Научная статья на тему 'Архитектурный рисунок на пленэре в учебной практике студента-архитектора'

Архитектурный рисунок на пленэре в учебной практике студента-архитектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
809
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК / ARCHITECTURAL DRAWING / ПЛЕНЭР / ПРАКТИКА / PRACTICE / НАБРОСОК / ЗАРИСОВКА / SKETCH / ЭТЮД / ETUDE / НАТУРА / NATURE / ПАМЯТНИК / MONUMENT / ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / OPEN-AIR / GRAPHIC MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнова И. В.

В статье анализируется архитектурный рисунок, используемый в учебной практике студентов, обучающихся по специальности «Архитектура». Отмечается, что рисунок на пленэре выступает наиболее действенным средством актуализации познавательных возможностей обучающихся и воздействует художественным образом, затрагивая эстетические чувства. Памятник архитектуры на графическом листе историко-художественный объект познания. Концепция его изучения и изображения актуальна во все времена. Поэтому архитектурный рисунок, выполненный, прежде всего с натуры, ярче всего способствует процессу познания. Он еще со времен Академии художеств, активно использовался в европейской и русской в образовательной практике и востребован в настоящее время. Отмечается, что в эпоху глобальной компьютеризации и разветвленной сети информационных средств, рисунок, выполненный рукой мастера, продолжает оставаться уникальным явлением. Проводится анализ художественных черт, дается классификация разных видов рисунка: набросок, зарисовка, этюд, выполняющих предварительную эскизную и самостоятельную роль. Ведется разговор о гравюре, ее уникальных самоценных качествах. В статье затрагивается вопрос специфики архитектурного рисунка с позиции архитектора и живописца с тем, чтобы найти общие точки соприкосновения в оценке их образной природы и выработать общую линию воздействия, учитывая многогранность свойств архитектурных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL DRAWING IN THE OPEN AIR IN EDUCATIONAL PRACTICE OF THE STUDENT-ARCHITECT

The article analyzes the architectural pattern used in the educational practice of students majoring in «Architecture». It is noted that the drawing in the open air is the most effective means of actualization of the cognitive abilities of students and affects the artistic way, affecting the aesthetic feelings. The architectural monument on the graphic sheet is a historical and artistic object of knowledge. The concept of its study and image is relevant at all times. Therefore, the architectural pattern, made primarily from nature, most clearly contributes to the process of knowledge. It is from the time of the Academy of arts, actively used in European and Russian educational practice and is in demand at the present time. It is noted that in the era of global computerization and an extensive network of information tools, the picture made by the hand of the master, continues to be a unique phenomenon. The analysis of artistic features, the classification of different types of drawing: sketch, sketch, etude, performing a preliminary sketch and independent role. There is talk about the engraving, its unique self-valuable qualities. The article touches upon the specifics of architectural drawing from the perspective of an architect and a painter in order to find common points of contact in the assessment of their figurative nature and develop a common line of influence, taking into account the diversity of the properties of architectural objects.

Текст научной работы на тему «Архитектурный рисунок на пленэре в учебной практике студента-архитектора»

Since 1999

«-ISSN 2226-7417

Oi) liifo Setemlflu & Rdiiutiiiopul ''^¡^ А Элашрротшый научцо-оврпзоващельный

B ulletin I r>ccn?iiMK

r-\ мШШУЩЩ^ И

"Health & uJucuUcm) itfiliuiriiiuii)" С ^^^^M'to Зцоровье и образование в XXI ист;"

.....Л-....... Jf^'

2018, том 20 [8]

УДК 372.874

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-8-32-37

АРХИТЕКТУРНЫМ РИСУНОК НА ПЛЕНЭРЕ В УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА-АРХИТЕКТОРА

Портнова И.В.

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется архитектурный рисунок, используемый в учебной практике студентов, обучающихся по специальности «Архитектура». Отмечается, что рисунок на пленэре выступает наиболее действенным средством актуализации познавательных возможностей обучающихся и воздействует художественным образом, затрагивая эстетические чувства. Памятник архитектуры на графическом листе - историко-художественный объект познания. Концепция его изучения и изображения актуальна во все времена. Поэтому архитектурный рисунок, выполненный, прежде всего с натуры, ярче всего способствует процессу познания. Он еще со времен Академии художеств, активно использовался в европейской и русской в образовательной практике и востребован в настоящее время. Отмечается, что в эпоху глобальной компьютеризации и разветвленной сети информационных средств, рисунок, выполненный рукой мастера, продолжает оставаться уникальным явлением. Проводится анализ художественных черт, дается классификация разных видов рисунка: набросок, зарисовка, этюд, выполняющих предварительную эскизную и самостоятельную роль. Ведется разговор о гравюре, ее уникальных самоценных качествах. В статье затрагивается вопрос специфики архитектурного рисунка с позиции архитектора и живописца с тем, чтобы найти общие точки соприкосновения в оценке их образной природы и выработать общую линию воздействия, учитывая многогранность свойств архитектурных объектов.

ARCHITECTURAL DRAWING IN THE OPEN AIR IN EDUCATIONAL PRACTICE OF THE STUDENT-ARCHITECT

Portnova I. V.

RUDN University, Moscow, Russian Federation

Annotation. The article analyzes the architectural pattern used in the educational practice of students majoring in «Architecture». It is noted that the drawing in the open air is the most effective means of actualization of the cognitive abilities of students and affects the artistic way, affecting the aesthetic feelings. The architectural monument on the graphic sheet is a historical and artistic object of knowledge. The concept of its study and image is relevant at all times. Therefore, the architectural pattern, made primarily from nature, most clearly contributes to the process of knowledge. It is from the time of the Academy of arts, actively used in European and Russian educational practice and is in demand at the present time. It is noted that in the era of global computerization and an extensive network of information tools, the picture made by the hand of the master, continues to be a unique phenomenon. The analysis of artistic features, the classification of different types of drawing: sketch, sketch, etude, performing a preliminary sketch and independent role. There is talk about the engraving, its unique self-valuable qualities. The article touches upon the specifics of architectural drawing from the perspective of an architect and a painter in order to find common points of contact in the assessment of their figurative nature and develop a common line of influence, taking into account the diversity of the properties of architectural objects.

~ 32 ~

—--

Ключевые слова: архитектурный рисунок, пленэр,

практика, набросок, зарисовка, этюд, натура, памятник, графические средства, образование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Schank Kendra Smith. Architect's Drawings. Routledge, 2006, с.288.

[2] Edwards. Brian Understanding Architecture Through Drawing, Taylor & Francis, 2008, с. 8.

[3] Lloyd Frank Wright. Drawings and Plans of Frank Lloyd Wright: The Early Period (1893-1909). Courier Corporation, 2012, с.112.

[4] Sheil Bob, Migayron Frederic, Pearson Luke, Allen Laura. Drawing Futures: Speculations in Contemporary Drawing for Art and Architecture. UCL Press, 2016, с.39.

[5] Кадыйрова Л. Пленэр. Практикум по изобразительному искусству. Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС 2012. с.39.

[6] Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М: Просвещение, 1985, с.256.

[7] Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. - М: Изобразительное искусство, 1983, с.288.

[8] Ростовцев Н.Н. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М: Просвещение, 1987, с. 176.

[9] Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М: Академия, 2004, с. 232.

[10] Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М: Искусство, 1970, с.166.

[11] Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Авто-номова, Д.В. Сарабьянов, В.С. Турчин. - М: Ги-лея, 2001, с. 392.

[12] Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре, М: Книга, 1986, с. 238.

[13] Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М: Академия художеств СССР, 1961, с. 183.

[14] Шаров В. Академическое обучение изобразительному искусству. М: Эксмо, 2013, с. 648.

[15] Колосенцева А. Учебный рисунок. Минск: Вышейшая школа, 2013 с.159.

[16] Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М: - Книга. 1986, с. 39.

[17] Фаворский В.А. Указ. Соч. М: - Книга. 1986, с. 181.

Key words: architectural drawing, open-air, practice, sketch, sketch, etude, nature, monument, graphic means, education.

REFERENCES

[1] Smith Kendra Schank. Architect's Drawings. Routledge, 2006, p.288.

[2] Edwards Brian. Understanding Architecture Through Drawing, Taylor & Francis, 2008, p. 8.

[3] Lloyd Wright Frank. Drawings and Plans of Frank Lloyd Wright: The Early Period (1893-1909). Courier Corporation, 2012, p.112.

[4] Sheil Bob, Migayron Frederic, Pearson Luke, Allen Laura. Drawing Futures: Speculations in Contemporary Drawing for Art and Architecture. UCL Press, 2016, p.39.

[5] Kadyrova L. Plein. Workshop on fine arts. Humanitarian ed. Center VLADOS 2012. p.39.

[6] Rostovtsev N.N. Educational drawing. - M: Education, 1985, p. 256.

[7] Rostovtsev N.N. Essays on the history of methods of teaching drawing. - M: Fine arts, 1983, p. 288.

[8] Rostovtsev N.N. Terentyev A.E. Development of creative abilities in the classroom drawing. - M: Education, 1987, p. 176.

[9] Kuzin V.S., Sketches and sketches. - M: Academy, 2004, p. 232.

[10] Bars A. drawings and sketches. - M: Art, 1970, p. 166.

[11] Kandinsky V. Selected works on the theory of art in 2 volumes / Ed. College and comp. B. Avtonomova, D.V. Sarabyanov and V.S. Turchin. Moscow: Gileya, 2001, p. 392.

[12] Tabor V.A., About art, about the book, about the engraving, M: the Book, 1986, p. 238.

[13] Deineka AA. Learn to draw. - M: Academy of arts of the USSR, 1961, p. 183.

[14] Balls B. Academic training in fine arts. M: Eksmo, 2013, p. 648.

[15] Kolomentseva A. Educational drawing. Minsk: Higher school, 2013 p. 159.

[16] Favorsky V.A. About art, about the book, about an engraving. M: - Book. 1986, p. 39.

[17] Favorsky V.A. Decree. Sod. M: Book. 1986, p. 181.

[18] Academy of arts. Miscellaneous rough notes about the device Chistyakov the Academy of fine arts 5 05.1893. //ORGRIM. F. 112 units HR.245, p. 27

~ 33 ~

—--

[18] Академия художеств. Разные черновые записки Чистякова об устройстве Академии художеств 5 05.1893. //ОРГРМ. Ф.112 ед. хр.245, с.27

[19] Академия художеств. Материалы по выработке Уставов Академии художеств. ОР РНБ. Ф796, ед.хр.433, оп.2, л.337.

[20] Академия художеств. Указ. Соч. Л.89.

[21] Соловьева Б.А. Искусство рисунка. - Л.: Искусство. 1989. С.75.

[19] Academy of arts. Materials for the development of the Statutes of the Academy of arts. OR RNB. ®796, ed. KHR.433, op.2, l 337.

[20] Academy of arts. Decree. Sod. L. 89.

[21] Soloviev B.A. the Art of drawing. - L.: Art. 1989. P. 75.

Введение. Архитектурный рисунок выступает важным звеном в учебном процессе студента-архитектора. Как и всякий рисунок, он способствует формированию замысла, поиску идеи. При этом его значимые стороны заключаются в том, что, во-первых, с помощью такого рисунка можно изучать культурные памятники прошлого и настоящего, что, безусловно, представляет ценность с исторической точки зрения, а во-вторых, архитектор получает возможность моделирования на бумаге первой, еще ранней архитектурной идеи.

Архитектурный рисунок как привлекательная область, находил освещение у зарубежных и отечественных авторов. Kendra Schank Smith [1, с.288] полагает, что архитектурный рисунок весьма полезен в разных сферах. Ближе всего он соприкасается с деятельностью дизайнера, который смело берет на вооружение эскизы известных архитекторов, начиная от эпохи Возрождения вплоть до наших дней, таких как: Андреа Палла-дио, Эрих Мендельсон, сэр Эдвин Лютьенс, Джанлоренцо Бернини, Ле Корбюзье, Микелан-джело, Алвар Аалто, сэр Джон Соан, Франческо Борромини, Вальтер Гропиус, и современных архитекторов: Тадао Андо, Заха Хадид и Фрэнк Гери. Соглашаясь с предыдущим автором, Brian Edwards [2, с.8] также считает, что отработанные графические приемы призваны помочь в дизайнерском деле, а рисование от руки как средство анализа и понимания архитектуры развивает визуальную чувствительность. О важности архитектурного рисунка говорил Frank Lloyd Wright [3, с. 112]. В качестве примера он приводит знаменитого архитектора Нового времени Ф. Райта, на счету которого находится множество рисунков, с

помощью которых он объясняет свою работу архитектора. Считая, что рисование по-прежнему играет центральную роль в познании, Bob Sheil, Frederic Migayron, Luke Pearson, Laura Allen [4, с.39] в мире современных инноваций и новых технологий, отводят архитектурному рисунку значительную роль как средство философского понимания мира. О собственно пленэрной работе писали многие отечественные авторы. Во время проведения практики по изобразительному искусству Л. Кадыйрова [5, с.39] на страницах своей книги знакомит со спецификой работы графическими и живописными материалами на открытом воздухе, раскрывая основные вопросы по методической организации занятий. Изложению основ рисунка, теории и методики его преподавания посвящены труды Н.Н. Ростовцева [6, с.39; 7, с.288; 8, с.176], В.С. Кузина [9, с.232]., А.О. Барщ [10, с.166]. и др. Сами художники и графики: В.В. Кандинский [11, с.392], В.А. Фаворский [12, с.238], А.А. Дейнека [13, с.183] рассуждали на эту тему.

Авторы полагали, что изначальными основами академического рисунка должен владеть будущий художник и архитектор. В. Шаров [14, с.648], А. Колосенцева [15, с.159] считает, что именно академическое рисование, систематическое изучение технических приемов и материалов, и в аудиториях, и на пленэре, даст должный результат в постижении материального мира.

Поэтому актуальность статьи объясняется необходимостью повышения качества преподавания, направленного на формирование пространственного и композиционного мышления будущих зодчих, а также средств и методов отображения архитектурной среды в рисунке, используя все возможности пленэра.

—--—

~ 34 ~

—--—

Архитектурным рисунок на пленэре. Архитектурный рисунок на пленэре - особая область со своими задачами. Его специфика определяется двумя чертами: первое - самой тематикой - изображением архитектурных объектов, второе - ее восприятием в окружающей среде. Овладеть таким рисунком в совершенстве - задача, которая стоит перед молодыми художниками и архитекторами. Как бы широко ни проник рисунок в сферу компьютерных, мультимедийных, цифровых коммуникаций, порой заменяясь на компьютерную графику, его уникальная природа остается неизменной. Такой рисунок выполнен непосредственно рукой творца, выступая живым проводником его мыслей и чувств. В этом его ценность. Даже то эмоциональное состояние, в котором пребывал мастер, и та окружающая атмосфера, одухотворенная им, сказываются на рисунке характером движения карандаша, сопоставлением графических пятен, их контрастом или нюансом и т.п. Правильно говорить о «культуре рисунка» как исторически сложившемся изобразительном феномене. История искусств знает не мало примеров высокого художественного уровня рисовальной графики, как в Европе, так и в России.

На пленэрной практике рисунок обогащается дополнительными качествами. Он наделяется новыми возможностями трактовки окружающей среды. Целесообразно сравнить его с живописным пленэрным изображением. Архитектура в живописи - это колористический образ, где цвет доминирующим и эффектным образом передает состояние в природе, погружая архитектурную модель в эту среду. Архитектура в пленэрной графике — это не цветовой образ, а по большому преимуществу пространственный. Архитектор не может воспринимать архитектуру вне пространства. Пространство - это всеобъемлющая знаковая величина. Она воздействует на внешний облик и тектонику сооружения. В концепции пленэрного рисунка архитектура и пространство особенно едины. Так же как в живописи, художник призван передать природное состояние, атмосферные влияния, при этом помнить об архитектуре как конструктивном пластическом материализованном образе, который в открытой среде и в

разных ракурсах отчетливо выражен. Когда студент выходит на открытый воздух и созерцает архитектуру в пространстве непосредственно с натуры, как показывает практика, он будет стремиться к реалистической трактовке, исходя из предметности человеческого восприятия. Известный советский график В.А. Фаворский, отстаивая позиции натуры и, ссылаясь на ее восприятие человеком, говорил: «Иногда встречаешь художников, которые, работая с натуры, считают нужным произвольно изменять ее. А натуру нечего изменять, ее надо видеть. Она живет в нашем восприятии (...). Только рисунок, стремящийся к цельности, будет художественно верным рисунком» [16, с.39]. Еще одно рассуждение Фаворского о натуре: «Предполагается, что искусство художника - это особый метод познания натуры. Если вы знаете натуру, то вам важно ее не исправить, а передать ее сущность, понять ее в ее цельности, в отношении друг к другу вещей, предметов, действующих лиц и т.п.» [17, с.181].

В целостной оценке архитектурного памятника важно увидеть те качества, которые и формируют архитектурный образ, в частности, соотношение масштаба с окружающими объектами, тектонику конструктивной системы и эстетику материала, целостное стилевое единство и т.п. Такой разбор позволит и в рисунке сконцентрироваться на данных особенностях, отображая их как можно точнее. В этой связи как не вспомнить об академическом рисунке. Исторически он всегда считался строгим искусством и не допускал каких-либо неточностей в отношении изображаемых предметов. В академии художеств XVIII-XIX веках учебный рисунок осваивался в разных видах и техниках. Достаточное внимание уделялось работе с набросками, зарисовками, этюдами. Считалось, что только тот мастер может завершить работу, кто много упражняется в рисунке и уделяет достаточно времени технике [18, с.27].

Чтобы как можно полнее и глубже постичь архитектурный образ, на пленэрной архитектурной практике целесообразно использовать все разновидности рисунка, уделяя каждому из них должное внимание. Начнем с набросков и зарисовок,

~ 35 ~

—--—

как первого визуального опыта и контакта с натурой. Иногда студентами недооценивается этот вид графики. Они ошибочно полагают, что он более востребован при рисовании подвижной натуры, элементов природной среды, человека. Архитектурный же образ в концепцию беглого рисунка с их точки зрения не всегда вписывается. Эта недооценка качеств архитектурных набросков и зарисовок исходит от того, что возможно недостаточное внимание обращается на его специфику в пленэрной среде, и его роли в последующей работе. Указанные разновидности графики дают первую информацию о пространственном расположении архитектурного объекта. Фиксация его с разных точек зрения расширяет информативную значимость архитектурного образа и окружающей среды. Это первый этап в сторону правдивости и конкретности ученической работы на пленэре. Наброски и зарисовки любят количество. Чем больше студент выполнит на пленэрной практике такого рода архитектурных рисунков, тем серьезнее и конструктивнее окажется его решение в отображении законченной архитектурной композиции.

Надо сказать, что оценка значимости подготовительных рисунков, в частности, набросков и зарисовок, была связана с общими тенденциями в отечественном искусстве XX века. Приоткрылась творческая лаборатория мастера и такой рисунок, изображающий разные явления и предметный мир, все чаще стал появляться на выставках, была дана оценка его эстетическим качествам. Архитектурный подготовительный рисунок также оказался адекватным своему времени.

Этюд и законченный рисунок, пожалуй, ближе архитектору. Он демонстрирует всю степень конкретности и объективности изображаемой архитектуры и используется для ее развернутой объемно-пространственной характеристики. В художественной практике у графика можно часто видеть гравюру, которая отличается композиционной и изобразительной законченностью. Гравюра имела широкое применение в европейском и русском искусстве. Строгость и ритм линий, контрасты черного и белого в определенной мере отражали близость к архитектурной конструкции.

Иными словами, выразительные средства этой техники оказывались уместными для отображения пластических данных архитектурных моделей. В свое время в Академии художеств существовал отдельный «гравировальный класс», а гравюра выступала проводником изящного, представляя «лучшее и наиболее высокое художественно-образовательное пособие», была предназначена служить «орудием просвещения». [19, с.337] и в синтезе с другими видами творчества быть «искусством подражательным» [20, с.89].

В произведениях «старых мастеров» гравюра и рисунок в его разновидностях отвечали этой цели. С одной стороны, подражая античному искусству, они воплощали необходимый идеал, с другой, они обучались. Подражание классическим памятникам прошлого и настраивало их на объективное изучение. Подражание-обучение, которое подразумевало не только создание точных живописных или гравировальных копий, но и работу с натуры, способствовало постижению объемно-пространственного архитектурного рисунка как будущей проекции законченного архитектурного образа в композиционной объемной модели. С нашей точки зрения, изучение техники «старых мастеров» в сочетании с натурной работой на пленэре приведет к необходимым результатам понимания архитектурного образа, постижения его сущностных качеств и его эстетической оценки. Так и было в европейском искусстве XVII -XIX веков, когда мастера в натуре проверяли законы линейной и воздушной перспективы, композиционного построения, используя данные своих наблюдений природы. Глядя на произведения итальянских мастеров: Д. Беллини, Д. Тьеполо, Ф. Гварди, Пьетро да Кортона, Пьера Леоне Гецци, французских: Жана Кузена Старшего, А. Карона и других, зритель ощущает полную иллюзию архитектурного пространства, будут ли это целостные композиционные панорамы или отдельный архитектурный фрагмент. Еще раз подчеркнем значимость натуры, которую может дать только пленэр. Важен процесс движения на открытом воздухе. Он позволяет оценить изменяющиеся объемы, строения, а главное даст необходимое представление об архитектурном пространстве, поскольку

~ 36 ~

—--

оценка разных пространственных ситуаций является одной из важных задач учебного рисунка.

Заключение. Таким образом, натурный метод познания объекта определяет правдивость и конкретность ученических работ. Объединяемые в одну так называемую «рисуночную манеру» [21, с.75], в своей натурной фиксации такие изображения оказывались ценными не только в дальнейшей практической деятельности студента-архитектора, но и выступали показательным моментом самостоятельного художественного решения. Рано сформировавшаяся в академическом рисунке приверженность к натуре и аналитическое видение модели способствовали выработке графического стиля, выражающего традиционный

тип образности. Он рождал впечатление законченности рисунка (будь то линейный или тональный рисунок). Его не следует забывать в наше время. Можно сказать, что традиционный натурный метод обучения рисунку, включающий рисование архитектурных объектов не только непосредственно с натуры, но и по памяти, представлению, является оптимальным, так как достигает соответствующего результата при определенном количестве аудиторных учебных часов и дополняется учебной пленэрной практикой. Рисунок является тем катализатором, который приводит в живое и плодотворное столкновение материал наблюдений и сферу творческих обобщений, заставляя активизировать механизм творческого процесса.

~ 37 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.