ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ШКОЛЕ Подлужная В.В.
Подлужная Вера Васильевна - учитель-логопед, Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы Московский центр качества образования, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется важность своевременного выявления трудностей в обучении у детей с нарушением речи, психолого-педагогическое сопровождение и создание специальных условий для их успешного обучения в школе. Вариативность адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с речевой патологией, имеющих разные возможности обучения.
Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), психолого-педагогическое сопровождение (ППС), адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР), государственная итоговая аттестация (ГИА).
В настоящее время родители часто сталкиваются с тем, что осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу или ребенок уже начал обучение в школе, а его речь отстает от возрастной нормы и проблема осталась нерешенной. Сможет ли будущий школьник справиться со школьной программой в полном объеме?
Не всякое речевое нарушение является препятствием для обучения в школе по основной общеобразовательной программе (ООП). Например, при фонетических нарушениях речи (ФН), которые выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и нескольких групп звуков, обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Если в дошкольном возрасте у ребенка не успели сформироваться некоторые звуки, то эта проблема не может повлиять на формирование письма, чтения и в общем на обучение.
Для детей с фонетико-фонематическим нарушением (ФФНР) характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно различает звуки, страдает слуховая дифференциация звуков (в одних случаях ребенок может произносить звуки правильно, в других - с ошибками). Дети пропускают отдельные звуки в словах, неустойчиво употребляют фонемы, недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова, не могут последовательно назвать все звуки слова и составить целое слово из последовательности звуков. Если до школы не заниматься коррекцией нарушения фонематического слуха и не проводить пропедевтические мероприятия, то при чтении и на письме могут появиться специфические стойкие ошибки.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сочетает различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Страдает умение различать звуки речи, словарь, грамматика языка, правильность звуконаполняемости слов (сокращения, перестановка звуков и слогов) и связная речь, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Обладая достаточно развитым мышлением, дети с логопедическими проблемами нередко испытывают затруднения в формировании мысли, отстают в развитии словесно-логического мышления. К середине учебного года, а зачастую и раньше, у некоторых детей начинают проявляться трудности: большое количество нелепых ошибок при чтении, элементы угадывающего чтения, иногда - полная неспособность овладеть процессом чтения, сложности в понимании прочитанного текста (а это значит проблемы с решением задач), трудности с пересказом и составлением рассказа. В тетрадях эти дети чаще пропускают, заменяют или переставляют буквы, иногда выбрасывают целые слова. Во втором классе ошибок становится еще больше. Несформированность указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дисграфии и дислексии.
Заикание. Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ФНР, ФФНР или ОНР.
Нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия) рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках, обусловленных несформированностью речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дисграфии и дислексии.
Нарушения устной и письменной речи у школьников - серьезная проблема обучения, так как и письменная и устная речь являются средством для получения знаний. Поэтому очень важно своевременно выявить отклонения в речевом развитии и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями (нарушениями чтения и письма). Родителям так же следует убедиться в сохранности слуха, зрения, интеллекта и психики, которые тоже влияют на речевую функцию.
Ранее коррекционное воздействие повышает эффективность коррекционной работы и имеет большое профилактическое значение. Важно своевременно выявить речевые особенности, определить и создать те условия, которые помогут ему в полном объеме освоить основную общеобразовательную программу (ООП), которое гораздо легче исправить на начальных этапах.
Что делать, если проблемы с речью перешли из дошкольного возраста в школьный, и ребенок испытывает стойкие трудности при освоении ООП школы из-за логопедических нарушений и становится необходимой помощь специалистов?
При стойких трудностях овладения ООП, если ребенок нуждается в специальных условиях обучения, без которых он не сможет освоить ООП, необходимо обращение в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). ПМПК определяет специальные условия обучения, которые включают в себя Адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР).
Специальные условия обучения и воспитания - это специальные образовательные программы, методы обучения, специальные учебники, учебные пособия, технические средства, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, социально-педагогическое сопровождение и другое [1, с. 69]. АООП ТНР ориентирована на нормализацию отклонений речевого и личностного развития, направлена на преодоление проблем и трудностей, с которыми сталкиваются дети с нарушением речи в процессе обучения, учитывает особые образовательные потребности и индивидуальные возможности и разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Коррекционные занятия со специалистами (психологом и логопедом) по исправлению или сглаживанию имеющихся речевых нарушений дополняют основную программу.
Адаптированная программа для детей с нарушением речи эффективна только в том случае, если не имеется других отклонений в развитии.
Для обучающихся с речевой патологией на уровне начального общего образования существует 2 варианта программ и учебных планов. Выбор между вариантами программы производится на основе учета тяжести речевого дефекта.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся способных при коррекционной поддержке специалистов учиться наравне со своими сверстниками с нормативным речевым развитием, к ним предъявляются, в основном, одинаковые требования. Обучающиеся получают образование, полностью соответствующее образованию сверстников с нормативным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года (1-4
65
классы) при обязательном логопедическом сопровождении. Коррекционная работа направлена на коррекцию и развитие устной речи, профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма.
Вариант 5.2 предназначается для обучающихся с более выраженной речевой патологией. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения на уровне НОО: пять лет (1-5 классы). Обязательным является включение дополнительных коррекционно-развивающих курсов: «Произношение», «Развитие речи», «Логопедическая ритмика». Вариант 5.2 имеет два отделения:
1 отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма.
2 отделение для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи. Срок обучения 4 года.[2, с. 178].
При видимой положительной динамике в обучении предусматривается переход от одного варианта к другому. Определение нужного варианта образовательной программы и при переходе на другой уровень образования для учащихся происходит также на основе рекомендаций ПМПК.
Обучающиеся, освоившие образовательную программу по Варианту 5.1 в полном объеме на НОО продолжают обучение на основном общем уровне образования по основной общеобразовательной программе, а обучающиеся по Варианту 5.2, как правило, нуждаются в продолжении обучения по АООП ТНР.
Завершает освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования обязательная государственная итоговая аттестация (ГИА).
Детям с ТНР зачастую необходимо ППС на протяжении всего периода обучения, а также и при сдаче ГИА. Обучающимся по АООП ТНР предоставляются специальные условия сдачи ГИА. Они предусматривают:
- сокращение экзаменов до 2-х обязательных (русский язык, математика) [3, с. 4];
- увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа [3, с. 20];
- увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут (ГИА-9) [3, с. 6];
- увеличение продолжительности экзамена по иностранным языкам (раздел «Говорение») на 30 минут (ГИА-11);
- увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения) на 1,5 часа (ГИА-11) [4, с. 27].
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью по их желанию могут сдавать ГИА в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов [3, с. 3].
Специальные условия при сдаче ГИА определяет ПМПК индивидуально для каждого обучающегося.
Последовательное сопровождение детей с нарушением речи на всех уровнях образования поможет им успешно закончить обучение и реализоваться в жизни.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования».
4. Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования».