Научная статья на тему 'Основные положения и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией'

Основные положения и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1461
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Н. С., Гончарова Г. В.

В статье рассмотрены направления и логопедическая работа по формированию фонематической системы речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Недоразвитие фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой. Поэтому формирование фонематических процессов у дошкольников со стертой дизартрией имеет огромное значение при подготовке к усвоению детьми элементов грамоты, а значит – их подготовке к переходу к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Н. С., Гончарова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

© Васильева Н.С.*, Гончарова Г.В.*

Детский сад № 17 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены направления и логопедическая работа по формированию фонематической системы речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Недоразвитие фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой. Поэтому формирование фонематических процессов у дошкольников со стертой дизартрией имеет огромное значение при подготовке к усвоению детьми элементов грамоты, а значит - их подготовке к переходу к школьному обучению.

Ключевые слова: логопедическая работа, коррекция речевых нарушений, формирование фонематических функций.

Эффективность методического подхода в логопедической работе обеспечивается, прежде всего, выделением основной клинической картины речевого нарушения, вокруг которой располагаются последующие вторичные отклонения. Сопоставление характера недостатков произношения с уровнем развития фонематических процессов позволяет уточнить роль дефектов произношения в общей картине нарушений устной речи. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений, тем выше её результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков, не осложнённых вторичными и третичными последствиями. Содержание и методы логопедической работы должны значительно видоизменяться в зависимости от того, связано нарушение звукопроизношения с общим недоразвитием речи или нет. Как подчёркивает Е.Ф. Pay [6], в одних случаях намечается обширная программа логопедических занятий, включающая работу над словарём, грамматическим строем речи, над развитием фонематического слуха и произношением. В других случаях программа включает работу над произношением, связанную лишь с развитием фонематического слуха.

При устранении недостатков произношения, сопровождающихся отклонениями в звуковом анализе, наряду с артикуляционными упражнения-

* Учитель-логопед.

* Воспитатель.

ми большое место отводится аналитико-синтетической работе, развивающей у детей способность свободно различать и выделять звуки в словах.

Несомненна и связь фонематических и логико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети начинают намного лучше воспринимать и различать окончания, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, достаточная сформированность фонематического восприятия ускоряет становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Логопедическая работа по формированию фонематической системы речи основывается на следующих положениях.

1. Положение о поэтапном формировании умственных действий (Д.Б. Эльконин [10]).

Методика логопедической работы по преодолению нарушений фонематических функций должна строиться с учётом поэтапного формирования речевых навыков путём постепенного усложнения функций речи, характера речевого материала и заданий, перехода от импрессивной формы речи к экспрессивной.

2. Теоретическое положение о двух уровнях развития, связи обучения и развития (Л.С. Выготский [2]).

Развитие каждого ребёнка включает в себя два уровня, на состояние которых следует опираться при проведении коррекционно-логопедической работы:

1. актуальный уровень психического развития, характеризующийся уже сформировавшимися психическими процессами;

2. зону ближайшего развития, определяющую потенциальные возможности ребенка.

3. Положение о взаимодействии речеслухового и речедвигательного анализаторов в процессе речи (В.И. Бельтюков [1]).

В процессе развития речи слуховой анализатор функционирует в зависимости не только от акустических свойств звуков, но и от возможности появления этих звуков в произношении, т.е. в зависимости от деятельности ре-чедвигательного анализатора.

В ходе развития речи между слуховым и речедвигательным анализаторами складываются такие отношения, при которых вначале появляются далёкие по артикуляции звуки, хотя акустически они могут быть сравнительно близкими. В дальнейшем дифференцируются звуки всё более артикуляци-онно близкие, но акустически оказывающиеся более далёкими.

4. Положение о многоуровневом процессе фонемного различения (Н.И. Жинкин [3]; И.А. Зимняя [4]; Л.А. Чистович [9] и др.).

Процесс восприятия речи характеризуется взаимосвязью сенсомоторно-го и языкового уровней восприятия и включает несколько стадий:

120

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

1. слуховой анализ речи (анализ звукового образа, различение акустических признаков звуков, синтез звукового образа);

2. перемещение акустического образа в артикуляторный (с участием слухового и кинестетического контроля);

3. соотнесение звука с фонемой;

4. сличение с образцом на основе слухо-кинестетических представлений.

Современные научные представления о фонематической системе

Филичева Т.Б. [7, 8] подчёркивает, что при определении направлений кор-рекционного обучения важно обратить на особенности психического развития ребёнка особое внимание. При переходе к логопедической работе необходимо учитывать, что операции анализа представляет значительную трудность для детей с нарушениями речи. Термином фонематический анализ определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В.К. Орфинской [5], эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

На основе анализа имеющихся литературных данных определены следующие направления логопедической работы по коррекции нарушений и развитию фонематической стороны речи у детей:

1. Развитие психологических предпосылок формирования фонематической системы языка (слухового внимания, слухоречевой памяти).

2. Развитие восприятия речи.

3. Формирование фонематического анализа.

4. Формирование фонематического синтеза.

5. Формирование фонематических представлений.

В логопедической работе по формированию дифференциации звуков речи необходимо учитывать, что совершенствование фонематического восприятия осуществляется более успешно, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно ребёнок представляет звуковую структуру слова, тем правильнее различает звуки речи. Поэтому упражнения на развитие восприятия звуков речи, а также на развитие фонематического анализа, синтеза и представлений проводятся в тесном единстве. Для активизации внимания, повышения интереса детей к выполнению заданий, упражнения проводятся в игровой форме. Кроме того большое внимание должно отводиться не только формированию фонематических процессов как таковых, но и должно учитываться их огромное значение при подготовке к усвоению детьми элементов грамоты, а значит - их подготовке к переходу к школьному обучению.

Список литературы:

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М., 1977.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.

4. Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1961.

5. Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов и анартриков. - Л., 1963.

6. Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. - М., 1965.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение. - М., 2000.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: учебное пособие. - М., 1987.

9. Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. - М., 1965.

10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.

МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Горбатова О.В.*

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва

В статье раскрыто понятие здоровьесберегающие технологии; музыкально-оздоровительная работа определенна как современная форма организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ, проанализировано значение музыкально-оздоровительной работы в развитие дошкольников.

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, музыкально-оздоровительная работа, дошкольное образовательное учреждение.

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, врачи ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для

* Аспирант кафедры Начального и дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.