1УДК 378 ББК 74.58
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОГОПЕДОВ
Д. Р. Заимцян
Аннотация. В статье обосновывается авторский подход к организации и проведению занятий логопедической ритмикой, раскрываются условия применения логоритмических методик в системе подготовки будущих логопедов, обосновывается целесообразность их внедрения в учебный процесс, определяется коррекционный потенциал логопедической ритмики и возможности ее использования в практической деятельности современного педагога. Широкое обсуждение получает исторический ракурс проблемы, а также актуальные аспекты развития данного направления логопедической коррекции в текущий период.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, музыкально-двигательные средства, музыкальное чувство, ритм, темп, музыкально-ритмический тренажер, логопедический тренинг.
THE ROLE AND IMPORTANCE OF LOGARITHMIC PRACTICE IN TRAINING OF SPEECH THERAPISTS
D. R. Zaimtsyan
Abstract. The article explains the author's approach to organizing and conducting practice speech rhythm, reveals the conditions of using the logarithmic techniques in the training of future speech therapists, the expediency of their implementation in the educational process. It also defines correctional potential of logopedic rhythmics and the possibility of its use in practical activity of the modern teacher. Extensive discussion gets a historical perspective of the problem and relevant aspects of development of speech correction in the current period.
Keywords: logopedic rhythmics, musical-motor means, musical sense, rhythm, tempo, musical-rhythmic exerciser, speech therapy training.
На сегодняшний день разработано и внедрено в логопедическую практику достаточно большое количество различных, весьма успешно используемых логопедами-практиками методик логоритмического воздействия на детей с речевой патологией. В русле интегрированного подхода к обучению хотелось бы отметить особую важность применения элементов логопедической ритмики в коррекционном процессе. Эта проблема, будучи весьма актуальной и значимой, в методическом плане продолжает оставаться недостаточно разработанной. Логопеды-практики испытывают дефицит методических и дидактических рекомендаций; рациональных требований к проведению логоритмических занятий, подбору музыкального репертуара, соответствующих указаний по эффективному использованию музыкальных средств в процессе кор-
рекционного воздействия на речевую и моторную сферы ребенка.
В рамках данной статьи хотелось бы уделить внимание возможностям применения логоритмических методик в системе обучения студентов-логопедов.
Обращаясь к истории возникновения логопедической ритмики, считаем необходимым отметить, что первые исследования и возникающие на их основе публикации по вопросам ритмического воспитания появились на рубеже XIX-XX вв. в Европе. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения педагогов-музыкантов Э. Жак-Далькроза, К. Орфа, Н. А. Римского-Корсакова, Н. Г. Александровой, В. А. Гринер. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста, поскольку уста-
новленным считался тот факт, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь. Впоследствии Н. Г. Александровой и В. А. Гринер велась активная работа по внедрению методов ритмического воспитания в систему занятия с детьми и взрослыми как в русле лечебной ритмики, нацеленной на борьбу с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека, так и на воспитание чувства ритма в целом.
С 1930-х гг. прошлого столетия лечебная ритмика приобретает все большее значение в практике лечения лиц с нервно-психическими расстройствами. Становится очевидным, что она положительным образом влияет на состояние психомоторных и сенсорных функций больных, их поведенческие реакции. В. А. Гиляровским в дальнейшем лечебная ритмика вводится в систему занятий с детьми, имеющими заикание, а в 1940-е гг. она активнейшим образом входит в комплекс коррек-ционного воздействия, направленного на преодоление афазических расстройств. Ритмотерапия дает стойкий положительный эффект в коррекции музыкальной стороны речи: мелодики и ритма, логического ударения и пауз, поскольку эмоциональность, субъективную значимость высказываемого отражает музыкальный остов.
В 1960-е гг. В. И. Рождественской в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнута значимость ритма производимых движений для нормализации речи и предложены упражнения, основанные на сочетании слова с движением. В логопедическую практику этот широко известный прием вошел под названием «речь с движением».
Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 1980-е гг. логопедическая ритмика выделилась как наука. Ею была расширена область применения логопедической ритмики, предложены конкретные методические рекомендации для комплексной терапии таких речевых расстройств, как дислалия, алалия, ри-нолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса. Образовавшаяся ветвь лечебной ритмики - логопедическая ритмика, трактуемая автором как своеобразная активная терапия, встала в один ряд с другими разделами современной логопедии и коррекционной педагогики в целом.
Еще раз подчеркнем, что логопедическая ритмика является активным звеном речевой коррекции, базирующимся на сочетании слов с музыкой и движением, где взаимодействие этих трех компонентов может быть далеко неравнозначным. Как учебная дисциплина она призвана обогащать знания студентов методиками коррекционной работы, в основу которых положено:
• понимание сущности логопедической ритмики и ее задач;
• усвоение студентами основных понятий логоритмики, в первую очередь, музыкальных основ, а также основ начальной рефлексии детского организма на влияние музыки в процессе коррекционного воздействия;
• владение необходимыми знаниями о возможностях использования двигательных и музыкальных средств в системе коррекции речевых нарушений;
• развитие психомоторных и сенсорных функций в онтогенезе;
• ознакомление с различными развивающими логоритмическими упражнениями, практическая отработка и овладение навыками реализации методик по проведению логоритми-ческих занятий с детьми, имеющими различные речевые нарушения (типичные дефекты орального праксиса - звукопроизношение; временного - темп, ритм; интонационного характера - просодика речи).
Комплексное логоритмическое воспитание нацелено на решение различных задач, главными из которых следует считать оздоровительные, образовательные и коррекционно-воспитательные.
Студенты учатся понимать, что оздоровительные задачи на занятиях по логопедической ритмике решаются в процессе работы с детьми, имеющими не только речевые нарушения, но и недостатки физического развития (ринолалия, дизартрия, алалия, заикание). К этому контингенту детей применимы упражнения для развития и укрепления межреберных и диафрагмаль-ной мышц, брюшного пресса, а также мышц глотки, гортани и мягкого нёба, укрепление которых осуществляется при помощи комплекса голосовых и дыхательных упражнений.
В основе решения образовательных задач лежит расширение кругозора детей с учетом их ведущей деятельности, а с помощью реализации воспитательных задач мы получаем возможность
сформировать у них чувство ответственности, положительного отношения к выполняемым заданиям, взаимопомощь и самостоятельность. Занятия в коллективе оказывают положительное влияние на ребенка с речевыми нарушениями, позволяют нормализовать его поведение и правильно моделировать взаимоотношения с окружающими. Коррекционные задачи решаются в процессе работы, направленной на исправление нарушенных функций и функциональных систем и одновременно с этим на преодоление речевых расстройств и ряда психических процессов (мышления, памяти, восприятия).
В ходе проведения занятий по логоритмике со студентами-логопедами выявляется отсутствие у них представлений о возможностях использования музыки в своей профессиональной деятельности. Наличие затруднений такого порядка объясняется недостаточным учетом ими психофизиологического воздействия музыки на устранение двигательных, психических и сенсорных недостатков развития детей с речевыми нарушениями.
Поскольку научная основа логоритмики базируется на комплексе биологических, музыкальных и психолого-педагогических дисциплин, то логопеду необходимо иметь четкое представление о формировании моторно-дви-гательных навыков и анатомо-физиологиче-ских особенностях детского возраста, что является определяющим фактором в выборе средств коррекционного воздействия.
Владение элементарными музыкальными основами дает возможность специалисту применить их для развития у детей с нарушениями речи таких личностных качеств, как смелость и решительность, активность и уверенность в себе, подражательность и инициативность, а также настойчивость и выдержка. Кроме того, у большинства из них в процессе применения музыкально-двигательных средств в едином комплексе с речевыми упражнениями развивается сосредоточенность, более устойчивым становится внимание, улучшается запоминание и воспроизведение речевого материала, наблюдается проявление творческого воображения.
Например, это хорошо заметно в тех случаях, когда детям предлагается рассказать о своих мыслях и впечатлениях, о том, что они представляют, какие картины рисует их воображение в момент прослушивания произведений А. Ви-
вальди «Времена года» или какими двигательными и речевыми актами они сопровождали следующие музыкальные композиции: «Ежик» Д. Кабалевского, «Скакалка» А. Хачатуряна, «Мотылек», «В садике», «Колыбельная» С. Майкапа-ра, «Болезнь куклы» П. Чайковского и др.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что правильно подобранные музыкальные упражнения, игры и приемы, погружающие детей в пространство музыки, оказывают весьма положительное воздействие на развитие их психических процессов и личности в целом.
В процессе ознакомления студентов с основами логопедической ритмики нами решаются две ключевые задачи:
• формируется представление о коррекци-онном потенциале логоритмических занятий при различных формах речевой патологии;
• происходит формирование умений и навыков использования ими средств логоритми-ки в практической деятельности.
Логопеду необходимо владеть чистой, хорошо поставленной, интонационно-выразительной речью. Для реализации этого с помощью специально разработанного комплекса логоритмиче-ских упражнений на практических занятиях со студентами-логопедами мы в увлекательной форме осуществляем работу, направленную на развитие базовой основы неречевых процессов у детей: совершенствование их общей моторики, ориентации в пространстве, формирование координации движения, регулирование процессов возбуждения и торможения, развития музыкального чувства, ритма, слуха. Далее происходит отработка комплекса речевых процессов, включающих развитие дыхания, голоса, артикуляции, мимики, координации речи с движением под музыку, воспитание правильного звукопроизноше-ния и формирование фонематического слуха.
Подчеркивая важность работы в этих двух направлениях, отметим, что основными элементами логоритмического воздействия, включенными в занятия со студентами, целесообразно считать следующие:
• логопедический тренинг (артикуляционная гимнастика, выступающая изолированно или в составе сюжета-сказки с музыкальным сопровождением и без него; упражнения для мимических мышц лица с целью развития эмоциональной сферы, воображения, ассоциативного образа и мышления);
• пальчиковая гимнастика, «пальчиковый» театр для развития мелкой моторики рук;
• скороговорки, чистоговорки для выработки дикции;
• музыкально-ритмический тренажер -фрагменты упражнений, музыкально-ритмических игр с музыкальными инструментами или под счет для развития общей моторики, формирования чувства ритма, темпа, моторной, зрительной, слуховой памяти, внимания, регуляции мышечного тонуса и координации движений;
• вокально-артикуляционные упражнения или распевки для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением или без него;
• песни и стихи, сопровождаемые движением, для формирования речевого слуха и памяти, а также выразительности и плавности речи;
• коммуникативные игры с целью формирования динамической стороны общения, эм-патии, эмоциональности и выразительности.
Применение вышеперечисленных приемов и способов работы со студенческой аудиторией создает основу для положительной мотивации к занятиям, задавая определенный ритм перед их началом (любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека) и настраивая на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе.
В процессе подобным образом организуемой работы, базирующейся на широком использовании логопедической ритмики, будущие логопеды отмечают у себя улучшение настроения, значительную двигательную активность, позитивное изменение психосоматических и вегетативных процессов. Вместе с тем, погружаясь в атмосферу взаимодействия с музыкой, они овладевают методами работы по логоритмическому и музыкально-ритмическому воспитанию детей с нарушениями речи, учатся использовать приемы логопедической ритмики в системе комплексных коррекционно-логопедических методик.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова, Г. И. Исследование готовности логопеда к использованию средств музыки на занятиях по логопедической ритмике с дошкольниками / Г. И. Анисимова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4, Т. 2.
2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. - М.: Владос, 2002.
3. Лучинина, М. И. Педагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М. И. Лучинина. - СПб., 2003. - с.25-50.
4. Налбадьян, М. А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания молодежи средствами искусства [Текст] / М. А. Налбадьян. - Ставрополь, 2005.
5. АНО «Логопед плюс»: проект для логопедов и клиентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.logopedplus.ru/articles (дата обращения: 07.04.2016).
REFERENCES
1. Anisimova G. I. Issledovanie gotovnosti log-opeda k ispolzovaniyu sredstv muzyki na zan-yatiyakh po logopedicheskoy ritmike s doshkol-nikami. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2014, No. 4, Vol. 2.
2. Volkova G. A. Logopedicheskaya ritmika. M.: Vlados, 2002.
3. Luchinina M. I. Pedagogicheskaya napravlen-nost muzykalnoy podgotovki v pedvuze kak faktor professionalnogo stanovleniya budush-chikh uchiteley. PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2003, pp. 25-50.
4. Nalbadyan M. A. Pedagogicheskie usloviya sot-sialno-esteticheskogo vospitaniya molodezhi sredstvami iskusstva. Stavropol, 2005.
5. ANO "Logoped plyus": proekt dlya logopedov i klientov. Available at: www.logopedplus.ru/ articles (accessed: 07.04.2016).
Заимцян Диана Рафиковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета e-mail: diana.80-08@mail.ru
Zaimtsyan Diana R., PhD in Education, Associate professor, Speech Therapy Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: diana.80-08@mail.ru