Научная статья на тему 'Информационно-аналитические материалы по состоянию безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2008 году'

Информационно-аналитические материалы по состоянию безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2008 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитические материалы по состоянию безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2008 году»

ОФИЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Информационно-аналитические материалы по состоянию безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2008 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Информация предоставлена Департаментом ОБДД МВД России

Information and analytic materials on traffic safety in Russian Federation in 2008

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

Information is submitted by the Ministry of interior of the Russian Federation

В 2008 г. на территории Российской Федерации после многолетней тенденции роста аварийности отмечено снижение всех трёх основных показателей. Зарегистрировано 218 322 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 29 936 и получили ранения 270 883 человека. По сравнению с предшествующим годом количество ДТП, число погибших и раненых в них людей снизилось на 6,6%, 10,1% и 7,3% соответственно.

В абсолютных значениях количество ДТП уменьшилось на 15 487, число погибших на 3372, а число раненых — на 21 323 человека.

Снижение основных показателей аварийности отмечено во всех федеральных округах и 67 субъектах Российской Федерации. При этом следует отметить, что количество транспортных средств в стране возросло в истекшем году на 6,5%, в т.ч. легковых автомобилей — на 8,9%, грузовых автомобилей — на 3,5%, автобусов — на 1,3%.

Рост основных показателей аварийности (количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей) отмечен только в Карачаево-Черкесской Республике (+4,2%; +24,6%; +7,3%).

Рост количества ДТП и числа раненых (при снижении числа погибших) отмечен в Новгородской области

(+3,7% и +1,7% соответственно) и Республике Тыва (+26,6% и +35,3% соответственно).

Число погибших в ДТП людей возросло на территории Кировской (+8,2%), Томской (+7,1%), Магаданской (+7,1%), Калужской (+5,9%), Липецкой (+3,6%) областей, Камчатского края (+2,7%), Амурской области (+2,1%), Республике Саха (+0,8%).

В абсолютных значениях количество происшествий наиболее значительно увеличилось в Республике Тыва (+81), Новгородской области (+66), Карачаево-Черкесской Республике (+26).

Число погибших в ДТП людей наиболее существенно увеличилось в Карачаево-Черкесской Республике (+28), Кировской области (+23), Липецкой области (+10), Томской области (+10).

На протяжении последних лет тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших) последовательно снижается, и по сравнению с уровнем 2001-2002 годов (14,1 и 13,4 соответственно) снизилась почти в полтора раза. По итогам 2008 г. она составила 10,0.

Значительно выше среднероссийского показателя тяжесть последствий ДТП в Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Ингушетия, Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике,

Республике Северная Осетия-Алания, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Забайкальском крае, Калужской, Смоленской, Ленинградской, Пензенской, Ульяновской и Томской областях (13 погибших на 100 пострадавших и более).

Самая высокая тяжесть последствий ДТП отмечена на территории Чеченской Республики (29,3), Республики Дагестан (20,2), Кабардино-Балкарской Республики (18,2) и Республики Тыва (17,5).

Возросло значение коэффициента тяжести последствий ДТП по сравнению с уровнем предшествующего

года в Чеченской Республике (+6,3), Томской (+2,3), Калужской области и Кабардино-Балкарской Республике (+2,0), Республике Мордовия (+1,8), Карачаево-Черкесской Республике (+1,6), Чукотском автономном округе (+1,3), Камчатском крае (+1,1), Республике Алтай (+1,0), Липецкой и Кировской областях (+0,9), Амурской, Костромской, Смоленской областях (+0,8), Приморском крае, Ульяновской области (+0,6%), Республике Саха (Якутия), Тюменской, Орловской областях (+0,5), Республике Дагестан, Чувашской Республике, Еврейской автономной области

Динамика основных показателей аварийности по годам с 2004 по 2008 гг.

Изменение динамики основных показателей аварийности по годам с 2004 по 2008 гг, _+ к АППГ

Регионы, в которых увеличилось количество ДТП (в абсолютных значениях)

в 2008 г.

(+0,4), Красноярском крае, Вологодской, Волгоградской, Псковской, Свердловской областях (+0,3), Алтайском крае (+0,2).

В среднем по России в расчёте на каждые 10 тыс. транспортных средств совершено 56 ДТП. Значительно выше этот показатель в Новгородской (114), Еврейской автономной (107) и Владимирской (98) областях, Республике Тыва (94), Ивановской области (90).

Из каждьх 100 тыс. жителей страны в ДТП пострадали 212 чело-

Регионы, в которых увеличилось число погибших (в абсолютных значениях) в 2008 г.

Динамика тяжести последствий с 2004 по 2008 гг.

Регионы, в которых тяжесть последствий выше среднероссийского значения (2008 г.)

Распределение количества ДТП (в %) по местам их совершения в 2008 г.

век (2007 г. — 229). Ранее ежегодный прирост данного показателя наблюдался с 2002 г. В ряде регионов степень риска граждан получить травмы в ДТП значительно превысила среднероссийский уровень. В Приморском крае, Владимирской, Новгородской, Магаданской областях данный показатель превысил среднероссийский более чем в полтора раза, а в Республике Хакасия, Ивановской, Липецкой, Орловской, Тверской, Ленинградской, Псковской, Сахалинской, Еврейской автономной областях — более чем на треть.

Основное количество ДТП (156 409 происшествий или 71,6%) зарегистрировано в городах и населённых пунктах, тяжесть их последствий — 7 погибших на 100 пострадавших.

На автомобильных дорогах вне городов и населённых пунктов произошло 61291 ДТП (28,1%), в результате которых смертельные травмы получили 16 из 100 пострадавших.

На федеральных дорогах произошло 19 523 ДТП (8,9%), которые характеризовались самой высокой тяжестью последствий (19 погибших на 100 пострадавших).

В столицах субъектов Российской Федерации количество ДТП уменьшилось на 6,1%, в городах республиканского, краевого, областного подчинения и райцентрах — на 5,0%, в иных населённых пунктах — на 10,2%.

Более трети (39,3%) всех ДТП в стране имели место в республиканских, краевых, областных центрах. На улично-дорожной сети столиц субъектов Российской Федерации зарегистрировано 85 903 (-6,1%) ДТП, в них погибли 5732 (-12,0%) и были ранены 101 163 (-6,9%) человека.

Снизилось на 10,7% количество ДТП на федеральных автодорогах, на 5,4% — на территориальных, на 7,8% — на прочих дорогах. При снижении количества ДТП на 4,3% на ведомственных дорогах число погибших возросло на 0,3%. Так же отмечено

увеличение количества ДТП, числа погибших и раненых (на 90,0%, 130,0% и 126,5% соответственно) на частных автодорогах.

Несмотря на то, что доля наездов на пешеходов снижается и по итогам года составила 37,8% (в 2000 г. — 48,6%, в 2004 г. — 43,5%, в 2005 г. — 41,3%, в 2006 г. — 40,4%, в 2007 г. — 38,0%) данный вид происшествий по-прежнему остаётся самым массовым. Всего зарегистрировано 82 508 (-7,1%) ДТП связанных с наездами на пешеходов, в которых 10 692 (-9,7%) человека погибли и 77 378 (-6,6%) получили ранения.

Доля погибших пешеходов составила 36,1%, в т.ч. доля раненых пешеходов — 28,7%.

Несмотря на снижение количества происшествий данного вида в целом по стране, возросло количество наездов на пешеходов в Республике Тыва (+31,5%), Костромской (+4,9%), Мурманской (+4,8%), Курганской (+4,7%) областях, Республике Калмыкия (+4,6%), Рязанской (+3,9%), Кировской (+3,7%), Липецкой (+1,9%), Новгородской (+1,5%) областях, Республике Башкортостан (+0,3%).

Число погибших в ДТП пешеходов на территории Тамбовской, Кировской, Сахалинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе увеличилось более чем на 20,0%.

Тяжесть последствий наездов на пешеходов в среднем по стране составила 12 погибших на 100 пострадавших. Вместе с тем, более пятой части пострадавших пешеходов получили смертельные травмы в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике.

Несмотря на общее снижение количества наездов на пешеходов, остро стоит вопрос обеспечения безопасности пешеходов на пешеходных переходах.

Каждый шестой (17,3%) наезд на пешехода совершён на пешеходных переходах, в 14 271 (+2,8%) ДТП погибли 929 (-5,1%) и получили ранения 14 387 (+3,6%) человек.

Регионы, в которых увеличилось количество погибших при наездах на пешеходов (в абсолютных значениях) в 2008 г.

Более чем на 20,0%, возросло количество наездов на пешеходов в местах, предназначенных для перехода проезжей части, на территории Республики Хакасия, Алтайского, Пермского краёв, Владимирской, Ивановской. Калужской, Костромской, Калининградской, Новгородской, Псковской, Омской областей и Ненецкого автономного округа, а в Республике Мордовия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Тыва и Ленинградской области — более чем в полтора раза.

Четыре из пяти наездов на пешеходов на пешеходных переходах (81,7%) совершены по вине водителей, при этом количество таких ДТП возросло. В 11 667 (+4,5%) происшествиях 766 (-7,0%) человек погибли и были ранены 11854 (+5,5%).

Треть (32,8%) всех ДТП составили столкновения транспортных средств. В 71 670 (-7,1%) ДТП погибли 10 110 (-13,7%) и были ранены 110 909 (-8,9%) человек. В Кабардино-Балкарской Республике, Краснодарском крае и Ханты-Мансийском автономном округе удельный вес столкновений составил более 40,0%, а в Республике Ингушетия и Чеченской Республике — более 50,0%.

На долю опрокидываний пришлось 13,6% в общем массиве всех ДТП, наездов на препятствие — 7,0%, наездов на стоящее ТС — 2,9%. Количество таких происшествий уменьшилось на 6,4%, 6,0% и 4,5% соответственно.

Более четырёх пятых (84,0%) всех происшествий связаны с нарушениями правил дорожного движения водителями транспортных средств. В 183 349 (-6,2%) ДТП погибли 24 900 (-10,2%) и были ранены 239 472 (-7,1%) человека.

Снизилось количество ДТП из-за превышения установленной скорости и несоответствия скорости конкретным условиям дорожного движения (на 11,7% и 7,0% соответственно), из-за отсутствия у водителя права управления (-21,0%), выезда на полосу встречного движения (-22,1%).

Возросло количество ДТП, связанных с неправильным выбором дистанции (+2,8%), нарушением правил проезда пешеходного перехода (+6,6%), нарушением правил проезда ж/д переездов (+4,3%), несоблюдением правил движения задним ходом (+53,6%). Количество происшествий, при оформлении которых установлены

Распределение ДТП по видам (2008 г.)

нарушения участниками ДТП правил применения мотошлема и правил перевозки детей возросло на 18,7% и 11,7% соответственно.

Снизились на 12,7% количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения — в 13 611 таких ДТП погибли 2383 (-6,7%) и были ранены 19 887 (-12,4%) человек. В среднем по стране удельный вес таких происшествий составил 7,4%.

Вместе с тем, в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Хабаровском и Камчатском краях, Архангельской, Брянской, Вологодской, Калужской, Костромской, Курской, Рязанской, Новгородской, Тюменской, Новосибирской, Томской, Сахалинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе доля таких происшествий превысила 10,0%, а в Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Амурской, Владимирской, Псковской, Курганской областях составила более 13,0%.

Самый высокий удельный вес происшествий, совершённых пьяными водителями, отмечен в Республике Алтай (24,2%), Ненецком автономном округе (22,2%), Чукотском автономном округе (16,7%), Республике Бурятия (15,5%).

Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспорта, принадлежащего физическим лицам, доля происшествий по их вине* составила 85,2% от всех ДТП по вине водителей. Зарегистрировано 56 128 (-6,2%) происшествий, погибло 21 967 (-9,1%), ранено 208 887 (-7,4%) человек.

Зарегистрировано 12678 (-8,0%) ДТП по вине водителей транспорта, принадлежащего юридическим лицам, в таких происшествиях погибли 1756 (-14,9%) и получили ранения 16 829 (-8,1%) человек. Доля таких происшествий составила 6,9%. Значительно выше она в Новгородской области (10,5%), г. Москве (11,1%), Ханты-

Мансийском автономном округе (11,2%), Республике Саха (12,1%), Ямало-Ненецком автономном округе (16,7%), Чукотском автономном округе (33,3%).

Снизилось на 11,3% количество ДТП по вине водителей автобусов, в результате 4706 происшествий погибли 376 (-15,1%) и были ранены 7099 (-13,3%) человек. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась на территории Московской области, где произошло 185 (+6,3%) таких ДТП, Иркутской области (158 ДТП, +5,3%), Омской области (134 ДТП, +47,3%), Красноярского края (92 ДТП, +48,4%), Астраханской области (57 ДТП, +16,3%), Республики Коми (56 ДТП, +9,8%), Рязанской области (50 ДТП, +4,2%).

Находящимися в состоянии опьянения водителями автобусов совершено 89 (-38,6%) ДТП, в которых погибли 14 (— 48,1%) и были ранены 139 (-42,1%) человек. Наибольшее количество таких фактов имело место в Республике Бурятия (9), Иркутской области (6).

При сокращении количества ДТП, числа погибших и раненых по вине водителей мототранспорта (-21,1%, -15,8% и -21,6%) следует отметить, что в каждом пятом (20,7%) случае участники ДТП нарушали правила пользования мотошлемами. Количество таких ДТП увеличилось на 3,2%, а число погибших в них людей на — 17,5%. В 2359 происшествиях погибли 343 человека и 2894 получили ранения.

Продолжает увеличиваться количество ДТП, связанных с нарушениями, допущенными водителями мопедов и приравненных к ним транспортных средств. На их долю приходится половина (49,9%) от всех ДТП, совершённых водителями мототранспорта.

В истекшем году снизилось количество происшествий, в которых пострадали дети и подростки (-7,9%), в 21 970 ДТП погибли 1018 (-8,8%) и были ранены 22 785 (-7,8%) несовершеннолетних. Вместе с тем, возросло количе-

* Здесь и далее термин «по вине» не соответствует юридическому понятию вины, а свидетельствует о наличии при совершении ДТП нарушений ПДД со стороны участника дорожного движения.

Распределение погибших по видам ДТП (2008 г.)

ство таких ДТП в Республике Тыва (+23,5%), Республике Хакасия (+15,6%), Республике Саха (Якутия) (+12,8%), Карачаево-Черкесской Республике (+13,6%), Калининградской (+9,8%), Еврейской автономной (+9,3%), Новгородской (+9,2%) областях, Республике Калмыкия (+7,7%), Владимирской области (+0,6%).

Если в среднем по стране доля таких ДТП составила 10,1%, то в Республике Коми, Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Кемеровской, Томской областях и Ханты-Мансийском автономном округе — более 12,0%.

С начала года зарегистрировано 8051 (-5,4%) ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами, в которых 517 несовершеннолетних погибли и 8667 (-6,7%) получили ранения.

Вместе с тем, пренебрежение водителей к использованию специальных сидений зафиксировано при оформлении 1042 (+12,0%) дорожно-транспортных происшествий или каждого 8-го ДТП с участием детей-пассажиров, в результате которых 119 (+54,5%) детей погибли и 958 (+10,1%) получили ранения.

Нарушение правил применения ремней безопасности при перевозке детей способствовало гибели 30 (+20,0%) и ранению 295 (-13,5%) несовершеннолетних пассажиров в 322 (-10,6%) происшествиях.

В качестве пешеходов погибли 390 (-13,5%) и получили ранения 11 374 (-9,0%) ребенка. Вместе с тем, количество наездов на детей-пешеходов на пешеходных переходах по вине водителей увеличилось на 4,6%, число погибших в них детей — на 5,3% и раненых — на 6,8%. Всего с начала года зарегистрировано 1902 происшествия данного вида, в которых 40 детей погибли и 2123 получили ранения.

Водителями неустановленного транспорта совершено 12 851 (-12,3%) ДТП, в результате 1221 (-23,2%) человек погиб и 12189 (-11,1%) получили ранения. Количество таких ДТП увеличилось в Республике Тыва (+52,4%), Магаданской области (+28,6%), Брянской области (+23,1%), Еврейской автономной области (+21,9%), Забайкальском крае (+18,8%), Тульской области (+12,4%), Липецкой области (+12,1%), Мурманской области (+10,5%), Республике Северная Осетия-Алания

Распределение раненых по видам ДТП (2008 г.)

2004 2005 2006 2007 2008

Удельный вес

Динамика удельного веса ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения с 2004 по 2008 гг.

(+10,0%), Республике Хакасия (+7,5%), Астраханской области (+4,0%), Ивановской области (+3,3%).

Неправомерно оставлены водителями места совершения каждого седьмого (14,2%) ДТП, зарегистрировано 30997 (-12,4%) таких происшествий.

Значительно большей склонностью к нарушению законности отличаются водители Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской областей, которые оставляли места совершения более чем пятой части всех ДТП в регионе, а так же Республики Бурятия (19,0%), Красноярского края (19,4%), Иркутской области (19,3%), Приморского края (18,7%), Псковской области (18,5%).

Недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети сопутствовали совершению 39 087 (-10,8%) ДТП, в которых погибли 5799 (-13,6%) и получили ранения 48 440 (-11,3%) человек. Удельный вес таких ДТП составил 17,9% (в предыдущем году — 18,7%).

С техническими неисправностями транспортных средств связано 0,8% происшествий. В результате 1725 (-22,3%) ДТП погиб 351 (-17,2%) и получили ранения 2300 (-21,0%) человек

Количество ДТП с особо тяжкими последствиями (ОТП) (в которых погибли 5 и более человек, либо

пострадали 10 и более человек) сократилось на 17,6%. Всего по итогам года зарегистрировано 173 происшествия, в которых погибли 603 (-21,1%) и ранены 1140 (-17,7%) человек.

На фоне снижения количества таких ДТП в целом по стране, в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах отмечено увеличение количества таких происшествий на 38,5% и 25,9% соответственно, а так же числа погибших на 130,8% и на 26,7% соответственно.

Максимальное количество ДТП с ОТП имело место на территории Калужской области (8), Красноярского края и Тульской области (по 7); Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа (по 6). Наибольшее число людей погибло в таких происшествиях в Красноярском крае (33), Московской области (32), Ленинградской области (30), Калужской области (28), Ханты-Мансийском автономном округе (27), Алтайском крае и Иркутской области (по 21), Республике Татарстан (19).

В подготовке информационно-аналитических материалов принимали участие сотрудники отдела анализа и прогнозирования состояния безопасности дорожного движения Департамента ОБДД МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.