Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВТОРИЧНОЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПОВТОРНОЕ ДТП / АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляхов П.В.

В статье представлено авторское определение понятия «вторичное дорожно-транспортное происшествие». Приведены основные статистические сведения о вторичных дорожно-транспортных происшествиях, произошедших в Российской Федерации за 10 месяцев 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

N<3

OPEN/7I ACCESS

УДК 342.95 ББК 67.401.113.3

Научная специальность: 12.00.14 Административное право; административный процесс

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

П.В. Ляхов *

Аннотация. В статье представлено авторское определение понятия «вторичное дорожно-транспортное происшествие». Приведены основные статистические сведения о вторичных дорожно-транспортных происшествиях, произошедших в Российской Федерации за 10 месяцев 2020 года.

Ключевые слова: вторичное дорожно-транспортное происшествие, повторное ДТП, анализ дорожно-транспортной аварийности

ANALYSIS OF THE CONDITIONS OF THE SECONDARY ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

P.V. Lyakhov *

Abstract. The article presents the author's definition of the concept «secondary traffic accident». The main statistical data on secondary road accidents that occurred in the Russian Federation for 10 months of 2020 are presented.

Keywords: secondary road accident, repeated road accident, analysis of road traffic accidents

В ноябре 2020 года в средствах массовой информации активно обсуждалась тема вторичных дорожно-транспортных происшествий (далее - вторичное ДТП). Сведения, основанные на комментариях представителей некоторых автомобильных сообществ, указывают на то, что в Москве значительная доля погибших в ДТП - это погибшие именно во вторичных происшествиях. В связи с этим высказано мнение о необходимости изменения порядка оформления ДТП. Также некоторые эксперты высказали предположение о том, что в ряде случаев вторичные ДТП не попадают в официальную статистику именно таковыми. По их мнению, это связано с тем, что водитель, вышедший из транспортного средства (далее - ТС) после ДТП и находящийся на дороге, считается пешеходом, и в случае возникновения вторичного происшествия он регистрируется как пострадавший пешеход, без указания информации о ранее произошедшем событии [1].

Исследования такого происшествия, как вторичное ДТП, необходимо начать с уточнения определяющих его признаков. Обстоятельства совершения данных происшествий указывают на то, что вторичному ДТП должно предшествовать другое ДТП (далее - первичное ДТП). При этом обстоятельства возникновения первичного ДТП не имеют

существенного значения, но вот события, происходящие после его завершения (в случае, если ДТП имело несколько фаз после завершения последней), непосредственно связаны с совершением вторичного происшествия.

Обязательным определяющим условием вторичного ДТП является место его возникновения. Это означает, что вторичное ДТП является таковым, только если оно совершено непосредственно на месте первичного. Под местом совершения в данном случае понимается территория местности, на которой после окончания первичного ДТП располагаются участвовавшие в нем ТС, участники (за исключением случаев, если они переместились в безопасное место на дороге или вне ее) и места осуществления лицами, не являющимися участниками дорожного движения, своих должностных обязанностей в связи с произошедшим ДТП. Также обязательным условием вторичного ДТП является участие в нем хотя бы одного из вышеперечисленных лиц или хотя бы одного из транспортных средств первичного ДТП.

Таким образом, вторичное ДТП - это дорожно-транспортное происшествие, произошедшее во время и на месте оформления (ожидания оформления) первичного ДТП, в котором участвуют транспорт-

* Павел Владимирович Ляхов, старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения

федеральное казенное учреждение «Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, 121170 E-mail: pliakhov2@mvd.ru тел. (495) 214-83-70

* Pavel V Lyakhov, senior researcher

department for studying problems of

regulatory legal and analytical support

Federal public establishment «Scientific State Institution

of Road Safety of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation»

ные средства и (или) лица, участвовавшие в первичном ДТП, и (или) лица, не являющиеся участниками дорожного движения и выполняющие свои должностные обязанности в связи с первичным ДТП.

Указанная характеристика вторичных ДТП позволила определить критерии для выборки указанных происшествий из общего массива ДТП, а также наиболее значимые для анализа условия, которые способствовали возникновению данных происшествий. В данной работе использовались сведения о ДТП, размещенные в информационно-аналитической системе МВД России.

Для формирования критериев выборки использовались два условия, отраженные в карточке учета ДТП. Первое - ДТП совершено при оформлении (ожидании оформления) других (первичных) ДТП, включая первичные, второе - режим движения нарушен вследствие ранее совершенного ДТП. Первое условие в общем соответствует вышеприведенному определению вторичного ДТП, однако в итоговых результатах выборки представляются сведения и о первичных происшествиях, что требует дополнительной сортировки в ручном режиме.

Второе условие расширяет круг выборки, так как определят наличие изменений в организации движения на дороге без учета обязательных условий вторичности (место и участники), но сохраняет прямую причинно-следственную связь с первичным ДТП.

Совокупное и раздельное применение описанных условий выборки позволило минимизировать вероятность упущения вторичных ДТП в общем массиве происшествий.

С целью получения наиболее полной информации рассмотрение вторичных ДТП не ограничилось только Москвой, а было проведено в масштабе территории всей Российской Федерации, в связи с чем получены следующие данные.

При наличии условия «ДТП совершено при оформлении (ожидании оформления) других (первичных) ДТП, включая первичные» зарегистрировано 216 ДТП с пострадавшими, в которых погибло 26 и ранен 301 человек. Доля этих ДТП составляет 0,2% от общего количества ДТП с пострадавшими, погибших - 0,2%, раненых - 0,2% от общего числа погибших и раненых соответственно.

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

При наличии условия «режим движения нарушен вследствие ранее совершенного ДТП» зарегистрировано 244 ДТП с пострадавшими, в которых погиб 41 и ранено 350 человек. Доля этих ДТП также составляет 0,2% от общего количества ДТП с пострадавшими, погибших - 0,3%, раненых - 0,2% от общего числа погибших и раненых соответственно [2].

С целью получения достоверных данных о происшествиях с наиболее тяжкими последствиями проведен детальный анализ всех материалов ДТП с погибшими, которые содержат хотя бы одно из вышеуказанных условий о вторичности. Выборка сведений производилась из карточек ДТП, размещенных в автоматизированной информационно-управляющей системе Госавтоинспекции (Журнал ДТП).

Детальное изучение всех ДТП с погибшими позволило выявить

23 вторичных ДТП (в них погибло 30 и ранены 12 человек). Доля этих ДТП составляет 0,2% от общего количества ДТП с погибшими, доля погибших - 0,2% от общего числа погибших, доля раненых -0,1% от общего числа раненных в ДТП с погибшими.

Чаще всего во вторичных ДТП с погибшими участвуют легковые ТС. Всего участвовало 25 легковых ТС, из них в первичных ДТП - 13, во вторичных ДТП - 12, 6 грузовых ТС, из которых 3 - в первичных и 3 - во вторичных ДТП. В одном из рассматриваемых ДТП участвовал мотоцикл.

Наиболее распространенным видом вторичных ДТП с погибшими (70%) является наезд на стоящее ТС. Всего зарегистрировано 16 таких ДТП, что составляет 4,8% от общего количества наездов на стоящее ТС с погибшими. По сравнению с другими видами вторичных ДТП, при наездах на стоящее ТС погибло наибольшее число участников - 23 человека, что составляет 5,5% от общего числа погибших при наездах на стоящее ТС.

Для объективной оценки влияния первичных ДТП на возможность возникновения вторичных в виде наезда на стоящее ТС представляется целесообразным сравнение показателей аварийности при различных факторах, оказывающих влияние на режим движения при наездах на стоящее ТС (Рис.1).

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

N<3

OPEN/7I ACCESS

Рис. 1. Количество наездов на стоящее ТС с погибшими и количество погибших в них в зависимости от факторов, оказывающих влияние на режим движения

Наезд на пешехода является вторым по количеству видом вторичных ДТП с погибшими (21,7%). Всего зарегистрировано 5 таких ДТП, что составляет 0,2% от общего количества наездов на пешеходов. Во всех таких случаях погибло по одному пешеходу.

Также зарегистрировано по одному вторичному ДТП при наезде на лицо, не являющееся участником дорожного движения, осуществляющее несение службы (инспектор ДПС, оформляющий первичное ДТП), и наезд на препятствие.

Отдельно стоит отметить, что существующие в настоящее время правила оформления ДТП достаточно подробно конкретизируют сведения об их участниках. В связи с чем в соответствии с клас-

сификатором участников ДТП отдельно выделена такая категория, как пешеход, находившийся перед ДТП в (на) ТС в качестве водителя, или пешеход, находившийся перед ДТП в (на) ТС в качестве пассажира.

Это обстоятельство позволяет поставить под сомнение утверждение о том, что водитель, вышедший из транспортного средства после ДТП и находящийся на дороге, считается пешеходом, и в случае возникновения вторичного происшествия регистрируется как пострадавший пешеход без указания информации о его предыдущем статусе и связи с ТС первичного ДТП.

Рис. 2. Распределение погибших и их доля по категории участника вторичного ДТП

Рис. 2. Распределение погибших и их доля по категории участника вторичного ДТП

Более половины вторичных ДТП с погибшими (60,9%) совершены

вне границ населенных пунктов (14 ДТП), остальные 39,1% - в населенных пунктах (9 ДТП).

Подавляющее большинство вторичных ДТП с погибшими

(19 или 82,6%) совершено на участках дорог, где разрешена скорость движения свыше 60 км/ч.

Остальные такие ДТП совершены на участках дорог с ограничением скорости 60 км/ч или менее (рис. 3).

4

OPEN ACCESS

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

□ .и

60 ЕЙ 70ки,ъ «ни/ч 90 МИ/Ч 160k.UA 110 КМ/Ч

Рис. 3. Распределение вторичных ДТП с погибшими по участкам дорог с различным ограничением скорости движения

Максимальное количество вторичных ДТП с движения произошло по 3 таких ДТП, что состави-

погибшими ло по 13% от их общего количества. На дорогах с

(11 или 47%) произошло на дорогах, имеющих другим количеством полос движения произошло 3

4 полосы движения. На дорогах с 2, 3, 6 полосами таких ДТП (13%) (рис. 4).

Рис. 4. Распределение вторичных ДТП с погибшими в зависимости от количества полос движения на дороге

Исходя из всей представленной выше информации вторичные ДТП наиболее часто происходят на дорогах вне границ населенных пунктов, на участках дорог с разрешенной максимальной скоростью более 60 км/ч, имеющих 4 полосы движения.

В них участвуют легковые транспортные средства и погибают пешеходы, которые ранее являлись водителями или пассажирами ТС первичного ДТП.

Возвращаясь к материалам, размещенным в средствах массовой информации, в части предложений о необходимости изменения порядка оформления ДТП, отметим следующее.

С учетом результатов проведенного анализа можно утверждать, что по своим объективным характеристикам вторичное ДТП является одним из типов происшествий, связанных с экстренной остановкой ТС на проезжей части.

В связи с этим можно согласиться с мнением помощника начальника по правовой работе ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения

МВД России» Бакановым К.С., который в интервью РИА Новости отметил, что при решении проблемы вторичных ДТП акцентировать внимание исключительно на необходимости изменения порядка оформления ДТП нецелесообразно.

Наиболее эффективным будет комплексный подход, который должен включать предупреждение ДТП, обусловленных экстренной остановкой транспорта или наличием иных препятствий на скоростных автомобильных дорогах [3].

Литература:

1. Аварии просят прижаться к обочине // Газета «Коммерсантъ» №204/П от 09.11.2020, стр. 5.

2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2020 года. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. С.33.

3. Кирилл Баканов: единого рецепта безопасности на дорогах нет // Сетевое издание РИА Новости. URL://https://ria.m/202012n/bakamv-1588612710. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.