Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ ЗОНЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ ЗОНЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СВОБОДНОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛАБОРАТОРНЫЙ ЗОНА / БЕЗОПАСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ / ТОЧНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / НАВЫКИ / ТАЛАНТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игамбердиева А.А.

В статье рассматривается положительная роль безопасных и интересных экспериментов в организации лабораторных зон в дошкольных образовательных учреждениях, заинтересовать детей в точные науки с помощью этих экспериментов, создать возможность мыслить свободно и логически, формировать критический анализ, понять окружающую среду на научном уровне, формировать экологическую культуру, качественно подготовить к школе, расширить малые мировоззрения, а также теории, применяемой на практике о методах вовлечения детей в деятельность в процессе экспериментирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игамбердиева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ORGANIZATION OF THE LABORATORY AREA IN PRESCHOOL EDUCATIONAL IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the positive role of safe and interesting experiments in the organization of laboratory areas in preschool educational institutions, to interest children in the exact sciences with the help of these experiments, to create the opportunity to think freely and logically, to form a critical analysis, to understand the environment at a scientific level, to form an ecological culture, qualitatively prepare for school, expand small worldviews, as well as the theory applied in practice about the methods of involving children in activities in the process of experimentation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ ЗОНЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОЙ ЗОНЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игамбердиева А.А.

Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций дошкольного образования, базовый докторант 1-й ступени по специальности «Теория и методика дошкольного воспитания и обучения».

Aziza Igamberdieva

Institute of Retraining and Advanced Training of Managers and Specialists of Preschool Education Institutions, 1st year basic doctoral student, majoring in

Theory and Methods of Preschool Education and Training.

DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.80.604

ANNOTATION

The article discusses the positive role of safe and interesting experiments in the organization of laboratory areas in preschool educational institutions, to interest children in the exact sciences with the help of these experiments, to create the opportunity to think freely and logically, to form a critical analysis, to understand the environment at a scientific level, to form an ecological culture, qualitatively prepare for school, expand small worldviews, as well as the theory applied in practice about the methods of involving children in activities in the process of experimentation.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается положительная роль безопасных и интересных экспериментов в организации лабораторных зон в дошкольных образовательных учреждениях, заинтересовать детей в точные науки с помощью этих экспериментов, создать возможность мыслить свободно и логически, формировать критический анализ, понять окружающую среду на научном уровне, формировать экологическую культуру, качественно подготовить к школе, расширить малые мировоззрения, а также теории, применяемой на практике о методах вовлечения детей в деятельность в процессе экспериментирования.

Keywords: State program, preschool organization, free and logical thinking, development, laboratory area, safe experiments, exact and natural sciences, qualitative education, process, production process, curriculum, skills, talent, researcher, positive result, preparatory group for school.

Ключевые слова: Государственная программа, дошкольная организация, свободное и логическое мышление, развитие, лабораторный зона, безопасные эксперименты, точные и естественные науки, качественное образование, процесс, производственный процесс, учебная программа, навыки, талант, исследователь, положительный результат, подготовительная группа к школе.

У детства есть свой мир и богатая вопросами волшебная страна. Вполне естественно, что в детстве у детей возникают разные вопросы. Почему так случилось? Что это? Как? Когда? Почему летают такие тяжелые самолеты? Почему не виден воздух?.... ответы на свои бесконечные интересы пытаются найти у взрослых, на занятиях в дошкольных учреждениях. Наиболее глубокие корни и основы знаний приходятся в период «Дошкольного возраста». По данным статистики, в возрасте 5-7 лет есть возможность выявлять таланты детей , и в этот период у них появляется сильное понимание окружающей среды, интерес к природе и получить много информации. А это значит, что одной из наших главных целей должно быть привлечение наших детей к науке с раннего возраста и создание условий для их обучения! В дошкольных образовательных учреждениях различные мероприятия для детей проводятся на основе государственных требований и программ. Кроме того, мы можем наблюдать много положительных результатов у детей при реализации интересных и безопасных опытов. Вы много слышали и читали о химии, физических науках и чудесах химии. Нет никого, кто не мечтал творить такие чудеса своими руками и удивлять

окружающих. В дошкольных учреждениях дети могут воспользоваться этой возможностью, чтобы участвовать в веселых мероприятиях, учиться, реализовывать свои мечты с помощью разнообразных гидов и, самое главное, стать младшими исследователями в безопасных лабораторных экспериментах. Роль организации дошкольного образовательного учреждения заключается в привлечении подрастающего поколения к науке, вовлечении его в деятельность новыми методами и, конечно же, в воспитании зрелых, образованных и совершенных людей, за которыми стоит наше будущее.

Мы можем использовать многие виды деятельности в изучении окружающей среды и природы. Дети воспринимают окружающий мир через различные виды деятельности. Деятельность лабораторной зоны для детей дошкольного возраста еще больше активизирует их интерес к науке. Лабораторная зона дает положительный результат в привлечении дошкольников к виду деятельности. Проведение простых экспериментов в дошкольных учреждениях для ознакомления детей с природой дает свой положительный результат. Кроме того, наиболее эффективным способом вовлечения детей в экспериментальную

деятельность является игра. Это означает, что в процессе экспериментирования наши дети ведут себя свободно, как младшие исследователи. В ходе эксперимента у детей развивается и в дальнейшем укрепляется дружеское общение с коллективом и коммуникативное общение с педагогом. «Лабораторные эксперименты» проводятся не только в ходе деятельности учреждений, но и в различных кружках. Например, «Маленькие исследователи», «Маленькие ученые», «Изобретатели», «Последователи Менделеева».... В лабораторных экспериментах используется натуральные сырье и материалы, и абсолютно безопасное проведение эксперимента

контролируется воспитателем.

Основной целью организации лаборатории является:

Преде всего качественная подготовка детей к школе, формирование и развитие экологической культуры, повышение интереса к точным и естественным наукам, создание возможностей для логического и свободного мышления, развитие у детей самостоятельного мышления,

аналитического осмысления событий.

Задачи организации лабораторной зоны:

• Создание условий для работы детей в научно -исследовательской лаборатории. Вовлекание детей в лабораторную деятельность с помощью различных методов и игр.

• Развитие у детей интереса, самостоятельности, и инициативы в экспериментальных играх.

• Вовлечь родителей в новую форму работы с детьми дошкольного возраста, информируя их о важности участия детей в исследовательской деятельности.

• Формирование логического и свободного мышления;

Эксперименты — это наблюдения, проводимые в специально организованных условиях. Эксперименты способствуют формированию у детей внимательности к природе , развивают наблюдательность и мыслительную деятельность. В каждом опыте определяется причины наблюдаемого явления, а дети учатся делать выводы из суждений. Закрепляется знания о свойствах и качествах природных объектов (снег, песок, вода, воздух, свойства растений.... и др.). Эксперименты помогают детям понять причинно -следственные связи в процессе. Опыт должен строиться на уже существующих представлениях, которые дети перенимают в процессе постоянного наблюдения и работы. Обсуждая результаты эксперимента, воспитатель должен дать детям возможность свободно мыслить. Это означает, что между воспитателем и ребенком происходит научный, свободомыслящий диалог. Это помогает ребенку понять себя как личность.

В дошкольных учреждениях опыты проводятся с неодушевленными предметами, растениями и микроорганизмами. Но воспитатель должен иметь в виду, что он не должен навредить ни растениям, ни микроорганизмам! Целесообразно проводить в лабораториях опыты с

неодушевленными предметами. Лабораторная зона организовывается для расширения и развития научных основ детского мировоззрения. В то же время лаборатория является базой для уникальной игровой деятельности ребенка. Участие в лабораторных экспериментах предполагает превращение детей в «Маленьких ученых», которые проводят эксперименты и наблюдения на различные темы.

Опыт для детей является одним из ведущих видов деятельности дошкольника. Они чувствуют себя исследователями на протяжении всей деятельности. В этот период дети испытывают тягу к окружающей среде и переменам во взрослой жизни. Но есть и ошибка «ограничивания» исследований и опыта среди родителей. Стараетесь ли вы ответить на все вопросы, которые интересуют вашего ребенка? Вы обращали внимания на его любопытный взгляд на мир, который казался ему загадкой? Сколько времени вы уделяете своему ребенку в течение дня ? Вы вместе ездите на места проведения культурных мероприятий? Эти вопросы не просто так задавались! Давайте воспользуемся еще одной возможностью, чтобы проанализировать себя. Дошкольники проявляют большой интерес к различным видам исследовательской деятельности. Чтобы реализовать эти интересы на практике, родителям необходимо поддерживать своих детей, создавать условия для деятельности, положительно поощрять взгляды юных исследователей.

Эксперименты позволяют детям развивать логику мышления, формировать творческие способности, показывать и понимать связь живой и неживой природы. В ходе исследования дети начинают находить ответы на вопросы «почему?», «как?», «какой?»... В заключении, «Лабораторные эксперименты» могут стать прекрасной научной базой для качественной подготовки наших детей к школе, интереса к науке, формирования логического и свободного мышления, повышения их активности. Вместе с этим также может приводится пример того, сколько еще безопасных экспериментов можно провести дополнительно. Например, с помощью лакмусовой бумажки (индикатора) определяют, является ли среда щелочной, кислой или нейтральной. Для этого эксперимента мы можем использовать несколько различных фруктов и овощей. Проведение этого опыта безопасен для детей, забавен и очень прост. В качестве другого примера можно провести эксперименты на несколько тем: опыт создания новых цветов из разных цветов красок Гуашь. Термометры и их виды. Наблюдение различных организмов и микроорганизмами под микроскопом. Почва и ее виды. Флора. Цветовая обработка на бумаге. Переработка вторичной бумаги. Отбеливание макулатуры. Сушка фруктов и овощей естественным способом. Контроль выращивания органических и бахчевых культур и другие могут выступать примерами.

Список использованной литературы.

1. Закон республики Узбекистан «Об образовании». ЗРУ-637 от 23.09.2020.

2. Закон "О дошкольном образовании и воспитании" Республики Узбекистан Принят Законодательной палатой 22 октября 2019 года. Одобрен Сенатом 14 декабря 2019 года. (Национальная база данных законодательства, 17.12.2019 г., № 03/19/595/4160; 27.04.2021 г., № 03/21/685/0373, 12.10.2021 г., № 03/21/721/0952)

3 . Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» УП № 4947 от 7 февраля 2017 года // Учитель Узбекистана. - Ташкент, 2017. - №

6 (2453). - 10 февраля. - 70 стр. http://lex.uz/docs/3107036

4. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» //УП- 4947. 07.02.2017.//

5. «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» [Электронный ресурс]: Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2019 г. № ПП-4312 - Режим доступа: httрs://lех.uz/ru/dосs/4646931?tуре=dос

6. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 22 июля 2019 года.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

РР1: 10.3Ш8Л^.2413-5291.2022.1.80.603 Расулходжаева Мадина Ахматжоновна

Старший преподователь ТГПУ имени Низами кафедры «Технологии дошкольного образования» М.А.Расулходжаева

Всем нам известно, что сегодня в стране ведется беспрецедентная работа по развитию неразрывно связанных между собой систем дошкольного, школьного, высшего образования, научно-исследовательских учреждений. Однако не секрет, что до начала нынешних реформ сфера дошкольного образования оставалась без внимания. А ведь именно она имеет огромное значение в жизни общества как самое главное звено в воспитании детей. Забота и внимание, уделяемые этой сфере, закладывают основу будущего прогресса. С учетом этого мы впервые создали в нашей стране Министерство дошкольного образования.

Не соответствует современным требованиям действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для детских садов. Актуальным остается и вопрос внедрения в систему дошкольного образования современных форм обучения, новых педагогических и информационных технологий.»32

В «Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» также определены цели и приоритетные направления развития системы дошкольного образования, а именно - «внедрение в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-

коммуникационных технологий;.. внедрение в систему дошкольного образования принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования. В целях развития и внедрения инновационных

процессов в сфере дошкольного образования предусматривается реализация следующих мероприятий: повышение компетенции и квалификации работников системы дошкольного образования в сфере инновационных информационно-коммуникационных и

педагогических технологий, организация инновационной образовательной среды»33.

Социально-экономические преобразования, осуществляемые в Республике Узбекистан, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом, и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. В настоящее время республике Узбекистан особое внимание уделяется коренному реформированию системы дошкольного образования и воспитания, развитие детей раннего возраста и качественную подготовку их в школу. Правительство Узбекистана постоянно расширяет свой потенциал по совершенствованию национальной образовательной политики. В Республике создана нормативно-правовая база для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Дошкольное образование играет важнейшую роль в воспитании будущего поколения. Именно в таком возрасте закладываются основы для формирования личности его потенциала. Поэтому очень важно, именно в этот период, предоставить возможность ребенку получить качественное образование. Сегодня, дошкольная образовательная организация

32 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников. Источник: https://uza.uz/ru/posts/vystuplenie-prezidenta-respubliki-щЬек^1ап^аука1а-т^уе-30-09-2020

33 Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. №ПП-4312 08.05.2019. Национальная база данных законодательства, 10.05.2019 г., № 07/19/4312/3106; 09.10.2020 г., № 07/20/4857/1357

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.