Научная статья на тему 'Анализ чрезвычайных ситуаций в Бурятии, связанных с дорожно-транспортными происшествиями'

Анализ чрезвычайных ситуаций в Бурятии, связанных с дорожно-транспортными происшествиями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
622
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ПОСЛЕДСТВИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ANALYSIS / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / ROADS / CONSEQUENCES / SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балык Ольга Вадимовна

Статья посвящена проблемам аварийности, связанной с автомобильным транспортом. Проведен анализ дорожно-транспортных происшествий на территории республики Бурятия. Приводятся факторы, влияющие на риск травматизма, смертности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Балык Ольга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of emergencies in Buryatia relating to the road traffic accidents

The article is devoted to the issues of accident rate analysis related to road transport.The analysis of road traffic accidents in the territory of the Republic of Buryatia has been made. The factors that influence on the risk of injuries and mortality are presented.

Текст научной работы на тему «Анализ чрезвычайных ситуаций в Бурятии, связанных с дорожно-транспортными происшествиями»

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

УДК 656.1: 656.08 (571.54)

© О.В. Балык

АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В БУРЯТИИ, СВЯЗАННЫХ С ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИ

Статья посвящена проблемам аварийности, связанной с автомобильным транспортом. Проведен анализ дорожно-транспортных происшествий на территории республики Бурятия. Приводятся факторы, влияющие на риск травматизма, смертности.

Ключевые слова: анализ, дорожно-транспортные происшествия, автомобильные дороги, последствия, безопасность.

O.V. Balyk

ANALYSIS OF EMERGENCIES IN BURYATIA RELATING TO THE ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

The article is devoted to the issues of accident rate analysis related to road transport.The analysis of road traffic accidents in the territory of the Republic of Buryatia has been made. The factors that influence on the risk of injuries and mortality are presented.

Keywords: analysis, road traffic accidents, roads, consequences, safety.

Постановка вопроса. Более 1,2 млн человек во всем мире ежегодно погибают в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и 20-50 млн получают травмы, из них около половины -пешеходы, мотоциклисты и велосипедисты. В большинстве районов мира эта эпидемия дорожно-транспортного травматизма продолжает возрастать. Так, в России по данным ГИБДД в 2011 г. по сравнению с 2010 г. число ДТП снизилось на 2,1%. Однако общее количество происшествий все равно остается высоким - 199431 ДТП за год. Не радует и статистика летальности - погибли 26567 чел., что на 3,9% меньше, чем в 2010 г.

Самый распространенный в России вид ДТП - наезды на пешехода. Традиционно столкновения автомобиля с пешеходом имеют самые тяжелые последствия - по статистике из 1000 пострадавших погибает 128 человек. Распределение ДТП по видам аварий представлено на рисунке 1.

Результаты исследования. Основу автодорожной сети Республики Бурятия составляют 3 федеральные автомобильные дороги: М-55 -«Байкал» (Челябинск через Иркутск, Улан-Удэ до Читы) протяженностью в пределах республики 432 км; А-164 (Култук-Монды) протяженностью 180 км, находящаяся в ведении управления автомобильной магистрали «Красноярск - Ир-

кутск»; А-165 (Улан-Удэ - Кяхта) протяженностью 219 км. Дороги связывают субъекты СФО между собой и другими регионами России.

Наибольший поток автомобилей отмечается на подъезде от федеральной дороги «Байкал» к Улан-Удэ со стороны Мухоршибири, средняя проходимость - 5700 автомобилей в сутки. На участке Турунтаево - Турка автодороги Улан-Удэ - Курумкан - 2 490 автомобилей в сутки. Наименьший - на автодороге Монды - Орлик, -190 автомобилей в сутки.

Следовательно, наибольшая степень загруженности федеральных автомобильных дорог там, где вдоль дорог сосредоточена основная часть населения республики и наиболее развита экономическая деятельность. Общая протяженность дорог на начало года составила 7060 км, из них 6600 км с твердым покрытием, что составляет 93,5%.

Уровень транспортно-эксплуатационного состояния покрытий, оцениваемый в зависимости от процента протяженности дорог с твердым покрытием, составляет 100%, при этом 100% с асфальтобетонным покрытием.

Региональная сеть дорог общего пользования представлена переходными - 41% и усовершенствованными - 57% типами покрытий, 79 км (2%) остаются пока грунтовыми.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

4(1) /2014

□ Столкновенпя ■ Наезды □ Опрокпдыванпя □Промпте

Рис. 1. Распределение ДТП по видам аварий в России

Основные автомобильные дороги общего пользования представлены ответвлениями от федеральной дороги «Байкал» в меридиональном направлении: Улан-Удэ - Турунтаево - Ку-румкан - Новый Уоян (738 км), Улан-Удэ - Ро-мановка - Чита (507 км), Гусиноозерск - Петропавловка - Закаменск - граница с Монголией (327 км), Мухоршибирь - Бичура - Кяхта (222 км), Улан-Удэ - Заиграево - Кижинга - Хоринск (214 км).

Обеспеченность связью между населенными пунктами республики с ее центром по дорогам с

твердым покрытием составляет 91%. Не имеют связи 2 административных района, 1 город республиканского подчинения, 10 поселков городского типа и 67 сельских населенных пунктов.

Представлены показатели аварийности за последние 10 лет (табл. 1). Из таблицы 1 следует, что за последние 4 года (2008-2011) наблюдается снижение роста числа ДТП, количества погибших и раненых. Следует отметить, что уменьшается и количество ДТП по вине нетрезвых водителей и пешеходов.

Таблица 1

Показатели аварийности на дорогах Бурятии

Показатели Годы Динамика, %

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

ДТП погибло ранено 1134 1220 1369 1720 1854 1754 1973 1898 1752 1572 -10,3

233 241 261 295 305 265 310 308 286 230 -19,6

1296 1443 1574 2056 2312 2255 2639 2458 2334 2071 -11,3

ДТП (дети) погибло ранено 164 156 207 261 224 225 271 223 207 196 -5,3

15 15 15 26 17 16 16 9 9 8 -11,1

156 150 199 257 227 234 280 238 223 204 -8,5

Количество ДТП и пострадавшие по вине водителя

ДТП погибло ранено 958 1057 1172 1407 1622 1564 1792 1758 1622 1458 -10,1

213 219 226 259 258 230 289 285 256 212 -17,2

1131 1295 1404 1768 2111 2097 2472 2336 2228 1969 -11, 6

В том числе по вине нетрезвых водителей

ДТП погибло ранено 221 207 229 286 278 249 282 299 250 184 -26,4

54 50 51 67 63 44 78 62 51 39 -23,5

292 286 344 415 421 417 495 454 432 281 -35,0

Количество ДТП и пострадавшие по вине пешехода

ДТП погибло ранено 204 159 204 314 234 194 239 237 283 226 -20,1

22 21 40 35 46 38 29 48 66 48 -27,3

194 145 175 288 204 170 223 195 246 193 -21,5

В том числе по вине нетрезвых пешеходов

ДТП погибло ранено 95 66 73 74 53 52 99 70 67 62 -7,5

14 8 15 7 10 7 12 12 21 16 -23,8

90 64 66 71 44 50 96 60 57 50 -12,3

О.В. Балык. Анализ чрезвычайных ситуаций в Бурятии, связанных с дорожно-транспортными происшествиями

На рисунке 2 показана динамика ДТП за период с 2000 по 2010 гг. Количество

Рис. 2. Динамика дорожно-транспортных происшествий за 2000-2010 гг. Показатели аварийности в Бурятии на дорогах республики за 2011 г.

Таблица 2

Показатель ДТП Погибло Ранено

ДТП всего 1528 212 1926

в т.ч. с участием детей 196 12 204

ДТП из-за нарушения ПДД:

водителями тс 1374 194 1782

- из них в состоянии опьянения 143 24 197

пешеходами 278 48 245

-из них в состоянии опьянения 54 15 43

Таблица 3

Показатели аварийности в Бурятии по местам, причинам и участникам за 2011 г.

Показатель ДТП Погибло Ранено

ДТП и пострадавшие

- в городах и н/п 1019 84 1190

- на автодорогах 493 125 719

- в других местах 16 3 17

ДТП и пострадавшие по причине:

эксплуатация неисправных тс 25 3 33

неуд. состояния дорог и улиц 330 37 372

в том числе:

- улиц в городах и н/п 260 25 277

- автодорог 66 11 91

из них на дорогах:

- федеральных 45 9 53

- региональных 38 6 58

- частных 0 0 0

ДТП по видам:

столкновения 315 36 579

опрокидывания 297 55 427

наезды на стоящее тс 48 10 58

наезды на препятствие 111 12 142

наезды на пешехода 657 91 606

прочие происшествия 100 3 114

пострадало в ДТП:

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 4 (1) I 2014

водителей тс 72 540

пешеходов 93 624

- в т.ч детей 7 112

пассажиров 47 761

- в т.ч детей 5 75

иных участников 0 1

- в т.ч. детей 0 0

Из таблиц 2 и 3 следует, что:

- наибольшее количество ДТП происходит в городах и населенных пунктах. Это связано с развитой дорожной сетью и большим количеством населения;

- основная причина ДТП - вождение в нетрезвом виде;

- наиболее распространенный вид ДТП -столкновение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уязвимая категория участников дорожного движения - пешеходы.

Выводы. На основе полученных данных проведен анализ ДТП, предложена система организации и ведения аварийно-спасательных

работ при ДТП, рассмотрены вопросы безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. Так, например, за последние 4 года в Бурятии наблюдается снижение числа ДТП, количества погибших и раненых, уменьшается количество ДТП по вине нетрезвых водителей и пешеходов, хотя не решены многие организационные вопросы взаимодействия различных ведомств по оказанию медицинской помощи на этапах эвакуации. Смерть наступает у 10% пострадавших, причем в 52% случаев они умирают на месте происшествия.

Балык Ольга Вадимовна, аспирант Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Тел.: 89516356562.

Balyk Olga Vadimovna, postgraduate student, East Siberian State University of Technology and Management. Ph.: 89516356562.

УДК 551.521.5:577.4.621.03 © М.А. Григорьева, Д.А. Маркелов, А.В. Маркелов

Н.Я. Минеева, О.Е. Полынова, А.П. Акользин

ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ КАК АРЕНЫ МИГРАЦИОННО-СОРБЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье представлена оценка миграционно-сорбционной способности территории Иволгинской котловины, приведены методы, алгоритмы и модели оценки в виде матриц и карт.

Ключевые слова: миграция, сорбция, геокомплекс, биоаккумуляция, радионуклиды.

M.A. Grigoreva, D.A. Markelov, [A-V- Markeloy, N.Ya. Mineeva, O.E. Polynova, A.P. Akolzin

ASSESSMENT OF THE TERRITORY AS ARENA OF MIGRATORY SORPTION PROCESSES

In the work the assessment of migratory sorption ability of the territory of Ivolginsky hollow has been submitted, the methods algorithms and assessment models in the form of matrices and maps are presented. Keywords: migration, sorption, geocomplex, bioaccumulation, radionuclides.

Оценка миграционно-сорбционной способности территории осуществлена с применением экспертно-матричного метода [8]. Он представляет собой классификацию объектов в матрице видов миграции и сорбции. Мы выделили 7 видов миграции и 5 видов сорбции. Каждому геокомплексу присвоен балл интенсивности процесса - от 1 до 5. Составлена матрица отноше-

ний, в которой для каждого геокомплекса рассчитан средний балл, затем он отнормирован относительно максимального значения, таким образом получены коэффициенты миграционной и сорбционной способности геокомплексов по отношению к радионуклидам (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.