Лопарев Е.А.,
старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного
правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России»
Ермаганбетов А.С.,
научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России»
Шестериков Н.А.,
научный сотрудник отделения анализа аварийности отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России»
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ
АВТОТРАНСПОРТА
Аннотация. В статье приводится анализ аварийности различных категорий транспорта за 2020 год, с указанием причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: аварийность, водитель, дорожно-транспортное происшествие, категории транспортных средств, перевозки, транспортное средство, тяжесть последствий, форма собственности
Loparev E.A.,
senior Researcher of the Department for the Study of Problems of Regulatory Legal and
Analytical Support
FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
Ermaganbetov A.S.,
researcher of the Department for the Study of Problems of Regulatory
legal and analytical support
FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
Shesterikov N.A.,
researcher of the Accident Analysis Division of the Department for the Study of Problems of
Regulatory Legal and Analytical Support FKU «Scientific Center for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
ANALYSIS OF THE ACCIDENT OF SOME CATEGORIES
OF MOTOR TRANSPORT
Abstract. The article provides an analysis of the accident rate of various categories of transport for 2020, indicating the reasons and conditions for the commission of road traffic accidents. Keywords: accident rate, driver, road traffic accident, categories of vehicles, transportation, vehicle, severity of consequences, form of ownership
Под аварийностью научным сообществом понимается совокупность аварий и катастроф при эксплуатации однородной техники за определенный период время.
Влияние аварийности на безопасность дорожного движения является важным аспектом государственной политики в формировании и обеспечении безопасности жизни и здоровья населения, для этого федеральными органами государственной власти проводится анализ основных показателей аварийности с участием различных видов транспорта.
При анализе аварийности стоит отметить количество транспортных средств на территории Российской Федерации.
Так, на сегодняшний день в Российской Федерации В 2020 году парк автомототранспортных средств, состоящих на учете в Госавтоинспекции, составил более 59 млн. единиц (без прицепов и полуприцепов), в период с 2015 по 2020 годы он увеличился на 5 млн единиц (Рис.1.)1.
составило 6,56 млн (удельный вес - 11,1%) и 2,32 млн (удельный вес - 3,9%) единиц соответственно.
1 По данным ГИАЦ, форма 560, раздел 3, введена в действие приказом МВД России от 08.02.2018 № 79.
При этом отметим, что за последние 5 лет количество легковых автомобилей увеличилось на 9,3% и составило 49,3 млн (удельный вес от все-
го количества транспортных средств составляет 83,6%) единиц, количество грузовых и мототранспортных средств увеличилось на 0,4% и 3,5% и
Рис. 1. Численность транспортных средств
При этом количество автобусов сократилось на нии последних 5 лет возросло на 17,1% и составило 1,9% и составило 0,85 млн (удельный вес - 1,4%). 3,7 млн (удельный вес от всего количества трансКоличество прицепов и полуприцепов на протяже- портных средств составляет 6,3%) единиц (Рис.2.)
44,7 46,9 47,4 43,4 ——О- 49,3
6,2 Л 6,4 6,5 6,5 6,6 стаб.
0,87 Л 0,9 л 0,87 Л 0,87 л 0,86 п стаб, стаб.
2,2 2,3 2,3 23 2,3
2,8 Л 2,9 2,9 2,9 3 +7,1%.
2016 2017 2018 2019 2020
Рис. 2. Динамика численности автопарка и самоходных транспортных средств на территории Российской Федерации
Анализ основных показателей аварийности в 2020 году показывает, что с участием легкового транспорта совершено почти 9 из 10 (87%) всех ДТП, с участием грузовых ТС - 11% происшествий, с участием автобусов - 5,8%, мототранспорта1- 8%.
Необходимо отметить, что доля легковых автомобилей в общем количестве зарегистриро-
ванных механических ТС составляет 83,5% (49259028), что в свою очередь определяет наибольший удельный вес ДТП с их участием2.
Доля грузовых ТС составляет 11,1% (6564385), автобусов 1,4% (850098) и мототранспорта (категорий L3-L5, L7) - 3,9% (2319185) (Рис.3.).
Рис. 3. Количество дтп и их доля по видам транспорта
1 Включая, мотоколяски, мопеды с двигателем внутреннего сгорания менее 50 см. куб., мопеды с электродвигателем менее 4 кВт, мотовелосипеды, мотонарты, аэросани, снегоходы, самоходные мотоблоки и иные мототранспортные средства.
2 Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обе-
спечения безопасности дорожного движения, введенной в эксплуатацию приказом Министерства внутренних дел РФ от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Наибольшая тяжесть последствий отмечается в ДТП с участием грузового транспорта (15,1), что практически в два раза превышает показа-
тель мототранспорта (8,6) и легковых автомобилей (7,7), и почти в четыре раза выше, чем для ДТП с участием автобусов (4,3) (Рис.4.).
Рис. 4. Распределение относительных показателей аварийности по видам транспорта
При этом на ДТП с участием автобусов, имеющих самый низкий показатель тяжести последствий, приходится наибольшее значение транспортного риска (6,6). Немногим меньшее значение имеют показатели грузового (6,3) и мототранспорта (5,1), и более чем в два раза меньшее показатель ДТП с участием легкового транспорта (2,8).
Следует обратить внимание на то, что если доля ДТП с участием легкового и грузового транспорта практически соответствует их доле среди общего количества ТС всех категорий, то доля ДТП с участием автобусов и мототранспорта значительно превышает их долю среди всех ТС.
Отметим также, что с участием легкового транспорта зарегистрировано 126190 (-11,1%) ДТП, в них погибли 13650 (-4,6%) и были ранены 162710 (-12,3%) человек.
Рост числа погибших в происшествиях с участием легкового транспорта зарегистрирован почти в каждом втором регионе (36), при этом более чем на четверть в Республике Ингушетия (+26,4%, 67) и Кабардино-Балкарской Республике (+26,8%, 142), более чем на треть в Псковской области (+43%, 113), более чем на половину в Республике Коми (+62%, 81) и в два и более раза в Ненецком (+100%, 3), Чукотском (+100%, 3) и Яма-
ло-Ненецком (+110,5%, 40) автономных округах.
Отдельного внимания стоит уделить аварийности с участием автобусов, осуществляющих перевозку граждан.
Так, на автобусы, принадлежащие ЮЛ, приходится 51% (431474) от всех зарегистрированных автобусов, доля автобусов ФЛ составляет 47% (395908) и доля автобусов ИП составляет 2% (17483).
Распределение основных показателей аварийности с участием автобусов по форме собственности в общем пропорционально соответствует их зарегистрированному количеству. С участием автобусов ЮЛ произошло более половины (52,8%) от общего количества ДТП с участием автобусов, доля погибших и раненых (от общего их числа в происшествиях с автобусами) составила 53% и 51,7% соответственно. Для ФЛ доля основных показателей несколько ниже их доли среди всех зарегистрированных автобусов и составляет немногим более трети (ДТП - 34,4%, погибло - 35,8%, ранено - 36,4%). Иным образом выглядит ситуация с аварийностью автобусов, принадлежащих ИП. Доля количества ДТП (7,3%) и число погибших (7,9%) более чем в 3,5 раза, а раненых (8,2%) более чем в 4 раза превышает долю таких автобусов (Рис.5).
Рис. 5. Соотношение количества зарегистрированных автобусов по форме собственности
Анализ аварийности некоторых категорий транспорта показывает о необходимости развития и совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и развития новых институтов власти, оказывающих воздействие на участников дорожного движения.
Литература:
1. Черников М.Ю., Митрошин Д.В., Баканов К.С., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М. Анализ состояния безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов Безопасность дорожного движения сборник научных трудов ФКУ «НЦ БДД МВД России» по итогам научно-практической конференции «Наука и практика в обеспечении безопасности
дорожного движения: вчера, сегодня, завтра». 2020 // Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Москва 2020 С. 3-29;
2. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения».
3. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор.
М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021.