Научная статья на тему 'Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания'

Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2695
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ЗАИКАНИЕ / ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ / ПРОСОДИКА / ПРОСОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ С ЗАИКАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К.

В данной статье рассматривается проблема развития просодического компонента у детей с заиканием. Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, поскольку вовремя, воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания»

семейным и начинающим туристам, так как река не опасна при прохождении.

Основная часть. Ежегодно в институте физической культуры и спорта студенты проходят летнюю учебную практику. В 2015 году состоялся сплав по реке Амга. В сплаве принимали участие студенты 2 курса группы БЖ-14 и 3 курса группы БЖ-13. Всего 25 человек, из них 19 юношей и 6 девушек, включая трех руководителей учебной практики. Расстояние между городом Якутском и точки старта сплава составляет больше 350 километров по федеральной трассе. Общая протяженность маршрута по реке «Амга» составляет 390 километров с Верхней Амги до поселка Оннес Амгинского улуса.

Дорога на автобусе длилась 10 часов, кроме этого была переправа через реку Лена на пароме с Верхнего Бестяха до Качикатцев. По дороге была остановка в маленьком поселке Улуу Алданского района, чтобы перекусить [2].

В село Верхняя Амга приехали примерно в 17 ч., остановка произведено под мостом. Погода была пасмурной, и шел мелкий дождь. Сразу после приезда разделились на три команды, к каждой команде было предоставлено по одному катамарану. После этого каждая команда начала надувать катамараны и распаковывать теплые вещи, по инструкции. После этого команды начали слаживать вещи в катамараны, который в первый положили продукты, во второй и третий спальники, палатки и свои вещи. Во время сплава был строгий распорядок дня, каждая команда дежурила по очереди. В дежурство входило: утренняя зарядка, готовка еды, сборка и разборка палаток. Так же есть общие правила для всех: это мытье посуды, сбор мусора, а самое главное соблюдение личной гигиены. Учебная практика по водному туризму длилась 10 дней.

Вывод. Такой вид учебной практики формирует коллективизм, терпение, взаимовыручку, лидерские задатки. В водном туризме проявляется характер человека, насколько он готов к прохождению разных препятствий, готовность к различным сложностям в природных условиях. Кроме этого, приобретение опыта по технике управление катамараном, получение опыта по преодолению преград на воде: повороты, мелководье, быстрое течение. Также приобретение туристских навыков - это вязание узлов, подготовка мест и разжигание костра, установка и сбор палатки, подготовка еды, рассуждение и анализ прохождения туристского маршрута.

Таким образом, этот вид учебный практики раскрывает большие перспективы для дальнейшего развития водного туризма, а именно сплава по рекам Якутии на катамаранах и приобретение бесценного опыта каждому человеку.

Список использованной литературы:

1.http://tonkosti.ru/

2.http://library.kiwix.org/wikipedia_ru

© Захарова Т.В., Тарасов А.Е., 2015

УДК 376.3

Л.А. Андриевская

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация О.К. Ибрагимова магистрант первого года обучения Челябинский государственный педагогический университет учитель-логопед МАДОУ «ДС №85», г. Челябинск, РФ

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ЗАИКАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема развития просодического компонента у детей с заиканием.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, поскольку вовремя, воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом.

Ключевые слова

Речь, заикание, формы заикания, просодика, просодический компонент, просодическая сторона речи, дети

старшего дошкольного возраста, дети с заиканием.

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия является наивысшим уровнем развития языка. Её расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей.

Просодия (от греческого, prosodia - ударение, припев) понимается как «членение речи и соединение расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения» [1, с. 3].

Просодику нельзя рассматривать отдельно от таких важнейших аспектов коммуникации, как мимика, поза, взгляд, жест. Все эти обязательные элементы общения создают специфическую эмоциональную окраску речи, способствуют передаче не только вербального сообщения, но и подтекста, который часто определяет основной смысл высказывания. Как известно, в норме все названные элементы задействованы в речевом общении, дополняя друг друга. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается нарушенным, в том числе вследствие дисгармонии, рассогласования различных элементов единой функциональной системы.

В свете концепции Н.П. Бехтеревой, нарушение просодической стороны речи является частью устойчивого патологического состояния, которое формируется при возникновении и развитии заикания. Поскольку заикание - это «нарушение темпо-ритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата» [3, с. 2], оно прежде всего сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы.

Темп речи у заикающихся, как правило, ускоренный, обусловленный желанием сообщить необходимые сведения в промежутке между судорогами, скорее «отговорить», закончить «тяжкий труд», которым является в этих условиях речь. Заикающихся подгоняют тревога, волнение, связанные с актом речи, темп которой неровен и может значительно изменяться даже в одной фразе.

Речевые судороги дезорганизуют ритмическую сторону речи. Речевой поток может неожиданно прерываться, что в свою очередь ведет к нарушению синтагматического и психологического паузирования. Исчезает упорядоченность, стройность речевого потока, его звучность [2, с. 4].

Из-за стремления скрыть дефект от окружающих возникает нечеткая артикуляция, причем согласные утяжеляются, а гласные как бы «цедятся» сквозь зубы. Нечеткая артикуляция, с одной стороны и присущие заикающимся тревога и страх с другой, влекут за собой хронические голосовые зажимы, в результате чего звучание переводится в верхний голосовой регистр. В речи заикающихся, как правило, недостаточно представлен низкий голос с грудным звучанием, а также средний голос с хорошо развитым головным и грудным звучанием. Крайне неэффективно задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает нагрузку на голосовые связки. Даже при отсутствии явной инспирации заикающиеся обычно ощущают во время речи постоянный недостаток воздуха. Дополнительный вдох перед синтагмой вряд ли может существенно облегчить их страдание, которое объясняется не столько недостатком воздуха, сколько неэкономным его использованием, толчкообразным выдохом. Речь теряет звучность, перестает быть «концентрированным пением», как у хорошо говорящих людей.

Таким образом, существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. У заикающихся нарушены все характеристики музыкальности речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске последней и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов.

Крайне зависимые от внешней оценки, заикающиеся дети боятся заявить о себе, в их речи не

проявляется личность, не ощущается отношения к высказываемому. У заикающихся, несмотря на значительные личностные различия, вариабельность интонационного рисунка крайне мала. Их речь имеет весьма ограниченный подтекст [4, с. 54].

Заканчивая характеристику особенностей просодики заикающихся, отметим, что наиболее серьезные нарушения в этой области имеют место при тяжелом заикании, протекающем на резидуально органическом фоне. Скудность словарного запаса чаще всего коррелирует с бедностью интонационного словаря. Это наблюдается у детей, страдающих общим недоразвитием речи, и еще более усугубляется, если на этом фоне возникает заикание.

Более тяжелые нарушения интонационной стороны речи отмечаются у заикающихся, которые воспитывались в неблагоприятной микросоциальной среде. Напротив, там, где речь ребенка формировалась на правильных речевых образцах, где дети жили в обстановке добра и любви, слушали музыку, их интонационные возможности стали богаче и способность интонировать сохранилась в более значительной степени, несмотря на заикание.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что при преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом, поскольку именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Список использованной литературы:

1. Белякова, Л.И. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, -Вопросы психологии. № 3, 1993. - 94 с.

2. Горелик, Я.М. Родителям о заикании. / Я.М. Горелик, - М.: ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002. - 81 с.

3. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, - М.: ВЛАДОС, 2003. - 159 с.

4. Селиверстов, В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. / В.И. Селиверстов, - М.: 1994. - 67с.

© Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К., 2015

УДК 377.5

Д.В. Иванова, преподаватель Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

Важной тенденцией в современном образовании, наряду с усилением ориентации на формирование компетентностей, становится наблюдение преподавателем за достижениями/прогрессами обучающихся по дисциплине, а так же отслеживание и фиксация динамики собственных образовательных достижений самими студентами.

Ключевые слова

Ролевая игра, мониторинг, иностранный язык.

Организация регулярного мониторинга процесса обучения и фиксация динамики результатов, поможет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.