Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ'

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / SPEECH DEVELOPMENT / INCLUSIVE EDUCATION / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / ROLEPLAYING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуцкая Татьяна Викторовна

Рассматривается роль речевого развития в контексте общего развития личности ребенка. Анализируются подходы к реализации речевого развития детей младшего школьного возраста в практике инклюзивного образования. Определяются психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в речевом развитии младших школьников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование на современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики требует интеграции всех ресурсов имеющейся образовательной среды. В рамках реализации инклюзивного образования особенно важным является создание условий для ликвидации различных барьеров с целью оптимальной поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Поскольку речевое развитие является важным звеном общего становления личности ребенка, оно остается одной из центральных задач всей системы образования. Главная особенность развития речи у детей младшего школьного возраста заключается в сознательном ее усвоении. В этом возрасте идет овладение звуковым анализом, усваиваются грамматические правила построения высказываний. Младший школьный возраст тесно связан с дошкольным. Несмотря на становление нового ведущего вида деятельности - учебной, младшие школьники усваивают материал более эффективно при условии применения игровых форм и методов. Согласно теории Л. С. Выготского, в игре все внутренние процессы проявляются во внешнем действии, так как ребенок опирается на реальные действия, значение которых оторвано от вещей. В игре от ребенка требуется преодоление непосредственных, ситуативных желаний, подчинение правилам, заключающимся в выполнении роли, она создает зону ближайшего развития, меняет сознание ребенка в целом. С развитием речи у ребенка формируется способность комбинировать, целенаправленно действовать, выражать свои замыслы словами. Кроме того, речь непосредственно влияет на развитие детского воображения. Дети с задержкой речевого развития, как правило, испытывают трудности и в развитии воображения. Материалы статьи могут быть использованы в практике деятельности преподавателей кафедр, осуществляющих подготовку будущих педагогов начальной школы в системе среднего и высшего профессионального образования, а также в деятельности учителей общеобразовательных школ на ступени начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуцкая Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION BY MEANS OF PLOT AND ROLE PLAY

Modern education poses the challenge for the pedagogical community to find the best ways to develop, educate, and socialize children with disabilities. Timely started and properly organized work with a child with limited health abilities helps prevent or mitigate secondary in nature violations. A significant part of such children, despite the efforts made by society to educate them, becoming adults, is unprepared for integration in society. In the framework of the implementation of inclusive education, it is especially important to create conditions for the elimination of various barriers in order to maximize the support of each student and maximize their potential. Since speech development is one of the central tasks of the entire education system, it remains an important link in the overall development of the child’s personality. The main feature of the development of speech in children of primary school age is its conscious assimilation. Children master sound analysis, learn grammar rules for constructing sentences. Younger school age is closely related to preschool. Despite the emergence of a new leading type of activity - educational, primary schoolchildren assimilate the material more efficiently provided that game forms and methods are used. According to the theory of L. S. Vygotsky in a game, all internal processes manifest themselves in external action, since the child relies on real actions whose meaning is divorced from things. The game requires the child to overcome immediate, momentary desires, to obey the rules consisting in fulfilling the role, it creates a zone of proximal development, changes the consciousness of the child as a whole. Developing speech, the child forms the ability to combine, act purposefully, expresses his ideas in words. Also, according to the concept of L.S. Vygotsky, the development of speech directly affects the development of children’s imagination. Children with a delay in speech development, as a rule, experience difficulties in the development of imagination.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373. 3. 016

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-9-16

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Т. В. Богуцкая

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Рассматривается роль речевого развития в контексте общего развития личности ребенка. Анализируются подходы к реализации речевого развития детей младшего школьного возраста в практике инклюзивного образования. Определяются психолого-педагогические условия применения сюжетно-ролевых игр в речевом развитии младших школьников с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование на современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики требует интеграции всех ресурсов имеющейся образовательной среды. В рамках реализации инклюзивного образования особенно важным является создание условий для ликвидации различных барьеров с целью оптимальной поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Поскольку речевое развитие является важным звеном общего становления личности ребенка, оно остается одной из центральных задач всей системы образования. Главная особенность развития речи у детей младшего школьного возраста заключается в сознательном ее усвоении. В этом возрасте идет овладение звуковым анализом, усваиваются грамматические правила построения высказываний. Младший школьный возраст тесно связан с дошкольным. Несмотря на становление нового ведущего вида деятельности - учебной, младшие школьники усваивают материал более эффективно при условии применения игровых форм и методов. Согласно теории Л. С. Выготского, в игре все внутренние процессы проявляются во внешнем действии, так как ребенок опирается на реальные действия, значение которых оторвано от вещей. В игре от ребенка требуется преодоление непосредственных, ситуативных желаний, подчинение правилам, заключающимся в выполнении роли, она создает зону ближайшего развития, меняет сознание ребенка в целом. С развитием речи у ребенка формируется способность комбинировать, целенаправленно действовать, выражать свои замыслы словами. Кроме того, речь непосредственно влияет на развитие детского воображения. Дети с задержкой речевого развития, как правило, испытывают трудности и в развитии воображения.

Материалы статьи могут быть использованы в практике деятельности преподавателей кафедр, осуществляющих подготовку будущих педагогов начальной школы в системе среднего и высшего профессионального образования, а также в деятельности учителей общеобразовательных школ на ступени начального образования.

Ключевые слова: речевое развитие, инклюзивное образование, младшие школьники, сюжетно-ролевая игра.

Современный вектор образования как в мире в целом, так и в нашей стране в частности все более актуализирует развитие инклюзивного образования, разработку модели воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ [1].

Работа по речевому развитию детей занимает одно из ключевых мест в дошкольном и начальном образовании, так как значимость этих возрастных периодов в речевом становлении ребенка научно обоснована уже достаточно давно. Полноценное владение родным языком является первичным при решении задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивные периоды их развития. В результате речевого развития у детей возникает готовность к обучению на различных ступенях образования [2].

В понятие «речевое развитие» входят различные уровни работы: произносительная, лексическая, синтаксическая. К произносительному уровню относятся дикция, орфоэпия, выразительность. К лексическому - работа над словом. Работа над словосочетанием и предложением составляет синтаксический уровень. Также выделяется и работа над связной речью, что относится к уровню текста. Все эти уровни развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для конструирования предложения и подготовки связной речи. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря [3].

Оценивать речь детей необходимо, учитывая ее содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность и правильность. Особую значимость развитие речи детей приобретает в условиях инклюзивного образования. Рассмотрим это понятие более подробно.

Инклюзивное образование призвано организовать условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, обучающихся в обычных общеобразовательных организациях, совместно со своими здоровыми сверстниками. Смысл инклюзивного образования заключается в создании доступной среды, качества образования, полноценной социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [4].

Отечественный психолог Л. С. Выготский один из первых высказал идею создания такой системы обучения, в которой ребенок с инвалидностью находился бы в обществе детей с нормальным развитием. Он отмечал, что наряду со всеми достоинствами в нашей отечественной школе имеется недостаток - изолирование специфического воспитанника от коллектива, фиксация его внимания на своих проблемах и, по сути, отрыв ребенка от нормальной жизни. Именно эта мысль легла в основу формирования идеи ученого о создании интегрированного обучения [5].

Проблемы речевого развития детей, включая детей дошкольного и младшего школьного возраста, поднимались в работах психологов, педагогов, методистов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. И. Тихеевой, Л. В. Щерба, А. А. Пешковского, А. Н. Гвоздева, В. В. Виноградова, Е. А. Флериной, Ф. А. Сохина. Ими изучены механизмы речевого развития, связь речи и мышления, возрастные особенности детей и их влияние на развитие речи ребенка, основные факторы формирования речи, а также причины отставания речевого развития [6].

Развитие речи в дошкольном и младшем школьном возрасте осуществляется гораздо эффективнее при условии использования различных игр, в том числе и сюжетно-ролевых. Изучению сюжетно-ролевой игры в области образования детей посвящены работы Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогиной, Р. А. Иван-ковой, Е. И. Щербаковой. Исследования этих авторов свидетельствуют о том, что игра способствует расширению кругозора ребенка, развитию образного мышления и воображения, формированию его интересов, развитию речи, а также нравственному развитию [7].

Сегодня в нашей стране одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях 1—УШ видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение - обучение детей с особыми образовательными потребностями в классе вместе с обычными детьми [8].

Все большее распространение получает третий подход. Уже начиная с дошкольного возраста дети, посещающие дошкольные образовательные организации, приучаются видеть вокруг себя «особых» детей, получают навыки общения с ними. А дети с ОВЗ интегрируются в обычную социальную среду, обретают уверенность в собственных силах, ведут полноценный образ жизни, не акцентируя внимание на своих проблемах, имеют возможность самореализации и активного включения в коллективную жизнь [9].

Итак, речевое развитие является одной из центральных задач всей системы образования. Оно определяется как в широком, так и в узком смысле, но является при этом важным звеном общего развития личности ребенка. Инклюзия - это процесс организации предельно доступного образования для каждого в образовательных учреждениях, процесс ликвидации различных барьеров для максимальной поддержки каждого учащегося и раскрытия его внутреннего потенциала.

Развивая речь, ребенок формирует способность комбинировать, обучается целенаправленности действий, выражает свои мысли словами. Согласно концепции Л. С. Выготского, развитие речи непосредственно влияет на развитие детского воображения. У детей с задержкой речевого развития, как правило, имеются трудности и в развитии воображения [10].

В процессе развития речи детей с ОВЗ повышается роль сюжетно-ролевой игры. Зачастую такие дети испытывают трудности в общении, вербальном выражении своего состояния и чувств. В условиях инклюзивного образования необходима систематическая работа по формированию лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи, расширение круга применяемых прилагательных и наречий за счет увеличения объема вербального опыта, приобретенного в общении с детьми, имеющими физическую возможность для предметных манипуляций.

Дети, не имеющие отклонений в развитии, в процессе сюжетно-ролевой игры не только делятся с детьми с ОВЗ своими впечатлениями, привнося в их словарь новые характеристики предметов, но и дают им возможность самим тактильно исследовать окружающее, проявляя стремление донести до ребенка смысл сказанного практическим путем. Это способствует реализации большого количества практических действий, в плане нахождения отличий в похожих предметах и общего в разных.

Обогащение лексикона, развитие слухового внимания у детей с ОВЗ является одной из основных задач их обучения и воспитания. Активизации речевой деятельности, созданию ситуаций речевой помощи, узнаванию новых слов и смыслов могут служить сочетание и объединение сюжетов в игре. Нахождение детей с ОВЗ в едином образовательном и предметном пространстве с нормально развивающимися детьми, наблюдение за действиями и речью нормальных детей открывают множество возможностей для детей с ОВЗ с точки зрения развития их речи.

Но в современной методике пока нет единого подхода к условиям развития речи в инклюзивном образовании. Слабо разработаны вопросы речевого развития младших школьников в условиях инклюзивного образования, практически отсутствует набор универсальных методов и средств речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целям речевого развития младших школьников может служить создание развивающей речевой среды с использованием игры. Каждая из предложенных педагогом игр должна

выполнять специфичные функции, поэтому необходимо отчетливо представлять ее реальные возможности [11].

Элементы сюжетно-ролевой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма значимо. Дело заключается в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей и развитии связной речи [12].

В основу разработки и реализации программы речевого развития младших школьников средствами сюжетно-ролевой игры могут быть положены следующие принципы:

1. Генетический принцип определяет построение работы на основе учета последовательности формирования форм связанной речи в онтогенезе.

2. Принцип учета ведущего вида деятельности. Он основан на том, что вся работа должна строиться с опорой на ведущий вид деятельности младшего школьника, но с ориентиром на игру.

3. Принцип системности. Согласно данному принципу речь рассматривается в качестве сложной функциональной системы, все структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. В этом контексте работа по речевому развитию осуществляется по следующим направлениям: формирование различных компонентов речевой функциональной системы (работа над словарем), развитие грамматического строя речи, формирование связной речи.

4. Принцип комплексности, предполагающий осуществление комплексного педагогического воздействия на все стороны речевого развития.

5. Принцип дифференцированного подхода. Этот принцип предполагает, что вся работа должна строиться с учетом возраста, индивидуальных психологических особенностей детей, уровня речевого и интеллектуального развития ребенка [13].

Учитывая занятость младших школьников в течение учебного дня, работу по речевому развитию средствами сюжетно-ролевой игры удобнее, по нашему мнению, организовать во внеурочной деятельности. Такой подход позволит решать не только задачи развития речи, но и воспитательные задачи, являющиеся актуальными в контексте реализации ФГОС НОО [14].

Во внеурочной деятельности возможна организация специальных игровых занятий по определенному алгоритму, первым этапом которого является педагогическая разработка плана игры. На данном этапе педагогу целесообразно подготовить наброски игрового сюжета, определить игровые роли, наполнить сюжет конкретным содержанием. Возможной трудностью может явиться именно создание сюжета, который необходимо связать с индивидуальной траекторией речевого развития конкретного ученика, а также учебным содержанием какого-либо предмета начальной школы.

Следующим шагом алгоритма является ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Именно совместная работа представляется одним из ключевых моментов с точки зрения выполнения воспитательной функции, а также в качестве дополнительного стимула и непосредственно речевого упражнения.

Создание воображаемой ситуации - следующий шаг, являющийся важнейшей основой начала творческой сюжетно-ролевой игры. Педагогу следует помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Создание воображаемой ситуации является важным и ответственным этапом подготовки к игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности, что становится более востребованным в условиях инклюзивного образования.

Далее необходимо осуществить распределение ролей. При распределении ролей в сю-жетно-ролевой игре педагог стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. В контексте темы речевого развития в условиях инклюзивного образования также важно соблюсти индивидуальный подход и дать возможность детям с ОВЗ максимально раскрыться, войти в процесс заинтересованно, что послужит созданию прочной развивающей базы.

Следующий шаг алгоритма - начало игры, которое позволяет задать тон, показать детям образец интересного ролевого поведения, а также вступить в речевое взаимодействие между участниками игры. Сохранение игровой ситуации - необходимое условие эффективного проведения игры. В сюжетно-ролевой игре сюжет развивают сами играющие дети [15].

Завершение игры является заключительным этапом ее проведения. Игра всегда рассчитывается педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении определенных форм поведения и решении задачи речевого развития [16].

Примером сюжетно-ролевой игры для младших школьников во внеурочное время может служить одно из занятий, проведенное студентами - будущими учителями начальных классов Алтайского государственного педагогического университета в процессе прохождения педагогической практики. Тема игры была выбрана краеведческая - «Экскурсия по городу». Цель - развитие грамотной монологической речи. В процессе проведения игры сочеталось изучение правил дорожного движения и знание своего города. С помощью грамотно построенной системы вопросов, раскрывающих обе подтемы, а также вовлечения детей в продумывание сюжета игры студентам удалось сформировать у них учебно-познавательную мотивацию. Использованные методические приемы работы, такие как «Ключевые слова», «Суть», «Эстафета-диалог», «Аргументация» и т. д., позволили создать тематическую языковую ситуацию, в которой дети были «вынуждены» искать и находить правильные языковые средства и лексические формы. Указанные приемы активизировали лексическую работу в процессе подготовки и проведения игры, помогли определить вектор поиска языковых форм, а также способствовали возникновению в коллективе атмосферы поддержки друг друга, это оказалось положительным фактором вовлечения непосредственно в игру детей с особыми возможностями здоровья.

В процессе подготовки и проведения игры создавались условия поиска детьми синонимического ряда, работы в направлении грамотного построения монологического текста, формирования интереса у детей к составлению высказывания по заданной тематике. Дети самостоятельно выбирали образец монологической речи из представленных вариантов, пытались обосновать правильность своего выбора с демонстрацией использованных речевых средств. При этом выполнение каждым ребенком - участником игры своей роли способствовало поиску и использованию индивидуальных, соответствующих роли языковых средств и лексических категорий.

Выполнение детьми ролевой функции гида, сотрудника ГИБДД, работника краеведческого музея, водителя, пешехода, гостей города способствовало активизации языковой деятельности, создавало неповторимую эмоционально-игровую атмосферу, а также стимулировало мотивацию участия в игре большего количества школьников.

Анализ исследований в области развития речи детей и методики организации работы в этом направлении с младшими школьниками позволяет утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка. В ходе игры осу-

ществляется вербализация, проявляется речевая активность, происходит упражнение в речевом действии.

Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством речевого развития младшего школьника, поскольку в ней решаются такие задачи, как развитие звуковой и связной речи, формирование диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Именно в сюжетно-ролевой игре создается определенный образ, для которого необходимо слово. Слово является средством взаимодействия друг с другом, оказания языковой взаимопомощи, корректировки игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра способствует отработке навыка оформления собственной речи, выработке навыков более эффективной ориентации в семантическом и синтаксическом речевом пространстве, повышению объема активной лексики, а также формированию умения разбираться в фонематическом звучании слов. Развитие перечисленных навыков является особо актуальным в условиях инклюзивного образования. Также в процессе проведения сюжетно-ролевой игры создается определенное смысловое и воспитательное пространство, являющееся одним из необходимых условий при работе с детьми с ОВЗ, оказывающих позитивное воздействие на них с различных точек зрения, в том числе и для развития речи.

Список литературы

1. Любимов М. Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 48-53.

2. Никитина Л. А. Технология литературного образования и речевого развития: учебно-метод. пособие для студентов-бакалавров. Барнаул: АлтГПА, 2014. 108 с.

3. Бортникова Е. Готовимся к школе. Развитие навыков чтения и связной речи. М.: Литур, 2016. 559 с.

4. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / под ред. М. С. Староверовой. М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2011. 167 с.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. URL: http://dob.1september.ru/article. php?ID=200500510 (дата обращения: 24.01.2020).

6. Богуцкая Т. В. К вопросу о подготовке будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сб. науч. тр. Симферополь, 2018. С. 43-46.

7. Богуцкая Т. В., Пинигина И. П. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. 2018. № 4 (37). С. 36-40.

8. Инклюзивное образование: учебно-метод. пособие / сост.: Т. В. Кожекина, О. А. Степанова. М.: Перспектива, 2013. 220 с.

9. Красило А. И. Инклюзивное образование: методические проблемы и практические рекомендации. М.: МПСУ 2016. 186 с.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 351 с.

11. Богуцкая Т. В., Долгополова В. В. Роль уроков литературного чтения в развитии творческого воображения младших школьников // Педагогическое образование на Алтае. 2019. № 1. С. 3-6.

12. Богуцкая Т. В., Коновалова В. Н. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Психологическая культура и психологическое здоровье в современных региональных системах образования: материалы VII Междунар. научно-практ. конф. / под ред. О. Г. Холодковой, О. В. Обласовой, Л. И. Сигитовой. Барнаул, 2019. С. 98-100.

13. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.

14. Степанова О. А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 1. С. 3-11.

15. Красильникова Т. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013. № 4. С. 40-45.

16. Абрамин Л. А. Игра младшего школьника. М.: Просвещение, 1989. 452 с.

Богуцкая Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики начального образования, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: bogutskaya71@ mail.ru

Материал поступил в редакцию 21.01.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-9-16

SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION BY MEANS OF PLOT AND ROLE PLAY

T. V Bogutskaya

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

Modern education poses the challenge for the pedagogical community to find the best ways to develop, educate, and socialize children with disabilities. Timely started and properly organized work with a child with limited health abilities helps prevent or mitigate secondary in nature violations. A significant part of such children, despite the efforts made by society to educate them, becoming adults, is unprepared for integration in society. In the framework of the implementation of inclusive education, it is especially important to create conditions for the elimination of various barriers in order to maximize the support of each student and maximize their potential. Since speech development is one of the central tasks of the entire education system, it remains an important link in the overall development of the child's personality. The main feature of the development of speech in children of primary school age is its conscious assimilation. Children master sound analysis, learn grammar rules for constructing sentences. Younger school age is closely related to preschool. Despite the emergence of a new leading type of activity - educational, primary schoolchildren assimilate the material more efficiently provided that game forms and methods are used. According to the theory of L. S. Vygotsky in a game, all internal processes manifest themselves in external action, since the child relies on real actions whose meaning is divorced from things. The game requires the child to overcome immediate, momentary desires, to obey the rules consisting in fulfilling the role, it creates a zone of proximal development, changes the consciousness of the child as a whole. Developing speech, the child forms the ability to combine, act purposefully, expresses his ideas in words. Also, according to the concept of L.S. Vygotsky, the development of speech directly affects the development of children's imagination. Children with a delay in speech development, as a rule, experience difficulties in the development of imagination.

Keywords: speech development, inclusive education, primary school students, role-playing game.

Referenees

1. Lyubimov M. L. Inklyuzivnoye obrazovaniye: pomoshch' detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Inclusive education: helping children with disabilities]. Sotsial'nayapedagogika, 2012, no. 2, pp. 48-53 (in Russian).

2. Nikitina L. A. Tekhnologiya literaturnogo obrazovaniya i rechevogo razvitiya: uchebno-metodicheskoyeposobiye [Technology of literary education and speech development: educational-methodical manual]. Barnaul, AltGPA Publ., 2014. 108 p. (in Russian).

3. Bortnikova E. Gotovimsya k shkole. Razvitiye navykov chteniya i svyaznoy rechi [Getting ready for school. Developing reading and communication skills]. Moscow, Litur Publ., 2016. 559 p. (in Russian).

4. Inklyuzivnoye obrazovaniye: nastol'naya kniga pedagoga, rabotayushchego s det'mi s OVZ. Pod red. M. S. Staroverovoy [Inclusive education: handbook for a teacher working with children with disabilities. Ed. M. S. Staroverova]. Moscow, Gumanitarnyy izdat. tsentr VLADOS Publ., 2011. 167 p. (in Russian).

5. Vygotskiy L. S. Igra i eye rol'vpsikhicheskom razvitii rebenka [The game and its role in the mental development of the child] (in Russian). URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200500510 (accessed 24 January 2020).

6. Bogutskaya T. V. K voprosu o podgotovke budushchikh pedagogov k rabote s det'mi s OVZ [On the issue of preparing future teachers for working with children with disabilities]. Traditsii i innovatsii vpedagogike nachal'noy shkoly. Posvyashchayetsya 25-letiyu GBOUVO RKKIPU [Traditions and innovations in elementary school pedagogy. Dedicated to the 25th anniversary of GBOUVO RK KIPU]. Simferopol, 2018. pp. 43-46 (in Russian).

7. Bogutskaya T. V, Pinigina I. P. Formirovaniye kommunikativnykh umeniy u mladshikh shkol'nikov s narusheni-yami slukha v usloviyakh vneurochnoy deyatel'nosti [The formation of communicative skills in primary school students with hearing impairment in extracurricular activities]. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta, 2018, no. 4(37), pp. 36-40 (in Russian).

8. Inklyuzivnoye obrazovaniye: uchebno-metodicheskoye posobiye. Sost.: T. V. Kozhekina, O. A. Stepanova, M. V. Rogacheva [Inclusive education: teaching aid. Comp.: T. V Kozhekina, O. A. Stepanova, M. V Rogacheva]. Moscow, Perspektiva Publ., 2013. 220 p. (in Russian).

9. Krasilo A. I. Inklyuzivnoye obrazovaniye: metodicheskiyeproblemy iprakticheskiye rekomendatsii [Inclusive education: methodological problems and practical recommendations]. Moscow, MPSU Publ., 2016. 186 p. (in Russian).

10. Vygotskiy L. S. Myshleniye i rech'[Thinking and Speech]. Moscow, Labirint Publ., 1999. 351 p. (in Russian).

11. Bogutskaya T. V., Dolgopolova V. V. Rol' urokov literaturnogo chteniya v razvitii tvorcheskogo voobrazheniya mladshikh shkol'nikov [The role of literary reading lessons in the development of creative imagination of younger students]. Pedagogicheskoye obrazovaniye naAltaye, 2019, no. 1, pp. 3-6 (in Russian).

12. Bogutskaya T. V., Konovalova V. N. Osobennosti korrektsionno-pedagogicheskoy raboty s det'mi s tyazhelymi i mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya [Features of correctional and pedagogical work with children with severe and multiple developmental disorders]. Materialy VIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferent-sii «Psikhologicheskaya kul 'tura i psikhologicheskoye zdorov'e v sovremennykh regional'nykh sistemakh obra-zovaniya». Pod red. O. G. Kholodkovoy, O. V. Oblasovoy, L. I. Sigitovoy [Materials of the VII International scientific-practical conference "Psychological culture and psychological health in modern regional education systems". Ed. O.G. Kholodkova, O.V. Oblasova, L.I. Sigitova]. Barnaul, 2019. Pp. 98-100 (in Russian).

13. Vorob'eva V.K. Metodika razvitiya svyaznoy rechi u detey s sistemnym nedorazvitiyem rechi: ucheb. posobiye [Methods for the development of coherent speech in children with systemic speech underdevelopment: textbook]. Moscow, ACT: Astrel' : Tranzitkniga Publ., 2006.158 p. (in Russian).

14. Stepanova O. A. Psikhologo-pedagogicheskiy potentsial detskoy igry: retrospektiva i sovremennye podkhody k izucheniyu [Psychological and pedagogical potential of a children's game: retrospective and modern approaches to the study]. Nachal'naya shkolaplyus do iposle, 2006, no. 1, pp. 3-11 (in Russian).

15. Krasil'nikova T. N. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo razvitiya svyaznoy rechi v korrektsionnoy rabote s det'mi s ONR [Role-playing game as a means of developing coherent speech in correctional work with children with general speech underdevelopment]. Doshkol'nayapedagogika, 2013, no. 4, pp. 40-45 (in Russian).

16. Abramin L. A. Igra mladshego shkol'nika [Primary school game]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989. 452 p. (in Russian).

Bogutskaya T. V., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor,

Altai State Pedagogical University (ul. Molodyozhnaya, 55 Barnaul, Russian Federation, 656031).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.