РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2
А.С. Марченко ' , магистрант, учитель-логопед Т.А. Алтухова1'3, канд. пед. наук. доцент, профессор
белгородский государственный национальный исследовательский университет 2МБДОУ д/с № 12
^Белгородский институт развития образования (Россия, г Белгород)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11859
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования просодической стороны речи у дошкольников с заиканием. В работе представлены результаты экспериментального изучения состояния просодических компонентов речи и их психофизиологической базы у детей дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формами заикания, определены направления и условия совершенствования коррекционно-развивающей работы с этими детьми.
Ключевые слова: заикание, дошкольники, просодика, темпо-ритм, интонация, коммуникационные навыки.
На современном этапе развития дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одних из приоритетных направлений обозначены социально-коммуникативное и речевое развитие дошкольников, задачами которых являются: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение речью как средством общения и культуры, развитие звуковой и интонационной культуры речи и др.
Речь, обладая коммуникативной функцией, выступает как важное средство общения. Особая роль в реализации ее коммуникативной функции принадлежит па-ралингвистическим средствам, «которые сопровождают речь, дополняют ее логической, эмоциональной, эстетической и другой информацией, а также сообщают об этнокультурных, психологических и других особенностях собеседника» [1, с. 5].
В Лингвистическом энциклопедическом словаре паралингвистика определяется, как «...совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации» [2, с. 367]. Паралингвистические средства, сопровождающие речь, несмотря на то, что не входят в систему языка, «... в
той или иной степени представлены в каждой речевой единице» [2, с. 367].
Традиционно принято выделять следующие паралингвистические средства: фонационные, к которым относятся темп, тембр, степень громкости и др.; кинетические: жесты, позы, мимика и другие выразительные движения; а также графические, включающие почерк, графические знаки и дополнения к буквам.
Существенным элементом паралин-гвистической фонации является просодия.
Просодия рассматривается в различных контекстах, в частности определяется как «система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Выделяются следующие элементы (компоненты) просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм» [2, с. 378]. В такой трактовке термин «просодия» выступает синонимом понятию интонация.
Для дошкольников с нарушениями речевого развития овладение просодической стороной речи может представлять определенные трудности. В исследованиях доказано, что при многих речевых дефектах
отмечается нарушение мелодико-интонационного оформления высказывания: при дизартрии (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина и др.), ринолалии (Л.И. Вансовская, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина и др.).
Особенно это проявляется при заикании (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Ю.Б. Некрасова, Е.В. Оганесян, И.А. По-варова, Н.А. Рычкова, В.И. Селиверстов, Ю.О. Филатова и др.), что, в свою очередь, затрудняет становление коммуникативных навыков у заикающихся детей дошкольного возраста. Необходимость преодоления нарушений просодического компонента речи у заикающихся дошкольников определяет важность оценки его состояния.
Поэтому мы определили цель нашего исследования - выявить уровень сформи-рованности просодических компонентов речи у дошкольников с невротической и неврозоподобной формой заикания.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста 1 года обучения, из них 7 детей - с невротической формой заикания, 3 ребенка - с нев-розоподобной (1 группа испытуемых); 10 детей 2 года обучения: 8 детей - с невротической формой заикания, 2 ребенка - с неврозоподобной (2 группа испытуемых). Стоит отметить, лишь 30% среди испытуемых составили девочки. Это подтверждает факт, что заикание встречается среди мальчиков значительно чаще.
Изучались такие компоненты просодической стороны речи, как: темп, ритм, интонация, а также модуляция голоса, речевое и физиологическое дыхание, обеспечивающие просодию. В исследовании использовались задания и система оценивания, взятые из рекомендаций Е.Ф. Архиповой [3] и Г.А. Волковой [4]. Результаты изучения владения детьми интонацией представлены на рисунке 1.
Уровень восприятия интонации
Уровень воспроизведения интонации
60 50 40 30 20 10 0
Высокий Средний Низкий
Очень низкий
70 60 50 40 30 20 10
I
Высокий Средний Низкий Очень
низкий
1 год обучения 2 год обучения
1 год обучения 2 год обучения
Рис. 1. Уровень владения интонацией заикающимися дошкольниками
0
Рисунок демонстрирует, что дошкольники с заиканием лучше воспринимают интонацию окружающих, чем сами её воспроизводят, кроме того, стоит отметить, что значительной разницы в показателях 1 и 2 группы не было выявлено.
Так, в 1 группе испытуемых восприятие интонации оказалось сформированным на высоком уровне только у 20% детей, на среднем - у 50%, на низком - у 30%, в то время, как высокого уровня воспроизведения интонации не было выявлено, по 40%
детей показали средний и низкий уровни, а 20% - очень низкий уровень.
Во 2 группе высокий уровень восприятия интонации показали 30% участников исследования, остальные - средний и низкий уровни (60% и 30% соответственно). Высокий уровень воспроизведения интонации установлен у 10% детей, средний -у 60%; низкий - у 30% детей.
Стоит отметить, что в ходе исследования у 60% испытуемых возникли трудности при самостоятельном воспроизведении
мелодики (вопросительной и восклицательной интонации).
Также было отмечено, что дети с невро-зоподобной формой заикания и в 1 и во 2 группе справлялись с заданиями с большими трудностями, особенно это наблюдалось при воспроизведении интонационных отрезков. Их речь была сбивчивой и монотонной, особенно в момент возникновения речевых судорог. Дети не замечали своих ошибок и не стремились их исправить.
Дети с невротической формой заикания проявляли больший интерес к выполнению заданий, особенно, если вводилась игровая ситуация, справлялись с заданиями со 2-3 попытки, после указания взрослого на ошибки показатели выполнения задания улучшались. На рисунке 2 показан уровень сформированности интонации у дошкольников с невротической и неврозо-подобной формами заикания.
80% 60% 40% 20% 0%
65%
Невротическая форма
35%
Неврозоподобная форма
Рис. 2. Результаты обследования интонации у детей с невротической и неврозоподобной
формой заикания
Общий уровень сформированности интонационного компонента речи представлен на рисунке 3.
60 50 40 30 20 10
Высокий
Средний ■ 1 год обучения
Низкий 12 год обучения
Очень низкий
Рис. 3. Уровень сформированности интонационного компонента речи у заикающихся
дошкольников
0
Сопоставляя данные, полученные у детей 1 -го и 2-го года обучения, можно говорить о незначительных различиях в интонационном компоненте речи. В обеих группах преобладали средний (40% и 50%
соответственно) и низкий (по 30%) уровни.
На рисунке 4 представлен уровень владения темпо-ритмической стороной речи.
80 60 40 20 0
Высокий
Средний ■ 1 год обучения
Низкий 2 год обучения
Очень низкий
Рис. 4. Уровень владения темпо-ритмической стороной речи заикающимися
дошкольниками.
Полученные данные свидетельствуют о преобладании среднего уровня у детей как 1-го, так и второго года обучения (40% и 70% соответственно). По данному компоненту была выявлена более существенная разница между 1-й и 2-й группами испытуемых. У испытуемых 2-й группы возникали незначительные трудности только при самостоятельном управлении темпом речи, в то время как у детей 1 года обуче-
ния возникли трудности во всех предложенных заданиях. Кроме того, стоит отметить, что воспитанники 2 группы с невро-зоподобной формой с большинством заданий справились лучше, чем дети 1 группы с невротической формой заикания.
На рисунке 5 представлены результаты изучения владения модуляциями голоса заикающимися дошкольниками.
60 40 20 0
Высокий
Средний 1 год обучения
Низкий 2 год обучения
Очень низкий
Рис. 5. Уровень владения голосовыми модуляциями заикающимися дошкольниками
Согласно полученным данным существенной разницы во владении модуляциями голоса в обеих группах установлено не было: 50% испытуемых из 1 и 2 групп продемонстрировали средний уровень, на
высоком уровне с заданиями справились в первой группе - 30% детей, а во второй -40% детей, низкий уровень установлен у 20% детей 1 группы и у 10% 2 группы.
Уровень модуляций голоса по силе
Уровень модуляций голоса по высоте
60 50 40 30 20 10 0
III
Высокий Средний Низкий
60 50 40 30 20 10 0
I.
Очень низкий
Высокий Средний Низкий
Очень низкий
1 год обучения 2 год обучения
1 год обучения 2 год обучения
Рис. 6. Уровень владения модуляцией голоса заикающимися дошкольниками
В ходе обследования, нами было отмечено, что дети как 1, так и 2 года обучения лучше справлялись с заданиями на изменения голоса по высоте, особенно при сопряженном произношении (рис. 6). При выполнении заданий на изменения голоса по силе у детей были замечены сложности в воспроизведении изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением силы голоса, возникающие в
процессе всего обследования независимо от формы заикания и года обучения ребенка, так как голос у большинства заикающихся детей громкий и высокий, они с трудом понижают его, и в этом случае переходят на шёпот, отмечалась быстрая утомляемость.
При обследовании физиологического и речевого дыхания были получены результаты, представленные на рисунке 7.
60 40 20 0
Тип дыхания и уровень сформированности физиологического и речевого дыхания.
диафрагмальный тип грудной тип
дыхания, высокий уровень дыхания,средний уровень
верхнеключичный тип дыхания, уровень ниже среднего
верхнеключичный тип дыхания, низкий уровень
■ 1 год обучения ■ 2 год обучения
Рис. 7. Уровень сформированности физиологического и речевого дыхания у
заикающихся дошкольников
Было установлено, что для 50% заикающихся дошкольников 1 группы характерен грудной, поверхностный тип дыхания (средний уровень), при котором мышцы верхнего плечевого пояса находятся в состоянии излишнего напряжения, что приводит не только к недостаточному объёму и силе выдоха, но и к нарушению моторной координации вследствие дисбаланса между верхней и нижней частями тела. 20% испытуемых показали низкий уровень, а 30% - уровень ниже среднего. У
этих детей проявлялись дыхательно-голосовые и дыхательно-артикуляционные судороги, которые мешали полноценному процессу речевого дыхания. Перед вступлением в речь заикающиеся делали недостаточный по объему вдох, что не обеспечивало целостного произношения интонационно-смыслового отрезка сообщения. У всей группы детей навык дифференциров-ки носового и ротового дыхания, направленности воздушной струи оказался не
сформированным или был сформирован на низком уровне.
Результаты, полученные у детей 2-го года обучения оказались несколько выше: 40% испытуемых продемонстрировали высокий уровень развития физиологического и речевого дыхания, у них был сформирован диафрагмальный тип дыхания, у 40% отмечался грудной тип дыхания и средний уровень сформированности дыхания; только у 10% испытуемых наблюдался верхнеключичный тип дыхания
и уровень сформированности дыхания ниже среднего.
Таким образом, наше исследование показало уровень сформированности просодической стороны речи у дошкольников с заиканием ниже среднего. Кроме того, нами было проведено сравнение результатов, полученных при обследовании дошкольников 1 и 2 года обучения с невротической и неврозоподобной формами заикания (рисунок 8).
Рис. 8. Результаты изучения просодических компонентов речи и их
психофизиологической базы у дошкольников с невротической и неврозоподобной формами заикания
Как мы видим, уровень сформирован-ности как просодических компонентов речи, так и психофизиологической базы (дыхания, голосовых модуляций) у детей с невротической формой оказался выше, что говорит нам о том, что неврозоподобная форма заикания является более сложным нарушением и нуждается в детальной и дифференцированной проработке всех компонентов просодической стороны речи. Таким образом, полученные данные и их анализ позволил нам сформулировать ряд выводов:
1. В обследованной группе заикающихся дошкольников преобладает средний уровень сформированности интонационного и темпо-ритмического компонентов речи, для которых характерны трудности при самостоятельном воспроизведении мелодики высказывания, монотонность, ускоренный темп и сбивчивый ритм речи.
2. Владение голосовыми модуляциями и речевым дыханием также находится у большинства испытуемых на среднем уровне, что проявляется в трудностях управления силой и высотой голоса (голос у большинства заикающихся детей громкий, резкий и высокий, они с трудом понижают его), а нарушение плавности речевого дыхания только усугубляет ситуацию, не давая плавно модулировать голосом.
3. Не отмечается существенной динамики в развитии интонационного компонента речи и голосовых модуляций, на что указывают результаты обследования детей 1-го и 2-го года обучения. Это определяет необходимость совершенствования кор-рекционно-развивающей работы в этом направлении.
4. Необходим дифференцированный подход к формированию просодических
компонентов речи и их психофизиологи- ния, так как при одинаковых условиях ческой базы у дошкольников с невротиче- обучения они демонстрируют существен-ской и неврозоподобной формами заика- ную разницу в изучаемых показателях.
Библиографический список
1. Крылов А.А. Паралингвистические средства коммуникации арабофонов и носителей русского языка // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2014. -№ 4. - С. 5-13.
2. Николаева Т.М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 367-387.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - С. 305-340.
4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
RESULTS OF THE STUDY OF PROSODIC COMPONENTS OF SPEECH IN
STUTTERING PRESCHOOLERS
1 2
A.S. Marchenko ' , Graduate Student, Speech Therapist
T.A. Altukhova ^ Candidate of Pedagogical Sciences. Associate Professor
1Belgorod State National Research University
2MBDOU d / s No. 12
Belgorod Institute for Educational Development (Russia, Belgorod)
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of the prosodic side of speech in preschoolers with stuttering. The paper presents the results of an experimental study of the state ofprosodic components of speech and their psychophysiological base in preschool children with neurotic and neurosis-like forms of stuttering, the directions and conditions for improving correctional and developmental work with these children.
Keywords: stuttering, preschoolers, prosodics, tempo-rhythm, intonation, communication skills.