Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / НАВЫКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна

Введение. В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Работа по развитию речи в условиях дошкольных и школьных образовательных организаций и не всегда имеет планомерный, системный и целостный характер. Данная составная группа детей является малоизученной в педагогической науке и практике. На занятиях по развитию речи и в самостоятельной деятельности в настоящее время не уделяется достаточно времени коллективным видам деятельности. Материалы и методы исследования. В пилотажном исследовании приняло участие 147 детей из четырех подготовительных групп и двух первых классов начальной школы г.о. Орехово-Зуево Московской области (Российская Федерация). В качестве методов исследования были использованы: анализ зарубежной и отечественной научной литературы, опрос и экспериментальное исследование. Сравнение результатов проведено с помощью статистического критерия χ2-Пирсона. В ходе исследования использовался авторский, адаптированный для условий эксперимента инструментарий. Результаты исследования. Исследование показало достаточно высокое качество подготовленного для проверки инструментария. Первоначально в группах респондентов был продемонстрирован низкий уровень речевого развития - 47% (69 детей), средний уровень - 51% (75 детей), высокий - 2% (3 ребенка). На формирующем этапе широко использовались коллективные виды деятельности в урочное и внеурочное время. Результаты контрольного этапа (низкий уровень 8,1%, средний 47,3%, высокий 44,6% детей) убедительно свидетельствуют об эффективности использования коллективных видов деятельности в развитии речи (χ2 = 96.813; p < 0,01). Обсуждение результатов и заключение. Инструментарий для сбора первичной информации избран достаточно качественный. Продемонстрирована эффективность использования воспитателями дошкольных образовательных организаций и учителями начальных классов методов активного социально-психологического обучения с целью развития речи детей, а именно: олимпиад, творческих мастерских, творческих недель, коллективной творческой деятельности. Важным условием для развития речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является использование в педагогическом процессе недостаточно изучаемых в настоящее время в России и за рубежом коллективных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Рания Геннадьевна, Шейнова Татьяна Геннадьевна, Тимохина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING COLLECTIVE ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE

Introduction. The number of children with speech disorders increases from year to year. Work on the development of speech at preschool and school educational organizations is not always planned, systematic, and coherent. This composite group of children is insufficiently studied in pedagogical science and practice. In classes on speech development and children’s independent activity, not enough time is devoted to collective activities. Materials and methods. The pilot study involved 147 children from four preparatory groups and two first grades of the elementary school in Orekhovo-Zuevo (Moscow Region, Russian Federation). The following research methods were used: analysis of foreign and domestic scientific literature, survey, and experimental research. The results were compared using Pearson's chi-squared test χ2. The study used the authors' toolkit adjusted for the conditions of the experiment. Results. The study showed a fairly high quality of the toolkit prepared for testing. Initially, the groups of respondents showed a low level of speech development - 47% (69 children), an average level - 51% (75 children), and a high level - 2% (3 children). Collective activities were widely used at the formative stage during class time and after classes. The results of the control stage (low level 8.1%, average 47.3%, high 44.6% of children) convincingly demonstrate the effectiveness of using collective activities in speech development (χ2 = 96.813; p < 0.01). Discussion and conclusion. The toolkit chosen for collecting primary information was shown to be of sufficient quality. The study showed the effectiveness of using active social and psychological education methods (in particular, Olympiads, creative workshops, creative weeks, collective creative activities) by teachers of pre-school educational organizations and primary school teachers to develop children's speech. An important condition for the development of speech in children of older preschool and primary school age is using collective activities, insufficiently studied in Russia and abroad, in the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-05/ Дата публикации: 31.10.2020 УДК 373.24; 373.1

Р. Г. Измайлова, Т. Г. Шейнова, Т. В. Тимохинд

Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Введение. В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Работа по развитию речи в условиях дошкольных и школьных образовательных организаций и не всегда имеет планомерный, системный и целостный характер. Данная составная группа детей является малоизученной в педагогической науке и практике. На занятиях по развитию речи и в самостоятельной деятельности в настоящее время не уделяется достаточно времени коллективным видам деятельности.

Материалы и методы исследования. В пилотажном исследовании приняло участие 147 детей из четырех подготовительных групп и двух первых классов начальной школы г.о. Орехово-Зуево Московской области (Российская Федерация). В качестве методов исследования были использованы: анализ зарубежной и отечественной научной литературы, опрос и экспериментальное исследование. Сравнение результатов проведено с помощью статистического критерия х2-Пирсона. В ходе исследования использовался авторский, адаптированный для условий эксперимента инструментарий.

Результаты исследования. Исследование показало достаточно высокое качество подготовленного для проверки инструментария. Первоначально в группах респондентов был продемонстрирован низкий уровень речевого развития - 47% (69 детей), средний уровень - 51% (75 детей), высокий -2% (3 ребенка). На формирующем этапе широко использовались коллективные виды деятельности в урочное и внеурочное время. Результаты контрольного этапа (низкий уровень 8,1%, средний 47,3%, высокий 44,6% детей) убедительно свидетельствуют об эффективности использования коллективных видов деятельности в развитии речи (х2 = 96.813; р < 0,01).

Обсуждение результатов и заключение. Инструментарий для сбора первичной информации избран достаточно качественный. Продемонстрирована эффективность использования воспитателями дошкольных образовательных организаций и учителями начальных классов методов активного социально-психологического обучения с целью развития речи детей, а именно: олимпиад, творческих мастерских, творческих недель, коллективной творческой деятельности. Важным условием для развития речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является использование в педагогическом процессе недостаточно изучаемых в настоящее время в России и за рубежом коллективных видов деятельности.

Ключевые слова: коллективные виды деятельности, развитие речи, речевая активность, навыки речевого общения, дети старшего дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста

Ссылка для цитирования:

Измайлова Р. Г., Шейнова Т. Г., Тимохина Т. В. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 199-211. сЫ: 10.32744/р$е.2020.5.14

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-05/ Accepted: 18 August 2020 Published: 31 October 2020

R. G. IZMAILOVA, T. G. SHEINOVA, T. V. TlMOKHINA

Using collective activities in the development of speech in children of older preschool and primary school age

Introduction. The number of children with speech disorders increases from year to year. Work on the development of speech at preschool and school educational organizations is not always planned, systematic, and coherent. This composite group of children is insufficiently studied in pedagogical science and practice. In classes on speech development and children's independent activity, not enough time is devoted to collective activities.

Materials and methods. The pilot study involved 147 children from four preparatory groups and two first grades of the elementary school in Orekhovo-Zuevo (Moscow Region, Russian Federation). The following research methods were used: analysis of foreign and domestic scientific literature, survey, and experimental research. The results were compared using Pearson's chi-squared test x2. The study used the authors' toolkit adjusted for the conditions of the experiment.

Results. The study showed a fairly high quality of the toolkit prepared for testing. Initially, the groups of respondents showed a low level of speech development - 47% (69 children), an average level - 51% (75 children), and a high level - 2% (3 children). Collective activities were widely used at the formative stage during class time and after classes. The results of the control stage (low level 8.1%, average 47.3%, high 44.6% of children) convincingly demonstrate the effectiveness of using collective activities in speech development (x2 = 96.813; p < 0.01).

Discussion and conclusion. The toolkit chosen for collecting primary information was shown to be of sufficient quality. The study showed the effectiveness of using active social and psychological education methods (in particular, Olympiads, creative workshops, creative weeks, collective creative activities) by teachers of pre-school educational organizations and primary school teachers to develop children's speech. An important condition for the development of speech in children of older preschool and primary school age is using collective activities, insufficiently studied in Russia and abroad, in the pedagogical process.

Keywords: collective activities, speech development, speech activity, speech communication skills, older preschool children, primary school children

For Reference:

Izmailova, R. G., Sheinova, T. G., & Timokhina, T. V. (2020). Using collective activities in the development of speech in children of older preschool and primary school age. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 47 (5), 199-211. doi: 10.32744/pse.2020.5.14

_Введение

внедрение коллективных видов деятельности на занятиях в дошкольных и школьных образовательных организациях помогает не только внимательно и с большим интересом изучать предметы, но и формирует навыки получения практических знаний.

Несомненными достоинствами коллективных видов деятельности являются компенсация недостатков фронтальной и индивидуальной работы, высокий темп, усиление сплоченности микросоциума. Коллективная деятельность в рамках процесса обучения вооружает учащихся не только знаниями, но и необходимыми жизненными компетенциями, важной частью которых является эффективное речевое общение. Использование коллективных видов деятельности является важным фактором улучшения и одновременно показателем результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности ребенка, творческий подход к овладению знаниями, побуждает к самообразованию, к достижению высоких результатов.

Обучение как процесс целенаправленной передачи и усвоения определенного опыта определяется соответствующей формой. Категория «форма обучения» относится к основным вопросам дидактики, однако в толковании ее до сих пор нет полного единства исследователей.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме показал, что в своих исследованиях М. Н. Скаткин [1], И. Я. Лернер [2] определили общие формы обучения. К данным формам относятся фронтальная, групповая (коллективная), индивидуальная и конкретные (урок, семинар, экскурсия и т.д.).

Наибольший интерес к коллективным формам обучения наблюдается в последние десятилетия в связи с поиском более эффективных форм и методов педагогического воздействия. Значительный вклад в разработку основных аспектов организации коллективной учебной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики внесли Е.Н. Гитайло [3], А.В. Усанова, Н.В. Федосеева [4], T.V. Serduk [5], И.М. Витковская [6], Н.Б. Трофимова, О.А. Карпенко О.А. [7] рассматривали коллективные взаимоотношения и особенности организации младших школьников.

Ряд ученых разрабатывали отдельные прикладные вопросы, связанные с использованием коллективных видов деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. И.В. Юденкова и др. [8] рассматривали коллективные творческие дела как средство формирования социальной компетентности у младших школьников. L. Behas [9] и др. исследовали организационные моменты коллективной игровой и театрализованной деятельности. D.L. Duarte [10] Коллективные размышления о глобальных командах проекта: анализ типов и условий, связанных с рефлексивной работой. E. Fox [11], Stoddart R.M. [12], О. В. Пустовойтова [13] в рамках своих научных исследований рассматривали технологии коллективной деятельности детей дошкольного возраста. Организацию коллективных видов деятельности младших школьников, связанных с развитием речи и способствующих социальной адаптации исследовали Wise J.C. [14]; Zhuravlova L., Zhuravlova M. [15]; Е. В. Быстрицкая [16] и др.

Исследования, посвященные коллективным видам деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций весьма ограничены. Недостаточно представлены исследования по использованию методов активного социально-психологическо-

го обучения применительно к различным видам занятий и в вопросах преемственности использования данных видов деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачей статьи было выяснить, какое влияние оказывает использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для ее решения необходимо проанализировать зарубежную и отечественную научную литературу по теме; провести исследование детей подготовительных групп и начальных классов г.о. Орехово-Зуево Московской области с использованием авторской, адаптированной для условий эксперимента методики; интерпретировать полученные данные с использованием статистических методов.

_Материалы и методы

В исследовании был использован теоретический анализ научной психолого-педагогической зарубежной и отечественной литературы.

М. Н. Скаткин [1], И. Я. Лернер [2] определили общие формы обучения как дидактические категории, определяющие внешнюю организацию образовательного процесса. Это структурный элемент общей конструкции образовательного процесса, чаще всего представленный определенным видом занятий. К данным формам относятся:

• фронтальная, предполагающая работу педагога со всеми обучающимися с целью решения поставленных задач в едином темпе;

• групповая, когда педагог для достижения поставленных целей делит детей на группы, создаваемые на различных основах;

• индивидуальная, когда педагог взаимодействует с обучающимся единолично;

• коллективная, так же, как и фронтальная, предполагающая деятельность со всеми обучающимися, но рассматривающая образовательный процесс в контексте работы целостного коллектива, имеющего определенную специфику.

Приведенные выше авторы выделяют аудиторные и внеаудиторные, конкретные (занятие, урок, семинар, экскурсия, факультативное занятие и т.д.) формы обучения.

Исторически коллективные формы обучения активно рассматривались в советский период развития педагогической науки и практики. Позднее они, на наш взгляд, были незаслуженно забыты. Коллективные формы обучения имеют явное преимущество перед фронтальными, т.к. предполагают разностороннее рассмотрение особенностей взаимодействия обучающихся.

Пилотажное экспериментальное исследование было организовано в четырех подготовительных группах и двух первых классах начальной школы г.о. Орехово-Зуево Московской области. В нем приняло участие 147 детей. Констатирующий этап прошел с 16 по 21 сентября 2019 года, контрольный - с 16 по 21 марта 2020 года.

Г"» V» V» V»

В ходе исследования использовался авторский, адаптированный для условий эксперимента инструментарий. Вопросы адаптированной методики были различны для дошкольников и школьников. Ребенку дошкольного возраста предлагалось положить картинки с изображением понравившихся игрушек в шкафчики к своим друзьям. Школьникам предлагалось выбрать 3 понравившиеся картинки с изображением школьной атрибутики и положить их в классной комнате на место того ребенка, с кем хотел бы дружить. Далее детям задавался ряд уточняющих вопросов.

Сравнение результатов проведено с помощью статистического критерия х2-Пирсона. В результате эмпирического исследования сделан вывод об эффективности экспериментального воздействия.

_Результаты

В зарубежной и российской научной литературе обучение определено как процесс двустороннего общения, в ходе которого происходит воспроизведение, передача и усвоение знаний.

Научно доказано, что наиболее эффективной организационной формой учебных занятий является коллективная [1; 2]. Именно при данной форме все обучают каждого и каждый всех, т.е. происходит процесс взаимообучения. Формы обучения, которые выделяет ряд ученых: М.Н. Скаткин [1], И.Я. Лернер [2], Е.Н. Гитайло [3], А.В. Усанова, Н.В. Федосеева [4], И.М. Витковская [6] представлены как самостоятельная учебная деятельность учащихся, осуществляемая без непосредственного участия педагога.

Определяя место коллективного способа обучения в процессе эволюции форм его организации, необходимо отметить, что существует несколько форм: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. Каждая из этих форм представляет собой определенные исторические стадии развития учебно-воспитательного процесса. Коллективный способ обучения предполагает содержание индивидуальной, парной и групповой форм обучения, при этом коллективная форма становится движущей и системообразующей, ядром учебно-воспитательного процесса.

Ряд ученых успешно используют в своих исследованиях коллективные творческие дела (КТД), основанные на совместном авторском планировании и выполнении различных проектов. Данная деятельность всегда сопровождается позитивными эмоциями, обогащает весь коллектив детей социальным опытом, решает разнообразные педагогические задачи.

И.В. Юденкова [8] и др., транслируя свой педагогический опыт отмечают: «Для развития социальной компетентности у младших школьников мы использовали такие виды коллективных творческих дел (КТД), как: организаторское «День рождение класса», познавательное - турнир-викторина «Вечер веселых вопросов» и трудовое - изготовление подарка далеким друзьям «Чудеса подводного мира» [8, с. 633].

В соответствии с изученным по данному вопросу материалом, было принято решение перейти к экспериментальной части исследования.

Объектом исследования явилось развитие речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предметом экспериментального исследования стала методика определения эффективности использования коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях дошкольных и начальных образовательных организаций.

Целью исследования стало определение наиболее эффективных коллективных видов деятельности в развитии речи детей в подготовительных группах дошкольной образовательной организации и первых классах общеобразовательной школы.

В начале исследования с целью выявления лидеров и предпочтений в среде сверстников дошкольной образовательной организации и учеников начальных классов

была использована авторская адаптированная методика, направленная на изучение специфики коллективной деятельности. Вопросы, которые были представлены в адаптированной методике, были различны для дошкольников и школьников.

В дошкольной образовательной организации экспериментальное исследование было начато в сентябре 2019 года. Обусловлено это было тем, что дети подготовительной группы хорошо знали друг друга.

Опрос детей состоял из нескольких этапов. Детям дошкольного возраста демонстрировались картинки с изображением игрушек. Предлагалось выбрать 3 самые понравившиеся игрушки, описать их. Затем педагог с ребенком перемещались в помещение, где находились шкафчики для переодевания детей. Ребенку предлагалось положить картинки с изображением понравившихся игрушек в шкафчики к своим друзьям. Задавались следующие вопросы:

1. В какой шкафчик ты кладешь первую карточку, почему?

2. В какой шкафчик ты кладешь вторую карточку, почему?

3. В какой шкафчик ты кладешь третью карточку, почему?

Затем ребенку предлагалось описать те изображения, которые он положил, подобрав как можно больше прилагательных. После подбора прилагательных к существительным, обозначающим игрушки, дети подбирали прилагательные, характеризующие своих друзей, которым в шкафчики были положены карточки.

В начальной школе эксперимент был начат позднее - в конце сентября-начале октября 2019 года. Обусловлено это было тем, что первоклассники прошли период адаптации к школе, познакомились друг с другом. В данном опросе детям предлагались картинки с изображением школьной атрибутики (пенал, тетрадь, парта, интерактивная доска, школьная форма, уголок дежурств по классу и пр.). Далее ребенку предлагалось выбрать 3 понравившиеся картинки и положить в классной комнате их на место того ребенка, с кем хотел бы дружить. Задавались следующие вопросы:

1. На чье место ты кладешь первую карточку, почему?

2. На чье место ты кладешь вторую карточку, почему?

3. На чье место ты кладешь третью карточку, почему?

Так же, как и в дошкольной образовательной организации, далее ребенку предлагалось подобрать прилагательные к выбранным предметам. После этого предлагалось охарактеризовать своих друзей.

Уровень речевого развития интерпретировался следующим образом:

• высокий - ребенок подбирает в среднем 5-7 прилагательных к существительному, легко объединяет их и правильно и без лексических и грамматических ошибок употребляет в виде предложений;

• средний - ребенок подбирает в среднем 3-5 прилагательных к существительному, объединяет их и в основном правильно употребляет в виде предложений;

• низкий - ребенок подбирает в среднем 1-3 прилагательных к существительному, с трудом объединяет их, составляет предложения с лексическими и грамматическими ошибками или вовсе не составляет его.

В ходе констатирующего этапа исследования были получены следующие результаты. Выявлен низкий уровень речевого развития - 47% (69 детей), средний уровень - 51% (75 детей), высокий - 2% (3 ребенка). Данные результаты отражены в диаграмме 1.

■ низкий ■ средний ■ высокий Диаграмма 1 Уровни речевого развития на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, как видно из полученных данных, у большинства исследованных детей выявлен низкий и средний уровень речевого развития. В процессе общения многие дети проявляли недостаточную активность, редко проявляют инициативность, не были способны избежать и быстро разрешить конфликтные ситуации, у них отсутствовал устойчивый навык пользования прилагательными формами для описания предметов и ведения диалога в целях достижения результата какой-либо общей деятельности.

Проведенное исследование продемонстрировало недостаточную активность детей на занятиях и в свободной деятельности, пассивность родителей, низкую эффективность используемых педагогами технологий. Данные факты свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы с целью использования коллективных видов деятельности в развитии речи детей.

Экспериментальная группа детей в дошкольных образовательных организациях и школе была совместно с психологом поделена на рабочие группы с учетом полученных социометрических данных.

В соответствии с выполненным заданием, коллективная форма деятельности осуществлялась в процессе обучения по-разному:

• работа в коллективе на занятии в дошкольной образовательной организации и уроке в школе;

• работа в группах смешанного состава и т. д.

Прежде чем применить групповую форму работы, был проведен ряд воспитательных мероприятий с применением разделения всех обучающихся на подгруппы с целью наблюдения за работой детей. Первое мероприятие традиционно было посвящено осенней тематике. В школе был проведен «Словарный ринг», когда дети с использованием коллективных видов деятельности закрепляли словарные слова, связанные с осенью, сбором урожая, школой. В подготовительной группе дошкольных образовательных организаций было проведено мероприятие «Праздник урожая», в рамках которого также были использованы коллективные виды деятельности.

Наблюдение позволило констатировать, что подбор ребят почти во всех группах был осуществлён с учетом предпочтений в среде сверстников дошкольной образовательной организации и учеников начальных классов. Все лидеры групп имели такие

личностные качества, как помощь отзывчивость, внимательность. Они всегда готовы были прийти на помощь товарищам, их чаще других выбирали ребята в социометрическом методе. Дети также могли объяснить материал; разрешить небольшие конфликты, возникающие в группе. Каждую группу ассоциировали с «маленькой командой», которая имела свое название, определенный уникальный стиль работы и решения поставленных задач.

На формирующем этапе эксперимента педагогами дошкольной образовательной организации и школы использовались следующие коллективные виды деятельности с целью развития речи детей:

• детский ораторский клуб,

• олимпиады,

• творческие мастерские,

• творческие недели,

• коллективная творческая деятельность.

Для организации работы детского ораторского клуба детям давалась определенная тема, время для подготовки. У каждого из них была возможность обсудить тему дома с родителями. Заранее выбирались несколько ораторов из числа детей с наиболее развитой связной речью.

Заседание детского ораторского клуба обычно проходило по строго спланированному сценарию:

• педагог вступительным словом обозначает обсуждаемую проблему, темы выступления ораторов;

• выступает оратор;

• оратор отвечает на вопросы детей и педагога;

• выступают следующие ораторы с ответами на вопросы;

• проходят прения, в результате которых каждый ребенок может высказаться;

• дети совместно с педагогом поводят итог.

Практика показала, что в подготовительных группах дошкольной образовательной организации активно проходят заседания ораторского клуба на темы: «Овощи-фрукты», «Дикие звери наших лесов», «Домашние животные», «Транспорт», «Зимующие и перелетные птицы». В первом классе начальной школы, обучающемся по программе «Школа России» удачно прошли заседания по окружающему миру, музыке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале учебного года среди детей и их родителей был произведен опрос, позволя-

V» п и

ющий выяснить их интересы и пристрастия. В каждой группе детского сада и в первом классе школы были выявлены по несколько детей, занимающихся творческим видом деятельности: бисероплетение, вышивание, вязание, художественная лепка из пластилина и глины, оригами и поделки из бумаги, макраме, собирание пазлов. В связи с тем, что приоритетным направлением было выбрано развитие речи детей, предпочтение отдавалось занятиям, способствующим развитию мелкой моторики пальцев рук.

В помещениях были организованы специальные уголки (коробки) для креативных занятий детей. У каждого уголка также был свой командир - руководитель творческого направления. Сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно дети организовывали деятельность подгруппы по интересам.

Работа детей проходила в свободное от занятий время: на переменах, после уроков, во время продленного дня в школе; во вторую половину дня в детском саду. Педагог помогал детям более точно описать предстоящую деятельность, подбирая глаголы и прилагательные. Через некоторое время дети сами помогали выступающим, пред-

лагая объяснительно-описательные варианты. Большинство продуктов творческой мастерской было результатом труда нескольких занятий, по окончании которых всей группе (классу) предлагалось высказаться.

Результатами работы творческих мастерских явились «Подарок для друга» мастерской бисероплетения, панно «Подводный мир» мастерской художественной лепки из пластилина и глины, «Подарок для мамы (бабушки)» из мастерской по вышивке и пр. Продукты творческой мастерской по собиранию пазлов вставили в рамки и украсили интерьер фойе для младших классов.

При организации коллективных видов деятельности в микрогруппах дети дошкольного и школьного возрастов демонстрировали различные уровни сотрудничества.

На высоком уровне они договаривались о предстоящей работе, могли спрогнозировать и обсудить вероятные проблемы, искать наиболее эффективные пути взаимодействия.

На среднем уровне развития командных взаимоотношений в ходе коллективных видов деятельности у членов команды возникало полное сотрудничество и партнерство. Однако договариваться они начинали только при возникновении проблемы. До этого каждый старался решить задание самостоятельно.

На низком уровне сотрудничества дети старались искать взаимодействия друг с другом, но постоянно допускали одни и те же ошибки, не задумывались о причинах неудач и не искали пути разрешения проблем.

Выполняя различные виды деятельности совместно со сверстниками, дети повышают навыки речевого общения, учатся точно передавать задачи, инструкции, отчитываться о работе.

Исследование на контрольном этапе было осуществлено с 16 по 21 марта 2020 года. Ввиду невозможности посещения образовательных организаций детьми из-за продолжения эпидемии COVID-19, оно было частично проведено в режиме видеоконференций. Для этого экспериментальные задания были откорректированы. На экране перед ребенком демонстрировались карточки с изображением игрушек для дошкольников и школьных принадлежностей для учащихся 1 класса. Предлагалось выбрать наиболее понравившиеся из их и подарить их одному из детей. Далее экспериментальное исследование было продолжено по указанной ранее схеме.

В ходе контрольного этапа исследования были получены следующие результаты в экспериментальной группе: определен низкий уровень речевого развития у 8,1% (12 детей), средний уровень у 47,3% (70 детей), высокий у 44,6% (65 детей). Данные результаты отражены в диаграмме 2.

Проверка достоверности полученных результатов была осуществлена по критерию Х2-Пирсона с использованием статистической платформы [17]. Проведенное сравнение показало, что число степеней свободы равно 2. Значение критерия х2 составило 96.813. Критическое значение х2 при уровне значимости р=0,01 составило 9.21. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима при уровне значимости р<0,01. Уровень значимости в данном исследовании составил р<0,001. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности экспериментального воздействия.

В экспериментальном плане в находящейся под контролем группе зафиксирован незначительный уровень развития на данный период.

■ низким ■ среднии ■ высоким Диаграмма 2 Уровни речевого развития на контрольном этапе в экспериментальной

группе

Анализ приведенных выше показателей убедительно свидетельствует о том, что обучающиеся дошкольной образовательной организации и первого класса начальной школы продемонстрировали эффективность использования коллективных видов деятельности в развитии речи. В условиях использования коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются положительные тенденции на достаточно высоком уровне. Повышение речевой активности детей на занятиях по развитию речи и в свободной деятельности, увеличение употребления прилагательных и глаголов, заинтересованность коллективными видами деятельности свидетельствуют о положительной динамике.

Наблюдая за работой и взаимоотношениями детей в ходе выполнения коллективных видов деятельности, можно было отметить, что они полностью принимали задачу и понимали ее, однако зачастую, особенно у дошкольников, игра принимала вид соревнования. Выполняя задания, дети часто обращали внимание на действия других групп, стараясь выделиться быстротой или правильностью выполнения задания.

_Обсуждение результатов

Снижение уровня развития речи детей требует повышения эффективности взаимодействия педагогов и обучающихся в дошкольных образовательных организациях и начальной школе. Доказана целесообразность использования в сложившихся условиях коллективных видов деятельности, несомненными достоинствами которых являются компенсация недостатков фронтального и индивидуального взаимодействия, высокий темп, усиление сплоченности микросоциума.

Было проведено пилотажное исследование на недостаточно изученной ранее группе с использованием авторского инструментария для детей подготовительных групп дошкольной образовательной организации и учеников первого класса общеобразовательной школы, с помощью которого осуществлен сбор эмпирической информации.

Проведено исследование показало достаточно высокое качество подготовленного для проверки инструментария. Анализ показателей убедительно свидетельствует о том, что обучающиеся продемонстрировали эффективность использования коллективных видов деятельности в развитии речи.

В похожих исследованиях [6-8; 11; 16] результат согласуется с полученным нами.

В ходе исследования выявлена целесообразность разностороннего рассмотрения особенностей личностных характеристик и предпочтений детей; построения коллективных видов деятельности с их учетом.

Важным условием для речевого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является использование в педагогическом процессе недостаточно изучаемых в настоящее время в России и за рубежом коллективных видов деятельности.

Заключение

Выявлены основные причины низкого развития речи: недостаточная активность детей на занятиях и в свободной деятельности, пассивность родителей, низкая эффективность используемых педагогами технологий.

Дано описание авторской адаптированной для условий эксперимента методики. Приведены результаты исследования, которые свидетельствуют об эффективности использования воспитателями дошкольных образовательных организаций и учителями начальных классов методов активного социально-психологического обучения с целью развития речи детей.

Охарактеризована новая эффективная форма коллективной деятельности в развитии речи детей: «Детский ораторский клуб». Выявлены наиболее эффективные в дошкольном и младшем школьном возрастах коллективные виды деятельности: олимпиады, творческие мастерские, творческие недели, коллективная творческая деятельность. Охарактеризованы уровни сотрудничества в микрогруппах, механизмы и приемы развития речи детей.

Выявлена целесообразность разностороннего рассмотрения особенностей личностных характеристик и предпочтений детей; дальнейшего построения коллективных видов деятельности с их учетом.

Доказана эффективность использования коллективных видов деятельности для развития речи: качественно и количественно наращивается словарный запас, повышаются навыки речевого общения; дети учатся точно передавать задачи, инструкции, отчитываться о работе.

Все вышесказанное говорит о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы с целью использования коллективных видов деятельности в развитии речи детей.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Москва: Педагогика, 1980. 96 с. URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=87501 (дата обращения: 20.10.2020).

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения : монография. Москва : Педагогика, 1981. 185 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88126 (дата обращения: 20.10.2020).

3. Гитайло Е.Н. Коллективные формы учебной деятельности студентов при изучении иностранного языка // Academy. 2020. № 2 (53). С. 65-67.

4. Усанова А.В., Федосеева Н.В. Технология коллективного учебного диалога как средство активизации познавательной деятельности школьников // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2019 материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2019. С. 1245-1249.

5. Serduk T.V. To Psychologic-pedagogical Aspect of the Problem of Forming Readiness of Students оf the 1st year of i-ii level of Accreditation to Collective Educational Activities // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 1. С. 137-140.

6. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников // Начальная школа. 2017. №12. С. 35-37.

7. Трофимова Н.Б., Карпенко О.А. Коллективные взаимоотношения младших школьников: их становление и развитие в процессе учебной деятельности // Современные проблемы социально-гуманитарных наук Сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции (с международным участием). Научный ред. А.В. Гумеров. 2015. С. 99-108.

8. Юденкова И.В., Горская С.В., Балагурова М.С. Коллективные творческие дела как средство формирования социальной компетентности у младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-4. С. 631-634.

9. Behas L., Babii I., Tsymbal-Slatvinska S., Golub N., Golub V., Chepka O., Lemeshchuk M., Dychok T., Nikitenko A., Maksymchuk B., Sarancha I., Maksymchuk I. The Influence of Tempo Rhythmic organization of Speech uring Gaming andtheatrical activities on Correction of Stammering in Children // Journal of Physical Education and Sport. 2019. Т. 19. № 1. С. 1333-1340.

10. Duarte D.L. Collective Reflection on Global Project Teams: an Analysis of the Types of and Conditions Associated with Reflective Work. 1997

11. Fox E. Categories of Developmental^ Appropriate Practices Significant to Kindergarten Readiness. 2004.

12. Stoddart R.M. Communicative Responsiveness in Preschool Children: Individual Differences in Nonverbal and Verbal Conversational Dehaviors. 1981.

13. Potter N.L. Oral/Speech and Manual Motor Development in Preschool Children. 2005.

14. Wise J.C. The Growth of Phonological Awareness: Response to Reading Intervention by Children with Reading Disabilities who Exhibit Typical or Delow-average Language Skills. 2005.

15. Zhuravlova L., Zhuravlova M. Features of Work with Primary School Children with Speech Disorders in School // Web of Scholar. 2018. Т. 4. № 2 (20). С. 16-18.

16. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A., Gorodnyi V., Nikolaev A. Strategies of Speech Interaction between Adults and preschool Children with Typical and Atypical Development // Behavioral Sciences. 2019. Т. 9. № 12. С. 159.

17. Медицинская статистика. [Портал]. Режим доступа: https://medstatistic.ru/calculators/calchit.html (дата обращения: 20.10.2020).

REFERENCES

1. Skatkin M.N. Problems of modern didactics. Moscow, Pedagogy Publ., 1980. 96 p. Available at: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=87501 (accessed 20 October 2020).

2. Lerner I. Ya. Didactic foundations of teaching methods: monograph. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 185 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88126 (accessed 20 October 2020).

3. Gitailo E.N. Collective forms of educational activity of students in the study of a foreign language. Academy, 2020, no. 2 (53), pp. 65-67.

4. Usanova A.V., Fedoseeva N.V. The technology of collective educational dialogue as a means of enhancing the cognitive activity of schoolchildren. Student and science (humanitarian cycle) - 2019 materials of the international student scientific and practical conference. Mosov Magnitogorsk State Technical University, 2019, pp. 1245-1249.

5. Serduk T.V. To Psychologic-pedagogical Aspect of the Problem of Forming Readiness of Students оf the 1st year of i-ii level of Accreditation to Collective Educational Activities. Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, 2008, no. 1, pp. 137-140.

6. Vitkovskaya I.M. How to organize group educational work of primary schoolchildren. Primary school, 2017, no. 12, pp. 35-37.

7. Trofimova N.B., Karpenko O.A. Collective relationships of younger schoolchildren: their formation and development in the process of educational activities. Modern problems of social and humanitarian sciences Collection of reports of the I All-Russian scientific and practical correspondence conference (with international participation). Scientific ed. A.V. Gumerov, 2015, pp. 99-108.

8. Yudenkova I.V., Gorskaya S.V., Balagurova M.S. Collective creative deeds as a means of forming social competence in junior schoolchildren. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 8-4, pp. 631-634.

9. Behas L., Babii I., Tsymbal-Slatvinska S., Golub N., Golub V., Chepka O., Lemeshchuk M., Dychok T., Nikitenko A., Maksymchuk B., Sarancha I., Maksymchuk I. The Influence of Tempo Rhythmic organization of Speech uring Gaming andtheatrical activities on Correction of Stammering in Children. Journal of Physical Education and Sport, 2019, vol. 19, no. 1, pp. 1333-1340.

10. Duarte D.L. Collective Reflection on Global Project Teams: an Analysis of the Types of and Conditions Associated with Reflective Work. 1997

11. Fox E. Categories of Developmentally Appropriate Practices Significant to Kindergarten Readiness. 2004.

12. Stoddart R.M. Communicative Responsiveness in Preschool Children: Individual Differences in Nonverbal and Verbal Conversational Dehaviors. 1981.

13. Potter N.L. Oral / Speech and Manual Motor Development in Preschool Children. 2005.

14. Wise J.C. The Growth of Phonological Awareness: Response to Reading Intervention by Children with Reading Disabilities who Exhibit Typical or Delow-average Language Skills. 2005.

15. Zhuravlova L., Zhuravlova M. Features of Work with Primary School Children with Speech Disorders in School. Web of Scholar, 2018, vol. 4, no. 2 (20), pp. 16-18.

16. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A., Gorodnyi V., Nikolaev A. Strategies of Speech Interaction between Adults and preschool Children with Typical and Atypical Development. Behavioral Sciences, 2019, vol. 9, no. 12, p. 159.

17. Medical statistics. [Portal]. Available at: https://medstatistic.ru/calculators/calchit.html (accessed 20 October 2020).

Информация об авторах Измайлова Рания Геннадьевна

(Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево) Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: kafedra.pedfak@mail.ru

Шейнова Татьяна Геннадьевна

(Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево) Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: sheinova@yandex.ru

Тимохина Татьяна Васильевна

(Россия, Московская обл., г.о. Орехово-Зуево) Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственный гуманитарно-технологический университет E-mail: timohina.tv@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1255-5073

Information about the authors

Izmailova Rania Gennadievna

(Russia, Moscow region, Orekhovo-Zuevo) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education State Humanitarian and Technological University E-mail: kafedra.pedfak@mail.ru

Tatiana G. Sheinova

(Russia, Moscow region, Orekhovo-Zuevo) PhD in Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education State Humanitarian and Technological University E-mail: sheinova@yandex.ru

Tatiana V. Timokhina

(Russia, Moscow region, Orekhovo-Zuevo) Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education

State Humanitarian and Technological University E-mail: timohina.tv@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1255-5073

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.