Научная статья на тему 'Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста в ходе коррекционной работы с использованием малых фольклорных форм'

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста в ходе коррекционной работы с использованием малых фольклорных форм Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
881
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / DELAYED SPEECH DEVELOPMENT / VERBAL AND NON-VERBAL MEANS OF COMMUNICATION / SMALL FOLKLORE FORMS / CORRECTIONAL WORK

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Скуратовская М.Л., Климкина Е.А.

В статье рассматривается содержание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста по преодолению задержки речевого развития. Представлены этапы коррекционной работы, показано последовательное усложнение решаемых задач, обосновано использование малых фольклорных форм в качестве средства формирования невербальных и вербальных средств общения. Описано взаимодействие педагогов и родителей в эксперименте. Представлены результаты коррекционной работы, раскрывающие динамику преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Скуратовская М.Л., Климкина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the content of psychological and pedagogical assistance to young children to overcome the delay of speech development. The stages of correctional work are presented, the consistent complication of the solved problems is shown, the use of small folklore forms as a means of formation of nonverbal and verbal means of communication is proved. The interaction of teachers and parents in the experiment is described. The article presents the results of correctional work, revealing the dynamics of overcoming the delay of speech development in young children.

Текст научной работы на тему «Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста в ходе коррекционной работы с использованием малых фольклорных форм»

УДК 376.1 - 056.264 : 398

М. Л. Скуратовская, Е. А. Климкина

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста в ходе коррекционной работы с использованием малых фольклорных форм

В статье рассматривается содержание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста по преодолению задержки речевого развития. Представлены этапы коррекционной работы, показано последовательное усложнение решаемых задач, обосновано использование малых фольклорных форм в качестве средства формирования невербальных и вербальных средств общения. Описано взаимодействие педагогов и родителей в эксперименте. Представлены результаты коррекционной работы, раскрывающие динамику преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.

The article deals with the content of psychological and pedagogical assistance to young children to overcome the delay of speech development. The stages of correctional work are presented, the consistent complication of the solved problems is shown, the use of small folklore forms as a means of formation of nonverbal and verbal means of communication is proved. The interaction of teachers and parents in the experiment is described. The article presents the results of correctional work, revealing the dynamics of overcoming the delay of speech development in young children.

Ключевые слова: задержка речевого развития, вербальные и невербальные средства общения, малые фольклорные формы, коррекционная работа.

Key words: delayed speech development, verbal and non-verbal means of communication, small folklore forms, correctional work.

Эффективность раннего возраста в преодолении нарушений речевого развития общепризнана [2; 3]. Это обусловлено тем, что ранний возраст является сензитивным для развития речи, нервная система детей в этот период очень пластична, что повышает эффективность коррекционной работы. Наконец, в этом возрасте ещё есть возможность предупредить появление серьёзных вторичных нарушений, связанных с ранней задержкой речевого развития [10].

Одним из эффективных средств, позволяющих предупредить и преодолеть задержку речевого развития в раннем возрасте является воспитание ребенка с использованием малых фольклорных форм.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, ребёнок осваивает общественно-исторический опыт в процессе общения со взрослыми, систему знаков, необходимых для общения и определяемых той культурой, в которой растёт и воспитывается ребёнок [1]. К таким знакам относятся, в частности, малые фольклорные

© Скуратовская М. Л., Климкина Е. А., 2018

223

формы, в которых заключены нравственные законы, бытовые и речевые традиции. К таким формам мы отнесли колыбельные, потешки, пестушки, поскакушки, прибаутки, небылицы, нелепицы, нескладухи, заклички, хороводные игры.

В ходе исследования мы выделили ряд существенных характеристик, определяющих значимость малых фольклорных форм, как эффективного средства речевого развития ребёнка раннего возраста. К таким характеристикам мы отнесли смысловую завершённость и целостность, устойчивость и воспроизводимость её элементов, комплексный, интегральный характер, что проявляется в использовании музыки, мимики и пантомимы, пения. К числу значимых характеристик относятся, также выраженная интерактивность и эмоциональность малых фольклорных форм, в ходе которых тесное взаимодействие ребёнка со взрослым всегда окрашено положительными эмоциями. Наконец, такая характеристика, как дидактичность определяет возможность малых фольклорных форм знакомить детей с нравственными ценностями народа.

Перечисленные выше существенные характеристики малых фольклорных форм позволили нам определить их как одно из эффективных средств преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которое мы включили в разработанную нами модель коррекционной работы по развитию речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Модель включает цель, задачи и принципы коррекционной работы. Так же, нами был выделен основной вектор внимания в коррекционной работе на каждом этапе, определена поэтапная динамика задач и используемые для решения этих задач малые фольклорные формы. Сами малые фольклорные формы, которые выступили как основное средство решения коррекционных задач, были нами систематизированы в соответствии с этапами коррекционной работы и решаемыми на них задачами. Мы выделили и обосновали условия эффективности преодоления задержки речевого развития, соотношение форм социального воздействия, ведущих мотивов общения, необходимых условий для его развития и, как результат, последовательность овладения ребёнком вербальными и невербальными средствами общения [9].

Коррекционная работа проводилась нами в течение года в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в детском саду «От рождения до школы» (ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).

В контрольном эксперименте участвовало 64 ребёнка третьего года жизни с выявленной задержкой речевого развития из дошкольных образовательных организаций г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Из них 36 детей составили экспериментальную группу и 28 детей - контрольную группу.

Работа проводилась как индивидуально, так и в малых подгруппах по 2-3 человека в групповом помещении, на игровой площадке во дворе детского сада, в музыкальном зале. В коррекционно-развивающей работе по преодолению задержки речевого развития принимали участие педагоги и специалисты детского сада: воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор физвоспитания.

Каждый педагог включал в свою работу, в соответствии с рекомендациями логопеда и тематическим планом коррекционной работы, фольклорные произведения. Нами проводились консультации для педагогов, в ходе которых их знакомили с целями и задачами каждого этапа коррекционной работы, с используемыми для решения задач каждого этапа малыми фольклорными формами, рассказывали о методах и приёмах взаимодействия с детьми.

Задачи развития речи, овладения детьми раннего возраста вербальными и невербальными средствами общения решались также в ходе режимных моментов. Так, мы использовали пение колыбельных песенок во время укладывания детей спать, включали соответствующие потешки и песенки во время умывания, использовали прибаутки и потешки в эмоциональном общении с ребёнком во время прогулки, предметно-практической и игровой деятельности.

Содержание коррекционной работы по преодолению задержки речевого общения у детей третьего года жизни с использованием малых фольклорных форм планировалось в соответствии с тематическим планом, который был нами разработан на основе представленной модели коррекционной работы по формированию у детей раннего возраста речи, овладению вербальными и невербальными средствами речевого общения.

В тематическом плане были выделены этапы и задачи коррекционной работы. Для каждого этапа были определены темы, которые соотносились с темами примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), а также был определён перечень малых фольклорных форм, рекомендуемых к использованию при изучении соответствующей темы.

Учитывая, что каждое произведение малых фольклорных форм может быть использовано для решения разных задач - от развития подражательности и овладения невербальными средствами общения -до освоения слов и формирования способности использовать фразу, в

и и | и | и

тематическом плане рядом с каждой малой фольклорной формой нами был обозначен номер темы, при изучении которой она может быть использована [4; 5]. Предлагаемые в программе «От рождения до школы» малые фольклорные формы были нами дополнены, а последовательность их использования была адаптирована в

соответствии с этапом и характером решаемых в ходе коррекционно-развивающей работы задач.

Каждая новая малая фольклорная форма сначала разучивалась логопедом с детьми, и только затем предлагалась для использования педагогам и специалистам детского сада. Многократность использования одного и того же фольклорного произведения на разных этапах коррекционной работы и в занятиях разных специалистов, способствовала его лучшему запоминанию. Дети с удовольствием подражали неречевым действиям, пытались повторять звуки и слоги за логопедом, отдельные слова уже знакомых и любимых фольклорных произведений.

В ходе коррекционно-развивающей работы нами было выделено два этапа.

На первом этапе решались задачи формирования слухового, зрительного и тактильного восприятия на основе стимулирования развития перцептивных действий; развитие ситуативного понимания названий предметов, явлений, действий; развитие подражания действиям в ходе игр с использованием малыми фольклорными формами (общее подражание), а затем подражания слогам, словам, первым фразам (речевое подражание); овладение невербальными средствами общения - экспрессивно-мимическими и предметно-действенными в ходе совместных игр с использованием МФФ; овладение первыми вербальными средствами общения (слоги, слова, лепетная фраза).

Способствовало развитию общей подражательности использование определённых повторяющихся движений или действий во время исполнения фольклорного произведения (рассказывания или пения). Предлагая детям малые фольклорные жанры, мы старались вызвать у детей эмоциональный отклик, стимулировать их к подражанию слов, фраз, текста в целом. С этой целью мы эмоционально обыгрывали фольклорное произведение, используя игрушки, предметы. В некоторых случаях нами использовались сюжетные картинки, соответствующие содержанию фольклорного произведения.

Развивая общую и речевую подражательность с использованием малых фольклорных форм, мы действовали постепенно.

Сначала в игровой форме детям предлагали повторять движения, исполняемые педагогом. При этом, учитывая особенности развития моторики детей с задержкой речевого развития, входящих в экспериментальную группу, действия первое время выполнялись с некоторыми детьми с помощью взрослого, используя приём «рука в руке». Постепенно, по мере освоения движений, используемых в малой фольклорной форме, мы уходили от этого приёма - дети повторяли вслед за педагогом знакомые им движения по подражанию. Но в случае

затруднения, или отвлечения ребёнка от совместного действия в процессе исполнения малой фольклорной формы, мы возвращались к этому приёму, чтобы активизировать ребёнка и включить в совместную деятельность.

Первое время мы добивались внимания детей к нашим действиям, поощряли их за внимательное наблюдение за действиями взрослого. Некоторые дети в этот период, наблюдая за взрослым и другими детьми, образно говоря «впитывали» движения, слова взрослого. И это явилось в последующем определённой базой для их активных подражательных действий. Далее, когда они слышали уже знакомые им по предыдущим занятиям, малые фольклорные произведения, дети воспринимали их с большим интересом, им уже мало было просто слушать потешки, у них появлялось желание вместе со взрослым выполнять движения, подражать его словам. Так у детей появлялись первые аморфные слова, слова-звукоподражания (топ-топ; ням-ням), простые слова (Маша, каша), фразы (Прилетели гули), которые они пытались повторить вслед за взрослым.

Стимулируя речевое подражание слогу, слову, фразе, мы использовали приёмы допевания, вокализации. Взрослый специально увеличивал паузы между словами, а затем между фразами для стимулирования самостоятельного произношения ребёнком слов, звукокомплексов.

Большинство малых фольклорных форм имеет форму законченного предложения, основной характеристикой которого является устойчивость грамматической структуры и относительное постоянство элементов. Это свойственно в разной степени различным видам малых фольклорных форм. Содержание, структура малых фольклорных форм, а также взаимодействие взрослого с ребёнком в процессе их использования, наполняют такое взаимодействие положительными эмоциями радости, симпатии, удивления, удовольствия, что очень важно для ребёнка раннего возраста.

Например, при использовании потешки «Сорока-ворона» мы сопровождали выразительное произнесение слов потешки игровыми действиями. Ребёнок при этом сидел либо на коленях у взрослого, либо находился перед ним. Вначале, дети смотрели на взрослого, вслушивались в произведение. Постепенно взрослый начинал помогать ребёнку выполнять действия под текст потешки. На последующих занятиях, ребёнка стимулировали в договаривании слогов: «Соро-ка, воро-на кашку вари-ла, деток корми-ла...», а затем слов и фраз.

Одна и та же потешка использовалась нами в начале для формирования эмоционального отклика, затем двигательного подражания и затем договаривания окончания слова - ребёнок произносил слог, позже слово, фразу.

На этом этапе значительное внимание уделялось нами также овладению невербальными средствами общения - экспрессивно-мимическими и предметно-действенными, в ходе совместных игр со взрослым с использованием малых фольклорных форм.

Важным направлением проводимой нами коррекционной работы явилась работа с родителями, которая была направлена на активное включение их в совместную деятельность по преодолению задержки речевого развития детей, создания необходимой речевой среды. Для этого нам надо было объяснить родителям значимость такой работы и показать, что достигнуть результата можно используя простое доступное каждому средство - малые фольклорные формы.

В ходе консультаций каждый из родителей мог познакомиться с особенностями речевого развития своего ребёнка. На индивидуальных консультациях совместно с родителями определялись задачи коррекционно-развивающей работы, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, уровня его речевого развития. Родители задавали волнующие их вопросы о закономерностях речевого развития, о причинах задержки речевого развития, способах коррекции и возможностях малых фольклорных форм. Анализ задаваемых вопросов показал, что родители нуждаются в дополнительной информации. Нами были разработаны темы для групповых консультаций, исходя из наиболее важных для родителей вопросов. Консультации проводились в соответствии с разработанным нами перспективным планом. В течение года нами было проведено 18 фронтальных консультаций, которые проводились 2 раза в месяц. Параллельно, в случае необходимости или по просьбе родителей, мы продолжали проводить индивидуальные консультации.

Для родителей были подготовлены и размещены стенды с информацией о развитии речи детей раннего возраста, возможностях малых фольклорных форм и особенностей их использования во взаимодействии с ребёнком. Также были изготовлены специальные настенные «кармашки-ромашки», в которые помещались буклеты с

^ и | и и и I и |

подробной информацией о конкретной малой фольклорной форме: потешке, колыбельной, пестушке, песенке и др.

В соответствии с тематическим планом и включенными в него малыми фольклорными формами на каждую тему были разработаны брошюры с информацией обо всех фольклорных произведениях, которые использовались при её изучении.

После окончания экспериментальной работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с использованием средств народного фольклора, нами была проведена сравнительная диагностика динамики речевого развития детей из экспериментальной и контрольной групп. Структура исследования речевого развития включала в себя изучение анамнестических данных,

диагностику сенсомоторного уровня речи, анализ сформированности речевой способности, как отражения индивидуального уровня понимания и использования речевых, экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения, а также изучение мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности [6; 7; 8]. По каждому из направлений диагностики были определены критерии оценки и подобраны соответствующие диагностические методики.

Положительная динамика была отмечена по всем направлениям диагностики у детей из экспериментальной группы. Причём эти результаты были выше в 1,5-2 раза по сравнению с результатами детей из контрольной группы, которые не принимали участия в коррекционной работе по преодолению задержки речевого развития с использованием средств малых фольклорных форм. Так, при диагностике мотивационно-потребностного компонента число детей из ЭГ, которые были отнесены к высокому уровню, возросло почти в 3 раза по сравнению с диагностикой в начале года. Значительная динамика после проведённой коррекционной работы была нами отмечена при исследовании речевой моторики и фонематических процессов. Число детей с высоким уровнем выросло соответственно с 5 до 20 и с 9 до 19 человек в ЭГ.

Значительные изменения были отмечены при повторной диагностике развития понимания лексических средств и фразовой речи в экспериментальной группе. Число детей с высоким уровнем результатов по этим направлениям составило соответственно 61% и 52% по сравнению с 19% и 17% на начальном этапе.

Более чем в два раза увеличились показатели понимания форм числа существительных и простых предлогов в экспериментальной группе.

Положительную динамику мы отметили при оценке использования лексики в экспериментальной группе. На начальном этапе нами было выявлено 11,1% детей, показавших высокий результат, а на заключительном этапе их число составило уже 30,6%. На 25% выросли показатели в экспериментальной группе и при исследовании уровня владения фразовой речью. Улучшились показатели использования некоторых грамматических категорий у детей из экспериментальной группы. При исследовании звукопроизношения также проявилась положительная динамика в экспериментальной группе. Так, на этапе констатирующего эксперимента к высокому уровню нами не было отнесено ни одного участника эксперимента, а на этапе заключительной диагностики 16,7% детей были отнесены нами к высокому уровню развития звукопроизношения (в соответствии с возрастными показателями).

В два раза выросли показатели высокого уровня развития экспрессивно-мимических средств общения в экспериментальной группе. Динамика составила 22%. Значительно увеличились и результаты понимания и использования предметно-действенных средств общения в экспериментальной группе.

Таким образом, результаты проведённого исследования показали положительную динамику в развитии речи, в освоении вербальных и невербальных средств общения у детей 3-го года жизни, что свидетельствует об эффективности проведённой целенаправленной коррекционной работы по предупреждению и преодолению задержки речевого развития с использованием малых фольклора форм.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - 5 изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2017.

3. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 24 лет: метод. пособие. - М.: Сфера, 2005.

4. Климкина Е.А. Циклический характер речевого развития ребёнка с позиций психологического и психолингвистического подходов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015. - № 3 (41). - С. 81-97.

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов. -М.: Просвещение, 1987.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста: метод. пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004.

7. Разенкова Ю.А. Варианты заключения логопеда (2-3-й год жизни) // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2003. - № 6. - Вып. 4.

8. Скуратовская М.Л., Климкина Е.А. Содержание и организация логопедической диагностики детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016. -№10. - С. 119-125.

9. Скуратовская М.Л., Климкина Е.Л. Малые фольклорные формы в логопедической работе по коррекции задержки речевого развития у детей раннего возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - №6. - 2017. - М.: Мозаика-Синтез. - С. 14-15.

10. Guralnick, M.J. (Ed.), 1997. The effectiveness of early Intervention. Baltimore: P.H. Brookes.

Статья поступила: 08.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.