Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КАТЕГОРИЯ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) / КОНТРОЛЬНОЕ (НАДЗОРНОЕ) МЕРОПРИЯТИЕ / ПРОВЕРКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев М.М.

Рассмотрены отдельные аспекты реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении дорожного надзора Госавтоинспекцией. Приведены статистические сведения о результатах правоприменительной практики в данном направлении деятельности за 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE RISKS OF CAUSING HARM IN THE IMPLEMENTATION OF TRAFFIC SUPERVISION BY THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE

Discusses some aspects of the implementation of a risk-based approach in the implementation of road supervision by the State Traffic Inspectorate. Statistical data on the results of law enforcement practice in this area of activity for 2021 are given

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-056 MOSURED: 77/27-026-2022-1-255

© Исаев М.М., 2022

УДК 34

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ ДОРОЖНОГО НАДЗОРА

Максим Михайлович Исаев

Научный центр БДД МВД России misaev56@mvd.ru

Аннотация. Рассмотрены отдельные аспекты реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении дорожного надзора Госавтоинспекцией. Приведены статистические сведения о результатах правоприменительной практики в данном направлении деятельности за 2021 г.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, категория риска причинения вреда (ущерба), контрольное (надзорное) мероприятие, проверка, федеральный государственный контроль (надзор)

Для цитирования: Исаев М.М. Управление рисками причинения вреда при осуществлении Госавтоинспекцией дорожного надзора // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 14-18.

MANAGING THE RISKS OF CAUSING HARM IN THE IMPLEMENTATION OF TRAFFIC SUPERVISION BY THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE

Maxim M. Isaev

Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» misaev56@mvd.ru

Abstract. Discusses some aspects of the implementation of a risk-based approach in the implementation of road supervision by the State Traffic Inspectorate. Statistical data on the results of law enforcement practice in this area of activity for 2021 are given.

Keywords: road safety, category of risk of causing harm (damage), control (supervisory) event, inspection, federal state control (supervision) For citation: Isaev M.M. Managing the risks of causing harm in the implementation of traffic supervision by the state traffic inspectorate // Road safety. 2022. № 2. P. 14-18.

Одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения (далее также БДД) является осуществление контроля (надзора) в области БДД, который, в свою очередь, включает федеральный государственный контроль (надзор) и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации [1].

Федеральный государственный надзор в области БДД отнесен к видам федерального государственного контроля (надзора), в отношении которого применяется риск-ориентированный подход [2]. Его смысл заключается в определении степени угроз охраняемым интересам в зависимости от специфики объекта надзора и его репутации, формирующейся из сведений о законопослушности и иных показателей, позволяющих провести анализ. На основе оценки рисков определяются виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты [3, 4].

В перечень предметов федерального государственного надзора в области БДД входит соблюдение обязательных требований к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, к проведению строительных, ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на БДД, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог [5, 6, 7]1.

Ненадлежащее содержание автомобильных дорог в настоящее время является одной из угроз БДД [8]. В 2021 г. неудовлетворительные условия со-

1 Далее федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, осуществляемый за перечисленными предметами, понимается как дорожный надзор.

держания и обустройства улично-дорожной сети (далее - НДУ)2 установлены на местах трети (45 705, или 34,3%) всех зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибли 4686 человек и 57 088 получили ранения. Несмотря на снижение основных показателей аварийности таких ДТП, на протяжении двух последних лет отмечается увеличение тяжести их последствий [9] (рис. 1).

тяжесть Ш Щ Ш

последствии

2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 1. Показатели аварийности с сопутствующими НДУ

Почти в половине (48,8%) всех ДТП, на местах которых имелись НДУ, в 2021 г. зафиксировано отсутствие (плохая различимость) горизонтальной разметки. Примерно по пятой части всех ДТП с НДУ пришлось на происшествия, при которых установлены отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (19,8%) и недостатки зимнего содержания дороги (18,9%). Более десятой части (11,6%) ДТП с НДУ характеризовались неправильным применением (плохой видимостью) дорожных знаков3 [10].

2 Установление НДУ на месте ДТП не означает наличие при-

чинно-следственной связи с произошедшим ДТП.

Приведенные статистические сведения в оче- нения вреда (ущерба), из которых 5017 (68%) присво-редной раз подчеркивают актуальность и значимость ена категория низкого риска4 (рис. 2). дорожного надзора, обязанность по осуществлению которого возложена на Госавтоинспекцию [11].

По итогам 2021 г. 7407 объектов дорожного надзора отнесены к той или иной категории риска причи-

чрезвычайно высокий риск; 10 ; 1 Рис. 2. Объекты дорожного надзора в распределении по категориям риска причинения вреда (ущерба)

В 2021 г. Госавтоинспекцией проведено 922 Впервые за несколько последних лет плановые про-

(+20,7%) проверки хозяйствующих субъектов, осу- верки (57%) стали преобладать над внеплановыми

ществляющих дорожную деятельность5, в том числе (43%) (рис. 3)6. 522 (+54,4%) плановые и 400 (-6,1%) внеплановых.

Рис. 3. Количество проведенных проверок в отношении объектов дорожного надзора

и долевое соотношение их видов

Большинство (730, или 79%) проверок проведе- нального и межмуниципального значения. На авто-

но на дорогах местного значения. Почти пятая часть мобильные дороги федерального значения и частные

(164, или 18%) всех проведенных в рамках дорожного автомобильные дороги пришлось 19 (2%) и 9

надзора проверок осуществлялась на дорогах регио- проверок соответственно [10] (рис. 4).

Рис. 4. Распределение количества проведенных проверок в отношении объектов дорожного надзора

в зависимости от значения дороги

С учетом того, что на месте одного ДТП могли фиксироваться несколько видов НДУ, суммарное значение долей ДТП с НДУ превышает 100%.

4 Оперативные данные по состоянию на 01.01.2022.

5 Здесь и далее под дорожной деятельностью понимается строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог.

6 По данным ГИАЦ МВД России, форма 555 раздел 3 введена в действие приказом МВД России от 22.08.2017 № 657.

В расчете на 10 тыс. км протяженности дорог наибольшее количество проверок в 2021 г. также проведено на дорогах местного значения (8 проверок7), что как минимум в 2 раза превысило значения данного показателя, характерные для других дорог. Это может

быть обусловлено в том числе преимущественным расположением таких дорог в границах населенных пунктов (далее - НП) (69% всей протяженности дорог местного значения находится в границах НП) [10] (рис. 5).

Рис. 5. Протяженность дорог в границах НП, количество проверок в расчете на 10 тыс. км и удельный вес ДТП с НДУ в общей структуре аварийности в распределении по значению дорог

Приведенное распределение относительного показателя количества проверок в расчете на 10 тыс. км соответствует степени угроз безопасности дорожного движения вследствие НДУ. В среднем 8 из 10 (79%) всех ДТП с НДУ зарегистрировано именно на дорогах местного значения. Соотношение представленных показателей на дорогах различного значения свидетельствует о реализации риск-ориентированного подхода в широком понимании данной категории, когда наибольшее количество проверок в расчете на 10 тыс. км протяженности дорог соответствует

наибольшему значению удельного веса всех ДТП с НДУ.

В 2021 г. 9 из 10 проверок по линии дорожного надзора проведено на автомобильных дорогах, находящихся в границах НП (829 проверок).

При этом протяженность автомобильных дорог, находящихся за пределами НП (881 531 км), превосходит протяженность дорог, проходящих в границах НП (754 789 км). Несмотря на это, наибольшая доля (86%) ДТП с НДУ от их общего количества фиксируется в НП (рис. 6).

в населенных пунктах вне населенных пунктов

I протяженность дорог ■ проверки ■ ДТП с НДУ

Рис. 6. Соотношение удельного веса протяженности дорог, проверок и ДТП с НДУ в распределении по расположению дорог в границах НП и за его пределами

Относительный показатель количества проверок в расчете на 10 тыс. км протяженности дорог рассчитан как частное количество проведенных проверок к километражу, умноженное на 10 000, и округлен до целого в пользу большего числа.

Этим предопределено существенное различие показателей количества проверок в расчете на 10 тыс. км дорог. В 2021 г. на 10 тыс. км дорог, расположенных в границах НП, пришлось в среднем 11 проверок, в то время как на дороги, расположенные за пределами НП, - одна.

Несмотря на различия в количестве проведенных проверок в абсолютных значениях, в расчете на каждые 10 тыс. км дорог федерального, регионального, межмуниципального, а также местного значения, проходящих в границах НП, пришлось одинаковое число (11) проверок. Частные дороги, проходящие в НП, проверялись в 3 раза реже: на каждые 10 тыс. км таких дорог пришлось в среднем 3,5 проверки по линии дорожного надзора [10].

Вне НП максимальное значение показателя количества проверок в расчете на 10 тыс. км дорог в 2021 г. характерно для дорог федерального значения (1,9), наименьшее - для дорог местного значения, где данный показатель равен 0,5.

В целом такое соотношение также можно признать соответствующим степени угроз безопасности дорожного движения, создаваемых НДУ, в зависимости от места расположения и значения дороги. Об этом свидетельствует удельный вес ДТП с НДУ в общей структуре аварийности, который на дорогах в НП (39%) в 2 раза превысил долевое значение, характерное для дорог вне НП (19%)8 (рис. 7).

Рис. 7. Количество проверок в расчете на 10 тыс. км в зависимости от значения и расположения дороги (в НП или за его пределами)

В завершение необходимо в очередной раз подчеркнуть актуальность применения риск-ориентированного подхода в процессе деятельности, в том числе связанной с осуществлением Госавтоинспекцией дорожного надзора. Особую актуальность использование данного метода получило в условиях ее оптимизации. На основании приведенных сведений о практике правоприменения по линии дорожного надзора в 2021 г. удалось установить, что в целом интенсивность проведения контрольных (надзорных) мероприятий соответствует степени угроз безопасности дорожного движения, создаваемых НДУ, как в распределении по значению автомобильных дорог, так и по местам их расположения. Это в совокупности с другими мерами оказывает положительное влияние на повышение БДД.

Список источников:

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

2. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.08.2016. № 35. Ст. 5326.

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (Часть I). Ст. 5007.

4. Майоров В.И. Реформа государственного контроля и надзора в Российской Федерации: внедрение риск-ориентированного подхода // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 76-84.

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2021. № 28 (Часть II). Ст. 5531.

8 Удельный вес от общего количества ДТП, зарегистрированных на дорогах в НП и за их пределами соответственно. № 2/2022 -

6. Антонов С.Н. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения: монография. М.: ФКУ «НИЦ БДД МВД России». 2017. 68 с.

7. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 76 с.

8. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фаттахов Т.А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

9. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царе-городцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

10. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М., Лопарев Е.А., Коблов П.С., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Григорьев В.В. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2021 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 128 с.

11. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. № 25. 22.06.1998. Ст. 2897.

References:

1. Federal Law № 196-FZ of 10.12.1995 «On road safety» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 11.12.1995. № 50. Art. 4873.

2. Decree of the Government of the Russian Federation № 806 of 17.08.2016 «On the application of a risk-based approach in the organization of certain types of state control (supervision) and amendments to some acts of the Government of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 29.08.2016. № 35. Art. 5326.

3. Federal Law № 248-FZ of 31.07.2020 «On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 03.08.2020. № 31 (Part I). Art. 5007.

4. Mayorov V.I. Reform of state control and supervision in the Russian Federation: introduction of a risk-based approach // Topical issues of control and supervision in socially significant spheres of society and the state. Materials of the III All-Russian scientific and practical conference. 2017. P. 76-84.

5. Decree of the Government of the Russian Federation № 1101 dated 30.06.2021 «On approval of the regulations on federal state control (supervision) in the field of road safety and invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 12.07.2021. № 28 (Part II). Art. 5531.

6. Antonov S.N. Federal state supervision in the field of road safety: monograph. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2017. 68 p.

7. Bakanov K.S., Lyakhov P. V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Shesterikov N.A. Law enforcement in the field of road safety in 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 76 p.

8. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.

9. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

10. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M., Loparev E.A., Koblov P.S., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Grigoriev V.V. Law enforcement in the field of road safety in 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 128 p.

11. Decree of the President of the Russian Federation № 711 of 15.06.1998 «On additional measures to ensure road safety» // Collection of Legislation of the Russian Federation. № 25. 22.06.1998. Art. 2897.

Информация об авторе

М.М. Исаев - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170

Information about the author

M.M. Isaev - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 08.06.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 08.06.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 04.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.