СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Шешина А.В. Email: [email protected]
Шешина Анжела Владимировна - учитель-логопед, Муниципальное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа, г. Калуга
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности деятельности специалистов сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы. Анализируются условия и модель работы педагогов и психолога с учащимися, имеющими нарушения речи, интегрированными в массовую школу. В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Обучение в начальной школе учащихся с ТНР требует создания специальных условий для обучения, развития и воспитания, которые мы рассмотрим в данной статье. Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с тяжёлыми нарушениями речи, специальные условия в образовательной школе, логопедическое сопровождение.
SPECIAL CONDITIONS FOR TEACHING CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS IN SECONDARY SCHOOLS
Sheshina A.V.
Sheshina Angela Vladimirovna - Teacher - Speech Therapist, MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION OKTYABRSKAYA SECONDARY SCHOOL, KALUGA
Abstract: this article discusses the features of the activities of specialists who accompany children with severe speech disorders in General education schools. The article analyzes the conditions and model of work of teachers and psychologists with students who have speech disorders and are integrated into mass schools. At present, the number of children with speech disorders who start school has changed significantly, both in terms of their speech development and their level of readiness for systematic learning. Primary school education for students with TNR requires the creation of special conditions for learning, development and education, which we will discuss in this article.
Keywords: inclusive education, children with severe speech disorders, special conditions in an educational school, speech therapy support.
УДК 331.225.3
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [6].
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи.
Для большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в основном невозможно овладение полноценным образованием без необходимой коррекционной логопедической помощи, а также своевременного психолого-педагогического сопровождения [1].
Тяжелое нарушение речи отрицательно влияет на все составляющие психического развития ребенка: затрудняется и замедляется развитие познавательной деятельности, нарушается логическая и смысловая память, уменьшается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями [1, с. 53-54].
Младшие школьники с тяжелыми речевыми нарушениями не достигают своевременного для начала обучения уровня развития памяти, восприятия, внимания. Наблюдается снижение процессов переработки вербальной и сенсорной информации, уменьшение работоспособности. У детей с первичной патологией речи наблюдаются недостатки в развитии словесно-логического и наглядно-образного мышления. Развитие речи указывает на то, что связное высказывание далеко от совершенства. У детей наблюдаются затруднения в ориентировки в задании и понимании инструкции, снижение диапазона воспринимаемой речевой информации, нескомплектованность восприятия сложных смысловых схем речи. Это отчетливо выражается в сложностях при овладении навыками чтения и письма, приемами вычисления и решения задач [4].
Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей. Процесс индивидуализации образования требует особой организации образовательно-воспитательной среды.
Алгоритм создания специальных образовательных условий:
1. Получение медицинского заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
2. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование на ПМПК, получение заключения и рекомендаций.
3. Составление программы коррекционной работы.
4. Выстраивание системы оптимального взаимодействия специалистов образовательного учреждения [2, с. 57].
После того, как родители учащегося предоставляют заключение ПМПК с предлагаемыми рекомендациями, то логопед-дефектолог совместно с методистом и учителями-предметниками согласовывают особую адаптированную учебную программу, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования. Совместно со специалистами определяется индивидуальный темп обучения, особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств.
Силами классного руководителя, учителей-предметников и психолога школы создается безбарьерная среда, включая физическую и психологическую составляющие, способствующая проявлению условий для формирования эмоционального развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Важно создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог выразить себя в кругу сверстников, для этого нами предлагается:
— создание в классе, группе атмосферы психологического благополучия;
— оформление класса, группы (демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, «уголок - эмоций»);
— проведение динамических пауз/физкультминуток;
— проведение коммуникативных игр на различных уроках (комплексное воздействие на развитие речевых, психических и физических навыков детей);
— организация сюжетно - ролевых игр, включающие разноплановые жизненные ситуации;
— проведение подвижных игр на прогулке в ГПД, во время внеурочной деятельности;
— чтение и драматизация художественной литературы;
— изображение в рисунке эмоциональных состояний героев;
— эмоционально окрашенная речь педагога.
При реализации адаптированной учебной программы нами принимается во внимание, что обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков, особенно в формировании навыков чтения и письма, развитие всех компонентов речевой компетентности, формировании навыков коммуникации (вербальной и невербальной), в формировании социальной компетентности.
В программу коррекционной работы также включено тесное сотрудничество с психологом и логопедом. Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ [3].
Логопед разрабатывает перспективный план коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи с учетом рекомендаций ПМПК. Проводит индивидуальные и групповые занятия в рамках этого плана. Организовывает коррекционную работу по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включая разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. Определяет направления, методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов. Оказывает консультативную помощь родителям и педагогам [7].
Для снятия трудностей социальной адаптации для детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей свою помощь предлагает психолог школы, которым проводятся индивидуальные тематические консультации всех участников образовательного процесса, индивидуальные и групповые занятия по принципам личностно-ориентированного подхода в рамках разработанной адаптивной программы, сенсомоторные треннинги, просветительская работа среди родителей и детей класса. При помощи психолога отслеживается общее психологическое состояние учащихся с ОВЗ, динамика их социальной адаптации и познавательных процессов [5].
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, относятся:
• выявление детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе речевого развития;
• организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе;
• получение образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности речевой патологии;
• создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей и коррекции речевых нарушений;
• осуществление комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, формирование партнерских отношений с целью активного включения родителей в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
• возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;
• индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом, для детей с тяжелыми нарушениями речи создаются специальные условия в рамках общеобразовательной школы, которая способствует социальной адаптации детей, имеющих речевую патологию, путем
развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и
формирования речи как средства коммуникации.
Список литературы /References
1. Актуальные проблемы коррекционного и инклюзивного образования в контексте реализации ФГОС: Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / Под общей редакцией Е.А. Репринцевой, Е.Н. Российской. Курск: Изд-во «Мечта», 2013. 527 с.
2. Безрякова О.Н. Формирование специального образовательного пространства региона для детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практического семинара [Текст] / Авт.-сост. О.Н. Безрякова, М.Л. Баранова, Р.И. Маетная, И.С. Володина, А.В. Дорохина. Ростов н/Д., 2012. 47 с.
3. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики [Текст] // Психологическая наука и образование, 2011. № 1. C. 103-112.
4. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / Авт. сост. М.М. Панасенкова. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. 46 с.
5. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] /Н. Назарова // Социальная педагогика, 2010. № 1. С. 77-87.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
7. Польшина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения. [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. № S23. С. 52-56. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470265.htm// (дата обращения: 11.02.2020).