual vectors of architectural education. - Barnaul: ASU, 2010.

ЗЗ

2. Beschastnov, N.P. Painting / N.P. Beschastnov, V.Y. Kulakov, I.N. Stor, J.S. Avdeev, G.M. Gusejnov, V.B. Dyminsky, A.S. Sheboldaev. - M., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Prokhorov, S.A. Painting for architects and designers / S.A. Prokhorov, A.V. Shadurin. - Barnaul: А^Ти, 2010.

4. Pomorov, S.B. Decorative painting and computer graphics interpretations in design culture / S.B. Pomorov, S.A. Prokhorov, A.V. Shadurin. -Barnaul: AltSTU, 2010.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 81' 373.4

Stepanova E.D. COMPARATIVE DESCRIPTION OF OBJECTS OF MATERIAL FORTUNE IN RUSSIAN, ENGLISH AND GERMAN LINGUOCULTURES. The article deals with the comparative description of a fortune, realty in the Russian, English and German languages. The meanings of the words will, testament, inheritance, dowry, trousseau are examined in linguocultural aspect to reveal their similarities and differences in these languages. In the article the description of the definition wealth is given.

Key words: fortune, realty, will, wealth.

Е.Д. Степанова, соискатель ВолГУ, г. Волгоград, E-mail: sstepanov61@mail.ru

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИМУЩЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ В РУССКОЙ, АНГЛИЙСКОЙ, НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

Статья рассматривает сравнительную характеристику состояния, недвижимости в русском, английском и немецком языках. Исследуется значение слов завещание, наследство, приданое в лингвокультурологическом аспекте для выявления их сходства и различия в этих языках. В статье дается характеристика понятия богатство.

Ключевые слова: состояние, недвижимость, завещание,

На всем протяжении процесса познания человеком окружающего мира его окружает множество объектов, которые, как правило, имеют неорганическую природу и чаще всего сделаны самим человеком. С точки зрения философии, объект - это философская категория (если определять её в пределах эпистемологии), выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания)

— предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). В качестве объекта может выступать и сам субъект, в качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.

В философии языка (естественно-языковой онтологии) объектом считается то, что воспринимает, мыслит, упоминает и обрабатывает носитель языка, в отличие от субъекта - т.е. самого носителя языка. Объекты - это потенциальные референты (обозначаемые) речевых единиц или потенциальные денотаты (означаемые) языковых знаков.

Объектом культуры является элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся результатом процесса предметнопрактической деятельности субъекта культуры. Сама культура

- не только способ присвоения, но и отбор объекта для присвоения и его интерпретации [1].

В лингвистике объект - семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние. В предложении объект является дополнением, которое выражено именем существительным, обозначает предмет, отражает на себе действия глагола или служит его орудием [2]. Н.Д. Арутюнова отмечает, что для понимания смысловой стороны предложения очень существенны семантические отношения между глаголом и его актантами, прежде всего прямым объектом [3].

Возможен широкий и узкий подходы к толкованию термина «объект». При широком подходе объектами считаются означаемые отпредикатных существительных и номинализо-ванных (подчиненных) пропозиций - т.е. признаки, свойства, состояния, отношения предметов, процессы и т.п.; при более узком понимании понятие объекта охватывает только собственно объекты - непредицируемые сущности, в данном случае объектами считаются только предметы [3].

Существуют объекты физические (материальные, конкретные) и абстрактные; объекты исчисляемые (вещественные) и неисчисляемые (невещественные) и т.д. Объекты могут принадлежать субъекту, а значит, быть его личной собствен-

богатство.

ностью. По определению В.И.Лоскутова, собственность в экономике есть отношение между людьми по поводу принадлежности вещей. Это отношение проявляется в том, что один человек (или группа людей) относится к определенной вещи как к своей, а другие люди относятся к ней как к чужой [4]. По его мнению, продать или потерять можно только объекты собственности, но не собственность, так как собственность не вещь, а общественное отношение, характеризующее принадлежность вещи тому или иному лицу. Е.В. Бабаева, рассматривая нормы собственности, обращает внимание на объект собственности в русской и немецкой лингвокультурах, отношение носителей русского и немецкого языков к размеру своего и чужого объектов, богатству, уменьшению, увеличению или сохранению собственности. Е.В. Бабаева выделяет рекомендуемые модели поведения в русском и немецком языках, которые отличаются следующей спецификой: русскому человеку не следует стремиться к увеличению собственности, а носителю немецкого языка рекомендуется проявлять активность для ее приобретения; представителю немецкого социума нужно точно знать, на что истрачены материальные средства; носителю русского языка не следует обращать большое внимание на уменьшение собственности, т. к. это часто происходит независимо от его воли, без его вины [5].

Мы выделяем среди объектов личной собственности следующие: объекты физические (материальные, конкретные); объекты абстрактного характера; одушевленные объекты собственности.

В данной статье мы остановимся на сопоставительной характеристике объектов физических (недвижимое имущество); а также объектов собственности, которые могут относиться как к движимому, так и недвижимому имуществу, на материале русского, английского, немецкого языков.

Все физические объекты личной собственности разделяются на движимое и недвижимое имущество, их можно хранить, передавать и т.д. Обычно это - непроизводственные бытовые объекты, вещи, имущество, а также дома, участки, например: Удержалось у него тысячонок десяток, запрятанных про черный день, да дюжины две голландских рубашек, да небольшая бричка,... да два крепостных человека... (Гоголь); ... for the tiny chairs and mirrors, the fairy plates and cups, were her property (Bronte); Ihre Mitgift ist nicht mehr da, sie steckt in der Ausstattung, in den Moebeln und den Bildern (T. Mann), т.е. объекты могут быть представлены языковыми единицами, номинирующими различного рода предметы: рубашки, брич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.