Научная статья на тему 'АВАРИЙНОСТЬ С УЧАСТИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ОСНАЩЕННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ'

АВАРИЙНОСТЬ С УЧАСТИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ОСНАЩЕННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДТП / АВАРИЙНОСТЬ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / СИМ / ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ / МОНОКОЛЕСО / СЕГВЕЙ / ЭЛЕКТРОБАЙК / ГИРОСКУТЕР / ЭЛЕКТРОСКЕЙТ / МОПЕД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляхов П.В., Лопарев Е.А.

Проведен анализ аварийности за период c 2019 по 2021 г. с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем. Выявлены основные обстоятельства и факторы, влияющие на возникновение таких происшествий, выдвинуты рекомендации по сдерживанию показателей аварийности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCIDENT RATE WITH THE PARTICIPATION OF MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY, EQUIPPED WITH ELECTRIC MOTOR

This article provides a detailed analysis of the accident rate for the period 2019-2021 with the participation of individual mobility equipment equipped with an electric motor. The main circumstances and factors are revealed, affecting the occurrence of such incidents, as well as recommendations for the containment of accident rates.

Текст научной работы на тему «АВАРИЙНОСТЬ С УЧАСТИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ОСНАЩЕННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-044 MOSURED: 77/27-026-2022-1-243

© Ляхов П.В., Лопарев Е.А., 2022 УДК 311

АВАРИЙНОСТЬ С УЧАСТИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ,

ОСНАЩЕННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Павел Владимирович Ляхов1, Евгений Алексеевич Лопарев2

12 Научный центр БДД МВД России

1 pavellyakhov@gmail.com

2 ealoparev@ya.ru

Аннотация. Проведен анализ аварийности за период c 2019 по 2021 г. с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем. Выявлены основные обстоятельства и факторы, влияющие на возникновение таких происшествий, выдвинуты рекомендации по сдерживанию показателей аварийности.

Ключевые слова: ДТП, аварийность, средства индивидуальной мобильности, СИМ, электродвигатель, электросамокат, моноколесо, сегвей, электробайк, гироскутер, электроскейт, мопед

Для цитирования: Ляхов П.В., Лопарев Е.А. Аварийность с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 35-41.

ACCIDENT RATE WITH THE PARTICIPATION OF MEANS OF INDIVIDUAL MOBILITY,

EQUIPPED WITH ELECTRIC MOTOR

Pavel V. Lyakhov1, Evgeny A. Loparev2

1,2Federal public eflablishment «Scientific State In&itution of Road Safety of the Mini&ry of the Interior of the Russian Federation»

1 pavellyakhov@gmail.com

2 ealoparev@ya.ru

Abstract. This article provides a detailed analysis of the accident rate for the period 2019-2021 with the participation of individual mobility equipment equipped with an electric motor. The main circumstances and factors are revealed, affecting the occurrence of such incidents, as well as recommendations for the containment of accident rates.

Keywords: accident, accident rate, means of individual mobility, SIM, electric motor, electric scooter, monowheel, segway, electric bike, hydro scooter, electric skate, moped

For citation: Lyakhov P.V., Loparev E.A. Accident rate with the participation of means of individual mobility, equipped with electric motor // Road safety. 2022. № 1. P. 35-41.

В настоящее время отнесение пользователей средств индивидуальной мобильности (далее -СИМ), оснащенных электродвигателем (электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электроскейты и т.д.), к какой-либо категории участников дорожного движения вызывает определенные затруднения.

Отдельные разновидности и модели СИМ имеют технические характеристики, по формальным признакам соответствующие характеристикам мопеда (номинальная максимальная мощность электродвигателя в режиме длительной нагрузки более 0,25кВт и менее 4кВт) или велосипеда с электродвигателем (номинальная максимальная мощность электродвигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающая 0,25 кВт) [1].

Разноплановость технических и эксплуатационных характеристик СИМ создает условия, при которых невозможно однозначно определить категорию участника дорожного движения, передвигавшегося на СИМ и ставшего участником дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП). В связи с этим практика учета данных транспортных средств и передвигающихся на них лиц различается. В случае участия в ДТП СИМ, оснащенного электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, лицо, передвигающееся на нем, регистрируется в качестве пешехода. В случае, если участвующее в ДТП СИМ оснащено электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, оно может регистрироваться как мопед с электродвигателем

мощностью менее 4 кВт или как персональное электрическое средство передвижения малой мощности в связи с тем, что по ряду технических характеристик такие транспортные средства нельзя однозначно отнести к данной категории. При этом лицо, передвигающееся на нем, регистрируется как водитель [2] (рис. 1).

Рис. 1. Учет ДТП с участием СИМ

В целях получения достоверных данных о состоянии дорожно-транспортной аварийности с участием лиц, передвигающихся на СИМ, проанализированы сведения о ДТП, содержащиеся в автоматизированной информационно-управляющей системе Госав-

тоинспекции (Журнал ДТП), в которых участвовали В 2021 г. зарегистрировано 672 (+60%) ДТП мопеды с электродвигателем мощностью менее 4 кВт, с участием СИМ, в результате которых погибли велосипеды с электродвигателем и персональные 20 (+185,7%) человек, в том числе 1 ребенок в возрас-электрические средства передвижения малой мощно- те до 16 лет. Ранения получили 704 (+63,7%) человека, сти, на предмет выявления происшествий именно с в числе которых 133 (+54,6%) ребенка в возрасте до участием СИМ. 16 лет (рис. 2) [3, 4, 5].

704

2019 2020 2021

Рис. 2. Общие показатели аварийности с участием СИМ

В случае учета СИМ как персонального электрического средства передвижения малой мощности зарегистрировано 483 (+45,9%) ДТП, в которых погибли 11 (+83,3%) и ранены 509 (+46,7%) человек. В этих происшествиях лицо, передвигающееся на СИМ, регистрировалось как пешеход. Соответственно, подавляющее большинство (94%) таких ДТП зарегистрированы как наезд на пешехода [7].

При участии СИМ, схожего по характеристикам с мопедом с электродвигателем, зарегистрировано 189 (+110%) ДТП, в которых погибли 9 (+800%) и получили ранения 195 (+103,1%) человек. В этих происшествиях пользователь СИМ регистрировался как водитель. Большинство таких ДТП зарегистрированы в качестве столкновений ТС (67%), вторым по доле видом ДТП является наезд на пешехода (15%), третьим -опрокидывание (8%) (рис. 3).

С участием электрических средств передвижения малой мощности

С участием СИМ, схожих с мопедами, оборудованными электродвигателем

Рис. 3. Распределение видов ДТП с участием СИМ

Поскольку СИМ являются преимущественно городским средством передвижения, 98% ДТП с их участием зарегистрировано в границах населенных пун-

ктов. Погибшие в ДТП пользователи СИМ в большинстве случаев (85%) стали участниками происшествий на дорогах населенных пунктов (рис. 4).

ДТП Погибло

IВ населенном пункте- ■ Вне населенного пункта Рис. 4. ДТП с участием СИМ в зависимости от места совершения

Наибольшее количество ДТП с участием лиц, передвигавшихся на СИМ, зарегистрировано в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Свердловской и Тюменской областях. Погибшие в происшествиях с СИМ зарегистрированы в ДТП, про-

изошедших в республиках Башкортостан, Татарстан, Краснодарском крае, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Калининградской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской, Сахалинской и Тверской областях (рис. 5).

Рис. 5. ДТП с участием СИМ и погибшие в них по субъектам Российской Федерации

Наибольшее количество ДТП с участием СИМ в 16% случаев регистрировалось в местах выездов с прилегающей территории (дворы, АЗС и т.д.). В целом на пересечениях проезжих частей (в т.ч. выезды с прилегающих территорий) зарегистрировано 43% ДТП с

участием СИМ. На пешеходных переходах произошло 25% ДТП с участием СИМ. В местах, характеризующихся более низким уровнем конфликтности транспортных потоков (перегон, тротуар и т.д.), зарегистрировано 32% ДТП (рис. 6).

Рис. 6. Удельный вес ДТП с участием СИМ в зависимости от объекта улично-дорожной сети,

на котором зарегистрировано происшествие

Полагаем, что половина ДТП с участием СИМ произошла из-за их недостаточной информативности в транспортном потоке и внезапного появления для других участников дорожного движения [6].

Наряду с растущей популярностью СИМ в городских агломерациях развиваются сервисы их краткосрочной аренды. В 10% ДТП участвовали арендованные СИМ (рис. 7), при использовании которых погиб 1 человек.

Рис. 7. ДТП с участием СИМ в зависимости от основания его использования

Большинство (76%) ДТ П с участием СИМ, а также погибших (55%) зарегистрировано в светлое время суток (рис. 8).

Рис. 8. Количество ДТП с участием СИМ в зависимости от времени суток

Аварийность с участием СИМ приходится на молодую часть населения. Практически половину пострадавших в ДТП (43%) составляют лица в возрасте 20-34 года. При этом число пострадавших с возрастом увеличивается. Начиная с 35 лет количество постра-

давших резко падает и далее уменьшается по мере увеличения возраста. Суммарно на возраст 35 лет и более приходится 28,7% от общего числа пострадавших (рис. 9).

Рис. 9. Распределение удельного веса (%) пострадавших в ДТП с участием СИМ по возрастным группам

Наибольшую долю (53%) виновности в ДТП с участием СИМ имеют водители механических транспортных средств (рис. 10).

Пользователи СИМ

Водители механических ТС

Рис. 10. Распределение виновности в ДТП

Среди пользователей СИМ, учтенных в ДТП в ка- чинение сигналам регулирования (14%), пересечение честве пешехода, преобладают следующие наруше- проезжей части вне пешеходного перехода в зоне его ния: передвижение по проезжей части (32%), непод- видимости (11%) (рис. 11).

Рис. 11. Основные нарушения при ДТП в действиях пользователей СИМ, учтенных в качестве пешеходов

Среди пользователей СИМ, учтенных в ДТП в ка- ствие скорости конкретным условиям движения (24%), честве водителя, преобладают нарушения правил рас- несоблюдение очередности проезда (19%) (рис. 12). положения ТС на проезжей части (29%), несоответ-

Рис. 12. Основные нарушения при ДТП в действиях пользователей СИМ, учтенных в качестве водителей ТС

В 5% ДТП пользователи СИМ находились в состоянии опьянения. По такому относительному показателю они опережают велосипедистов и пешеходов, однако

заметно ниже доли водителей, находившихся в состоянии опьянения, среди водителей мототранспорта (кроме мопедов с электродвигателем) (рис. 13).

Рис. 13. Относительные показатели нахождения в состоянии опьянения при ДТП среди наиболее уязвимых групп участников дорожного движения

В 2021 г. в половине ДТП (51%, 333 ДТП) СИМ Более половины (65%) погибших приходится на случаи

имели электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт. использования СИМ с электродвигателем мощностью

В 11% ДТП мощность электродвигателя СИМ превы- от 0,25 до 4 кВт (рис. 14). шала 4кВт, в 38% случаев составляла не более 0,25 кВт.

ДТП

38% 51% 11%

35% 65% -

••

0,25 кВт

4 кВт

§1

(ЯЮ

Рис. 14. Распределение ДТП и погибших в зависимости от мощности электродвигателя СИМ

В 2021 г. сотрудниками Госавтоинспекции зафиксировано 127 происшествий с пострадавшими, в которых участвовали СИМ, не включенные в официальную статистическую информацию. В этих происшествиях погибли 3 человека и 124 получили ранения.

В результате проведенного анализа установлено, что аварийность с участием пользователей СИМ имеет прогрессивную динамику роста всех основных показателей ввиду увеличивающейся популярности указанных средств передвижения.

Из данных о местах улично-дорожной сети, где зарегистрированы ДТП с участием СИМ, а также о нарушениях пользователей СИМ можно предположить, что улич-но-дорожная сеть населенных пунктов в большинстве своем не готова к появлению новой категории участников дорожного движения. Регистрируемые ДТП в основном происходили в местах пересечения транспортных потоков и могли быть связаны с внезапным появлением СИМ на пути движения транспортных средств либо наоборот. В связи с тем, что дороги населенных пунктов остаются неприспособленными для пользователей СИМ, отсутствует техническое регулирование производства, ввоза и обращения таких технических средств, не определен их правовой статус в качестве категории участников дорожного движения, движение СИМ остается неупорядоченным. При этом необходимо учитывать, что отнесение отдельных категорий СИМ по техническим характеристикам к мопедам обусловит их движение по проезжей части, что породит дополнительные риски в сфере безопасности дорожного движения. В то же время передвижение СИМ по участкам улично-дорожной сети, предназначенным для пешеходов (тротуары и т.д.), без ограничения максимальной скорости представляет для них угрозу.

Список источников:

1. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.

2. Правила учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2020 г. № 1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.09.2020. № 39. Ст. 6077.

3. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.

4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ер-маганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 79 с.

5. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царего-родцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.

6. Баканов К.С., Антонов С.Н., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Наумов С.Б., Фат-тахов Т.А., Мазурчук Т.М. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011-2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 368 с.

7. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 76 с.

References:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 № 1090 (as amended on 31.12.2020) «On the Rules of the road» (together with the «Basic provisions on the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety») // Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation. 22.11.1993. № 47. Art. 4531.

2. Rules of accounting for road accidents, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 19.09.2020 № 1502 «On the approval of the Rules of Accounting for road accidents, on the change and invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 28.09.2020. № 39. Ах! 6077.

3. Boronina V.S., Linnik T.M., Naumov S.B., Shesterikov N.A. Road traffic accident in the Russian Federation for 12 months of 2019: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2020. 21 p.

4. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Naumov S.B., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Shesterikov N.A., Knyazev A.S., Ivlev V.S., Mokhov A.G. Road and transport accident rate in the Russian Federation for 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 79 p.

5. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.

6. Bakanov K.S., Antonov S.N., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Koblov P.S., Naumov S.B., Fattakhov T.A., Mazurchuk T.M. The state and trends of road safety in the Russian Federation in 2011-2020: analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 368 p.

7. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., M.M. Isaev, Koblov P.S., Shesterikov N.A. Law enforcement in the field of road safety in 2020: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 76 p.

Информация об авторах

П.В. Ляхов - заместитель начальника отдела Научного центра БДД МВД России Е.А. Лопарев - старший научный сотрудник Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 Information about the authors

P.V. Lyakhov - Deputy head of the department for the study of problems of regulatory legal and analytical support of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.A. Loparev - Senior researcher of the department for the study ofproblems of regulatory legal and analytical support of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.