Научная статья на тему 'Развитие просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией'

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1642
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROSODICS / DYSARTHRIA / INTONATION / TIMBRE / PAUSE / TEMPO / RHYTHM / SPEECH BREATHING / ПРОСОДИКА / ДИЗАРТРИЯ / ИНТОНАЦИЯ / ТЕМБР / ПАУЗА / ТЕМП / РИТМ / РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кропачева Марина Николаевна

В статье анализируются теоретические подходы к изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией; определена актуальность исследования данной проблемы для дошкольников с дизартрией, выделена структура просодической стороны речи; подобраны методики для экспериментального изучения просодической стороны речи; экспериментально изучены и описаны специфические особенности таких компонентов просодики, как интонация, тембр, пауза, темп, ритм, речевое дыхание, мелодико-интонационная сторона речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROSODICAL SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH DISARTRY

The article analyzes theoretical approaches to the study of the pronunciation of speech in preschool children with dysartry; The topicality of the study of this problem for preschoolers with dysartry is defined, the structure of the prosodical side of speech is highlighted; Techniques for experimental study of the prosodical side of speech have been selected; experimentally studied and described specific features of such components of prosodics as intonation, timbre, pause, tempo, rhythm, speech breathing, melodic-intonation side of speech.

Текст научной работы на тему «Развитие просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией»

DEVELOPMENT OF PROSODICAL SPEECH IN PRESCHOOLERS

WITH DISARTRY Kropacheva M.N. (Russian Federation) Email: Kropacheva454@scientifictext.ru

Kropacheva Marina Nikolaevna - Candidate in Psychological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF CORRECTIONAL EDUCATION AND SPECIAL PSYCHOLOGY, SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SHADRINSK

Abstract: the article analyzes theoretical approaches to the study of the pronunciation of speech in preschool children with dysartry; The topicality of the study of this problem for preschoolers with dysartry is defined, the structure of the prosodical side of speech is highlighted; Techniques for experimental study of the prosodical side of speech have been selected; experimentally studied and described specific features of such components of prosodics as intonation, timbre, pause, tempo, rhythm, speech breathing, melodic-intonation side of speech.

Keywords: prosodics, dysarthria, intonation, timbre, pause, tempo, rhythm, speech breathing.

РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Кропачева М.Н. (Российская Федерация)

Кропачева Марина Николаевна - кандидат психологических наук, доцент,

кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск

Аннотация: в статье анализируются теоретические подходы к изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией; определена актуальность исследования данной проблемы для дошкольников с дизартрией, выделена структура просодической стороны речи; подобраны методики для кспериментального изучения просодической стороны речи; кспериментально изучены и описаны специфические особенности таких компонентов просодики, как интонация, тембр, пауза, темп, ритм, речевое дыхание, мелодико-интонационная сторона речи.

Ключевые слова: просодика, дизартрия, интонация, тембр, пауза, темп, ритм, речевое дыхание.

В последнее время из многообразия всех речевых расстройств у дошкольников, дизартрия является одной из тяжелых и, следовательно, трудно поддается коррекции. Дизартрия по клинико-педагогической классификации относится к расстройствам фонационного оформления речи. При дизартрии в произносительной стороне речи страдает важный ее компонент - просодика, в состав которой входит интонация, тембр, пауза, логическое ударение, темп, ритм, речевое дыхание. В целом каждый компонент речи будь то звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодика тесно взаимосвязаны между собой. Все компоненты являются звеньями одной цепи - речевой деятельности. Развивая один компонент, мы косвенно влияем и на другие его компоненты.

Просодический компонент, входящий в структуру речи, является составляющим звеном фонационного оформления красивого и правильного речевого высказывания. Следовательно, необходимо изучать и развивать просодическую сторону речи у детей дошкольного возраста, поскольку специфика нарушения восприятия и

воспроизведения просодических компонентов у дошкольников с дизартрией, определяет подбор и использование общих и специфических коррекционных методов и приемов по преодолению просодических нарушений в логопедической работе.

Проблема дизартрии в отечественной логопедии связана с именами таких отечественных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов и логопедов, как Е.Ф. Архипова [2], А.И. Белякова [3], Е.Н. Винарская [4], И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько [6], Л.В. Лопатина, Н.В., Серебрякова [5], и др.

Отечественные исследователи придерживаются различных мнений по поводу формирования компонентов просодической стороны речи. Так, большинство отечественных ученых, исследователей, педагогов (Е.С. Алмазова, А.М. Антипова, Е.А. Брызгунова, Л.А. Михайличенко, В.И. Петрянкина, Г.Ф. Сергеева) отмечают, что просодическая сторона речи является сложной системой, так как в нее входят много компонентов: интонация, тембр, пауза, логическое ударение, темп, ритм, речевое дыхание [1]. Все эти компоненты служат для выражения различных синтаксических значений и категорий в предложениях, а также экспрессии и эмоций, окрашивают речь, делают ее выразительной, разборчивой.

Ряд других авторов - И.Я. Блинов, Е.А. Брызгунова, Л.Р. Зиндер, Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова и др. считают, что компонентами просодики являются: мелодика, длительность, интенсивность, логическое ударение, паузы, тембр [5]. Однако, все авторы едины в том, что процесс развития компонентов просодической стороны речи проходит в течение длительного времени и затрагивает все этапы становления речи.

Мы изучили особенности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Росинка» города Шадринска Курганской области. В нём приняло участие 10 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет, посещающие логопедическую группу детского сада.

Для обследования просодической стороны речи у дошкольников мы использовали диагностические методики Е.С. Алмазовой, Г.В. Бабиной, Л.В. Лопатиной, О.Г. Приходько, Л.А. Поздняковой, Н.В. Серебряковой [2; 5].

Мы изучали следующие разделы просодических компонентов:

1. Обследование голосообразующих функций, как базы для реализации интонационных компонентов речевого поступка.

2. Обследование речевого дыхания.

3. Обследование темпа.

4. Обследование восприятия и воспроизведения ритма.

5. Обследование восприятия и воспроизведения мелодико-интонационных структур.

Следует отметить, что в ходе обследования 8 детей активно шли на контакт, имели положительный эмоциональный настрой, 2 детей были малоактивны и с трудом вступали в контакт.

При обследовании голосообразующих функций, у детей с дизартрией, мы выявили недостаточную силу голоса, у большинства детей - тихий, слабый, у двух детей - иссякающий. Тембр голоса у четырех детей - присутствует назализованный оттенок, у двух - напряженный и прерывистый. При рассказывании заданного стихотворения речь у большинства детей постепенно становилась менее разборчивой, голос угасал. Также в ходе обследования, при выполнении заданий у детей наблюдалась недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ и наличие насильственных движений, непроизвольные, неритмичные гиперкинезы.

При обследовании дыхания, у детей с дизартрией, мы выявили, что физиологическое дыхание характеризуется спастичностью дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанной с этим судорожностью вдоха и выдоха. У детей наблюдается слабая дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. У детей отмечается форсированное начало фразы выдоха, судорожность вдоха и выдоха,

43 ■ Еигореап Баепсе № 5 (54)

ослабленный речевой выдох. У детей наблюдается слабая целенаправленность воздушной струи. Фонационный (озвученный) выдох у детей обладает неравномерностью на протяжении фразы, а также уменьшенной длительностью. У детей выражены расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией, чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха. При произнесении фраз и текста речь у детей осуществляется на выдохе. Речевой выдох ослабленный.

При обследовании темпа речи у большинства детей с дизартрией нарушен темп устного высказывания, но восприятие темпа достаточно хорошо сформировано. Большинство детей затруднялись проговаривать слоговые ряды, стихи от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием.

При обследовании ритма, мы выявили, что у детей с дизартрией возникали трудности при воспроизведении акцентированных ударов, а так же самостоятельная запись была не точная и неправильная. Это означало, что ритмическая сторона речи у детей не до конца сформирована. Легче всего детям удавалось восприятие ритмических рисунков из серии изолированных и простых ударов.

При обследовании мелодико-интонационной стороны речи мы выявили, что у детей с дизартрией возникали трудности при произнесении фразы с интонации вопроса, восклицания. Для того чтобы проговорить фразу со сменой логического ударения, преобразовать фразу из сообщения в вопрос и наоборот, у детей с дизартрией это занимало больше времени, требовалось подсказка. В ходе обследования восприятия мелодико-интонационных структур мы выявили следующие особенности, что у детей восприятие снижено, дети путали повествование и восклицание. Также наблюдались сложности в восприятии логического ударения на узнавание фразы, содержащей вопрос. У детей при восприятии на слух фразы с утрированным логическим ударением не выделялось акцентированного слога. Дети легко справлялись с заданием на определение голосом вопросительной интонации в предложениях. Самостоятельная мелодико-интонационная выразительность речи нарушена.

Таким образом, специфическими особенностями и недостатками речи обследуемых детей с дизартрией являются: невнятная дикция, монотонность, отсутствие выразительности. Все выявленные нарушения очень устойчивы и крайне сложно поддаются самостоятельному устранению. Самое большое количество проблем у обследуемых детей возникало при попытках повторения и восприятия интонационных структур, логических ударений, а также модуляций голоса по силе и высоте. Легче всего детям удавалось воспроизводить ритмы. Также в ходе обследования, при выполнении заданий у детей наблюдалась недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ и наличие насильственных движений, непроизвольные, неритмичные гиперкинезы.

Список литературы /References

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М.: Просвещение, 1991. 151 с.

2. АрхиповаЕ.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007. 331 с.

3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М.: Книголюб, 2004. 56 с.

4. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: Астрель, 2006. 141 с.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Спб.: «СОЮЗ», 2000. 192 с.

6. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраст. СПб.: КАРО, 2008. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.