Научная статья на тему 'Модель включения кинесических средств общения в процессе коррекции заикания у лиц разного возраста'

Модель включения кинесических средств общения в процессе коррекции заикания у лиц разного возраста Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
609
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / КИНЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / МИМИКА / ЖЕСТЫ / ПОЗЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА / ЗАИКАНИЕ / ПАТОГЕНЕЗ / НЕВРОТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЗАИКАНИЯ / НЕВРОЗОПОДОБНАЯ ФОРМА ЗАИКАНИЯ / COMMUNICATION / NONVERBAL MEANS OF COMMUNICATION / KINESIS MEANS OF COMMUNICATION / FACIAL EXPRESSION / GESTURES / POSES / EMOTIONAL AND EXPRESSIVE VOCABULARY / STUTTERING / PATHOGENESIS / NEUROTIC FORM STUTTERING / PSEUDONEUROTIC FORM STUTTERING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Михайлова Елена Алексеевна

В статье представлена методологическая основа использования кинесических средств общения при коррекции заикания у лиц разного возраста, описывается структура и содержание этапов реализации модели использования кинесических средств общения при преодолении заикания. Модель использования кинесических средств общения включает три этапа. На подготовительном этапе активизируется использование невербальных средств общения в ситуациях коммуникации без участия речи. На основном этапе формируется единство использования вербальных и кинесических невербальных средств коммуникации в процессе выработки навыка плавной речи. На заключительном этапе осуществляется формирование естественной коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения. Представлено содержание дифференцированного подхода в использовании кинесических средств в зависимости от возраста, степени тяжести и клинической формы заикания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION MODEL KINESICHESKIH MEANS OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF CORRECTION OF STUTTERING IN PERSONS OF ALL AGES

The article presents a methodological framework using kinesis means of communication for the correction of stuttering in persons of various ages, describes the structure and content of the phases of the model using kinesis means of communication in overcoming stuttering. The model used kinesis means of communication consists of three phases. In the preparatory phase is activated to use non-verbal means of communication in situations of communication without speech. On the main stage the unity of the use of verbal and nonverbal kinesis means communication in the process of developing skills fluent speech. The final stage is the formation of natural communication using verbal and nonverbal means of communication in different situations. Presented by the content of a differentiated approach to the use of funds kinesicheskih depending on age, severity and clinical form of stuttering.

Текст научной работы на тему «Модель включения кинесических средств общения в процессе коррекции заикания у лиц разного возраста»

УДК 376.36

МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ КИНЕСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

INCLUSION MODEL KINESICHESKIH MEANS OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF CORRECTION OF STUTTERING

IN PERSONS OF ALL AGES

© Е.А. Михайлова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)

© Н А. Mikhailova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье представлена методологическая основа использования кинесических средств общения при коррекции заикания у лиц разного возраста, описывается структура и содержание этапов реализации модели использования кинесических средств общения при преодолении заикания. Модель использования кинесических средств общения включает три этапа. На подготовительном этапе активизируется использование невербальных средств общения в ситуациях коммуникации без участия речи. На основном этапе формируется единство использования вербальных и кинесических невербальных средств коммуникации в процессе выработки навыка плавной речи. На заключительном этапе осуществляется формирование естественной коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения. Представлено содержание дифференцированного подхода в использовании кинесических средств в зависимости от возраста, степени тяжести и клинической формы заикания

The article presents a methodological framework using kinesis means of communication for the correction of stuttering in persons of various ages, describes the structure and content of the phases of the model using kinesis means of communication in overcoming stuttering. The model used kinesis means of communication consists of three phases. In the preparatory phase is activated to use non-verbal means of communication in situations of communication without speech. On the main stage the unity of the use of verbal and nonverbal kinesis means communication in the process of developing skills fluent speech. The final stage is the formation of natural communication using verbal and nonverbal means of communication in different situations. Presented by the content of a differentiated approach to the use of funds kinesicheskih depending on age, severity and clinical form of stuttering.

Ключевые слова: коммуникация; невербальные средства общения; кинесические средства общения; мимика; жесты; позы; эмоционально-экспрессивная лексика; заикание; патогенез; невротическая форма заикания; неврозоподобная форма заикания.

Keywords: communication; nonverbal means of communication; kinesis means of communication; facial expression; gestures; poses, emotional and expressive vocabulary; stuttering; pathogenesis; neurotic form stuttering; pseudoneurotic form stuttering.

Заикание - одно из распространенных и трудно поддающихся коррекции речевых нарушений. Его механизмы неоднородны и до конца не раскрыты, актуален поиск методов устойчивой нормализации речи.

Длительное течение заикания расстраивает всю систему коммуникации: заикающиеся утрачивают способность использовать все средства общения, в том числе и невербальные (Н.М. Асатиани, Л.З. Арутюнян, Л.И. Белякова, Ю.Б. Некрасова, В.М. Шкловский и др.).

Среди многообразия невербальных средств общения ведущее место принадлежит кинесическим - зрительно воспринима-Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1

емым движениям человека: мимике, жестам, позе, которые выполняют экспрессивно-регулятивную функцию в общении (А.А. Бо-далев, В.А. Лабунская, Т.М. Николаева, П.М. Якобсон, П. Экман, К. Изард и др.). Многие исследователи отмечают бедность и однообразие мимики, скованность жестов, зажатость и статичность позы заикающихся, их сниженную потребность в общении, что приводит к ограничению контактов с окружающими, вынужденной коммуникативной изоляции, трудностям социальной адаптации (Л.З. Арутюнян, Л.И. Белякова, Л.И. Вансов-ская, Н.Л. Карпова, И.А. Поварова, Е.В. Оганесян, Н.А. Рычкова и др.)._

Анализ литературных данных показал, что у заикающихся наименее изучены именно особенности кинесики, отсутствуют данные о специфике использования выразительных двигательных средств общения в зависимости от степени тяжести, клинической формы и возраста, не разработаны методики исследования разных видов кинеси-ки, отсутствуют методические рекомендации по поэтапному использованию выразительных двигательных средств в процессе преодоления заикания у лиц разного возраста. На основе этого была обозначена проблема исследования - поиск способов повышения эффективности преодоления заикания у лиц разного возраста при использовании кинеси-ческих средств общения (КСО).

Для изучения особенностей использования выразительтных двигательных средств заикающимися была составлена методика экспериментального исследования, в основу которой легли разработки в области изучения невербальных средств общения О.А. Белобрыкиной, А.А. Бода-лева, В.А. Ковшикова, В.А. Лабунской, М.И. Чистяковой. С опорой на данные об

Состав групп участников

онтогенезе кинесических средств общения в заданиях дифференцированно использовался наглядный материал, в зависимости от возраста модернизировались инструкции и предлагались ситуации общения. Исследование состояло из двух частей.

Цель первой части: изучение непроизвольного использования кинесических средств общения. Применялся метод наблюдения за общением дошкольников, младших школьников, подростков и взрослых.

Цель второй части: изучение произвольного использования кинесического компонента невербальных средств общения. Она включала три серии заданий, направленных на исследование способности определять значения мимики, жестов, позы в процессе общения и возможности использовать каждый из видов кинесики. Состав групп участников исследования представлен в таблице 1. Уровни использования кинесических средств общения представлены на рисунках 1 и 2.

Таблица 1

изучения

Подгруппы обследуемых Экспериментальная группа (ЭГ) Сравнительная группа (СГ)

Число обследуемых Степень тяжести Клиническая форма

Средняя Тяжелая Невротическая Неврозо-подобная

Дошкольники 40 28 12 10 30 40

Младшие школьники 40 22 18 12 28 40

Подростки, взрослые 40 6 34 10 30 40

Всего 120 56 64 32 88 120

50 40 30 20 10 0

дошкольники мл. школь- взрослые ники

□ Высокий уровень

□ Средний уровень

□ Низкий уровень

Рис.1. Результаты использования кинесических средств общения обследуемыми экспериментальной группы

60 50 40 30 у 20 10 0

□ Высокий уровень

□ Средний уровень

□ Низкий уровень

дошкольники

взрослые

Рис. 2. Результаты использования кинесических средств общения обследуемыми сравнительной группы

В ЭГ не обнаружена положительная динамика в реагировании кинесикой в зависимости от возраста, во всех подгруппах преобладает средний уровень, тогда как в СГ с возрастом отмечается увеличение показателей высокого и снижение низкого уровня реагирования мимикой, жестами, позой.

В среднем обследуемые КГ на 10% успешнее определяли значение выразительных двигательных средств, чем в СГ. Следовательно, у заикающихся, как и у лиц без заикания, сформированы эталоны кинесических выражений состояний человека, на что можно опираться в ходе коррекционной работы.

Из всех видов КСО заикающиеся чаще отдавали предпочтение жестам, большинство которых были маловыразительны и однотипны. При заикании со временем оперирование жестами становится привычным, жесты часто заменяют вербальную коммуникацию, давая возможность скрыть дефект. Сложнее всего обследуемым было демонстрировать позы. Наибольшие трудности реагирования позой испытывали дошкольники и взрослые с заиканием (40% и 35% показали низкие результаты). У дошкольников это можно объяснить небогатым опытом общения и началом освоения всего многообразия невербальных компонентов коммуникации. С возрастом поза заикающихся при общении становится все более статичной, из-за постоянной тревоги, мышечных зажимов утрачивается способность реагировать движениями тела на ситуацию общения, тогда как у лиц без заикания она возрастает. В СГ обследуемые одинаково успешно использовали все виды кинесики.

Результаты использования выразительных двигательных средств лицами с заиканием варьируют от степени тяжести заи-

кания. Низкий уровень актуализации КСО отмечен у 86% лиц с тяжелой степенью, а высокий - у 78% обследуемых со средней степенью заикания. На успешность применения кинесики влияет также клиническая форма заикания. Низкие показатели преимущественно у дошкольников и младших школьников с неврозоподобным заиканием (74%), а высокие - с невротическим (82%). Среди подростков и взрослых значительные сложности использования КСО наблюдались при невротическом заикании (69%), а успешнее справились с заданием лица с неврозоподобной формой (84%). Это доказывает, что по мере формирования симпто-мокомплекса невротического заикания страх и чрезмерная фиксация на речи снижают процесс использования, комбинирования, варьирования выразительных двигательных средств в разных ситуациях общения.

Выявленные в ходе анализа литературных источников и экспериментального изучения особенности использования мимики, жестов, позы заикающимися разного возраста позволили теоретически обосновать и разработать педагогическую модель включения кинесических средств в процесс коррекции заикания.

Комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция заикания осуществлялась в течение года по методике Л.З. Арутюнян, основанной на синхронизации речи с движениями пальцев рук. Основной курс коррекции длился 1 месяц (22 занятия), последующие 5 микрокурсов проводились один раз в полтора-два месяца длительностью по 5 дней (5 занятий). Педагогическая модель включения выразительных двигательных средств общения в ходе основного курса коррекционного процесса состояла из четырех блоков и представлена на рисунке 3.

Целевой блок

Цель - повысить эффективность коррекционного воздействия при заикании за счет стимулирования активного использования кинесических средств общения

Задачи:

1. Разработать этапы логопедической работы по использованию кинесики в процессе коррекции заикания у лиц разного возраста.

2. Отобрать и структурировать методы коррекционного воздействия.

3. Определить условия эффективности реализации модели

Принципы: системности, комплексности, поэтапности, дифференцированного подхода, коммуникативной направленности, учета возрастных особенностей, учета ведущей деятельности, наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода

I

Содержательный блок

Теоретико-методологическая основа - учения и положения: о невербальных средствах общения как базовых предпосылках онтогенеза речи; о взаимодействующем единстве использования вербальных и невербальных средств в процессе коммуникации; о функциональной значимости кинесичеких невербальных средств общения; о связи речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, формы произношения с характером движений; о патогенезе и структуре дефекта при заикании; о комплексном лечебно-педагогическом подходе к преодолению заикания. Результаты экспериментального исследования

I

Этапы логопедической работы по использованию кинесических средств общения в процессе коррекции заикания

1. Подготовительный этап (6 занятий) Цель: активизация кинесических средств в ситуациях коммуникации без участия речи.

Содержание работы:

о Определение состояния человека в процессе общения по мимике, жестам, позе (в ходе наблюдения или по графическим изображениям) и обогащение пассивного словаря эмоционально-экспрессивной лексикой.

о Дифференциация состояний человека, близких по внешним проявлениям мимики, жестов, поз. о Установление и поддерживание контакта глазами с партнером по общению.

о Передача различных состояний человека в процессе коммуникации при помощи контакта глазами и кинесических средств общения

2. Основной этап (12 занятий) Цель: формирование единства использования кинесических и вербальных средств коммуникации в процессе выработки навыка плавной речи.

Содержание работы:

о Передача жестами, мимикой, изменениями позы, различных состояний человека при произнесении звуков, слогов, слов, предложений, текстов. о Семантизация различных состояний человека по мимике, жестам, позе.

о Синхронизация использования кинесических и вербальных средств общения в репродуктивной, диалогической, подготовленной и спонтанной монологической речи

3. Заключительный этап (4 занятия) Цель: закрепление единства использования вербальных и выразительных двигательных средств в различных ситуациях коммуникации

I

Рис. 3. Педагогическая модель включения кинесических средств общения в процесс коррекции заикания у лиц разного возраста

В экспериментальном обучении участвовало 36 человек, которые составили две группы: экспериментальная группа (ЭГ) -18 человек с заиканием, принимавших участие в экспериментальном обучении, и контрольная группа (КГ) - 18 человек с заиканием, которые были обследованы, но не задействованы в экспериментальном обучении. Экспериментальное обучение проводилось на базе логопедического отделения психоневрологического диспансера Самары.

Использование КСО в коррекцион-ном процессе осуществлялось дифференцированно в зависимости от клинической формы заикания. На подготовительном этапе работа с лицами с невротическим заиканием начиналась с развития дифференцированного восприятия состояний человека, близких по внешним проявлениям мимики, жестов, поз, тогда как при неврозоподоб-ной форме ей предшествовало обучение определению состояния человека в процессе общения по выразительным средствам и обогащение пассивного словаря эмоционально-экспрессивной лексикой. Кроме того, передача различных состояний человека в процессе коммуникации заикающимися с неврозоподобным заиканием проводилась посредством постепенного перехода от репродукции к самостоятельному использованию кинесики, тогда как при невротическом - с опорой на самостоятельное сопровождение коммуникативных ситуаций мимикой, жестами, позой.

На основном этапе лица с неврозо-подобным заиканием последовательно отрабатывали передачу жестами, сочетанием жестов с мимикой, использованием всех видов кинесики различных состояний человека при произнесении звуков, слогов, слов, предложений, текстов. Заикающиеся с невротической формой одновременно включали все кинесические средства при передаче различных состояний человека в ходе отработки плавного произношения разных единиц речи.

Дифференцированный подход в зависимости от степени тяжести заикания реа-лизовывался путем постепенного усложнения и разнообразия приемов работы, увеличения количества и повторений заданий

по использованию кинесических средств общения на подготовительном этапе для лиц с тяжелым заиканием и доли самостоятельной работы по использованию двигательных выразительных средств при средней степени тяжести.

В зависимости от возраста на подготовительном и основном этапах работы использовались коммуникативные ситуации для определения и передачи состояния человека в процессе общения по разным видам кинесики. С учетом возраста была отобрана и дифференцирована эмоционально-экспрессивная лексика для обогащения пассивного словаря и формирования навыка максимально точной актуализации слов для обозначения состояния человека, определяемого по мимике, жестам, позе. При работе с дошкольниками и младшими школьниками ведущей была игровая деятельность. Во время занятий организовывались фронтальные, подгрупповые игры, а также игровое взаимодействие с родителями. Со взрослыми заикающимися занятия строились на основе сознательного выполнения предлагаемых упражнений, увеличивалась продолжительность занятий и количество выполняемых на них заданий, повышалась сложность предлагаемых упражнений.

Первая оценка результативности преодоления заикания проводилась после основного курса коррекции. Использовались критерии и шкала оценки, предложенные Л.З. Арутюнян. Изучались следующие параметры: плавность речи, умение устанавливать зрительный контакт со слушателями, интонационная и кинесиче-ская выразительность речи, уверенное поведение и состояние внутреннего спокойствия во время речи, отсутствие навязчивых мыслей и уловок, способность открыто заявить о факте лечения. Выносились следующие оценочные заключения: незначительное улучшение, улучшение, значительное улучшение.

В ЭГ по 50% пациентов показали улучшение и значительное улучшение речи после прохождения основного курса коррекции заикания. В КГ большинство

пациентов (73%) показали улучшение речи, а 22% - значительное улучшение.

После завершения всего курса коррекции заикания у 88% пациентов ЭГ речь была плавной, интонированной, с оптимальным темпом, у 12% отмечалось легкое заикание (взрослые). В КГ у 64% пациентов не выявлено заикания, у 12% выявлено заикание легкой степени (младшие школьники), у 24% - средней (взрослые). Таким образом, эффективность выработки навыка плавной речи увеличилась на 24%.

После прохождения основного курса коррекции в ходе поэтапной реализации содержательного блока модели включения кинесики в процесс коррекции заикания лица, прошедшие экспериментальное обучение, сопровождали интонированную речь органичными выразительными движениями лица, головы, туловища. Во время общения они сохраняли состояние спокойствия, открытый взгляд был направлен на собеседника. Данные результаты укрепляли веру в возможность полного освобождения от заикания, усиливали мотивацию к дальнейшей самостоятельной работе над речью с целью автоматизации навыка.

Разработанное содержание этапов логопедической работы может быть включено в процесс коррекции заикания у лиц разного возраста вне зависимости от выбора комплексной медико-психолого-педагогической методики преодоления данного речевого нарушения.

Сведения об авторе

Михайлова Елена Алексеевна, старший преподаватель кафедры логопедии факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: helen.63rus@gmail.com.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.