Научная статья на тему 'Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения'

Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1883
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ФОНЕМЫ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / PHONETIC-PHONEMIC DISORDERS / PHONEMIC SIDE OF SPEECH / PHONEMES / SOUND COMMUNICATION / CORRECTION / WORD FORMATION / PHONEMIC HEARING / PHONEMIC PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богаткова Анна Константиновна, Медведева Елена Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста в контексте фонетико-фонематических нарушений, и нарушений фонематической стороны речи в частности. Прослежена связь между нарушениями фонематической стороны речи и трудностями в овладении письменной речью. Представлены основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений и подготовке старших дошкольников к полноценному обучению письму и чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богаткова Анна Константиновна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE PHONEMATIC SIDE OF THE SPEECH OF SENIOR PRESCHOOLS AS A PREVENTION OF VIOLATIONS LETTERS AND READINGS

The article deals with the problems of speech development of children of preschool age in the context of phonetic-phonemic disorders, and violations of the phonemic side of speech in particular. The relationship between violations of phonemic aspects of speech and difficulties in learning the written language. The main directions of logopedic work on the correction of phonetic-phonemic disorders and the preparation of senior preschoolers for full-fledged teaching writing and reading are presented.

Текст научной работы на тему «Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения»

Педагогика

УДК:378.2

магистрант Богаткова Анна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста в контексте фонетико-фонематических нарушений, и нарушений фонематической стороны речи в частности. Прослежена связь между нарушениями фонематической стороны речи и трудностями в овладении письменной речью. Представлены основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений и подготовке старших дошкольников к полноценному обучению письму и чтению.

Ключевые слова: фонетико-фонематические нарушения, фонематическая сторона речи, фонемы, звукопроизношение, коррекция, словообразование, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Annotation. The article deals with the problems of speech development of children of preschool age in the context of phonetic-phonemic disorders, and violations of the phonemic side of speech in particular. The relationship between violations of phonemic aspects of speech and difficulties in learning the written language. The main directions of logopedic work on the correction of phonetic-phonemic disorders and the preparation of senior preschoolers for full-fledged teaching writing and reading are presented.

Keywords: phonetic-phonemic disorders, phonemic side of speech, phonemes, sound communication, correction, word formation, phonemic hearing, phonemic perception.

Введение. Многочисленные речевые нарушения, затрудняющие овладение грамотным письмом и правильным чтением являются самой распространенной причиной плохой успеваемости учеников начальных классов. Одну из основных групп риска при этом составляют дети с фонетико-фонематическим нарушением речи. В последние годы число детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР) имеет тенденцию к увеличению, в связи с чем, коррекционной работе по устранению данных речевых нарушений необходимо уделять самое пристальное внимание Г3, 4, 61.

Изложение основного материала статьи. Фонетико-фонематическая составляющая речи организована достаточно сложно. Ее освоение может осуществляться в разные периоды времени, с различной степенью затруднений и отклонений, которые у большинства детей в процессе занятий преодолеваются. На момент поступления в школу в норме у ребенка уже сформированы как звукопроизношение, так и процессы произносительной дифференциации и фонематического различения, что помогает ему весьма успешно осваивать школьную программу.

Непосредственно фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов развития произношения у детей вследствие недостатков в восприятии и произношении фонем. Среди старших дошкольников данное нарушение является достаточно распространенным. У детей с нарушением развития фонетико-фонематических процессов речи наблюдаются специфические особенности фонематического восприятия и звукового оформления речи. Кроме того, у них диагностируются ошибки в различении звуков и звукопроизношении.

Особый интерес в структуре данной речевой патологии представляет недоразвитие фонематической стороны речи поскольку, без проведения необходимого коррекционно-логопедического воздействия в дошкольном возрасте, оно является основной причиной возникновения нарушений письма и чтения в начальных классах. На последующих же этапах, когда овладение письменной речью из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися, возникают проблемы с успеваемостью и целый ряд сопутствующих проблем, в том числе и психологического характера.

В свою очередь, вовремя проведённая коррекция затруднений в обучении, имеющихся у детей с речевыми нарушениями, препятствует формированию вторичных дефектов - различных интеллектуальных, личностных и эмоциональных нарушений, а также социально-педагогической запущенности.

В фонетико-фонематическом нарушении речи у старших дошкольников можно выделить несколько состояний, это:

- сложности анализа нарушенных звуков при произношении;

- при достаточно развитой артикуляции неразличение звуков, которые относятся к различным фонетическим группам;

- значительные трудности в установлении наличия и порядка звуков в слове.

Кроме указанных выше особенностей фонематического восприятия и произношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями диагностируются: нечеткая дикция, общая смазанность речи, определенная задержка в формировании словаря и грамматических функций речи (ошибки в употреблении предлогов, в падежных окончаниях, согласовании числительных и прилагательных с существительными) [3, c. 65].

При нарушениях фонематической стороны речи (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) развивается, так называемая, фонематическая дисграфия. Детям трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается, а для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука.

Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Частая ошибка - замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то - приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов.

Ошибки на правила правописания у детей с недоразвитием фонематической стороны речи являются более распространенными и более стойкими, чем у обучающихся с нормальным речевым развитием.

Достаточно часто у детей, не имеющих ярко выраженных дефектов произношения звуков, отмечаются специфические ошибки при письме, что свидетельствует о том, что фонематические затруднения являются более стойкими по сравнению с произносительными.

Нередко нарушения письма сочетаются со специфическими нарушениями процесса чтения - дислексией.

На начальных стадиях овладения чтением при недоразвитии фонематической стороны речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова. Избирательное не усвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, усвоение которых оказывается нормальным, а не сформированностью обобщения звуков. Если дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в речи, тогда обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется. Неусвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического восприятия.

Таким образом, затруднения и ошибки при чтении у детей с нарушениями фонематической стороны речи объясняются недостатками произношения и различения оппозиционных звуков, недостаточным овладением звуковым составом слова, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Проявления несформированности речи у старших дошкольников с ФФНР в основном выражены не отчетливо. И только в ходе проведения специального обследования данных детей можно выявить различные речевые ошибки.

В связи с вышесказанным, особенно важным представляется своевременное диагностирование нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста и проведение коррекционно-логопедической работы по устранению данных нарушений, как эффективного средства профилактики дисграфии и дислексии.

Коррекция фонетико-фонематических нарушений достигается посредством проведения целенаправленных логопедических занятий по исправлению звукового произношения и недоразвития фонематической стороны речи.

Система воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими речевыми нарушениями, как отмечают Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др. авторы, включает в себя непосредственно коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению письму и чтению [5, с. 14].

Главными задачами при проведении коррекционной работы являются:

1. Развитие звукопроизношения.

2. Коррекция нарушений фонематической стороны речи.

3. Подготовка детей к обучению в школе.

Коррекционные занятия со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическими нарушениями должны включать в себя также определенный круг знаний об окружающем мире и необходимый объем словаря, речевые навыки и умения, которые обязательно должны быть освоены старшими дошкольниками на этом возрастном периоде.

На основе правильного звукового произношения формируется:

- развитие внимания и навыков к морфологическому составу слов, а также изменению отдельных слов и их сочетаний в предложении;

- воспитание у старших дошкольников навыка правильно составлять простые и сложные распространенные предложения, использовать различные сочетания предложений в разговорной речи;

- становление связной речи, работа над пересказом текста и рассказом, с решением определенной коррекционной задачи;

- развитие словаря старших дошкольников посредством привлечения внимания к методам словообразования, к эмоциональной окраске и оценочной характеристике слов;

- развитие памяти и произвольного внимания [6, с. 37].

В ходе проведения коррекционных занятий со старшими дошкольниками с ФФНР, логопеду необходимо принимать во внимание закономерности процесса овладения детьми звукообразования в норме, которые формируются с помощью постепенно вырабатывающейся дифференцировки в аспекте различения характерных свойств и признаков речевых звуков.

Основой логопедической коррекционной работы по устранению нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников является формирование правильных и блокирование неправильно развитых навыков посредством четко выстроенной системы проведения занятий. Исправление нарушений фонематического восприятия, фонематического слуха и других различных фонематических процессов проводится логопедом посредством включения специально подобранных игровых упражнений и игр.

Можно выделить основные этапы коррекционной работы со старшими дошкольниками с ФФНР, которые включают в себя:

1. Развитие фонематического слуха:

- определение и дифференциация неречевых звуков;

- вычленение и дифференциация речевых звуков по силе, высоте, тембру и интонации голоса.

2. Развитие фонематического восприятия:

- определение слов, сходных по звуковому составу;

- определение и различение слогов, которые состоят из правильно произносимых звуков;

- разграничение на слух сохранных звуков: по мягкости и твёрдости, звонкости и глухости; в словах и словосочетаниях; в обратных слогах, в слогах со стечением двух согласных звуков.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза:

- установление наличия звука в слове;

- выделение звука в словах, в начале и конце слова, нахождение первого и последнего звука в слове, а также его порядка расположения (в начале, середине или в конце слова) [7, с. 51].

4. Развитие фонематических представлений:

- выбор слов на заранее заданный звук и с определенным числом звуков;

- выбор нескольких картинок из предложенных логопедом на заданный звук;

- изменение слов посредством перестановки или замены одного определенного слога или звука;

- составление из заданной логопедом последовательности звуков подходящих слов.

Коррекционную работу со старшими дошкольниками с ФФНР следует начинать с развития слуховой

памяти и слухового внимания. Неумение детей вслушиваться в окружающую их речь является одной основных из причин неправильного развития звукопроизношения. В данном случае ребенку необходимо научиться проводить сравнение своей речи и речи окружающих его людей и таким образом контролировать своё произношение.

На начальном этапе работа по развитию фонематического слуха проводится на основе изучения неречевых звуков. В ходе специальных упражнений и игр старшие дошкольники постепенно начинают осваивать навык различать и узнавать неречевые звуки.

Далее во время игр дети должны научиться различать силу, высоту и тембр голоса, вслушиваясь в одинаковые речевые звуки, сочетания звуков и целые слова [7, с. 116].

На дальнейшем этапе проведения логопедической коррекции проводится работа над развитием фонематического восприятия: в первую очередь на материале слов, сходных по своему звуковому составу, далее - слогов и в последнюю очередь фонем родного языка.

Позднее проводится работа по выделению правильного звука и неправильно произнесенного. На протяжении всего времени коррекционных занятий в данном направлении у старших дошкольников с фонетико- фонематическим нарушением речи необходимо развивать навыки слухового контроля. Необходимость развития данного навыка объясняется тем обстоятельством, что слуховое восприятие, а также различение правильного и неверного звукопроизношения способствует формированию фонематического слуха и обусловливает развитие качества произношения звуков.

Принимая во внимание различный уровень сложности методов фонематического анализа и синтеза, а также последовательность овладения ими в онтогенезе, коррекционные мероприятия должны осуществляться в определенном порядке: от узнавания звука в слове до определения места звуков относительно других звуков.

Главной задачей завершающего этапа работы является развитие у старших дошкольников фонематических представлений. Это один из наиболее сложных для усвоения этапов, так как включает в себя выполнение определенных языковых операций [8, с. 28].

При работе с дошкольниками с ФФНР, развитие и устранение нарушений фонематической стороны речи, должно проводиться параллельно с логопедической работой над звукопроизношением. Движение в данном направлении следует начинать с уточнения артикуляции имеющихся (сохранных) у детей звуков. Далее в строго определенной последовательности в работу нужно вводить поставленные к этому моменту звуки.

Одновременно с заданиями на закрепление поставленных звуков поэтапно нужно вводить упражнения на дифференциацию звуков по принципу: звонкие и глухие, шипящие и свистящие, аффрикаты и фрикативные; вибранты и плавные, мягкие и твердые.

С первого этапа обучения следует стремиться к осознанному анализу и синтезу старшими дошкольниками звукового состава слова. В этих целях на каждом занятии используются упражнения по подготовке дошкольников к анализу звукового состава слова. В первую очередь их внимание привлекают к отдельным звукам, а также звукам в составе слова (например: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А», если услышишь слово со звуком «Д», слог со звуком «С» и др.; найди картинки, в названии которых есть звук «Т» и др.) [4, с. 214].

Со временем, от умения слышать отдельный звук в составе слова дошкольников подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Сначала обозначается все слово, затем слоги и далее звуки.

По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков С, С', З, З' дети подбирают существительные к прилагательным (синий... автобус, красная... ваза, белая... скамейка).

В это же время вводятся разнообразные упражнения на составление распространенных предложений по вопросам, опорным словам, по демонстрации действий.

В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением.

В заключение отметим, что в процессе коррекционно-логопедического обучения дети с ФФНР обучаются правильно произносить и различать все фонемы родного языка, учатся осознанному звуковому анализу и синтезу слов разной слоговой структуры, овладевают навыками сознательного послогового чтения и письма простых слов, предложений и коротких текстов.

Выводы. Таким образом, система коррекционных занятий для детей с ФФНР позволяет сформировать у старших дошкольников полноценную речь, даёт возможность не только преодолеть речевые недостатки ребёнка, но и подготовить его к усвоению программы общеобразовательной школы и минимизировать дисграфические и дислексические ошибки.

Литература:

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2015. - 455 с.

2. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием: методические рекомендации / сост. А.А. Ковалева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 98 с.

3. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза / Р.И. Лалаева // Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2014. - 267 с.

4. Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. - СПб., 2014. - 334 с.

5. Ткаченко, Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. - М.: Книголюб, 2008. - 132 с.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2015. - 232 с.

7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014. - 80 с.

8. Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - 167 с.

9. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

Педагогика

УДК: 378.172

старший преподаватель Бубунаури Андрей Темуриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск); старший преподаватель Тарасенко Юлия Вячеславовна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЯДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья посвящена проблематике сохранения физического здоровья студентов в период обучения молодых людей в вузах. Также изучается проблема качественного формирования у обучающихся действенных компетенций здоровьесбережения. Для решения данных проблем специалисты предлагают использовать определенные образовательные подходы. В статье дана оценка уровня эффективности использования предложенных подходов к формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов.

Ключевые слова: здоровьесбережение; образовательные подходы; студенты; физическое здоровье; индивидуализация обучения.

Annоtation. The article is devoted to the problems of preserving the physical health of students during the training of young people in universities. Also studied the problem of developing students ' of effective health care competencies. To solve these problems, experts suggest using certain educational approaches. The article assesses the level of effectiveness of the proposed approaches to the formation of health-saving competencies of students. Keywords: Health saving; educational approaches; students; physical health; individual training.

Введение. Анализ значимых научных исследований, посвященных модернизации Российского образования, показывает наличие ряда серьезных проблем в области физического воспитания обучающихся. Выявлена довольно слабая образовательная направленность на здоровьесберегающее обучение и формирование ценностей ведения здорового образа жизни, что впрочем, характерно для всей действующей сегодня системы образования в России [10]. Обнаружена негативная динамика ухудшения уровня физического развития и здоровья современных молодых людей [32], начиная с младшего школьного возраста [26]. Медицинские наблюдения свидетельствуют, что у большинства выпускников школ, при поступлении в вузы основные показатели физической подготовленности отвечают лишь удовлетворительному уровню [6]. За период обучения молодых людей в высшей школе уровень физического развития и здоровья большинства студентов ощутимо снижается [21]. Некоторые ученые считают, что изначальная ориентация системы физического воспитания молодежи, направленная на подготовку к высокопроизводительному труду и защите Родины, в современных условиях должна изменить свой приоритет на формирование комплексной культуры сохранения здоровья обучающихся [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что нормативная направленность системы физического воспитания молодежи на формирование и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовленности теряет свою актуальность в условиях использования современных подходов к преподаванию физической культуры в образовательных учреждениях. По мнению В.А. Сальникова система физического воспитания, доставшаяся нам в наследство от СССР, имеет лишь программно-нормативные основы и совершенно не учитывает индивидуальные качества и интересы обучающихся [19]. Тот же автор указывает на потребность общества в новой образовательной системе, неотъемлемой частью которой будет здоровьесберегающая направленность образовательного процесса. Ученые считают, что активно способствовать повышению уровня физического здоровья и качества жизни обучающихся должно физическое воспитание молодежи. В современных образовательных программах предмет - физическое воспитание должно являться комплексной дисциплиной обучения и социального воспитания будущей личности. Данная дисциплина включать в себя передовые академические, нормативные и функциональные аспекты обучения молодых людей, направленные на усовершенствование качества жизни современного человека [8].

Анализируя имеющиеся научные данные, авторы статьи, определили основной целью исследований анализ эффективности использования некоторых образовательных подходов в области физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.