Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Соловьева Наталья Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В статье представлены теоретические предпосылки использования средств логопедической ритмики как наиболее эффективного средства коррекции недостатков просодического компонента речи у детей со стертой дизартрией. Представлены результаты исследования, целью которого являлась необходимость осуществления дифференцированного подбора содержания логопедической работы по коррекции нарушений просодических компонентов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии с учетом выявленной недостаточности развития неречевых и речевых процессов. А также обозначены наиболее продуктивные практические наработки из коррекционной программы логопедической ритмики, оценка эффективности которой показала, что применение логоритмических упражнений в качестве коррекционного приема оказывает положительное влияние на состояние всех компонентов просодической сферы у дошкольников, страдающих дизартрией.
Ключевые слова: стертая дизартрия, просодические компоненты речи, логопедическая ритмика, поражения центральной нервной системы.
Annotation. The article presents theoretical premises for using logopedic rhythmics as the most effective means of correcting the deficiencies of the prosodic speech component in children with an erased dysarthria. The results of the study are presented, the purpose of which was the need to implement a differentiated selection of the content of logopedic work to correct violations of prosodic components in children of older preschool age with a mild degree of dysarthria, taking into account the revealed lack of development of non-verbal and speech processes. And also the most effective practical results from the corrective program of speech therapy rhythm are indicated, the effectiveness evaluation of which showed that the use of logarithmic exercises as a corrective method has a positive effect on the state of all components of the prosodic sphere in preschool children suffering from dysarthria.
Keywords: the erased dizartriya, prosodic components of the speech, logopedic rhythmics, damages of the central nervous system.
Введение. За последние годы состояние здоровья детей дошкольного возраста стремительно ухудшается. По данным специальных исследований, сегодня свыше 86% новорождённых имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, которая в дальнейшем приводит к серьёзным речевым нарушениям. Из общего количества детей с перинатальным поражением центральной нервной системы 50 - 70% имеют речевую патологию, именуемую как лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии, представляющую собой, по мнению Л. В. Мелеховой и О. А. Токаревой, сложную структуру дефекта, в которой ведущими являются расстройства просодической стороны речи [9].
Лёгкая степень дизартрии - это сложное речевое расстройство, характеризующееся:
1) вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности (артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи);
2) наличием симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы, проявляющихся в недостаточной иннервации органов речи (голосового, артикуляционного, дыхательного отделов);
3) нарушением мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры [2].
При лёгкой степени дизартрии состояние неречевых функций имеет ряд отличительных черт и включает в себя нарушение общей и артикуляционной моторики, недостаточность дифференцированных движений кистей и пальцев рук, а также нарушение памяти, внимания, восприятия, мышления [1].
Приведённые статические данные указывают на увеличение количества детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами, которые вызывают трудности в овладении программными требованиями детского сада и усвоении школьных навыков, влекут за собой задержку формирования речевой системы в целом, что отражается на становлении всей языковой личности, затрудняя её речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе [5, 8].
Своевременное выявление недостаточного уровня функционирования просодической стороны речи в дошкольном возрасте у детей с дизартрией, возможности их коррекции тесно связаны с проведением качественного и количественного анализа особенностей развития речевых процессов у названной категории дошкольников.
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования является необходимость осуществления дифференцированного подбора содержания логопедической работы по коррекции нарушений речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии с учетом выявленной недостаточности развития неречевых и речевых процессов.
Методологической основой исследования явились положения о системном строении языка, о единстве и взаимодействии всех сторон языка: фонетической, фонематической и лексико-грамматической; о единстве человека и общества, об определяющей коррекционно-развивающей роли обучения (Л.С. Выготский [6], Р.Е. Левина [13], А.Р. Лурия [16], С.Л. Рубинштейн [18]), а также психолингвистическая теория о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т.В.Ахутина [3], А.А. Леонтьев [14], Н.И. Жинкин [7], В.И. Бельтюков [4]. При этом под просодикой нами понимается система высотных, силовых, временных фонетических средств, реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов: слога, слова, словосочетания, фразы, текста, играющих смыслоразличительную роль, обеспечивающихся работой переферического речевого аппарата.
В качестве основополагающих, были поставлены задачи по изучению теоретических основ формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией; по подбору и описанию методик исследования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией; исследования особенностей просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии; разработке и проведению логопедической работы по коррекции просодической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и оценке ее эффективности.
Методы исследования были выбраны с учётом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами работы:
• организационные методы (сравнительный, комплексный);
• теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической, психолингвистической и нейропсихологической литературы;
• эмпирические методы (обсервационный, биографический, экспериментальный (констатирующий эксперимент), анализ результатов констатирующего эксперимента);
• интерпретационные методы (анализ взаимосвязи речевых и неречевых функций у обследованных детей).
На начальном этапе эксперимента мы предположили, что вероятно уровень просодической стороны речи повысится в результате коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста со стёртой дизартрией, если в качестве коррекционного метода будет определен комплекс логопедической ритмики.
В исследовании приняли участие 2 группы детей: экспериментальная и контрольная: в экспериментальную группу вошли 30 детей со стертой дизартрией, а в контрольную группу вошли 30 детей с нормой речевого развития.
Исследование анамнеза детей экспериментальной группы показали наличие отклонений в пренатальный, натальный и постанатальные периоды развития.
Для исследования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией, опираясь на модели методик Е.Ф. Архиповой, В.А. Киселёвой [11], Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной [19], и В.И. Насоновой (по изучению интонационной стороны речи и ритма), нами была выбрана диагностическая методика Лопатиной Л.В. [15].
Исследование просодической стороны речи у дошкольников проводилось по следующим направлениям: исследование восприятия, а также понимания основного тона высказывания; восприятия и оценки темпа речи; исследование восприятия и изменения громкости голоса; исследование восприятия и изменения тембра, высоты голоса; исследование восприятия и воспроизведения ударения (словесного, грамматического и логического).
Констатирующий этап эксперимента показал отклонения в развитии всех компонентов просодической стороны речи у респондентов: речь смазанная, маловыразительная, невнятная, голос сиплый, тихий, напряженный, быстро истощаемый, не модулированный, монотонный, затруднено воспроизведение ритма, тембра и интонации. Во многих случаях фиксировалось нарушение процесса слуховой дифференциации интонационных структур, также отмечались трудности при восприятии ритма изолированных ударов и воспроизведении ритмов.
По результатам проведенного исследования нами была разработана программа логопедической ритмики. Коррекционные логопедические меры осуществлялись в виде упражнений логопедической ритмики, направленных на развитие дыхания, силы голоса; развитие умеренного темпа речи, её ритмических характеристик и интонационной выразительности, выработку артикуляционной и мимической моторики; развитие координации речи с движением и основывались на тесной взаимосвязи движений с музыкой с включением речевого материала.
В основу программы логоритмических занятий был положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и с помощью следующих методических приемов: демонстрация движений; совместное выполнение упражнений; словесная инструкция; пояснения с точным показом упражнения.
Активное использование музыкального оформления, сюжетно-тематический характер логоритмических занятий позволили создать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, способствовали поддержанию позитивного эмоционального состояния дошкольников, их внимания и интереса, что в целом положительно отразилось на общем психическом состоянии детей, способствовало развитию их фантазии, эмоциональности, музыкальных и творческих способностей.
Введение лексики во всевозможных формах (тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх), помимо развития лексического словаря у дошкольников, позволило создать целый ряд упражнений, позволяющих сохранять принцип ритмичности в движениях, руководимых ритмом в стихотворной форме.
Так, каждое занятие проходило в игровой форме с обязательным музыкальным сопровождением по конкретной лексической теме. Продолжительность занятий от 20 до 35 минут. Занятие включало в себя три основные части: подготовительная (3-7 минут), основная (15-25 минут) и заключительная.
Подготовительная часть занятия необходима для подготовки детского организма к моторной и речевой нагрузке и включает в себя такие упражнения как наклоны и повороты корпуса, всевозможные виды ходьбы и бега с движениями рук, с изменением темпа и направления движений, с перестроениями. Подобные упражнения не только учат детей ориентироваться в пространстве, в право - левостороннем направлении движения, но и формируют внимание, память, развивают способность ориентироваться, тренируют тормозные реакции.
На основной части занятий, которой отводилось 15 - 25 минут, особое внимание нами уделялось развитию просодических компонентов речи: развития навыков голосоведения, высотности и полетности голоса, правильного речевого и физиологического дыхания, интонационной и темпо-ритмической выразительности.
Использование движений, пантомимики, мимики, активное использование различных игровых персонажей, инсценировка различных сказок («Кот, дрозд и лиса», «Теремок» и других) позволило детям легко понять принципы голосообразования: тембровой окраски звуков, дифференциации громкого и тихого голоса, низких и высоких звуков, вопросно-ответной интонации, способствовало развитию их творческого воображения.
Использование различных вокальных игр и этюдов, пропевание гласных звуков под музыку со сменой силы, длительности голоса, сменой логического ударения в звукоряде способствовало отработке навыков голосоведения.
Сила голоса отрабатывалась с помощью упражнений из методики В.А. Косенковой «Метоника» [12], упражнений, предложенных И. П. Манаковой, Н. Г. Салминой в книге «Дети. Мир звуков. Музыка» [17], приемов сопряженного и отражённого пения, интонационного исполнения слогов, слов, фраз и чистоговорок.
Одним из ключевых нарушений речи у детей с дизартрией является нарушение дыхания. В связи с этим занятия логопедической ритмикой должны способствовать формированию правильного дыхания. Первые упражнения по формированию правильного дыхания выполняются детьми лёжа, под спокойную, с чётким ритмическим рисунком, музыку. Затем используются упражнения в положении сидя, стоя, с поворотами туловища, различными движениями рук. Для развития целенаправленности и постепенности дыхания используются упражнения: «Воздушный футбол», «Подуй на цветок», «Сдуй снежинку» и пр. На следующем этапе проводятся упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания. И на последнем этапе проводится работа по развитию фонационного дыхания по принципу «от простого к сложному» (звук, слог, словосочетание, слово).
Работая над развитием дыхательных и голосовых функций, обязательно используем упражнения по развитию чувства ритма, выработке правильных грамматических и логических ударений. Эффективно использование приемов отстукивания ритмов на различных музыкальных инструментах с последующим переносом на речевой материал.
Заключительным этапом является отработка согласованной работы речевого и музыкального ритма с голосовыми и дыхательными упражнениями на богатейшем фольклорном материале: запевок, припевок, прибауток, считалок, пословиц.
Также в работу с детьми включались упражнения на регуляцию мышечного тонуса, формирование мелкой моторики, игры (статические, малоподвижные, подвижные); упражнения для развития творческой инициативы; прослушивание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения; игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты.
Заключительная часть занятий включала в себя различные релаксационные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания, снятию мышечного и эмоционального напряжения.
На контрольном этапе нашего исследования мы убедились, что применение логоритмических упражнений в качестве коррекционного приема оказывает положительное влияние на состояние всех компонентов просодической сферы у дошкольников, страдающих дизартрией - ритма и темпа речевого дыхания, мелодико-интонационных характеристик речи, силы и высоты голоса, что продемонстрировано на диаграмме (рис.1).
Л 1 ^ 2,7 ы 215 ^ 2,4 ; > 6 а 2,4 _ _
2 . 1 г 1 г 1 в .1 1,2 ' I! 1
ГГГ ГШ II —
и1 1 1 // /Л* Л? ^ ¿Г / У ¿Я / / / * * / 1 1 9е / // ^ ¿Я „ «Р ^ ' / / ^ / / / сГ о Лр оР л? л* л* ,/ / / / ^ А» ' / / / / / / / / / / / ^ / / / / / * / / Ы экспериментальная группа на констатирующемэтапе Н экспериментальная группа на контрольном этапе
Рисунок 1. Сформированность компонентов просодической стороны речи у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе исследования
Выводы Таким образом, развитие просодической стороны речи посредством логоритмических упражнений способствует развитию всех просодических компонентов речи: речевого дыхания, мелодико-интонационных, тембровых и темпо-ритмических характеристик речи, способствует развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное
воздействие на формирование дикционных и навыков.
Литература:
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. - М.: АСТ, 2011. - 200 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей М.: Аст.: Астрель, 2007. - 331 с.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. — М.:ИздвоМоск. унта., 1989. — 215 с.
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (В норме и патологии) / НИИ дефектологии АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1977. - 176 с.
5. Белякова Л. И.,Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия: - Москва, Владос, 2013. - 288 с.
6. Выготский Л. С. Речь и мышление ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. - М., 2008. - 420 с.
7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 2007 - 198 с.
8. Жулина Е.В., Кафьян Э.М. К вопросу о структуре психического развития детей с задержкой экспрессивной речи // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 20.
9. Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. 2011. № 5. С. 10 - 14.
10. Киселёва В. А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец, М. - Воронеж, 2003. - 50 с.
11. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии / В. А. Киселёва. - М.: Школьная пресса, 2007. - 72 с.
12. Косенкова В.А. Метоника. Речевая практика. — М.: ВШСИ, 2016. — 52 с.
13. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии. 1959. - С. 207-252
14. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.:Красанд, 2010. - 307 с.
15. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 192 с.
16. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2012. - 504 с.
17. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. — 256 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: СПб: Изд-во Питер, 2000. — 712 с.
19. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 222 с.
Педагогика
УДК 378.1
аспирант Загури-Охана Орли
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Актуальность поиска инновационных форм обучения студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности обусловлена усилением внимания социологических, социально-психологических и педагогических исследований к организации образовательного процесса в условиях инклюзии, увеличению попыток переосмыслить сущность обучения студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности и, в тоже время, рассмотреть различные инновационные формы их социально-педагогического сопровождения. В статье приводятся данные Российской и мировой статистики, раскрывается сущность инновационных процессов в образовании, описывается деятельность психолого-педагогической клиники как инновационной формы социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Особое значение в этом контексте имеет опыт Центра поддержки студентов с физическими, сенсорными или психологическими затруднениями Тель-Хай, в котором созданы все условия для успешности обучающихся.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями жизнедеятельности, психолого-педагогическая клиника, социально-педагогическое сопровождение, инновационные формы обучения студентов, психолого-педагогическая клиника.
Annatation. The urgency of the search for innovative forms of education for students with disabilities is due to the increased attention of sociological, socio-psychological and pedagogical research to the organization of the educational process in inclusion conditions, an increase in attempts to rethink the essence of teaching students with disabilities and, at the same time, to consider various innovative forms of their social and pedagogical support. The article presents the data of the Russian and world statistics, reveals the essence of innovative processes in education, describes the activities of the psychological and pedagogical clinic as an innovative form of social and pedagogical support for students with disabilities. The particular importance in this context has the experience of the Center for the Support of Students with physical, sensory or psychological difficulties of Tel Hai, where all conditions for the success of students are created.
Keywords: students with disabilities, psychological and pedagogical clinic, social and pedagogical support, innovative forms of students' education, psycho-pedagogical clinic.
Введение. В последние годы во всем мире наблюдается динамика роста инвалидности. Проблема адаптации и социализации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности затрагивает практически все сферы, в том числе и образовательную, а одним из решений проблемы выступает -