Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВСПЫЛЬЧИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВСПЫЛЬЧИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АГРЕССИЯ / ДОШКОЛЬНИК / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ВСПЫЛЬЧИВОСТИ / КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ / AGGRESSION / PRESCHOOLER / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / IRASCIBILITY / PREVENTION AND CORRECTION OF HOT-TEMPER ATTACKS / A COMPLEX OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепилова Наталья Анатольевна, Пустовойтова Ольга Васильевна, Яковлева Лариса Анатольевна

Вспыльчивость относится к нарушениям в поведении детей наряду с гиперактивностью, агрессивностью. Такие негативные проявления у современных детей вызывают наибольшую тревогу в связи с тем, что эти дети будут определять дальнейший статус нашего государства и направление его движения - в сторону развития или в сторону деградации. А это, несомненно, предполагает своевременное выявление детей, имеющих признаки вспыльчивости и негативных проявлений в поведении, в целях не только предупреждения неблагоприятного варианта развития дошкольников, но и для организации комплексной психолого-педагогической помощи. Особенно остро встает этот вопрос в связи с успешной подготовкой ребенка к обучению школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Поэтому воспитание и обучение таких дошкольников предполагает ответственность взрослых, направленную на приобщение детей к пространству культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Характер продвижения и развития ребенка во многом обусловлен характером складывающихся взаимоотношений, которые предусматривают поддержку в построении гармоничных социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, преодоление трудностей социализации ребенка. На основе вышеизложенного можно сказать, что обоснование актуальности проблемы вспыльчивости детей в современных условиях не требует дополнительных доказательств. В статье раскрывается значение данного вопроса в основных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Цель статьи - представить и описать экспериментальную работу по проблеме вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования нашей проблемы: группа теоретических методов; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), тест «Шкала вспыльчивости» (модифицированный вариант опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» авторов Е. П. Ильина и П. А. Ковалева), восьмицветовой тест М. Люшера, методика проективного теста тревожности (авторы Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); методы обработки полученных данных. Результаты экспериментальной работы (констатирующий и контрольный этапы) доказывают состоятельность комплекса занятий, направленных на профилактику и коррекцию вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста. Данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента являются наглядными и конкретными. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретико-методологических аспектов проблемы вспыльчивости детей дошкольного возраста. Представленный комплекс занятий носит практико-ориентированный характер и может быть использован в практике работы с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепилова Наталья Анатольевна, Пустовойтова Ольга Васильевна, Яковлева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK OF A TEACHER WITH PRESCHOOLERS TO OVERCOME HOT-TEMPER ATTACKS IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Hot temper attacks refer to deviations in the behavior of children along with hyperactivity, aggressiveness. Such negative manifestations in modern children cause the greatest concern due to the fact that these children will be responsible for the further status of our country and the direction of its movement - towards development or towards degradation. And this, undoubtedly, presupposes the timely identification of children with signs of irascibility and negative manifestations in behavior, in order not only to prevent an unfavorable development option for preschoolers, but also to provide complex psychological and pedagogical support for them. This issue is especially pressing in connection with the successful preparation of the child for school, and in the future for an independent life. Therefore, the upbringing and education of such preschoolers presupposes the responsibility of adults, aimed at giving children access to the space of culture, making them comprehend its values and meanings. The nature of the child's development is largely determined by the nature of the emerging relationships, which provide support in building harmonious social relations, learning new models of interaction with one’s own self and the world, overcoming the difficulties of the child's socialization. Therefore, we can say that the urgency of the hot temper problem in children in modern conditions does not require additional evidence. The article reveals the significance of this issue in the main regulatory documents: the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period until 2025, the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The purpose of the article is to present and describe experimental work on the problem of irascibility in older preschool children. Research methods of our problem: a group of theoretical methods; empirical: experiment (ascertaining, forming and control stages), the test "Scale of irascibility" (modified version of the questionnaire "Personal aggressiveness and confliction" by E. P. Ilyin and P. A. Kovalev), the eight-color test by M. Lusher, the method of projective anxiety test (authors R. Tamml, V. Amen, M. Dorki); methods of processing the received data. The results of the experimental work (ascertaining and control stages) prove the reliability of the complex of activities aimed at preventing and correcting the irascibility of older preschool children. The data of the ascertaining and control stages of the experiment are evident and detailed. The theoretical significance of the work lies in the generalization of the theoretical and methodological aspects of irascibility problem in preschool children. The presented complex of activities is practice-oriented and can be used in the practical work with preschool children.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВСПЫЛЬЧИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211006 2021, № 02 (февраль) УДК 372.32

Психолого-педагогическая работа

педагога с дошкольниками по преодолению вспыльчивости в дошкольной образовательной организации

Шепилова Наталья Анатольевна1

Магнитогорский государственный университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия

shepilovanatasha@rambler.ru

Пустовойтова Ольга Васильевна2

Магнитогорский государственный университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия

olgapustovojtova@yandex.ru

Яковлева Лариса Анатольевна3

Магнитогорский государственный университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия

larisa_yakovleva_2012@mail.ru

Аннотация. Вспыльчивость относится к нарушениям в поведении детей наряду с гиперактивностью, агрессивностью. Такие негативные проявления у современных детей вызывают наибольшую тревогу в связи с тем, что эти дети будут определять дальнейший статус нашего государства и направление его движения - в сторону развития или в сторону деградации. А это, несомненно, предполагает своевременное выявление детей, имеющих признаки вспыльчивости и негативных проявлений в поведении, в целях не только предупреждения неблагоприятного варианта развития дошкольников, но и для организации комплексной психолого-педагогической помощи. Особенно остро встает этот вопрос в связи с успешной подготовкой ребенка к обучению школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Поэтому воспитание и обучение таких дошкольников предполагает ответственность взрослых, направленную на приобщение детей к пространству культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Характер продвижения и развития ребенка во многом обусловлен характером складывающихся взаимоотношений, которые предусматривают поддержку в построении гармоничных социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, преодоление трудностей социализации ребенка. На основе вышеизложенного можно сказать, что обоснование актуальности проблемы вспыльчивости детей в современных условиях не требует дополнительных доказательств. В статье раскрывается значение данного вопроса в основных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Цель статьи - представить и описать экспериментальную работу по проблеме вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования нашей проблемы: группа теоретических методов; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), тест «Шкала вспыльчивости» (модифицированный вариант опросника «Личностная агрессив-

Поступила в редакцию Received 23.12.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.01.21

Принята к публикации Accepted for publication 26.01.21 Опубликована Published 28.02.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Шепилова Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия.

2 Пустовойтова Ольга Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия.

3 Яковлева Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия.

ность и конфликтность» авторов Е. П. Ильина и П. А. Ковалева), восьмицветовой тест М. Люшера, методика проективного теста тревожности (авторы Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); методы обработки полученных данных. Результаты экспериментальной работы (констатирующий и контрольный этапы) доказывают состоятельность комплекса занятий, направленных на профилактику и коррекцию вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста. Данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента являются наглядными и конкретными. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретико-методологических аспектов проблемы вспыльчивости детей дошкольного возраста. Представленный комплекс занятий носит практико-ориентированный характер и может быть использован в практике работы с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольник, дошкольная образовательная организация, вспыльчивость, агрессия, профилактика и коррекция вспыльчивости, комплекс занятий.

Введение

Сегодня среди наиболее часто встречающихся трудностей в развитии детей дошкольного возраста можно выделить нарушения в поведении, которые имеют такие проявления, как агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность. Такие негативные проявления у нынешних детей вызывают наибольшую тревогу в связи с тем, что современные дети будут определять дальнейший статус нашего государства и направление его движения - в сторону развития или в сторону деградации.

От педагогов дошкольных образовательных организаций и психологов можно услышать, что родители часто жалуются: «Мой ребенок капризничает, может ударить или сломать игрушку», «Мой ребенок постоянно устраивает нам истерики».

Неконтролируемое поведение детей дошкольного возраста может перерасти в асоциальное поведение в подростковом возрасте, тем самым нарушается процесс благоприятной социализации личности.

Важность решения данной проблемы связана с ее многогранностью. Во-первых, общество нуждается в образованных, нравственных людях, обладающих не только знаниями и компетенциями, но и позитивной направленностью в сообществе различных людей. Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, само по себе образование не всегда гарантирует высокий уровень социализации, стержнем которой является нравственная воспитанность как качество социализированной личности, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, именно в дошкольном возрасте закладываются культурологические основы воспитания. От того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит образ будущей личности, его модель поведения [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64, п. 1) отмечено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [2].

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития» [3]. А это, несомненно, предполагает своевременное выявление детей, имеющих признаки вспыльчивости и негативных проявлений в поведении, в целях не только предупреждения неблагоприятного варианта развития дошкольников, но и для организации комплексной помощи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности [4].

Кроме этого в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях. Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры. В образовательной области «Физическое развитие» отмечено становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5]. Следовательно, во всех пяти образовательных областях особое внимание уделяется проблеме полноценного и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста.

Вышеизложенное позволяет отметить, что проблема профилактики и коррекции вспыльчивости детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Несмотря на значимость рассматриваемой нами проблемы, основные вопросы, касающиеся понятия вспыльчивости, первопричин такого поведения и специфики проявления у детей дошкольного возраста, остаются открытыми.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова так трактует понятие вспыльчивости: «легко раздражающийся, склонный к горячности» [6], т. е. это такие свойства характера, как запальчивость, гневливость. Иными словами, вспыльчивость - крайняя эмоциональность, выплескивание негативных эмоций, неумение конструктивно выражать и сдерживать их.

Нам близка позиция Т. П. Смирновой, которая считает, что вспыльчивость - это «ситуативное проявление бурного эмоционального реагирования, связанное с накоплением напряжения и необходимости его разрядки» [7].

Проблема вспыльчивости детей дошкольного возраста относится к эмоциональной сфере развития ребенка. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными.

Е. В. Змановская, занимаясь вопросами отклоняющегося поведения личности, а также исследованием различных проявлений девиантного поведения, отмечает, что эта проблема носит междисциплинарный и дискуссионный характер, вызывает живой интерес разных специалистов: психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов [8].

С. Л. Колосова исследует проблему проявления агрессии у детей дошкольного возраста и говорит, что проблема агрессии у детей в последние годы стала одной из наиболее широко обсуждаемых [9].

Мы согласны с выводом А. Д. Кошелевой, считающей, что эмоциональная сфера дошкольника - важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья, дети дошкольного возраста характеризуются высокой социально-психологической восприимчивостью, вариативностью и пластичностью [10].

Детально анализируя детские эмоции и их влияние на организм, В. В. Лебединский делает акцент на том, что правильно выбранные психолого-педагогические приемы должны помочь ребенку усовершенствовать доступные ему способы аффективной адаптации к окружающему, обеспечить максимально возможный комфорт в контакте с миром и тем самым побудить к постепенному углублению этого контакта, усложнить возникающие в его процессе аффективные задачи, приступить к формированию механизмов эмоциональной адаптации нового, более высокого уровня регуляции [11].

И. Л. Ленденева изучает психолого-педагогические основы работы по преодолению агрессии у детей, замечает, что для практической деятельности педагога, воспитателя актуальна проблема дифференцированной количественной и качественной оценки проявления агрессии у детей с целью выработки адекватных воспитательных стратегий. Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии и вспыльчивости детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, являются основными задачами дошкольного воспитания [12].

Аналогичные отечественным ученым позиции можно обнаружить и у зарубежных авторов. Так, Г. М. Бреслав анализирует эмоциональные особенности формирования личности в детстве, делает предположение, что детская агрессия, степень ее выраженности обусловлены влиянием биологических, социальных и личностных факторов [13].

В. К. Вилюнас изучает социально-психологические аспекты поведения личности, справедливо считает, что «в качестве важных факторов, влияющих на проявление различных видов агрессии, могут выступать такие личностные особенности ребенка, как фрустрированность, тревожность, чувство вины, недостаточно развитые коммуникативные навыки, сниженные интеллектуальные возможности» [14].

Рассматривая психофизиологические нарушения у детей, Минг- Хорнг Цай и Ю-Шу Хуан останавливаются на мысли, что предупреждение и снижение уровня агрессии у дошкольников возможно путем организации своевременного комплексного психолого-педагогического коррекционного воздействия на ребенка, родителей и воспитателей [15].

Описывая развитие эмоциональных и социальных навыков у детей и подростков, К. Саарни отмечает, что детская агрессия может зависеть от существующих стереотипов полоролевого поведения, семейного воспитания, взаимодействия со сверстниками и воспитателями [16].

Г. Карло, М. Местре, М. МакГинли, П. Сампер, А. Тур, Д. Сандман исследуют физическую агрессию и просоциальное поведение, социально-эмоциональные черты и стили личности, считают, что степень выраженности детской агрессии зависит от таких факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных взаимодействий ребенка со сверстниками, уровень усвоения тендерных ролей [17].

Обобщая изложенные выше авторские концепции, мы приходим к выводу, что возникновение проблем в эмоционально-волевой сфере дошкольников связано с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия ребенка. Исходя из этой позиции, мы и выстраиваем свое исследование.

Содержательные аспекты эмоциональности, волевой сферы и регуляции поведения, в том числе у детей, исследовались Л. С. Подымовой, С. В. Ильиной. Так, в своей статье «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками» Л. С. Подымова и С. В. Ильина рассматривают проблему развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [18]. Названные авторы отмечают, что в основе детской вспыльчивости и агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех таких детей объединяет одно общее свойство: невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Модели эмоционального реагирования ребенка, факторы и условия, механизм эмоциональной регуляции поведения рассмотрены в трудах О. И. Романовой, Н. А. Шепиловой. Они говорят, что «содержание, принципы, функции педагогической системы профилактики и коррекции вспыльчивости приобрели в настоящее время субъектно-ориентированный, технологический характер» [19].

Важным заключением для нашего исследования является идея авторов А. В. Старковой, Н. А. Шепиловой о том, что для предотвращения развития негативных проявлений в поведении детей различного рода особую роль и значение имеет учебно-воспитательный процесс в становлении и развитии здоровой и гармоничной личности дошкольника как доминирующее направление всей педагогической деятельности [20].

Различные системы, способы, развивающие программы по коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста представлены сегодня в психолого-педагогической литературе. Например, использование игр-релаксаций описано в работе Л. М. Байбуриной, Н. А. Дядюриной, Н. И. Мудрик, В. Н. Исламгуловой [21].

Н. Л. Кряжевой рассматривается развитие и формирование психических процессов у детей, взрослым предлагается развивать эмоциональную сферу ребенка, исправлять некоторые отклонения в поведении, используя, на наш взгляд, интересные и специальные методы, такие как анимотерапия, арттерапия, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники [22].

Анализ работ данных авторов ориентировал нас опираться на определение задач, методов работы, в основе которых лежит физическое, психическое, нравственное и социальное благополучие дошкольников.

Представленные аспекты проблемы вспыльчивости детей дошкольного возраста при всей своей многоликости отражают единый взгляд исследователей на нее как на сложное явление, связанное с психоэмоциональным напряжением ребенка, которое приводит к нарушению психического здоровья и эмоционального благополучия.

Необходимо сказать, что вспыльчивым детям дошкольного возраста присущи такие специфические черты: «очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится, через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, а не думать и говорить. Им придется много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму» [23]. Ребенка считают вспыльчивым, если он «склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом может и не проявлять, это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера» [24]. Однако если вовремя не оказать содействие ребенку, то такой ребенок может стать агрессивным. Поэтому проблема вспыльчивости детей дошкольного возраста рассматривается в рамках проблемы агрессивности.

По данным, приведенным Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, агрессивное поведение в некой степени характерно для каждого ребенка, при этом если ребенок имеет частую склонность к агрессии, то в большинстве случаев у него преобладает физическая и вербальная агрессия. Обычно процент таких детей в детском коллективе составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы [25].

Важные направления по изучению проблемы детской агрессивности представлены в работах ряда авторов. Так, психофизиологические характеристики детей с агрессивным поведением можно обнаружить в трудах М. Н. Панкова, И. С. Кожевниковой, Е. Ю. Сидоровой, А. В. Грибанова, Л. Ф. Старцевой [26]. Анализ этих научных разработок показал, что если не обращать внимания на агрессивные реакции ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастут в привычку действовать агрессивно.

Формы, виды и критерии агрессивности у детей исследовались Н. Н. Шельша-ковой [27]. Интересной является идея автора о том, что у детей с выраженными признаками вспыльчивости, особых детей имеются и специфические особенности развития личностной и эмоционально-волевой сфер, которые носят системный характер, что отрицательно сказывается на адаптации детей в обществе.

Отдельным направлением можно считать работы, посвященные психолого-педагогическим особенностям общения, факторам и причинам агрессии детей. А. Г. Са-мохваловой на основе факторного анализа показано, что в дошкольном возрасте действительно типичными коммуникативными трудностями являются трудности, связанные с эгоцентризмом («демонстративный тип»); низким уровнем эмпатии, застенчивостью, коммуникативной вялостью, нежеланием и неумением сотрудничать («застенчивый тип»); гиперактивностью, коммуникативной неадекватностью, импульсивностью («гиперактивный тип») [28].

По результатам исследования, проведенного О. О. Гониной, дается ряд общих и конкретных рекомендаций, адресованных педагогам, психологам, дефектологам, которые мы учитывали при организации комплексной помощи в дошкольной образовательной организации [29].

И. Хакворт, К. Ларссоном и А. Лундстрем установлено, что если вспыльчивому ребенку своевременно не будет оказана помощь, то такой ребенок может стать агрессивным [30].

Следующий актуальный для нашей работы вектор представлен работами авторов, которые предлагают методики, технологии и различные средства помощи в преодолении агрессии дошкольников.

М. В. Краснова совершенно верно считает, что, сталкиваясь со случаями агрессии и вспыльчивости, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. В связи с этим автор предлагает использовать в качестве форм работы разнообразные игры, обсуждение произведений литературы, включение ребенка в различные виды изобразительной, музыкальной, физкультурно-оздоровительной деятельности, что позволяет педагогам расширить репертуар социальных умений дошкольников [31].

Е. В. Демко, В. А. Петьков апробируют программу коррекционных мероприятий профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет, которая включает в себя такие методы, как символдрама, игровая психокоррекция, проективные техники, пси-хокоррекционные истории Д. Бретта, сказкотерапия и комплексные занятия психогимнастикой [32].

На наш взгляд, для повышения общей профессиональной компетентности педагогов в практической деятельности можно использовать методические разработки С. И. Семенака в виде 21 занятия по формированию у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения [33].

Ф. Грэм считает, что причины возникновения негативных параметров личности дошкольника заключаются в деструктивном влиянии родительских стратегий поведения, предлагает использовать в данном случае совместную поведенческую терапию для детей и семей [34].

Важно отметить, что, по мнению Р. Тремблея, Д. Лемаркуанда, Ф. Витаро, в процессе работы с детьми, так же как и в процедуре диагностики, можно использовать, в частности, информацию, позволяющую понять проблемы детей, причины которых часто скрываются не только в них самих, но и в ближайшем окружении [35].

Исследователи О. В. Пустовойтова, Н. А. Шепилова, В. А. Чернобровкин говорят о том, что наиболее результативным методом проведения коррекционной работы по снижению агрессивного поведения у детей является личностно-групповой подход, предполагающий проведение занятий в малочисленных группах. Среди необходимых принципов интеракции между педагогом и дошкольниками следует выделить: конгруэнтное восприятие личности ребенка; корректное отношение к его индивидуальным возможностям; партнерские взаимоотношения; оказание конструктивной помощи в проблемных ситуациях; освоение навыков координации и самоконтроля [36].

Таким образом, анализ трудов отечественных и зарубежных авторов позволил нам обосновать теоретические основы нашего исследования, а именно:

- вспыльчивость в детском возрасте является одной из актуальнейших проблем современности;

- особенно остро данный вопрос поднимается, когда речь идет о детях, так как именно у детей агрессивные проявления могут служить компенсацией нехватки общения со сверстниками или взрослыми и стать систематическим и постоянным способом поведения;

- с педагогической точки зрения в преодолении вспыльчивости важна позитивная роль взаимодействующих взрослых в процессе воспитания и развития таких детей, поскольку конструктивный характер взаимодействия положительно влияет на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка;

- педагогически значимо то, что воспитатель может целенаправленно организовать комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение и развитие вспыльчивости у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Методологическая база исследования

Теоретико-методологическими подходами рассматриваемой нами проблемы послужили подходы:

- индивидуализации, заключающийся в использовании диагностики личности ребенка и проектировании на этой основе индивидуальной помощи, рефлексии результатов работы;

- дифференциации, означающий то, что могут совпадать цели, а способы деятельности могут быть различными, в зависимости от каждого ребенка, особенностей его развития;

- комплексного подхода, который предусматривает единство задач работы, используемых методов и приемов, а также целостное воздействие на чувства, сознание и поведение;

- психолого-педагогической поддержки, предполагающий адекватным способом выражать свои чувства, настроение, лимитирующий и направляющий поведение, купирующий негативные проявления.

Экспериментальное исследование проблемы вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе «Центр развития ребенка - детский сад № 113» г. Магнитогорска. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста. В качестве методов исследования использовались:

- теоретические: теоретико-методологический, понятийно-терминологический, нормативно-правовой анализ, сравнение, обобщение;

- эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); тест «Шкала вспыльчивости», модифицированный вариант опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» авторов Е. П. Ильина и П. А. Ковалева [37]; восьмицветовой тест М. Люшера [38]; методика проективного теста тревожности, авторы Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки [39];

- методы обработки полученных данных.

Результаты исследования

Экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Цель констатирующего этапа - выявить наличие проявлений вспыльчивости у детей старшего дошкольного возраста. Представим данные экспериментальной работы.

Тест «Шкала вспыльчивости», модифицированный вариант опросника «Личностная агрессивность и конфликтность», использовался нами для выявления самооценки эмоциональной возбудимости ребенка. Анализируя результаты констатирующего этапа исследования по методике «Шкала вспыльчивости», было выявлено, что

высокий уровень вспыльчивости отмечается только у двух обследуемых дошкольников (13%), средний уровень агрессивности выявлен у восьми детей (53%) и низкий уровень вспыльчивости определен у пяти обследуемых дошкольников (34%). На рис. 1 представим наглядно данные результаты.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Шкала вспыльчивости» на этапе констатирующего эксперимента

Далее представим результаты проведения теста М. Люшера, целью которого было исследование эмоционального состояния детей, выявление наличия проявлений вспыльчивости, стресса. В табл. 1 и 2 наглядно отображены полученные нами данные.

Таблица 1

Результаты проведения теста М. Люшера на этапе констатирующего эксперимента

Цветовой ряд КВ ИТ

Код респондента 1 2 3 4 5 6 7 8

Елена М. 4 1 2 3 5 7 6 0 1,00 0,00

Люда Ж. 1 2 5 4 3 7 6 0 0,60 1,00

Галина П. 4 2 1 6 5 3 0 7 0,85 1,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Евгений Л. 2 1 5 4 3 6 7 0 0,60 1,00

Роман Ж. 2 5 4 3 6 7 1 0 1,10 3,00

Слава Л. 1 2 5 3 4 7 0 6 0,60 1,00

Ольга Л. 1 2 5 0 7 4 3 6 0,33 4,00

Мария П. 4 2 3 6 5 1 0 7 1,40 5,00

Сергей Л. 1 5 2 4 3 6 0 7 0,60 2,00

Юрий З. 2 1 0 5 4 3 6 7 0,47 2,00

Игорь Б. 1 6 2 4 3 5 0 7 0,64 2,00

Гена К. 2 4 3 5 1 6 0 7 1,08 0,00

Илия С. 5 4 2 3 6 1 0 7 1,33 4,00

Настя Ш. 2 1 5 4 3 6 0 7 0,60 1,00

Сергей С. 4 3 2 1 6 5 0 7 1,36 0,00

В табл. 2 представим результаты распределения цветовых выборов дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ средних значений был использован для составления типичного («среднего») цветового ряда, то есть для выявления наиболее приятных (неприятных) цветов для детей в каждой группе. Расположение цветов в выборах испытуемых двух групп сравнивалось с расположением цветов при аутогенной норме (аутогенная норма (АН) - это «оптимальный» цветовой ряд, являющийся эталоном нервно-психического благополучия).

Наиболее предпочитаемым цветом для детей - участников исследования оказался зеленый (2), символизирующий упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений.

Таблица 2

Распределение цветов в выборах дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

^^^^^^ Позиция цвета ^^^^^^^ в ряду Код респондента ^^^ 1 2 3 4 5 6 7 0

Елена М. 2 3 4 1 5 7 6 8

Люда Ж. 1 2 5 4 3 7 6 8

Галина П. 3 2 6 1 5 4 8 7

Евгений Л. 2 1 5 4 3 6 7 8

Роман Ж. 7 1 4 3 2 5 6 8

Слава Л. 1 2 4 5 3 8 6 7

Ольга Л. 1 2 7 6 3 8 5 4

Мария П. 6 2 3 1 5 4 8 7

Сергей Л. 1 3 5 4 2 6 8 7

Юрий З. 2 1 6 5 4 7 8 3

Игорь Б. 1 3 5 4 6 2 8 7

Гена К. 5 1 3 2 4 6 8 7

Илия С. 6 3 4 2 1 5 8 7

Настя Ш. 2 1 5 4 3 6 8 7

Сергей С. 4 3 2 1 6 5 8 7

Среднее значение 2,93 2,00 4,53 3,13 3,67 5,73 7,20 6,80

Также было замечено, что у дошкольников из цветов «рабочей группы» лишь красный встречается преимущественно в середине ряда, а зеленый и желтый - в начале. Такие цвета, как серый, коричневый и черный, у большинства детей присутствуют в конце ряда. Поэтому мы можем говорить о том, что по расположению цветов в выборке у детей психоэмоциональное состояние достаточно благополучное. Для дошкольников характерны были упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, что выражается вспыльчивыми проявлениями несогласия и постоянством воззрений.

Нами было проведено исследование тревожности дошкольников по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Полученные результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен на этапе констатирующего эксперимента

№ Имя Кол-во эмоционально негативных выборов Уровень тревожности

1 Елена М. 0 Низкий

2 Люда Ж. 5 Средний

3 Галина П. 1 Низкий

4 Евгений Л. 5 Средний

5 Роман Ж. 8 Высокий

6 Слава Л. 5 Средний

7 Ольга Л. 4 Средний

8 Мария П. 5 Средний

9 Сергей Л. 8 Высокий

10 Юрий З. 4 Средний

11 Игорь Б. 5 Средний

12 Гена К. 4 Средний

13 Илия С. 5 Средний

14 Настя Ш. 1 Низкий

15 Сергей С. 2 Низкий

Анализируя результаты исследования, было выявлено, что высокий уровень тревожности выявлен только у двух обследуемых дошкольников (13%), средний уровень агрессивности выявлен у девяти детей (60%) и низкий уровень тревожности определен у четырех обследуемых детей из семей (27%).

На рис. 2 представим наглядно данные результаты.

В Высокий уровень тревожности

И Средний уровень тревожности

Ш Низкий уровень тревожности

Рис. 2. Результаты диагностики по методике Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен на этапе констатирующего этапа эксперимента

Таким образом, можно сделать вывод, что у обследуемых нами детей старшего дошкольного возраста были выявлены признаки тревожности, эмоциональной неуравновешенности, агрессивности, вспыльчивости, некоторые дети испытывают большее количество страхов и сложностей в межличностном общении.

Учитывая результаты констатирующего этапа эксперимента и опираясь на теоретико-методологические основы, анализ работ ученых, представленных в обзоре отечественной и зарубежной литературы, мы определили необходимость разработки и внедрения комплекса занятий по профилактике и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста.

Целью комплекса занятий послужило обеспечение профилактики и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

- снижение вспыльчивости средствами игровой деятельности и двигательной активности;

- снижение вспыльчивости средствами привлечения внимания детей к сверстникам, воспитания положительного отношения друг к другу;

- снижение вспыльчивости путем повышения самооценки, развития коммуникативных и эмпатийных способностей детей.

В табл. 4 представлен фрагмент планирования занятий по профилактике и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 4

Примерный план занятий, направленных на профилактику и коррекцию вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста

№ п/п Тема занятия Цели Методы

1 Давайте познакомимся - Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии; - снятие эмоциональной напряженности, невротических состояний; - развитие познавательных процессов; - формирование чувства близости с другими, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности Игры-тренинги: «Интервью», «Дракон кусает свой хвост», «Баржа», «Связующая нить»

2 Мое настроение - Снятие внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению; - развитие умения передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги; - способствование сплочению группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства Инсценировка сказки «Репка». Рисование своего настроения. Игра-тренинг «Колокол»

3 Мы все тебя любим - Создание атмосферы единства, взаимной эмоциональной поддержки, повышение позитивного настроя; - развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; - развитие чувства доверия детей друг к другу, установление доверительных отношений Игры-тренинги: «Связующая нить», «Подари мне улыбку», «Ласковое имя твое», «Мы тебя любим»

4 Мы с вами так похожи - Способствование сплочению группы, снижение напряжения; - развитие способности к сосредоточению; эмоциональное осознание своего поведения; - энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «я» Игры-тренинги: «Связующая нить», «Передай сигнал». Танец «Цветок». Упражнение «Зеркало»

5 Наша дружба - Сплочение группы, физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание; - снятие негативных проявлений, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению; - снятие вербальной агрессии, помощь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме; - формирование у детей моральных представлений Игры-тренинги: «Связующая нить», «Только вместе!». Танец свободы и победы «Святой Георгий». Игры-упражнения: «Обзывалки», «Взаимоотношения»

6 Мы вместе - Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; - развивать наблюдательность, память, коммуникативные способности, чувство доверия и ответственности; - учить детей согласованно действовать в группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие Игры-упражнения: «Закончи предложение», «Разведчики», «Аэробус», «Доброе животное»

7 Тух-тиби-дух - Помочь детям переключиться на активную деятельность, почувствовать свою накопившуюся негативную энергию и «истратить» ее во время игры; - снять эмоциональное напряжение, дать возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развивать групповую сплоченность; - снять негативное настроение; - обеспечить эмоциональное и мышечное расслабление и восстановление силы Игры-тренинги: «Рубка дров», «Ворвись в пруд», «Тух-тиби-дух!». Игра «Газета». Этюд «Я похож на...»

8 Волшебная игра - Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев; - снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло; - обучить детей эффективным способам общения. Игры-тренинги: «Бумажные мячики», «Два барана», «Попроси игрушку», «Липучка». Игра-упражнение «Цветной стул»

9 Наша дружная группа - Сплотить группу, организовать атмосферу единства; - развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков; - закрепить адекватные способы общения Игры-тренинги: «Связующая нить», «Изобрази без слов несуществующее животное». Тематическое рисование «Наша дружная группа». Игра «Подари мне камешек»

10 Как стать уступчивым - Объяснить детям, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, используя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение; - создать атмосферу единства, взаимной поддержки, повышения позитивного настроя; - развивать умение детей согласованно действовать в группе и друг с другом Игры-тренинги: «Волна», «Передайте другому». Прием ТРИЗ «Цепочка слов». Этюд «Прошу прощения». Игры парами «Мозаика в парах», «Мы рисуем домик»

Необходимо отметить, что основные усилия в области преодоления детской вспыльчивости были направлены на выявление причин возникновения вспыльчивости у детей старшего дошкольного возраста и на поиск позитивных способов работы с гневом. Проведение целенаправленной работы с детьми предоставляет возможность каждому дошкольнику без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, закреплять коммуникативные умения, усваивать правила общения, способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста [40].

После апробации комплекса занятий появилась обоснованная необходимость в проведении контрольного этапа эксперимента с целью определения эффективности проведенной формирующей работы и определения динамики проявления вспыльчивости в поведении старших дошкольников.

Результаты по методике «Шкала вспыльчивости» были такие: у 60% отмечен средний уровень вспыльчивости, у 40% - низкий, высокого уровня отмечено не было.

Проведение теста М. Люшера на контрольном этапе эксперимента показало, что у дошкольников из цветов «рабочей группы» лишь красный встречается преимущественно в середине ряда, а зеленый и желтый - в начале. Такие цвета, как серый, коричневый и черный, у большинства детей присутствуют в конце ряда. Поэтому мы можем говорить по расположению цветов в выборке, что у детей психоэмоциональное состояние достаточно благополучное.

По методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен выявлено, что у 27% дошкольников отмечен низкий уровень тревожности, у 73% - средний уровень. Высокого уровня тревожности у детей отмечено не было.

Анализ контрольного эксперимента показал, что у 60% отмечен средний уровень вспыльчивости, у 40% - низкий, высокого уровня отмечено не было.

Заключение

Осмысление результатов экспериментальной работы позволяет отметить, что коррекция и профилактика вспыльчивости детей дошкольного возраста и негативных проявлений возможны при целенаправленной и своевременной помощи детям.

Предложенный и апробированный нами в практике ДОО комплекс занятий по профилактике и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста доказал свою состоятельность по сравнительным результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Коррекция и профилактика вспыльчивости детей дошкольного возраста должны быть направлены на преодоление вспыльчивым ребенком проблем в общении со сверстниками и взрослыми, формирование в сознании детей установки на диалогичность, сотрудничество, инициирование детей на позитивное взаимодействие с окружающими, а также должны строиться с учетом индивидуального, дифференцированного, комплексного подходов, содействуя психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста.

Проведенное нами исследование имеет перспективы для своего развития, частности, это изучение взаимоотношений ребенка с семейным окружением, что требует тщательной проработки и является содержанием следующего этапа нашей работы.

Ссылки на источники

1. Psychological and pedagogical support in positive socialization of preschool-aged children / E. S. Babunova, L. V. Gradusova, O. V. Pustovoitova, N. A. Shepilova // Espacios. - 2017. - Т. 38. - № 55. - P. 11-24.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. - М.: Эксмо, 2018. - 144 с.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: httpsy/минобрна-уки.рф/открытое_министерство/стратегия.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://fgos.ru.

5. Там же.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2015. - 1375 с.

7. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов/нД: Феникс, 2007. - 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

9. Колосова С. Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

10. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

11. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: МГУ, 1990. - 517 с.

12. Ленденева И. Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Иркутск, 2002. - 169 с.

13. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2016. - 670 с.

14. Вилюнас В. К., Кравченко А. С. Мотивация демонстративного поведения // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 124.

15. Ming-Horng Tsai, Yu-Shu Huang. Attention-deficit / Hyperactivity Disorder and Sleep Disorders in Children // Medical Clinics of North America. - 2010. - Vol. 94. - Issue 3. - Р. 615-632. - URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/abs/pii/S0025712510000490.

16. Saarni C. The development of emotional competence. - New York: The Guilford Press, 1999. - 381 p.

17. Carlo G., Mestre M., McGinley M., Samper P., Tur A., & Sandman, D. The interplay of emotional instability, empathy, and coping on prosocial and aggressive behaviors / G. Carlo, M. Mestre, M. McGinley, P. Samper, A. Tur, D. Sandman // Personality and Individual Differences. - 2012. - 53 (5). - Р. 675-680.

18. Подымова Л. С., Ильина С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 140-143.

19. Романова О. И., Шепилова Н. А. Условия профилактики и коррекции вспыльчивости у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 356.

20. Старкова А. В., Шепилова Н. А. Негативизм: психолого-педагогический аспект: учеб.-метод. пособие. - Магнитогорск: Изд-во ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т», 2011. - 62 с.

21. Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации / Л. М. Байбурина, Н. А. Дя-дюрина, Н. И. Мудрик, В. Н. Исламгулова // Роль гуманитарных и социально-экономических наук в развитии общества: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. - Ч. 1. - С. 84-87.

22. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 184 с.

23. Бреслав Г. М. Указ. соч. - С. 90.

24. Вилюнас В. К., Кравченко А. С. Указ. соч. - С. 78.

25. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2010. - 135 с.

26. Психофизиологические характеристики детей с агрессивным поведением / М. Н. Панков, И. С. Кожевникова, Е. Ю. Сидорова, А. В. Грибанов, Л. Ф. Старцева // Экология человека. - 2018. - № 2. - С. 37-44.

27. Шельшакова Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика страхов и тревоги у младших школьников с умственной отсталостью и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35). - С. 154-160. doi: 10.32744/pse.2018.5.17

28. Самохвалова А. Г. Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18. - № 1. - С. 230.

29. Гонина О. О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 03 (март). - С. 9195. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14071.htm.

30. Hakvoort I., Larsson K. & Lundstrom A. Teachers' Understandings of Emerging Conflicts // Scandinavian Journal of Educational Research. - 2018. DOI: 10.1080/00313831.2018.1484800

31. Краснова М. В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 1. - С. 84-89.

32. Демко Е. В., Петьков В. А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. Серия 3: Педагогика и психология. - № 2. - С. 27-33.

33. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2005. - 77 с.

34. Graham P. Behaviour Therapy for Children and Families. - Cambridge University Press, 2013. - 389 р.

35. Tremblay R. E., LeMarquand D., Vitaro F. The prevention of oppositional defiant disorder and conduct disorder // Handbook of Disruptive Behavior Disorders / eds. H. C. Quay, A. E. Hogan. - New York, NY: Plenum Publishers, 1999. - Р. 525-555.

36. Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Чернобровкин В. А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 4-2. - С. 321.

37. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - 782 с.

38. Сборник психологических тестов: пособие / сост. Е. Е. Миронова. - Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. Ч. 3. - 120 с.

39. Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 171 с.

40. Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Шепилова Е. Д. Технология социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста // Мир детства и образование: сб. материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф. / Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. - Магнитогорск, 2020. - С. 112-118.

Natalya A. Shepilova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Preschool and Special Education Chair, Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, Magnitogorsk, Russia shepilovanatasha@rambler.ru Olga V. Pustovoitova,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Preschool and Special Education Chair, Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, Magnitogorsk, Russia olgapustovojtova@yandex.ru Larisa A. Yakovleva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Preschool and Special Education Chair, Magnitogorsk State

Technical University named after G.I.Nosov, Magnitogorsk, Russia

larisa_yakovleva_2012@mail.ru

Psychological and pedagogical work of a teacher with preschoolers to overcome hot-temper attacks in a preschool educational organization

Abstract. Hot temper attacks refer to deviations in the behavior of children along with hyperactivity, aggressiveness. Such negative manifestations in modern children cause the greatest concern due to the fact that these children will be responsible for the further status of our country and the direction of its movement - towards development or towards degradation. And this, undoubtedly, presupposes the timely identification of children with signs of irascibility and negative manifestations in behavior, in order not only to prevent an unfavorable development option for preschoolers, but also to provide complex psychological and pedagogical support for them. This issue is especially pressing in connection with the successful preparation of the child for school, and in the future for an independent life. Therefore, the upbringing and education of such preschoolers presupposes the responsibility of adults, aimed at giving children access to the

space of culture, making them comprehend its values and meanings. The nature of the child's development is largely determined by the nature of the emerging relationships, which provide support in building harmonious social relations, learning new models of interaction with one's own self and the world, overcoming the difficulties of the child's socialization. Therefore, we can say that the urgency of the hot temper problem in children in modern conditions does not require additional evidence. The article reveals the significance of this issue in the main regulatory documents: the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period until 2025, the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The purpose of the article is to present and describe experimental work on the problem of irascibility in older preschool children. Research methods of our problem: a group of theoretical methods; empirical: experiment (ascertaining, forming and control stages), the test "Scale of irascibility" (modified version of the questionnaire "Personal aggressiveness and confliction" by E. P. Ilyin and P. A. Kovalev), the eight-color test by M. Lusher, the method of projective anxiety test (authors R. Tamml, V. Amen, M. Dorki); methods of processing the received data. The results of the experimental work (ascertaining and control stages) prove the reliability of the complex of activities aimed at preventing and correcting the irascibility of older preschool children. The data of the ascertaining and control stages of the experiment are evident and detailed. The theoretical significance of the work lies in the generalization of the theoretical and methodological aspects of irascibility problem in preschool children. The presented complex of activities is practice-oriented and can be used in the practical work with preschool children.

Key words: preschooler, preschool educational organization, irascibility, aggression, prevention and correction of hot-

temper attacks, a complex of activities.

References

1. Babunova, E. S., Gradusova, L. V., Pustovoitova, O. V. & Shepilova, N. A. (2017). "Psychological and pedagogical support in positive socialization of preschool-aged children", Espacios, t. 38, № 55, pp. 11-24 (in English).

2. (2018). Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" s izmeneniyami na 2018 god. Eksmo, Moscow, 144 p. (in Russian).

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://minobr-nauki.rf/otkrytoe_ministerstvo/strategiya (in Russian).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Available at: https://fgos.ru (in Russian).

5. Ibid.

6. Ozhegov, S. I. (2015). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka, Mir i obrazovanie, Moscow, 1375 p. (in Russian).

7. Smirnova, T. P. (2007). Psihologicheskaya korrekciya agressivnogo povedeniya detej, Feniks, Rostov/nD, 154 p. (in Russian).

8. Zmanovskaya, E. V. (2013). Deviantologiya: psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya, Akademiya, Moscow, 288 p. (in Russian).

9. Kolosova, S. L. (2008). Detskaya agressiya, Piter, St. Petersburg, 224 p. (in Russian).

10. Kosheleva, A. D. (2003). Emocional'noe razvitie doshkol'nikov, Akademiya, Moscow, 176 p. (in Russian).

11. Lebedinskij, V. V. (1990). Emocional'nye narusheniya v detskom vozraste i ih korrekciya, MGU, Moscow, 517 p. (in Russian).

12. Lendeneva, I. L. (2002). Detskaya agressiya i metody ee psihologo-pedagogicheskoj korrekcii: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07, Irkutsk, 169 p. (in Russian).

13. Breslav, G. M. (2016). Psihologiya emocij, Smysl, Moscow, 670 p. (in Russian).

14. Vilyunas, V. K. & Kravchenko, A. S. (2002). "Motivaciya demonstrativnogo povedeniya", in Leont'ev, D. A. (ed.). Sovremennaya psihologiya motivacii, Smysl, Moscow, p. 124 (in Russian).

15. Ming-Horng Tsai, Yu-Shu Huang (2010). "Attention-deficit / Hyperactivity Disorder and Sleep Disorders in Children", Medical Clinics of North America, vol. 94, issue 3, pp. 615-632. Available at: https://www.sciencedi-rect.com/science/article/abs/pii/S0025712510000490 (in English).

16. Saarni, C. (1999). The development of emotional competence, The Guilford Press, New York, 381 p. (in English).

17. Carlo, G., Mestre, M., McGinley, M., Samper, P., Tur, A. & Sandman, D. (2012). "The interplay of emotional instability, empathy, and coping on prosocial and aggressive behaviors", Personality and Individual Differences, 53 (5), pp. 675-680 (in English).

18. Podymova, L. S. & Il'ina, S. V. (2016). "Razvitie emocional'noj sfery starshih doshkol'nikov v processe obshcheniya so sverstnikami", Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta, № 5, pp. 140-143 (in Russian).

19. Romanova, O. I. & Shepilova, N. A. (2015). "Usloviya profilaktiki i korrekcii vspyl'chivosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta", Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, № 5-3, p. 356 (in Russian).

20. Starkova, A. V. & Shepilova, N. A. (2011). Negativizm: psihologo-pedagogicheskij aspekt: ucheb.-metod. posobie, Izd-vo GOU VPO "Magnitogorskij gos. un-t", Magnitogorsk, 62 p. (in Russian).

21. Bajburina, L. M., Dyadyurina, N. A., Mudrik, N. I. & Islamgulova, V. N. (2019). "Razvitie emocional'no-lichnostnoj sfery rebenka cherez igry-relaksacii", Rol' gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk vrazvitii obshchestva: sb.

22.

23.

24.

25.

26. 27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, OOO Agentstvo perspektivnyh nauchnyh issledovanij (APNI), Belgorod, ch. 1, pp. 84-87 (in Russian).

Kryazheva, N. L. (2004). Razvitie emocional'nogo mira detej, U-Faktoriya, Ekaterinburg, 184 p. (in Russian).

Breslav, G. M. (2016). Op. cit., p. 90.

Vilyunas, V. K. & Kravchenko, A. S. (2002). Op. cit., p. 78.

Lyutova, E. K. (2010). Shpargalka dlya roditelej: giperaktivnye, agressivnye, trevozhnye i autichnye deti, Sfera, Moscow; Rech', St. Petersburg, 135 p. (in Russian).

Pankov, M. N., Kozhevnikova, I. S., Sidorova, E. Yu., Gribanov, A. V. & Starceva, L. F. (2018). "Psihofiziologicheskie harakteristiki detej s agressivnym povedeniem", Ekologiya cheloveka, № 2, p. 37-44 (in Russian). Shel'shakova, N. N. (2018). "Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika strahov i trevogi u mladshih shkol'nikov s umstvennoj otstalost'yu i sindromom deficita vnimaniya s giperaktivnost'yu", Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 5 (35), pp. 154-160. doi: 10.32744/pse.2018.5.17 (in Russian).

Samohvalova, A. G. (2013). "Tipy zatrudnennogo obshcheniya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo voz-rasta", Vestnik Bashkirskogo universiteta, t. 18, № 1, p. 230 (in Russian).

Gonina, O. O. (2014). "Vliyanie osobennostej obshcheniya mezhdu roditelyami na emocional'nuyu sferu ih detej doshkol'nogo vozrasta", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 03 (mart), pp. 91-95. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14071.htm (in Russian).

Hakvoort, I., Larsson, K. & Lundström, A. (2018). "Teachers' Understandings of Emerging Conflicts", Scandinavian Journal of Educational Research. DOI: 10.1080/00313831.2018.1484800 (in English).

Krasnova, M. V. (2009). "Sistema raboty DOU po profilaktike detskoj agressii", Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij, № 1, pp. 84-89 (in Russian).

Demko, E. V. & Pet'kov, V. A. (2013). "Pedagogicheskaya profilaktika i korrekciya agressivnosti detej 6-7 let", Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya, № 2, pp. 27-33 (in Russian). Semenaka, S. I. (2005). Uroki dobra: korrekcionno-razvivayushchayaprogramma dlya detej 5-7let, ARKTI, Moscow, 77 p. (in Russian).

Graham, P. (2013). Behaviour Therapy for Children and Families, Cambridge University Press, 389 p. (in English). Tremblay, R. E., LeMarquand, D. & Vitaro, F. (1999). "The prevention of oppositional defiant disorder and conduct disorder", in Quay, H. C. & Hogan, A. E. (eds.). Handbook of Disruptive Behavior Disorders, Plenum Publishers, New York, pp. 525-555 (in English).

Pustovojtova, O. V., Shepilova, N. A. & Chernobrovkin, V. A. (2020). "Skazkoterapiya kak sredstvo profilaktiki agressii u detej starshego doshkol'nogo vozrasta", Sovremennye naukoemkie tekhnologii, № 4-2, p. 321 (in Russian).

Il'in, E. P. (2011). Emocii i chuvstva, Piter, St. Petersburg, 782 p. (in Russian).

Mironova, E. E. (ed.) (2006). Sbornik psihologicheskih testov: posobie, Zhenskij institut ENVILA, Minsk, ch. 3, 120 p. (in Russian).

Dermanova, I. B. (ed.) (2002). Diagnostika emocional'no-nravstvennogo razvitiya, Rech', St. Petersburg, 171 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shepilova, N. A., Pustovojtova, O. V. & Shepilova, E. D. (2020). "Tekhnologiya social'nogo vzaimodejstviya detej starshego doshkol'nogo vozrasta", Mir detstva i obrazovanie: sb. materialov XIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Magnitogorskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet im. G. I. Nosova, Magnitogorsk, pp. 112-118 (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Яковлева Л. А. Психолого-педагогическая работа педагога с дошкольниками по преодолению вспыльчивости в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2021. - № 02 (февраль). - С. 24-40. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211006.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11006

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Яковлева Л. А., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.