УДК 378.016:76 ББК 74.489.85:85.15
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА
PRINCIPLES OF PROFESSIONAL TRAINING IN TERMS OF PLEIN-AIR
Тютюнова Юлия Михайловна
Заведующий кафедрой рисунка ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», член Международной ассоциации деятелей художественного образования, кандидат педагогических наук, доцент
Е-mail: [email protected]
Tyutyunova Yulia M.
Head of the Department of Drawing, Orel State University named after I. S. Turgenev, member of the International Association of Art Education, PhD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Аннотация. Профессиональное обучение искусству графики в условиях пленэра имеет строгую логику и подчиняется определенным законам. Данная статья посвящена освещению общих принципов процесса обучения в целом и выявлению основополагающих принципов занятий на пленэре и выполнения краткосрочных упражнений в частности. Профессиональный тренинг под открытым небом рассмотрен с позиций четко выстроенной и продуманной системы организации труда студентов. Чередование занятий и отдыха, ритм выполнения длительных и скоростных изображений, постепенное усложнение задач и увеличение смысловой нагрузки, использование материалов и основ - вся система занятий направлена на достижение прогресса. Среди основополагающих принципов: системность, последовательность, регулярность, учет индивидуальных особенностей, связь теории с
Abstract. Professional training in the art of graphics in the open air has a strict logic and is subject to certain laws. This article is devoted to the General principles of the learning process in general and the identification of the basic principles of classes in the open air and short-term exercises in particular. Professional training in the open air is considered from the standpoint of a well-built and thought-out system of students' work organization. Alternating training and rest, the rhythm of the long-running and high-speed images, and a gradual complication of tasks and increase of meaning, the use of materials and bases - the entire system of lessons is aimed at achieving progress. Among the fundamental principles: consistency, consistency, regularity, taking into account individual characteristics, the relationship between theory and practice, visibility, strength, scientific character and
практикой, наглядность, прочность, научность и доступность. Кроме того, изложенные принципы профессионального тренинга, усвоенные студентом, по мысли автора, позволяют впоследствии организовывать свою творческую деятельность.
accessibility. In addition, the principles of professional training, learned by the student, according to the author, can subsequently organize their creative activities.
Ключевые слова: пленэр, искусство графики, принципы выполнения краткосрочных упражнений, профессиональный тренинг, этюды, наброски, зарисовки.
Keywords: plein-air (open air), art of graphics, principles of performance of short-term exercises, professional training, etudes, sketches, sketches.
Обучение искусству графики в условиях пленэра является целенаправленным педагогическим процессом, отличающимся целостностью, развивающим творческие навыки студентов. В основе любого процесса заложены определенные принципы, единые в своей сути независимо от рода деятельности. К ним относится:
1) системность и последовательность в выполнении упражнений;
2) регулярность;
3) постепенное увеличение уровня сложности;
4) учет индивидуальных особенностей (довузовский опыт, общекультурное развитие, состояние здоровья);
5) связь теории с практикой;
6) осознанность;
7) наглядность;
8) прочность;
9) научность и доступность.
Применительно к пленэрной практике, вышеперечисленные принципы конкретизируются и приобретают свою специфику. Под системностью понимают взаимосвязь компонентов методики, где каждое упражнение обосновано, необходимо и встроено в единое целое. Последовательность не следует оценивать только как чередование упражнений, предусмотренных программой. Уровень сложности может меняться: так, сложные задания в один день и даже на одном сеансе могут чередоваться с легкими. При этом учитываются способности и возможности конкретного студента. Здесь все индивидуально: свои «болевые точки» и сильные места.
Практика показывает, что зачастую, привыкнув на аудиторных занятиях к выполнению длительных упражнений, студенты пытаются перенести в пленэр навыки много-сеансной работы. Следовательно, для них будет более привычной длительная проработка мотива: выполнение 3-часовых этюдов и зарисовок. В то же время необходимо четко осознавать, что в случае с пленэрной практикой, где состояние погоды и световоздушной среды будет меняться, по сути, каждые 15 минут, необходимо гибкое переключение с задачи на задачу.
Сама специфика профессионального тренинга направлена на это. Итогом практики станут системные знания в области работы различными графическими материалами под отрытым небом. Чтобы избежать рутины, рекомендуется включать игровой, соревновательный момент. Подобный «отдых» нужен для снятия усталости и общего напряжения, он поможет легче переключаться, дольше выполнять длительные задания и снизить опасность перенапряжения от скоростных кроки и нашлепков.
Кроме того, для тренинговых изображений существует определенная методическая последовательность их выполнения. Скажем, методика работы над набросками и зарисовками сходна. Общие положения таковы. Во-первых, находят композицию изображения. Выбирают наиболее информативный ракурс, передающий мотив с «выгодной» стороны, и определяются с форматом изображения. Далее в заданном формате определяются с пропорциями, движением и характером натуры. Во-вторых, выполняют графическое изображение, выявляя пластические и тональные характеристик натуры графическими средствами. И наконец, завершают изображение, акцентируя композиционный центр, выявляя главное и второстепенное в изображении, конкретизируя формы и обобщая части изображения в единое гармоничное целое.
Удачно выбранная точка зрения часто позволяет более определенно выявить характерные для мотива черты. С первых упражнений студентам следует приучать себя рисовать сразу в формат, чтобы потом не было необходимости подрезать или надставлять лист. Организуют изобразительную плоскость так, чтобы внизу было немного больше места, чем сверху и по бокам. Это позволит зрителю, фигурально выражаясь, «войти» в картинную плоскость.
В идеале еще до начала выполнения изображения студенту следует мысленно представить конечный результат, вплоть до таких подробностей, в какой последовательности на бумагу будут наноситься штрихи и мазки, с чего начинать и чем заканчивать. Пропорции, движение и характер натуры, выявление ее конструктивных, пластических и тонально-цветовых качеств, все это необходимо одновременно удерживать в поле зрения. Акцентирование и деталировка композиционного центра необходимы при выполнении любых упражнений, будь то набросок или зарисовка. В последнем случае, учитывая продолжительность сеанса, смысловой центр может быть проработан более тщательно. На стадии завершения изображение обобщают, при необходимости ослабляют дальний план (в зарисовке) и несущественные детали.
Размышляя об этюдах, следует заметить, что, сохраняя общие принципы выполнения изображений, они имеют свою специфику. Во-первых, поиск удачной композиции дополняется выполнением подготовительного рисунка-картона. Такой рисунок носит линейно-конструктивный характер. Во-вторых, собственно живописно-цветовое изображение начинают с быстрого нашлепка, в котором определяется общий цветовой тон и «схватывается» первое эмоциональное ощущение от натуры. Далее выстраивают тоновые и цветовые отношения в пределах определенной колористической гаммы, «вылепливая» цветом основные формы. На стадии завершения этюда выделяют композиционный центр, окончательно выявляют главное и второстепенное в цветовом строе, по необходимости усиливают или ослабляют детали, обобщая части изображения в единое гармоничное целое.
Как видно, отличие работы над этюдами заключается во введении цвета и цветовых отношений в изображение. Предварительные скоростные нашлепки дают возможность сориентироваться при выборе наилучшего варианта, на основе которого будет выполняться длительный этюд. Удачный этюд-«нашлепок» также определяет пропорции будущего формата, общее цветовое звучание, колорит.
Заметим, что такие скоростные изображения, играя вспомогательную роль, помогают выявить динамику цветовых пятен, создать эмоциональный образ мотива, становятся своеобразным камертоном для последующего длительного этюда, предупреждая от ошибок в компоновке и цветовом решении. Следует учитывать, что диапазон цветовых возможностей красок более ограничен, в сравнении с природой. Предположим, передать свет огня или солнца можно реалистическими средствами только в том случае, когда установлена верная пропорция изобразительных и натурных соответствий. В сознании студента должно быть четкое понимание определенности локального цветового тона каждого объекта мотива. Это позволит грамотно «увязать» все изображение в целом.
При выполнении подготовительного рисунка-картона размер и формат листа соответствует будущему этюду. Линейно-конструктивное построение является распространенным способом выполнения подобных картонов, поскольку с его помощью наиболее ясно выявляется структура объектов мотива, их расположение в пространстве и распределение светотеневых масс на поверхностях форм.
В процессе пленэрных занятий было замечено, что затруднения у большинства студентов вызывает технический момент при работе красками (особенно с акварелью), поскольку часто материал сопротивляется, растекается не по форме. Работа с гуашью также требует определенного навыка, так как краски при высыхании светлеют и точное попадание в необходимый тон без опыта работы данным материалом вызывает трудности. Кроме того, к частым ошибкам можно отнести тоновые «срывы».
Для решения обозначенных проблем рекомендуется выполнение монохромных изображений - гризайлей. В учебной практике гризайли используются в качестве предварительных изображений, позволяющих легче разобраться в тональных отношениях мотива. Данные упражнения целесообразнее выполнять довольно долго, до трех часов, как и прочие длительные этюды. При этом лучше использовать умбру натуральную или сиену жженую.
Если работают акварелью, в небольшой по размеру емкости делают опорное разведение с водой до необходимой консистенции среднего тона. Для усиления теней используют краску в полную силу. Для гуаши, соответственно, составляют колера. Писать начинают с прокладки собственных и падающих теней. Блики и света, как правило, оставляют белой бумагой или, если основа имеет тон, тоном основы. После моделировки теней границы смягчают.
Выполнять гризайли можно на разнообразных основах, главное, чтобы их тон не был слишком темным. В идеале подготовительный рисунок-картон выполняется сразу для гризайли и цветового этюда, особенно на первых порах, но если студент чувствует в себе силы, то можно работать и без него. Заметим, что работа без предварительных разметок, сразу кистью на листе, безусловно, организует, заставляя концентрироваться на задаче и точности передачи мотива.
При работе над цветовым изображением акварелью применяют метод «опорных разведений», для гуаши составляют колера. Это делается на стадии выполнения этюдов-«нашлепков», с учетом нахождения соответствий пятен объектам. Теплохолодность также закладывается на этом этапе. Полную тонально-цветовую проработку изображения выполняют, ориентируясь также на законы воздушной перспективы - добавляется тон воздуха. Ближний и средний планы пишутся теплее дальнего. Недостатки и погрешности исправляются в ходе работы либо повторным покрытием, либо отмывкой. Заметим, что комбинирование разных приемов в одном изображении обогащает его. Также полезным будет выполнение этюдов с использованием каждого приема в чистом виде.
По завершении работы изображение обобщается, окончательно выявляется главное и второстепенное в цветовом строе этюда, детали усиливаются или ослабляются по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Если позволяет время, можно более тщательно проработать композиционный центр. Выявление художественного образа мотива означает выполнение художественной задачи.
Обучение на пленэре подчиняется общим образовательным законам. О номенклатуре построения содержания образования писали ученые-педагоги В. В. Воронов и П. И. Пидкасистый. Они выделяли следующие три принципа:
1. Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества.
2. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Его реализация предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.
3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования [1, с. 45].
Принцип регулярности в условиях пленэра реализуется в полной мере в силу специфики курса. Повторение ранее изученного материала происходит по установленным правилам изо дня в день на протяжении всего периода прохождения практики. Ежедневно студентам приходится возвращаться ко всем видам тренинговых упражнений. Кроме того, выполнение этюдов, набросков и зарисовок происходит в течение целого дня от восхода солнца с перерывами на отдых до заката. Следование данному принципу довольно быстро приводит к исправности работы в системе «глаз - мозг - рука», точности координа-ций и понимания процесса выполнения задания. Замечено, что с психологической точки зрения регулярность выполнения упражнений дисциплинирует студента, вырабатывает усидчивость, приучает его работать каждый день.
Принцип постепенного увеличения уровня сложности упражнений позволяет совершенствоваться в овладении искусством графики. Нет смысла тиражировать однажды удачно получившийся, а затем отработанный до автоматизма навык из работы в работу. Каждому заданию соответствует своя задача и свой уровень сложности. Достигая
определенного прогресса, будь то техническая или образная сторона изобразительного искусства, всегда следует ставить задачи на вырост. В процессе обучения это делает преподаватель, замечая сильные и слабые стороны в деятельности студента, делая акцент на успехах, выявляя недостатки. В идеале данным принципом необходимо пользоваться в профессиональной деятельности всю активную жизнь.
Учет индивидуальных особенностей необходим на всех этапах обучения. Сюда входит множество личностных факторов: довузовский опыт, общекультурное развитие, даже состояние здоровья. Общекультурное развитие в целом определяется средой, в которой обучался и воспитывался студент. При неблагоприятных исходных условиях наблюдается отставание в понимании задач, деформации художественного вкуса. Приложение определенных волевых усилий нивелирует данные проблемы, но следует осознавать, что для этого необходим долгий период работы над собой.
Как ни парадоксально, но довузовский опыт, равно как опыт многочасовых аудиторных штудий, могут отрицательно сказываться на работе в условиях пленэра и выступать неким тормозящим фактором. Замечено, что студенты, пришедшие на занятия как бы «с чистого листа», оказываются более гибкими и восприимчивыми к требованиям тренинга, чем те, у которых за годы учебы в школе искусств или художественных школах уже сложились определенные штампы. Последние, зачастую ради создания «благополучной» картинки эксплуатируют заученные приемы, в то время как студенты, впервые знакомящиеся с принципами работы на пленэре, более открыты новому опыту и, следовательно, более восприимчивы.
Принцип связи теории с практикой, справедливый для всего процесса обучения, на тренинговых пленэрных занятиях приобретает особую актуальность. Занятия на свежем воздухе принципиально отличаются от занятий в мастерской. Здесь и специфические условия освещения, постоянно изменяющегося, разнонаправленного. Глубина пространства, ограниченного или открытого, также существенно отличается от аудиторных условий.
Кроме того, приемы работы над растительностью, элементами пейзажа, облаками, не говоря уже об использовании цвета, также имеют свои особенности. В связи с этим появляется целый ряд практических вопросов, которые невозможно решить в столь короткие сроки без предварительной обстоятельной теоретической подготовки. С целью оптимизации процесса рекомендуется обязательное предварительное теоретическое обучение до начала практики, а также ведение дневников, где фиксируются термины, понятия, уясняются законы. Безусловно, наработанный предыдущими поколениями художественно-творческий опыт невозможно воспринять в течение месяца. Тем не менее синтез теории и практики приносит существенные результаты, в то время как интуитивное рисование без опоры на знание законов изобразительной грамоты приводит к хаотичным и бессмысленным блужданиям.
Профессиональный тренинг - это всегда осознанный процесс. Каждое упражнение имеет свою цель, специфику, прием, материал. Обучение изобразительному искусству является процессом сложным, аналитическим, требующим постоянной, осмысленной работы над собой. Бездумное, спонтанное рисование - это путь к тиражированию ошибок, бесполезное проведение времени, затратное даже с финансовой точки зрения. В ситуации
отсутствия роста возникает неудовлетворенность, апатия. Прежде чем рисовать, необходимо думать. Леон Баттисто Альберти (1404-1472), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения, в труде «Три книги о живописи» писал: «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины <. .> Вот почему рука никогда не должна касаться работы, если ею не управляет хорошо обученное дарование» [2, с. 13]. Выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков считал, что «рисование с натуры на плоскости одними глазами, чувствами, талантом, безо всякого рассуждения, конечно, есть не более как набивка руки, как говорится, и пользы образовательной от него мало. Потому, что рисующий не думает, а смотрит, видит и переносит, что и как ему кажется» [2, с. 20].
Принцип наглядности. Для формирования в сознании студента образца, мерки для подражания, а заодно и художественного вкуса ему следует демонстрировать лучшие образцы искусства пленэрной графики, делая акцент на возможностях современных графических материалов и приемах работы, благодаря которым автор добился искомого результата. О показе преподавателем сути выполнения изображений писалось довольно много. Мастер-классы для группы или индивидуальные показы остаются мощным приемом педагогического воздействия. Наряду с демонстрацией образцов для подражания полезно также показывать и изображения с ошибками, поскольку своевременное указание на типичные, часто встречаемые ошибки в ряде случаев может привести к более осмысленному пониманию задачи.
Прочность полученных знаний достигается в процессе выполнения комплекса упражнений, включающих изображения с натуры, по памяти, по представлению и по воображению. Игнорирование хотя бы одного из видов изображений снижает эффективность обучения. По сути, в процессе рисования с натуры происходит изучение мотива, устанавливаются необходимые связи между объектами, выявляется структура. Рисование по памяти активизирует процессы усвоения изученного, закрепляет знания. При рисовании по представлению студент не только оперирует сохранившимися следами памяти, но и опирается на точные представления об изображаемых объектах, мысленно видит их трехмерные модели, а следовательно, полученные при выполнении предыдущих заданий знания уже закреплены и достаточно прочны. Высшее проявление применения знаний происходит при выполнении заданий на развитие воображения, где студент уже может грамотно передавать свои мысли изобразительными средствами «от себя», без опоры на натуру.
Принцип научности и доступности безусловен на всех этапах обучения. Без теории, обоснованной и проверенной, практические занятия напоминают блуждания вслепую. Начиная с того, какие краски можно использовать для написания зелени крон деревьев или травы до выстраивания третьей глубинной координаты графическими средствами, теоретические знания являются базой для практической работы. Интуитивные поиски и творческие озарения должны быть направляемы знанием этапов работы и конечной цели, которую надо достигнуть. И конечно, получаемые знания должны быть доступно донесены до студента. О серьезных и сложных вещах преподавателю необходимо
научиться говорить простым языком. Заумность зачастую прикрывает невежество. Кроме того, собственный пример ежедневного, упорного служения делу, ясный и убедительный показ выполнения изображения, разложенный на простые этапы, также является более доказательным, нежели множество витиеватых слов, не подкрепленных делом.
Исследователь проблем графического искусства, профессор Р. Ч. Барциц пишет: «Однако, если не удается организовать процесс обучения на должном уровне, много времени уходит впустую; теряется интерес к занятиям; заметные изменения происходят во взаимоотношениях педагога со своими студентами; падает их учебно-творческая активность, заинтересованность; вырабатывается чисто формальное отношение к предмету, и студент превращается в пассивного «заднескамеечника», сидя в первом ряду. Если всех этих нежелательных моментов удастся избежать с первого курса, то, постигая азы теории и практики, делая попутно наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки самостоятельно, студент постепенно приучается к мысли о серьезности труда, накапливает большой вспомогательный материал (а заодно и опыт), который впоследствии становится для него большим теоретическим и практическим подспорьем» [3, с. 134-135]
Приведем несколько принципов выполнения, совмещения и чередования упражнений, усвоив которые студент сможет самостоятельно выстраивать, планировать и корректировать процесс занятий на пленэре:
1. Упражнения чередуют так, чтобы прорабатывались разные задачи. Например, выполнив серию из пяти кроки, переходят к длительному этюду или зарисовке. После этого можно вновь вернуться к наброскам, но уже более длительным по времени и со сменой вида и материала.
2. Для тренировки по принципу выявления проблемных моментов объединяют вместе 2-3 разных упражнения. Наиболее распространено объединение разновременных упражнений, таких как кроки и зарисовка или пятновой цветовой нашлепок и трехчасовой этюд. После небольшого отдыха целесообразно повторить чередование упражнений.
3. Полезно выполнять одно упражнение разными материалами. Например, линейный набросок на 5-7 минут выполняют карандашом, маркером, гелевой ручкой, тушью с пером, кистью и краской. Возможны два варианта проработки: 1) когда после работы одним материалом переходит к другому, 2) когда, выполнив набросок несколько раз одним материалом, приступают к серии набросков другим материалом. Целесообразно выполнять каждым материалом несколько упражнений.
4. Многим студентам психологически ближе выполнять упражнения на пленэре циклично, как бы по кругу. Допустим, ранним утром начинаем с этюда на состояние, далее наброски, через полчаса выполняется изображение по памяти этюда на состояние. Перерыв. После обеда выполняют зарисовку, далее длительный этюд. После небольшого перерыва - наброски. Завершается день этюдами на выявление вечернего состояния световоздушной среды. Оговоримся, что данная схема почти идеальна и рассчитана на соответствующие погодные условия. Подобная практика рассчитана на 4-5 циклов-дней. Следующий цикл можно выстраивать, меняя местами длительные зарисовки и этюды, чередуя материалы. Такие циклы позволяют сократить время отдыха, поскольку смена вида деятельности и задачи уже становится своеобразным отдыхом.
5. Принцип максимального усилия при выполнении изображения основывается на том, что студент рисует с максимальной концентрацией на задаче, после чего можно выполнить что-либо уже хорошо освоенное и легко получающееся. Дальше снова напряжение внимания и так несколько раз.
6. Для некоторых студентов в силу личностных качеств эффективным принципом является максимальное повторение. В этом случае упражнение выполняют «до предела», когда на следующее повторение уже не остается сил. Далее возможен минимальный отдых и еще 2-3 повторения.
8. Переключение внимания на более легкие для студента задачи в конце сеанса позволяет увеличить результативность.
9. Принцип предварительного утомления бывает весьма эффективен в ряде случаев. Сущность принципа заключается в том, что перед основным трудным для студента упражнением выполняется также сложное. Например, выполнив зарисовку на выявление глубокого пространства, переходят к длительному этюду с той же задачей.
10. Возможна следующая схема выполнения упражнений: сложность упражнений снижается, а количество повторений увеличивается.
11. Совмещение быстрых движений с медленными и тщательными позволяет включать в работу разные анализаторы. Совмещение движений часто обеспечивает высокий результат.
12. Совмещать следует и принципы выполнения упражнений. Скажем, этюд или рисунок от детали с широкими обобщениями. Возможно не полное, а частичное выполнение изображения.
13. Принцип частичного выполнения изображения заключается в выявлении главного в мотиве и сокращении времени. В этих случаях вновь требуется концентрация на задаче и приложение определенных усилий.
14. Принцип выполнения упражнений после длительного наблюдения без пометок на плоскости листа.
15. Принцип максимального количества выполнения изображений в единицу времени.
16. Принцип «организованного беспорядка» позволяет приобретать необходимые навыки, хаотично выполняя различные упражнения разными материалами. Важным является лишь общая установка и направленность заданий. Число повторений при таком тренинге может также хаотично меняться. Если целью занятий является постановка глаза на цве-тотоновые отношения, то допускают дополнительные этюды тем материалом, в котором имеются большие ошибки. Как правило, предварительно определяют 3-5 упражнений и выполняют то или иное на совершенствование результата.
17. Принцип растянутого подхода или принцип распределенного во времени научения. В этом случае к определенному упражнению, которое не усваивается, сразу возвращаются вновь.
18. Тренинг может и должен быть мысленным. Полезно перед сном воспроизводить во всех подробностях выполнение того или иного вида изображения.
Подведем итоги. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что стабильный рост результатов обучения возможен при четко выстроенной и продуманной организации труда студентов в условиях пленэра. При этом сам процесс обучения должен выстраиваться на базе четких, логичных и обоснованных принципов. Чередование занятий и отдыха,
ритм выполнения длительных и скоростных изображений, постепенное усложнение задач и увеличение смысловой нагрузки, использование материалов и основ - весь комплекс занятий должен способствовать прогрессу. В идеале после двух недель упорного труда на пленэре под руководством преподавателя студент сам в состоянии оценивать свои возможности, видеть пробелы и знать механизмы их устранения. Достигнутый успех следует закреплять, возвращаясь к схемам, которые к нему привели, но усложняя задачу, выходя на более высокий профессиональный уровень.
Список литературы
1. Тютюнова Ю. М. Mетодическое пособие к практическим занятиям по курсу «Пленэр» // Учебно-методические рекомендации для студентов высших учебных заведений: [сб.]. - Орел: Изд-во ОГУ, 2010. - С. 33-42.
2. Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия: учеб. пособие / сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - M.: Просвещение, 1989. - 207 с.
3. Барциц Р. Ч. Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики: учеб. пособие. - M.: MПГy, 2017. - 200 с.
4. Тютюнова Ю. М. Рисование по памяти: от теории к практике // Проблемы современного художественно-графического образования: материалы II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию ХГФ СмолГУ (3-4 декабря 2010). - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. - С. 154-157.
5. Тютюнова Ю. М. Mетодика работы над итоговой композицией по материалам учебной практики «Пленэр» // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. - 2016. - № 1. -С. 245-250.
6. Тютюнова Ю. М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: учеб. пособие. - M.: Академ. Проект, 2012. - 176 с.
7. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Т. И. Шамова, Т. M. Давыденко, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. - M.: Изд. центр «Академия», 2002. - 384 с.
References
1. Tyutyunova Yu. M. Metodicheskoe posobie k prakticheskim zanyatiyam po kursu "Plener". In: Uchebno-metodicheskie rekomendatsii dlya studentov vysshikh ucheb-nykh zavedeniy: [coll.]. Orel: Izd-vo OGU, 2010. Pp. 33-42.
2. Rostovtsev N. N., Ignatyev S. E., Shorokhov E. V. (comp.) Risunok. Zhivopis. Kompoz-itsiya: khrestomatiya: ucheb. posobie. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 207 p.
3. Bartsits R. Ch. Graficheskaya kompozitsiya v sisteme vysshego khudozhestvennogo obra-zovaniya. Voprosy teorii i praktiki: ucheb. posobie. Moscow: MPGU, 2017. 200 p.
4. Tyutyunova Yu. M. Risovanie po pamyati: ot teorii k praktike. In: Problemy sovre-mennogo khudozhestvenno-graficheskogo obrazovaniya. Proceedings of the II International scientific-practical conference, dedicated to the 50th anniversary of the Faculty of Art and Graphics of Smolensk State University (3-4 Dec. 2010). Smolensk: Izd-vo SmolGU, 2011. Pp. 154-157.
5. Tyutyunova Yu. M. Metodika raboty nad itogovoy kompozitsiey po materialam uchebnoy praktiki "Plener". Uch. zap. Orlovskogo gos. un-ta. 2016, No. 1, pp. 245-250.
6. Tyutyunova Yu. M. Plener: nabroski, zarisovki, etyudy: ucheb. posobie. Moscow: Akadem. Proekt, 2012. 176 p.
7. Shamova T. I., Davydenko T. M., Shibanova G. N. (comp.) Upravlenie obrazovatelnymi sistemami: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2002. 384 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 1
Статья поступила в редакцию 27.09.2018 The article was received on 27.09.2018