Научная статья на тему 'Проведение городской пленэрной практики у будущих художников традиционного прикладного искусства'

Проведение городской пленэрной практики у будущих художников традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ЭТЮД / НАБРОСОК / ТОН / ПЕРСПЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев П.А.

В статье описываются основные цели, задачи и проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время прохождения городской пленэрной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение городской пленэрной практики у будущих художников традиционного прикладного искусства»

Игнатьев П.А., профессор кафедры рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (института).

ПРОВЕДЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ У БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье описываются основные цели, задачи и проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время прохождения городской пленэрной практики. Ключевые слова: пейзаж, этюд, набросок, тон, перспектива.

Ignatiev P.A., professor of the Department of drawing and painting of the High School of Folk Arts (the Institute).

THE HOLDING OF CITY OF PLEIN AIR PRACTICE OF THE FUTURE ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ART

Abstract. The article describes the main objectives, tasks and problems faced by students during the passage of the city plein air practice. Key words: landscape, sketch, tone, perspective.

В процессе практики на открытом воздухе студенты с помощью руководителей-преподавателей приобретают навыки и умение самостоятельно выбирать объекты изображения, оценивать их художественно-эстетическую значимость и выделять наиболее интересные (для художника) пейзажные мотивы и объекты растительного мира.

Практика на открытом воздухе (пленэр) для студентов высшей школы народных искусств, имеет цель приобретение и закрепление практических навыков и умений по выполнению на открытом воздухе графических зарисовок живописных этюдов и их декоративных переработок, основанных на теоретических знаниях и практических навыках, освоенных студентами в ходе

аудиторного обучения. Целью практики является изучение закономерностей выполнения графических и живописных этюдов на открытом воздухе.

В задачи практики входит формирование умения у студента видеть в окружающем мире наиболее эстетически значимые объекты для изображения, совершенствование и углубление теоретических знаний, приобретенных в процессе предшествующего пленэру обучению.

Приобретение и закрепление навыков работы карандашом и другими графическими материалами на открытом воздухе.

Развитие творческого мышления, умения находить необходимые природные мотивы для последующего использования их изображений в работе над композиционными построениями, формирование экологической культуры студента.

Пленэрная практика основывается на практических и теоретических знаниях других художественных дисциплин: Рисунок, Живопись, Композиция. Перспектива, Пластическая анатомия, Техника живописи и технология живописных материалов. Студент должен на практике уметь использовать: законы композиции в рисунке на пленэре, линейную и воздушную перспективу и их влияние в рисунке, технику и технологию работы графическими материалами (карандаш, сепия, сангина, соус). понятие декоративности в рисунке. Уметь компоновать изображение в формате графической работы, грамотно определять тональность в рисунке, использовать линейную и воздушную перспективу в рисунке на открытом воздухе, видеть колорит в работе, выстраивать завершенное живописное произведение, моделировать форму тоном, техникой и технологией работы графическими материалами, владеть художественными свойствами тона, различными приемами акварельной, темперной и масляной живописи и различными инструментами (перо, кисть, фломастер, карандаш, гелевая ручка).

В изобразительной практике студентов на пленэре различается ряд видов учебной деятельности: планирование учебных задач, восприятие натуры, учет

особенностей окружающей среды, непосредственная работа с материалом (изобразительная деятельность, консультация с педагогом.

В ходе планирования учебных задач главным и обязательным моментом является четкое определение целей задания. При этом учитываются формат этюдов, техника исполнения и продолжительность сеанса. Выполнение этюда обычно планируют в самой общей форме, главным образом как комплекс трех видов упражнений: по композиции; по рисунку; по живописи. Исходя из конкретных условий работы с натуры, намечается последовательность композиционного решения, линейно-конструктивного построения форм, тоновых и цветовых отношений этюда.

Одним из необходимых условий правильной «постановки глаза» является умение воспринимать натуру цельно в определенном сочетании тонально -цветовых отношений. Последнее обстоятельство исключительно важно для начинающего художника.

Практическая работа на пленэре является в определенной мере творческой деятельностью, хотя и не сводится к ней. В данном случае творческая деятельность не самоцель, поскольку конечной целью ее не является создание картины (этюда) как произведения искусства, а формирование профессиональных представлений, овладение действиями и операциями, приемами и методами, принципами и закономерностями изобразительного языка.

Изобразительная деятельность в процессе обучения рисунку и живописи на пленэре определяется исключительным разнообразием особенностей натуры, окружающей среды, применяемых материалов и приспособлений. Отметим наиболее важные из них:

1. особенности восприятия пространства и цвета в натуре и изображении.

2. особенности восприятия предметной и социальной среды в процессе работы.

3. особенности формирования зрительного образа и художественного мышления.

Существенной особенностью живописи на пленэре является активное воздействие окружения на натуру, вследствие чего значительно сложнее, чем в академической аудитории, складывается изобразительная деятельность студента.

Нередко студент, недостаточно сознавая целесообразность консультации, игнорирует ее и пытается преодолеть возникающие трудности самостоятельно. В конце концов он запутывается в своей работе, начиная новый этюд, идет по старому пути и снова терпит неудачу. На пленэре часто встречаются подобные проблемные ситуации, когда, находясь друг от друга на значительном расстоянии, студенты не всегда могут рассчитывать на своевременную помощь со стороны педагога. Поэтому в период практики первостепенное значение имеют предварительные (установочные) консультации с педагогом; они являются своеобразной настройкой студента на выполнение определенных требований программы. Наряду с этим, студентам полезно участвовать в групповых просмотрах этюдов, активно включаться в обсуждение ошибок, самостоятельно выявлять просчеты в собственных работах.

В процессе практики по рисунку на пленэре возникает необходимость в систематическом изучении наглядных образцов заданий. Наблюдения показали, что наибольший интерес вызывают образцы, выполненные студентами предыдущих курсов.

Хорошо известно, что любое учебное задание начинается с его объяснения. Однако новый теоретический материал не сразу используется на практических занятиях, хотя и осознается учащимися достаточно полно с самого начала. Эта временная задержка реакции учащегося, так называемый латентный (скрытый) период, служит нередко поводом для ошибочных выводов в работе.

На текущих просмотрах студенческих этюдов, выполненных в первые дни на пленэре, встречается много незаконченных работ. Они не завершены лишь потому,

что «просто не понравились» авторам. Срыв работы над этюдом - результат противоречия между недостаточным опытом, имеющимся у студента, и определенным программным требованием.

В работе с натуры на пленэре с первых же дней обнаруживается ряд общих недостатков. Наиболее распространенными из них являются следующие: случайность выбора мотива, неопределенность композиционного построения по отношению к формату, дисгармония основных отношений: неба, земли и воды, шаблонность в применении одного технического приема, незавершенность работы с натуры на первом плане и излишняя детализация дальнего плана, контрастное решение второстепенных деталей на краях этюда, отсутствие доминирующего тона в этюде, изолированность тона предметов от окружающей среды.

Основные ошибки, которые чаще всего встречаются в работах студентов:

1. неправильное композиционное решение листа (неудачное расположение рисунка на листе бумаги или несоответствие величин изображения и листа);

2. рассматривание (изучение) модели по частям, вне связи с целым;

3. непоследовательность в работе: рисунок начинается не с общего построения, а с прорисовывания деталей, которые оказываются недостаточно собранными в единую форму;

4. неумение увидеть в натуре и передать в рисунке размерные соотношения как частей, так и модели в целом;

5. незнание элементарных законов перспективы или неумение практически их применять.

Учебный процесс на пленэре отличается многообразием внешних воздействий. Чтобы полнее их учитывать и использовать в практической работе с натуры, важно знать их природу.

Как показывают наблюдения, перед студентами при работе с натуры встают

сложные эмоциональные проблемы, например: неумение контролировать себя в

102

работе, недостаточное проявление воли к ее завершению. Здесь необходим соответствующий психологический настрой, своеобразная установка на оптимальное состояние. Это значит что к каждому этюду, даже если он рассчитан на несколько минут, необходимо специально готовиться.

В ходе обучения на пленэре студент должен стремиться воспитывать в себе настойчивость, инициативность, трудолюбие. Эти качества определяют профессиональную подготовку студента. Инициативность и творчество относятся в психологии к сложным интеллектуально-психическим реакциям, которые невозможно вызвать приказом или распоряжением. Поэтому студенту необходимо поддерживать и развивать в себе стремление к самостоятельной творческой работе, даже если ее результаты на первых порах будут весьма скромными.

Студентам необходимо знать основные правила ведения рисунка графитным карандашом:

1.Линия в рисунке должна быть свободной, рисованной, а не вычерченной. Для этого необходимо вырабатывать навыки проведения длинных штриховых линий одним движением руки с различным нажимом;

Нужно избегать однообразия в рисовальной технике, избегать штрихов абсолютно одинаковой длины, одинакового нажима, положенных на одинаковом расстоянии друг от друга;

1. Подход к рисунку не должен быть формальным, внимание обучающегося должно быть сосредоточено не на то или иной манере штриховки, а на том, как эта манера служит передаче поворотов формы в пространстве и цельности изображения;

2. Линии, изображающие части формы на переднем плане, необходимо делать наиболее контрастными и резкими, чем линии среднего и тем более дальнего планов, чтобы сразу же выявить пространственность формы. Если эту закономерность игнорировать, рисунок становится плоским, чертежным, утрачивается конструктивность.

В учебном рисунке должны ставиться и решаться следующие задачи:

1. Выработка объемного восприятия. Работа над рисунком должна научить видеть и передавать предметы объемно, для чего необходимо практически изучить понятие объема;

2. Развитие аналитического мышления. Путем систематических упражнений, последовательно раскрывающих конструктивную основу изображаемой формы, нужно научиться понимать строение каждой модели, являющейся предметом его изучения;

3. Достижение цельности изображения, умение в работе над рисунком подчинять его отдельные части и детали общему решению всего рисунка. Для этого необходимо овладеть принципом работы от общего к частному, от частного к целому; уметь детализировать, не разрушая целого; правильно соблюдать светотеневые и тональные отношения;

4. Выявление характерности. Научиться находить средства подчеркнуть наиболее характерное в натуре, стремясь к наибольшей выразительности и к силе воздействия рисунка.

Для успешной работы в любой живописной технике на пленэре необходимо обязательное соблюдение следующих условий: портативность оборудования и материалов, простота технологии нанесения красок на основу и обеспечение сохранности красочного слоя на ней.

При этом особую роль играет нестационарное оборудование, инвентарь и снаряжение для работы с натуры. Индивидуальные средства - спецодежда, обувь, этюдники, зонты, складные стульчики, краски в закрытых тубах, пеналы-кассетницы для закрепления картона, холстов во время работы и транспортировки.

Форма и виды рабочей одежды на все периоды практики «Пленэр» определяются прежде всего содержанием учебных заданий. Вместе с тем выбор одежды зависит и от времени года, погоды, транспорта для занятий и других

условий. Важнейшие требования к рабочей одежде на пленэре - удобство для работы, однотонность и сдержанность по цвету. Если в расцветке верхней одежды преобладают яркие, насыщенные цвета, контрастные сочетания, то во время работы с натуры на палитру и картинную плоскость могут попадать значительные рефлексы от одежды. При сильном солнечном освещении они мешают работе, затрудняют восприятие красок на палитре и поиск цветовых отношений. Нередко эти рефлексы могут искажать не только отдельные оттенки цвета, но и всю цветовую гамму этюда. Особенно заметно образование рефлексов от одежды при прямой освещенности фигуры студента солнечными лучами. Искажение цветового ощущения модели и, следовательно, колорита этюда в подобных случаях идет, как правило, в сторону дополнительного цвета.

Итак, любой комплекс пленэрного оборудования должен быть направлен на создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития учащихся, для их творческого труда в области изобразительного искусства. При этом технические средства обучения не должны подменять и имитировать природу, притуплять остроту и свежесть первого впечатления от него.

Список литературы

1. Беда Г.В «Основы изобразительной грамоты»/ Москва. Просвещение 1989г. 192с.

2. Бесчастный Н.П. «Графика пейзажа» учебное пособие для студентов вузов/ Москва. Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС 2005г 32с

3. ГолубеваО.Л. «Основы композиции» учебное пособие 2-е издание / Москва. изд дом «Искусство» 2004г. 120 с.

4. МолеваН.М, БелютинЭ.М. «Школа Антона Ашбе» / Москва 1958г.

5. Ростовцев Н.Н. «Академический рисунок» учебник для студентов художественно графических факультетов пед институтов / Москва. Просвещение 1984

6. Маслов Н.Я. «Пленер» Практика по изобразительному искусству. Учебное пособие для студентов художественно графических факультетов пед институтов/ Москва. Просвещение 1984г 120 с

7. ЛогвиненкоГ.М «Декоративная композиция» учебное пособие для студентов учебных заведений / Москва. Гуманитарный изд центр ВЛАДОС 2004г. 144с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.