Научная статья на тему 'Особенности развития речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития'

Особенности развития речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2196
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скуратовская М.Л., Климкина Е.А.

В статье рассматриваются результаты исследования языковой способности и активной речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития, которые посещали группы общеразвивающей направленности. Даётся характеристика развитию мотивационно-потребностного и сенсомоторного уровней организации речи, пониманию и использованию в процессе общения экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых средств. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article speaks about results of the study language ability and active speech of children the third year of life with delayed speech development who attended the group general developmental orientation. We give a description the development of the need-motivational and sensory-motor levels of organization speech, understanding and use in the process of communication expressive facial, object-efficient and speech means.

Текст научной работы на тему «Особенности развития речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития»

УДК 159.922.736.3 : 37

М. Л. Скуратовская, Е. А. Климкина

Особенности развития речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития

В статье рассматриваются результаты исследования языковой способности и активной речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития, которые посещали группы общеразвивающей направленности. Даётся характеристика развитию мотивационно-потребностного и сенсомоторного уровней организации речи, пониманию и использованию в процессе общения экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых средств.

In the article speaks about results of the study language ability and active speech of children the third year of life with delayed speech development who attended the group general developmental orientation. We give a description the development of the need-motivational and sensory-motor levels of organization speech, understanding and use in the process of communication expressive facial, object-efficient and speech means.

Ключевые слова: развитие речи; ранний возраст; средства общения; логопедическое обследование; задержка речевого развития.

Key words: development of speech; early age; means of communication; speech therapy examination; speech delay.

Проблема ранней логопедической коррекции задержки речевого развития (ЗПР) актуализирована, с одной стороны, увеличением числа детей с нарушением речи, а с другой стороны - развитием инклюзивных процессов в образовании [1; 2]. Именно этот второй фактор определяет значимость ранней коррекции нарушений развития. Ведь ведущим условием эффективности интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычную образовательную среду в российской и зарубежной дефектологии признана ранняя психолого-педагогическая помощь [4; 5].

В данной статье представлены результаты проведённого нами исследования особенностей развития речи и языковой способности детей третьего года жизни с задержкой речевого развития, которые посещали группы общеразвивающей направленности. Диагностическое обследование проходило в течение месяца.

Всего в эксперименте участвовало 80 детей раннего возраста (от 2 лет 4 месяцев до 2 лет 6 месяцев), посещавших группы раннего возраста в ДОУ №132, № 293 г. Ростова-на-Дону. Дети ранее не

© Скуратовская М. Л., Климкина Е. А., 2016

256

проходили логопедическое обследование и не имели заключений логопеда о состоянии речевого развития.

Разработанная нами структура логопедического обследования детей третьего года жизни с задержкой речевого развития включала в себя изучение анамнестических данных, диагностику сенсомоторного уровня речи; анализ сформированности языковой способности и сформированности активной речи, а также изучение мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности [3].

Логопедическое обследование проходило поэтапно. На первом этапе обследование было нацелено на выявление возможных причин нарушения речевого развития. Для этого мы проводили сбор и анализ анамнестических сведений, включавших в себя данные о раннем доречевом, предречевом и речевом развитии ребенка, выявление возможных социальных и биологических факторов риска нарушений речевого развития. Основными методами исследования на этом этапе явились изучение медицинской документации детей, выписок из истории развития, беседа с родителями ребёнка. Ответы заносились в специально подобранную анкету для сбора анамнестических данных. Все данные, необходимые для определения возможных причин нарушения речевого развития, выяснялись только после согласия родителей на предоставление необходимой информации. На втором этапе логопедическое обследование было нацелено на изучение особенностей мотивационно-потребностного компонента, сенсомоторного уровня, языковой способности и активной речи. По каждому из названных разделов были выделены критерии оценки.

Среди обследованных нами 80 детей (100 %) было выделено всего 16 человек (20%) с высокими показателями по всем направлениям диагностики, что соответствовало возрастной норме. Этих детей мы выделили в контрольную группу. В экспериментальную группу вошли оставшиеся 64 ребёнка, у которых показатели по многим или по всем направлениям диагностики были на среднем или низком уровне.

Ниже приводятся результаты, полученные при обследовании детей из экспериментальной группы, показатели речевого развития которых свидетельствовали о имеющейся задержке речевого развития.

Анализ анамнестических данных, проведённый на первом этапе, позволил выявить следующее.

Так, 4 % детей были из многодетных семей и 15 % детей воспитывались в неполной семье. Отягощённую наследственность отметили примерно 46 % родителей, объясняя задержку речевого развития своего ребёнка похожими нарушениями у родственников. У 11 % родителей на момент обследования отмечались недостатки произношения отдельных звуков.

В ходе беседы было отмечено, что примерно у 66 % опрошенных во время беременности был токсикоз, а также хронические и инфекционные заболевания. У 22 % детей, по словам родителей, была асфиксия и несовместимость крови по резус-фактору.

Особенности раннего развития у обследуемой группы детей были связаны с задержкой на несколько месяцев статических функций и ходьбы у 31 % детей.

Так, 94 %детей были охарактеризованы родителями как часто-болеющие, более половины родителей (35 чел. из 64) отметили отставание в этапах предречевого и доречевого развития на 3-4 месяца. Почти половина родителей (29 человек) не смогли точно вспомнить время появления гуления, лепета, первых слов и фраз у своих детей. В то же время 81,25 % родителей отмечали задержку в развитии фразовой речи своих детей. Все родители детей экспериментальной группы отмечали использование жестов детьми при общении со взрослыми и выражение ими своего огорчения слезами и криком.

У 25% детей, по словам родителей, прерывалось речевое развитие. Причину этого родители видели либо как следствие инфекционного заболевания, сопровождающегося высокой температурой и судорогами, либо как результат прививки. Специально организованных занятий со специалистами (логопедами, психологами), по словам родителей, ни с кем из обследованных нами 64 детей ранее не проводилось.

На втором этапе диагностика проводилась по нескольким направлениям: изучение особенностей мотивационно-потребностного компонента, сенсомоторного уровня развития речи, языковой способности и активной речи.

Первое направление - диагностика мотивационно-потребностного компонента позволила выявить следующие особенности. Результаты показали, что большая часть детей - 34 ребёнка (53,12 %), проявляя некоторый интерес к взаимодействию со взрослым, в основном, в случаях затруднений, всё же предпочитает играть самостоятельно. Чаще такие дети могли поддержать инициативу взрослого, не являясь сами инициаторами взаимодействия.

Второй по численности была группа детей, которые совсем не проявляли интереса к совместной деятельности со взрослым - 18 человек (28,12 %). Эти дети, как правило, не могли долго заниматься никаким делом, игровые действия были фрагментарны, дети быстро переключались с одного действия на другое.

Активность и инициативу в игре со взрослым проявляли лишь 12 детей (18,75 %). Они пытались активно вовлечь взрослого в свою деятельность, эмоционально сообщали о своих потребностях, пытались получить его одобрение или помощь, используя для этого

все имеющиеся у них средства общения. При этом в некоторых случаях у детей с достаточно бедным набором средств коммуникации проявлялся высокий уровень заинтересованности в совместной деятельности со взрослым.

Таблица 1

Уровень развития мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности у детей раннего возраста с ЗРР

Уровень развития, % Высокий Средний Низкий

Количественный показатель 18,75 (12 чел.) 53,12 (34 чел.) 28,12 (18чел.)

Второе направление было связано с изучением развития сен-сомоторного уровня речи. В рамках данного направления исследовались особенности моторных функций (речевая моторика и тонкая моторика руки) и фонематических процессов (слухового внимания и фонематического слуха). Уровень развития фонематических процессов, соответствующий возрастной норме показали 26 человек (40,62 %). Они справились со всеми предложенными заданиями, правильно дифференцировав на слух предложенные пары картинок. 22 человека (34,37 %) испытывали незначительные затруднения при выполнении заданий и лишь незначительно ошибались и лишь 16 человек (25 %) допустили большое количество ошибок в различении пар слов.

Таблица 2

Диагностика развития фонематических процессов (фонематического слуха и слухового внимания) у детей раннего возраста с ЗРР

Уровень развития, % Высокий Средний Низкий

Количественные показатели 40,62 (26 чел.) 34,37 (22 чел.) 25 (16 чел.)

Обследование речевой моторики проводилось нами путём наблюдения за особенностями непроизвольных движений органов артикуляционного аппарата во время жевания, глотания, откусыва-нипя, во время эмоциональных реакций смеха, крика, плача, а также при выполнении специальных упражнений для мимической и артикуляционной моторики.

У большей части детей отмечалось нарушение тонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре, саливация. Эти нарушения сказывались как на произвольных, так и на непроизвольных движениях.

Наблюдения за непроизвольными движениями показали, что 45 детей из экспериментальной группы испытывали трудности во время жевания, глотания; 35 детей не могли самостоятельно кушать -они могли просто сидеть за столом с полным ртом, не глотая еду.

Изучение произвольных движений в лицевой мускулатуре позволили выявить у большинства детей (34 чел. - 53,12 %) серьёзные затруднения, а иногда и невозможность выполнить упражнения по подражанию вместе с педагогом, хотя сама игровая ситуация, предложенная педагогом, вызвала интерес. Приходилось по нескольку раз повторять сюжет, показывать движения, вовлекая ребёнка в действия.

У 30 человек, что составило 46,87 %, со средним уровнем развития лицевой моторики отмечалась слабость мускулатуры, нарушение тонуса. И хотя эти дети старались активно повторять показанные педагогом упражнения, при неудачах пытались их повторить, но всё же часто испытывали затруднения.

Уровень развития артикуляционной моторики был ниже, чем мимической.

Из 64 человек, 44 ребёнка не справились с заданиями (что составило 68,75 %) и были отнесены к низкому уровню развития артикуляционной моторики. Некоторые дети из этой группы отказались от выполнения упражнения, а часть детей смогли выполнить только одно-два упражнения из семи предложенных.

К среднему уровню было отнесено 20 человек, это соответствует 31,25 % детей экспериментальной группы. Для детей этой группы характерна была малая подвижность органов артикуляционного аппарата, объём и точность движений были снижены, часто причиной этого был гипотонус губ и языка, реже гипертонус. Так, проявив интерес к упражнению «Блинчик» и пытаясь его повторить, дети не могли положить широкий язычок на нижнюю губу и спеть песенку: пе-пе-пе - язычок собирался в комок или убирался в ротовую полость.

Результаты диагностики развития речевой (мимической и артикуляционной) моторики приведены в табл. 3.

Таблица 3

Уровень речевой моторики у детей раннего возраста с ЗРР

Уровень развития, % Высокий Средний Низкий

Количественные показатели состояния лицевой моторики: - 46,87 (30 чел.) 53,12 (34 чел.)

Количественные показатели состояния артикуляционной моторики - 31,25 (20 чел.) 68,75 (44 чел.)

Третье направление исследования было связано с анализом сформированности языковой способности и активной речи, который осуществлялся по трём линиям, соответственно трём группам средств общения.

Первая линия - изучение понимания и использования речевых средств общения - лексики, грамматических средств, фразовой речи, развития звукопроизношения.

Для определения понимания и использования лексических средств и фраз нами были обработаны результаты заполненных опросников для родителей (The MacArthur Communicative Development Inventory, 1993), адаптированных специалистами РГПУ им. А.И. Герцена.

Результаты диагностики понимания речевых средств (табл. 4) показали, что у большей части испытуемых показатели соответствовали среднему и высокому уровню. Легче всего дети понимали отдельные слова - 26 человек (40,62 %) показали высокий уровень и 20 человек (31,25 %) средний. Показатели понимания фразовой речи были немного ниже - 31 человек (48,44 %) имели средний уровень и 19 человек (29,69 %) высокий уровень понимания. Близки к этим показателям были результаты обследования понимания грамматических категорий - 38 человек (59,37 %) имели средний уровень, 14 человек (21,87 %) - средний уровень и 12 человек (18,75 %) имели низкий уровень.

Трудности в понимании были связаны с непониманием приставочных глаголов (одевается - раздевается), слов, не связанных с бытовой ситуацией, также дети затруднялись в понимании ступенчатых инструкций, запоминая и выполняя только первую её часть. Вызывали затруднения задания, связанные с пониманием простых предлогов - дети ошибались, путая предлоги «у» - «за», «в» - «на» при выполнения действий.

Таблица 4

Особенности понимания речевых средств общения детьми раннего возраста с ЗРР

Уровень развития, % Высокий Средний Низкий

Количественный показатель понимания лексических средств общения 40,62 (26 чел.) 31,25 (20 чел.) 28,12 (18 чел.)

Количественный показатель понимания фразовой речи 29,69 (19 чел.) 48,44 (31чел.) 21,87 (14 чел.)

Количественный показатель понимания грамматических категорий 21,87 (14 чел.) 59,37 (38 чел.) 18,75 (12 чел.)

Диагностика уровня владения речевыми средствами показала значительно более низкие результаты, чем при обследовании понимания. Преобладающим был низкий уровень владения лексикой (38 чел. или 59,37 %), грамматикой (34 чел. или 53,12 %) и фразовой речью (38 чел. или 59,37 %). Речь этих детей состояла в основном из лепетных слов, звукоподражаний. Предлоги чаще всего этими детьми не использовались, либо использовали 1-2 предлога («в», «на»). Один ребёнок из этой группы был неговорящим.

У детей со средним уровнем отмечалось ограниченное использование глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, словарь состоял в основном из существительных. Некоторые слова были заменены на звукоподражания (ворона - «кар», малыш - «ля-ля», больно - «ва-ва», кошка - «мяу» и др.), отмечались случаи замены одних слов другими (кровать - диван, цыплёнок - утёнок, курица -утка). Фраза состояла из 1-2 слов, часто с использованием звукоподражаний («Асина би-би»).

Самую малочисленную группу детей составили дети, с высоким уровнем развития лексических средств (8 чел. - 12,5 %), фразовой речи (6 чел. - 9,37 %) и грамматических средств (12 чел. - 18,75 %). Эти дети использовали двух-трехсловную фразу («Бабуська пиеха-ла домой», «Кубик упав пов»). В их речи были представлены все группы слов: животные, еда, транспорт, одежда, обувь и др. Ряд слов - части целого, некоторые названия продуктов, животных не использовались детьми, хотя большую часть этих слов они понимали. Они употребляли 5-6 предлогов и использовали в речи формы единственного и множественного числа. Количественные данные диагностики представлены в табл. 5.

Таблица 5

Особенности использования речевых средств общения детьми раннего возраста с ЗРР

Уровень развития, % Высокий Средний Низкий

Количественный показатель использования лексических средств общения 12,5 (8 чел.) 40,62 (20 чел.) 59,37 (38 чел.)

Количественный показатель использования фразовой речи 9,37 (6 чел.) 37,5 (24 чел.) 53,12 (34 чел.)

Количественный показатель использования грамматических категорий 18,75 (12 чел.) 21,87 (14 чел.) 59,37 (38 чел.)

Количественный показатель развития звукопроизношения 6,25 (4 чел.) 39,06 (25 чел.) 54,69 (35 чел.)

Вторая линия анализа сформированности языковой способности и активной речи была связана с изучением уровня владения (понимания) и использования экспрессивно-мимических средств общения (мимика, жесты, интонация).

Диагностика проводилась в ходе наблюдения за детьми в специально созданных условиях (ситуациях), а также бытовых, родителями и педагогами. В протоколах фиксировалось использование ребёнком в процессе жизнедеятельности экспрессивно-мимическими средствами общения (мимикой, жестами, интонацией). По результатам были выделены три группы.

Первую группу в количестве 15 человек (23,44 %) составили дети с высоким уровнем понимания и использования экспрессивно-мимических средств общения. Для них характерно было активное проявление эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками. Им свойственно было ярко эмоционально реагировать на положительные ситуации (смеялись, улыбались, смотрели в глаза), но они так же ярко реагировали и на огорчение, обиду: могли кричать, плакать, даже погрозить кулачком и топнуть ножкой. Дети эмоционально заряжались от взрослого: улыбались, смотрели на взрослого и пытались повторить движения.

К среднему уровню были отнесены 30 детей (46,87 %). Это самая многочисленная группа по составу. Всех детей объединила незначительная выразительность мимики, жестов в общении со взрослыми и сверстниками. Дети не реагировали активно на положительные эмоции (не улыбались, не смеялись часто), у них чаще присутствовали отрицательные эмоции (плач, крики). Дети данной группы не всегда понимали мимику и интонацию взрослого. Больше были сосредоточены на собственных желаниях.

Низкий уровень составили 19 человек (29,69 %). Отличительной особенностью детей, включённых в данную группу, стало неадекватное реагирование на используемые окружающими средства. При улыбке взрослого и протягивании к ребёнку игрушки (жест взрослого «на») ребёнок мог выхватить из рук игрушку и забросить на шкаф в игровой, либо совсем не реагировал на обращение взрослого.

Таблица 6

Особенности владения (понимания) и использования экспрессивно-мимических средств общения (мимика, жесты, интонация)

Уровень развития, % Высокий Средний Низкий

Количественный показатель 23,44 (15 чел.) 46,87 (30 чел.) 29,69 (19 чел.)

Третья линия анализа сформированности языковой способности и активной речи была связана с изучением владения (понимания) и использования предметно-действенных средств общения.

10 детей (15,63 %) были отнесены к высокому уровню владения (понимания) и использования предметно-действенных средств общения. Они активно вовлекали взрослого в совместную деятельность и активно участвовали в предложенных им игровых ситуациях.

Средний уровень оказался самым многочисленным, и к нему было отнесено 38 детей (59,37 %). У этой группы наблюдался маленький объём предметно-действенных средств общения, который выражался в однообразии их использования. Обращения к взрослому были только по «желанию»: к маме или покормить во время кормления. Важно отметить, что при условии высокой активности взрослого (педагога, родителя), дети начинали реагировать на инициативу взрослого поиграть, выполнить его просьбу. Дети неохотно включались в деятельность взрослого, что выражалось в многократных просьбах взрослого (взрослый мог повторять 3-4 раза).

К низкому уровню было отнесено 16 детей (25 %). Во время наблюдения было отмечено крайне низкое реагирование на активность взрослого. Создавалось впечатление, что дети не слышат, не понимают речь и действия взрослого. Собственный набор предметно-действенных средств общения крайне беден. Не вовлекали взрослого в совместную игровую деятельность. Со сверстниками не общались.

Играя самостоятельно, дети выдвигали коробки с игрушками, высыпали всё на пол, разбрасывали и убегали в другую часть игровой комнаты.

Таблица 7

Особенности владения (понимания) и использования предметно-действенных средств общения

Уровень развития, % Высокий Средний Низкий

Количественный показатель 15,62 (10 чел.) 59,37 (38 чел.) 25 (16 чел.)

Таким образом, результаты проведённого нами логопедического обследования детей третьего года жизни с задержкой речевого развития, которые посещали группы общеразвивающей направленности, позволили сделать следующие выводы. У большей части обследованных нами детей была выявлена задержка в развитии языковой способности и активной речи. Наиболее низкие показатели были выявлены при обследовании умений в активной речи, особенно в развитии фразовой речи и звуковой стороны речи. Почти у 60 % детей был зафиксирован низкий уровень развития по этим

264

направлениям диагностики. Значительно лучше дети понимали об-ращённую речь - две трети обследованных понимали речь на среднем и высоком уровне.

Изучение онтогенетически более ранних средств общения показало их большую сохранность. Так, ведущим в развитии экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения явился средний уровень (от 50 до 60 % обследованных детей). Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы, которая бы способствовала развитию всех средств общения у детей раннего возраста и позволяла предупредить формирование задержки речевого развития в раннем возрасте. По нашему мнению, решению этой задачи может способствовать использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми раннего возраста.

Список литературы

1. Баранова М.Л. (Скуратовская М.Л.), Макарова Н.В. Ранний возраст: организация психолого-педагогической помощи детям в ДОУ. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 240 с.

2. Климкина Е.А. Циклический характер речевого развития ребёнка с позиций психологического и психолингвистического подходов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015. - № 3 (41). - С. 81-97.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.

4. Tietze W. KindergartenEinschätzSkala (KES) : deutsche Fassung der Early childhood environment rating scale von Thelma Harms and Richard M. Clifford / W. Tietze, K.-M. Schuster, H.-G. Roßbach. - Neuwied : Luchterhand, 1997. - 61 p.

5. Talay-Ongan A. Typical and atypical development in early childhood: the fundamentals / A. Talay-Ongan. - New York : Allen & Unwin, 1998. - 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.