УДК 159 . 9
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-45-52
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Н. Мезинов, О. Ю. Люленкова
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена запросом общества, ростом инклюзивного образования в стране. Анализируются понятия «адаптация», «школьная адаптация», «социальная адаптация», «личностная адаптация», «психологическая адаптация» и обосновываются педагогические условия, обеспечивающие результативность адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к учебной деятельности. Были использованы следующие методики: опросник для учителя по изучению школьной адаптации учащихся (методика Л. М. Ковалевой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (Н. Г. Лусканова), «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор), «Адаптация» (Т. А. Немчин). Выявлены своеобразие взаимодействия обучающихся, личностная устойчивость, индивидуально-психологические особенности, школьная тревожность в период адаптации. Результативность исследуемого явления достигается путем реализации педагогической технологии, педагогического сопровождения, средствами субъектразвивающего образования. Исследование позволяет сделать заключение, что успешность адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности обеспечивается специально созданными педагогическими условиями, в число которых входят: активизация познавательной активности детей, организация сотрудничества как трехстороннего аспекта взаимодействия, обеспечение инклюзивного диалогического общения с учетом возрастных особенностей развития психических процессов, создание положительного микроклимата социального окружения.
Ключевые слова: младший школьник, адаптация, школьная адаптация, факторы адаптации, инклюзивное образование, учебная деятельность.
На сегодняшний день набирает силу тенденция ликвидации неравенства традиционных и коррекционных школ, увеличивается рост инклюзивного образования. В связи с этим прослеживается значительная неоднородность состава учащихся по их психическому, физическому, когнитивному развитию, что усложняет адаптацию как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и нормально развивающихся детей.
Проблема адаптации первоклассников в настоящее время продолжает оставаться актуальной и значимой, несмотря на большой опыт по ее решению различными специалистами - и педагогами, и психологами, и медиками. Она становится наиболее открытой в связи с психическим нездоровьем детей, детской раздражительностью, увеличением нервных и психических заболеваний.
Изучению данной проблематики на современном этапе посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования (М. М. Безруких, А. Я. Варламова, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, Т. В. Дорожевец, С. А. Игумнов, Я. Л. Коломинский, М. А. Кувырталова, Ю. В. Макарова, Е. А. Панько, Т. А. Соловьева, И. Ю. Троицкая, М. А. Фадина и др.). Боль-
шинство ученых в настоящее время придерживаются традиционного подхода в трактовке понятия «адаптация». Оно произошло от латинских слов adaptatio, adaptare, adaptio, adapto, которые переводятся как «приспособлять, устраивать». Сам термин «адаптация» рассматривается как «приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях» [1].
Роль адаптации в жизни человека и ее влияние на его выбор представляются важными и связаны чаще всего с судьбоносными моментами. Важность адаптации первоклассников объясняется успешностью овладения учебным материалом, новыми видами образовательной деятельности, психологической комфортностью пребывания в учебном заведении, стремлением к общению со сверстниками, окружающими.
Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов [2] выделяют положительные и отрицательные факторы адаптации младших школьников к школе. Эмпирические исследования, практическая деятельность, наблюдения за первоклассниками обнаруживают, что успешной адаптации к школе способствуют установка на объективную оценку своих возможностей как ученика, освоение нового вида деятельности, спокойная обстановка в семье, активное отношение к окружающему миру.
Что же затрудняет процесс адаптации к школе? Функциональная неготовность к образовательной деятельности, психологические барьеры, недостаточный уровень педагогического образования родителей, неумение вести диалог со взрослыми, негативные взаимоотношения в семье.
Учитель, принимая во внимание эти положения в период школьной адаптации детей, добивается убедительных продуктивных результатов.
Привыкание к школе часто у детей происходит с большими затруднениями. У отдельных учащихся адаптация совсем не происходит. Этот случай можно назвать социально-психологической дезадаптацией. В дальнейшей школьной жизни она может привести к серьезным последствиям, например, к затруднениям в получении аутентичного образования и в реализации себя в жизни.
Таким образом, школьная адаптация осуществляется в следующих сферах: физиологической (или поведенческой), социальной, личностной и психологической.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил отнести к наиболее значимым факторам, влияющим на успешную адаптацию первоклассников, следующие [3-5]:
- возраст ребенка. Начальное обучение в школе характеризуется нестабильностью, тревожностью, повышенной напряженностью, низкой и неустойчивой работоспособностью. Мотивация учения и воля еще недостаточно развиты;
- здоровье обучающегося (функциональная готовность к обучению). Часто болеющие дети и обучающиеся с хроническими заболеваниями тяжелее приспосабливаются к школьной жизни, у них с первых дней обучения наблюдается ухудшение состояния здоровья, которое может сопровождаться возникновением нервных и психических заболеваний;
- готовность ребенка к началу школьного обучения (психологическая готовность ребенка к школе) является следующим важным фактором, который является уровнем развития личности в различных отношениях (физическое, интеллектуальное и др.);
- содержание обучения и методика преподавания. Грамотная организация учебного процесса значительно облегчает процесс адаптации детей к школе. При составлении расписания учебных занятий, разработке приемов и методов обучения, содержания материала необходимо учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности и возможности первоклассников;
- также в достаточной степени процесс адаптации к школе проходит легче, если дети посещали детский сад или развивающий детский центр. Школьники, посещавшие дошкольные образовательные учреждения, быстрее адаптируются, а у тех, кто воспитывался дома, наблюдаются двигательная расторможенность, нежелание общаться со сверстниками, замкнутость;
- позиция учителя и выбранный им стиль общения с учениками в существенной степени определяют продуктивное обучение и воспитание;
- создание положительного микроклимата в школьном коллективе. Среда школы становится наиболее значимым фактором формирования положительного микроклимата взаимодействия субъектов, здоровой психологической обстановки, нравственных отношений, освоения системы ценностей, коммуникативной культуры;
- семейные отношения. Психологи Я. Л. Коломинский и А. А. Панько отмечают важность положительных взаимоотношений в семье и отсутствие конфликтных ситуаций в группе сверстников [2].
Заявляя о целесообразности адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности, подчеркнем недостаточность теоретической и практической разработки проблемы, что требует дополнительных исследований в данной области.
Диагностическое исследование отличительных черт адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца». Исследованием было охвачено 58 первоклассников. Эксперимент проводился 2018/19 учебном году.
Диагностическую программу составили адаптированные к целям и задачам исследования методики: опросник для учителя по изучению школьной адаптации учащихся (методика Л. М. Ковалевой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (Н. Г. Лусканова), «Беседа о школе» Т. А. Нежновой, «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора, «Адаптация» Т. А. Немчина.
При помощи методики Л. М. Ковалевой было проведено анкетирование по изучению школьной адаптации учащихся (табл. 1). Анкета заполнялась учителем индивидуально на каждого ученика.
Таблица1
Результаты анкетирования школьников по методике Л. М. Ковалевой
Класс Кол-во детей Коэффициент дезадаптации
0-14 % 15-30 % 31-40 % Свыше 40 %
абс. % абс. % абс. % абс. %
1 «Г» 28 11 39 11 39 5 18 1 3,5
1 «Б» 30 12 40 13 43 4 13 1 3,3
Итого 58 23 40 24 41 9 15 2 3,4
Анализ полученных результатов позволяет интерпретировать значение коэффициентов следующим образом:
- нормальный показатель (до 14 %), который не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии, присутствует у 11 учащихся (39 %) 1 «Г» класса и у 12 учащихся (40 %) 1 «Б» класса;
- показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации, которая присутствует у 11 учащихся (39 %) 1 «Г» и у 13 учащихся (43 %) 1 «Б»;
- показатель свыше 30 % присутствует в обоих классах, что свидетельствует о серьезной степени дезадаптации у 5 учеников (18 %) 1 «Г» и 4 учеников (13 %) 1 «Б»;
- по мнению Л. М. Ковалевой, если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога. Таких детей, принимавших участие в эксперименте, оказалось 3,4 %. Это дети с ОВЗ. С ними дополнительно работает психолог, так как эти дети стоят на учете у невропатолога.
Показатель дезадаптации учащихся экспериментального и контрольного классов по результатам методики Л. М. Ковалевой по изучению школьной адаптации учащихся позволил определить, какой фактор (или группа факторов) лежит в основе дезадаптации (табл. 2).
Таблица 2
Факторы дезадаптации учащихся по методике Л. М. Ковалевой
Фактор дезадаптации 1 «Г» 1 «Б»
Родительское отношение - -
Неготовность к школе 14 10
Леворукость 3 2
Невротические симптомы 1 2
Инфантилизм 10 4
Гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенно сть 10 8
Инертность нервной системы 7 10
Недостаточная произвольность психических функций 14 14
Низкая мотивация учебной деятельности 5 2
Астенический синдром - 3
Нарушение интеллектуальной деятельности 5 6
Успешность учебной деятельности младшего школьника тесно связана со степенью сформированности у него мотивационной сферы, положительного микроклимата в школе, особенностей взаимодействия. Чтобы выявить учебную мотивацию, положительное и негативное отношение к школе, личностные особенности детей, в исследовании была применена методика Н. Г. Лускановой «Что мне нравится в школе?». Результаты позволили выявить пять уровней школьной мотивации:
- достаточная школьная мотивация. Детей из этой группы характеризует высокая познавательная активность, у них преобладает желание более качественно, творчески выполнять задания. В их рисунках изображены школьные темы: учитель у доски, ученики за партами, школьные принадлежности и др.;
- умеренная школьная мотивация. В этой группе отмечаются рисунки, изображающие школьные принадлежности: ручка, тетрадь, портфель, глобус;
- мотивационная незрелость (положительное отношение к школе). Школьников этой группы отличают следующие рисунки: футбольный мяч, машины, военные действия, различные узоры, школьные атрибуты;
- низкая школьная мотивация. Рисунки не соответствуют заданной теме, если и имеют отношение к школе, то в косвенной форме;
- негативное отношение к школе. Рисунки детей не соответствуют школьной тематике, часто отображают агрессию, негатив, преобладают черные тона.
Уровни школьной мотивации, полученные при анализе рисунков учащихся, представлены в табл. 3.
При помощи детских рисунков было выявлено, что у 14 % учащихся 1 «Г» и у 7 % учащихся 1 «Б» наблюдается мотивационная незрелость; детский негативизм присутствует у 18 % учащихся 1 «Г» класса и 7 % учащихся 1 «Б» класса.
Таблица 3
Уровни школьной мотивации учащихся экспериментального и контрольного классов по результатам проективной методики «Что мне нравится в школе?», абс. (%)
Кол-во Уровни школьной мотивации
Класс Достаточная школьная мотивация Умеренная школьная мотивация Мотивационная Низкая школь- Негативное отношение к школе
детей незрелость ная мотивация
1 «Г» 28 5 (18) 6 (21) 16 (57) 1 (3) -
1 «Б» 30 2 (7) 6 (20) 18 (60) 4 (13) -
Итого 58 7 (12) 12 (21) 34 (58) 5 (9) -
Таким образом, данная методика позволила выявить отношение детей к школе и их мо-тивационную готовность к учебной деятельности. Можно отметить у обучающихся преобладание положительного отношения к школе.
В ходе исследования также выявлены повышенная тревожность, страх на уроке, у доски, в общении с одноклассниками и учителем.
Использование методики Дж. Тейлора «Личностная шкала проявления тревоги» позволило определить уровни тревожности у первоклассников (табл. 4).
Таблица 4
Показатели уровня тревожности по тесту Тейлора, абс. (%)
Класс Кол-во детей Уровень тревожности
Очень высокий Высокий Средний, с тенденцией к высокому Средний, с тенденцией к низкому Низкий
1 «Г» 28 4 (14) 5 (18) 10 (36) 7 (25) 2 (7)
1 «Б» 30 5 (17) 4 (13) 12 (40) 5 (17) 4 (13)
В ходе проведенного исследования установлено, что очень высокий уровень тревожности наблюдается у 14 % учащихся 1 «Г»: у 2 детей с ОВЗ и у 2 - с нормальным уровнем развития и 17 % учащихся 1 «Б»; высокий уровень тревоги у 18 % учащихся 1 «Г» класса и 13 % учащихся 1 «Б» класса. Различия по методике Тейлора незначительны.
Анализ психолого-педагогической литературы, результаты, полученные в ходе исследования, позволили определить педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности.
Одним из важнейших педагогических условий является, на наш взгляд, развитие познавательной активности детей, формирование познавательного интереса.
Среди задач развития познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья можно отметить следующие:
- активизация мотивации учения с целью развития познавательных интересов;
- формирование начальных умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие памяти, речи, умений доказывать свою точку зрения, высказывать суждения;
- формирование навыков и умений планирования своих действий, последовательность своих поступков.
Известно, что одним из эффективных средств развития познавательной активности является дидактическая игра. Игровые моменты в процессе обучения делают познания об окружающем мире более продуктивными.
Процесс развития познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от множества факторов, к которым можно отнести, например,
мультимедийные ресурсы, что делает процесс обучения более увлекательным, наглядным, качественным. Здесь можно говорить и повышении мотивации к получению и усвоению новых знаний, так как у детей с ОВЗ часто отмечается дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире [6].
Следующим педагогическим условием является организация сотрудничества как трехстороннего аспекта взаимодействия.
Современное образование, ориентируясь на субъект-субъектные отношения обучающихся, акцентирует поиск инновационных форм организации обучения. Идея субъектраз-вивающего образования предусматривает создание совершенно особой развивающей среды, способствующей развитию субъектности [7]. При создании такой среды на первый план выходит педагогика сотрудничества, которую можно определить как учебное сотрудничество. Оно характеризуется как многостороннее взаимодействие в учебной группе и взаимодействие педагога с группой. Только перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия его субъектов дает основание говорить о нем как об учебном сотрудничестве [8].
Необходимым педагогическим условием является организация инклюзивного диалогического общения с учетом возрастных особенностей развития психических процессов.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Диалогическое общение в этот период является одним из ведущих факторов психического развития. Через общение происходит обмен знаниями, приобщение к историческому опыту, усвоение культурных и духовных ценностей. «Первичное эмоциональное общение ребенка со взрослыми является первоисточником развития речи» [9, с. 3].
Также важным педагогическим условием выступает социальное окружение младшего школьника: семья, педагог, класс. Семейная атмосфера, в которой находится ребенок в начале своего обучения в школе, играет большую роль в его жизни.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить следующее: адаптация ребенка к школе - это достаточно продолжительный процесс, связанный со значительным усилием всех систем организма, и одна из основных причин ее неуспешности - несоответствие между требованиями внешней среды и особенностями психофизиологических механизмов изменения ребенка.
Результативность, успешность адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности обеспечиваются специально созданными педагогическими условиями.
Проявлением трудности процесса адаптации обучающихся служат изменения в поведении и отношении детей: заторможенность, чувство тревожности, страха, отсутствие желания идти в школу и др. Эти и другие изменения в поведении детей отражают особенности адаптации ребенка к школьной жизни.
Описок литературы
1. Фадина М . А . , Кувырталова М . А . Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя // Вестн . науки и образования . 2018 . № 13 (49) . С . 72-75.
2 . Коломинский Я . Л . , Панько Е . А. , Игумнов С . А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая
диагностика, профилактика и коррекция . СПб . : Питер, 2004. 480 с .
3 . Томчук А. С . Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школьному обучению //
Научно-методический электронный журнал «Концепт» . 2015 . Т . 10 . С . 161-165 . URL: http://e-koncept ru/2015/95076 . htm (дата обращения: 15.03. 2019) .
4 . Егорова Т . В . Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями . Балашов: Николаев, 2013 .
5 . Подольская О . А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие . М . ;
Берлин: Директ-Медиа, 2017 . 57 с .
6 . Быков Д . А . Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование . 2006 . № 1.
7 . Петровский В . А. Понимание «Я»: по ту сторону «порочного круга» // Развитие личности . 2013 . № 1. С . 27-50 .
8. Цукерман Г. А. , Венгер А. Л . Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование . 2010 . № 4 . С . 77-90 .
9 . Важенина Н . Н . Развитие диалогической речи у детей // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Международной научной конференции (г. Чита, октябрь 2013 г. ) . Чита: Молодой ученый, 2013 . С . 93-95.
Мезинов Владимир Николаевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Люленкова Оксана Юрьевна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.03.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-45-52
PEDAGOGICAL CONDITIONS ENSURING ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES TO THE EDUCATIONAL ACTIVITIES
V. N. Mezinov, O. Yu. Lyulenkova
Yelets State University named after Ivan Bunin, Yelets, Russian Federation
The relevance of the study of this problem is due to the demand of society, the growth of inclusive education in the country. The article analyzes the concepts of adaptation, school adaptation, social adaptation, personal adaptation, psychological adaptation and substantiates the pedagogical conditions that ensure the effectiveness of adaptation of primary school children with disabilities to educational activities. We used the following methods: questionnaire for teachers study school adaptation of students (methodology L. M. Kovaleva), projective technique of "What I like about school?" (N. G. Lukanova), "A Conversation about the school" T. A. Nezhnova, "Personal scale manifestations of anxiety" G. Taylor, T. A. Nemchin's "Adaptation". The peculiarities of students' interaction, personal stability, individual psychological features, school anxiety during the adaptation period are revealed. The effectiveness of the phenomenon under study is achieved through the implementation of pedagogical technology, pedagogical support, means of "subject-developing" education. The study allows us to conclude that the success of the adaptation of primary school children with disabilities to educational activities is provided by specially created pedagogical conditions: the activation of cognitive activity of children, the organization of cooperation as a three-way aspect of interaction, ensuring inclusive dialogue with the age-specific features of the development of mental processes, the creation of a positive microclimate of the social environment.
Keywords: primary school student, adaptation, school adaptation, factors of adaptation, inclusive education, educational activity.
References
1. Fadina M .A . , Kuvyrtalova M . A . Osobennosti protsessa adaptatsii pervoklassnikov k usloviyam obrazovatel'noy sredy sovre-mennoy shkoly i ikh uchet v prakticheskoy deyatel'nosti uchitelya [Features of process of adaptation of first-graders to condi-
tions of the educational environment of modern school and their account in practical activity of the teacher] . Vestnik nauki i obrazovaniya, 2018, no . 13 (49), pp . 72-75 (in Russian) .
2 . Kolominskiy Ya . L . , Pan'ko E . A . , Igumnov S . A. Psikhicheskoye razvitiye detey v norme i patologii: psikhologicheskaya diag-
nostika, profilaktika i korrektsiya [Mental development of children in norm and pathology: psychological diagnostics, prevention and correction] . Saint Petersburg, Piter Publ . , 2004. 480 p . (in Russian) .
3 . Tomchuk A . S . Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya uspeshnoy adaptatsii pervoklassnikov k shkol'nomy obucheniyu [Psy-
chological and pedagogical conditions of successful adaptation of first-graders to school] . Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept" - Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2015, vol . 10, pp . 161-165 (in Russian) . URL: http://e-koncept. ru/2015/9507610/ Tomchuk_ Psychological (accessed 15 March 2019) .
4 . Egorova T. V. Sotsial'naya integratsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami [Social integration of children with disabili-
ties] . Balashov, Nikolayev Publ . , 2013 (in Russian) .
5 . Podol'skaya O . A. Inklyuzivnoye obrazovaniye lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: uchebnoye posobiye [Inclu-
sive education for persons with disabilities: textbook] . Moscow, Berlin, Direct-Media Publ . , 2017 . 57 p . (in Russian) .
6 . Bykov D . A. Deti s ogranichennymi vozmozhnostyami i obshchestvo [Children with disabilities and society] . Dopolnitel'noye
obrazovaniye, 2006, no 1 (in Russian)
7 . Petrovskiy V. A . Ponimaniye "Ya": po tu storonu "porochnogo kruga" [Understanding the Self: beyond the vicious circle"] . Raz-
vitiye lichnosti - Development of Personality, 2013, no . 1, pp . 27-50 (in Russian) .
8 . Tsukerman G . A . , Venger A. L . Razvitiye uchebnoy samostoyatel'nosti sredstvami shkol'nogo obrazovaniya [Development of
educational independence by means of school education] . Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2010, no . 4, pp . 77-90 (in Russian) .
9 . Vazhenina N . N . Razvitiye dialogicheskoy rechi u detey [Development of dialogic speech in children] . Materialy mezhdunarod-
noy nauchnoy konferentsii (Aktual'nye zadachipedagogiki) [Materials of the international scientific conference (Actual tasks of pedagogy)] . Chita, Molodoy uchenyy Publ . , 2013 . Pp . 93-95 (in Russian) .
Mezinov V. N., Yelets State University named after Ivan Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]
Lyulenkova O. Yu., Yelets State University named after Ivan Bunin (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]