Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
992
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ / КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ / СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА / ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА / ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА / MILD DYSARTHRIA / PSYCHOPEDAGOGICAL CLASSIFICATION OF SPEECH DISORDERS / CLINICO-PEDAGOGICAL CLASSIFICATION OF SPEECH DISORDERS / STRUCTURE OF SPEECH DEFECT / PHONETIC ELEMENTS OF LANGUAGE / PHONEMIC ELEMENTS OF LANGUAGE / LEXICAL ELEMENTS OF LANGUAGE / GRAMMATICAL ELEMENTS OF LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна

Статья посвящена ретроспективному анализу авторских методик логопедического воздействия для преодоления проявлений речевых нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии. Стертая дизартрия является легкой степенью выраженности дизартрических расстройств, представляет значительные трудности при диагностике в плане дифференциации с фонетическими нарушениями функционального генеза. Она встречается у детей и как самостоятельное речевое расстройство, определяемое психолого - педагогической классификацией нарушений речи как фонетико - фонематическое недоразвитие речи, и в структуре системного недоразвития речи при ее общем недоразвитии. Патология двигательного звена, задерживая в целом формирование речевой функциональной системы и овладение всеми элементами языка (фонематическими, лексическими, грамматическими), вызывает специфические нарушения фонетического строя речи. Методики логопедической работы должны учитывать как механизм возникновения первичных, ведущих нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии, так и вторичные расстройства. В статье анализируются авторские методики логопедической работы по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста, диагностирующейся как с позиций психолого - педагогической, так и клинико - педагогической классификаций нарушений речи. Раскрываются теоретико - методологические подходы, определяющие стратегии логопедического воздействия, анализируются принципы, приемы и средства реализации логопедической работы. Характеризуется авторское содержание коррекционно - логопедического воздействия по преодолению лексических нарушений с позиций психолингвистического подхода к процессу порождения речи как сложному, многооперациональному процессу; нарушений монологической речи с позиций коммуникативно - деятельностного подхода; фонетических расстройств с позиций психофизиологического подхода и комплексных междисциплинарных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE METHODS OF LOGOPEDIC WORK AIMED TO OVERCOME THE SPEECH DEFECT TYPICAL OF MILD DYSARTHRIA IN PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with a retrospective analysis of the authored methods of logopedic intervention aimed to overcome manifestations of speech disorders in the structure of speech defect in cases of mild dysarthria. Mild dysarthria is characterizes by insignificant manifestations of dysarthritic impairments and is rather difficult to diagnose due to little (if any) difference from phonetic disorders of functional genesis. It can be found in children both as a separate speech disorder defined in the psycho - pedagogical classification of speech disorders as phonetic - phonemic underdevelopment of speech and in the structure of systemic speech underdevelopment in the context of its general underdevelopment. Hampering the formation of the speech functional system in general and the acquisition of all language elements in particular (phonemic, lexical and grammatical), the pathology of the motor section causes specific impairments of the phonetic aspect of speech. The methods of logopedic intervention should take into account both the mechanisms of primary or leading disorders in the structure of speech defect in mild dysarthria and the secondary impairments. The article analyzes authored methods of logopedic intervention aimed to overcome mild dysarthria in preschool children diagnosed both from the positions of psycho - pedagogical and clinico - pedagogical classification of speech disorders. The authors describe the theoretical and methodological approaches determining the strategies of logopedic intervention and analyze the principles, techniques and means of realization of logopedic work. The article characterizes the authored content of rehabilitation - logopedic intervention aimed to overcome lexical disorders from the point of view of psycholinguistic approach to the process of speech generation as a complex multioperational process; monological speech disorders from the positions of communicative activity - based approach; phonetic disorders from the positions of psychophysiological approach and complex interdisciplinary studies.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ

УДК 376.37

ББК Ч457 ГСНТ

Л. Б. Баряева Москва, Россия Л. В. Лопатина

Санкт-Петербург, Россия

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

DOI 10.26170/sp20-02-14

' 14.29.29 Код ВАК 13.00.03

L. B. Baryaeva

Moscow, Russia

L. V. Lopatina

St. Petersburg, Russia

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF

THE METHODS OF LOGOPEDIC WORK AIMED TO OVERCOME THE SPEECH DEFECT TYPICAL OF MILD DYSARTHRIA IN PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация. Статья посвящена ретроспективному анализу авторских методик логопедического воздействия для преодоления проявлений речевых нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии. Стертая дизартрия является легкой степенью выраженности дизартри-ческих расстройств, представляет значительные трудности при диагностике в плане дифференциации с фонетическими нарушениями функционального генеза. Она встречается у детей и как самостоятельное речевое расстройство, определяемое психолого-педагогической классификацией нарушений речи как фонети-ко-фонематическое недоразвитие речи, и в структуре системного недоразвития речи при ее общем недоразвитии. Патология двигательного звена, задерживая в целом формирование речевой функциональной системы и овладение всеми элементами языка (фонематическими, лексическими, грамматическими), вызывает специфические нарушения фонетического строя речи. Методики логопедической работы должны учитывать как механизм возникновения первичных, ведущих нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии, так и вторичные расстройства.

Abstract. The article deals with a retrospective analysis of the authored methods of logopedic intervention aimed to overcome manifestations of speech disorders in the structure of speech defect in cases of mild dysarthria. Mild dysarthria is characterizes by insignificant manifestations of dysarthritic impairments and is rather difficult to diagnose due to little (if any) difference from phonetic disorders of functional genesis. It can be found in children both as a separate speech disorder defined in the psycho-pedagogical classification of speech disorders as phonetic-phonemic underdevelopment of speech and in the structure of systemic speech underdevelopment in the context of its general underdevelopment. Hampering the formation of the speech functional system in general and the acquisition of all language elements in particular (phonemic, lexical and grammatical), the pathology of the motor section causes specific impairments of the phonetic aspect of speech. The methods of logopedic intervention should take into account both the mechanisms of primary or leading disorders in the structure of speech defect in mild dysarthria and the secondary impairments.

The article analyzes authored methods of logopedic intervention aimed to overcome

В статье анализируются авторские методики логопедической работы по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста, диагностирующейся как с позиций психолого-педагогической, так и клинико-педагогической классификаций нарушений речи. Раскрываются теоретико-методологические подходы, определяющие стратегии логопедического воздействия, анализируются принципы, приемы и средства реализации логопедической работы. Характеризуется авторское содержание коррекционно-логопедиче-ского воздействия по преодолению лексических нарушений с позиций психолингвистического подхода к процессу порождения речи как сложному, многооперациональному процессу; нарушений монологической речи с позиций коммуника-тивно-деятельностного подхода; фонетических расстройств с позиций психофизиологического подхода и комплексных междисциплинарных исследований.

Ключевые слова: стертая дизартрия; психолого-педагогическая классификация нарушений речи; клинико-педагогическая классификация нарушений речи; структура речевого дефекта; фонетические, фонематические, лексические, грамматические элементы языка.

mild dysarthria in preschool children diagnosed both from the positions of psycho-pedagogical and clinico-pedagogical classification of speech disorders. The authors describe the theoretical and methodological approaches determining the strategies of logopedic intervention and analyze the principles, techniques and means of realization of logopedic work. The article characterizes the authored content of rehabilitation-logopedic intervention aimed to overcome lexical disorders from the point of view of psycholinguis-tic approach to the process of speech generation as a complex multioperational process; monological speech disorders from the positions of communicative activity-based approach; phonetic disorders from the positions of psychophysiological approach and complex interdisciplinary studies.

Keywords: mild dysarthria; psycho-pedagogical classification of speech disorders; clinico-pedagogical classification of speech disorders; structure of speech defect; phonetic, phonemic, lexical and grammatical elements of language.

Сведения об авторе: Баряева Людмила About the author: Baryaeva Lyudmila

Борисовна, доктор педагогических наук, Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor. профессор.

Место работы: профессор, Институт Place of employment: Professor, Institute

специального образования и комплексной of Special Education and Comprehensive

реабилитации, Московский городской Rehabilitation, Moscow City Pedagogical

педагогический университет. University.

Контактная информация: 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4.

E-mail: alesej@yandex.ru.

Сведения об авторе: Лопатина Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: кафедра логопедии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

About the author: Lopatina Lyudmila Vladimirovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Department of Logopedics, Herzen State Pedagogical University of Russia.

Контактная информация: 197046, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26.

E-mail: l.v.lopatina@mail.ru.

В предлагаемой вниманию читателей статье мы предприняли попытку провести ретроспективный анализ некоторых исследований по преодолению проявлений речевых нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии.

В статье анализируются авторские методики логопедической работы по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста, диагностирующейся с позиций психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций нарушений речи.

Для нас было интересным и значимым раскрыть теоретико-методологические подходы, определяющие стратегии логопедического воздействия. На современном этапе логопедии значим анализ принципов, приемов и средств реализации логопедической работы, который был представлен авторами исследований. Важно для понимания проблемы исследования авторское содержание методики логопедической работы по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста:

- коррекционно-логопедического воздействия по преодолению лексических нарушений с позиций психолингвистического подхода к процессу порождения речи как сложному, многооперациональному процессу;

- нарушений монологической речи с позиций коммуникативно-деятельностного подхода;

- фонетических расстройств с позиций психофизиологического под© Баряева Л. Б., Лопатина Л. В., 2020

хода и комплексных междисциплинарных исследований.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, представляющая собой легкую степень выраженности диз-артрических расстройств и имеющая тенденцию к заметному росту проявлений.

В проведенных исследованиях одним из авторов статьи — Л. В. Лопатиной — стертая дизартрия рассматривается как нарушение, обусловленное микроорганическим поражением головного мозга, приводящим к возникновению рассеянной сочетанной или очаговой неврологической микросимптоматики [11]. В структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией ведущим нарушением выступает недостаточная сформи-рованность фонетических средств языка, использующихся для образования звуковой формы значимых единиц. Недостаточная сформиро-ванность фонетического компонента речевой функциональной системы влечет за собой вторичное недоразвитие функций фонологической системы языка. Вследствие этого возникает сложный симпто-мокомплекс, определяемый в психолого-педагогической классификации нарушений речи как фонети-ко-фонематическое недоразвитие [10]. Дефицитарность фонетического компонента речи и ее вторичные проявления при стертой дизартрии оказывают негативное

влияние на формирование и совершенствование лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности. В этих случаях у детей диагностируется по психолого-педагогической классификации нарушений речи ее общее недоразвитие.

Диагностика стертой дизартрии представляет значительные трудности, требует тщательного анализа синдрома неврологических нарушений. Трудности дифференциальной диагностики стертой дизартрии и других речевых расстройств различного этиопатогене-за приводят к тому, что в практике логопедической работы при устранении стертой дизартрии часто применяются традиционные логопедические приемы, используемые при коррекции функциональных нарушений речи, что снижает эффективность коррекционно-логопе-дического воздействия [8].

Если стертая дизартрия диагностируется в синдроме общего недоразвития речи (по психолого-педагогической классификации нарушений речи), то основное содержание логопедической работы предусматривает системное воздействие на все компоненты речевой функциональной системы, в том числе и лексический.

Анализируя существовавший в 60-х гг. ХХ в. опыт работы с детьми, страдающими псевдобульбар-ной дизартрией, Н. И. Сереброва отмечает, что в процессе преодоления этой формы речевой патологии ко всем логопедическим упражне-

ниям необходимо подходить строго дифференцированно [13]. Дифференциация направлений логопедической работы с учетом симптоматики нарушений при стертой дизартрии представлена в работе Г. В. Гуровец и С. И. Маевской [4]. Исходя из диспропорции проявлений нарушений артикуляции, фонации, дыхания и просодики у детей со стертой дизартрией, авторы считают, что воздействие должно строиться в зависимости от преобладания тех или иных нарушений (при преобладании нарушений зву-копроизношения и нарушений фонации и просодики). В соответствии с этим предлагаются примерные поэтапные планы работы с детьми со стертой дизартрией с ведущими фонетико-фонематиче-скими расстройствами и с детьми, страдающими смешанными формами ринофонии и дизартрии.

В первом случае на начальном этапе формируются движения, необходимые для выработки правильных артикуляторных укладов звуков взамен нарушенных, и проводится работа по развитию фонематического восприятия и фонематического анализа. На втором этапе осуществляется формирование правильной артикуляции звука и ее автоматизация в слогах и словах. На третьем — введение слов с автоматизируемым звуком во фразу и более сложный контекст. Во втором случае наряду с артикулятор-ной гимнастикой проводится работа по развитию дыхания и голоса в процессе выполнения специальных

упражнений. В последующем выработанные навыки закрепляются с привлечением разнообразного речевого материала.

Предлагаемое авторами содержание логопедической работы, на наш взгляд, носит в основном описательный характер и ориентирует проведение коррекции речевого дефекта лишь на симптомологиче-ском уровне, без учета механизма нарушения.

Более целенаправленной и конкретной, на наш взгляд, является система логопедической работы, предложенная Е. Ф. Соботович [15]. Учитывая качественное своеобразие и выраженность остаточных явлений органического поражения нервной системы, автор предлагает осуществлять дифференцированное воздействие при преодолении нарушений звукопроизношения исходя не только из симптоматики, но и этиопатогенеза звукопроизно-сительного дефекта. В содержание логопедической работы Е. Ф. Собо-тович включает работу:

- по развитию дифференцированного слухового восприятия звуков речи;

- формированию четких фонематических представлений;

- развитию моторики артикуля-торного аппарата;

- воспитанию правильной артикуляции звуков речи и ее автоматизации в свободной речи.

Учитывая качественную вариативность проявлений звукопроиз-носительных дефектов, автор говорит о необходимости реализации

дифференцированного подхода к устранению нарушений звукопро-изношения различного генеза. В зависимости от механизма нарушенного звукопроизношения предлагаемый общий комплекс работы видоизменяется. Так, при нарушениях, вызванных органическими расстройствами в речедвигатель-ном анализаторе, на первый план выдвигается работа по развитию моторики артикуляторного аппарата, воспитанию правильной артикуляции звуков в речи.

В соответствии с механизмом нарушенного звукопроизношения и клинической формы стертой дизартрии для детей со стертой псев-добульбарной дизартрией в одних случаях акцент смещается на тренировку мышц пораженной стороны артикуляторного аппарата посредством включения движений указанных мышц в двигательные акты и целенаправленные действия. При этом рекомендуется отрабатывать в основном те движения, которые составляют артикулятор-ный уклад формируемого звука. В других случаях основное внимание уделяется развитию динамической координации движений, в процессе выполнения которых на первый план выступает точность артикулирования.

У детей со стертой корковой дизартрией основное внимание уделяется формированию правильной артикуляции звуков путем развития кинестетического анализа с опорой на зрительное восприятие движений.

В случае смешанных форм стертой дизартрии проводится весь комплекс двигательных упражнений. На первых этапах работы в зависимости от преобладающих проявлений нарушения уделяется внимание в одних случаях упражнениям, направленным на развитие силы движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, в других — расслаблению мышц артикуляторного аппарата, в третьих — формированию умения удерживать заданную артикуляторную позу, соблюдать заданный темп движений, выполнять точные координированные движения. На последующих этапах работы осуществляется формирование тонких речедвигательных дифференциро-вок и динамических координированных движений.

Солидаризируясь с предложенным Е. Ф. Соботович дифференцированным подходом к коррекции дефектов звукопроизношения у детей со стертой дизартрией, следует отметить, что в авторской методике логопедического воздействия содержание работы по коррекции фонематических нарушений представлено в ряде моментов фрагментарно, а работа по коррекции просодических нарушений, также являющихся ведущими в структуре речевого дефекта при данной форме речевой патологии, отсутствует.

Проблема формирования лексики у дошкольников со стертой дизартрией представлена в исследованиях Н. В. Серебряковой [14].

На основе характера соотношения ведущего фонетического расстройства и нарушений лексики в структуре речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией и с позиций психолингвистического подхода автором осуществлено изучение лексики у детей с данным видом речевого дизонтогенеза. В ходе исследования определены основные направления, этапы и содержание логопедической работы, учитывающие особенности формирования различных аспектов лексики. Разработанная автором методика логопедической работы по формированию лексики у детей со стертой дизартрией базируется:

- на психолингвистических представлениях о процессе порождения речи как сложном, многооперациональном процессе;

- современных представлениях о семантической структуре слова и ее развитии в онтогенезе;

- системном подходе, предполагающем формирование лексики в единстве с другими компонентами речевой функциональной системы;

- системном характере лексического уровня языка.

При определении содержания логопедической работы учитывается тесная связь развития лексики с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза и др. В процессе логопедической работы предлагается реализовать принцип симультанно-сукцес-сивного формирования лексики в единстве ее компонентов; принцип

поэтапности, предполагающий учет онтогенетической последовательности формирования лексики, степень сложности формирования различных компонентов структуры значения слова, последовательности изучения лексического материала в соответствии с программой дошкольного обучения и воспитания.

Избранные автором теоретические положения определили следующие направления логопедической работы:

- расширение объема словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие лексической системности и семантических полей;

- формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

- развитие словообразования и уточнение грамматического значения слова, поскольку словообразование служит одним из средств обогащения лексикона.

Разработанный и реализованный Н. В. Серебряковой психолингвистический подход к коррекции нарушений лексики у детей со стертой дизартрией, на наш взгляд, является продуктивным и перспективным, обеспечивает не только формирование лексикона, но и развитие речи в целом, познавательной деятельности детей.

С. Г. Щербак [18] считает, что возникающий вследствие этих расстройств дефицит языковых средств общения и речевой практики негативно отражается на формировании коммуникативно-речевых навыков и умений, осложняя картину рече-

вого дефекта при данной речевой патологии. Признавая фонетические расстройства ведущими в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии (в терминологии С. Г. Щербак — минимальными дизартрическими расстройствами), постулируя необходимость изучения отношений между первичным фонетическим дефектом и его отсроченными последствиями — умением использовать речевые средства в коммуникации, автор предлагает методику логопедической работы, обеспечивающую формирование коммуникативно значимой монологической речи у детей со стертой дизартрией. Методика логопедической работы, согласно авторской позиции, основана на развитии осознанности, произвольности построения монологического высказывания в различных коммуникативных ситуациях.

Содержание логопедической работы по формированию монологической речи у детей со стертой дизартрией предусматривает последовательное формирование информативности и коммуникативно -прагматической направленности монологической речи. Для достижения такой направленности кор-рекционно-логопедической работы С. Г. Щербак предлагает три типа занятий. Рассмотрим их для более полного представления авторской позиции.

Занятия первого типа обеспечивают решение задач формирования коммуникативно-прагматической направленности высказывания на ос-

нове усвоения грамматических конструкций и их интонационного оформления. Занятия второго типа предусматривают развитие коммуникации путем включения ребенка в целенаправленный коммуникативный процесс; формирование дискурсивных практик монологической речи, обеспечивающих формирование коммуникативно достаточного уровня владения монологическими навыками; развитие самоконтроля на основе анализа детских высказываний. На занятиях третьего типа осуществляется формирование коммуникативно-речевых умений (умений анализировать коммуникативную задачу, определять основную мысль высказывания и осуществлять отбор необходимых средств для его построения и развертывания в соответствии с коммуникативной установкой).

Обратим внимание на то, что реализованный автором коммуни-кативно-деятельностный подход к формированию монологической речи у детей со стертой дизартрией позволяет выйти за привычные рамки содержания логопедической работы, предусматривающего изолированное формирование только лишь основных признаков связной речи — цельности и связности — и перейти к овладению дискурсивными практиками, к осознанному и активному использованию языковых средств в коммуникативном процессе.

Вопросам профилактики нарушений чтения и письма у дошкольников со стертой дизартрией по-

священо исследование В. А. Киселевой [6]. На основе изучения состояния функционального базиса процессов чтения и письма у дошкольников со стертой дизартрией автором представлено содержание коррекционно-логопедической работы по формированию предпосылок овладения этими видами речевой деятельности у детей с данным вариантом речевого дизонтогенеза с учетом степени риска возникновения дислексии и дисграфии. Содержание профилактического воздействия включает традиционные для логопедической практики приемы работы, которые варьируются в зависимости от типологических особенностей детей, составляющих различные группы риска по возникновению нарушений письменной формы речевой деятельности.

На наш взгляд, дифференцированные средства профилактической работы, заявленные автором, ориентированы лишь на степень риска возникновения нарушений чтения и письма, а не на возможный механизм их возникновения (сенсомо-торного или языкового уровня овладения чтением и письмом), что не обеспечивает выбор адекватной методики профилактического воздействия.

Поскольку при стертой дизартрии в структуре речевого дефекта первичными и ведущими являются фонетические расстройства, вторично приводящие к нарушению формирования фонематических процессов, то большинство методик

коррекционно-логопедического воздействия по преодолению стертой дизартрии разработано в отношении детей с фонетико-фонема-тическим недоразвитием (по психолого-педагогической классификации нарушений речи).

Как отмечалось выше, дифференциальная диагностика стертой дизартрии представляет значительные трудности, вследствие чего эта степень выраженности дизартриче-ских расстройств по своим внешним проявлениям сходна с дисла-лией, но имеет более длительную и сложную динамику устранения. В случаях недостаточной диагностики основное содержание логопедической работы включает:

- развитие фонематического восприятия на базе дефектно произносимых звуков;

- работу по развитию движений артикуляторных органов;

- формирование правильного ар-тикуляторного уклада звука взамен нарушенного;

- автоматизацию правильного произношения звука в различных фонетических контекстах, а затем в спонтанной речи;

- дифференциацию смешиваемых звуков.

Обратим внимание на ошибочность предположения, что устранение этой формы речевой патологии отличается лишь сроками логопедического воздействия и реализацией перечисленных направлений работы. Реализация такого содержания логопедической работы является недостаточной, так как стер-

тая дизартрия — речевое нарушение органического центрального генеза, и поэтому ее преодоление должно обеспечиваться в процессе комплексного коррекционного воздействия в сочетании с дифференцированной медикаментозной терапией, логопедическим массажем в зависимости от состояния мышечного тонуса речевой мускулатуры, физиотерапией, лечебной физкультурой [9; 10].

Исходя из систематизации нарушений речи по симптомологиче-скому принципу (в рамках психолого-педагогической классификации нарушений речи), И. Б. Карелина [5] разработала методику кор-рекционно-логопедической работы по нормализации моторной сферы и речи детей со стертой дизартрией (в терминологии И. Б. Карелиной — минимальными дизартрическими расстройствами) при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи. Общими направлениями работы и в том и в другом случае выступают коррекция дыхательных, голосовых и артикуляторных расстройств; общей, мелкой и речевой моторики посредством кинезотера-пии. Коррекция минимальных диз-артрических расстройств при фоне-тико-фонематическом и общем недоразвитии речи представлена традиционным для логопедической практики содержанием.

Несмотря на то, что автором выделены различные группы детей, имеющих неоднородную неврологическую симптоматику и качественно вариативное состояние нерв-

но-мышечного аппарата органов артикуляции, и постулируется необходимость учета этого в процессе логопедической работы, в содержании коррекционно-логопеди-ческого воздействия это не нашло полноценного отражения.

Интересным является изучение особенностей дизартрических расстройств у дошкольников с недоразвитием пространственного гно-зиса, проведенное И. А. Филатовой [17]. В ходе исследования изучались особенности формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса. В ходе исследования автор установила, что дошкольники с дизартрией и нарушением пространственного гнозиса испытывают наибольшие сложности в понимании и выражении логико-грамматических структур языка. У детей этой категории автор выделила недоразвитие невербального и вербального факторов анализа пространственной информации. В ходе исследования было установлено, что степень выраженности речевого недоразвития коррелирует с уровнем сформиро-ванности пространственного гнози-са. Автор предложила методику коррекции лексико-грамматических нарушений речи, которая основана на принципе параллельной коррекции средств языка и пространственных представлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ методик логопедической работы по преодолению стертой дизартрии свидетельствует о

том, что достаточно подробно разработаны направления, содержание, методические приемы коррекции дефектов звукопроизношения. В меньшей степени для практики логопедической работы разработаны методики коррекции просодических нарушений у детей с данным видом речевого дизонтогенеза.

Лакуны в области создания целенаправленных методик логопедической работы по преодолению просодических нарушений начали заполняться с конца 90-х гг. ХХ в. работами Е. Э. Артемовой [2], Л. А. Копачевской [7], Л. А. Поздняковой [12], Т. В. Сорочинской [16].

В исследованиях Л. А. Копачев-ской и Т. В. Сорочинской разработаны методики логопедической работы только по преодолению нарушений в использовании детьми со стертой дизартрией интонационных конструкций предложений и не рассматриваются вопросы коррекции нарушений других просодических компонентов. При этом, на наш взгляд, Т. В. Сорочинской неоправданно противопоставляются понятия «фонетическая» и «просодическая» сторона речи.

Так же как и в содержании логопедической работы, предложенной И. Б. Карелиной, Е. Э. Артемова [2] разработала содержание коррекци-онно-логопедического воздействия по формированию и развитию просодического оформления речи у детей с позиции психолого-педагогической классификации нарушений речи — для дошкольников с фоне-тико-фонематическим и общим

недоразвитием речи. Общее содержание работы для обеих категорий детей реализуется логопедом совместно с музыкальным руководителем и воспитателем в направлении от развития сенсомоторного уровня, обеспечивающего формирование базы для коррекции просодических нарушений, к формированию первичных умений и навыков просодического оформления речи и их закреплению в различных коммуникативных ситуациях. При этом Е. Э. Артемова предлагает при проведении логопедической работы учитывать преимущественный характер нарушения просодики: сенсорный, моторный, сенсо-моторный — и уровень сформиро-ванности самоконтроля у детей.

Вышеописанные методики логопедической работы по преодолению просодических нарушений у детей строятся на основе информации, полученной лишь при применении субъективных методов исследования, и не учитывают качественное своеобразие интонационных средств в зависимости от клинической формы стертой дизартрии.

Одна из первых методик логопедической работы по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией, учитывающая специфику этих расстройств при различных клинических формах стертой дизартрии, принадлежит Л. А. Поздняковой [12]. Авторская методика предусматривает, с одной стороны, формирование физиологических механизмов овладения

интонацией, с другой — формирование интонационной выразительности речи как механизма проявления общего предназначения интонации. Содержание логопедической работы включает:

- формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи в процессе обучения интонационно-смысловому анализу высказываний;

- знакомство с различными видами интонации, средствами ее выражения и способами обозначения.

Коррекционно-логопедическое воздействие при формировании интонационной выразительности экспрессивной речи направлено на развитие возможности детей точно использовать комплекс компонентов интонации для выражения с его помощью в речи основных лингвистических функций интонации. Логопедическая работа по предложенной методике обеспечивает формирование восприятия и воспроизведения всех компонентов интонации: частоты основного тона; интонационной интенсивности; мелодического, динамического, временного оформления высказывания; восприятия и возможности произвольного изменения тембра голоса.

В предлагаемой авторской методике логопедической работы впервые на основе объективных данных, полученных экспериментально-фонетическими методами (интонография, осциллография), разработаны дифференцированные приемы и методы коррекции нарушений интонационной вырази-

тельности речи у детей с различными клиническими формами стертой дизартрии, детерминированными локализацией микроорганического поражения головного мозга.

В целях коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией на основе комплексного междисциплинарного клинико-психолого-лин-гвистического подхода Л. В. Лопати-ной создана система дифференцированной логопедической работы по коррекции этих нарушений у детей с данным видом речевой патологии [8; 9; 10]. Построение системы логопедической работы базируется на философском понимании понятия «система», определяемого как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Системообразующим фактором является конечный результат деятельности этой системы — коммуникация. Содержание системы логопедической работы исходит из понимания роли фонетического компонента языковой способности ребенка и главной функции звуковых единиц в формировании языковой системы, выступающих в качестве формы языкового значения. В связи с этим автор предлагает формировать символико-содер-жательную сторону у более широкого круга фонетических единиц, используя анализ специально созданных звучащих образцов с целью осознания элементарных фонетических обобщений. Учитывая, что

единицы фонетического компонента языковой способности выступают в качестве формы языкового значения и потенциально могут быть связаны с ним, основное внимание при проведении логопедической работы рекомендуется уделять формированию плана выражения языковых знаков в неразрывном единстве с планом их содержания.

В авторской системе коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией выделены ее основные этапы, каждый из которых имеет свои цели, задачи и содержание [8; 10].

На первом этапе работы предлагается осуществлять формирование психофизиологических механизмов овладения детьми системой фонетических средств языка, посредством которых реализуются действия внешнего оформления речевого высказывания, а также возникают предпосылки развития фонологического уровня языковой системы. В качестве задач этого этапа выступают:

- коррекция нарушений двигательной сферы с учетом специфики функционирования различных уровней организации движений [3] в процессе формирования кинестетической и кинетической основ общих, ручных и артикуляторных движений (организация двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта; развитие статической координации движений, кинестетического анализа и синтеза, кинесте-

тических афферентаций общих, ручных и артикуляторных движений; объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип; превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные; развитие динамической координации в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений);

- подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуля-торных укладов звуков, которой предшествуют проведение дифференцированного логопедического массажа лицевой и артикуляторной мускулатуры в зависимости от состояния мышечного тонуса и обучение ребенка сглатыванию слюны;

- коррекция нарушений дыхания и голоса посредством формирования навыков речевого дыхания; умения произвольно изменять силу и высоту голоса, расширять его мелодический диапазон с целью нормализации и развития координированной деятельности дыхательного, голосового и артикуля-торного аппарата;

- развитие слухомоторных диф-ференцировок путем проведения ритмических упражнений, способствующих формированию сукцес-сивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения, развитию межанализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей), обеспечивающего прием и переработку информации

различной модальности; создающих предпосылки для усвоения словесного и логического ударения, паузального членения высказывания, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, зву-ко-слоговой структуры слова;

- развитие фонематического восприятия в процессе стимуляции функции речеслухового анализатора с целью формирования четкого слухового образа звука, сначала правильно произносимого, а затем подлежащего коррекции.

На втором этапе работы осуществляется формирование действий внешнего оформления процесса порождения речевого высказывания. В задачи этого этапа автор включает:

- коррекцию дефектов звукопро-изношения с максимальным использованием полимодальных афферен-таций, способствующих установлению межанализаторных связей между движениями артикуляторных мышц и их ощущениями; между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляторного уклада и двигательным ощущением при его произнесении;

- коррекцию нарушений звуко-слоговой структуры слова в процессе освоения ритмики слова и совершенствования навыка использования словесного ударения;

- развитие функций фонологической системы, предусматривающее формирование механизма сравнения на основе дифференциальных признаков фонем в тесной связи с развитием фонематического анали-

за (с учетом сложности и последовательности становления различных его форм, значения позиции звука в слове, характера звука, а также произносительных особенностей звукового ряда) и синтеза;

- формирование умений слышать компоненты интонации в звучащей речи и оценивать их использование в различных ситуациях действительности в процессе развития возможностей детей воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи, дифференцировать различные эмоциональные значения, смысл высказывания, передаваемые комплексом различных интонационных средств; в процессе знакомства с высказываниями различных коммуникативных типов, средствами их выражения и способами обозначения; в процессе развития умения различать высказывания различных коммуникативных типов в импрессивной речи;

- формирование комплекса интонационных средств, использующихся в экспрессивной речи, и развитие «чувства» фонетической нормы и его контролирующей функции при обучении умению точно использовать звуковые средства выразительности и оценивать их использование в своей речи.

Авторское содержание коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей данной категории разработано с учетом их качественной неоднородности при различных клинических формах стертой дизартрии и индивидуально-типологических особенностей (ха-

рактера соотношения нарушений восприятия и воспроизведения сегментных и супрасегментных единиц действий внешнего оформления речевого высказывания) дошкольников, определяющих вариативную структуру фонетико-фоне-матического нарушения. Разработанная автором система дифференцированной логопедической работы строится на понимании единства языковых правил и речевого действия, что обеспечивает постепенный переход от формирования навыков к научению — целенаправленной деятельности, в которой правила и действия образуют неразрывное единство, основанное на механизме обратной связи, обеспечивающее «переживание» правила в виде чувства языка. Такой подход к коррекции речевого дефекта способствует переводу действий внешнего оформления речевого высказывания из осознаваемых, осуществляющихся при произвольном внимании, в бессознательные, выполняемые в плане послепроизвольного внимания, т. е. превращению из целенаправленных в автоматизированные.

Проведенный аналитический обзор некоторых исследований по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста дает нам основание считать, что учет результатов исследований позволяет проектировать содержание логопедической работы с детьми со стертой дизартрией с учетом современных программных требований [1].

Литература

1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. С методическими рекомендациями / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гав-рилушкина [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец и Л. В. Лопатиной. — Москва : Просвещение, 2019. — 325 с. — Текст : непосредственный.

2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Артемова Ева Эдуардовна. — Москва, 2005. — 25 с. — Текст : непосредственный.

3. Баряева, Л. Б. Нарушения двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Адаптивная физическая культура. — N° 1(73). — С. 9—12.

4. Гуровец, Г. В. Клинико-педагогиче-ская характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и методы коррекционного воздействия / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. — Текст : непосредственный // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. — Москва, 1981. — С. 103—114.

5. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартриче-скими расстройствами : автореф. дис. . канд. пед. наук / Карелина Инна Борисовна. — Москва, 2000. — 23 с. — Текст : непосредственный.

6. Киселева, В. А. Коррекционно-педа-гогическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Киселева Валентина Алексеевна. — Москва, 2001. — 16 с. — Текст : непосредственный.

7. Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями : автореф. дис. . канд. пед. наук / Копачевская Лариса Александровна. — Москва, 2000. — 20 с. — Текст : непосредственный.

8. Лопатина, Л. В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонема-тических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лопатина Людмила Владимировна. — Санкт-Петербург, 2005. — 38 с. — Текст : непосредственный.

9. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников : моногр. / Л. В. Лопатина. — Москва : УМЦ «Добрый мир», 2015. — 302 с. — Текст : непосредственный.

10. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 51 (3). — С. 178—186. — Текст : непосредственный.

11. Лопатина, Л. В. Этиопатогенез минимальных дизартрических расстройств / Л. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Экология детства: особый ребенок и общество : материалы XXV Междунар. конф. «Ребенок в современном мире». — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — С. 57—61.

12. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Позднякова Лариса Александровна. — Санкт-Петербург, 2004. — 21 с. — Текст : непосредственный.

13. Сереброва, Н. И. Из опыта работы с детьми, страдающими псевдобульбарной дизартрией / Н. И. Сереброва. — Текст : непосредственный // Специальная школа. — 1966. — № 3. — С. 13—19.

14. Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Серебрякова Наринэ Витальевна. — Санкт-Петербург, 1996. — 16 с. — Текст : непосредственный.

15. Соботович, Е. Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и

пути его устранения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соботович Евгения Федоровна. — Ленинград, 1970. — 26 с. — Текст : непосредственный.

16. Сорочинская, Т. В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии : автореф. дис. . канд. пед. наук / Сорочинская Татьяна Владимировна. — Москва, 1999. — 16 с. — Текст : непосредственный.

17. Филатова, И. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнози-са : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Филатова Ирина Александровна. — Екатеринбург, 1998. — 18 с. — Текст : непосредственный.

18. Щербак, С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Щербак Светлана Геннадьевна. — Москва, 2011. — 23 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Adaptirovannaya osnovnaya obrazova-tel'naya programma doshkol'nogo obrazo-vaniya detey s tyazhelymi narusheniyami rechi. S metodicheskimi rekomendatsiyami / L. B. Baryaeva, T. V. Volosovets, O. P. Gav-rilushkina [i dr.] ; pod red. T. V. Volosovets i L. V. Lopatinoy. — Moskva : Prosveshche-nie, 2019. — 325 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.

2. Artemova, E. E. Osobennosti formirova-niya prosodiki u doshkol'nikov s rechevymi narusheniyami : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. / Artemova Eva Eduardovna. — Moskva, 2005. — 25 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.

3. Baryaeva, L. B. Narusheniya dvigatel'-noy sfery u doshkol'nikov s minimal'nymi dizartricheskimi rasstroystvami / L. B. Ba-ryaeva, L. V. Lopatina. — Tekst : nepos-redstvennyy // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. — № 1(73). — S. 9—12.

4. Gurovets, G. V. Kliniko-pedagogiche-skaya kharakteristika detey, stradayushchikh stertoy dizartriey i rinofoniey, i metody

korrektsionnogo vozdeystviya / G. V. Gurovets, S. I. Maevskaya. — Tekst : neposred-stvennyy // Preodolenie rechevykh narushe-niy u detey i vzroslykh. — Moskva, 1981. — S. 103—114.

5. Karelina, I. B. Logopedicheskaya rabota s det'mi s minimal'nymi dizartricheskimi rasstroystvami : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Karelina Inna Borisovna. — Moskva, 2000. — 23 s. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Kiseleva, V. A. Korrektsionno-pedago-gicheskaya rabota po preduprezhdeniyu narusheniy chteniya i pis'ma u starshikh doshkol'nikov so stertoy formoy dizartrii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Kiseleva Valentina Alekseevna. — Moskva, 2001. — 16 s. — Tekst : neposredstvennyy.

7. Kopachevskaya, L. A. Formirovanie intonatsionnoy vyrazitel'nosti rechi u detey s rechevymi narusheniyami : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Kopachevskaya Larisa Aleksandrovna. — Moskva, 2000. — 20 s. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Lopatina, L. V. Sistema differentsiro-vannoy korrektsii fonetiko-fonematicheskikh narusheniy u doshkol'nikov so stertoy dizar-triey : avtoref. dis. . d-ra ped. nauk / Lopatina Lyudmila Vladimirovna. — Sankt-Peterburg, 2005. — 38 s. — Tekst : neposredstvennyy.

9. Lopatina, L. V. Logopedicheskaya rabota po korrektsii stertoy dizartrii u doshkol'nikov : monogr. / L. V. Lopatina. — Moskva : UMTs «Dobryy mir», 2015. — 302 s. — Tekst : neposredstvennyy.

10. Lopatina, L. V. Logopedicheskaya rabota po korrektsii fonetiko-fonemati-cheskikh narusheniy u doshkol'nikov so stertoy dizartriey / L. V. Lopatina. — Tekst : neposredstvennyy // Problemy sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2016. — № 51 (3). — S. 178—186. — Tekst : neposredstvennyy.

11. Lopatina, L. V. Etiopatogenez minimal'nykh dizartricheskikh rasstroystv / L. V. Lopatina. — Tekst : neposredstvennyy // Ekologiya detstva: osobyy rebenok i obshchestvo : materialy XXV Mezhdunar. konf. «Rebenok v sovre-mennom mire». — Sankt-Peterburg : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2018. — S. 57—61.

12. Pozdnyakova, L. A. Logopedicheskaya rabota po preodoleniyu narusheniy intonatsi-onnoy vyrazitel'nosti rechi u doshkol'nikov so stertoy dizartriey : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Pozdnyakova Larisa Aleksan-drovna. — Sankt-Peterburg, 2004. — 21 s. — Tekst : neposredstvennyy.

13. Serebrova, N. I. Iz opyta raboty s det'mi, stradayushchimi psevdobul'barnoy dizartriey / N. I. Serebrova. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'naya shkola. — 1966. — № 3. — S. 13—19.

14. Serebryakova, N. V. Logopedicheskaya rabota po formirovaniyu leksiki u dosh-kol'nikov so stertoy formoy dizartrii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Sere-bryakova Narine Vital'evna. — Sankt-Peter-burg, 1996. — 16 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.

15. Sobotovich, E. F. Proyavleniya kosnoya-zychiya u detey doshkol'nogo vozrasta i puti ego ustraneniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Sobotovich Evgeniya Fedorovna. —

Leningrad, 1970. — 26 s. — Tekst : neposredstvennyy.

16. Sorochinskaya, T. V. Optimizatsiya lo-gopedicheskoy raboty po formirovaniyu foneticheskoy i prosodicheskoy storony rechi u detey doshkol'nogo vozrasta so stertoy formoy dizartrii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Sorochinskaya Tat'yana Vladimirov-na. — Moskva, 1999. — 16 s. — Tekst : neposredstvennyy.

17. Filatova, I. A. Korrektsiya narusheniy rechi u doshkol'nikov s dizartriey i nedo-razvitiem prostranstvennogo gnozisa : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Filatova Irina Aleksandrovna. — Ekaterinburg, 1998. — 18 s. — Tekst : neposredstvennyy.

18. Shcherbak, S. G. Formirovanie ustnoy monologicheskoy rechi detey s minimal'nymi dizartricheskimi rasstroystvami : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Shcherbak Svetlana Gennad'evna. — Moskva, 2011. — 23 s. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.