педагогические науки
Щербак Светлана Геннадьевна ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОСОДИКО ...
УДК 371.9: 372
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0033
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОСОДИКО-ИНТОНАЦИОННЫХ ОШИБОК ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
© 2020
SPIN-код: 4344-1479
AuthorlD: 724802
Щербак Светлана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты изучения просодических средств у детей младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами, которые используются в устной речи и в чтении. Коррекционная помощь детям с дизартрическими расстройствами оказывается в дошкольном возрасте. Она направлена на коррекцию в основном произносительной стороны речи и при необходимости - лексико-грамматической стороны речи. Как показывает анализ специальной литературы, у детей данной группы не всегда происходит полная коррекция дефекта. Нарушения произносительной стороны речи проявляются в более сложных видах речевой деятельности: в устной монологической и письменной речи. Определена необходимость разработки содержания логопедической работы по коррекции просодических средств в дошкольном возрасте у детей с дизартрическими расстройствами с целью предупреждения нарушений чтения. В экспериментальном исследовании были выявлены нарушения просодической стороны устной речи и применение просодико-интонационных средств в чтении у младших школьников дизартрическими расстройствами. На основании анализа полученных результатов и изучения научно-методической литературы было разработано содержание коррекционной работы в дошкольном возрасте на основе принципиальных подходов к формированию коммуникативной направленности речевой деятельности. .Цель коррекционной работы - предупреждение нарушений чтения у детей с дизартрическими растройствами посредством формирования у них навыков использования просодико-интонационных средств для оформления устного выказывания и при освоении элементов чтения. Рассмотрены основные направления коррекционной работы их поэтапная реализация, краткая характеристика каждого направления и используемые методы и приемы. Представленное содержание может быть использовано в коррекционно-образовательной работе с детьми с другими формами речевых расстройств в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: дети с дизартрическими расстройствами; просодико-интонационные средства, осознанность чтения, интонационное оформление высказывания, речевая коммуникация, чтение, коммуникативно-когнитивный подход
PREVENTION OF PROSODIC-INTONATIONAL READING ERRORS IN CHILDREN
WITH DYSARTHRIC DISORDERS
© 2020
Shcherbak Svetlana Gennadevna, candidate of pedagogical sciences, lecturer, Department of special pedagogy, psychology and meaningful techniques South Ural State humanitarian and Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Prospekt Lenina, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the results of the study of prosodic drugs in children of primary school age with dysarthric disorders, which are used in oral speech and reading. Correctional care for children with dysarthric disorders is provided in preschool age. It is aimed at correcting mainly the pronunciation side of speech and, if necessary, the lexical and grammatical side of speech. As the analysis of special literature shows, children of this group do not always have a complete correction of the defect. Violations of the pronunciation side of speech are manifested in more complex types of speech activity: in oral monological and written speech. The necessity of developing the content of speech therapy work on the correction of prosodic means in preschool age in children with dysarthric disorders in order to prevent reading disorders is determined. The experimental study revealed violations of the prosodic side of oral speech and the use of prosodic-intonation means in reading in younger students with dysarthric disorders. On the basis of the analysis of the obtained results and the study of scientific and methodological literature, the content of correctional work in preschool age was developed on the basis of fundamental approaches to the formation of communicative orientation of speech activity. .The purpose of correctional work-the prevention of reading disorders in children with dysarthric disorders through the formation of their skills to use prosodic-intonation means for the design of oral expression and the development of reading elements. The main directions of correctional work, their phased implementation, a brief description of each direction and the methods and techniques used are considered. The presented content can be used in correctional and educational work with children with other forms of speech disorders in educational institutions.
Keywords: children with dysarthric disorders; prosodic-intonation means, mindfulness of reading, intonation design statements, speech communication; reading, communicative and cognitive approach
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основными задачами при обучении чтению является формирование его взаимно обуславливающих качеств: правильности и осознанности [1]. Чтение без искажений и без запинок прочитанных букв, слогов, слов, предложений характеризуется как плавный процесс, обеспечивающий не только скорость (беглость), но и осмысление прочитанного. Особую роль в понимании прочитанного играют способность читать выразительно и осознанно, передавать с помощью просодических средств главную мысль текста и свое отношение к прочитанному. Формирование осознанности чтения лежит в основе становления у детей читательской компетенции [2].
Особое значение данные положения имеют при обучении чтению детей с нарушениями речи. В исследованиях Т.А. Алтуховой, О.Б. Иншаковой, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, М.Н. Русецкой, Г.В. Чиркиной и др. рассматриваются нарушения чтения у детей с речевой патологией, описываются нарушения его технической и смысловой стороны. Выделены различные причины нарушения чтения: недостаточное развитие устной речи [3,4,6,8], несформированность психических процессов: слухового восприятия, зрительного восприятия, зрительно-пространственных ориентировок [5,6,7], недостаточная психическая активность протекания письменно-речевой деятельности [4,5,6,8].
В работах Репной З.А, Лариной Е.А. [9] рассматри-
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
137
Shcherbak Svetlana Gennadevna pedagogical
PREVENTION OF PROSODIC ... sciences
ваются теоретические вопросы влияния несформиро-ванности интонационной стороны устной речи детей младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами на усвоение навыка чтения.
Необходимо отметить, что дети с дизартрическими расстройствами получают коррекционную помощь в дошкольном возрасте. Одной из задач реализации образовательной Программы является обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования, т.е. подготовка детей с ТНР к обучению в школе. В рамках этого осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, в котором реализуются задачи коррекции устной речи и обучения детей элементарным навыкам письма и чтения [10].
В исследованиях Щербак С.Г. [11] было установлено, что недостаточность интонационного оформления устной речи разной степени выраженности характерна для всех детей с дизартрическими расстройствами. При отсутствии тяжёлых нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрическими расстройствами отмечается несформированность коммуникативно-речевых навыков и умений, обеспечивающих речевую коммуникацию. Это может вызвать школьную дезадаптацию детей, одним из проявлений которой будет являться нарушение письменной речи.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость практического изучения интонационной стороны речи детей с дизартрическими расстройствами в устной речи и просодико-интонационных средств в процессе обучения чтению, разработки содержания логопедической работы по коррекции просодических средств в дошкольном возрасте у детей с дизартрическими расстройствами с целью предупреждения нарушений чтения в начальной школе.
Проблема формирования чтения рассматривается не только в рамках достижения предметных результатов освоения образовательной программы. Не менее важно рассматривать преодоление нарушений чтения с точки зрения достижения метапредметных результатов её освоения. Русецкая М.Н. подчёркивает, что у детей с речевой патологией нарушается формирование читательских компетенций, поэтому они не состоятельны как в образовательных, так и в социокультурных целях для решения когнитивных и коммуникативных задач [12].
При изучении качественных характеристик чтения Т.А. Алтухова, И.И. Карачевцева указывают, что недостаточность способа, правильности, выразительности, скорости и понимании прочитанного проявляется и в просодико-интонационном его оформлении. Дети испытывают трудности в ориентировке на знаки препинания в процессе чтения. Они не владеют способами вычленения в печатном тексте предложения как единицы, которая имеет смысловое значение, так как не понимают его интонационной законченности. Данные ошибки негативно влияют на качество чтения, его осознанность [13].
Формирование навыков чтения рассматривается традиционно в логопедии в аспекте системного подхода к преодолению речевых нарушений [6]. Недоразвитие устной речи является одним из ведущих факторов, влияющих на усвоение чтения детьми с нарушениями речи. Недостаточное развитие у младших школьников с ди-зартрическими расстройствами навыков интонационного оформления устной речи приводит к трудностям понимания прочитанного [13]. При изучении монологического устного высказывания у младших школьников с нарушениями речи [14] установлено, что трудности его интонационного оформления затрудняют передачу смысловой программы.
Рассматривая дислексии, М.Н. Русецкая [7] определяет ведущим в структуре нарушения чтения первичную недостаточность речеязыкового развития и, прежде всего, устной речи. Значимость сформированности устно-устно-речевых навыков для обучения письму и чтению обозначается во всех работах, посвящённых преодоле-138
нию нарушений письменной речи.
Вместе с тем, в исследованиях А.А. Алмазовой, Г.В. Бабиной [14] указывается, что группу детей с дефици-тарным уровнем готовности к обучению письменной речи составляют дети с речевой патологией. При этом одним из факторов риска возникновения нарушений письма и чтения выделен фактор нарушения произносительной стороны речи, проявляющийся, в частности, и на интонационном уровне.
А.В. Лагутина [15] обосновывает необходимость работы по формированию функционального базиса чтения в ходе подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения с целью предупреждения дислексии, При этом в Программе[10] обозначены задачи по подготовке к грамоте, направленные на обучение детей послоговому и слитному чтению слов, предложений, коротких текстов. Формирование просодико-интонацион-ных средств в процессе чтения, способствующих осознанному чтению специально не выделяются.
Включение в коррекционную работу с детьми с нарушениями речи задач по формированию просодико-интонационных средств направлено на предупреждение нарушений правильности и осознанности чтения в младшем школьном возрасте.
Формирование целей статьи (постановка задания). С целью выявления степени сформированности просо-дико-интонационных средств у детей с дизартрическими расстройствами в устной речи и в чтении на базе образовательных учреждений: М(С)КОУ №11, МБОУ№112 г. Челябинска было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 35 детей младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами. Изучение просодико-интонационных средств в чтении проводили на основе методических рекомендаций Т.А. Алтуховой, О.Е. Грибовой [3,16]. Для чтения предлагались специально подобранные тексты, доступные и небольшие по объему, включающие диалоги и прямую речь, понимание которых зависело от правильности прочтения интонационных конструкций. Изучались как правильность чтения, так и его осознанность, для определения которой детям предлагалось ответить на вопросы. Также изучение просодико-интонационных средств проводили в устной монологической речи. Выявляли их сформированность на лингвистическом, лингво-ког-нитивном и когнитивно-коммуникативном уровне [17]. Анализировали собственно-лингвистические компоненты интонационной стороны речи: артикуляционный темп, голосовая функция: тембр, громкость, сила; линг-во-когнитивные - общий темп речи, паузация; коммуникативно-когнитивные - изменение мелодики речи в зависимости от цели высказывания и коммуникативной ситуации; интонационное завершение высказывания; логическое ударение [13].
Проведённый затем сопоставительный анализ полученных данных позволил определить содержание логопедической работы по коррекции просодико-интонаци-онных средств устной речи и при освоении элементов чтения с целью предупреждения нарушений правильности и осознанности чтения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ данных, полученных в ходе изучения про-содико-интонационных средств в чтении показал следующее. Все дети с дизартрическими расстройствами овладели продуктивным способом чтения. В чтении отмечались трудности использования интонационных конструкций, определяемой знаками препинания, при этом дети правильно определяли знак, его значение. Также преобладала монотонность чтения (94%), слитное прочтение предложений (отсутствие пауз - 94%), трудности интонационного завершения предложения и текста в целом (83%). Дети не учитывали знаков препинания (запятых, точек), интонационно их не обозначали паузами, понижением и повышением основного тона голоса, что Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Щербак Светлана Геннадьевна ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОСОДИКО ...
проявлялось в отрывистом или слитном чтении.
Нарушение интонационного оформления устного высказывания также проявлялось: в недостаточности движения основного тона в высказывании - при завершении выказывания преобладал нисходяще-ровный тон и частично использовался восходяще-ровный тон, полностью отсутствовало изменение основного тона (ровная мелодика - монотон). Большая часть детей завершают устное(57%) и письменное (84%) высказывание посредством лексического завершения с помощью слов «все», «вот», невербального поведения - взгляда на слушающего, кивка головой. Все действия сопровождаются продолжительной паузой со взглядом ожидания, поиском помощи (взгляд), ожидания подсказки, что указывает на затруднения в понимании окончания высказывания. Необходимо отметить, что к школьному возрасту у детей с нормой речевого развития формируется интуитивная способность произносить ударные и безударные слоги - базы для становления логического ударения в устной и письменной речи. У всех детей с дизартрическими расстройствами отмечалось недостаточное использование логического ударения, как в устном выказывании (94%), так и в чтении (100%). Это отражалось на передаче семантики высказывания. Данные нарушения связаны в основном с недостаточностью переключения в основном тоне голоса, что выражалось в полном отсутствии выделения значимого слова. Недостаточное владение детьми просодико-интонационными средствами было связано с трудностями планирования устного высказывания и проявлялось в отсутствии логического ударения или выделении незначимого слова. У некоторых детей (34%) отмечался медленный темп чтения по причине недостаточно автоматизированной техники чтения. При достаточной скорости чтения у 66% детей с нарушениями речи отмечается недостаточное маркирование смысловой структуры устного и письменного высказывания с помощью просодико-интонационных средств. У всех испытуемых отмечается нарушение выразительности в процессе чтения. Такие нарушения указывают на отсутствие у детей с дизартрическими расстройствами навыков размещения основного тона голоса во фразе для выделения темы и ремы. Это прослеживалось при выявлении понимания смысла прочитанного. Дети затруднялись в ответах на вопросы по прочитанному тексту, отказывались от ответов на поставленные вопросы, неправильно объясняли причины и мотивы совершаемых действий, неправильно оценивали их поступки. Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточной сформированности просодико-интонаци-онных средств для оформления устного и письменного высказывания. У некоторых детей с дизартрическими расстройствами () недостаточность звукового оформления устной речи, как проявление основного дефекта. Это сказывалось на качестве просодико-интонационно-го оформления высказывания: в снижении темпа чтения (артикуляционный темп), отсутствии или неправильной постановки ударения и использования интонационных конструкций (основной тон голоса), нарушении голосовой функции: тембра, громкости, силы (собственно-лингвистические компоненты). Трудности понимания смысла выказывания проявлялись в снижении общего темпа речи, в отсутствии смысловой паузациии (лингво-когнитивные компоненты). Недостаточное понимание коммуникативной цели высказываний, включенных в текст ситуаций общения, в которых они происходят, а также недостаточное понимание коммуникативной направленности самого процесса чтения проявляются в нарушениях мелодики речи, интонационном завершении высказывания, употребления логического ударения.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения логопедической работы по коррекции просодических средств в устной речи не только с целью её правильного интонационного оформления , но как пропедевтики просодико-интонационных ошибок, Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
допускаемых детьми в процессе чтения и влияющих на понимание письменного текста.
Мы рассматриваем интонацию устного и письменного высказывания как сложное супрасегментное звуковое средство [18].
Содержание логопедической работы было определено с учётом коммуникативных принципов. Специфической особенностью коммуникативного подхода является сближение процесса обучения с процессом реальной коммуникации.
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода рассматривает формирование просодико-интонацион-ных средств оформления высказывания с целью обеспечения его коммуникативной направленности, ориентации на собеседника, осознанного их применения в соответствии с задачами коммуникации [8,19]
Коммуникативно-когнитивный подход предполагает обучение детей с дизартрическими расстройствами способам и правилам употребления просодико-интонаци-онных средств, их формирования на произносительном уровне (техника речи), и на коммуникативном уровне -адекватно условиям речевой коммуникации, сознательному отношению к их употреблению [8,17, 21].
Нами были определены направления логопедической работы по предупреждению просодико-интонационных ошибок чтения: формирование навыков интонационного оформления грамматических конструкций в устной речи, формирование просодико-интонационных средств в процессе овладения элементарными навыками чтения.
Формирование навыков интонационного оформления грамматических конструкций в устной проводится в рамках коррекции фонетической стороны речи. В коррекции просодических средств обучаем детей использовать интонационное оформление грамматических конструкций в зависимости от коммуникативной цели высказывания (сообщение, отрицание, утверждение, описание, убеждение, объяснение). В зависимости от цели высказывания изменяется основной тон голоса посредством его повышения или понижения, что выражается в оформлении интонационной конструкции (повествование, вопрос, восклицание и т.д.), акцентированном произнесении слова (словесное ударение, логическое ударение, длительное произнесение гласного звука); интенсивности и длительности звучания голоса; тембра речевых звучаний.
Была определена следующая последовательность коррекционной работы. На начальном этапе детей вводим в коммуникативно-речевую ситуацию, что способствует возникновению у них мотива к построению высказывания, которое коммуникативно обусловлено. Далее логопед предъявляет детям речевой образец с обязательной установкой на его прослушивание. Проводится анализ грамматической конструкции, определяются способы её интонационного оформления в зависимости от цели высказывания. Для более полного восприятия интонационной конструкции включаем анализ устного высказывания посредством всех анализаторов. Выделяя на слух определённый параметр (значимое слово, движение основного тона, место паузы в высказывании и т.п.) и используем его запись или выбираем его графическое обозначение (пиктограмму, схему). Демонстрируем все параметры посредством движения руки, изображающим направление движения основного тона, в процессе повторного проговаривания с опорой на схему. Соблюдаем определённую последовательность вводимых упражнений: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные. Формирование навыков употребления просодико-интонационных средств в устном высказывании проводим посредством методов повторения (имитации), осознанного применения интонации (развиваем представления о содержательности интонации), практического закрепления усвоенных грамматических конструкций, развития контроля за собственным высказыванием.
Shcherbak Svetlana Gennadevna PREVENTION OF PROSODIC ..
pedagogical sciences
Для усвоения интонационных конструкций разного характера (повествовательного, вопросительного, перечислительного, восклицательного), способов выделения значимой информации (логическое ударение, паузация, порядок слов в предложении) используем на начальном этапе простые конструкции и конструкции, осложнённые прямым дополнением, обстоятельством, определением, однородными членами.Затем включаем сложные грамматические конструкции (сложносочинённые, сложноподчинённые).
На занятиях по подготовке к обучению элементарным навыкам грамоте проводим формирование просо-дико-интонационных средств для осознанного восприятия предложения и небольших текстов, навыков ориентировки на знаки препинания. После прочтения предложения проводим работу с письменным текстом (при усвоении способов чтения): задаем вопросы для уточнения понимания прочитанного, разбираем коммуникативную направленность высказывания и обозначение её с помощью просодико-интонационных средств. Затем проводим графическую запись прочитанного предложения с обозначением просодико-интонационных параметров. Знаками препинания обозначаем понижение или повышение основного тона голоса при чтении интонационных конструкций разного типа, завершение высказывания. Специальными знаками размечаем наличие ударения, логического ударения, движение основного тона голоса. Затем проводим правильное проговаривание интонационных конструкций с опорой на наглядную основу с последующим повторным чтением.
С целью развития у детей контроля за собственным высказыванием включаем коллективный анализ высказывания и анализ собственного высказывания. Фиксация высказывания с помощью видео или аудиозаписи позволяет провести отсроченный контроль читаемого с одновременным сопоставлением по составленной схеме. В этом случае у детей складывается понимание и осознанное применение просодических средств для обозначения коммуникативной значимости высказывания.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, целенаправленная работа, направленная на формирование интонационной стороны устной речи у детей дизартри-ческими расстройствами может рассматриваться как вторичная профилактика нарушениий осознанности и выразительности чтения.
Далее, мы предполагаем, оценить эффективность предложенной коррекционно-предупредительной работы и рассмотреть содержание коррекционной работы по формированию навыков осознанного чтения у первоклассников с дизартрическими расстройствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать //Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 323—349
2. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности. // Наука и школа №6 2015, С.87-94.
3. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: пособие для учителей нач. кл. Белгород : Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. С.113.
4. Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ М.: Издательство: В. Секачев, 2008. 140с.
5. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-ме-тод. пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
6. Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей: избранные труды Р.Е. Левина // ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
7. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. СПб.: КАРО, 2007.192с.
8. Чиркина Г.В. Проблемы логопедии в свете функциональных и когнитивных теорий языка //Дефектология. М., 2006. № 13. С. 13-15.
9. Репина З.А., Ларина Е.А. К вопросу об особенностях интонационной выразительности речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и их сверстников с нормаль-
ным психоречевым развитием // Специальное образование. 2009. №3. С.74-83.
10. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://fgosree.str. ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/ (дата обращения 10.06.2019).
11. Щербак С.Г. Устная монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами //Дефектология. 2010. №1. С.47-56.
12. Русецкая, М.Н. Феномен дислексии в контексте когнитивно-коммуникативного развития учащихся общеобразовательной школы //Дефектология. 2009. №3 2009. С.13-19.
13. Алтухова Т.А., Карачевцева И.Н. Изучение особенностей пер-цептивносмысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IYуровней //Школьный логопед 2005. № 1 (4). С.31-43.
14. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьёва Т.А. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2017. №4 С.6-21.
15. Лагутина А.В. Использование обучения чтению в коррекции нарушений речи у дошкольников // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / Под общ.ред. О.А.Величенковой — М.: Логомаг, 2018. 214-237 с.
16. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.
17. Щербак С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами. : автореферат дисс. кан. пед. наук. СПб., 1996. С.23.
18. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика: учебник — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 592 с.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1985. 214 с.
20. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: избр. психол. труды. М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та; Воронеж : МОДЕК, 2001. 432 с.
21. Щербак С.Г. Коммуникативно-когнитивный подход к формированию коммуникативно-речевых навыков монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами /С.Г. Щербак В сборнике: Сборник научных статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии Сборник научных статей VII Международной конференции. Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; Российская ассоциация дислексии. 2017. 169-173с.
Статья поступила в редакцию 29.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020
140
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)