Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расулходжаева Мадина Ахматжоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Список использованной литературы.

1. Закон республики Узбекистан «Об образовании». ЗРУ-637 от 23.09.2020.

2. Закон "О дошкольном образовании и воспитании" Республики Узбекистан Принят Законодательной палатой 22 октября 2019 года. Одобрен Сенатом 14 декабря 2019 года. (Национальная база данных законодательства, 17.12.2019 г., № 03/19/595/4160; 27.04.2021 г., № 03/21/685/0373, 12.10.2021 г., № 03/21/721/0952)

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» УП № 4947 от 7 февраля 2017 года // Учитель Узбекистана. - Ташкент, 2017. - №

6 (2453). - 10 февраля. - 70 стр. Шр://1ех.итМос5/3107036

4. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» //УП- 4947. 07.02.2017.//

5. «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» [Электронный ресурс]: Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2019 г. № ПП-4312 - Режим доступа: httрs://lех.uz/ru/dосs/4646931?tуре=dос

6. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 22 июля 2019 года.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

РР1: 10.31618/МЛБ.2413-5291.2022.1.80.603 Расулходжаева Мадина Ахматжоновна

Старший преподователь ТГПУ имени Низами кафедры «Технологии дошкольного образования» М.А.Расулходжаева

Всем нам известно, что сегодня в стране ведется беспрецедентная работа по развитию неразрывно связанных между собой систем дошкольного, школьного, высшего образования, научно-исследовательских учреждений. Однако не секрет, что до начала нынешних реформ сфера дошкольного образования оставалась без внимания. А ведь именно она имеет огромное значение в жизни общества как самое главное звено в воспитании детей. Забота и внимание, уделяемые этой сфере, закладывают основу будущего прогресса. С учетом этого мы впервые создали в нашей стране Министерство дошкольного образования.

Не соответствует современным требованиям действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для детских садов. Актуальным остается и вопрос внедрения в систему дошкольного образования современных форм обучения, новых педагогических и информационных технологий.»32

В «Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» также определены цели и приоритетные направления развития системы дошкольного образования, а именно - «внедрение в систему дошкольного образования инноваций, передовых педагогических и информационно-

коммуникационных технологий;.... внедрение в систему дошкольного образования принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников системы дошкольного образования. В целях развития и внедрения инновационных

процессов в сфере дошкольного образования предусматривается реализация следующих мероприятий: повышение компетенции и квалификации работников системы дошкольного образования в сфере инновационных информационно-коммуникационных и

педагогических технологий, организация инновационной образовательной среды»33.

Социально-экономические преобразования, осуществляемые в Республике Узбекистан, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом, и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. В настоящее время республике Узбекистан особое внимание уделяется коренному реформированию системы дошкольного образования и воспитания, развитие детей раннего возраста и качественную подготовку их в школу. Правительство Узбекистана постоянно расширяет свой потенциал по совершенствованию национальной образовательной политики. В Республике создана нормативно-правовая база для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Дошкольное образование играет важнейшую роль в воспитании будущего поколения. Именно в таком возрасте закладываются основы для формирования личности его потенциала. Поэтому очень важно, именно в этот период, предоставить возможность ребенку получить качественное образование. Сегодня, дошкольная образовательная организация

32 Выступление Президента Республики Узбекистан

Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников. Источник: https://uza.uz/ru/posts/vystup1enie-prezidenta-respub1iki-щЪек^1ап^Ьаука1а-т^уе-30-09-2020

33 Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. №ПП-4312 08.05.2019. Национальная база данных законодательства, 10.05.2019 г., № 07/19/4312/3106; 09.10.2020 г., № 07/20/4857/1357

- не просто детский сад, где обеспечивается уход и присмотр за ребёнком. Это учебно-образовательное учреждение, первая ступень к гармоничному воспитанию будущего гражданина. И очень важно, чтобы оно было доступным для всех детей, вне зависимости от места их проживания. Безусловно, родители, педагоги и воспитатели несут первостепенную

ответственность за настоящее и будущее детей.

В условиях быстро меняющегося мира, перед дошкольной образовательной организацией определяются следующие задачи: разрабатывать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены пять основных областей развития ребёнка в соответствии с Государственными требованиями развития детей раннего и дошкольного возраста и Государственной программой «Илк вддам» Республики Узбекистан. Это новый подход к дошкольному образованию.

В связи с введением государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняется цель образовательной работы, и в соответствии с целью меняются и требования к профессиональной компетентности воспитателя ДОО. Для реализации образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально

организованная деятельность по его введению в образовательную практику.

Разносторонняя деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, в зависимости от обстоятельств.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а воспитатель- исследователь, воспитатель - психолог, воспитатель - технолог, поэтому одним из главных составляющих профессиональной компетентности педагога ДОО является его способность к самообразованию.

Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное

самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.34 В самообразовании немаловажную роль играют творчество, мотивация,

целенаправленность и другие личностные качества воспитателя.

Самообразование педагога является необходимым условием его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло к

воспитателю, воспитателю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п.

Процесс самообразования - это деятельность, которая:

- осуществляется добровольно;

- осуществляется сознательно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком.

Деятельность педагога в области самообразования должна включать в себя: изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения; посещение занятий коллег, участие в обмене педагогическим опытом; в самоанализе своей профессиональной деятельности;

совершенствовании своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики; в изучении событий современной экономической, политической и культурной жизни; в повышении уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.

В современных условиях вопросам самообразования педагогами дошкольной образовательной организации уделяется недостаточно внимания. Особенно это характерно для педагогов старшего возраста. По их мнению, у них очень большой педагогический опыт, и они в полной мере им владеют и применяют на практике. Такие педагоги не всегда следят за изменениями в подходах к дошкольному образованию.

Одной из проблем является полное отсутствие интереса к новой профессиональной литературе, в том числе и публикациям в специализированных педагогических журналах. В то же время издается много методической литературы по дошкольному воспитанию. Целые издательства

специализируются именно на издании такой литературы.

Таким образом, можно сформулировать ряд противоречий в вопросе самообразования педагогов ДОО:

-между требованиями общества к повышению качества образовательного процесса,

осуществляемого педагогом, способным эффективно осуществлять профессионально-педагогическое самообразование;

- потребность самих педагогов в этом и реальном положении дел в ДОО, которое не всегда создает необходимые условия для непрерывного самообразования своих педагогов;

- между непрерывно возрастающим потоком педагогической информации, динамизмом достижений педагогической науки и затруднениями педагогов в самостоятельном

34 Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с

высшим образованием: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. М., 1999.

усвоении инноваций.

Из данных противоречий вытекает проблема разработки системы непрерывного

самообразования педагогов в ДОО.

В общем виде коммуникативную компетентность педагога можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

В комплекс умений, составляющих коммуникативную компетентность педагога, включают умения анализа и оценки коммуникативной ситуации, формирования цели, подбора и использования средств для реализации плана и его коррекции, оценки эффективности результата, которые необходимы для производства полноценного коммуникативного акта; умение выбирать коммуникативные стратегии адекватно ситуации, умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение активно реагировать на изменение обстановки, перестроить

УДК 372.87

общение с учетом перемены эмоционального настроения партнера, умение вести беседу, дискуссию, достигать соглашений, с помощью слова осуществлять психотерапию общения, анализировать коммуникативные конфликты.

Литература:

1.Указ Президента Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М «О мерах по дальнейшему совершенствованию дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года № УП - 5198.

2.Грошева И.В. и друг. "Илк вддам" мактабгача таълим муассасасининг Давлат укув дастури. Т.: 2018.

3.Государственные требования Республики Узбекистан к развитию детей раннего и дошкольного возраста. 3 июля 2018 г. ПП № 3032.

4.Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. №ПП-4312 08.05.2019. Национальная база данных законодательства, 10.05.2019 г., № 07/19/4312/3106; 09.10.2020 г., № 07/20/4857/1357

5.Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. М., 1999.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ДОМРЫ

Шлыкова И.В.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова,

Россия, 392000, г. Тамбов, Советская, Якунина Д.С.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова,

Россия, 392000, г. Тамбов, Советская, 87,

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS ON THE ORGANIZATION OF WORK AT THE INITIAL STAGE OF EDUCATION WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE DOMRA CLASS

Shlykova I. V.

Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov,

Russia, 392000, Tambov, Sovetskaya, 87 Yakunina D.S.

Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov,

Russia, 392000, Tambov, Sovetskaya, 87,

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена раскрытию содержания методических положений по организации работы на начальном этапе обучения с детьми младшего школьного возраста в классе домры, в основе которых лежит понимание сущности начального этапа обучения, организация начального периода обучения на основе таких этапов как доинструментальный (донотный и нотный) и инструментальный (донотный и нотный), учёт психофизиологических особенностей младших школьников, а также реализация начального этапа на основе знаниевого, исполнительского и эмоционального компонентов, представляющих собой, в том числе, и критерии оценки эффективности его организации.

ABSTRACT

This article is devoted to the disclosure of the content of methodological provisions on the organization of work at the initial stage of education with children of primary school age in the domra class, which are based on an understanding of the essence of the initial stage of education, the organization of the initial period of training on the basis of such stages as pre-instrumental (donative and musical) and instrumental (donative and musical), accounting for psychophysiological features of younger schoolchildren, as well as the implementation of the initial

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.