Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГ / LANGUAGE MEANS / SOCIALIZATION / ADAPTATION / SELF-REALIZATION / PRESCHOOL AGE / PRIMARY SCHOOL AGE / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Старых Людмила Викторовна, Тимохина Татьяна Васильевна

В статье всесторонне рассмотрены теоретические основы использования языковых средств с целью социализации. Приведены результаты экспериментального исследования в 2019-2020 учебном году на базе дошкольной и школьной образовательных организаций. Продемонстрированы элементы комплексной методики и специальных упражнений, разработанных авторами. Сделан вывод об эффективности использования языковых средств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия, связанных с адаптацией, социализацией и самореализацией в детском микросоциуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Старых Людмила Викторовна, Тимохина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF LANGUAGE TOOLS IN SOCIALIZATION OF PRESCHOOLERS AND YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article comprehensively examines the theoretical foundations of using linguistic means for the purpose of socialization. The results of an experimental study in the 2019-2020 academic year on the basis of preschool and school educational organizations are presented. Demonstrated are the elements of a complex methodology and special exercises developed by the authors. The conclusion is made about the effectiveness of the use of linguistic means, which are manifested in situations of interaction associated with adaptation, socialization and self-realization in the children's micro-society.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 373.24, 373.32

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Измайлова Рания Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Старых Людмила Викторовна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Тимохина Татьяна Васильевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье всесторонне рассмотрены теоретические основы использования языковых средств с целью социализации. Приведены результаты экспериментального исследования в 2019-2020 учебном году на базе дошкольной и школьной образовательных организаций. Продемонстрированы элементы комплексной методики и специальных упражнений, разработанных авторами. Сделан вывод об эффективности использования языковых средств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия, связанных с адаптацией, социализацией и самореализацией в детском микросоциуме.

Ключевые слова: языковые средства, социализация, адаптация, самореализация, дошкольный возраст, младший школьный возраст, педагог.

Annоtation. The article comprehensively examines the theoretical foundations of using linguistic means for the purpose of socialization. The results of an experimental study in the 2019-2020 academic year on the basis of preschool and school educational organizations are presented. Demonstrated are the elements of a complex methodology and special exercises developed by the authors. The conclusion is made about the effectiveness of the use of linguistic means, which are manifested in situations of interaction associated with adaptation, socialization and self-realization in the children's micro-society.

Keywords: language means, socialization, adaptation, self-realization, preschool age, primary school age, teacher.

Введение. Успешно разрабатывающиеся в современной теории и практике механизмы и инструменты, существенно влияющие на социализацию, включают различные средства русского языка, особым образом влияющие на процесс коммуникации. Социальное взаимодействие дошкольников и младших школьников зачастую осуществляется с помощью невербальных средств. Более высокий уровень, связанный с вербализацией, осваивается данными категориями детей с большим трудом. Для социальной адаптации и дальнейшей самореализации в социуме каждого ребенка необходимо целенаправленное и планомерное педагогическое воздействие с использованием языковых средств.

К языковым разноуровневым средствам можно отнести синтаксические, морфологические, лексические, словообразовательные, фонетические. В рассматриваемом возрасте детей постепенно знакомят с тем, что в зависимости от сложившейся ситуации можно использовать различные наборы языковых средств, связанных с определенным функциональным стилем.

Т.В. Жеребило [2] в Словаре лингвистических терминов трактует языковые средства как «один из компонентов информационной модели стиля, модифицирующийся по-разному, в зависимости от речевой системности стиля» [2, с. 105]. По мнению ученого, для ознакомления детей в дальнейшем с этой сложной языковой градацией стилистики, нужно уже в дошкольном и младшем школьном возрастах знакомить с различными вариантами употребления языковых средств.

Целью данной статьи стало теоретическое и прикладное изучение языковых средств с определением их роли и возможностей в адаптации, самореализации и социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основными задачами проведенного исследования стали:

• изучение теоретических основ языковых средств и их роли и возможностей в адаптации, самореализации и социализации;

• проведение исследования на базе дошкольной образовательной организации и школы с целью определения влияния специального изучения различных языковых средств на социализацию детей.

Прикладное исследование было осуществлено на базе МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов и МБДОУ детского сада № 1 городского округа Орехово-Зуево в сентябре - мае 2019-2020 учебного года.

Изложение основного материала статьи. Основной особенностью социализации детей дошкольного возраста является первостепенность в усвоении моральных норм и правил, нравственных основ, общественных и общесоциальных ценностей. В данном возрасте первичные основы ребенок получает в семье, затем - в дошкольной образовательной организации. От того, как сложится его общение с детьми и взрослыми (педагогами), зависит дальнейшая успешность и быстрота в адаптации к новым социальным условиям, самореализации. В возрасте трех - шести лет основным средством общения и познания окружающего мира становится речь: ребенок учится задавать вопросы; отвечать на них; анализировать; спорить, впервые отстаивая свою точку зрения; правильно и эффективно строить диалоговое общение.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые переживает адаптационные моменты, связанные с новыми для него условиями школьного обучения. В данном возрасте он укрепляет уже сложившиеся стереотипы поведения, проявляющиеся в общении. Параллельно с данным процессом происходит индивидуализация, когда ребенок проявляет собственные предпочтения в предлагаемом выборе,

направленном на обучение. Словесно-логическое мышление, начинающее активно функционировать, требует уделения особого внимания языковой функции.

Изучением различных аспектов развития языковых средств и их влияния на адаптацию, индивидуализацию и социализацию в дошкольном и младшем школьном возрасте занимались ряд исследователей.

Вопросы, связанные с освоением языковых средств разрабатывали Д.В. Гущина [1], Т.Б. Соломатина [9], Е.Г. Трунова [10] и др. Особенности социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте в различных аспектах изучали Л.И. Карпова [4], О.А. Котова [5], Н.А. Опарина [6], Ю.Ф. Понеделко [7], А.В. Савинова [8], А.М. Усачева [11].

Однако в исследованиях не получили достаточного отражения вопросы, связанные с использованием языковых средств в социализации дошкольников и младших школьников.

Обращаясь к последовательности изучения данного вопроса, следует выделить теоретико-методологические и психологические его основы. Они заложены в личностных особенностях: изменчивость, поступательность в развитии, сознательность и пр. Осуществляя формирование личности в соответствии с основными стадиями, дети в дошкольном возрасте преимущественно подражают и копируют поведение взрослых, играют индивидуально или небольшими группами. В младшем школьном возрасте социализация связывается с учебной, трудовой, общественной деятельностью.

Д.В. Гущина [1], рассматривая психологические механизмы усвоения языковых средств отмечает: «Психологические механизмы осознания и произвольного выделения эмоциональных отношений и состояний сначала формируются у ребенка в соответствие с речевыми обозначениями и указаниями в разделенных с другими людьми формах общения и взаимодействий, а затем становятся индивидуальными умениями и способностями ребенка. При этом сначала ребенку становится доступным осознание эмоциональных состояний и отношений у других, и на этой основе, позднее - у самого себя» [1, с. 108].

Т.Б. Соломатина, Н.В. Микляева [9] отмечают различную предрасположенность к усвоению языковых средств, выделяя различные методы, приемы и способы повышения заинтересованности детей. Рассматривая механизмы формирования языковых ориентировок, авторы выделяют следующую последовательность: «Действие по подражанию, совместно распределяемое действие (между педагогом и ребёнком); продолжение действия, начатого взрослым; припоминание заученного слова, стереотипной фразы; соотнесение «данного» и «нового» в коммуникативной ситуации с темой и ремой в предложении» [9, с. 42].

Базой исследования послужили МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов и МБДОУ детский сад № 1 городского округа Орехово-Зуево. В данных образовательных организациях уделяется большое внимание социализации детей, быстрой адаптации к новым условиям. Исследование было проведено в сентябре - мае 2019-2020 учебного года. В дошкольной образовательной организации исследовались две подготовительные группы, в школе - два первых класса из параллели.

На констатирующем этапе эксперимента с помощью специально разработанных авторских игровых заданий и уровней их оценивания изучались рациональные и осознанные компоненты, демонстрируемые респондентами. Приведем пример задания на осознанность.

Задание 8. «Диалог с обращением».

Цель: выяснить умения ребенка строить диалог с применением обращений к собеседнику с использованием возможной ситуации в микросоциуме.

Оборудование: кукла, медвежонок, зайчонок, игрушечный стол, стулья.

Педагогом создается игровая ситуация: Кукла Даша, мишка Семен Иванович и зайчонок Пустышка всегда обедают вместе. Но сегодня зайчонок сел на место куклы, а Даша, видя, что ее место занято, села на стул мишки. Как поступить медвежонку, ведь он хочет сидеть на своем стульчике?

Ситуация разыгрывается с каждым ребенком индивидуально, ведется протокол.

Уровни оценивания задания:

Высокий. Ребенок запоминает имена и обращается к персонажам правильно; вежливо, строит диалог; быстро разрешает ситуацию, характерную для детского микросоциума.

Средний. Ребенок запомнил не все имена, обращается от имени персонажа, путается в формулировках; разрешает ситуацию, характерную для детского микросоциума.

Низкий. Ребенок не обращается к персонажам по именам; затрудняется с построением диалога; испытывает серьезные затруднения с разрешением ситуации, характерной для детского микросоциума.

На констатирующем этапе эксперимента дети показали преимущественно низкий (83% в дошкольной образовательной организации и 64% в школе) уровень использования языковых средств в разрешении ситуаций, характерных для детского микросоциума.

На формирующем этапе эксперимента была применена комплексная методика, позволяющая использовать разнообразные языковые средства в различных ситуациях, связанных с адаптацией, социализацией и самореализацией ребенка, типичных для детского микросоциума группы (класса).

В первую очередь детям были даны установки на ориентацию в языковом материале, стимулирующие к правильному выбору и применению. Для педагогов, работающих с детьми, были даны рекомендации следующего типа:

• в процессе речи обращать внимание детей на различные языковые средства;

• четкое проговаривать слова в образце, утрируя их на спорных моментах;

• замедлять темп речи при необходимости;

• следить за вниманием детей, которое должно быть сосредоточено на образце;

• дополнять изучаемую тему практическим выполнением ребенком поручений и просьб;

• учить детей строить правильные и всегда полные ответы на вопросы;

• давать образцы правильных действий в различных ситуациях: знакомство, выражение несогласия;

• учить правильно и своевременно задавать вопросы;

• комментировать и объяснять происходящие события и действия;

• уделять большое внимание имитации речевых и неречевых звуков;

• создавать игровые ситуации и по взаимодействию детей и уделять внимание возможным вариантам их правильного разрешения;

• использовать дополнительные средства: иллюстрации, мультфильмы, видео и пр. для обсуждения социальной ситуации и использования эффективных для ее разрешения языковых средств;

• инициировать ситуации, позволяющие детям упражняться в использовании различных языковых средств (составление фраз, предложений, коротких диалогов и рассказов и пр.).

Работающие в экспериментальных группах и классах педагоги уделяли большое внимание пальчиковой и артикуляционной гимнастике, упражнениям кинезиологического комплекса Г.Е. Шаниной [12].

На основе данных упражнений был разработан авторский комплекс, основное внимание в котором уделялось движениям рук и ног, которые осуществлялись одновременно с целью стимуляции полушарий головного мозга. Для этого в экспериментальной группе и классе были созданы специальные уголки, в которых каждый ребенок по желанию в свободное время мог позаниматься в соответствии с собственными интересами. Примером упражнений комплекса могут быть: сортировка различных предметов обеими реками с использованием речевого сопровождения; действие с куклами с припоминанием стереотипных фраз; разрешение коммуникативной ситуации в движении.

Обязательным условием работы в детском коллективе являлось ориентирование на дальнейшую социализацию, адаптацию и самореализацию детей. Все задания были разработаны с использованием социальных ситуаций.

В мае 2020 года было проведено повторное исследование. Оно было осложнено обстановкой с дистанционным обучением. Для получения результатов были разработаны рекомендации для родителей и проведены беседы с ними. По некоторым заданиям была проведена индивидуальная диагностика в форме видеоконференций.

Результаты исследования в экспериментальных группах были выше, чем в контрольных. Для сравнения полученных в ходе эксперимента результатов была составлена гистограмма, демонстрирующая уровни использования языковых средств в социализации дошкольников и младших школьников в обеих группах детей (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Уровни использования языковых средств с использованием социальных ситуаций на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

На контрольном этапе эксперимента дети показали преимущественно средний уровень использования языковых средств в разрешении ситуаций, характерных для детского микросоциума. Однако следует отметить, что в экспериментальных группах результаты гораздо лучше, чем в контрольных. Данный факт свидетельствует о том, что использование педагогами языковых средств и специальное их развитие значительно улучшает эффективность взаимодействия детей в различных ситуациях, связанных с адаптацией, социализацией и самореализацией их в детском микросоциуме.

Выводы. Рассмотрение теоретических основ рассматриваемого вопроса показало, что эффективным способом повышения социальной адаптации детей может являться использование языковых средств воспитателями и учителями начальных классов. В современных исследованиях не получили достаточного отражения вопросы, связанные с использованием языковых средств в социализации дошкольников и младших школьников.

На констатирующем этапе эксперимента с помощью специально разработанных авторских игровых заданий и уровней их оценивания изучались рациональные и осознанные компоненты, демонстрируемые респондентами.

На формирующем этапе эксперимента особое внимание уделялось использованию различных языковых средств. Была применена комплексная методика, позволяющая использовать разнообразные языковые средства в различных ситуациях, связанных с адаптацией, социализацией и самореализацией ребенка. На данном этапе был разработан авторский комплекс, основное внимание в котором уделялось движениям рук и ног, которые осуществлялись одновременно с целью стимуляции полушарий головного мозга.

На контрольном этапе в экспериментальных группах полученные результаты были гораздо лучше, чем в контрольных. Это свидетельствует об эффективности использования педагогами языковых средств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия детей, связанных с адаптацией, социализацией и самореализацией в микросоциуме.

Литература:

1. Гущина Д.В. Проблема включения языковых средств в организацию эмоциональных состояний у детей раннего и дошкольного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2014. № 11. С. 105-108.

2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Пилигрим. - 2010. - 217 с.

3. Измайлова Р.Г., Тимохина Т.В., Ефимова Е.П. Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч.3 - С. 88-92

4. Карпова Л.И., Смирнова М.А., Липатова Ю.С., Джавадова Т.В., Федотова Е.Р. Развитие и социализация современного дошкольника по средствам образовательных конструкторов нового поколения // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 212-214.

5. Котова О.А. Сюжетно-ролевая игровая деятельность - средство социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста // Деятельностный подход как основа развития инновационных психолого-педагогических технологий. Сборник научных статей участников межрегиональной научно-практической конференции. Научные редакторы В.П. Зволинский, В.А. Пятин; Ответственный редактор: Т.В. Воронцова. 2014. С. 64-67

6. Опарина Н.А. Социализация детей средствами зрелищно-игрового фольклора // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2016. С. 93-96

7. Понеделко Ю.Ф., Абраухова В.В. Социализация детей дошкольного возраста средствами эмоционально-событийных технологий в учреждении дополнительного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 70-75.

8. Савинова А.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников // Современные тенденции в научной деятельности. VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр "Олимп". 2015. С. 1189-1195.

9. Соломатина Т.Б., Микляева Н.В. Инновационные методы коррекционно-педагогической деятельности как средство развития языковой способности детей дошкольного возраста // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 41-44.

10. Трунова Е.Г. Языковые средства репрезентации фонационных невербальных средств в художественном произведении // Современный английский язык в лингвистическом, филологическом и лингводидактическом аспектах. Сборник научных трудов. Липецк, 2020. С. 36-41.

11. Усачева А.М., Конькина Е.В. Традиционная кукла как средство социализации дошкольника (на примере чувашской народной куклы) // Россия как трансформирующееся общество: экономика, управление, культура, языки. Материалы V Всероссийского молодежного научно-исследовательского форума. 2015. С. 115-116.

12. Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учеб. пособие / Шанина Г.Е.; М-во физ. культуры, спорта и туризма Рос. Федерации. Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1999. - 39 с.

13. Izmailova, R. G., Sheinova, T. G., & Timokhina, T. V. (2020). Innovative technologies in the development of speech of preschoolers and primary schoolchildren. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 43 (1), 97-104. doi: 10.32744/pse.2020.1.7

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье изучена проектная деятельность студентов вуза как основа формирования исследовательской культуры. Сделан вывод о том, что проект представляет собой исследовательскую деятельность, имитирует будущую профессиональную деятельность и развивает у студентов универсальные компетенции, сообразуясь с личными предпочтениями, интересами и уровнем развития каждого студента и при его выполнении происходит развитие всех компонентов исследовательской культуры студентов. Метод проектов способствует приобретению студентами следующих навыков практической деятельности: навыки поиска информации, ее структурирования, умение работать с информацией; навыки применения научных методов исследования, критического мышления; навыки логического мышления, умение делать обоснованные выводы; навыки аргументированного принятия решения; навыки работы в команде и умение выполнять в команде различные роли; навыки творческого, креативного мышления.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, исследовательская культура, студент, вуз.

Annotation. The article examines the project activities of university students as the basis for the formation of a research culture. It is concluded that the project is a research activity, imitates future professional activities and develops universal competencies in students, in accordance with the personal preferences, interests and level of development of each student, and during its implementation, all components of the research culture of students develop. The project method contributes to the acquisition of the following practical skills by students: the skills of searching for information, its structuring, the ability to work with information; skills in the application of scientific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.