Научная статья
NIION: 2021-0084-1/22-061 MOSURED: 77/27-026-2022-1-260
Безопасность дорожного движения -
© Никулин Е.Д., Сергунова А.С., 2022 УДК 311
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ВЫЯВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
'Евгений Дмитриевич Никулин, 2Анастасия Сергеевна Сергунова
12 Научный центр БДД МВД России
Аннотация. Рассматриваются роль общественности в предупреждении и пресечении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения, а также процесс взаимодействия граждан и сотрудников Госавтоинспекции посредством единого короткого телефонного номера «112», по которому население может сообщать о фактах управления ТС в состоянии опьянения, а сотрудники полиции - незамедлительно реагировать на данную информацию.
Ключевые слова: водитель, состояние опьянения, общественность, граждане, проверка информации, субъекты взаимодействия Для цитирования: Никулин Е.Д., Сергунова А.С. Роль общественности в выявлении административных правонарушений в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 38-43.
THE ROLE OF THE PUBLIC IN IDENTIFYING ADMINISTRATIVE OFFENSES
IN THE FIELD OF ROAD SAFETY
'Evgeny D. Nikulin, 2Anastasia S. Sergunova
1,2 Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Abstract. The role of the public in the prevention and suppression of administrative offenses is considered in the field of road safety, as well as the process of interaction between citizens and employees of the State traffic inspectorate through a single short telephone number «112», through which the population can report the facts of driving a vehicle while intoxicated, and the police officers can immediately respond to this information.
Keywords: driver, state of intoxication, society, citizens, verification of information, interaction
For citation: Nikulin E.D., Sergunova A.S. The role of the public in identifying administrative offenses in the field of road safety // Road safety. 2022. № 2. P. 38-43.
Пс
X 1с
[овышение в обществе правовой культуры, ведение непрерывного диалога с участниками дорожного движения, а также поддержка широкой общественности являются неотъемлемыми условиями предупреждения дорожно-транспортной аварийности. В настоящее время с уверенностью можно констатировать, что общественность принимает активное участие в решении проблем повышения безопасности дорожного движения.
Взаимодействие Госавтоинспекции с предприятиями, общественными организациями и граждана-
ми помогает совершенствовать сложившуюся систему профилактических мер, а также положительно влияет на дисциплину участников дорожного движения.
В 2021 г. значительную долю среди всех негосударственных субъектов взаимодействия по-прежнему составили автотранспортные предприятия (41%, или 129 779), более четверти (27%, или 86 126) - автозаправочные станции (АЗС), более десятой части -общественные организации (11%, или 35 628) (рис. 1)1.
иные; 24 260; 8% Рис. 1. Субъекты взаимодействия
1 По данным МИАС, форма «Сведения Госавтоинспекции», раздел 14 «Реализация мер по организации взаимодействия».
38 - № 2/2022
- Road
Более половины (63%, или 95 326) полученных от представителей общественности сообщений содержат информацию о транспортных средствах (далее также ТС) и пешеходах, создающих угрозу безопасности дорожного движения, пятая часть (20%, или
safety -
29 310) - с неудовлетворительным состоянием объектов улично-дорожной сети, 15% (22 833) - содержали информацию о технически неисправных транспортных средствах, а также других ТС, создающих помехи в движении (рис. 2).
I движение ТС и пешеходов, создающих угрозу безопасности дорожного движения
■ неудовлетворительное состояние автодорог и технических средств организации дорожного движения
■ наличие технически неисправных ТС, иных помех для движения
нарушение правил перевозки детей
Рис. 2. Содержание полученной информации от представителей общественности
В 2021 г. в ходе отработки указанной информации сотрудниками ДПС пресечено более 904,7 тыс. нарушений правил дорожного движения2.
Развитие технических средств (смартфонов, мобильных приложений, позволяющих оперативно фиксировать различные дорожные ситуации) способствует тому, что граждане все чаще информируют органы государственной власти о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения.
В 2021 г. от граждан поступило 242 980 (+32,9%) обращений о фактах совершения правонарушений в области дорожного движения (с приложением материалов фотовидеофиксации),
по результатам рассмотрения которых возбуждено 171 337 (+27,8%) дел об административных правонарушениях, вынесено 75 148 (+5,7%) постановлений о назначении административных наказаний. В среднем на протяжении пяти лет подтверждается треть поступивших от представителей общественности сообщений [1]. При этом наблюдается тенденция к снижению доли постановлений, вынесенных по результатам отработки обращений граждан, от общего количества поступивших обращений, что может свидетельствовать о сокращении качества представленной о правонарушениях информации (рис. 3) [2].
Рис. 3. Динамика количества обращений от граждан и удельного веса постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных по результатам их рассмотрения
2 См.: там же. № 2/2022
- Безопасность до
Для стимулирования активности граждан региональными подразделениями Госавтоинспекции ведется постоянная информационная работа с разъяснением важности и простоты процедуры передачи сообщений в подразделения Госавтоинспекции о фактах управления транспортными средствами в состоянии опьянения и иных грубых нарушениях правил дорожного движения. В этих целях изготавливаются и распространяются тематические листовки и стикеры, за-действуются возможности печатных средств массовой информации и сети Интернет.
Важно поощрять граждан, проявивших активную гражданскую позицию. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе реализуются мероприятия по выплате денежного вознаграждения гражданам, оказавшим личное содействие органам внутренних дел (полиции) путем предоставления достоверной информации о правонарушениях и угрозах общественному порядку, а также способствующей предотвращению, пресечению, раскрытию правонарушений (преступлений) либо задержанию лиц, их совершивших [3].
В Астраханской области предусмотрено ежегодное награждение ценными подарками членов народных дружин, представителей казачества и иных
>жного движения -
граждан, принимавших участие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности дорожного движения [4].
В Красноярском крае организовано поощрение граждан, которые сообщили сотрудникам Госавтоинспекции о грубых правонарушениях или помогавших в розыске лиц, скрывшихся с мест ДТП [5].
Одним из важных направлений деятельности Госавтоинспекции является создание в обществе устойчивого негативного стереотипа по отношению к нетрезвым водителям и вовлечение всех граждан в процесс выявления таких водителей. Сотрудники полиции осуществляют проверку информации о фактах управления ТС в состоянии опьянения, полученной от граждан, институтов гражданского общества и сотрудников других подразделений.
На протяжении двух последних лет роль общественности в пресечении фактов управления транспортным средством в нетрезвом состоянии возрастает. Среди всех административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, по информации представителей общественности пресечена почти десятая часть (9,3%, или 44 943) (рис. 4).
9,3%
6,8% 5,8% 5,9%
1 1 4% ■
2017 2018 2019 2020 2021
Рис. 4. Доля водителей, управляющих ТС с признаками опьянения, установленных в результате отработки сообщений граждан
В 2021 г. в УМВД России по Тамбовской области поступило 1250 сообщений о водителях, управляющих ТС в нетрезвом состоянии, из них сообщения
от граждан составили большую часть (72%), чем от сотрудников полиции (28%) (рис. 5).
Рис. 5. Распределение поступивших сообщений о водителях в состоянии опьянения в зависимости от субъекта передачи информации (Тамбовская область)
В 2021 г. от сотрудников полиции поступило 356 сообщений о водителях, находившихся в состоянии опьянения, из них 79% подтвержденных случаев, 14% водителей оказались трезвыми, не об-
наружено 7% водителей, от граждан получено 894 сообщения, из них 27% подтвержденных случаев, 30% водителей оказались трезвыми, 43% водителей не обнаружены.
Количество сообщений от граждан почти в 2,5 раза превышает их число от сотрудников полиции. Однако доля подтвержденных сообщений от сотрудников полиции почти в 3 раза выше чем от граждан. При проверке информации, полученной от представителей общественности о водителях в состоянии опьянения, отмечается наибольшая доля (почти в два раза) неподтвержденной информации.
По итогам 2021 г. почти три четверти (72%) из всех сообщений о водителях в состоянии опьянения поступает от граждан, однако подтверждается только 27% информации. Сотрудниками полиции, наоборот, передается чуть менее трети (28%) сообщений, однако в 8 из 10 случаев информация подтверждается (рис. 6).
Рис. 6. Распределение поступивших сообщений о водителях, находившихся в состоянии опьянения
(Тамбовская область)
Несмотря на это, активная гражданская позиция является не менее важным инструментом профилактики и пресечения фактов управления ТС в состоянии опьянения.
В Нижегородской области осуществляется эффективное взаимодействие Госавтоинспекции и службы 112.
В рамках реализации пилотного проекта по предупреждению смертности в результате ДТП, связанных с управлением ТС в состоянии опьянения, на территории Нижегородской области организована работа единого короткого телефонного номера «112», по которому население может сообщать о фактах управления ТС в состоянии опьянения, а Госавтоинспекция - незамедлительно реагировать на данную информацию [6].
Граждане, выявив факт или попытку управления ТС лицом, по внешним признакам находящимся в состоянии опьянения, сообщают информацию по единому номеру 112, которая передается в подразделение Госавтоинспекции в соответствии с территориальностью.
Сотрудник Госавтоинспекции, получивший информацию, принимает меры по установлению собственника транспортного средства посредством информационных баз данных (ФИС ГИБДД-М), а также с помощью отслеживания передвижения автомобиля (Поток Enterprise) и незамедлительно передает информацию нарядам ДПС,
координируя их с учетом маршрута движения отрабатываемого ТС.
На базе управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области организовано круглосуточное дежурство сотрудников, ответственных за оперативное получение и отработку информации от граждан, поступающей путем переадресации с единого номера экстренных служб «112» на специально выделенный стационарный телефон [7].
Для оперативного координирования действий нарядов ДПС рабочее место сотрудника оборудовано устройством радиосвязи и доступом к необходимым информационным базам. Рабочий компьютер обеспечен доступом к сети Интернет для поисковых запросов, в частности поиска информации для установления геолокации совершаемого правонарушения.
Вовлечение общественности в решение проблемы является одним из действенных инструментов. Данные с мая по декабрь 2021 г. в полной мере позволяют оценить результаты взаимодействия. Так, на единый номер 112 поступил 2121 звонок, в результате сотрудниками Госавтоинспекции по Нижегородской области в 51,9% случаев удалось обнаружить и остановить ТС, водители которых в 46% случаев имели признаки опьянения (рис. 7).
I Выявлено правонарушений I Трезвые
I Не оформлены по иным причинам
Рис. 7. Результаты обнаружения ТС, информация о которых передана по единому телефонному номеру «112» № 2/2022 - 41
Безопасность дорожного движения
Эффективность принимаемых в рамках пилотного проекта мер, включающих взаимодействие с гражданами по вопросам профилактики управления ТС водителями в состоянии опьянения, прослеживается по динамике показателей аварийности с участием таких водителей и количества пресеченных нарушений.
В 2021 г. по сравнению с предшествующим годом в Нижегородской области произошло увеличение
(+0,19%) количества дел об административных правонарушениях, возбужденных по фактам управления ТС с признаками опьянения, при этом общероссийское значение данного показателя снизилось (-0,15%) [8].
Сокращение количества ДТП с участием водителей с признаками опьянения в Нижегородской области произошло более быстрыми темпами (-18, по сравнению с общероссийскими (-17,8%) (рис. 8).
Рис. 8. Динамика количества дел об административных правонарушениях, возбужденных по фактам управления ТС водителями с признаками опьянения, и ДТП с участием таких водителей в Нижегородской области и в Российской Федерации
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что взаимодействие Госавтоинспекции с институтами гражданского общества помогает совершенствовать сложившуюся систему профилактических мер, а также положительно влияет на дорожно-транспортную дисциплину участников дорожного движения. В рассматриваемом году значительную долю среди всех негосударственных субъектов взаимодействия составили автотранспортные предприятия.
Среди всех выявленных административных правонарушений, связанных с управлением ТС в состоянии опьянения, по информации представителей общественности пресечена почти десятая часть. На протяжении двух последних лет роль общественности в пресечении фактов управления ТС в нетрезвом состоянии возрастает. Взаимодействие по указанным вопросам осуществляется различными способами (телефон, социальные сети, сообщения в службу 112).
Список источников:
1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 76 с.
2. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М., Лопарев Е.А., Коблов П.С., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Григорьев В.В. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожно-
го движения в 2021 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 128 с.
3. URL: М1р://89.мвд.рф. (дата обращения: 13.04.2022).
4. URL: М1р://30.мвд.рф. (дата обращения: 13.04.2022).
5. URL: М1р://23.мвд.рф. (дата обращения: 13.04.2022).
6. Бурцев А.А., Баканов К.С. Выявление водителей транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения: учебно-практическое пособие. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 112 с.
7. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фат-тахов Т.А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.
8. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царе-городцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.
References:
1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Shesterikov N.A. Law enforcement in the field of road safety in 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 76 p.
2. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M., Loparev E.A., Koblov P.S., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Grigoriev V.V. Law enforcement in the field of road safety in 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 128 p.
3. URL: http: // 89.mvd.rf. (date of access: 13.04.2022).
4. URL: http://30.mvd.rf. (date of access: 13.04.2022).
5. URL: http://23.mvd.rf. (date of access: 13.04.2022).
6. Burtsev A.A., Bakanov K.S. Identification of drivers of vehicles in a state of intoxication: a training manual. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 112 p.
7. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M. The state and trends of road safety
in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.
8. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.
Информация об авторах
Е.Д. Никулин - научный сотрудник Научного центра БДДМВД России А.С. Сергунова - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 Information about the authors
E.D. Nikulin - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
A.S. Sergunova - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Статья поступила в редакцию 06.06.2022; одобрена после рецензирования 14.06.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 06.06.2022; approved after reviewing 14.06.2022; accepted for publication 04.07.2022.
№ 2/2022 - 43