АСПЕКТЫ СЕРВИСА
УДК 656.11
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И СОКРАЩЕНИЮ ОПАСНЫХ УЧАСТКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ
Ю.Г. Лазарев1, Е.Е. Медрес2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 2Санкт-Петербургский государственный архитектурно- строительный университет
(СПбГАСУ), 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4.
В статье рассмотрена проблема сокращения основных показателей аварийности на примере Ленинградской области. Представлены и проанализированы данные о тяжести последствий и причинах ДТП и сделаны выводы по основным видам ДТП на конкретной территории. Анализ результатов аудита позволил учесть дополнительные параметры, оказывающие влияние на число дорожно-транспортных происшествий в которых пострадали водители транспортных средств.
Ключевые слова: показатели аварийности, опасные участки концентрации дорожно-транспортных происшествий.
PROPOSALS TO IDENTIFY AND REDUCE AREAS OF CONCENTRATION OF DANGEROUS
ROAD ACCIDENTS
Y.G. Lazarev, C.E. Medres
Saint Petersburg State University of Economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, st. Sadovaja, 21;
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPBGASU),
190005, Saint Petersburg, 2 Krasnoarmeiskaya str., 4.
The article considers the problem of reduction of the main indicators of accidents on the example of Leningrad region. Presents and analyzes data on the severity of the consequences and the causes of accidents and conclusions on the main types of accidents in a particular area. Analysis of audit results has allowed considering additional parameters that affect the number of accidents, which injured the drivers of the vehicles.
Key words: rates of accidents, dangerous areas of concentration of road accidents.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Введение
Широкий спектр причин и условий возникновения ДТП предполагает проведение постоянной работы по выявлению и принятию мер по их устранению. Конструктивная неординарность различных участков транспортной инфраструктуры, их элементов и подсистем, могут вызвать сотни мелких отдельных сбоев и тысячи их комбинаций [1,2]. В совокупности цель работы заключается в оценке общего состояния аварийности и тенденций ее изменения на основе изучения и устранения причин до-
рожно-транспортных происшествий и выявлении участков концентрации ДТП.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что проблема выявления и сокращения опасных участков концентрации дорожно-транспортных происшествий имеет огромное значение, проявляющееся в возможности снижения социально-экономического ущерба от ДТП [3]. При более детальном изучении вопроса становится ясным, что необходимо обеспечить достоверность и оперативность получения данных о ДТП, своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП [4].
1Лазарев Юрий Георгиевич - кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры Автосервис СПбГЭУ, тел.: +7 (812) 758-44-29; e-mail: lazarev-yurij@yandex.ru
2Медрес Екатерина Евгеньевна, - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Транспортные системы СПбГАСУ, тел.: +7 911 217 37 81; e-mail: k.medres@yandex.ru
Предложения по выявлению и сокращению опасных участков концентрации дорожно-транспортных..
В связи с этим следует признать существование проблемы выявления участков концентрации ДТП, изучения условий и причин возникновения участков концентрации ДТП, а также отдельных ДТП, в местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС. А также назначения мероприятий по ликвидации участков концентрации ДТП и профилактике возникновения ДТП из-за недостатков транспорт-но-эксплуатационного состояния УДС и сознательно обратиться к концептуальным основам анализа, оценки и определения мер по разработке предложений по выявлению и сокращению опасных участков концентрации дорожно-транспортных происшествий как фактора увеличения безопасности дорожного движения.
Показательно, что рассматриваемой проблеме в целом уже достаточно давно и широко уделяется пристальное внимание [5,6,7], что позволило провести аудит безопасности автомобильных дорог общего пользования регионального значения и выявление опасных участков концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах Ленинградской области.
Основная часть
Для целей нашего исследования важна опора на подтвержденную информацию. Такие данные можно привести с опорой на анализ состояния аварийности на дорогах Ленинградской области за 1 полугодие 2015 года, который показал, что за исследуемый период наблюдалось сокращение основных показателей аварийности в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Так, за рассматриваемый период количество ДТП снизилось на 14,5% (1463). Наибольшее число ДТП произошло на территории Всеволожского 249 (-7,4%), Ломоносовского 147 (-5,8%), Гатчинского183 (11,2%) районов. В 17 из 18 районов наблюдается сокращение количества ДТП. Рост числа ДТП наблюдается в Сланцевском районе 14 (+40%).
Смертность в результате дорожно-транспортных происшествий сократилась на 5,6% (287). Вместе с тем, наибольшее количество погибших участников дорожного движения отмечается во Всеволожском 48 (+45,5%), Гатчинском 36 (+33,3%). Наибольший прирост числа погибших зафиксирован в Волосовском 16 (+77,8%), Всеволожском 48 (+45,5%), Слан-цевском 3 (+300%) районах.
Число участников дорожного движения, получивших ранения различной степени тяжести, сократилось на 17,8% (1959). Наибольшее число раненных участников дорожного движения отмечается во Всеволожском 315 (-13,5%), Выборгском 222 (+4,2%), Гатчинском 224 (20%) районах. Наибольший рост числа раненых зарегистрирован в Выборгском 222 (+4,2%) и Киришском 87 (+3,6%) районах. Тяжесть последствий возросла на 13,3% (+1,5%). Наибольшая тяжесть последствий отмечается на территории Волосовского (20,8) и Приозер-ского (18,1) районов.
Опора на данные аудита безопасности автомобильных дорог позволяет утверждать, что за исследуемый период сократилось число дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали водители транспортных средств: зарегистрировано 842 (-14,7%) ДТП, в которых погибло 137 (+0,7%) и получило ранения 813(-16,8%) водителей.
Аварийность на территории области по-прежнему обусловлена значительным количеством происшествий, произошедших из-за нарушений ПДД водителями, число которых снизилось и составляет 92,3% от общего числа ДТП 1351 (-230), при этом погибло 267 (-1,5%) и получило ранения 1859 (-18,1%) человек.
Основными видами ДТП на территории Ленинградской области являются (рис.1).
наезды на пешеходов
наезды на препятствия
столкновения транспортных средств
0
■ 2014 год
500 12015 год
1000
Рисунок 1 - Основные виды ДТП
Наибольшее количество таких ДТП зафиксировано во Всеволожском 218 (-11%), Гатчинском 169 (-12%), Ломоносовском 144 (2%) районах. Наибольший рост числа дорожно-транспортных происшествий по вине водителей зарегистрирован в Сланцевском 13 (+30%) районах.
В текущем году отмечено сокращение количества происшествий, совершенных води-
телями в состоянии опьянения (92 (-6;-6,1%)), при этом погибло 17 (+6; +54,5%) и получило ранения 116 (-24; -17,1%) человек. Также сократилось число ДТП с участием водителей, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования (33 (-6;-15,;%)), возросла смертность в результате таких происшествий (6 (+6)), однако количество пострадавших снизилось (34 (-24; -41,4%)).
При этом основными причинами ДТП по вине водителей являются нарушения ими следующих правил дорожного движения (рис.2).
выезд на полосу встречного движения
несоблюдение очередности проезда перекрестков несоответствие скорости конкретным условиям
0 100 200 300 400 500
■ 2014 год 2015 год Рисунок 2 - Причины ДТП по вине водителей
Аналогичным образом можно утверждать, что число ДТП с пострадавшими пассажирами также сократилось: зарегистрировано 602 (-19,8%) ДТП, в результате которых погибло 89 (-11%) и получило ранения 849 (-19,4%) человек.
Анализ показывает, что в текущем году количество наездов на пешеходов сократилось на 15,8% (283), число погибших - на 11,7% (53), раненых - на 17,3% (197). Удельный вес в общей массе ДТП составил 19,3%. Наибольшее количество данных ДТП наблюдается Всеволожском 51 (-23,9%), Гатчинском 47 (-9,6%) и Тосненском34(+36%) районах. При этом значительный рост зафиксирован в Киришском 12 (+33,3%) и Тосненском 34 (+36%) районах.
На 30,9% снизилось количество наездов на пешеходов на пешеходных переходах - 65 происшествий, при этом возросло количество погибших 9 (+12,5%), а число раненных сократилось 60 (-35,5%). Больше всего совершено наездов на пешеходов на пешеходных переходах во Всеволожском 10 (-28,6%), Гатчинском 12 (-25%), Киришском 6 (+100%) и Тосненском
11 (+83,3%) районах. Наибольшая смертность в результате таких происшествий зафиксирована в Тосненском 2 (+200%) районе. Наибольший прирост пострадавших зафиксирован в Тоснен-ском 10 (+66,7%) районе.
В целом, в текущем году отмечается снижение на 6,7% (126) числа ДТП из-за нарушений ПДД пешеходами. Наибольшее количество отмечено во Всеволожском 33 (+32%), Тосненском 13(+8,3%) и Гатчинском 18 (0%) районах. Значительное увеличение данного показателя зафиксировано во Всеволожском 33 (+32%) районе.
Основные нарушения ПДД пешеходами - переход проезжей части в неустановленном месте 79 (+23,4%) и неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортного средства и т.п. 10 (-16,7%).
Кроме того, опираясь на проводимые исследования можно проанализировать состояние детского дорожно-транспортного травматизма. Так в текущем году на территории Ленинградской области отмечается снижение на 22,6% (144) числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, что составляет 9,8% от общего количества ДТП. При этом погибло 16 (+23,1%) детей и 149 (-27%) детей получили ранения различной степени тяжести. Наибольшее количество ДТП с участием детей зарегистрировано на территории Гатчинского 16(-46,7%), Всеволожского 22 (-18,5%), Волховского 14 (+55,6%) районов области. Значительный рост данной категории происшествий произошел на территории Волховского 14 (+55,6%) и Кировского 8 (+60%) районов.
Наибольшее число пострадавших детей-участников дорожного движения зарегистрировано на территории Гатчинского 15 (-55,9%), Всеволожского 26 (-16,1%), Волховского 14 (+75%), районов области. Значительный рост числа детей, получивших ранения отмечается в Волховском 14 (+75%), Кировском 8 (+60%) районах. Погибли дети в Бокситогорском 2 (+100%), Волосовском 1 (+100%), Всеволожском 1(0%), Выборгском 1 (-50%), Гатчинском 1 (-50%), Киришском 1(+100%), Лодейнополь-ском 1 (+100%), Ломоносовском 2 (+50%), Лужском 3 (+100%), Приозерском 1 (-50%) и Тихвинском 2 (0%) районах области.
Следует отметить сокращение количества пострадавших детей-пешеходов 42 (-8,7%), детей-пассажиров 92 (-32,4%) и детей-велосипедистов 11 (-26,7%). Возросло количество погибших в результате ДТП детей-
Предложения по выявлению и сокращению опасных участков концентрации дорожно-транспортных .
пассажиров 12 (+33,3). Количество погибших детей-велосипедистов осталось на уровне аналогичного периода прошлого года 1 (0%).
На основании данного аудита можно четко определить, что транспортно-эксплуатационные характеристики асфальтобетонных покрытий претерпевают в течение срока службы существенные изменения, что приводит к ДТП, совершению которых сопутствует неудовлетворительное состояние дорог и улиц. Также возможно констатировать, что наблюдается снижение ДТП, причиной которых послужило неудовлетворительные состояние улиц и дорог, удельный вес таких происшествий составил 26,2 % (рис.3).
ДТП, причиной которых послужило неудовлетворительны е состояние улиц и
дорог, Ранения различной степени тяжести
Количество погибших
0 200 400 600 800 ■ 2014 И2015
Рисунок 3 - Происшествия по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог
Наибольшее количество таких ДТП зарегистрировано в Волховском 43 (-23,2%), Всеволожском 40 (+5,3%) и Гатчинском 87 (+38,1%) районах. Значительный рост наблюдается в Гатчинском 58 (+28,9%) районе.
Кроме того за 6 месяцев 2015 года из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств произошло 1 (-2; -66,7%) дорожно-транспортное происшествие. [8, 9, 10].
Таким образом, основными видами ДТП на территории Ленинградской области являются: столкновения транспортных средств; наезды на препятствия; наезды на пешеходов. Основными причинами ДТП по вине водителей являются нарушения ими следующих правил дорожного движения: несоответствие скорости конкретным условиям; несоблюдение очередности проезда перекрестков; выезд на полосу встречного движения.
В процессе эксплуатации необходимо проводить постоянный анализ ДТП, причиной
которых послужило неудовлетворительные состояние улиц и дорог[8].
Проведенный мониторинг на основе теоретического анализа позволяет разработать предложения по выявлению и сокращению опасных участков концентрации дорожно-транспортных происшествий:
1. Особенно важно исключить столкновения транспортных средств. В этом смысле наибольшее влияние на аварийность оказывает интенсивность движения. На дорогах с высокой интенсивностью движения необходимо наладить систему предварительных исследований, в том числе нанесение на схему автомобильной дороги ДТП, зафиксированных ГИБДД, а также выделение на этой схеме участков, отличающихся повышенной аварийностью [9]. Кроме того, особое внимание необходимо обратить на участки с неблагоприятными условиями видимости, вызванными неправильной застройкой, зелёными насаждениями, размещением киосков, рекламных щитов, расположением заборов вдоль проезжей части и др. Некоторые места концентрации ДТП могут быть образованы комбинацией элементов, каждый из которых в отдельности удовлетворяет СНиПу или ГОСТу [10, 11];
2. Необходимо предусматривать мероприятия по исключению возможности наездов на препятствия, что особенно проявляется при низкой пропускной способности улично-дорожной сети, когда повышается плотность движения, что приводит к заторам, особенно в часы ПИК. Вероятность возникновения ДТП в такой ситуации очень велика;
3. Крайне исключительную роль играют мероприятия по невозможности наезда на пешеходов в том числе и на основе увеличения коэффициента сцепления и ширины проезжей части, а также соответствующего обустройства зон тяготения пешеходов и автотранспортных средств, включая остановки общественного транспорта, перекрёстки и пр.;
4. Создание условий для невозможности превышения скорости движения автомобилей, возможно на основе оборудования таких участков камерами видеонаблюдения;
5. Оборудование перекрестков и пешеходных переходов современными средствами организации движения для исключения возможности несоблюдение очередности проезда перекрестков. Например, оптимизация режимов работы светофорных объектов с учетом интенсивности движения автомобилей на регулируемых перекрестках. Расчёты режимов работы светофоров по фактической интенсивности движения показали, что они не адаптированы к
реальному транспортному потоку, проходящему через перекрестки Ленинградской области сегодня;
6. Очень важно исключить возможность выезда на полосу встречного движения, например, через оборудование мест концентрации ДТП современными ограждениями.
Среди показателей в системе факторов (водитель, автомобиль, дорога, среда), влияющих на безопасность дорожного движения одним из самых основных, по фактору дорога, по-прежнему остается чрезвычайно низкая пропускная способность улиц и дорог, приводящая к снижению уровня удобства движения. Это заставляет совершать ошибки и нарушения ПДД водителями (фактор «водитель»). При этом влияют и весогабаритные параметры АТС (фактор «автомобиль») и состояние окружающей среды (фактор «среда»). Важно иметь возможность управления этим показателем.
Заключение
Новизна изложенного подхода состоит в применении реальных данных и данных перспективного анализа об аварийности на дорогах Ленинградской области за 1 полугодие 2015 года при оценке состояния дорог и улиц, приводящих к ДТП, о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма, о нарушении правил дорожного движения водителями и пешеходами как факторов безопасности дорожного движения, что позволило разработать предложения по снижению количества ДТП, совершению которых сопутствует неудовлетворительное состояние дорог и улиц.
На основе аудита дорожной безопасности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, выявления опасных участков концентрации ДТП и разработки мероприятий по их сокращению можно предложить выводы о том, что в настоящее время по-прежнему недостаточно финансируются мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, что способствует недостаточному уровню содержания автомобильных дорог и улиц; несоответствию параметров геометрических элементов трассы состоянию покрытия и придорожной обстановке, способствующее значительному превышению безопасной скорости движения, а также наличию не устранённых в установленные сроки дефектов эксплуатационного состояния покрытия проезжей части и обочин, технических средств организации до-
рожного движения и инженерного оборудования автомобильных дорог и городских улиц.
Литература
1. Лазарев Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.
2. Сильянов В.В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц. М.: ИЦ «Академия», 2009. 352 с.
3. Солодкий А.И. Проектирование экономически эффективной улично- дорожной сети городов. Вестник. Зодчий 21 век. №1 (46).2013. С.78-81.
4 Евтюков С.А., Сравнение методов определения скорости движения транспортных средств при экспертизе ДТП / С.А. Евтюков, Е.В. Тюлькин /Автотранспортное предприятие. № 4. 2015. С. 1619.
5. Лазарев Ю.Г. Формирование потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог / Ю.Г.Лазарев, Д.Л. Симонов, А.Н. Новик/ Технико -технологические проблемы сервиса. 2016. № 1(35). С. 43-47.
6. Лазарев Ю.Г. Тенденции развития сервиса «Асси-станс» на автомобильных дорогах северо- западного региона / Ю.Г. Лазарев, Ю.А. Григорьева// Технико - технологические проблемы сервиса. 2014. № 2 (28).С. 87-90.
7. Евтюков С.А., Структура и требования к системе автоматического уведомления о ДТП для задач реконструкции механизма ДТП/ С.А. Евтюков, Я.В. Васильев, И.С. Брылев /Вестник гражданских инженеров. № 1 (48). 2015. С. 187-193.
8. Рустенбек С.Д. Формирование базы данных для тестирования дорожных одежд/ С.Д. Рустенбек, Д.Ю. Кириллова, Ю.Г. Лазарев// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-2.С. 68- 72.
9. Ермошин Н.А. Моделирование условий неопределенности функционирования и развития транс-портно- логистических систем в целях обеспечения их экономической безопасности / Н.А. Ермошин, Н.И. Болгаров // Строительные и дорожные машины. - СПб.: 2014.- № 6 - с. 30-35.
10. Лазарев Ю.Г., Формирование методики оценки точности (надежности) проектирования дорожных одежд нежесткого типа. / Ю.Г. Лазарев, П.А. Петухов, М.В. Широких/ Вестник гражданских инженеров. 2016. № 2 (55). С. 38-47.
11. Шаталова, Н.В. Иерархический метод выбора рационального варианта реконструкции автомобильных дорог вблизи населенных пунктов/Н.В. Шаталова // Интернет- журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). С.148.