78
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#1Щ61)),2©2©
УДК: 376
Дубчак В.В., Крылова Е.В.
Смоленский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11863 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Dubchak V. V., Krylova E. V.
Smolensk state University
THE USE OF SPEECH THERAPY TECHNOLOGIES IN THE CORRECTION OF PROSODIC DISORDERS IN CHILDREN WITH DYSARTHRIC DISORDERS
Аннотация.
В статье представлена краткая характеристика дизартрии, раскрывающая характерные особенности развития просодики при данном речевом нарушении; дается обзор современных логопедических технологий по преодолению просодических нарушений у детей с дизартрией.
Abstract.
The article presents a brief description of dysarthria, revealing the characteristic features of the development ofprosodics in this speech disorder; an overview of modern speech therapy technologies for overcoming prosodic disorders in children with dysarthria.
Ключевые слова: дизартрия, дизартрические расстройства, просодика, образовательные (коррек-ционные) технологии, авторский подход.
Keywords: dysarthria, dysarthric disorders, prosodics, educational (correctional) technologies, author's approach.
Формирование научно - методической базы в вопросах коррекции речевых нарушений при дизартрии происходит на протяжении многих десятилетий существования логопедической науки и смежных с ней дисциплин.
Под дизартрией понимают нарушение речи, затрагивающее ее произносительную сторону при недостаточной иннервации речевого аппарата.
Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным (Белякова Л. И., Волоскова Н.Н.) [1]. Внешне нарушения речи дизартрического характера у детей могут встречаться и без явных признаков паралича, психомоторные функции развиваются нормально или с некоторой задержкой. Структура дефекта представлена нарушением звукопроизношения и просодики.
Просодика, как наиболее выраженный компонент экспрессивной речи, в общих чертах являет собой «систему фонетических средств», реализующихся на слоговом, словесном, синтагмальном, фразовом уровнях [3]. Просодическая сторона речи при дизартрии проявляется нарушением голосооб-разования, дыхания, темпа речи, интонационных характеристик.
В современной логопедической науке представлены различные авторские технологии по коррекции просодической стороны речи при дизартрии, учитывающие симптоматику нарушения. Рассмотрим те из них, которые на наш взгляд, совершенствуют систему работы по коррекции и (или) устранению просодических нарушений при дизартрии. Технологии, представленные авторами,
направлены либо на коррекцию одного из компонентов просодики (Мохотаева М.В., Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В.) либо на всю просодическую составляющую речи (Карау-лова Е.В., Щербак С. Г.).
Мохотаева М.В. исследовала вопросы нарушения голоса в структуре дизартрии при проявлении ее клинической формы в детском возрасте (ДЦП) Автором предложена методика дифференцированного логопедического воздействия с учетом механизма нарушения (система дифференцированной коррекции нарушений голоса). Мохотаева М.В. предлагает использовать в коррекционном воздействии биологическую обратную связь, музыкотера-пию, что способствует преодолению дыхательных, артикуляционных, слуховых, голосовых нарушений, снижению речевой тревожности [4].
В работе Филатовой Ю.О., Гончаровой, Н.Н., Прокопенко Е.В. освещается вопрос реализации логопедических технологий по коррекции ритмической организации речи у дошкольников при дизартрии. Ритм речи является результатом координированной работы дыхания, голоса и артикуляции. Авторами показано повышение качества ритмической составляющей речи в процессе реализации технологии двигательного обучения в соответствии с ее этапами: моторный ритм, музыкальный ритм, речевой ритм; развитие слогового, словесного и синтагменного ритмов. По их мнению, привлечение родителей к логоритмическим занятиям повысит эффективность коррекционной работы [5].
Щербак С.Г. рассматривала вопрос развития просодики в общем контексте формирования устной монологической речи детей с минимальными
«c@yl@qyiym-j©yrmal»#eâi),2©2© / pedagogical sciences
дизартрическими расстройствами (МДР). Просодия представлена с точки зрения 3-х компонентов реализации языковых средств: лингвистического, лингво-когнитивного, коммуникативно-когнитивного. Дискурсивные практики, стимулирующие интонацию, паузу, темп, введенные автором в традиционную методику, показали высокие результаты по развитию лингвистического компонента речи (артикуляционный темп, голосовые функции); коммуникативно-когнитивного (использование интонационных средств, логического ударения, мелодики контура высказывания). Полученные автором результаты констатируют осознанность, произвольность построения монологических высказываний детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [6].
Одна из современных логопедических технологий - фонологоритмика- образует слияние фонетической ритмики (для лиц с нарушением слуха) и логоритмики (для лиц с ТНР, имеющих дизартри-ческие нарушения и другие клинические формы в их первичных структурах). Караулова Е.В. доказывает эффективность применения практических аспектов фонологоритмики на максимально возможном уровне для нормализации мышечного тонуса, ритмичности и пластичности движений, владения голосовыми характеристиками по силе, высоте; владения тембром голоса в зависимости от заданной речевой ситуации [2].
Логопедические технологии, рассмотренные нами, базируются на классических (традиционных) методиках с применением новых технологий. Все авторские методики разработаны с соблюдением общедидактических и специальных принципов обучения. В них прослеживается поэтапность кор-рекционного воздействия: от базовых умений до автоматизированных навыков с включением их в самостоятельный коммуникативный процесс.
Логоритмические и фонологоритмические технологии позволяют одновременно развивать моторные и речевые функции, их координированную
79_
работу, подчинение единому ритму, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на просодическую сторону речи.
С каждым годом количество детей с дазарт-рией увеличивается, усложняется структура дефекта и всегда логопед стоит перед проблемой поиска наиболее эффективных методов коррекции просодических расстройств. Знание современных технологий коррекции просодических нарушений при дизартрии позволяет значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.
Список литературы
1. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
2. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. В. Каракулова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - 111 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
4. Мохотаева М. В. Логопедичекая работа по коррекции нарушений голоса у детей с церебральным параличом / Автореферат, Санкт - Петербург, 2011 / file:///C:/Users/1/Downloads/autoref-logopedicheskaya-rabota-po-korrektsii-narushenii-golosa-u-detei-s-tserebralnym-paralichom.pdf
5. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с. (Логопедические технологии.) /https://filaretova-ppds16. edumsko. ru/uploads/31100/31044/section/897 433/logoritmika_pdf_a5 .pdf
6. Щербак С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартри-ческими расстройствами / Автореферат, Москва, 2011/https://www.dissercat.com/content/formirovanie -ustnoi-monologicheskoi-rechi-detei-s-minimalnymi-dizartricheskimi-rasstroistvam/read