Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
middle preschool age / preschool educational organization / game exercises / social development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.И. Баймурзина, Р.М. Салимова, Р.А. Хужин

В статье раскрывается проблема социального развития детей среднего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации средствами игровых упражнений. Подобранный по тематике комплекс игровых упражнений реализован в конкретной дошкольной образовательной организации. Требования ФГОС дошкольного образования о социализации детей дошкольного возраста выступили основанием для изучения данной проблемы. Авторы, проанализировав существующую психолого-педагогическую литературу, программы дошкольного образования по теме исследования выявили противоречие, которое решали в ходе экспериментальной работы. Для этого они определили базу эксперимента, экспериментальную и контрольную группы, провели диагностику уровня социального развития детей в начале и конце эксперимента, апробировали игровые упражнения в ходе формирующего этапа эксперимента. В статье даны показатели уровней социального развития детей. Представленный материал позволяет сделать вывод, что социальное развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации средствами игровых упражнений повышает их деятельность в режимных моментах, организованной деятельности и свободной игре. Личный вклад авторов состоит в сравнительном анализе существующих психолого-педагогических теорий о социализации и социальном развитии детей, проведении опытно-экспериментальной работы по апробации игровых упражнений, интерпретации результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.И. Баймурзина, Р.М. Салимова, Р.А. Хужин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DEVELOPMENT OF MIDDLE PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF A CHILDREN’S EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article reveals a problem of social development of children of middle preschool age in conditions of a children’s educational organization by means of game exercises. The set of game exercises selected on the subject is implemented in a specific preschool educational organization. The requirements of the Federal State Educational Standard of preschool education on the socialization of preschool children served as the basis for studying this problem. The authors, having analyzed psychological and pedagogical literature, preschool education programs on the research topic, identified contradictions that were solved in the course of experimental work. To do this, they determined the base of the experiment, experimental and control groups, diagnosed the level of social development of children at the beginning and end of the experiment, and tested game exercises during the formative stage of the experiment. The article provides indicators of the levels of social development of children. The presented material allows to conclude that the social development of children of middle preschool age in conditions of a children’s educational organization by means of game exercises increases their activity in regime moments, organized activity and free play. The personal contribution of the authors is in a comparative analysis of existing psychological and pedagogical theories about the socialization and social development of children, conducting experimental work on approbation of game exercises, and interpreting the research results.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

2. Ustyuzhanina K.I., Morozova T.A. Korrekciya trevozhnosti mladshih shkol'nikov v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Vektory obrazovaniya: ot tradicij k innovaciyam: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 178 - 180.

3. Arskieva Z.A. Vzaimosvyaz' trevozhnosti i uspeshnosti v obuchenii detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Informaciya kak dvigatel' nauchnogo progressa: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 118 - 125.

4. Purgina A.A., Onufrieva V.V. Korrekciya trevozhnosti mladshih shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2015; № 7 (87): 700 - 702.

5. Deribezova O.E., Pacyrova L.A. Korrekciya trevozhnosti u mladshih shkol'nikov s umstvennoj otstalost'yu legkoj stepeni kak problema v rabote special'nogo psihologa. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. 2010; № 1 (32): 175 - 178.

6. Galimova R.R. Profilaktika trevozhnosti mladshih shkol'nikov sredstvami art-terapii. Integraciya nauki ipraktiki v sovremennyh usloviyah: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sbornik nauchnyh trudov. 2016: 48 - 50.

7. Balashova N.A. Soderzhanie deyatel'nosti pedagoga po korrekcii trevozhnosti mladshego shkol'nika vo vzaimodejstvii s sem'ej. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2010; № 3: 249 - 252.

8. Sanval'd O.V. Polovozrastnaya dinamika proyavleniya trevozhnosti u mladshih shkol'nikov. Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. 2011; T. 2, № 1: 102 - 106.

9. Cyganova M.A. Art-terapiya, skazkoterapiya kak psihologo-pedagogicheskie tehnologii korrekcii trevozhnosti mladshih shkol'nikov. Sovremennyeproblemysccial'no-gumanitarnyh nauk. 2016; № 3 (5): 28 - 30.

Статья поступила в редакцию 19.07.21

УДК 37.373

Baimurzina V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: hauben@rambler.ru

Salimova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: r.m.salimova@strbsu.ru

Khuzhin R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bashkir Cooperative Institute, Branch of Russian Institute of Cooperation (Ufa, Russia),

E-mail: rashit805@gmail.com

SOCIAL DEVELOPMENT OF MIDDLE PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF A CHILDREN'S EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article reveals a problem of social development of children of middle preschool age in conditions of a children's educational organization by means of game exercises. The set of game exercises selected on the subject is implemented in a specific preschool educational organization. The requirements of the Federal State Educational Standard of preschool education on the socialization of preschool children served as the basis for studying this problem. The authors, having analyzed psychological and pedagogical literature, preschool education programs on the research topic, identified contradictions that were solved in the course of experimental work. To do this, they determined the base of the experiment, experimental and control groups, diagnosed the level of social development of children at the beginning and end of the experiment, and tested game exercises during the formative stage of the experiment. The article provides indicators of the levels of social development of children. The presented material allows to conclude that the social development of children of middle preschool age in conditions of a children's educational organization by means of game exercises increases their activity in regime moments, organized activity and free play. The personal contribution of the authors is in a comparative analysis of existing psychological and pedagogical theories about the socialization and social development of children, conducting experimental work on approbation of game exercises, and interpreting the research results.

Key words: middle preschool age, preschool educational organization, game exercises, social development.

В.И. Баймурзина, д-р пед. наук, проф., ^ерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Cmерлитамак,

E-mail: hauben@rambler.ru

Р.М. Салимоеа, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет», г. Cmерлиmамак,

E-mail: r.m.salimova@strbsu.ru

Р.А. Хужин, канд. пед. наук, доц., Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского института кооперации, г. Уфа,

E-mail: rashit805@gmail.com

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрывается проблема социального развития детей среднего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации средствами игровых упражнений. Подобранный по тематике комплекс игровых упражнений реализован в конкретной дошкольной образовательной организации. Требования ФГОС дошкольного образования о социализации детей дошкольного возраста выступили основанием для изучения данной проблемы. Авторы, проанализировав существующую психолого-педагогическую литературу, программы дошкольного образования по теме исследования выявили противоречие, которое решали в ходе экспериментальной работы. Для этого они определили базу эксперимента, экспериментальную и контрольную группы, провели диагностику уровня социального развития детей в начале и конце эксперимента, апробировали игровые упражнения в ходе формирующего этапа эксперимента. В статье даны показатели уровней социального развития детей. Представленный материал позволяет сделать вывод, что социальное развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях детской образовательной организации средствами игровых упражнений повышает их деятельность в режимных моментах, организованной деятельности и свободной игре. Личный вклад авторов состоит в сравнительном анализе существующих психолого-педагогических теорий о социализации и социальном развитии детей, проведении опытно-экспериментальной работы по апробации игровых упражнений, интерпретации результатов исследования.

Ключевые слова: средний дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, игровые упражнения, социальное развитие.

На сегодняшний день актуальным вопросом современного общества выступает социальное развитие личности в детском возрасте. Эта проблема напрямую зависит от особенностей социальной ситуации развития ребенка, в рамках которой часто наблюдается острый дефицит формирования таких качеств и навыков личности, как воспитанность, доброта, речевая культура социальное взаимодействие, коллективизм.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования ориентируют образовательные учреждения на социализацию детей дошкольного возраста. «Формирование взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе общения, самостоятельности, умения регулировать собственное поведение, уважительного отношения к родителям и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации; развитие позитивные установки к различным видам труда и творчества, безопасного поведения в быту, социуме, природе», - эти

нормы и ценности должны лежать в основе социализации детей данной группы, убеждают нас Комарова Т.С. и Авдеева С.М. [1, с. 50].

Все эти требования находят свое отражение в программах дошкольного воспитания. На наш взгляд, наиболее удачная характеристика возрастных особенностей и возможностей социального развития и воспитания детей в дошкольном возрасте содержит программа «Истоки», разработанная Л.А. Парамоновой, Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой. В центре их внимания - «воспитание интереса, внимания, доброжелательности к окружающим, формирование в ребенке желания открыто и искренне выразить свои чувства, и видеть связь между своим эмоциональным состоянием и причиной, его вызвавшей» [2]. В данной программе социальное развитие ребенка связывается в первую очередь с его речевым развитием и развитием познавательной сферы.

Вопрос социализации детей дошкольного возраста разносторонне рассматривается в программах «Детство» и «Я - человек» (С.А. Козлова) [3,

с. 50], «Родник» [4]. Таким образом, актуальность данной проблемы несомненна.

Конечно, в педагогической науке имеется определенный опыт решения разных аспектов теоретического и практического характера данного вопроса.

Вопрос о приобщении детей к социальным явлениям рассматривались в трудах Л.Н. Толстого [5], К.Д. Ушинского [6].

Н.В. Андреенкова, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Зеленого, И.С. Кона, А.И. Кравченко, A.A. Радугин, К. А. Радугин, Х.Ф. Сабиров в своих трудах раскрывают сущность социализации личности.

Методологические, теоретические основы социализации личности в психологической и педагогической науках мы находим в трудах В.С. Мухина, В.А. Богданова, И.В. Бестужева-Лады, М. Вартофского.

Описывая механизм процесса социализации, Козлова С.А. уточняет, что узнавание детьми мира социальных взаимоотношений предполагает опору на некоторые функции знаний, рассматриваемых Н.Н. Поддьяковым:

- информативная функция - предварительный отбор и систематизация полученной информации;

- эмоциогенная - порождение и стимулирование возникновения эмоций и впоследствии - отношений;

- регуляторная - побуждение к действиям и поступкам [7, с. 54].

Анализ существующей литературы позволяет установить наличие достаточно большого количества работ разных аспектов данной области. Однако недостаточно разработаны её теоретические, методические и практические стороны в условиях дошкольной образовательной организации.

Таким образом, обнаруживается наличие противоречия между потребностью практики социального развития детей дошкольного возраста в методических рекомендациях и недостаточно изученными способами его достижения.

Это противоречие определило следующую проблему: каковы средства социального развития детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации?

В среднем дошкольном возрасте игровая деятельность является основной. С учётом этого фактора мы остановились на игровых упражнениях как средстве достижения поставленной цели. В соответствии с ней был составлен план занятий на один год.

Опытно-экспериментальной базой выступила Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 19 «Журавушка» г. Стерлитамака Республики Башкортостан в количестве 50 человек: в экспериментальной группе (ЭГ) - 25 человек, в контрольной группе (КГ) - 25 человек.

В исследовании участвовали дети, посещающие группу не менее года, в знакомой для них обстановке.

Для диагностики уровня социального развития детей нами использовались следующие методики: 1. «Методика оценки социального развития ребенка в группе детского сада» Урунтаевой ГА., Афонькиной Ю.А.) [8]; 2. Методика «Закончи историю» Калининой Р.М. [9].

В соответствии с первой методикой, на констатирующем и формирующем этапах эксперимента наблюдали за поведением ребенка во время взаимодействия его со взрослыми и сверстниками в деятельности режимных моментов, в организованной деятельности и в свободной игре. Все наблюдения фиксировались по пятибалльной шкале: 5 - часто, 4 - как правило, 3 - иногда, - редко, 1 - никогда. Баллы суммировались, и выводился средний показатель по каждому направлению и средний балл всех показателей.

Вторая методика позволяла нам изучить в ходе индивидуальной беседы с каждым ребенком понимание им нравственных норм и умение соотносить их в жизни. Ответы на вопросы оценивались по четырёхбалльной системе: «0 баллов - ребенок не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей; 1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не формулирует; 2 балла -ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку; 3 балла - ребенок называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку» [8].

Результаты исследования по методике «Закончи историю» на констатирующем этапе исследования таковы: в экспериментальной группе (n = 25) 1,24; а в контрольной - 1,2, t-критерий Стьюдента - p>0,05.

Как видно, испытуемые показывают уровень социального развития чуть выше низкого. Показатели между экспериментальной и контрольной группами примерно одинаковые.

В соответствии с полученными данными было выделено три уровня социального развития у детей среднего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.

Дети, относящиеся к группе с высоким уровнем, проявляют устойчивое культурное поведение. Им нравится общаться. Они умеют самостоятельно выбирать ту или иную игру из предложенных организатором, составлять план действий, организовывать играющих. Им присуща правильная оценка эмоционального состояния участников игры, которым всегда готовы прийти на помощь. Активно интересуются жизнью, задают вопросы на исторические темы, рассказывают о прошлом своей семьи.

Средний уровень. Дети данной группы в поведении и общении показывают положительный настрой. Они знают о культуре поведения и соблюдают её в привычной обстановке. В новых условиях испытывают скованность и требуют поддержки взрослого. В общении стараются придерживаться в соответствии с общими правилами. Они проявляют элементарный самоконтроль, сочувствие к другим, внимание к прошлому своей семьи.

Низкий уровень. Детям данной группы характерно неустойчивое, ситуативное поведение. У них имеются знания об отдельных правилах культуры поведения, однако не сформирована привычка самостоятельно следовать им. Неумение учитывать позиции играющих часто вызывает у них трудности в общении. Они плохо ориентируются в эмоциональных состояниях участников игры. Добрые поступки часто чередуются с негативным поведением. Отсутствует интерес к различным сторонам жизни: история, семьи и т.д.

Результаты исследования в начале эксперимента показали, что 76% детей (по 19 человек) в ЭГ и КГ демонстрируют низкий уровень социального развития. Средний уровень, соответственно, у 20% (5 человек) и 16% (4 человека). Высокий уровень социального развития в экспериментальной группе имеют 4% испытуемых (1 ребенок), в контрольной - 8% (2 ребенка).

На основе анализа результатов исследования в начале эксперимента мы пришли к выводу о том, что у исследуемых недостаточно развиты основные показатели данного процесса, что проявляется в затруднении при общении с другими детьми и взрослыми. Это выражается либо в излишней робости и скованности, либо в упрямстве и агрессии.

Формирующий этап проводился в трёх направлениях: в деятельности в режимные моменты, игровой деятельности и свободной игре. Для повышения уровня социального развития мы использовали комплекс игровых упражнений («Мама и детеныш», «Наседка и цыплята», «Маски», «Доктор и Айболит», «Бабочки и слоны», «Джин», «На рыбалке» и др.).

После каждой игры вместе с детьми обсуждался процесс, содержание игр, поведение, ролевые действия играющих. При необходимости отдельные элементы повторялись в виде ролевых диалогов. Дети охотно выражали свое мнение, давали оценку себе и другим.

Ежедневно проводимые игровые упражнения постепенно стали давать свои положительные результаты: дети начали проявлять больше внимания друг другу, меньше выражать злости, нетерпимости. Развивалась уравновешенность.

Игровые упражнения усваивались не всеми одинаково. Не понимая смысла и содержания игры, некоторые выпадали из этого процесса. С такими детьми мы организовывали индивидуальные занятия в виде игры, упражнений во второй половине дня.

Проводились индивидуальные и групповые консультации для воспитателей и родителей в течение года. При необходимости с ними осуществлялся анализ различных ситуаций из жизни их ребенка, разрабатывался план коррекции их упущений в их социальном развитии.

Для определения динамики нами был проведен контрольный этап эксперимента. Ниже представляем сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента (табл. 1, 2).

Таблица 1

Сравнительные показатели социального развития детей в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Показатель социализации До формирующего эксперимента (n = 5) После формирующего эксперимента (n = 25) t-критерий Стьюдента

Деятельность в режимных моментах 2,16 3,08 р < 0,01

Организованная деятельность 2,01 2,92 р < 0,01

Свободная игра 2,29 2,96 р < 0,01

Итоговый показатель 6,46 8,96 р < 0,01

Результаты исследования позволили определить, что игровые упражнения как средство повышения уровня исследуемого процесса оказали существенное влияние на его динамику. Если на констатирующем этапе эксперимента подавляющее большинство детей находилось на низком уровне социального развития - 76% (19 детей), то на контрольном этапе - 0%. На среднем уровне социального развития находилось 20% детей (5 детей), теперь же таких детей 92% (23 ребёнка). Незначительно увеличилось количество испытуемых, демонстрирующих высокий уровень социального развития (было 4% (1 ребенок), стало 8% (2 ребенка).

В контрольной группе испытуемых также произошли статистически значимые изменения, однако они не настолько явные, как в экспериментальной группе. Так, из 76% испытуемых (19 детей), что показывали низкий уровень социального развития, на данном уровне осталось 28% (7 детей). На средний уровень

Таблица 2

Сравнительные показатели социального развития ребенка в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

имеют представления о нравственных нормах, но не могут четко назвать их, при этом они правильно оценивают поведение других детей.

Как мы видим, изменения произошли и в той, и в другой группе. Однако в КГ они незначительные.

Таким образом, проведённое исследование дает нам основание утверждать, что в экспериментальной группе уровень социального развития детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации выше по сравнению с уровнем в контрольной группе.

В заключение мы делаем следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность методических рекомендаций относительно способов повышения уровня социального развития детей дошкольного возраста.

2. Определены экспериментальная база и диагностические средства выявления уровней социального развития детей среднего дошкольного возраста: «Методика оценки социального развития ребенка в группе детского сада» Урун-таевой ГА., Афонькиной Ю.А.) и методика «Закончи историю» Калининой РМ.

3. Составлен комплекс игровых упражнений по повышению уровня социального развития детей в условиях дошкольной образовательной организации, реализующийся в трёх направлениях: в деятельности в режимных моментах, игровой деятельности и самостоятельной игре.

Таблица 3

Показатель До формирующего После t-критерий

социализации эксперимента (n = 25) формирующего эсперимента (n = 25) Стьюдента

Деятельность в 2,05 2,56 р s G,G5

режимных моментах

Организованная 2,01 2,54 р s G,G5

деятельность

Свободная игра 2,09 2,65 р s G,G5

Итоговый показатель 5,99 8,23 р s G,G1

социального развития из 16% (4 ребенка) после формирующего эксперимента перешли 60% (15 детей). Высокий уровень на констатирующем этапе эксперимента проявили 2 испытуемых (8%), на контрольном - 3 (12%).

Сравнительные показатели результатов исследования по методике «Закончи историю» в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Экспериментальная группа (n = 25) Контрольная группа (n = 25)

До эксперимента После эксперимента t-критерий Стьюдента До эксперимента После эксперимента t-критерий Стьюдента

1,24 2,12 р s G,G1 1,2 1,63 р s G,G1

В начале исследования мы предположили, что проведенная нами специальная работа с использованием игровых упражнений будет способствовать более качественному скачку социального развития детей среднего дошкольного возраста, и это подтвердилось результатами проведённого эксперимента (табл. 3).

В ЭГ такие показатели, как знание нравственных норм, понимание их значений во взаимоотношениях людей, умение обосновать свое мнение, оценка поведения других обнаружились у 28% испытуемых; знание нравственных норм, правильная оценка поведения других без объяснения присущи 56%; 16% детей

Библиографический список

4. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут стать материалом для уточнения и дополнения существующих теорий социального развития детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Практическая значимость состоит в том, полученные в ходе эксперимента результаты, выводы могут использоваться в воспитательной работе дошкольных организаций; при организации курсов повышения квалификации работников образования; для дальнейших исследований проблем социального развития детей дошкольного возраста.

1. Комарова Т.С., Авдеева С.М. Шаг в будущее. Основная примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва: Е-Паблишь, 2013: 50 - 53.

2. Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т.В. и др. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Москва: Сфера, 2014.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва, 2001: 50 - 67.

4. Баряева Л.Б., Герасимова Е.О., Данилина ГС., Макарчук Н.А. Родник: Программа социокультурного развития детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 1997.

5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Составитель Н.В. Вейкшан. Москва: Педагогика, 1989.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва, 1990; Т. 5.

7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1998.

8. Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. Москва: Просвещение: Владос, 1995.

9. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Составитель и редактор И.Б. Дерманова. Санкт-Петербург: Речь, 2002.

References

1. Komarova T.S., Avdeeva S.M. Shag v buduschee. Osnovnaya primernaya Obscheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: E-Pablish', 2013: 50 - 53.

2. Paramonova L.A., Alieva T.I., Antonova T.V. i dr. Istoki: Primernaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: Sfera, 2014.

3. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'nayapedagogika. Moskva, 2001: 50 - 67.

4. Baryaeva L.B., Gerasimova E.O., Danilina G.S., Makarchuk N.A. Rodnik: Programma sociokul'turnogo razvitiya detejdoshkol'nogo vozrasta. Sankt-Peterburg: LOIRO, 1997.

5. Tolstoj L.N. Pedagogicheskiesochineniya. Sostavitel' N.V. Vejkshan. Moskva: Pedagogika, 1989.

6. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva, 1990; T. 5.

7. Kozlova S.A. Teoriya i metodika oznakomleniya doshkol'nikov s social'noj dejstvitel'nost'yu: uchebnoe posobie dlya studentov srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1998.

8. Uruntaeva G.A. Praktikum po detskoj psihologii. Posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov, uchaschihsya pedagogicheskih uchilisch i kolledzhej, vospitatelej detskogo sada. Moskva: Prosveschenie: Vlados, 1995.

9. Diagnostika 'emocional'no-nravstvennogorazvitiya. Sostavitel' i redaktor I.B. Dermanova. Sankt-Peterburg: Rech', 2002.

Статья поступила в редакцию 01.07.21

УДК 37.012.8

Biisova G.I., MA (Management), senior teacher, Kazakh-Russian International University (Aktobe, Kazakhstan); postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, BSPU n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia), E-mail: gulmira.biisova@mail.ru

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF MORAL SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF SCHOOL. The article presents an analysis of experimental work on the development and verification of a structural-functional model of pedagogical support for moral socialization of high school students in the educational space of the school, which allows determining an updated methodological approach to structuring and creating a pedagogical system of moral socialization of high school students. This experimental study is aimed at the effective solution of organizational-pedagogical tasks that ensure the optimal level of formation of knowledge, skills and abilities in the field of moral socialization of high school students, taking into account the consistency of the conditions of pedagogical support and socializing opportunities of the educational space of the school. The author presents

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.