Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / RESEARCH / SENIOR PRESCHOOL AGE / DEVELOPMENT / EFFICIENCY / THINKING / CREATIVITY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна, Федосеева Наталья Валерьевна

В данной статье рассматривается проблема художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста. Проведено исследование. В ходе эксперимента изучается содержание, характер методического руководства художественно-эстетическим развитием у детей 5-6 лет, по критериям, выделенным на основе анализа работ С.Ф. Багаутдиновой. Определены индикаторы эффективности методического руководства. Также дается анализ результаты исследования по художественно-эстетическому развитию у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна, Федосеева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article discusses the problem of artistic and aesthetic development in older preschool children. The study was conducted. During the experiment, the content, the nature of the methodological guidance of artistic and aesthetic development in children 5-6 years old are studied, according to the criteria identified on the basis of the analysis of S.F. Bagautdinova. Indicators of the effectiveness of methodological guidance are identified. It also analyzes the results of a study on the artistic and aesthetic development in older preschool children.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

«Толерантность к неопределенности» как тьюторская установка предполагает работу тьютора с потенциалом разновариантных перспектив из неопределенной ситуации развития воспитанника в социально успешную личность. «Событийное взаимодействие» акцентирует профессионализм тьютора на приоритетный отбор значимых для общности подростков событий, являющихся точкой поворота, и разворачивающих воспитанников лицом к лицу к ключевым стратегиям успеха. «Смыслообраз социальной успешности» как установка тьютора, сподвигает его демонстрировать устойчивую веру в успешную самореализацию подростка, создавая своеобразный «коридор достижений» в поле тьюторской мотивации.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, тьюторство как педагогический феномен представляет собой более широкое понятие, чем вид педагогического сопровождения подростка, будучи по сути, институтом социализации личности наряду с семьей, родительством, учительством, с расширенным спектром возможностей, благодаря набору взаимно усиливающих функций (социализирующей, поддерживающей, организационно - мотивирующей, этико - корректирующей, психотерапирующей), являясь профессиональным условием формирования социальной успешности подростка в детском международном центре, обеспечивая минимизацию дефицитов достижения успеха и обретения смыслов социальной успешности подросткам.

Литература:

1. Варламова, Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспеченности социальной успешности школьников / Е.Ю. Варламова. - Кострома: КГУ, 2003. - 165 с.

2. Вострикова, О.А. Эталонный образ успеха / О.А. Вострикова, М.Я. Дворецкая // Психология и психотехника. - 2014. - № 5. - С. 538-545

3. Губанова, О.В. Возможности тьюторского сопровождения в профилактике конфликтного поведения подростков / О.В. Губанова // Евразийский Научный Журнал. - №8. - 2015. - С. 33-39

4. Ключников, С.Ю. Методы развития уверенности / С.Ю. Ключников. - [Электронный ресурс] http://www.kluchnikov.ru/psixologicheskaya-pomoshh дата обращения (12.12.19)

5. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 100 с.

6. Кожакина, С.О. Специфика формирования социальной успешности подростка / С.О. Кожакина // Известия Саратовского университета, Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2015. - Т.2. - № 4 (8). - С. 412-417.

7. Крылова, Н.Б. Реконструкция культурного опыта ребенка / Н.Б. Крылова. - М.: Изд-во: Образовательные проекты, 2018. - 195 с.

8. Новак, М.А. Педагогические возможности детского международного центра в формировании социальной успешности подростка / М.А. Новак // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65 (4). -С. 241-243

9. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающихся в образовательной организации / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2 - С. 192.

10. Шамис, Е. В каких условиях растет поколение Миллениум и Z // Е. Шамис. - [Электронный ресурс] https://rugenerations.su/2009/05/21 (дата обращения 19.07.2019)

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Федосеева Наталья Валерьевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста. Проведено исследование. В ходе эксперимента изучается содержание, характер методического руководства художественно-эстетическим развитием у детей 5-6 лет, по критериям, выделенным на основе анализа работ С.Ф. Багаутдиновой. Определены индикаторы эффективности методического руководства. Также дается анализ результаты исследования по художественно-эстетическому развитию у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, художественно-эстетическое развитие, дошкольная образовательная организация, исследование, старший дошкольный возраст, развитие, эффективность, мышление, творчество, взаимодействие.

Annotation. This article discusses the problem of artistic and aesthetic development in older preschool children. The study was conducted. During the experiment, the content, the nature of the methodological guidance of artistic and aesthetic development in children 5-6 years old are studied, according to the criteria identified on the basis of the analysis of S.F. Bagautdinova. Indicators of the effectiveness of methodological guidance are identified. It also analyzes the results of a study on the artistic and aesthetic development in older preschool children.

Keywords: preschool education, artistic and aesthetic development, preschool educational organization, research, senior preschool age, development, efficiency, thinking, creativity, interaction.

Введение. В современном образовательном пространстве возрастают требования к системе дошкольного образования детей как будущему человеческому капиталу государства. Происходит переход на новый стиль

общения игра с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. При условии такого взаимодействия своё развитие получают творческие аспекты личности ребёнка. Наиболее результативным средством овладения творческим мышлением и воображением ребёнка является художественно-эстетическое развитие.

Основы художественно-эстетического воспитания закладываются взрослыми уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и педагогам нужно постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения [5, с. 61].

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста можно охарактеризовать как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых развиваются творческие способности, формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им.

Значение художественно-эстетического воспитания велико и заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, возвышает чувства, украшает жизнь, положительно влияет на его нравственность.

Художественно-творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития дошкольников. В художественном развитии детей дошкольного возраста базовой является способность к восприятию художественного образца и созданию нового, оригинального образа в изобразительной и конструктивной деятельности [8, с. 50].

Художественно-эстетическое развитие - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства применяли такие исследователи как Н.Э. Басина, В.В. Богданова, С.П. Козырева, С.И. Мерзлякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, O.A. Суслова.

Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, многие их аспекты остаются мало изученными.

Нами было проведено опытно-экспериментальное изучение художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цели исследования:

- выявить уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

- повысить уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

- определить уровни развития компонентов художественно- эстетического развития дошкольников 5-6

лет;

- рассмотреть динамику уровня художественно-эстетического развития на основе констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

В ходе исследования нами был изучен уровень художественно-эстетического развития у дошкольников 5-6 лет. В исследовании принимали участие 40 дошкольников: экспериментальная группа из 20 детей (ЭГ) и контрольная группа из 20 детей (КГ).

Изложение основного материала статьи. Изучив теоретические основы проблемы художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста, мы приступили к осуществлению экспериментальной части исследования. В процессе констатирующего эксперимента мы рассмотрели содержание и характер методического руководства художественно-эстетическим развитием у детей 5-6 лет, по критериям, выделенным на основе анализа работ С.Ф. Багаутдиновой:

- непрерывность (длительность, последовательность методической помощи);

- системность (взаимодействие участников образовательного процесса: заместителя заведующего по ВМР, воспитателей, детей, родителей);

- опережающий характер (обеспечение развития образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической наук).

Индикаторами эффективности методического руководства выступили:

- уровень художественно-эстетического развития детей 5-6 лет;

- наличие условий для художественно-эстетического развития детей 5-6 лет;

- содержание и формы методической работы по совершенствованию компетентности воспитателей в вопросе руководства художественно-эстетическим развитием детей 5-6 лет.

Уровень художественно-эстетического развития детей выявлялся на основании применения эмпирических методов исследования: анкетирование, индивидуальная беседа, наблюдение за детьми на занятиях по изобразительной деятельности, анализ результатов художественно-творческой деятельности ребёнка, педагогический эксперимент. Также был применён метод обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования. В ходе констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие диагностические методики:

1. Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению Э.А. Барановой.

2. Диагностическая методика Т.С. Комаровой «Анализ продукта деятельности».

3. Диагностическая методика Т.С. Комаровой «Дорисовывание шести кругов».

4. Диагностическая методика Т.С. Комаровой «Анализ процесса деятельности».

5. Диагностическая методика «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста» Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой.

6. Диагностическая методика В.В. Юсуповой «Лесенка» (тест «Десять ступенек»).

После проведения всех диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента мы выделили уровни художественно-эстетического развития детей 5-6 лет: низкий, средний и высокий.

Низкий (6-12 баллов) - у ребенка отсутствует интерес к творческой деятельности, он не имеет представлений о композиции, элементах декора, не знает, для чего используется цвет в рисунке, имеет

недостаточные представления о форме, пропорциях. В рисунке отсутствует образность, задание выполняется не самостоятельно, неаккуратно или не выполняется до конца, передача образа предмета вызывает у ребёнка затруднения, технические навыки сформированы слабо, ребёнок неуважительно относится к продукту своего и чужого творчества, негативно воспринимает объективную критику, имеет неадекватную самооценку.

Средний (13-17 баллов) - интерес к творческой деятельности проявляется эпизодически, воспитанник называет средства художественной выразительности с помощью педагога, имеет представления о композиции, форме, содержании рисунка,при помощи наводящих вопросов может объяснить, для чего использована та или иная цветовая гамма в рисунке, понимает необходимость соблюдать правильные пропорции. В рисунке отмечается наличие стереотипности, во время выполнения задания ребёнок достаточно самостоятелен, владеет техническими навыками, но средства выразительности использует нерегулярно, ребёнок владеет способами творческой деятельности, ребёнок чуткий и внимательный, но эпизодически проявляет несдержанность и резкость, имеет неадекватную самооценку.

Высокий (18-22 балла) - ребёнок проявляет интерес к творческой деятельности, самостоятельно называет все средства художественной выразительности, может их показать и объяснить их назначение, рисунок отличается оригинальностью, образностью содержания, отсутствием элементов стереотипа, ребёнок выполняет рисунок самостоятельно, задействует воображение и фантазию. Владеет графическими навыками, использует оптимальные средства выразительности при создании художественного образа, использует средства художественной выразительности, владеет способами творческой деятельности, использует регулярно, с уважением относится к продукту своего и чужого творчества, принимает объективную критику, стремится справить ошибки, имеет адекватную самооценку.

В процентном соотношении мы получили следующие результаты: у детей ЭГ - низкий уровень составил

- 10(50%) детей, средний уровень -8 (40%) ребёнка, высокий уровень - 2 (10%) ребёнка. В КГ - 12 (60%) составил низкий уровень, 8 (40%) - средний уровень и 0 (0 %) - высокий уровень.

В ходе формирующего этапа эксперимента, направленного на повышение уровня художественно-эстетического развития воспитанников, мы осуществляли работу с детьми 5-6 лет ЭГ.

Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет осуществлялось за счёт внедрения специально разработанной серии занятий, с разработанными заданиями и педагогическим инструментарием в соответствии с общепедагогическими принципами систематичности, последовательности и постепенности, учёта возрастных особенностей воспитанников и индивидуального подхода в обучении, доступности, наглядности, открытости, свободы выбора, деятельности, продуктивности, обратной связи.

Развитие мотивационно-ценностного интереса к художественному творчеству происходило на каждом занятии, начиная с первых минут образовательной деятельности. На всём протяжении занятия детям предлагались разные формы мотивации: игры, путешествия, конкурсы, сюрпризный момент, использование художественного слова, музыкального сопровождения, помощь сказочным персонажам, изготовление сюрпризов и подарков для близких людей, награждение воспитанников. Одной из форм мотивации был показ образцов декоративной росписи по камню, рассказ преподавателя о возможностях данного материала. Воспитанники имели возможность тактильно исследовать готовые образцы, высказать свои соображения по росписи и декору камня.

Развитию мотивации способствовало использование технологии портфолио дошкольника. За участие в творческих мероприятиях, конкурсах воспитанники получали дипломы и грамоты, заполняя портфолио достижений.

В ходе формирующего этапа эксперимента воспитанникам предлагалось участие в выставках, конкурсах, участие в пополнении предметно-развивающей среды детского сада дидактическими играми, выполненными в различных техниках рисования.

Также развитию мотивации способствовало совместное участие детей и родителей в мероприятиях детского сада: театральная неделя, совместно организованные выставки и конкурсы, проектная деятельность. При поддержке и помощи родителей ЭГ были проведены конкурсы на базе детского сада «Лучшая поделка из природного материала», «Лучшая работа в технике «Граттаж», выставка детских работ в технике «Кляксография» «Зимние забавы». При содействии родителей ЭГ дети успешно принимали участие во Всероссийских, Международных интернет конкурсах: 1 место во Всероссийском конкурсе «Золотая осень», 1 место во Всероссийском конкурсе «Мы можем!», 1 место во Всероссийском конкурсе «Рукодельница-зима», 1 место во Всероссийском конкурсе «До свидания, зима!», 2 место во Всероссийском конкурсе «В мире любимых мультфильмов», 1 место в Международном конкурсе «Время знаний», 1 место в Международном конкурсе «Зимние забавы», 1 место в Международном конкурсе «Осенняя палитра»; в очных региональных конкурсах: республиканский конкурс детского и юношеского творчества «Доброе сердце».

Работа по развитию представлений о средствах художественной выразительности осуществлялась на начальном этапе формирующего эксперимента в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В ходе познавательной деятельности были использованы альбомы «Виды и жанры изобразительного искусства», «Форма и пропорции», «Что такое сюжетная картинка», «Цвет и композиция», «Декоративно-прикладное творчество», «Как рисовать пейзаж», «Виды росписи». Поскольку игровая деятельность для дошкольников является доминирующей, нами были разработаны авторские дидактические игры. Дидактическая игра с использованием речной гальки «Цветосмешение». Цели: развитие представлений о цветах и способах получения новых цветов и оттенков. Ход игры: преподаватель предлагает дошкольнику достать из мешочка раскрашенный камень любого цвета и назвать его, а также ответить, как можно получить такой цвет или воспитанник достаёт два камня и называет третий цвет, получившийся при их смешении.

Нами были разработаны и изготовлены дидактические игры, используемые как в бумажном варианте, так и в электронном для интерактивной доски.

В ходе проведения контрольного этапа эксперимента определялась динамика уровня художественно-эстетического развития у детей 5-6 лет. Анализируя результаты развития компонентов художественно-эстетического развития дошкольников, мы опирались на данные констатирующего этапа эксперимента.

Результаты исследования указывают на увеличение количества дошкольников ЭГ с высоким уровнем художественно-эстетического развития. Процент дошкольников ЭГ с высоким уровнем выше, в несколько раз, чем в КГ.

В процентном соотношении мы получили следующие результаты: у детей ЭГ - низкий уровень составил

- 2 (10%) ребёнка, средний уровень - 8 (40%) детей, высокий уровень - 10 (50%) детей. В КГ - 8 (40%) составил низкий уровень, 10 (50%) - средний уровень и 2 (10 %) - высокий уровень.

Анализ показал, что художественно-эстетическое развитие у большинства дошкольников ЭК находится на уровне выше среднего и высоком, в то время, как у детей 5-6 лет из КГ уровень художественно-эстетического развития находится на уровне ниже среднего и низком.

Выводы. Подводя итог анализа динамики уровня художественно-эстетического развития детей 5-6 лет, мы отметили возросший общий уровень навыков воспитанников ЭК, самобытность, уникальность продуктов их творческой деятельности.

Таким образом, по итогам анализа творческой деятельности, под художественно-эстетическим развитием ребенка 5-6 лет, мы понимаем наличие у ребенка интереса к рисованию, творчеству, представлений о средствах художественной выразительности, положительного отношения к собственной работе и продукту чужого творчества, умение использовать выразительные средства, а также наличие оригинальности, образности в его художественной деятельности.

Литература:

1. Анищенко З.И. Картинная галерея в детском саду // Ребенок в детском саду. 2015. - № 1. С. 58-65

2. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. Вопросы теории и истории. - М: Изобразительное искусство, 2016. 232 с.

3. Варкки Н.А. Ребенок в мире творчества // Дошкольное воспитание. 2013. - № 6. - С. 57-67

4. Винченко В. Методические рекомендации по оценке результатов деятельности детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. 2014. - № 5. С. 443

5. Горина Л.В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО // Современная наука: теоретические и прикладныеаспекты развития / гл. ред. И.В. Романова. - Чебоксары: Ме^ 2014. Вып. 1. С. 61-64.

6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2015. 344 с.

7. Ильницкая И. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. 2013. - № 5. С. 49-53

8. Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Межд.нар. журнал социальных и гумантиарных наук. 2016. Т.4. № 1. С. 50-63

Педагогика

УДК 378.679.6

методист-организатор Павленко Дмитрий Иванович

Образовательный центр ТОО «СарыаркаАвтоПром» (г. Костанай, Республика Казахстан);

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры

прикладной математики и информатики Торшина Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО (ТиПО) В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается подход к решению проблемы формирования практико-ориентированных компетенций студентов организаций СПО с использованием ресурсов базового предприятия в системе дуального образования; рассматриваются особенности реализации данного процесса и особенности дуальной системы профессионального; предлагаются варианты организации совместной образовательной деятельности организации СПО и базового предприятия образования на примере организаций СПО Российской Федерации и учреждений ТиПО Республики Казахстан.

Ключевые слова: компетенции, образовательные технологии, рефлексивно-деятельностный подход, дуальное образование, практико-ориентированная образовательная деятельность.

An^tatton. The article reveals the approach to the solution of problems of formation of practice-oriented competencies of students of organizations of SPO using the resources base of the enterprise in the system of dual education; the implementations of this process and the features of the dual professional; options for the organization of joint educational activities of the SPO and core business education on the example of organizations SPO of the Russian Federation and of Vet institutions of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: competences, educational technologies, reflexive-activity approach, dual education, practice-oriented educational activity.

Введение. В профессиональной деятельности педагоги часто исходят из того, что всякое образование можно считать успешным, если оно востребовано, обеспечивает формирование компетенций для практической деятельности, соответствует личностным запросам, а также особенностям каждого студента.

Эти аспекты профессионального образования отражены в ФГОС, которые требуют формирования групп общекультурных и профессиональных компетенций. Причем, для их формирования необходимо сформировать личность студента как профессионала (специалиста) и научить каждого студента деятельности - а) обобщенной, то есть актуальной для любой сферы жизни человека, б) профессионально значимой; в) реализуемой на личностно значимом уровне [1].

В деятельности организаций среднего профессионального образования (СПО в Российской Федерации, ТиПО - трудовое и производственное обучение в Республике Казахстан, далее - СПО) следует обратить внимание на следующее.

1. ФГОС СПО требует формирования группы общих компетенций, которые обязательны для всех без исключения направлений подготовки студентов учреждений СПО. Это ОК 1 - ОК 11. Отметим, если специальные и профессиональные компетенции формируются в процессе изучения студентами конкретных дисциплин, то формирование этих компетенции не является реальной целью ни одной дисциплины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Практически все общие и профессиональные компетенции имеют деятельностную основу. Это видно даже из текстовых формулировок. В формулировке каждой компетенции мы видим два аспекта -профессиональный и деятельностный. Причем эти аспекты не разделяются. То есть, чтобы их сформировать нужно научить студентов деятельности. Причем деятельности в большинстве случаев универсальной и профессионально значимой, реализуемой на креативном уровне, то есть имеющей исследовательский характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.