УДК 75.021.2 Ю.М. ТЮТЮНОВА
кандидат педагогических наук, доцент, зав, кафедрой рисунка, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, член Международной ассоциации деятелей художественного образования E-mail: yuliya. tyutyunova@mail ru
UDC 75.021.2
YU.M. TYUTYUNOVA Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of department of drawing, Orel State University named after I. S. Turgenev, Member of International association of artistic education representatives E-mail: yuliya. tyu [email protected]
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИТОГОВОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «ПЛЕНЭР»
METHODOLOGY OF WORKING ON THE FINAL COMPOSITION, FOLLOWING THE MATERIALS OF AN PRACTICAL TRAINING CALLED «PLEIN-AIR»
Б данной статье рассматриваются вопросы методического обоснования работы над итоговой композицией по материалам учебной практики «Пленэр» в высшей школе. Автор раскрывает необходимость сочетания выполнения упражнений с натуры, по памяти и по воображению. Также в статье рассматриваются особенности применения изобразительных и композиционных средств при работе над итоговым композиционным эскизом.
Ключевые слова: набросок, зарисовка, рисунок, этюд, графика, живопись, композиция, изобразительные и композиционные средства, эскиз, учебная практика «Пленэр», рисование с натуры, по памяти и по воображению, материалы и инструменты.
Some questions of the methodological reasoning for working on the final composition according to the practical training called "Plein-air" in the higher school are considered in this article. The author reveals the necessity for the combination of performing exercises, drmving from nature, memory and imagination. The peculiarities of the usage of drawing and compositional means for the final compositional sketch are also considered.
Keywords: rough drawing, sketch of slice-of-life, drawing, study, graphics, pictorial art, composition, drawing and compositional means, sketch, "Plein-air" the practical training, drawing from nature, memory and imagination, art materials and art tools.
В настоящее время, исходя из учебных планов многих направлений подготовки, длительность прохождения учебной практики «Пленэр», к сожалению, составляет лишь две, в лучшем случае, три недели, и проводится она только на младших курсах. Например, на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета для направлений подготовки «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» предусмотрено четыре недели, а для направлений подготовки «Педагогическое образование» с профилем «Изобразительное искусство» и «Искусство костюма и текстиля» - шесть недель за два года обучения. Многолетний педагогический опыт автора свидетельствует о том, что подобное сокращение времени, отводимого на практи^, представляет собой определённую проблему. Действительно, выходя из учебной мастерской на пленэр, студенты, по существу, две недели только адаптируются к условиям, отличным от аудиторных. Ситуация осложняется ещё и тем фактом, что в регионах на художественно-графические факультеты и факультеты искусств поступают студенты, редко имеющие довузовскую специальную подготовку, и к техническим трудностям работы добавляются ещё и психологические.
Тем не менее, методически грамотно организованные ежедневные занятия и чёткие требования к выполнению упражнений, в том числе самостоятельных, всё же позволяют добиваться значительных результатов. По существу, каждое пленэрное занятие одновременно объединяет в себе задания по рисунку, живописи и композиции. А учитывая дефицит отводимого времени, студенты поневоле мобилизуются на выполнение поставленных педагогом задач, концентрируют внимание на главном. К тому же, период учебной практики «Пленэр» является замечательной возможностью реализовать творческий потенциал и расширить профессиональный кругозор. Пленэр позволяет работать всеми существующими современными материалами, а от изображений не требуется академической длительной проработки.
Безусловно, идеальной ситуацией прохождения практики в условиях дефицита учебного времени являются выездные пленэры на специально оборудованную базу на весь период, предусмотренный учебным планом. В рассветные и закатные часы пишутся этюды на состояние, полуденное время посвящено обеду и отдыху, а всё остальное - наброскам, зарисовкам и этюдам на изучение законов работы в пленэрной среде. Если практика по каким-то причинам проходит в городе, часть дня
© Ю.М. Тютюнова © Yu.M. Tyutyunova
студенты занимаются с преподавателем, и за это время они выполняют один-два этюда, зарисовку и несколько разных по задачам набросков: линейных, пятновых, двухтоновых. Вторая половина дня посвящена самостоятельной работе, закреплению знаний, приобретённых ранее. При этом, первая неделя, кроме тренинговых задач, посвящается также сбору материала для итоговой композиции. О методике работы над итоговой композицией стоит поговорить более подробно, поскольку это задание является проблемным моментом и, по существу, представляет собой творческое осмысление студентом многообразного практического опыта, приобретённого в период прохождения практики.
Но прежде чем переходить непосредственно к методике работы над итоговой композицией, нам представляется необходимым сказать несколько слов о композиционных средствах, поскольку их знание поможет выстроить алгоритм действий в работе над изображением и позволит избежать типичных ошибок, сделав процесс работы более эффективным. В ходе работы на пленэре студенты, особенно младших курсов, часто «теряются» при выборе композиции. Действительно, если в стационарных условиях на аудиторных занятиях постановки определены и выстроены педагогом, ограничены местом и пространством помещения, то на пленэре натурные мотивы многообразны и разноплановы. На наш взгляд, знание композиционных средств и законов, построения композиции могут облегчить освоение курса.
Нам представляется возможным выделить следующие семь пар композиционных средств.
1. Пропорции - масштаб.
2. Симметрия - асимметрия.
3. Статика - динамика.
4. Конструкция - материал.
5. Метр-ритм.
6. Свет - цвет.
7. Контраст - нюанс.
Заметим, что композиционные средства, равно как и изобразительные, в чистом виде редко присутствуют в завершённых композиционных эскизах. Разве только ставится конкретная задача на использование только одной из пар. Тем не менее, полезным представляется ограничение средств для передачи замысла: это дисциплинирует студента и заставляет осознанно относиться к отбору возможных сочетаний, для передачи замысла. Остановимся подробнее на каждой из названных пар композиционных средств.
1. Пропорции - масштаб.
Пропорции - это соразмерность, согласованная система частей предмета между собой и целым, выступающая в виде математических соотношений и придающая облику гармоничную завершенность. Применительно к изобразительной деятельности, термин применяют для определения соотношения предмета и его изображения. Верные пропорции являются основой реалистического изображения. Различают нюансные соотношения, когда пропорции предметов близки 1:1 и контрастные пропорциональные соотношения, которые характери-
зуются резким различием величин, соотносящихся, например, как 1:8, 1:10. Взаимосвязь красоты и гармонии является результатом художественного осмысления образа и конструкции, где элементы композиции пропорциональны друг другу. Гармоничными пропорциями считаются пропорции золотого сечения, по законам которого меньшая часть так относится к большей, как большая к целому, близкое соотношению 1:0,6.
Масштаб - также соразмерность, мера. В изобразительном искусстве традиционно понимается либо как система соразмерностей объектов с человеком, либо как отношение длины линии в изображении к длине соответственной линии в натуре. Также говорят об отношениях тона и цвета предметов в изображении тону и цвету предметов в натуре. При работе над изображением в определении масштаба существуют некоторые закономерности: масштаб зависит от степени детализации формы; создание масштаба связано с направленностью детализации формы (горизонтальные членения воспринимаются более заметными, чем вертикальные); на восприятие формы оказывают влияние конкретное пространство, окружающая среда.
Говоря об этой группе композиционных средств, нельзя не упомянуть о формате. Разнообразие используемых форматов изобразительной плоскости также может выступать в качестве выразительного средства, помогающего донести идею автора до зрителя. Традиционно различают следующие форматы: АО - 840x1189, Al - 840x594, А2- 594x420, АЗ - 420x297, А4 - 210x297, А5 - 210x148. В пленэрной практике самыми часто употребляемыми форматами являются АЗ - А5. Связано это с тем. что, оказываясь в условиях пленэра, студент сталкивается с ограничением по времени выполнения задания. Максимальное время выполнения этюда или зарисовки составляет три астрономических часа. Дольше над изображением работать не имеет смысла, поскольку естественное освещение за это время существенно меняется. Гарантий, что на следующий день условия свето-воздушной среды повторятся, тоже нет. Поэтому и на дополнительный сеанс работы над этюдом или зарисовкой рассчитывать не приходится. Отсюда вытекают целесообразные требования к ограничению формата.
Известно, что на пленэре объективно труднее определить форму объектов, чем в студии. Связано это с тем, что предметы, столы, подиумы или натура находятся в ограниченном пространстве, и, при необходимости, есть возможность изучить форму, рассмотреть ее особенности вблизи и подробно. При изображении архитектурных объектов, пейзажей с глубоким пространством под открытым небом естественно возникают существенные трудности. И прежде всего студенты должны научиться переносить натурные впечатления на соответствующий формат, не нарушая при этом пропорций и масштаба.
Разнообразить форматы при выполнении заданий полезно в смысле профессионального тренинга. Целесообразно, например, один и тот же мотив изобразить несколько раз следующим образом:
• Этюд-нашлёпок. Формат - размер спичечного
коробка или чуть больше. Время выполнения - до 10 минут. Материал - гуашь, акварель. Основы, соответствующие материалу.
• Линейный набросок, или линейно-конструктивный рисунок (по согласованию с преподавателем). Формат - до А4. Время выполнения - также по согласованию с педагогом. Материал - карандаш, мягкий материал, тушь. Основы, соответствующие материалу.
• Зарисовка. Формат - до А4. Время выполнения -до трёх часов. Материал - карандаш, мягкий материал, тушь. Основы, соответству ющие материалу.
• Этюд. Формат - до АЗ. Время выполнения - до трёх часов. Материал - гуашь, акварель. Основы, соответствующие материалу.
Данное упражнение поможет научиться масштабировать. Уже известный мотив, написанный и нарисованный с использованием разных живописных и графических материалов, с одной стороны, позволит лучше разобраться в особенностях натуры и самого масштабного переноса образа натуры на изобразительную плоскость. С другой стороны, изучить возможности того или иного материала.
Говоря о пропорциях, предполагается обратить внимание не только на отношения натурных объектов - какой больше или меньше (дерево, постройка, гора, озеро), но существенным моментом является также пропорции тоновых изображений как в монохромных изображениях, так и в цветовых. Если линейный набросок или линейно-конструктивное построение ставят своей целью выяснения отношений большего к меньшему и ближнего к дальнему, то этюд-нашлёпок, зарисовка и, собственно, трёхчасовой этюд как раз предназначены для того чтобы выстроить пропорциональный натуре тонально-цветовой строй изображения.
2. Симметрия - асимметрия.
Симметрия, как разновидность художественного обобщения, предполагает упорядочивание элементов на плоскости, где все части изображения попарно располагаются на одинаковых расстояниях от точки, оси или плоскости симметрии. Традиционно под симметрией понимают неизменность структуры объекта. При центральной симметрии все точки фигуры перемещаются таким образом, чтобы соответствующие расстояния между ними и центром симметрии оставались неизменными. Необходимость применения симметрии в изобразительном искусстве определяется строением человеческого тела, конструктивными свойствами предметов быта, архитектурных строений. Симметрия определяет взаимное равновесие частей целого.
В асимметричной композиции организация форм направлена на достижение зрительного равновесия различных частей изображения при помощи выбора для них нужных пропорций масс, фактур, цвета.
3. Статика - динамика.
Статика всегда подразумевает ощущения равновесия. В основе статичных композиций заложен принцип деления на равные части. В противовес, динамика -
композиционное средство, создающее иллюзию движения, предполагаемый потенциал и различную силу движения тел. Динамика, в паре со статикой, являются средствами гармонизации изобразительной плоскости, используются для достижения психологического ощущения покоя или движения.
4. Конструкция - материал.
Конструкция - необходимое средство для понимания устройства объекта, взаимного расположения его частей, подчиненное определённым правилам. По существу, конструкцию можно по праву назвать первоэлементом для воплощения замысла, важной составляющей создания художественного образа. Идёт ли речь о каком-либо конкретном объекте, или же мы пытаемся структурировать целостное изображение - конструкция является «скелетом». Последовательность работы над любой композицией всегда выстраивается от схемы к конструкции. Рубленые формы и конструктивные узлы формируют каркас изображения, дают возможность зрителю понять взаимосвязи, логику построения.
В свою очередь, материал также можно назвать первоэлементом для воплощения художественного образа. Невозможно игнорировать природные свойства материала без ущерба для изображения. Примером является утрата смыслового значения линии при тушевке. Известно, что выполнение набросков и зарисовок одним и тем же графическим материалом вырабатывает однообразные технические приёмы. Чтобы этого избежать, следует выполнять упражнения разными материалами. Практика убеждает, что одно и то же задание, исполненное карандашом, тушью или маркером эстетически воспринимается по-разному. И зачастую именно специфические свойства графических материалов помогают раскрыть художественный образ натуры
Также, говоря о материалах, следует сказать и об основах для выполнения изображений. Кроме собственно поверхности основы - рыхлой, гладкой - для создания художественного образа существенное значение имеет тон бумаги. Для графических монохромных изображений уместны тёплые, светлые тона, имитирующие естественное старение бумаги. На светло-сером фоне также нередко получаются оригинальные, выразительные изображения. В особых случаях применяют бумагу и картон чёрного, темно-серого и коричневого цветов. Такая основа используется для рисования «светом», для создания эффектных, контрастных изображений.
В качестве графических материалов на пленэре предлагается использовать следующие. Для монохромных изображений: графитные карандаши, тушь, перо, черные гелевые ручки и цветные карандаши, соус (чёрный, белый, все оттенки серого), мел, уголь, чёрная акварель, гуашь (чёрная, белила). Дня цветных изображений: цветной соус, сангина, сепия, пастель, акварель, гуашь, цветные карандаши, цветные гелевые ручки. Декоративные изображения, как цветовые, так и чёрно-белые, можно выполнять аппликативно. Для этого можно использовать как тонированную бумагу, продающуюся в магазинах, так и тонировать самостоя-
тельно гуашью с добавлением яичного желтка (закрепление краски на поверхности). Также для аппликаций может подойти любая цветная бумага - обложки тетрадей, альбомов и т.п.
5. Метр-ритм.
Метр в изобразительном искусстве выступает как система организации ритма, создающая порядок, чередование, соблюдение меры. Ярким примером применения метра являются орнаменты. Ритм же средство, выявляющее структурные особенности художественного произведения. В основе ритма лежит периодическая повторяемость и чередование каких-либо элементов через определённые интервалы при строгой соподчи-нённости. Ритм является средством пространственной организации изображения, одновременно разбивая его на составные части и тут же синтезируя в целое. Повторяться могут любые элементы композиции: линии. пятна, фигуры, движения. Для ритма характерно нарушение однообразия в череде акцентов и пробелов с целью создания художественного образа. Именно ритм заставляет взгляд скользить по незначительным деталям, подводя и задерживая на главном. Ритм имеет начало, развитие и конец. Ритмическое построение изображения - организующее композиционное средство, внешнее выражение внутренних закономерностей, придающих произведению неповторимую художественность. Все простые ритмы строятся по принципу подобия, а сложные - по принципу различия.
6. Свет - цвет.
Свет, являясь антитезой тени, находящийся с ней в неразрывной взаимосвязи, равно относится как к натуре, так и к изображению. Чаще термин «свет» употребляется во множественном числе. Между понятиями свет и светлое нельзя ставить знак равенства, поскольку на глубоко чёрные предметы также падает свет, и свет на таком предмете будет темнее, чем, скажем, тень на предмете белого локального тона. Таким образом, изначально света разных предметов имеют разную тональность. Благодаря свету возникает возможность акцентировать внимание на главном: характер освещённости предметов используют для придания большей выразительности изображению. В монохромных изображениях свет выявляет тональные различия, в то время как в цветовых он всегда выступает в содружестве с цветом.
Цвет - одновременно является и изобразительным, и композиционным средством отражения свойств окружающего мира, важнейшей составляющей художественного образа. В полихромных изображениях цвет играет главную роль. В рисунках роль цвета вспомогательная, здесь он создаёт эмоциональную окраску изображения тоновыми свойствами материала и основы. Например, рисунки, выполненные углём, сангиной или карандашом, эмоционально и эстетически будут восприниматься по-разному. Цвет в равной степени может выступать как эквивалент действительности, пространства, света или как символ. Говоря о лепке формы цветом, имеют в виду реалистический способ объёмно-пространственной моделировки предметов в
среде, где цвет синтезируется со светотенью, тональными признаками. Цвет способен передать эмоционально-смысловой характер идеи. Уместность того или иного цвета в изображении определяется его взаимоотношениями с другими использованными цветами. При этом в широком понимании различают общий цветовой тон, цветовую гамму и колорит, а в более узком, применительно к конкретным объектам - три свойства цвета: цветовой тон, светлоту и насыщенность.
7. Контраст - нюанс.
Контраст в изображении всегда выявляет характерные, экспрессивные свойства и особенности натуры. резкое противопоставление свойств формы ради заострения художественного образа или усиления ярко выраженных различий в размерах, цвете. Например, чёрное рядом с белым максимально усугубляют свойства друг друга. Также термин «контраст» используют при сопоставлении ярко выраженных различий в размерах, цвете, форме или разнонаправленных векторов движения: вертикали, горизонтали, диагонали. В изобразительной практике чаще употребляется в сочетании с прилагательными «цветовой» и «светотеневой», хотя разновидностей контрастов множество: геометрический, силуэтный, пластический, хроматический.
Нюанс, напротив, даёт минимальное, едва заметное отличие между элементами изображения по форме, цветовому тону, светлоте или насыщенности. Здесь сходство преобладает над различиями. Построение различных колористических гамм включает использование как нюансных, так и контрастных отношений для выразительности трактовки создаваемых художественных образов.
Сочетание изобразительных и композиционных средств более всего можно проследить именно в работе над композицией. Ориентируясь на таблицу 1, можно осознанно выбирать тот или иной композиционный ход. Продуманность итогового композиционного решения -формата, материала, техники исполнения - достигается выполнением множества композиционных поисков, из которых выбирается лучшее решение. Темы композиций студент согласовывает с руководителем практики. В течение заключительной недели осуществляются консультации. Просмотр по пленэру целесообразнее проводить сразу после прохождения практики.
Таблица 1.
Изобразительные средства
точка линия пятно фактура цвет
ез Пропорции -масштаб
X н (J Симметрия -
01 с, 0> асимметрия
Статика -
- динамика
Я с Конструкция -
Я S еп О С S с материал
Метр - ритм
Свет - цвет
И Контраст -нюанс
Итоговая композиция по материалам пленэрной практики обязательно входит в отчёт. Помимо собранного по теме материала - набросков, зарисовок и этюдов, играющих роль своеобразного «источника творчества» для композиционного эскиза, на просмотр следует представлять методические поиски работы над темой. При этом «процесс композиционного поиска представляет собой выявление главного и второстепенного в изображении с достижением согласованного единства частей и целого (композиционная целостность), гармонии и соразмерности, предопределяющих выразительность изображения в целом и его элементов в частности» [2, С.8].
Последовательность работы над итоговой композицией такова.
Ежедневно на занятиях собирается натурный материал в виде набросков, зарисовок и этюдов. Далее, исходя из замысла и анализа качества рисунков, определяется тема. Композиционный замысел возникает как идея-почеркушка и получает дальнейшее обоснование в эскизе. В ходе работы над композицией, возможно, понадобится дополнительный материал. В этом случае вновь возвращаются к натурным штудиям.
Когда произошло окончательное определение с темой и элементами, включёнными в композицию, целесообразно выполнить ряд поисков, положив в основу сочетание изобразительных и композиционных средств. Таким образом, ищется наиболее удачная композиционная схема рисунка. Например, выполнить статическую/ динамическую или симметричную/асимметричную трансформацию мотива линией или организовать мотив средствами метра/ритма пятнами. Интересным опытом будет выполнение одного и того же мотива разными средствами. Благодаря разным тоновым характеристикам и использованию разнообразных материалов и изобразительных средств одна и та же композиция будет приобретать разное эмоционально-образное и смысловое содержание. Из поисков выбирают наиболее выразительный эскиз, отражающий основную идею композиции и реализуют его в материале.
Если композиция предполагается монохромной, можно предложить следующие поисковые варианты:
• использование в изображении полного диапазона тонов от белого до черного (ограничение: не больше трёх - пяти тоновых пятен);
• использование в изображении сближенного диапазона тонов от белого до светло-серого (чёрный следует исключить);
• использование в изображении сближенного диапазона тонов от серого до черного (белый следует исключить);
• двух- или трёхтоновое изображение, фоном для которого служат белый, серый или чёрный фоны;
• использование в изображении в качестве выразительного средства только линий (линии могут быть разнохарактерные - плавные, зигзагообразные, ломаные и разной толщины)
Для цветовой композиции выполняется ряд эскизов в определенной колористической гамме (холодной, те-
плой, контрастной или сближенной). Композиция, выполненная как в ахроматических, так и хроматических тонах, может выстраиваться как в пределах общего тона, так и на противопоставлении тонов.
Необходимо помнить о том, что в работе над композицией пропорция отношений мотива и фона также влияет на зрительское восприятие. Как в монохромных, так и цветовых композициях фон должен быть органически увязан с элементами. В фон могут быть включены как элементы основного мотива, так и элементы новой формы.
Кроме монохромных и цветовых решений, композиции могут быть выполнены комбинированно: в монохромное изображение вводится какой-либо цвет.
Учитывая тот факт, что на практику «Пленэр» в настоящее время отводится всего два года, представляется целесообразным предложить следующие варианты темы для итоговой композиции. Первый курс:
• стилизованная (орнаментальная) композиция на основе растительных мотивов или наблюдений за животными;
• натюрморт.
• Второй курс:
• композиция пейзажа (городского, сельского, индустриального);
• портрет.
Несмотря на то, что композиции могут выполняться как реалистически, так и декоративно, всё же для натюрморта и портрета более предпочтительным является реалистическое решение. Следует оговориться, что такое распределение заданий носит примерный характер, поскольку каждый конкретный студент имеет личную довузовскую профессиональную биографию. Вероятно, выпускник художественной школы, школы искусств или художественного училища, имея определённый опыт, сможет самостоятельно определиться с темой для композиции. Приведённые выше варианты ориентированы на студента, вышедшего на практику «Пленэр» впервые.
Итак, первый курс и композиция, созданная на основе растительных мотивов или наблюдений за животными. Изначально следует отобрать те или иные натурные наброски, зарисовки и этюды растений или животных, чьи изображения войдут в композиционный эскиз. Подготовительный материал может «подсказать» изобразительный язык для финального решения. Изначально настроенные на выполнение изображений конкретным изобразительным средством или их сочетанием, будь то линия, пятно, фактура или цвет, студенты интуитивно могут выбрать материал для воплощения образа того или иного мотива. Также при работе над эскизом следует использовать изображения, выполненные по памяти. В частности, это касается изображений животных и птиц, поскольку и те и другие подвижные модели и говорить о рисовании с натуры приходится лишь случае их отдыха.
Компонуют избранные природные мотивы, предварительно стилизовав в какую-либо геометрическую
фигуру - круг, квадрат, треугольник. Возможно орнаментальное решение мотива в полосе. Компоновка в замкнутой геометрической фигуре центрирована, приобретает черты самой фигуры и замкнутости. Подобные композиции чаще всего статичны, их центр является смысловой доминантой. В орнаменте-полосе образ складывается из ритмического движения как по степенно-плавных или более резких скачкообразных переходов от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлых к темным.
Работа над композицией натюрморта может носить как декоративный, так и реалистический характер. Приступая к выполнению, следует продумать построение, структуру изображения, относиться к заданию как к художественному произведению, средству для выражения художественной идеи.
Второй курс.
Тема орнаментальной стилизации природных форм может быть продолжена и на втором курсе, но уже на более высоком уровне. Такие композиции могут включать в себя до 9-ти элементов и отличаться более сложной структурой. Разработка сложных композиций осуществляется на основе нескольких натурных мотивов, пластически оформленных в единый образ.
Как в городском, так и сельском пейзаже, воз-
можны и реалистическая, и декоративная трактовки изображения. Сложность изображения зависит от профессиональной подготовленности студента, возможности справиться с поставленными задачами. К таким задачам относятся введение стаффажа, передача «глубокого» или «закрытого» пространства. Что касается выполнения портрета в условиях пленэра, то тут следует придерживаться реалистической трактовки изображения. В идеале, при выполнении каждого из пленэрных заданий следует стремиться к достижению единства художественного замысла изображения и его воплощения в материале. В композиции это требование ещё более актуализируется.
Таким образом, работа над итоговой композицией предполагает последовательное закрепление теоретических вопросов с помощью выполнения ряда практических упражнений, выстроенных по принципу «от простого к сложному». Умения применять на практике изобразительные и композиционные средства, на наш взгляд, помогут более осознанно выстраивать композицию. Наряду с выработкой определённых навыков, следование рекомендациям, предложенным в данной статье, позволит более успешно справиться с заданиями курса «Пленэр».
Библиографический список
1. Котов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 264 с,, ил.
2. Маачов Н.Я., Тютюнова Ю.М. Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по рисунку, живописи и композиции. Орёл: Отдел оперативной полиграфии Орловского областного комитета государственной статистики, 2004.
3. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2012.
References
1. Kozlov V. N. Bases of decorating of textile products: The textbook for higher education institutions. M.: Light and food industry, 1981. 264 p., silt.
2. Maslov N. Ya., Tynityunova Yv.M. Methodical recommendations to performance of independent works on drawing, painting and composition. Orel: Department of operational polygraphy of the Orel regional committee of the state statistics, 2004.
3. Tyutyimova Yn.M. Plein-air: sketches, drawings, etudes: Manual for higher education institutions. M.: Academic project, 2012.