Научная статья на тему 'Ребенок с заиканием в школе. Реализация образовательного маршрута'

Ребенок с заиканием в школе. Реализация образовательного маршрута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (ППС) / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АООП) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ГИА)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долина Юлия Николаевна, Подлужная Вера Васильевна

В статье анализируются важность своевременного выявления трудностей в обучении у детей с заиканием, психолого-педагогическое сопровождение и создание специальных условий для их успешного обучения в школе. Вариативность адаптированных основных образовательных программ ориентирована на детей с речевой патологией, имеющих разные возможности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребенок с заиканием в школе. Реализация образовательного маршрута»

РЕБЕНОК С ЗАИКАНИЕМ В ШКОЛЕ. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА Долина Ю.Н.1, Подлужная В.В.2

'Долина Юлия Николаевна - учитель-логопед;

2Подлужная Вера Васильевна - учитель-логопед, подразделение: Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования», г. Москва

Аннотация: в статье анализируются важность своевременного выявления трудностей в обучении у детей с заиканием, психолого-педагогическое сопровождение и создание специальных условий для их успешного обучения в школе. Вариативность адаптированных основных образовательных программ ориентирована на детей с речевой патологией, имеющих разные возможности обучения. Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), психолого-педагогическое сопровождение (ППС), адаптированная основная образовательная программа (АООП), Государственная итоговая аттестация (ГИА).

Заикание - нарушение речи, которому подвержены дети в возрасте от 2 до 5 лет. Именно в этом возрасте активно формируется речь. И в настоящее время является достаточно распространенным нарушением. Первопричиной нарушения плавности речи является органическое поражение головного мозга. Все страхи, испуги, психотравмирующие ситуации являются лишь провоцирующими факторами. Замечая запинку, ребенок начинает стесняться своей речи -возникает логоневроз, который проявляется в стеснении говорить, а иногда и в полном отказе от речи. Внешние проявления заикания могут отличаться в зависимости от причины и степени тяжести от незначительных запинок в речи до сильного проявления, когда общение становится практически невозможным. Стоит отметить, что логоневроз, в случае отсутствия коррекции, может прогрессировать. Запинки в речи мешают развиваться, общаться и реализовывать себя. Переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться с состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, физического напряжения во время речи, повышенной эмоциональной истощаемостью. Поэтому, заикание - сложное нарушение, требующее своевременного и комплексного подхода к коррекции. Важно своевременно выявить речевые особенности, затрудняющие обучение, определить и создать те условия, которые помогут ему в полном объеме освоить основную образовательную программу (ООП).

Для успешного процесса обучения и воспитания для детей с заиканием еще на дошкольном уровне образования в образовательных организациях и в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создается Психолого-педагогическое сопровождение (ППС). Оно включает в себя педагогическую, психологическую, социальную поддержку детей, направленную на развитие и коррекцию особенностей психического и физического развития.

При стойких трудностях овладения ООП, если ребенок нуждается в специальных условиях обучения, необходимо обращение в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК). Специальные условия обучения и воспитания - это специальные образовательные программы, методы обучения, специальные учебники, учебные пособия, технические средства, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, социально-педагогическое сопровождение и другое [№ 1, с. 69]. ЦПМПК определяет специальные условия обучения, которые включают в себя Адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР).

АООП ТНР ориентированы на нормализацию отклонений речевого и личностного развития, направлены на преодоление проблем и трудностей, с которыми сталкиваются дети с нарушением речи в процессе обучения. В них акцентируется внимание на адаптирование образовательных программ под индивидуальные особенности каждого ребенка, учитывается дополнительное время на занятия с ребенком для исправления или сглаживания имеющихся речевых нарушений. Коррекционные занятия со специалистами (психологом и логопедом) дополняют основную программу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отражены требования к реализации адаптированных основных образовательных программ.

Для обучающихся с заиканием существует 2 варианта учебных планов. Выбор между вариантами обучения производится на основе учета тяжести речевого дефекта.

Вариант 5.1 предполагает, что обучающиеся с заиканием получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года при обязательном логопедическом сопровождении. Предназначается для обучающихся с легкой степенью выраженности заикания.

Вариант 5.2 предполагает, что обучающиеся получают образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах) или группах. Обучение по данному варианту возможно и в более пролонгированные сроки.

Вариант 5.2 имеет два отделения:

1 отделение для обучающихся с заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма.

2 отделение для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи [2, с. 178].

Предусмотрено гибкое варьирование организации процессами обучения, путем расширения или сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий.

Для обучающихся, имеющих выраженные коммуникативные барьеры, предусматривается создание индивидуального учебного плана. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение школьного консилиума на основе углубленного психолого-медико-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями.

При видимой положительной динамике в обучении предусматривается переход от одного варианта к другому. Определение нужного варианта образовательной программы и при переходе на другой уровень образования для учащихся происходит также на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Завершает освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования обязательная государственная итоговая аттестация (ГИА).

Детям с ТНР зачастую необходимо ППС на протяжении всего периода обучения, а также и при сдаче ГИА. Обучающимся по АООП ТНР предоставляются специальные условия сдачи ГИА. Они предусматривают:

- увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;

- увеличение продолжительности экзамена по иностранным языкам (в разделе «Говорение») на 30 минут [3, с. 10];

- текстовая форма инструкции при заполнении бланков.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью по их желанию могут сдавать ГИА в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов [3, с. 4].

Специальные условия при сдаче ГИА определяет ЦПМПК индивидуально для каждого обучающегося. Последовательное сопровождение детей с заиканием на всех уровнях образования поможет им успешно закончить обучение и реализоваться в жизни.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС

НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Приказ Министерства образования и науки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении

порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении

порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.