Научная статья на тему 'Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан'

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметно-развивающая среда / Государственная программа дошкольного образования / моделирование предметно-развивающей среды / принципы предметно-развивающей среды / subject development environment / public program of early childhood education / modeling of subject development environment / principles of subject development environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шин Агриппина Васильевна, Грошева Ирина Владимировна

В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях Республики Узбекистан, раскрываются основные направления ее изучения в контексте концептуальных идей Государственной учебной программы Республики Узбекистан, выделяются факторы, учет которых позволяет повысить качество проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стало изучение ключевых показателей оценки качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Узбекистана в условиях модернизации системы дошкольного образования Республики. Методологической основой исследования являлись идеи гуманитарного, субъектного, средового, деятельностного и компетентностного подходов. Основным методом исследования становится сравнительный анализ существующих в Республике Узбекистан подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста, установление ключевых факторов, определяющих ее качество. Полученные результаты исследования содержат системный анализ качества развивающей предметнопространственной среды дошкольных организаций Республики Узбекистан, определяют тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, позволяют выделить ключевые параметры качества среды, соответствующей культурноисторическим ценностям, национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности. Исследование позволяет определить существующие практики проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Республики Узбекистан, предложить для реализации идеи художественно-эстетического подхода к оформлению и наполнению предметного пространства дошкольной организации, позволяют осмыслить характеристики развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях развития национальной системы дошкольного образования Республики Узбекистан, определить ее инновационные тенденции для решения задач позитивной социализации и индивидуализации современных дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шин Агриппина Васильевна, Грошева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling Development of the Environment in Early Childhood Educational Organization in the Context of the Public Curriculum of the Republic of Uzbekistan

This paper presents the results of the national research dedicated to the comprehensive study of the developing environment in early childhood educational organizations of the Republic of Uzbekistan. It also reveals the main directions of its study in the context of the conceptual ideas of the Public Curriculum of the Republic of Uzbekistan, identifies factors that can improve the quality of design of developing environment in early childhood educational organizations. The purpose of the study was to analyze key indicators for assessing the quality of the developing of environment in early childhood organizations in Uzbekistan in the context of modernization of the early childhood education system of the Republic of Uzbekistan. The main method of research is a comparative analysis of existing approaches to the design of the developing of environment of early childhood organizations in Uzbekistan. The subject of the analysis is a phenomenon of the environment, assessing the understanding of its significance and content for the development of early childhood and preschool children, and identifying key factors that determine its quality. The results of the study contain a systematic analysis of the quality of the developing of environment of early childhood organizations in Uzbekistan, identify trends in changes in the understanding of the environment as a condition and means of development of children before school, and identify key parameters of the quality of the environment, consistent with cultural and historical values, national and regional traditions, features due to nature, climate, and the specifics of industrial life of the area. The research makes it possible to identify existing practices in the design of development of the environment in early childhood educational organizations, to propose an artistic and aesthetic approach to the design and filling of the early childhood organization’s space, and to understand the characteristics of the development of the environment in regard of the national preschool education system, as well as identify its innovative trends.

Текст научной работы на тему «Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан»

УДК 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10069

Шин А.В., Грошева И.В.

Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан

Шин Агриппина Васильевна, Грошева Ирина Владимировна* - Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)

В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях Республики Узбекистан, раскрываются основные направления ее изучения в контексте концептуальных идей Государственной учебной программы Республики Узбекистан, выделяются факторы, учет которых позволяет повысить качество проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стало изучение ключевых показателей оценки качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Узбекистана в условиях модернизации системы дошкольного образования Республики. Методологической основой исследования являлись идеи гуманитарного, субъектного, средового, деятельностного и компетентност-ного подходов. Основным методом исследования становится сравнительный анализ существующих в Республике Узбекистан подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций. Предмет анализа - феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста, установление ключевых факторов, определяющих ее качество.

Полученные результаты исследования содержат системный анализ качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций Республики Узбекистан, определяют тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, позволяют выделить ключевые параметры качества среды, соответствующей культурно-историческим ценностям, национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности.

Исследование позволяет определить существующие практики проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Республики Узбекистан, предложить для реализации идеи художественно-эстетического подхода к оформлению и наполнению предметного пространства дошкольной организации, позволяют осмыслить характеристики развивающей предметно-пространственной среды в современных условиях развития национальной системы дошкольного образования Республики Узбекистан, определить ее инновационные тенденции для решения задач позитивной социализации и индивидуализации современных дошкольников. Ключевые слова: предметно-развивающая среда, Государственная программа дошкольного образования, моделирование предметно-развивающей среды, принципы предметно-развивающей среды. Для цитирования: Шин А.В., Грошева И.В. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы Республики Узбекистан // Современное дошкольное образование. - 2020. - №2(98). - С. 60-69. DOI: 10.24411/1 997-9657-2020-1 0069 Материалы статьи получены 06.01.2020.

* Контакты: [email protected]

UDC 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10069

Modeling Development of the Environment in Early Childhood Educational Organization in the Context of the Public Curriculum of the Republic of Uzbekistan

Agrippina V. Shin, Irina V. Grosheva*, Ministry of Early Childhood Education of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

This paper presents the results of the national research dedicated to the comprehensive study of the developing environment in early childhood educational organizations of the Republic of Uzbekistan. It also reveals the main directions of its study in the context of the conceptual ideas of the Public Curriculum of the Republic of Uzbekistan, identifies factors that can improve the quality of design of developing environment in early childhood educational organizations.

The purpose of the study was to analyze key indicators for assessing the quality of the developing of environment in early childhood organizations in Uzbekistan in the context of modernization of the early childhood education system of the Republic of Uzbekistan.

The main method of research is a comparative analysis of existing approaches to the design of the developing of environment of early childhood organizations in Uzbekistan. The subject of the analysis is a phenomenon of the environment, assessing the understanding of its significance and content for the development of early childhood and preschool children, and identifying key factors that determine its quality. The results of the study contain a systematic analysis of the quality of the developing of environment of early childhood organizations in Uzbekistan, identify trends in changes in the understanding of the environment as a condition and means of development of children before school, and identify key parameters of the quality of the environment, consistent with cultural and historical values, national and regional traditions, features due to nature, climate, and the specifics of industrial life of the area. The research makes it possible to identify existing practices in the design of development of the environment in early childhood educational organizations, to propose an artistic and aesthetic approach to the design and filling of the early childhood organization's space, and to understand the characteristics of the development of the environment in regard of the national preschool education system, as well as identify its innovative trends.

Keywords: subject development environment, public program of early childhood education, modeling of subject development environment, principles of subject development environment. For citation: Shin A.V., Grosheva I.V. (2020). Modeling development of the environment in early childhood educational organization in the context of the public curriculum of the Republic of Uzbekistan. Preschool Education Today. 2:14, 60-69 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10069

Original manuscript received 06.01.2020. * Contacts: [email protected]

Предметно-развивающая среда как один из важнейших критериев качества образования

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития (Лопсонова, 2016).

В настоящее время в Республике Узбекистан уделяется особое внимание воспитанию и образованию детей дошкольно-

го возраста, ярким подтверждением является принятие Закона Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании» (2019 г.), в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, внедрена Государственная учебная программа «Илк кадам» («Первый шаг») (Грошева, Евстафьева, Махмудова, Набиханова, Пак, Джанпеисова, Исакова, 2018). Государственная учебная программа предъявляет требования к условиям реализации вариативной программы дошкольной образовательной организации, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации,

реализующей Государственную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Организация предметно-развивающей среды в ДОО в настоящее время является актуальной задачей, так как она служит важным критерием оценки деятельности каждой дошкольной образовательной организации в соответствии с Государственной программой.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (Полякова, 2015, 2019).

В настоящее время, когда интенсивно развивается инфраструктура, включая строительство, реконструкцию дошкольных образовательных организаций, предметно-развивающая среда выступает важным фактором эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности (Гогоберидзе, Атарова, 2015).

Как показывает опыт, основной трудностью, мешающей педагогам организовывать предметно-пространственную развивающую среду группы, является неправильное понимание особой эстетики дошкольной образовательной организации. Оно выражается в стремлении взрослых наполнить интерьер красивыми вещами, яркими картинами и игрушками, в создании статичных выставок и уголков. Решением данной проблемы может стать интеграция педагогики и дизайна, когда художественно-эстетический подход к оформлению и наполнению предметного пространства группы реализуется параллельно с педагогической разработкой содержательного наполнения пространства в пользу создания условий для развития ребенка и его самостоятельности в различных видах деятельности.

В условиях развития альтернативных моделей дошкольного образования, таких как группы кратковременного пребывания, мобильные, модульные и семейные дошкольные образовательные организации, игровые группы при местных сообществах, у педагогов и руководителей возникает множество вопросов по созданию предметно-развивающей среды.

Основные принципы создания

предметно-развивающей

среды

Государственная программа «Илк кадам» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также при проведении режимных моментов. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Содержание предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации, согласно Государственной программе, должно соответствовать культурно-историческим ценностям: национальным и региональным традициям; особенностям, обусловленным природой, климатом; спецификой производственной жизни местности; содержание среды должно закладывать основы первичного мировоззрения, способствовать успешной социализации ребенка (Яфизова, 2013).

Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений.

Предметно-развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями Государственной программы дошкольного образования.

Очень важно, что психологический комфорт, атмосфера уюта в группе - это гарантия того, что ребенок быстро освоится в новой группе и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня.

Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы ее построения.

В дошкольной образовательной организации обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки -большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель. Содержательная насыщенность среды призвана обеспечить все виды детской активности, исходя из специфики образовательной программы (Лактионова, 2012; Радионова, 2000).

При моделировании предметно-развивающей среды рекомендуется разработка минимального стандарта оснащения по областям развития ребенка, с указанием спецификации перечня игрушек и оборудования, которые должны быть представлены в традиционной возрастной классификации (Граничина, 2002; Гогоберидзе, Езопова, Новицкая, 2015).

Это позволит облегчить педагогу выбор развития предметно-пространственной среды для своей группы, особенно если это разновозрастная группа или группа кратковременного пребывания различной направленности, из дифференцированного возрастного перечня и максимально исключить повторяемостьпредметно-пространственнойсреды в смежных возрастах, что является реализацией принципа вариативности и сменяемости, т.к. вариативность, в соответствии с требованиями Государственной программы, предполагает периодическую частичную сменяемость игрового материала, появление новых или забытых детьми игрушек и пособий (Карабанова, Алиева, Радионова, Рабинович, Марич, 2014).

Вариативность развития предметно-пространственной среды одновременно проявляет себя в двух аспектах:

Первый аспект представлен наличием различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Кроме того, педагогу тоже предоставляется возможность выбора методического обеспечения для организации любой детской деятельности.

Второй аспект предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих разнообразную детскую активность. Вариативность обеспечивает такое неотъемлемое свойство

среды, как разноуровневость. Именно вариативность позволяет выстраивать вектор развития для каждого ребенка с учетом его индивидуального развития. Эта позиция акцентирует процессуальную составляющую, то есть педагогическую технологию. При организации развивающей предметно-пространственной среды она прослеживается в идентичных играх и пособиях, одинаковых по смысловому назначению, но разных по уровню сложности развивающих задач.

Важно также отметить, что вариативность проявляется в разнообразии материалов, из которых изготовлены элементы среды. Это дерево, высококачественный пластик, резина, поролон, разные виды тканей, металл, качество и безопасность которых подтверждаются соответствующими сертификатами. Такое разнообразие исходных материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного развития.

При моделировании развивающей предметно-пространственной среды педагогам и руководителям дошкольных образовательных организаций совместно с родителями можно применять различные подходы. Один из таких подходов связан с применением проектного метода, целью которого является разработка дизайн-проекта. Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы, рекомендуется учитывать также инклюзивную направленность (Аверин, Коновалова, Маркова, 2014).

В соответствии с Государственной программой «Илк кадам» («Первый шаг») Республики Узбекистан, предусмотрена образовательная деятельность для детей с особыми потребностями, где должна осуществляться поддержка ребенка и, соответственно, должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда с учетом их потребностей. Среда должна быть построена так, чтобы максимально помочь детям с особыми потребностями реализовать свой образовательный потенциал. При этом должны быть обеспечены:

• охрана и укрепление здоровья;

• учет возрастных особенностей;

• коррекция недостатков развития;

• возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых;

• двигательная активность дошкольников;

• возможности для уединения;

• интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной

образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

• педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды;

• возможность самовыражения воспитанников;

• транспортируемость - возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (Нищева, 2006);

• стабильность и динамичность предметного окружения;

• сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды;

• индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка (Гогоберидзе, Вербенец, 2010).

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию (Вербенец, Базикало, Игнатенко, 2015).

Развивающие центры в контексте Государственной учебной программы «Илк кадам»

При моделировании предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы «Илк кадам» («Первый шаг») предусмотрены следующие развивающие центры: «Строительство, конструирование и математика», «Сюжетно-ролевые игры и драматизация», «Язык и речь», «Наука и природа», «Искусство» (Толкачева, 2012).

Центр «Строительство, конструирование и математика» способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен.

Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе (Полякова, 2018). Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр «Сюжетно-ролевые игры и драматизация» - важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, куклы национальных героев узбекского этноса, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр «Язык и речь» - в шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, психологической разгрузки, где можно предусмотреть небольшую детскую библиотеку. Данный центр располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно рас-

положиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Центр «Наука и природа» должен служить не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире в конечном счете обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и др., а также лабораторное оборудование - все это вызывает у дошкольников особый интерес.

Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Также у детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем доступными дошкольнику средствами. Педагогу необходимо подобрать растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы (Полякова, 2014).

В данном центре уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. Здесь также можно предусмотреть атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки - транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Центр «Искусство» выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.

Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же можно предусмотреть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Материалы необходимо рассортировать и в места их хранения повесить соответствующие картинки, чтобы дети знали, где их взять, куда их убрать. Материалы в центрах следует менять, чтобы они отражали интересы детей, темы или проекты, над которыми работают дети в настоящее время. Следует перечислить -при участии детей - правила и привычные рутинные действия (включая уборку) для работы в разных центрах. Помимо этого, детей следует вовлекать в планирование и создание новых центров, а также в добавление новых занятий, бутафории и т.д. в уже существующие центры.

Выводы и рекомендации

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольной образовательной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда (Бесчасная, 2016).

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию. ■

Информация об авторах

Агриппина Васильевна Шин, кандидат педагогических наук, доцент, министр дошкольного образования Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан), [email protected]

Грошева Ирина Владимировна, главный специалист главного управления по формированию и разработке политики в сфере дошкольного образования Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан), [email protected].

Information about authors

Agrippina V. Shin, PhD in Pedagogy, Minister of Early Childhood Education of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

Irina V. Grosheva, Chief Specialist of the Main Department for Policy Formulation and Development in the Sphere of Early Childhood Education, Ministry of Early Childhood Education of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

Литература

1. Аверин СА., Коновалова Т.Г., Маркова ВА. Реализуем ФГОС ДО: моделирование разви вающей п редметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. - М., 2014.

2. Бесчасная АА. Теоретические и методологические основы социологических исследований детства и жизни детей: Монография. - СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2016. - 156 с.

3. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду // Детский сад: Теория и практика. - 2015. - №10 (58). - С. 38-55.

4. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для бакалавров (По направлению 050100 «Педагогика») / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.

5. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия // Детский сад: Теория и практика. - 2015. - №1. - С. 6-15.

6. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2010. -№4.- С. 56-60.

7. Граничина ОА. Статистические методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

8. Грошева И.В., Евстафьева Л.Г., Махмудова Д.Т., Набиханова Ш.Б., Пак С.В., Джанпеисова Г.Э., Исакова М.Р. Государственная учебная программа «Илк кадам» для дошкольных образовательных учреждений Республики Узбекистан. - 2018.

9. Карабанова ОА., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.

10. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,2012.[Электронный ресурс].- URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sredakak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov. Дата обращения: 09.02.2020.

11. Лопсонова З.Б. Философско-педаго-гическая концепция современного детства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - Вып.1. - С. 50-59.

12. Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю // Детский сад: Теория и практика. - 2015. -№10. - С. 6-19.

13. Полякова М.Н. Образовательная среда детского сада как условие и средство поддержки исследовательского поведения детей дошкольного возраста // Детский сад: Теория и практика. - 2018. - №5-6. - С. 56-65.

14. Полякова М.Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней // Современное дошкольное образование. -2019. - №1 (91). - С. 46-57.

15. Полякова М.Н. Система мониторинга качества образования в дошкольной образовательной среде // Детский сад от А до Я. - 2014. №6 (72). - С. 4-18.

16. Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: - Дис. ...канд.пед.наук.: Москва, 2000.

18. Толкачева Г.Н. Проектирование модели предметно-развивающей среды // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - С. 14-28.

19. Экспертиза качества дошкольного образования. Коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новицкой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 156-157.

20. Яфизова Р.И. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста в условиях современного образовательного пространства семьи и детского сада // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: сб. науч. ст. по материалам международной конференции. РГПУ им. А. И. Герцена, Институт детства. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 304-309.

References

1. Averin S.A., Konovalova T.G., Markova V.A. (2014) Realizuem FGOS DO: modelirovanie razvivayushey predmetno-prostranstvennoy sredy sovremennoy doshkolnoy obrazovatelnoy organizacii [Realization FGOS DO: modeling of the developing subject-spatial environment of a modern preschool educational organization]

2. Beschasnaya A.A. (2016) Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy sotsiologicheskikh issledovanii detstva i zhizni detei: Monografiya [Theoretical and methodological foundations of sociological research of childhood and children's life: Monograph]. Saint-Petersburg: Tsentr nauchno-informatsionnykh tekhnologii «Asterion» [Asterion Publishing]. 156.

3. Verbenets A.M., Bazikalo S.V., Ignatenko Ye.Ye.(2015) Sozdaniye predmetno-prostranst-vennoy sredy khudozhestvenno-esteticheskoy napravlennosti v detskom sadu [Creating a spatial environment of artistic and aesthetic orientation in kindergarten]. Detskii sad: teoriya i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 10, 38-55.

4. Gogoberidze A.G. (2016) Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya: Uchebnik dlya bakalavrov (Po napravleniyu 050100 «Pedagogika») [Preschool pedagogy with the fundamentals of methods of education and training: Textbook for undergraduate students (Direction 050100 "Pedagogy")]. Edit by A.G. Gogoberidze, O.V. Solntseva. SaintPetersburg: Piter Publishing.

5. Gogoberidze A.G., Atarova A.N.(2010) Detskiye initsiativy i deyatel'nost' dlya detey: problemy i protivorechiya [Children's initiatives and activities for children: problems and contradictions] Detskiy sad: Teoriya i praktika. [Kindergarten: Theory and Practice]. 1, 6-15.

6. Gogoberidze A.G., Verbenets A.M. (2010) Proyektirovaniye razvivayushchey pred-metno-prostranstvennoy sredy sovremennogo detskogo sada [Designing the developing subject-spatial environment of a modern kindergarten] Spravochnik rukovoditelya doshkol'nogo uchre-zhdeniya [Directory of the head of a preschool institution]. 4, 56-60.

7. Granichina O.A. (2002) Statisticheskiye metody psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy (Uchebnoye posobiye) [Statistical methods of psychological and pedagogical research (Textbook)] Saint-Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen.

8. Grosheva, I., Yevstaf'yeva L.G., Makhmudova D.T., Nabikhanova SH.B., Pak S.V., Dzhanpeisova G.E., Isakova M.R. (2018) Gosudarstvennaya uchebnaya programma «Ilk kadam» dlya doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy Respubliki Uzbekistan [The state curriculum "Ilk Kadam" for preschool educational institutions of the Republic of Uzbekistan]

9. Karabanova O.A., Aliyeva E.F., Radionova O.R., Rabinovich P.D., Marich Ye.M. (2014) Organizatsiya razvivayushchey predmetno-prostranstvennoy sredy v sootvetstvii s federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovaniya. Metodicheskiye rekomendatsii dlya pedagogicheskikh rabotnikov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy i roditeley detey doshkol'nogo vozrasta [Organization of a developing subject-spatial environment in accordance with the federal state educational standard for preschool education. Guidelines for teachers of preschool educational organizations and parents of preschool children] Edit by O.A.Karabanova, E.F. Aliyeva, O.R. Radionova, P.D. Rabinovich, Ye.M.Marich. Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya [Federal Institute for the Development of Education]

10. Laktionova E.B. (2012) Obrazovatel'naya sreda kak uslovie razvitiya lichnosti i ee sub"ektov [Educational environment as the development condition persons of its subjects]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta im. A.I. Gertsena [The news of the Herzen University]. [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7obrazo-

vatelnayasreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov. Date: 09.02.2020.

11. Lopsonova Z.B. (2016) Filosofskopedag ogicheskaya kontseptsiya sovremennogo detstva [Philosophical and pedagogical concept of modern childhood]. Vestnik Buryatskogo gosudarst-vennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. Issue 1, 50-59.

12. Polyakova M.N. (2015) Kak sdelat' sre-du gruppy razvivayushchey: sovety vospitatelyu [How to make a group's developing environment: tips for the educator] Detskiy sad: Teoriya i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 10, 6-19.

13. Polyakova M.N. (2018) Obrazovatel'naya sreda detskogo sada kak usloviye i sredstvo pod-derzhki issledovatel'skogo povedeniya detey doshkol'nogo vozrasta [The educational environment of the kindergarten as a condition and means of supporting the research behavior of preschool children] Detskiy sad: Teoriya i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 5-6, 56-65.

14. Polyakova M.N. (2019) Predmetnaya sreda razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta. Ot detskikh sadov PIDO do nashikh dney [The subject environment for the development of a preschool child. From PIDO kindergartens to the present day] Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye [Modern preschool education] 1, 46-57.

15. Polyakova M.N.(2014) Sistema monitoringa kachestva obrazovaniya v doshkol'noy ob-razovatel'noy srede [A system for monitoring the quality of education in a preschool educational environment] Detskiy sad ot A do YA [ Kindergarten from A to Z] 6, 4-18.

16. Predmetno - prostranstvennaya sreda v detskom sadu. Printsipy postroyeniya, sovety, rekomendatsii (2006) [The subject - spatial environment in kindergarten. The principles of con-

struction, advice, recommendations] Comp. by N.V. Nishcheva. St. Petersburg: Detstvo-Press.

17. Radionova O.R. (2000) Pedagogicheskie usloviya organizatsii razvivayushchei predmetnoi sredy v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezh-denii [Pedagogical conditions of organization of the developing subject environment in preschool educational institution]: Dis., kand. ped. nauk [Dissertation of PhD in Pedagogy]. Moscow.

18. Tolkacheva G.N. (2012) Proyektirovaniye modeli predmetno-razvivayushchey sre-dy[Designing a model of a subject-developing medium] Upravleniye doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniyem [Management of a preschool educational institution]. 14-28.

19. Ekspertiza kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. Kollektivnaya monografiya [Examination of the quality of preschool education. Collective Monograph] / Edit by A. G. Gogoberidze, S.A. Yezopova, V.A. Novitskaya. St. Petersburg: Publishing House of Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 156-157.

20. Yafizova R.I. (2013) Osobennosti sot-sializatsii rebenka doshkol'nogo vozrasta v us-loviyakh sovremennogo obrazovatel'nogo pros-transtva sem'i i detskogo sada [Features of socialization of a preschool child in the modern educational space of the family and kindergarten] Disseminatsiya rezul'tatov nauchnykh issledo-vaniy v praktiku doshkol'nogo obrazovaniya: sb. nauch. st. po materialam mezhdunarodnoy kon-ferentsii. [Dissemination of the results of scientific research into the practice of preschool education: Sat. scientific Art. based on the materials of the international conference. Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Institute of Childhood]. St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 304-309.

Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool

Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.