Научная статья на тему 'Формирование предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте'

Формирование предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2470
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГИДРОЦЕФАЛИЯ / ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ / HYDROCEPHALUS / PRESCHOOL AGE / TECHNOLOGY LOGOPEDIC WORK ON FORMING A PREREQUISITE FOR SPEECH COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костюк Анна Владимировна

В статье представлены результаты экспериментального изучения предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте. Предложена технология логопедической работы с детьми указанной категории. Показаны результаты ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костюк Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Laying a verbal communication to children with congenital hydrocephalus in preschool age

The article presents the results of a pilot study of the prerequisites of verbal communication in children with congenital hydrocephalus in the preschool age. The technology logopedic work-you are with children of this category. Showing the results of its application.

Текст научной работы на тему «Формирование предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте»

Костюк А. В.

Первоуральск, Россия ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННОЙ ГИДРОЦЕФАЛИЕЙ В ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ УДК 376.37 ББК 74.3

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте.

Предложена технология логопедической работы с детьми указанной категории. Показаны результаты ее применения.

Ключевые слова: гидроцефалия, преддошкольный возраст, технология логопедической работы по формированию предпосылок речевого общения.

Сведения об авторе: Костюк Анна Владимировна, учитель - логопед

Место работы: учитель - логопед ДОУ № 28 «Теремок», г. Екатеринбург

Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов 26, ститут специального образования; Email: logo@uspu.ru

Kostyuk A.V.

Pervouralsk, Russia LAYING A VERBAL COMMUNICATION TO CHILDREN WITH CONGENITAL HYDROCEPHALUS IN PRESCHOOL AGE

ГСНТИ Код ВАК 19.00.10 Abstract. The article presents the results of a pilot study of the prerequisites of verbal communication in children with congenital hydrocephalus in the preschool age. The technology logopedic work-you are with children of this category. Showing the results of its application.

Key words: hydrocephalus, preschool age, technology logopedic work on forming a prerequisite for speech communication.

About the author: Kostyuk AN-to Vladimirovna, teacher - therapist

Place of work: teacher - logoped DOW № 28 "The Mansion", Ekaterinburg

Ин-

Одной из современных тенденций коррекционной педагогики в нашей стране является становление системы оказания ранней помощи детям с различными заболеваниями, вызывающими отклонения в развитии. Одним из таких заболеваний является врожденная гидроцефалия.

Под гидроцефалией понимают чрезмерное увеличение количества ликвора в полости черепа, сопровождающееся повышением внутричерепного давления, прогрессирующим увеличением ликворных

пространств [2].

Ранее у большинства детей с врожденной гидроцефалии отмечалось нарушение интеллекта. В последние десятилетия благодаря внедрению современных методов лечения этого заболевания отмечается не только снижение смертности этих детей, но и уменьшение риска возникновения у них выраженных нарушений психофизического развития и интеллекта [2, 3, 4, 5].

В настоящее время реабилитация детей с этим заболеванием продолжает носить преимущественно

медицинский характер, в то время как психолого-педагогической, в том числе логопедической, помощи не уделяется должного внимания.

Отсутствие такой помощи, ограничение социальных контактов у таких детей приводит к снижению эффективности их социализации. Большинство исследований развития детей с гидроцефалией относится к дошкольному и школьному возрастам [б, 9]. Особенности логопедической работы с детьми с врожденной гидроцефалией недостаточно представлены в имеющейся литературе, хотя имеются работы по изучению развития этих детей в возрасте до 3 лет [3, 5].

Ученые выделяют так называемые предпосылки развития речевого общения ребенка на втором-третьем годах жизни (в преддошко-льном возрасте) - речевые и неречевые процессы, значимые для формирования речи при нарушении ее развития [7, 8, 9, 10 и др.].

В логопедической работе с детьми преддошкольного возраста, в том числе с врожденной гидроцефалией, необходимо осуществлять формирование предпосылок речевого общения: моторной, перцептивной базы речи, подражательной, предметно-практической деятельности, а также понимания речи.

Сформированность речевого общения у ребенка в этом возрасте косвенно можно оценить не только через невербальную коммуникацию, но и через активную, т.е. экспрессивную, речь. Под экспрессив-

ной речью понимается говорение ребенка, соответствующее онтогенетическим показателям.

Экспрессивная речь детей на втором-третьем годах жизни еще недостаточно развита: отмечается большое количество звукоподражаний, контурных, упрощенных слов. Даже такое говорение выполняет у них коммуникативную функцию. Дети активно сопровождают свою речь жестами.

Проблема нашего исследования заключалась в изучении предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошко-льном возрасте, а также в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии формирования у них предпосылок речевого общения как средства стимуляции экспрессивной речи.

Целью исследования являлась разработка, апробация и определение эффективности педагогической технологии формирования предпосылок речевого общения как средства стимуляции экспрессивной речи у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте на основе изучения у них взаимосвязи уровней развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной, предметно-практической деятельности, импрессивной и экспрессивной речи.

В исследовании на разных этапах участвовали 117 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, проживавшие в период исследования на территории городского округа Первоуральск

Свердловской области: 9 детей с врожденной гидроцефалией, 24 ребенка с задержкой речевого развития (ЗРР) с легкой степенью псев-добульбарной дизартрии без гидроцефалии, 84 ребенка с нормально развивающейся речью без гидроцефалии. В исследовании не принимали участия дети с врожденной гидроцефалией, при которой увеличение количества ликвора сопровождалось уменьшением объема мозгового вещества, а также дети с воспалительными заболеваниями головного мозга и дети с обширными органическими поражениями головного мозга. Группа детей с нормально развивающейся речью была введена в исследование с целью получения статистически достоверных данных, необходимых при адаптации методик психологопедагогического обследования детей в преддошкольном возрасте.

Экспериментальная часть исследования проведена в 2004-2007 г.г. на базе ряда учреждений г. Первоуральска Свердловской области: ГОУ СО Первоуральский центр социальной помощи семье и детям «Росинка»; ДОУ №№ 15, 90, 111.

На констатирующем этапе исследования подобраны, адаптированы методы и приемы обследования моторной и перцептивной базы речи, импрессивной и экспрессивной речи, изучения подражательной и предметно-практической деятельности детей в преддошкольном возрасте; проведено психолого-педаго-гическое обследование детей с вро-

жденной гидроцефалией в преддо-школьном возрасте, их сверстников без гидроцефалии: с задержкой речевого развития с легкой степенью дизартрии и с нормально развивающейся речью; анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Выполнение каждого задания оценивалось по четырехбалльной шкале: от 1,0 до 4,0 баллов. Результатом оценки развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, сформированности

экспрессивной речи являлось среднее арифметическое набранных баллов всех заданий по каждому разделу; диапазон составлял от 1,0 до 4,0 баллов.

Все дети были распределены по уровням развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, импрессивной и экспрессивной речи:

высокий - количественный результат равняется 4,0 баллам при выполнении заданий по возрасту, при этом правильно выполняется более половины всех заданий раздела, рассчитанных на следующий возрастной период;

выше среднего - количественный результат при выполнении заданий по возрасту равняется 4,0 баллам, при этом ребенок правильно выполняет 1-2 пробы, рассчитанные на следующий возрастной период;

средний - количественный результат при выполнении заданий по возрасту равняется 3,0-3,9 балла; ниже среднего - количествен-

ный результат при выполнении заданий по возрасту равняется 2,0-2,9 балла;

низкий - количественный результат при выполнении заданий по возрасту равняется 1,0-1,9 балла, при этом ребенок не может выполнить часть заданий предыдущего возрастного периода.

Анализ полученных результатов позволил нам сделать выводы о том, что для большинства обследованных детей с врожденной гидроцефалией характерно следующее:

1) задержанное развитие общей моторики при среднем и ниже среднего уровнях развития мелкой, мимической, артикуляционной моторики, что свидетельствует о сохранности моторной базы речи;

2) соответствие или приближенность к онтогенетическим показателям развития предметнопрактической деятельности и им-прессивной речи, что свидетельствует об отсутствии нарушений интеллекта;

3) низкий уровень развития речевого подражания при среднем или ниже среднего уровне развития неречевого подражания, что можно рассматривать как проявление недостаточного развития мотивации речевого общения (такое различие уровней развития неречевого и речевого подражания не характерно для обследованных детей без врожденной гидроцефалии);

4) низкий и ниже среднего уровни сформированности экспрессивной речи, что наблюдается и у их сверстников с ЗРР (у детей с нормальным развитием речи отмечались средний и выше среднего уров-

ни);

5) сочетание низкого уровня сформированности экспрессивной речи со средним и ниже среднего уровнями развития импрессивной речи.

Данные о распределении детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте и их сверстников с ЗРР без гидроцефалии по уровням развития предпосылок речевого общения и уровням сформи-рованности экспрессивной речи отражены в табл. 1.

Анализ данных табл. 1 показывает, что у большинства обследованных нами детей с врожденной гидроцефалией отмечается соответствие уровней развития экспрессивной речи уровням развития моторной базы речи; уровни развития перцептивной базы речи, предметнопрактической деятельности, импрес-сивной речи выше уровня развития экспрессивной речи.

У детей с ЗРР без гидроцефалии наблюдается соответствие уровней развития перцептивной базы речи и экспрессивной речи.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что нарушение развития речи детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте обусловлено более сложным сочетанием недоразвития одних и нормального развития других предпосылок речевого общения, чем у детей с ЗРР без гидроцефалии, а также о необходимости индивидуального подхода в логопедической работе с детьми изучаемой категории.

Таблица 1

Данные о распределении детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте (ВГ) и их сверстников с ЗРР без гидроцефалии (ЗРР) по уровням развития предпосылок речевого общения и уровням сформированности экспрессивной речи

Уровни развития предпосылок речевого общения и уровням сформиро-ванности экспрессивной речи Количество детей, %

Моторная база речи Перцептивная база речи Предметно- практическая деятельность Импрессив-ная речь Экспрес- сивная речь

ВГ (п = 9) ЗРР (п = 24) ВГ (п = 9) ЗРР (п = 24) ВГ (п = 9) ЗРР (п = 24) ВГ (п = 9) ЗРР (п = 24) ВГ (п = 9) ЗРР (п = 24)

Высокий 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Выше среднего 0,0 4,2 0,0 0,0 11,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Средний 11,1 79,2 0,0 4,2 44,4 0,0 33,33 0,0 0,0 0,0

Ниже среднего 33,3 16,6 55,6 58,3 33,3 79,2 33,33 58,3 33,3 41,7

Низкий 55,6 0,0 44,4 37,5 11,1 20,8 33,33 41,7 66,7 58,3

В табл. 2 приведены данные о распределении обследованных детей по уровням развития подражательной деятельности и экспрессивной речи.

Данные, представленные в табл.2, показывают выраженное различие между уровнями развития неречевой и речевой подражательной деятельности только у детей с врожденной гидроцефалией. Причиной этого можно считать недостаточное развитие мотивации речевого под-

ражания, что негативно влияет на развитие мотивации к речевому общению и экспрессивной речи.

Для детей без гидроцефалии различие между уровнями развития речевого и неречевого подражания либо незначительное (дети с ЗРР), либо отсутствует (дети с нормальным развитием речи).

У 8 детей с врожденной гидроцефалией (88,9 %) уровни развития речевой подражательной деятельности соответствуют уровням раз-

вития экспрессивной речи.

Такие результаты свидетельствуют как о наличии взаимосвязи уровней развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной деятельности и уровней сформиро-

ванности экспрессивной речи, так и о потенциале развития подражательной деятельности в работе по формированию предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте.

Таблица 2

Данные о распределении обследованных детей преддошкольного возраста по уровням развития неречевой и речевой подражательной деятельности (ПД), по уровням развития экспрессивной речи (ЭР)

Уровни развития ПД и сформи-рованно-сти ЭР Кол-во детей, %

Врожденная гидроцефалия, (п = 9) ЗРР, (п = 24) Нормальное развитие речи, (п = 84)

ПД ЭР ПД ЭР ПД ЭР

неречев. речев. неречев. речев. неречев. речев.

Высокий 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,4 2,4 1,2

Выше среднего 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 14,3 14,3 8,3

Средний 55,6 0,0 0,0 83,3 75,0 0,0 83,3 83,3 90,5

Ниже среднего 33,3 33,3 33,3 16,7 25,0 41,7 0,0 0,0 0,0

Низкий 11,1 66,7 66,7 0,0 0,0 58,3 0,0 0,0 0,0

Для исследования взаимосвязи между уровнями развития различных предпосылок речевого общения у детей применены коэффициент корреляции г-Пирсона и коэффициент частной корреляции.

Результаты вычислений показали статистическую значимость (г<0,05) взаимосвязей между уровнем развития подражательной деятельности и уровнем развития экспрессивной речи; между уровнем развития экспрессивной речи и уров-

нями развития предметно-прак-

тической и подражательной деятельности; между уровнем развития экспрессивной речи и уровнями развития перцептивной базы речи и подражательной деятельности.

На уровне статистической тенденции (г<0,1) обнаружена взаимосвязь между уровнями развития моторной базы речи, подражательной деятельности и уровнем развития экспрессивной речи.

Таким образом, по результатам

психолого-педагогического обследования можно сделать следующие выводы:

1) для детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте характерны разнообразные сочетания недоразвития одних и нормального развития других предпосылок речевого общения, что требует индивидуального подхода к каждому ребенку;

2) у детей с врожденной гидроцефалией выявлены особенности подражательной деятельности: выраженный период включения в речевое подражание, его низкая активность и слабая эмоциональная окрашенность; недоразвитие образа взрослого как объекта для речевого подражания, недоразвитие мотивации к речевому подражанию; отставание уровня развития речевого подражания от уровня развития неречевого подражания;

3) для детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте характерны следующие особенности экспрессивной речи: малое, по сравнению с их сверстниками без гидроцефалии, использование звукоподражаний и упрощенных слов, отсутствие контурных и правильно произносимых; в общении они активно применяют дифференцированные жесты, обладающие предметной отнесенностью; у большинства этих детей показатели развития предметнопрактической деятельности и им-прессивной речи соответствуют или приближены к показателям их здо-

ровых сверстников, что свидетельствует об отсутствии у них нарушений интеллекта;

4) отмечается наличие взаимосвязи между уровнями развития предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте.

С учетом теоретических данных, общедидактических принципов, теории педагогических технологий [1] и результатов констатирующего эксперимента разработана педагогическая технология формирования предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте, включающая в себя подготовительный, диагностический, плановопрогностический, формирующий,

контрольно-аналитический этапы.

На подготовительном этапе осуществлялась подготовка к взаимодействию триады субъектов: ребенок - значимый для ребенка взрослый - логопед. Устанавливался контакт с ребенком и значимым для него взрослым.

Выявлялись индивидуальные предпочтения ребенка (любимая игрушка, причины негативных эмоций), особенности режима дня, подбиралось оптимальное время для обследования ребенка и организации занятий. Ребенок знакомился с помещением для занятий.

На диагностическом этапе изучалось отношение родителей к ребенку и осуществлялось психоло-го-педагогическое обследование

ребенка.

На планово-прогностическом этапе прогнозировался вероятностный результат логопедической работы, определялся объем изучения каждого модуля формирующего этапа, проектировалась индивидуальная программа логопедической работы, планировался график ее осуществления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На формирующем этапе реализовывалась индивидуальная программа логопедической работы.

Особенностью формирующего этапа является его модульная структура, что обеспечивает индивидуальный подход в логопедической работе:

1. Модуль формирования подражательной и предметно-

практической деятельности на основе взаимодействия субъектов логопедического процесса.

Задачи: нормализация отношения родителей (значимых взрослых) к ребенку; развитие мотивации ребенка к взаимодействию со взрослым; формирование двигательного подражания, подражания взрослому в предметно-практической деятельности; просодического и вербального подражания. Данные виды работы осуществлялись в формировании предметно-практической деятельности: соотносящих, орудийных действий, действий с помощью вспомогательных средств; формировании ролевых действий и сюжетной игры (на третьем году жизни детей).

2. Модуль формирования моторной базы речи.

Задачи: развитие общих движе-

ний и мелкой моторики в соответствии с возможностями ребенка; формирование мимической, артикуляционной моторики [8].

3. Модуль формирования перцептивной базы речи.

Задачи: формирование внимания и восприятия различной модальности, пространственных представлений, речевого слуха; развитие целостного представления о предметах и явлениях окружающего мира, представлений о своем теле; развитие темпоритмического чувства.

4. Модуль формирования им-прессивной речи.

Задачи: обогащение пассивного номинативного, предикативного, адъективного словарного запаса; формирование понимания фразовой речи с опорой на ситуацию; формирование понимания речи с опорой на картинку; формирование понимания речи с опорой на прошлый опыт.

5. Модуль формирования экспрессивной речи.

Задачи: формирование коммуникативной функции речи; активизация звукоподражаний, словарного запаса; формирование фразовой речи; формирование элементарного диалога.

В работе применялись наглядные методы (наблюдение за предметом, процессом, действием, выполняемым взрослым, обследование объектов и предметов окружающей действительности), словесные методы (повторение за ребенком вербально-вокальной продукции,

вербализация взрослым своей деятельности и действий ребенка, пара-лингвистических средств общения ребенка, диалог), практические методы (логопедический массаж, тактильное взаимодействие, пассивное и активное выполнение ребенком заданий, дидактические игры и упражнения, организация развивающей среды).

На данном этапе использовались следующие формы работы:: выполнение режимных моментов (родителями), логопедические и музыкальные занятия, совместная предметно-практическая деятельность ребенка и взрослого, консультации для родителей.

Логопедические занятия с детьми проводились сначала индивидуально при активном участии значимого взрослого, а затем при отсутствии медицинских противопоказаний к контактам с посторонними - в подгруппах по 2-3 ребенка.

Частота занятий с каждым ребенком составляла от 1 до 3 раз в неделю, определялась с учетом тяжести и специфики основного заболевания, результатов психологопедагогического обследования. Занятия проводились с каждым ребенком в течение 1,5 лет.

Индивидуальное логопедическое занятие представляло собой динамически построенное взаимодействие триады субъектов логопедической работы (ребенок - родитель - логопед) со сменой различных видов деятельности. Продолжительность занятия составляла от 7 до 30 минут в за-

висимости от физического и эмоционального состояния ребенка.

В каждое занятие включался широкий диапазон предметнопрактических действий («игр»), направленных на формирование приемов и способов взаимодействия с объектами неживой и живой природы, в том числе с одушевляемыми объектами (игрушками).

Смена различных видов деятельности препятствовала угасанию интереса к упражнениям, появлению утомления. Разученные на занятиях упражнения, предметно-практические действия закреплялись у детей родителями в домашних условиях.

Подгрупповые занятия с детьми с врожденной гидроцефалией проводились на третьем году жизни. Детей с врожденной гидроцефалией объединяли с их сверстниками без гидроцефалии в соответствии с уровнем развития предпосылок речевого общения.

Подгрупповые занятия с детьми с врожденной гидроцефалией до 2,5 лет проводились с участием родителей, в дальнейшем - без родителей. Занятия с детьми, стойко отстающими в формировании экспрессивной речи, были индивидуальными, в занятиях обязательно принимали участие родители.

На подгрупповых занятиях решались задачи: развитие произвольного внимания, подражательной деятельности, общей и мелкой моторики, темпоритмического чувства; развитие фонематического слуха, формирование элементарных

умений взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, речевого подражания, коммуникативной функции речи.

На консультациях проводилось информирование родителей о развитии речи у здоровых детей и у детей при врожденной гидроцефалии, об индивидуальных возможностях ребенка, обучение приемам и способам формирования предпосылок речевого общения и экспрессивной речи у детей, обсуждение рекомендаций по организации коррекционно-развивающей среды в соответствии с возможностями ребенка.

Отслеживание уровня сформи-рованности предпосылок речевого общения проводилось два раза в год. В зависимости от результатов отслеживания осуществлялась корректировка содержания логопедической работы.

На контрольно-аналитическом этапе анализировались результаты логопедической работы, формулировались общие выводы.

По итогам реализации педагогической технологии при достижении каждым ребенком экспериментальной группы (ЭГ) возраста трех лет проводился контрольное психо-лого-педагогическое обследование

ребенка.

Полученные результаты сравнивались с результатами психологопедагогического обследования детей без гидроцефалии: с ЗРР (первая контрольная группа - КГ1) и с нормально развивающейся речью (вторая контрольная группа - КГ2).

Критериями оценки эффективности педагогической технологии выступили: изменения уровней развития предпосылок речевого общения.

В развитии моторики у 4 детей с врожденной гидроцефалией (44,4 %) отмечена задержка овладения локомоторными умениями.

Отмечена положительная динамика в развитии перцептивной базы речи, подражательной и ведущей деятельности возраста: у 66,7 % детей отмечено появление сюжетной игры. У 15,0 % детей с ЗРР без гидроцефалии показатели сформирован-ности моторной, перцептивной базы речи, подражательной и игровой деятельности соответствовали возрасту.

Уровень развития импрессив-ной речи у 66,7 % детей с врожденной гидроцефалией соответствовал аналогичным показателям их сверстников с нормальным развитием речи без гидроцефалии.

Состояние мотивации к экспрессивной речи у детей в возрасте трех лет мы могли оценить только косвенно через уровень развития речевого подражания. У 88,9 % детей с врожденной гидроцефалией речевое подражание характеризовалось активностью, эмоциональной насыщенностью.

В конце обучения 66,7 % детей ЭГ, как и их сверстники с нормальным развитием речи, использовали в речи общеупотребительные слова.

Сравнительные данные об изменении процентного соотношения детей по уровням сформированно-

сти экспрессивной речи во всех в начале и конце обучения представлены в табл. 3. В связи с разным количеством детей в КГ1 на начало и конец обучения (4 ребенка перестали посещать ДОУ) данные приведены в процентах.

Для детей ЭГ указанное изменение более выражено: уровень развития экспрессивной речи повысился

на 1 уровень у 4 детей (с низкого до ниже среднего - у 2 детей, с ниже среднего до среднего уровня - у 2 детей), на 2 уровня - у 4 детей (с низкого до среднего - у 3 детей, с ниже среднего до выше среднего - у 1 ребенка). У одного ребенка (с пассивной резидуальной гидроцефалией) сформированность экспрессивной речи осталась на низком уровне.

Таблица 3

Распределение детей по уровням сформированности экспрессивной речи в начале и в конце обучения, %

Уровни сформированное™ экспрессивной речи Количество детей

ЭГ КГ1 КГ2

Начало (п = 9) конец (п = 9) начало (п = 24) Конец (п = 20) начало (п = 84) Конец (п = 84)

Высокий 0,0 0,0 0 0 1,2 3,6

Выше среднего 0,0 11,1 0 0 8,3 8,3

Средний 0,0 55,6 0 15,0 90,5 88,1

Ниже среднего 33,3 22,2 41,7 50,0 0 0

Низкий 66,7 11,1 58,3 35,0 0 0

Оценка достоверности полученных результатов проводилась методами математической статистики через определение степени значимости образовавшихся различий для показателей сформирован-ности экспрессивной речи до и после обучающего эксперимента.

Вычисленный с помощью программы статистического анализа данных 8Р88 11,5 Т-критерий Вилкоксона показал достоверность изменений в экспериментальной группе (уровень значимости

рэг=0,008<0,05). Для контрольных групп значимые достоверные изменения не обнаружены (рКГ1=0,00;

Ркг2=0,00).

Результаты обучающего эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной педагогической технологии формирования предпосылок речевого общения у детей с активной формой врожденной гидроцефалии в пред-дошкольном возрасте как средства формирования у них экспрессивной речи.

Результаты проведенного исследования позволили конкретизировать понятие «нарушение развития экспрессивной речи детей с врожденной гидроцефалией в пред-дошкольном возрасте», под которым понимается дисфункция компонентов иерархической структуры процесса речепорождения, специфический процесс недоразвития продуцирования речевого высказывания, связанный с сочетанием недоразвития одних и нормального развития других базовых факторов формирования экспрессивной речи: моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности.

Выявлены особенности показателей развития экспрессивной речи у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте: малое использование звукоподражаний и упрощенных слов, отсутствие контурных и правильно произносимых слов; при этом показатели развития предметно-практической деятельности и импрессивной речи и активное использование в общении дифференцированных жестов, обладающих предметной отнесенностью, свидетельствуют об отсутствии у большинства из них нарушений интеллекта.

Установлено, что у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте наблюдаются индивидуальные сочетания недоразвития одних и нормального развития других предпосылок речевого общения: моторной, пер-

цептивной базы речи, подражательной и предметно-практи-

ческой деятельности, импрессив-ной и экспрессивной речи.

Раскрыты особенности развития подражательной деятельности у детей с врожденной гидроцефалией в преддошкольном возрасте: а) при нормальных или приближенных к нормальным показателях развития неречевого подражания наблюдается выраженное недоразвитие речевого подражания; б) выраженный период включения в речевое подражание, его низкая активность и эмоциональная окрашенность.

У детей с ЗРР наблюдается низкая активность речевого подражания, отсутствует выраженный период включения в подражание. Разработана и апробирована педагогическая технология формирования предпосылок речевого общения у детей с врожденной гидроцефалией, которая способствует активному процессу формирования экспрессивной речи у этих детей.

Технология включает в себя работу по формированию моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, импрессивной и экспрессивной речи и осуществляется с учетом индивидуального подхода. Доказана эффективность предложенной педагогической технологии.

Перспективными направле-

ниями продолжения исследований могут стать следующие: изучение показателей развития высших психических процессов, в том числе и

речи, у детей с врожденной гидроцефалией в дошкольный и школьный периоды развития; дальнейшая разработка структуры и содержания комплекса диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий в работе с указанной категорией детей различного возраста.

Литература

1. Алексеев, О. Л. Системный под-

ход как методологическая основа научного познания / О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов // Специальное образование: Научно-

методический журнал. - 2002. -№ 1. - с. 6-17.

2. Артарян, А. А. Некоторые вопросы патогенеза гидроцефалии: [Электронный документ] // Материалы семинара по гидроцефалии, декабрь 1999, г. Ступино. (Й1р://пеиго8и^егу. ше^опе.ги/та gazine/1-2_2000/1-2_2000-18a.htm).

3. Веселова, А. Н. Клиникодиагностическое и прогностическое значение нарушений мозгового кровотока при постгеморра-гической гидроцефалии у недоношенных новорожденных детей: автореферат дис. ... канд. мед. наук / А. Н. Веселова; ФГУ Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. - М., 2007. - 27 с.

4. К проблеме «классификация гидроцефалии», РНХИ им. проф. А.

Л. Поленова, Санкт-Петербург [Электронный документ] // Материалы семинара по гидроцефалии, декабрь 1999, г. Ступино. (ИИр://пеиго8и^егу. webzone.ru/ma gazine/1-2_2000/1-2_2000-18a.htm).

5. Кузенкова, Л. М. Активная и пассивная резидуальная врожденная гидроцефалия у детей (прогноз психоневрологического и соматического развития в условиях длительного наблюдения) : автореферат ... д-ра мед. наук / Л. М. Кузенкова ; НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН. - М., 2006. - 37 с.

6. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид - М. : Просвещение, 1972. - 232 с.

7. Разенкова, Ю. А. Логопедиче-ское обследование. [Электронный ресурс] / Ю. А. Разенкова // Альманах ИКП РАО. - 2001. - № 4. (http://almanah.ikprao.rU/4/st02.htm)

8. Репина, З. А. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста / З. А. Репина, А. В. Доросинская; Урал. гос. пед. ун-т, НПРЦ «Бо-нум». - Екатеринбург, 1999. - 78 с.

9. Симерницкая, Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 190 с.

10. Скворцов, И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И. А. Скворцов, Н. А. Ермоленко. - М. : МЕДпресс-

информ, 2003. - 368 с.

© А. В. Костюк, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.