Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PRESCHOOL EDUCATION / SENIOR PRESCHOOL AGE / FORMATION / DEVELOPMENT / TEMPORARY REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Ирина Геннадьевна, Шарик Светлана Михайловна

В статье освящены различные трудности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного опыта и представлены пути их решения. В результате теоретического анализа научных работ по теме и изучения передового педагогического опыта дошкольного образования систематизированы необходимые для обучения в школе и эффективной социализации в микросоциуме знания, умения и навыки. Выявлены основные задачи по выработке временных представлений, которые могут эффективно использоваться в старшем дошкольном возрасте. Приведен передовой педагогический опыт МАДОУ д/с №5 «Звздочка», г.о Лосино-Петровский Московской области по исследованию проблем формирования и развития временных математических представлений. Охарактеризованы авторские методы и формы целенаправленной работы по формированию представлений и понятий о некоторых свойствах времени. Сделан вывод о повышении эффективности развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Ирина Геннадьевна, Шарик Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TEMPORARY REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article discusses the various difficulties in the formation of temporary representations in children of senior preschool experience and presents ways to solve them. As a result of the theoretical analysis of scientific works on the topic and the study of the advanced pedagogical experience of preschool education, the necessary knowledge and skills for studying at school and effective socialization in the microsocium are systematized. The main tasks for the development of temporary representations that can be effectively used in older preschool age are identified. The advanced pedagogical experience of the MADOU d / s No. 5 “Zvyozdochka”, city of Losino-Petrovsky, Moscow Region, on the study of the problems of the formation and development of temporary mathematical representations is presented. The author's methods and forms of purposeful work on the formation of ideas and concepts about some properties of time are characterized. It is concluded that the development of ideas about time in children of older preschool age is increased.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК:373.24

кандидат педагогических наук, доцент Калинина Ирина Геннадьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); воспитатель высшей квалификационной категории Шарик Светлана Михайловна

МАДОУ д/с №5 «Звздочка» ( г. Лосино-Петровский)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье освящены различные трудности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного опыта и представлены пути их решения. В результате теоретического анализа научных работ по теме и изучения передового педагогического опыта дошкольного образования систематизированы необходимые для обучения в школе и эффективной социализации в микросоциуме знания, умения и навыки. Выявлены основные задачи по выработке временных представлений, которые могут эффективно использоваться в старшем дошкольном возрасте. Приведен передовой педагогический опыт МАДОУ д/с №5 «Звздочка», г.о Лосино-Петровский Московской области по исследованию проблем формирования и развития временных математических представлений. Охарактеризованы авторские методы и формы целенаправленной работы по формированию представлений и понятий о некоторых свойствах времени. Сделан вывод о повышении эффективности развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, формирование, развитие, временные представления.

Annotation. The article discusses the various difficulties in the formation of temporary representations in children of senior preschool experience and presents ways to solve them. As a result of the theoretical analysis of scientific works on the topic and the study of the advanced pedagogical experience of preschool education, the necessary knowledge and skills for studying at school and effective socialization in the microsocium are systematized. The main tasks for the development of temporary representations that can be effectively used in older preschool age are identified. The advanced pedagogical experience of the MADOU d / s No. 5 "Zvyozdochka", city of Losino-Petrovsky, Moscow Region, on the study of the problems of the formation and development of temporary mathematical representations is presented. The author's methods and forms of purposeful work on the formation of ideas and concepts about some properties of time are characterized. It is concluded that the development of ideas about time in children of older preschool age is increased.

Keywords: preschool education, senior preschool age, formation, development, temporary representations.

Введение. Требования, предъявляемые Федеральными государственными образовательными стандартами к современному дошкольному образованию, направлены на позитивные изменения в ее содержании, структуре, методам и формам подачи материала. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с временными представлениями в данной связи является весьма актуальной, сложной и многоаспектной.

Осуществленный нами анализ исследований показал, что проблема формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической задачей, которой занимались ряд ученых в исторической и современной ретроспективах: Т.Н. Астраханцева [2], А.М. Леушина [4], Э.Р. Минибаева [5], И.В. Табакаева [6], и др. Прикладным аспектам эффективного развития временных представлений в детском саду посвящены исследования Р.З. Александровой [1], А.Ю. Трач [7] и др. Специфика восприятия времени в старшей группе дошкольной образовательной организации изучена К.М. Кочмаренко [3], Е.Е. Шумиловой [9] и др.

Вместе с тем, в ряде современных работ [1, 7, 9] и др. отмечается, что возможности учебно-воспитательного процесса в учреждениях дошкольного образования для формирования временных представлений используются не в полной мере. Важно, что отсутствие сформированных временных представлений в старшей-подготовительной группах детского сада могут иметь пагубные последствия, провоцируя серьезные трудности в школьном обучении.

Изложение основного материала статьи. В данной статье предпринята попытка выяснения и освещения сущности современных проблем ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями и представлены пути их решения на основе собственного педагогического опыта.

Рассматривая старший дошкольный возраст следует отметить, что он является наиболее привлекательным для формирования и развития представлений о времени на различных уровнях. Э.Р. Минибаева в своей работе достаточно точно отмечает: «Ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, а иногда еще и мало связаны между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы, глобальны, но не систематизированы. Формирование временных характеристик происходит в детском воображении фрагментарно и с разной степенью осознания» [5, с. 118].

В большинстве научных исследований [1, 2, 5, 6, 7, 9] и др. отмечается, что именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования представлений о времени, поскольку тогда возникает осознание себя во времени, во временной перспективе. Е.Е. Шумилова в своей работе отмечает: «Ученые убедительно доказали, что большинство положительных качеств: целеустремленность, собранность, организованность и др. возникают у дошкольников благодаря обретению свойства планировать все сферы жизни во времени» [9, с. 90].

Формирование и правильное, эффективное развитие временных представлений в старшем возрасте в дальнейшем школьном обучении эффективно формировать и развивать интеллект. Можно вполне согласиться с утверждением Э.Р. Минибаевой о том, что современные условия жизни требуют от человека» «умения следить за временем в процессе деятельности, распределять его. Для этого необходимо развивать

чувство времени, то есть способность личности гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир в правильных временных параметрах» [5, с. 119].

Исследуя психолого-педагогический аспект темы [4], удалось констатировать, что вышеописанное временное чувство формируется у ребенка, затем - у взрослого на протяжении всей жизни. Однако его основы закладываются дошкольном возрасте, его старший период (в зависимости от индивидуальных особенностей 5-7 лет). В данном возрасте ведущей, наиболее развитой сферой деятельности является игровая.

Т.Н. Астраханцева, А.В. Антонова в своем исследовании отмечают, что формирование представлений о времени является важной частью познавательного развития ребенка, необходимой для успешной социализации [2].

Многолетний опыт работы в дошкольной образовательной организации показал, что в старшем дошкольном возрасте в качестве основных задач по выработке временных представлений могут использоваться:

• формирование практической ориентировки во времени с использованием пространства группы, детского сада, площадки для прогулок, микросоциума дошкольной образовательной организации, лесных и парковых зон;

• формирование развитие чувства времени с ориентацией на деятельность детей и режимные моменты в течение дня;

• ознакомление с отдельными временными эталонами;

• формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени;

• расширение знаний о единицах времени;

• дифференциация и правильное употребление временных понятий: сейчас, потом, раньше, позже, сегодня, завтра, вчера, быстро, медленно и т.п.;

• знакомство с различными видами часов ( солнечные, настенные, настольные);

• знакомство с различными видами календарей с использованием исторических данных;

• обучение детей старшего дошкольного возраста использованию всевозможных часов и календарей в свободной деятельности и на занятиях.

Общаясь с взрослыми, под влиянием специального обучения дети овладевает словарем, который характеризует различные временные отрезки (быстро, сейчас, потом), части суток (день, ночь), времена года, а также словарем, который отражает текучесть времени (сегодня, завтра).

Следует подчеркнуть, что формирование временных представлений может являться нелегким процессом для детей, потому что время относительно, он не имеет наглядности и определяется в основном опосредованно, через содержание деятельности, которая заполняет этот временной отрезок: ночью спят, утром идут в детский сад, школу, на работу.

Хотя восприятие времени в раннем возрасте затруднено, все же уже дети различают и правильно употребляют глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени (мы ходили, идем, пойдем). У них сформированы представления о времени (сегодня, завтра, сейчас, потом, утро, вечер, день). Формированию этих представлений, прежде всего, способствует организованный педагогом и родителями четкий распорядок дня, строго установленное время подъема, гигиенических процедур, утренней гимнастики, приемов пищи, прогулок, занятий, игр, свободной деятельности и т.п.

Под влиянием дошкольного обучения в детском саду и дома у детей достаточно быстро формируются стойкие умения в понимании и правильном обозначении продолжительности времени. От его относительно простых определений «долго - недолго», «давно - недавно» в младшем дошкольном возрасте, дети переходят к более сложным «около часа назад», «не более минуты», «на прошлой неделе, в четверг» в старшем дошкольном возрасте.

Ознакомление детей с отрезками времени в любой группе детского сада основывается в основном на чувственной основе. Педагог выясняет с детьми, что делают утром, днем, вечером, ночью. Наряду с сюжетной наглядностью используют модели, схемы.

Знакомя детей с временными единицами, очень важно использование педагогом множества различной наглядности - это и часы-циферблаты и картины, таблицы, схемы, разные виды часов, табель-календарь, секундомеры и др.

Кроме более четких и определенных высказываний, старшие дошкольники могут достаточно четко определять и характеризовать с помощью речи последовательность логически связанных событий, действий.

В результате спланированной педагогами целенаправленной работы по развитию временных представлений у детей уже в старшем дошкольном возрасте формируются понятия о некоторых достаточно сложных свойствах времени:

• объективность (невозможность его замедления или ускорения);

• необратимость (историческое движение вперед, невозможность возвращения).

В связи с данным фактом у детей возникает стремление к тому, чтобы беречь собственное время и время других людей, рационально использовать его. Так, в старшей группе детского сада при целенаправленной совместно с семьей работе дети использовали следующие выражения: «Лена, встань в строй. Чем быстрее выйдем на прогулку, тем больше погуляем», «Если будешь смотреть в окно, не успеешь сделать аппликацию к концу занятия», «Мама устала и стоит ждет. Нужно одеваться быстрее» и пр.

Делясь педагогическим опытом с коллегами в МАДОУ д/с №5 «Звздочка», г.о Лосино-Петровского Московской области и исследуя их проблемы в формировании и развитии временных представлений, удалось выявить следующие трудности:

• при овладении навыками различать, называть части суток и определять их последовательность без использования моделей и привлечения режимных моментов, дети часто испытывают затруднения и проблемы;

• отмечены следующие особенности восприятия времени при отсутствии работы с семьей; неравномерность в овладении названиями частей суток неправильное соотнесение показателей частей суток с собственным жизненным опытом и пр.;

С целью развития временных преставлений у старших школьников нами была организована систематическая работа. На территории детского сада была построенна метеостанция для детей, элементами

которой стали: солнечные часы и стенд для формирования и развития временных представлений. В группе был создан мини-музей «Часы», это своеобразный познавательный центр, в котором с помощью родителей, педагогов и детей собрана большая коллекция экспонатов часов. В музее представлены подарочные, настенные, наручные, песочные часы, будильники, часы, сделанные своими руками. Деятельность мини -музея «Часы» позволяет легко и наглядно формировать у детей представления о времени, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми четкого представления о времени.

На базе находящегося на территории дошкольного образовательного учреждения мини - музея и с использованием его коллекций проведены занятия по разным видам деятельности:

• чтение художественной литературы («Какие бывают часы?», «Точные сказки», «Учимся определять время», «Время и календарь»);

• просмотр мультфильма «Сказка о потерянном времени»;

• лепка «Будильник»;

• аппликация «Часы с кукушкой»;

• рисование «Живые часы»;

• эксперементирование «Природные часы», «Водяные часы»;

• разгадывание загадок по теме «Времена года»;

• игры с блоками Дьенеша и др.

Кроме того, широко использовался микросоциум группы. Был оформлен в математической зоне центр временных понятий, создана картотека дидактических игр по временным представлениям.

С целью формирования временных представлений велась работа с родителями: было организовано открытое занятие с привлечением родителей детей «Часы с Кукушкой», в рамках занятия дети отправились в Царство времени, по дороге выполняя разнообразные занятия, позволяющие им решить поставленную воспитателем проблему. Ежеквартально проводились выступления на родительских собраниях, посвященные данной теме. При необходимости проводились короткие беседы и консультационная помощь.

В результате целенаправленной работы у детей сформировались представления и понятие о некоторых свойствах времени. На основе полученных данных нами были разработаны методические рекомендации педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям по работе, направленной на развитие представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. Успешная реализация задач по развитию представлений о времени возможна благодаря целенаправленной работе и применению соответствующих методов обучения детей различению и правильному употреблению временных периодов, определенных программой для старшего дошкольного возраста. Работу, прежде всего, следует начинать с расширения и углубления чувственной основы в повседневной жизни.

Выводы. Таким образом, в очередной раз подтверждено, что эффективность развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста может быть значительно выше, если:

• происходит организация систематической работы по формированию временных представлений;

• формирование рассматриваемого аспекта связывается с различными сферами детской деятельности с предпочтением игровой;

• реализуется интеграция работы педагогов и родителей;

• широко используются различные виды наглядного и практического материалов;

• дети включены в активную практическую деятельность.

Полученные в ходе проведенной работы результаты могут послужить основой для дальнейшей разработки эффективных методов, средств, форм и технологий разнопланового развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. К перспективным направлениям исследования поднятой проблематики мы относим необходимость изучения возможностей различных видов деятельности, привлечение инновационных методик для расширения знаний о категории времени у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Александрова Р.З., Канбекова Р.В. Методические приёмы формирования временных представлений у старших дошкольников // В сборнике: Саморазвитие в педагогике и психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 8-11.

2. Астраханцева Т.Н., Антонова А.В. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности // В сборнике: Культурологический подход в дошкольном образовании: педагогический аспект - 2018. - С. 48-49.

3. Кочмаренко К.М. Особенности временных представлений детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития. - 2019. - С. 124-126.

4. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. М: «Просвещение», 1963. - Т.3. - 214 с.

5. Минибаева Э.Р. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 117-120.

6. Табакаева И.В., Дамс А.М. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. - 2018. - С. 39-42.

7. Трач А.Ю., Михайлова А.В. Формирование временных представлений у детей шестого года жизни в процессе использования моделей // В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. - 2019. - С. 370-373.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2014. - 32 с.

9. Шумилова Е.Е. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. - 2018. - С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.