Т. 1. - №»1. - 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://testolog7narod.ru (дата обращения 18.06.2010).
3. Система дистанционного обучения МИЭЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://edu.mieen.ru/moodle/login/index.php (дата обращения 30.05.2010).
4. Заинеев Ф.Х. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - №»7. - С. 27.
УДК 74.100.44
Ларина Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск)
ella_rina@ mail.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практически востребованы разработки технологии исследования интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста. В статье представлено теоретическое обоснование диагностики, основные направления исследования интонационной выразительности речи в устной и письменной речевой деятельности.
Ключевые слова: интонационная сторона речи, функционально значимые просодико-интонационные ошибки, специфические, типологические ошибки чтения и письма, несформированность интонационной стороны речи, младшие школьники.
Интонационная сторона речи является естественной формой существования языка, одним из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, совокупностью просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л.В. Бондаренко, Л.Р. Зин-дер, Н.Д. Светозарова, И.Г Торсуева) [3]. Посредством интонационной стороны речи осуществляется связь между фонетикой и семантикой, между слуховыми и речедвигательными функциями, между устной и письменной речью. Интонация -сложное многокомпонентное явление, она включает в себя мелодику, интенсивность, темп и ритм, логическое ударение, паузирование и тембр. Эти подсистемы интонации выполняют разнообразные функции: 1) фонетическую - интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на ритмико-смысловые единства - синтагмы и фразы; 2) эмоционально-экспрессивную - интонация выражает эмоционально-экспрессивные оттенки высказывания, волеизъявления коммуникантов; 3) синтаксическую - интонация выражает синтаксические значения (комбинации признаков зависимости, независимости, законченности, незаконченнос-
ти), служит одним из средств синтаксической связи; 4) смыслоразличительную - интонация различает смысл фраз с одним и тем же лексикограмматическим составом при помощи движения тона; 5) стилистическую - интонация участвует в образовании стиля текста (ГН. Иванова-Лукьянова).
В глубинах интонации зарождаются элементарные структуры смысла, это отправной механизм внутренней речи и ее завершающее оценочное звено в процессе формирования словесных значений. Интонация позволяет уточнить в целом представление о структуре текста и его композиции, глубже проникнуть в смысл, «приращивать» его (Н.В. Черемисина). Она, по утверждению Н.И. Жинкина, увеличивает объем сообщения, приходящегося на один лексический элемент, так как «при этом сообщается не только то, что в тексте, но и в подтексте» [1].
Интонация несет на себе эмоциональную нагрузку, она кодирует эмоции, передает эмоциональные состояния говорящих людей и является одним из выразительных средств вербально-невербальной коммуникации (С.Н. Цейтлин) [4]. Эмоции - это сложный психический процесс, который включает в себя физиологический компонент: представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях, психологический ком-
понент - собственно переживание и поведенческий компонент - экспрессию (мимика, жесты) и различные выразительные движения. По мнению С.Л Рубинштейна, выразительные движения являются компонентом эмоций, средством сообщения и воздействия, внешней формой существования или проявления эмоций. Они выполняют разные функции: передавая информацию о состоянии говорящего и его отношения к происходящему, выполняют функцию общения; оказывая определенное влияние на субъект восприятия, реализуют функцию воздействия. Интонационная сторона речи напрямую связана с эмоциональноэкспрессивным аспектом речи, она связывает воедино в высказывании эмоции и сопутствующие им выразительные движения.
Из краткого анализа представлений об интонации становится понятной необходимость исследования этой надсегментной стороны речи через анализ ее компонентов и выполняемых ими функций, среди которых главенствующими являются смыслоразличительная и эмоциональноэкспрессивная. Исследование должно охватывать все виды устной и письменной речи, где находит свое выражение интонационная выразительность речи и проходит сквозь призму анализа эмоциональных реакций и выразительных движений во время высказывания.
Разработка технологии исследования интонационной стороны речи для детей младшего школьного возраста является актуальной и практически востребованной. Данные научных исследований свидетельствуют о специфических недостатках сформированности интонационной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией, ринолалией, алалией, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, интеллектуальной и сенсорной недостаточностью. У детей недостаточная сформированность интонационной стороны речи, как правило, приводит к ряду нарушений: трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого взаимодействия, сбоям в социально-перцептивной системе общения и нарушению в сфере межличностных отношений; специфическим трудностям чтения и письма. Интонационная несформиро-ванность влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску высказываний. Смазанная речь не дает возможности для формирова-
ния четкого слухового восприятия и слухового контроля. Все это вызывает типологические семантические затруднения в устной и письменной речи, а в целом затрудняет коммуникацию. На письме это выражается в пунктуационных затруднениях: выпадении, вставке или неправильном употреблении знака препинания, а также в отсутствии заглавной буквы. При чтении младшие школьники с трудом осмысливают текст, выделяют в нем главную мысль и разбивают предложения на смысловые отрезки, неточно отвечают на вопросы учителя по тексту, неверно передают содержание прочитанного, с трудом осваивают технику чтения. Перечисленные трудности усвоения читаемого сказываются на осознании условий математических задач, понимании вопроса к ним и выполнении действий для их решения. Своевременная диагностика, верно спланированное комплексное коррекционное воздействие на основе организации единого педагогического пространства позволяют решить указанную проблему.
Диагностика интонационно-выразительной стороны речи основана на положении об интегрированном рассмотрении просодических характеристик речи как единого целого и о возможности описания интонационной системы через установление ее структуры (Л.А. Кантер); на способности интонации выражать смысл высказывания и передавать эмоции (А.М. Антипова, Л.В. Бондаренко, Н.И. Жинкин, Л.Р. Зиндер, Э.А. Нушикян, Н.Д. Светозарова, И.Г. Торсуева, Н.В. Черемисина); на классическом представлении о том, что интонация присуща не только устному (диалог и монолог), но и письменному тексту (чтение и письмо) (Г.В. Артоболевский, Е.А. Брызгунова, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин,
В.М. Жирмунский, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Л.В. Щерба) [2].
При составлении диагностики были использованы теоретические и методические труды Т. А. Алтуховой, Л.В. Венедиктовой, Е.Л. Гончаровой, В.Г. Горецкого, Л.В. Забродиной, Т.В. Игнатьевой, В.А. Калягина, И.Н. Карачевцевой,
З.И. Клычниковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.В. Лободиной, Е.А. Логиновой,
Н.П. Локаловой, Л.В. Лопатиной, О.Л. Лукаш, А.В. Огаркиной, М.И. Омороковой, И.А. Поваровой, Л.А. Поздняковой, Е.И. Плетенцевой, Е.М. Плюсниной, И.В. Прищеповой, В. Пробсто-вой, М.Н Русецкой, Л.И. Тикуновой, Н.А. Цыпи-ной, Е.Е. Шевцовой, Т.В. Шкляровой.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010
199
Опираясь на положение Е.А. Брызгуновой о зависимости акустических характеристик интонации от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, степени мускульной напряженности органов речи и различной скорости смены артикуляций, сначала необходимо оценить состояние дыхания, голоса, артикуляционной мускулатуры и возможность выполнения артикуляционных упражнений.
Скрининг-диагностика интонационной стороны речи состоит из двух блоков исследования.
I блок. Оценка сформированное™ интонационной стороны речи в устной речевой деятельности. 1.1. Диагностика подсистем интонации: 1) исследование процессов восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз, соответствующих трем основным видам интонации русского языка (повествовательной, вопросительной, восклицательной); 2) возможность использования интенсивности при воспроизведении интонационных конструкций; 3) определение особенностей темпоритмической организации речи; 4) диагностика чувства ритма; 5) исследование восприятия и воспроизведения логического и словесного ударения; 6) определение особенностей паузирования; 7) выявление особенностей тембра и эмоциональной окраски голоса. Пробы включают в себя восприятие и воспроизведение исследуемых параметров в неречевом и речевом плане. На основе содружества компонентов интонации определяется прагматический компонент речевой способности - интонационный навык, образованный взаимосвязью подсистем интонации (Ж.Л. Витлин, В.С. Нефедьева). Под интонационным навыком понимается аспектно-автоматизированный компонент умений на стадиях формирования восприятия, имитации и дифференциации речевых актов (Е.Г. Сафронова, С.Ф. Шатилов). При определении степени его сложности отмечается простой (однокомпонентный навык, представляющий собой автоматизированную операцию) или сложный (многокомпонентный навык, подразумевающий совокупность автоматизированных слуховых, речедвигательных, интеллектуальных операций на стадиях восприятия и воспроизведения интонации). 1.2. Оценка смысловой организации и выразительного оформления диалога. 1.3. Оценка смысловой организации и выразительного оформления монолога.
Особенности интонации в устных видах речи оценивались по следующим параметрам: смыс-
ловая цельность и связность текста; использование компонентов интонационной выразительности; адекватность выражения эмоциональной реакции во время высказывания; сопровождение речи выразительными движениями (пантомимика, мимика, жест). Обследование включает беседу с логопедом по предложенной сюжетной картинке, пересказ текста, составление рассказа по серии картинок с ответами на уточняющие вопросы экспериментатора.
II блок. Оценка сформированности интонационной стороны речи в письменной речевой деятельности. 2.1. Сформированность смыслового компонента чтения. Чтение детьми произведений различных жанров, предполагающее ответы на вопросы по прочитанному тексту, выделение главной мысли произведения и его пересказ. Оценивались следующие параметры: адекватность ответов по содержанию текста, их развернутость с выделением смысловых акцентов логическим ударением; качество формулирования основной идеи произведения; тип пересказа (полный, фрагментарный, недоступность пересказа). 2.2. Сфор-мированность выразительного компонента чтения. При анализе прочитанных произведений вслух отмечалось: умение передавать смысл событий с помощью выразительных средств, выражение посредством интонационных средств своего отношения к читаемому, наличие стойких типологических ошибок чтения, обусловленных несформи-рованностью интонационной стороны речи.
Под типологическими просодико-интонаци-онными функционально значимыми ошибками чтения мы понимаем нарушение выразительности, отсутствие целостного восприятия и осмысления текста: 1) чтение предложений без учета пунктуационного знака (запятая, точка, вопросительный знак, восклицательный знак); 2) ошибочное прочтение интонационных конструкций (ИК), выражающих повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне фразы, отсутствие четкой границы межсинтагмен-тной паузации; 4) несоответствие окраски голоса характеристике персонажа; 5) отсутствие выде-ленности или неправильно переданное логическое ударение; 6) низкая или чрезмерная интенсивность голоса; 7) быстрый (превышающий средний, ускоренный), медленный (ниже среднего, замедленный), патологически ускоренный темп чтения; 8) непонимание смысла предложе-
ния, абзаца, целого текста. 2.3. Сформированность семантико-синтаксических и пунктуационных навыков в слуховом диктанте. Учащиеся пишут предложенный слуховой диктант, самостоятельно проводят композиционно-смысловой анализ текста и определяют его коммуникативно-прагматический вариант. Экспериментатор оценивает наличие стойких типологических просодикоинтонационных функционально значимых ошибок на письме. Типологические просодико-ин-тонационные функционально значимые ошибки письма - это нарушение фиксирования на письме фонологически значимых особенностей интонации, которое выражается в типичных семан-тико-синтаксических и пунктуационных нарушениях: 1) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения (точка, вопросительный
знак, восклицательный знак); 2) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения (написание со строчной буквы) или выделение другого слова заглавной буквой; 3) нарушения отграничения речевых единиц на уровне предложения, когда знак препинания выпадает или обозначается в другом месте. 2.4. Сформированность смыслового и интонационного анализа текста изложения. Логопед несколько раз читает текст изложения учащимся. При его прослушивании выделяются основные мысли, их последовательность, фиксируются имена собственные, числовые данные, определяется стиль прослушанного текста и использование соответствующих выразительных средств языка и синтаксических конструкций; предлагается пересказать текст и составить план изложения. Затем учащиеся приступа-
Таблица1
Результаты итоговой диагностики сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у детей младшего школьного возраста
Примечание: В - высокий уровень, Д - допустимый уровень, К - критический уровень.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010!
ют к письменному пересказу услышанного текста. В ходе изложения даётся время для корректировки текста, проверки орфографии и пунктуации. 2.5. Сформированность смыслового и интонационного анализа текста сочинения. Ученикам дается репродуктивная тема сочинения, которая предполагает раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей. Рассказ составляется по сюжетной картинке и излагается в письменной форме. При анализе изложения и сочинения учитываются: характеристика цельности и связности текста, использование языковых средств, присутствие стойких типологических ошибок письма.
Технология исследования особенностей интонационной стороны речи для удобства использования оформлена в диагностическую карту, которая включает серии заданий, точные инструкции к выполнению проб, определенную градацию с обозначением качественных и количественных критериев изучаемых параметров. Результаты определяются по количеству правильно выполненных испытуемыми заданий и оцениваются по четырехбалльной системе. Итоговая оценка подсчитывается способом вычисления среднего арифметического. Итоговые балльные оценки сформированности каждой изучаемой величины соотносятся с уровнями выполнения заданий, которые определяются на основе разработанной шкалы: В - высокий уровень, Д - допустимый уровень, К - критический уровень.
Выполнение устных диагностических проб, беседа, чтение, пересказ и ответы на вопросы по прочитанному тексту записываются на диктофон для последующего интерпретационного анализа. При этом выявляется количество типологических ошибок, их частота, стойкость, градация по определенным группам. В конце исследования заполняется обобщающая таблица (см. табл. 1).
Итоговый уровень сформированное™ интонационной стороны речи у школьника определяется путем математического вычисления преобладающего уровня восьми исследуемых параметров (при наличии показателей, характерных и для высокого, и для критического уровня, ребенка относят к средней группе - с допустимым уровнем). Представленная таблица позволяет определить индивидуальный реабилитационный потенциал и индивидуально-личностные особенности каждого испытуемого. Полученные итоговые результаты помогают выделить группы учащихся с высоким, допустимым и критическим уровнем сфор-мированности интонационной стороны речи, что позволит логопеду организовать коррекционную работу, различную для разных групп детей по содержанию, объему, методам и приемам. Деление обучающихся на группы условно и непостоянно, поскольку по мере формирования просодической стороны речи дети могут переходить из одной группы в другую. Данные, полученные с помощью диагностики, служат основанием не только для выводов об уровне и прогнозе развития изучаемых компонентов. Заключение требует научного обоснованного объяснения, интерпретации и прогностических рекомендаций по формированию интонационной стороны речи.
Библиографический список
1. ЖинкинИ.Н. Механизмы речи. - М., 1958. -
С. 202.
2. Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации: Учебн. пособие. - М.: Высшая школа, 1988. - 128 с.
3. Торсува И.Г. Интонация и смысл высказывания. - Изд. 2-е., испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 112 с.
4. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие. - М., 2000. - 240 с.