Научная статья на тему 'Содержательные аспекты реализации основной образовательной программы дошкольного образования: проблемы речевого развития'

Содержательные аспекты реализации основной образовательной программы дошкольного образования: проблемы речевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОТЕНЦИА-ЛА / РАСКРЫТИЕ РЕЧЕВОГО РЕСУРСА РЕБЕНКА / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ / SPEECH DEVELOPMENT / LANGUAGE REALITY / THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE SPEECH / THE DISCLOSURE OF THE CHILD'S SPEECH RESOURCE / VERBAL CREATIVITY / VERBAL FORMS OF INTERACTION / SPEECH ENVIRONMENT PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реброва Вероника Ивановна

В статье рассмотрена актуальность учета проблем развития речи у детей дошкольного воз-раста при формировании структуры и содержания основной образовательной программы до-школьного образования; определены особенности и вариативные формы речевого взаимодей-ствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реброва Вероника Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION: THE PROBLEMS OF SPEECH DEVELOPMEN

In the article the urgency of accounting for the problems of speech development in preschool children is considered when forming the structure and content of the basic educational program of preschool education; formulated priority tasks that promote the speech development of preschoolers; specific features and variative forms of speech interaction, methods of disclosing speech resources and speech creativity in preschool children are determined; the key characteristics of the organization of the speech environment in the pre-school educational organization for the development of the child’s speech potential as a means of free communication, mastering the experience and norms of social life, cognition and understanding of natural processes and processes of the world order are given.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты реализации основной образовательной программы дошкольного образования: проблемы речевого развития»

В.И. Реброва

(Санкт-Петербург)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

CONTENTS ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION: THE PROBLEMS OF SPEECH DEVELOPMENT

В статье рассмотрена актуальность учета проблем развития речи у детей дошкольного возраста при формировании структуры и содержания основной образовательной программы дошкольного образования; определены особенности и вариативные формы речевого взаимодействия.

Ключевые слова: речевое развитие, языковая действительность, развитие речевого потенциа-ла,раскрытие речевого ресурса ребенка, речевое творчество,речевые формы взаимодействия, характеристики речевой среды.

In the article the urgency of accounting for the problems of speech development in preschool children is considered when forming the structure and content of the basic educational program of preschool education; formulated priority tasks that promote the speech development of preschoolers; specific features and variative forms of speech interaction, methods of disclosing speech resources and speech creativity in preschool children are determined; the key characteristics of the organization of the speech environment in the pre-school educational organization for the development of the child's speech potential as a means of free communication, mastering the experience and norms of social life, cognition and understanding of natural processes and processes of the world order are given. Keywords: speech development, language reality, the development potential of the speech, the disclosure of the child's speech resource, verbal creativity, verbal forms of interaction, speech environment performance.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития форм и функций речи, овладения грамматическим строем и звуковым составом родного языка, а также наиболее благоприятный период для развития речевой активности ребенка и познания языковой действительности, когда собственная речь, свободная и уверенная, необходима ребенку для познания окружающего мира и самопознания.

Под «языковой действительностью» мы понимаем живую человеческую речь. Основное предназначение языка - быть средством человеческого общения. Актив-

ная речь играет ключевую роль и в социализации ребенка как на индивидуальном, так и групповом уровне, помогает ребёнку овладеть различными социальными ролями, опытом, нормами социальной жизнедеятельности [7].

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Диалог - первичная естественная форма языкового общения ребёнка, ярко выраженная форма социальной речи, служащая задачам активного общения.

Диалог и диалогическая речь, как наиболее востребованные и широко используемые формы ситуативной речи, сопровождают процесс речевого становления ребенка и процесс последующей речевой деятельности на протяжении всей жизни.

Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие»

Содержание данной образовательной области должно быть представлено в соответствии с возрастными и психологическими особенностями речевого развития детей дошкольного возраста и детализировано по следующим содержательным линиям: развитие свободного общения и коммуникативной культуры, обогащение словаря, звуковая и интонационная культура речи, грамматический строй речи, связная речь, речевое творчество, знакомство с книжной культурой. Таким образом структурируется «пошаговость» речевого развития, обеспечивается разноуровневый подход, определяется основа для ориентации педагога на последовательность реализации образовательных задач. Поступательность в данном случае имеет значение для достижения планируемых результатов образовательной программы [4].

Степень конкретности прописанных в программном содержании шагов не должна препятствовать ее открытости и сохранению всей полноты творческой свободы для педагога. В целом программное содержание следует рассматривать как некий ресурс, предназначенный для многовариантного использования и позволяющий педагогу выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого воспитанника. Педагог вправе и свободно выстроить траекторию образовательного маршрута, соединяя «шаги» (точки в пространстве контента) по своему усмотрению, исходя из своих представлений о целесообразности образовательной линии и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основной акцент должен делаться на раскрытие речевого ресурса ребенка и речевое творчество, а также на поддержку и развитие его способностей к коммуникации.

Все виды деятельности ребенка-дошкольника должны «оречевляться», вводиться в коммуникативно-речевой контекст.

Речь как один из основных каналов получения информации о мире, связывающий ребенка с социумом, как важнейшее средство коммуникации и собственного самовыражения должна стать в контексте образовательной программы также и средством интеграции всех видов деятельности.

Реализация содержания должна осуществляться преимущественно в следующих специфических видах детской деятельности: игровая (включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские и театрализованные игры и т.д.); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (действия с предметами, исследование объектов окружающего мира, экспериментирование, поиск необходимой информации и т.д.), творческая (драматизация, рисование, лепка, пение, танцы и т.д.), физкультурно-оздоровительная (двигательные игры со словом, речевые зарядки, соревнования, обсуждения вокруг спортивной тематики и здорового образа жизни и т.д.) [4].

Вариативные формы, методы, приёмы и средства реализации содержания образовательной области «речевое развитие».

Основные формы образовательной деятельности:

• проведение занятий по развитию речи с глубокой интеграцией в другие образовательные области;

• совместная образовательная деятельность детей и взрослых различной направленности (коммуникативной, социально-нравственной, познавательно-исследовательской, творческой, физкультурно-оздоровительной), «оречевляемая» в контексте задач речевого развития;

• самостоятельная деятельность детей (спонтанная и специально организованная) в предметно-пространственной среде детского сада и семьи, непосредственно направленная на развитие речевого ресурса или интегративно обеспеченная коммуникативно-речевым сопровождением [3, 4].

В качестве методов непосредственного речевого развития в содержании образовательной области могут быть представлены: ситуативное и специально организованное общение взрослых и детей друг с другом (ситуации «вопрос-ответ», диалоги, монологи, инициативные высказывания, обмен мнениями, беседы, обсуждения, объяснения, рассуждения); чтение художественной литературы; составление пересказов и рассказов (с наглядной основой и без неё); детское сочинительство (речёвок, песенок, попевок, стихотворений, сказов и сказок, историй-фантазий, пьес для театральной постановки и т.п.); инсценировки и драматизации; игры со словом (словообразование и словотворчество), игры со звуками (фонетические игры), игры с предложением (поиск грамматической формы), игры с речью (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные), действия с речью (речевые комментарии действия, логорит-мические упражнения, речевые зарядки).

Организация образовательной деятельности по речевому развитию предполагает использование педагогами разнообразных коррелируемых техник и приёмов, направленных на раскрытие речевого ресурса ребенка и становление культуры и норм правильной речи:

• приёмы, обеспечивающие позитивную мотивацию, познавательный интерес и познавательную речевую активность дошкольников (ситуации успеха, поощрения, награждения, проблемные ситуации, техники речевого раскрепощения, использование привлекательных развивающих средств и т.п.);

• методы активизации речевой деятельности (приёмы настроя на высказывание, речевые зарядки, «погружение» в социальные роли, техники «письменной речи», коллективные обсуждения и т.п.);

• сочетание приёмов, обеспечивающих подачу материала с максимальным использованием аудиального, визуального и кинестетического каналов восприятия (наглядный показ, тактильный контакт, речевой образец, словесная просьба, моделирование предстоящего действия и т.п.);

• методы, способствующие ассоциативно-образному восприятию речевого материала и его логическому осмыслению (метафорическое представление информации, прием «погружения» в ситуацию, приём «воображаемых» событий и т.п.);

• техники и приёмы, направленные на развитие самостоятельной организации деятельности и формирование опыта речевого поведения (упражнения, алгоритмы, схемы-планы, воспитывающие ситуации и т.п.);

• игровые приемы запоминания последовательности предстоящего высказывания и заучивания слов, стихотворений, микротекстов, любой информации (демонстрация сюжета, моделирование плана высказывания, составление ассоциативных рядов, приёмы мнемотехники и т.п.);

• приёмы сказкотерапии (сопровождение сказкой), интегративно используемые в различных видах образовательной деятельности [5].

Целесообразным представляется активное «включение» проектной деятельности в образовательный процесс, в том числе и как способа интеграции различных видов деятельности. Тематические проекты контекстом совместной деятельности детей и взрослых позволяют решать целый перечень задач (развивающих, воспитательных, образовательных) и способствуют развитию речевого взаимодействия в различных ситуациях. Речевое сопровождение проекта предполагает такие виды деятельности, как обсуждение и формулирование проблемы проекта, планирование предстоящих действий, поиск информации из различных источников (книги, журналы, рассказы взрослых и сверстников, телепередачи, экскурсии и т.п.) и её обобщение в речевых высказываниях и сообщениях, освещение результатов проекта (рассказы, эссе, защита проекта), подготовка итоговой презентации (концерты, инсценировки, представления, сообщения и т.д.).

В содержании образовательной деятельности по речевому развитию должны быть широко представлены различные способы использования информационно-компьютерных технологий, направленных на яркое и увлекательное знакомство с различ-

ными темами. В качестве простейших - иллюстративное сопровождение совместной речевой деятельности на больших экранах (тематические и сюжетные картинки для рассматривания, обсуждения и рассказывания; репродукции картин и иллюстрации к художественным произведениям; диафильмы для прочтения взрослыми и т.п.). Рекомендуется организация просмотров с помощью мультимедийного оборудования сказок, коротких фильмов, мультфильмов, «говорящих» книг. Более сложный уровень - использование компьютерных развивающих программ для детей с разнообразными речевыми заданиями: «сколько звуков в слове», «подбери предметы с заданным звуком», «составь предложение по картинкам», «подбери рифму» и т.д. Выполнение подобных заданий возможно в индивидуальной форме (на персональных компьютерах, планшетах) и в коллективной с использованием интерактивных досок, столов и приставок.

Разноуровневость реализации программного содержания должна быть представлена возможностью выбора форм, видов, методов и приёмов образовательного взаимодействия, сочетаемых на уровне индивидуальных и возрастных особенностей детей. Должно быть обеспечено повышение сложности содержания для одарённых детей, детей с высоким уровнем речевого развития, а также для детей, проявляющих особый интерес к отдельным видам речевой деятельности. В образовательный процесс могут быть введены: знакомство с буквами и алфавитом; чтение слогов, слов и предложений; запись букв и слов; более сложные формы сочинительства (тематические стихи, длинные рассказы и сказки и т.п.); участие в литературно-художественных конкурсах и олимпиадах различных уровней и др. В качестве дополнительных условий для реализации содержания повышенного уровня взрослыми могут разрабатываться специальные «микро-программы поддержки», включающие спектр дополнительных мероприятий, отражающих «линии интересов» детей в области речевого развития (игры, знакомство со специализированны-

ми книгами, действия с развивающими пособиями, тематические встречи, экскурсии по интересам и т.п.)

Процесс взаимодействия взрослых с детьми.

Центральным компонентом содержания должно стать интенсивное общение педагога с группой детей и индивидуально с каждым ребенком. Существенной характеристикой деятельности и условием эффективности реализации образовательных задач речевого развития является язык общения педагога с детьми. Важно, чтобы он был естественным, обеспечивающим эффект простоты без примитивности, и вместе с тем содержал яркие образы, в том числе метафорические. Не менее важным компонентом содержания, стимулирующим активное речевое развитие, становится эмоционально и психологически комфортная речевая среда [1].

Ключевыми характеристиками речевой среды и одновременно положительными ориентирами процесса взаимодействия детей со взрослыми могут стать:

• существование личностных отношений между ребенком и взрослым, искреннее уважение личности, достоинства, индивидуальных особенностей, желаний и мотивов каждого ребенка со стороны взрослого (индивидуализация и гуманистический характер процесса взаимодействия);

• интенсивность общения (вербального и невербального) между ребенком и взрослым, а также между взрослым и группой детей;

• ежедневное совместное проживание ребенком (детьми) и взрослым эмоционально значимых для ребенка (детей) реальных и игровых ситуаций, содержания художественных произведений, музыкальных произведений, мультфильмов и др.;

• организация совместной интегратив-ной творческой, разнообразной, эмоционально насыщенной значимыми для ребенка (детей) компонентами деятельности взрослого и ребенка (взрослого и группы детей), с учётом (пониманием) импульсов, желаний, мотивов, потребностей, интересов и склонностей детей;

• отказ взрослых участников образовательного процесса от категоричной побудительности; сведение к минимуму императивности в общении с детьми;

• предоставление детям, исходя из особенностей конкретных ситуаций, максимально широкого поля альтернативности их действий (положения в пространстве, передвижений, высказываний и т.п.), а также инициативности в выборе видов, характера и объема деятельности;

• поощрение со стороны взрослого участника образовательного процесса положительных проявлений независимости, самостоятельности, инициативности, нестереотипного (с доминированием индивидуального начала) поведения ребенка, в том числе - речевого [5].

Особое внимание в процессе реализации задач образовательной области «речевое развитие» должно уделяться развитию детской субкультуры посредством речевых форм взаимодействия. Приветствуется создание условий для обособленного диалогического общения детей, разнообразных контактов в группах по интересам, коллективного обсуждения ситуаций и событий. Значимым является и характер взаимодействия детей друг с другом. Взрослые должны способствовать установлению доброжелательного общения, налаживанию контактов детей друг с другом посредством речи, игрового сюжета, совместной увлекательной деятельности, совместного выполнения просьб и поручений, позиций сотрудничества и взаимопомощи. В процессе речевого общения детей необходимо поддерживать активное использование форм речевого этикета, вежливого общения друг с другом и взрослыми.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО должна быть предусмотрена максимальная поддержка проявлений детской инициативы во всех «оречевляемых» видах деятельности (планирование и организация игры, импровизация в театрализованных играх, описание авторского замысла, речевые комментарии к деятельности и т.д.). Педагоги должны поддерживать активное желание детей задавать вопросы познавательного

характера, сочинять истории и сказки; выбирать интересные книги для прочтения; приветствуют инициативные включения в общий разговор, в беседу, в диалог; стимулируют попытки выражать и отстаивать свою точку зрения, поддерживать или не соглашаться с точкой зрения сверстников, аргументировать свои высказывания. Не менее важным моментом, способствующим развитию детской инициативности, является создание разнообразной речевой среды, стимулирующей детей к высказываниям и обсуждению: картины и репродукции, выставки, элементы оформления группы, коллекции книг, уголки литературы и книгоиздательства, интересные игры и игрушки и т.п.

Вовлечение семьи в процесс речевого развития обусловлено контекстом деятельности, может происходить через использование таких форм, как «вхождение» в образовательные ситуации (занятия, праздники, развлечения, экскурсии), участие в проектной деятельности, общение в кругу семьи в контексте решения задач речевого развития (способствование интенсивности детских высказываний, совершенствование культуры и норм речи, развитие интереса к произведениям художественной литературы и т.д.). Особый акцент в процессе «включения» семьи в образовательную деятельность нужно сделать на естественный формат речевого взаимодейстия с детьми за счёт простоты форм (совместное оформление выставок и декораций к спектаклям, совместный поиск информации к проекту, совместная уборка группы, обсуждение события и т.п.) [6].

Для качественной реализации содержания образовательной области «речевое развитие» возможно использование разнообразных игровых, предметно-средовых, технических средств. Образовательная деятельность «протекает» в основном в игровой форме, в том числе и с использованием техники естественной игры. Широкое использование должны найти различные дидактические, настольно-печатные, сю-жетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные игры, игры со словом, с движением, с музыкой, логоритмические игры. Игровая

подача материала и игровая организация совместной и самостоятельной деятельности должны сопровождаться яркой и увлекательной настольно-печатной продукцией, атрибутами для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, инсценировок и игр-драма-тизаций. В образовательный процесс нужно активно включать тематические средства наглядности (методические комплекты, картинки, тематические карточки, книги, журналы, игрушки, реалистичные предметы). Для активизации речевого развития возможно введение в образовательный процесс и реалистичных средств: предметов и объектов окружающего мира, жизненных событий и ситуаций. Предметная среда и групповые центры (уголки) должны оснащаться игровым оборудованием и игровыми комплектами, стимулирующими детей к речевым высказываниям, обсуждениям, диалогам и обменам мнениями (тематические выставки, стенды, плакаты, необычные

игры и игрушки, атрибуты для «книгоиздательства», продукты детской деятельности). Необходимо активно включать в образовательную деятельность по развитию речи разнообразные технические средства (диктофоны, магнитофоны, видеоаппаратуру, компьютеры, интерактивные доски) для просмотра информационных и обучающих роликов, мультфильмов и сказок; для виртуальных экскурсий; наглядного представления информации для обсуждения; записи образцов детской речи и детских высказываний; для моделирования речевых заданий.

Результатом деятельности по реализации задач и содержания образовательной области «Речевое развитие» должно стать достижение или приближение ребёнка к целевым ориентирам, которые «представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования» [4].

Литература

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 567 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012. - № 273-Ф3.

3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки РФ от 30.08.2013. -№ 1014.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. - № 1155.

5. Реброва В.И. Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие»// Детский сад будущего - галерея творческих проектов. - 2016. - №7-С. 3-9.

6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.