Научная статья на тему 'Модель речевого развития детей'

Модель речевого развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2049
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / КРИТЕРИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / MODEL OF SPEECH DEVELOPMENT / CRITERIA OF SPEECH DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SPEECH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Юлия Александровна

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Автор статьи считает, что уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. В настоящее время большое число детей дошкольного возраста имеют нарушения в развитии речи при поступлении в школу. В связи с этим существует настоятельная необходимость в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста. В статье проведен анализ теоретического материала про особенности организации образовательного процесса детского дошкольного образования, выделены основные компоненты образовательного процесса для модели организации речевого развития у детей дошкольного возраста в различных возрастных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель речевого развития детей»

являются: формирование произношения, уточнение знаний грамматических форм и конструкций, представляющих трудности для ребенка, наглядная демонстрация способов и условий их употребления. На других уроках задачи развития речи несколько иные: включить изученные формы и конструкции в активную речь, научить пользоваться отработанными способами грамматического оформления предложений. Например, на индивидуальном занятии отрабатывается значение приставок, способы их присоединения к глаголам, уточняются оттенки глаголов, а уже на уроке русского языка создаются условия для осознанного включения этих глаголов в свободный речевой поток. Положительное воздействие на процесс овладения языком оказывает соблюдение преемственности в работе по формированию связной речи на уроке и во внеурочное время.

Исходя из сказанного, можно определить направления организации и планирования работы по языку, вытекающие из общих теоретических предпосылок и принципов построения методической системы.

Список литературы /References

1. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1986. Т. 2.

3. Бессонова Т.П. Уроки русского языка в школедля детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальная школа / под ред. А.И. Дьячкова.1965. Вып. 3.

4. Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. М., 2004.

МОДЕЛЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Кравцова Ю.А. Email: Kravtsova650@scientifictext.ru

Кравцова Юлия Александровна - студент, институт общественных наук, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Автор статьи считает, что уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. В настоящее время большое число детей дошкольного возраста имеют нарушения в развитии речи при поступлении в школу. В связи с этим существует настоятельная необходимость в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста. В статье проведен анализ теоретического материала про особенности организации образовательного процесса детского дошкольного образования, выделены основные компоненты образовательного процесса для модели организации речевого развития у детей дошкольного возраста в различных возрастных группах.

Ключевые слова: модель речевого развития, критерии речевого развития, образовательный процесс, педагогические условия, речевая среда.

THE MODEL OF SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN

Kravtsova Yu.A.

Kravtsova Yulia Alexandrovna - Student, INSTITUTE OF SOCIAL SCIENCES, URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: speech development of children is one of the main components of their readiness for school. The author believes that the level of speech development significantly affects the success of learning. Currently, a large number of children of preschool age have disorders in the development of speech at school. In this regard, there is an urgent need for the development and correction of speech of preschool children. In the article the analysis of theoretical material about the peculiarities of organization of educational process of preschool education, identified the main components of the educational process model of the organization of speech development in children ofpreschool age in various age groups. Keywords: model of speech development, criteria of speech development, educational process, pedagogical conditions, speech environment.

УДК 372.46

Речь является сложной психической деятельностью, которая включает в себя различный виды и форм. Наиболее известны две формы речи: устная и письменная. Оба эти вида имеют некоторое сходство, которое заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов [1, с. 167].

Проанализировав теоретический аспект развития речи детей, мы выявили, что развитие речи детей, обучение их родному языку - одна из главных задач воспитания в ДОУ.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими через развитие следующих направлений: обогащение словаря, развитие интонационной культуры речи, развитие грамматического строя речи [10, с. 48].

Вышеперечисленные направления развития речи являются общими и включают в себя множество разрозненных компонентов и заданий, направленных на их реализацию. Изучив особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, а также содержание образовательных программ по направлению развития речи, мы разработали критерии речевого развития, которые дополняют и уточняют каждое из направлений развития речи.

Словарный запас, который определяет правильность выбора слова для называния предмета, правильность объяснения значения слова, правильность подбора прилагательных к определяемому слову и их количество, правильность составления антонимичной пары и синонимического ряда [5, с. 188].

Грамматический строй речи, который определяет правильность составления предложений, разнообразие составления предложений, правильность падежного и родового изменения слов, правильность употребления слов во множественном числе [7, с. 78].

Звуковая культура речи, которая определяет правильность использования интонации обозначающей эмоциональное состояние человека, правильность постановки логического ударения в предложении, правильность употребления вопросительной интонации и интонации конца предложения, правильность изменение высоты голоса [8, с. 65].

Также мы выявили, что во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача речевого развития детей. В каждой программе уделяется большое внимание общению взрослых и детей, культурной языковой среде, обучению родной речи и языку на занятиях, художественной литературе. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Но при этом незначительная роль отведена рассказыванию по картинам. Репродукции великих художников несут

неоценимый вклад в речевое развитие детей. Картина воздействует на эмоции детей, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых, вызывает интерес к рассказыванию, при этом расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях [12, с. 241].

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Образовательный процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач [5, с. 482].

Образовательный процесс подробно рассмотрен в работах Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, Ю.К. Бабанского и др. Авторы указывают, что образовательный процесс имеет свою структуру. Структура - это совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта, обеспечивающих их целостность. Теоретический анализ исследований структуры образовательного процесса позволяет выделить четыре основных компонента: социальный, целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты [4, с. 273].

Целевой компонент образовательного процесса. Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей. Ю.К. Бабанский целевой компонент процесса обучения представляет как «осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом» [4, с. 95].

Содержательный компонент образовательного процесса представлен образовательными областями, обеспечивающими «развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие [6, с. 58].

Третьим компонентом образовательного процесса является деятельностный компонент. Этот компонент является ведущим. Он включает в себя формы, методы, средства обучения и воспитания, которые использует воспитатель при взаимодействии с воспитанниками. Необходимо охарактеризовать данные понятия. Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых. К формам обучения относят: индивидуальные формы обучения (ребенок выполняет задание с помощью взрослого), групповые(взаимодействует педагог и несколько детей), коллективные(взаимодействует педагог и одновременно вся группа), самостоятельные(ребенок сам выполняет задание) [10, с. 121].

К форме организации обучения относят организованную образовательную деятельность, которая соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная, двигательная [63, с. 264].

Методы обучения - способы взаимодействия педагога и детей [2, с. 244].

Например, методы развития речи по используемым средствам:

1. Наглядные: опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам), непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

2. Словесные: пересказ, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, чтение и рассказывание художественных произведений.

3. Практические: игры-драматизации, дидактические игры, хороводные игры, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды.

В практике работы с детьми дошкольного возраста [8, 11, 12] выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь.

Для этого необходимо создание оптимальных условий, способствующих более успешному развитию речи учащихся [6, с. 63]:

1) Создание развивающей предметно-пространственной среды.

В дошкольном образовательном учреждении ребенок усваивает опыт эмоционального и практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Создание в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды значительно увеличивают потенциал обогащения индивидуального опыта ребенка. При этом наполнение предметно-развивающей среды зависит от цели, которую преследует педагог и руководство организации. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами [9, с. 214].

2) Наличие обогащенной речевой среды.

Огромное влияние на формирования речи ребенка оказывает речевая среда, в которую он попадает с момента появления на свет. Речь малыша развивается непрерывно на протяжении всего дня, и каждый день должен быть наполнен событиями и впечатлениями, дабы стимулировать ребенка к общению. Речевая среда - это множество факторов, собранных воедино, положительно или отрицательно влияющих на ребенка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда [9, с. 198].

Следует расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, репродукции картин. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять и т.д.

3) Культурная языковая среда

Один из механизмов овладения речью является подражание речи взрослых. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых [10, с. 47]. Стоит понимать, что подражание речи взрослого дает ребенку не только понимание тонкости произношения, построения фраз, словоупотребления, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому речь педагога должна соответствовать следующим требованиям: соответствие возрасту детей; неторопливость, выразительность, эмоциональная насыщенность, достаточная громкость, богатство интонаций; содержательность и одновременно точность, логичность; лексическая, образность; фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; знание и соблюдение правил речевого этикета.

4) Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно уделяться развитию словарного запаса через закрепление, уточнение, активизация новых для ребенка слов. Это позволяет дошкольникам точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы [8, с. 210].

Результативный компонент отражает достижение цели и задач образовательного процесса и представлен в виде целевых ориентиров, которые педагог может использовать при анализе и дальнейшем планировании образовательного процесса в детском саду.

Все компоненты связаны между собой и образуют целостность образовательного процесса.

Проанализировав особенности организации образовательного процесса ДОО, мы выделили основные компоненты образовательного процесса, которые легли в основу, разработанной нами, модели организации речевого развития детей в ДОО.

Рис. 1. Модель развития речи детей старшего дошкольного возраста

Список литературы /References

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 272 с.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Педагогика, 1966. 620 с.

4. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. 52 с.

5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Мозаика-Синтез, 1995. 345 с.

6. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2010. 45 с.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 5-36 с.

8. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. М.: Педагогика, 2000. 10 с.

9. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2008. 56 с.

10. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 130 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html/ (дата обращения: 11.08.2018).

12. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА Тюкмаева А.М. Email: Tyukmaeva650@scientifictext.ru

Тюкмаева Аида Маратовна - студент, направление: идея национальной независимости, основы духовности и права, исторический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан,

Аннотация: объектом исследования изложенной статьи является установление предмета национальной идеи в отдельное направление обучения в качестве специальности высшего профессионального образования в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. Анализируется предметное содержание дидактического материала и смысловая нагрузка курса национальной идеи. Выявляется теоретическая и методологическая несостоятельность предмета национальной идеи. В основу критического анализа вошли дискредитированные литературные источники доктора философских наук, профессора Ш.О. Мамадалиева. Аргументируется настоятельная необходимость внесения изменений в содержание, обратившее предмет национальной идеи в антинаучную факультативную учебную дисциплину.

Ключевые слова: национальная идея, высшее профессиональное образование, гуманитарная дисциплина, формальная факультативная дисциплина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.