УДК 75.022.81
ПОСТАНОВКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЖИВОПИСНОГО ЭТЮДА НА ПЛЕНЭРЕ
ARTISTIC AND CREATIVE TARGETS SETTING BEFORE DOING
A SKETCH IN PLAIN-AIR
© Е. А. Латашева, К.Г. Репина Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© Ye.A. Latasheva, K.G. Repina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Статья посвящена постановке художественно-творческих задач на пленэре и особенностям работы над этюдом в зависимости от них. Даны методические рекомендации по выполнению каждого вида этюда.
The article is dedicated to setting artistic and creative tasks in plain-air and consequent features of work on sketches. The authors give their recommendations on doing each type of sketch.
Ключевые слова: этюд; художественно-творческая задача; работа на пленэре. Keywords: sketch; artistic and creative target; work in plain-air.
Занятия живописью на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного и творческого процесса. Пленэр развивает и обогащает художественные навыки работы над композицией, позволяет постичь законы линейной и световоздушной перспективы, плановости, воздействие света и перспективы на цвет, а также технические приемы работы различными художественными материалами. Успешность выполнения работы на открытом воздухе и ее эффективность в развитии художественных навыков зависят от осознания и грамотной постановки задачи перед началом выполнения этюда. Прежде всего, необходимо четко понимать, что этюд может создаваться как рабочий, вспомогательный материал для последующей работы над картиной, так и как самостоятельная картина.
В зависимости от поставленной цели должен быть выбран сюжет или мотив для упражнения. Основываясь на этом, стоит рассмотреть основные задачи, которые ставит перед собой художник на пленэре.
Первая и, на наш взгляд, наиболее важная задача этюда - передача состояния (времени года, суток, погодных условий). При этом необходимо выявить основные цветовые отношения, общий колорит без детальной проработки формы. А.М. Тютю-нова в своем труде делится опытом работы на пленэре: «Интересным и полезным упражнением является серия этюдов, выполненных с одной и той же натурной постановки, но при разных состояниях свето-воздушной среды. Например, при сильном солнечном освещении, при рассеянном освещении или в пасмурную погоду и т. д. Это позволит по-новому увидеть знакомые формы, существенно обогатит палитру» [3, с. 97]. Чаще всего такие этюды пишутся за один сеанс, благодаря чему передается ощущение непосредственности и свежести первого впечатления. Выполнение данного вида работы предполагает использование небольшого формата, широкой, динамичной техники письма («alla prima» в один слой, без подмалевка), а также ограниченного
Е.А. Латашева, К.Г. Репина
временного интервала (10-30 минут). Примерами подобных этюдов могут служить этюды закатного неба, рассвета, облаков и т. д. Японцы первыми стали изображать целые серии одного и того же пейзажа при различном освещении и в разные времена года. Таковы были «Сто видов горы Фуд-зи» - серия гравюр японского художника Кацусики Хокусая, изданная в 1834-1835 гг. тремя альбомами [1, с. 433].
Вторая задача - детальное рисование объектов и предметов. Данный вид этюда или зарисовки необходим для изучения особенностей формы объектов. Формат зарисовки (этюда) так же, как и в первом случае, выбирается небольшой и может носить незаконченный характер (фон может быть не дописан или сам объект не выполнен полностью). Сюжетом для изображения в данном случае послужат травы и цветы, камни, лежащие на берегу, извилистые корни деревьев, другие объекты растительного мира. Примером может служить рисунок дерева, где детально решен ствол, проработана фактура коры, а крона дерева решена условно. Особый интерес для детального рисования представляют плывущие по небу облака, разнообразные и непрерывно изменяющиеся по форме, при этом то ослепительно белые, то розовато-желтые, то тяжелые, черно-серые: цвет облаков так же переменчив, как и цвет неба [2, с. 49].
Третья задача - рисование группы объектов с передачей пластики, ритма. Выполняя этюд с изображением одного или нескольких объектов, необходимо выбирать наиболее интересные и характерные для данного вида. Изображая группу деревьев и кустарников, важно обратить внимание на особенности их силуэта, интервалов между стволами, чередование темных и светлых масс. Нужно стараться изучать и изображать различные виды деревьев, их различия по фактуре, форме кроны, силуэту стволов, характеру веток. Самое важное - контролировать общий рисунок группы деревьев, соотношение темного к светлому при деталь-
ном выполнении этюда. Важно подчинять мелкие детали общему пятну. Примерами изображения групп объектов с передачей пластики будут изображения нескольких деревьев или кустарников, расположенных на одном уровне, в одном пространственном плане.
Четвертая задача - многоплановый этюд с передачей воздушной и линейной перспективы. Решение данной задачи позволяет изучить изменение цвета в пространстве, точнее, изменение контраста и тона изображаемых объектов в зависимости от их расположения на определенном плане - более темный тон и сильный контраст на переднем плане и высветление тона и ослабление контраста на дальнем плане. Примером длительного этюда может служить изображение опушки леса, озера или реки с несколькими пространственными планами. Сюда же можно отнести сложные пространственные этюды мотивов деревьев и кустарников с отражениями их в воде. Пейзаж с отражением в воде является излюбленным мотивом работ на пленэре, но именно эта задача вызывает много затруднений [2, с. 50-54].
Пятая задача - выполнение этюда-картины с натуры на пленэре как самостоятельной композиции с передачей всех вышеперечисленных задач. Яркими представителями художников, писавших пленэрные этюды-картины, можно назвать импрессионистов, старавшихся передавать свое непосредственно-чувственное восприятие и культивировавших работу с натуры [1, с. 433]. Основные этапы таких работ - выбор и компоновка композиции, выполнение подготовительного рисунка, обобщенно-пластическое изображение и завершение, обобщение этюда [2, с. 30-36]. Данные работы должны иметь идею, построенную по законам третей или Золотого сечения [4, с. 47-51] композицию и точно выверенный композиционный центр, линейный, тональный и цветовой ритм. Ритм задает основной характер композиции, будет ли она статичной или
Постановка художественно-творческих задач при выполнении живописного этюда на пленэре
динамичной, симметричной или асимметричной. Ритм создают деревья, здания, сооружения, заборы, столбы, провода. Взгляд зрителя должен переходить от одного объекта к другому и постепенно подводить его к центру композиции. Ритм и асимметрия придают движение, динамику, оживляют композицию. Контраст света и тени также создает ритм в картинной плоскости [5].
В работе над длительным этюдом важна выразительность живописной техники -направленность и фактура живописного мазка, его цвет и форма, его точность, интенсивность, плотность и динамичность. От этого зависят лаконичность и целостность либо многословность и дробность изображаемых форм. Преимуществами данной кар-
тины будут более «свежая» цветовая гамма (в отличие от работы, выполненной в мастерской), освещение и экспрессивная техника письма (динамичный мазок). Однако к недостаткам можно отнести меньшую детализированность объектов [3, с. 101].
В ходе пленэрной практики необходимо решать все задачи, перечисленные нами в данной статье. Для студента-художника важно учиться выполнять и кратковременные небольшие этюды на состояние в природе, и детально зарисовывать различные объекты окружающей действительности с целью изучения их строения и фактуры, а также работать над длительным этюдом с передачей планов, пространства, перспективы, детальной проработкой форм.
Литература
1. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М. : Галарт, 2009. 624 с.
2. Кадыйрова Л.Х. Пленэр. Практикум по изобразительному искусству : учеб. пособие. М. : Владос, 2012. 104 с.
3. ТютюноваЮ.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды : учеб. пособие для вузов. М. : Академический Проект, 2012. 176 с.
4. Филиппов Ю.И. Композиция в живописи : монография. Самара : Изд-во СГПУ, 2005.
96 с.
5. Шорохов Е.В. Композиция : учебник для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1986. 207 с.
Сведения об авторах
Латашева Елена Алексеевна, старший преподаватель кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67. Телефон: 333-55-24.
Репина Ксения Геннадьевна, старший преподаватель кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67. Телефон: 333-55-24.