I ИЩИ I
Транспорт
УДК 656.11
АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ г. ОРЕНБУРГА
л
© Е.В. Бондаренко1
Оренбургский государственный университет, 460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Представлен анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов в России. Отличительной особенностью статистики дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов является то, что каждый четвертый наезд на пешехода совершается на пешеходных переходах, и этот показатель с каждым годом растет. Выявлены недостатки в организации дорожного движения на нерегулируемых и регулируемых переходах. Проведенный анализ показал, что действующие нормативы, предъявляющие требования к безопасному размещению и обустройству пешеходных переходов, не соответствуют современным условиям. Ил. 4. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: безопасность движения; пропускная способность дороги; дорожно-транспортные происшествия; область применения пешеходных переходов; наезд на пешехода; светофорное регулирование.
ANALYSIS OF SAFETY AND TRAFFIC ORGANIZATION ON PEDESTRIAN CROSSINGS IN THE CITY OF ORENBURG E.V. Bondarenko
Orenburg State University,
13 Pobedy pr., Orenburg, 460018, Russia.
The article analyzes road accidents involving pedestrians in Russia. Statistics of road accidents indicates that every fourth auto-pedestrian accident occurs at pedestrian crossings, and this index rises annually. The paper reveals the shortcomings in traffic organization at regulated and unregulated crossings. Conducted analysis shows that standards in force regulating safe location and arrangement of pedestrian crossings do not correspond to modern conditions. 4 figures. 10 sources.
Key words: traffic safety; road capacity; road accidents; application area of pedestrian crossings; auto-pedestrian accident; traffic lights regulation.
В последнее время в Российской Федерации наблюдается интенсивный рост автомобильного парка, при этом средний уровень автомобилизации уже составляет 250 автомобилей на 1000 человек населения [2]. Проблемы, вызываемые автомобилизацией, наиболее остро проявляются в городах, где сосредоточено 74,03% населения России [9].
Отличительной особенностью статистики ДТП с
участием пешеходов является то, что каждый четвертый наезд на пешехода совершается на пешеходных переходах, и этот показатель растет. Подавляющее большинство (95,5%) таких происшествий зарегистрировано на территории городов и населенных пунктов, а число погибших в них в 2011 г. увеличилось на 10,9% или на 114 человек (рис. 1) [8].
наезды на пешеходов на пешеходных переходах -е- погибло Рис. 1. Статистика ДТП с участием пешеходов в России за 2004-2011гг. [2]
1Бондаренко Елена Викторовна, доктор технических наук, профессор кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей, тел.: 89033923997.
Bondarenko Elena, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Vehicle Technical Operation and Repair, tel.: 89033923997.
Транспорт
Согласно статистике, число погибших вне пешеходных переходов людей стабильно уменьшается, а число погибших на пешеходных переходах - увеличивается. При этом около 80% пешеходов погибли на нерегулируемых пешеходных переходах, соответственно, доля погибших на регулируемых переходах составляет примерно 20%. При наездах на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах в 85% случаев устанавливается вина водителей (в 95% случаев зарегистрировано нарушение правил проезда переходов), в 46,7% случаев в наездах вне пешеходных переходов виновны сами пешеходы (погибших -52,3%) [8]. Основная часть ДТП на «зебрах» со светофорным регулированием с участием пешеходов (87%) также происходит по вине водителей транспортных средств. Только около 8% аварий происходит из-за людей, которые перебегают дорогу на красный сигнал светофора.
Большинство наездов на людей происходит на обычной прямой дороге (65,9%). На эти ДТП приходится более % всех погибших при наездах на пешеходов на «зебрах»: в 2012 г. зарегистрировано 770 по-
(40%) и четыре (34%) полосы движения. Однако это связано, скорее всего, с тем, что в основном все дороги в России имеют всего две полосы. Любопытно, что в каждом четвертом случае ДТП с пешеходом на двухполосной дороге водитель совершал выезд на полосу встречного движения. Это происходит, предположительно, с целью объехать пешехода, не прибегая к остановке транспортного средства [1].
В интервью с заместителем начальника Управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России полковником полиции Олегом Понарьиным [6] было подчеркнуто, что в крупных городах России нерегулируемые переходы преобладают на 3-4-полосных дорогах и улицах. Естественно, двухполосную проезжую часть пересечь гораздо проще, чем 6-10-полосную (рис. 2). При этом существующие государственные стандарты не предусматривают многополосность как критерий, учитываемый при введении светофорного регулирования. Это важный аспект безопасности, его отсутствие в нормативных актах является причиной, увеличивающей вероятность возникновения аварийных ситуаций на пешеходных переходах.
Рис. 2. Нерегулируемый пешеходнк
гибших и 10335 раненых [1]. 19,1% аварий случается при пересечении перекрестков в прямом направлении.
Сложной ситуация остается и в Оренбургской области. За 9 месяцев 2013 г. на территории области с участием пешеходов произошло 462 ДТП, что составляет 23,2% от общего количества ДТП в области, в которых 51 пешеход погиб и 423 получили ранения различной степени тяжести. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, стабилизации обстановки с аварийностью и снижения тяжести последствий при ДТП с участием пешеходов на территории Оренбургской области в период с 10 октября по 16 октября 2013 г. проводилось профилактическое мероприятие «Пешеход на дороге». Главная задача данного мероприятия - недопущение ДТП с участием пешеходов [7].
Основная часть наездов на пешеходов совершается водителями на улицах и дорогах, имеющих две
переход на многополосной дороге
В последнее время Госавтоинспекции регионов совместно с представителями общественных организаций, объединений и общественностью проводят широкомасштабные акции по проверке эксплуатационного состояния пешеходных переходов [5].
Проведенный анализ показал, что действующие нормативы, предъявляющие требования к безопасному размещению и обустройству пешеходных переходов, не соответствуют современным условиям. В связи с этим Госавтоинспекцией разрабатываются предложения по реализации новых стандартов, положительно зарекомендовавших себя в странах с высоким уровнем автомобилизации [5].
Согласно концепции мероприятий по повышению безопасности пешеходов в городе Москве достижение указанной цели должно обеспечиваться за счет [3]:
- усиления персональной ответственности руководителей всех уровней (город, округ, район) за пла-
1ШШ1
Транспорт
нирование и реализацию оперативных мероприятий по созданию безопасных условий для пешеходного движения и за усиление контроля над соблюдением дисциплины всеми участниками дорожного движения;
- обеспечения скоординированности по срокам и комплексности по влиянию на достижение конечных результатов всех мероприятий долгосрочного и стратегического характера, проводимых по федеральным и городским программам.
Но данные мероприятия не снимают ответственности с пешеходов и водителей транспортных средств. И те, и другие должны соблюдать пункты 4 и 14 правил дорожного движения.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы пользуются преимущественным правом на движение. Однако на пешеходов накладывается обязанность - убедиться, что переход будет для них безопасен. Для этого они обязаны до выхода на проезжую часть оценить расстояние и скорость приближающего-
ся транспорта и не выходить на дорогу, если переход не будет безопасен (рис.3,а) [5].
Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель обязан снизить скорость или остановиться с целью пропустить пешехода. Пропустить - означает, что водитель может проехать только за спиной у пешехода. Пешеход прошел - водитель проехал. Но иногда для выполнения требования пропустить будет достаточно просто снизить скорость (отпустить педаль газа и/или слегка притормозить) (рис. 3,6), а иногда потребуется и остановка.
Существующие «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» [4] предлагают применять светофорное регулирование на пешеходном переходе при соответствующей интенсивности движения пешеходов и автомобилей (рис. 4), но не учитывают количество полос движения и ширину проезжей части.
а)
б)
Рис. 3. Основные требования правил дорожного движения к пешеходам (а) и водителям (б)
lamnl
Транспорт
Рис. 4. Области применения пешеходных переходов различных типов: 1 - нерегулируемые переходы; 2 - светофорное регулирование; 3 - переходы в разных уровнях [4]
Во избежание транспортных задержек и скопления транспорта перед пешеходными переходами необходимы обоснованные критерии ввода регулируемых пешеходных переходов. Для уточнения области применения светофорного регулирования на пешеходных переходах следует учесть влияние целого ряда параметров организации дорожного движения на задержки транспортных средств. В частности, действующие нормативные документы учитывают только интенсивности движения конфликтующих транспортных и пешеходных потоков, но не учитывают ширину проезжей
части и количество полос движения в зоне пешеходного перехода, что влияет на продолжительность пересечения проезжей части пешеходами и возникающие при этом задержки транспорта [10].
Учет всех вышеперечисленных критериев позволит получить новые рекомендации по организации движения на пешеходных переходах, в том числе более обоснованно установить области применения регулируемых и нерегулируемых переходов.
Статья поступила 23.12.2013 г.
Библиографический список
1. Водители бегут от пешеходов // Газета.ги [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gazeta.ru/auto/2013/03/15_a_5059065.shtml (23 нояб. 2013).
2. Количество авто на душу населения в РФ // Джипон [Электронный ресурс]. URL: http://jeepon.ru/news/kolichestvo-avto-na-dushu-naseleniya-v-rf (23 нояб. 2013)
3. Концепция мероприятий по повышению безопасности пешеходов в городе Москве: приложение к Постановлению Правительства Москвы от 18 нояб. 2008 г. № 1044-ПП.
4. Об издании и применении ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах»: распоряжение Федерального дорожного агентства от 12 янв. 2011 г. № 13-р.
5. Общественная дискуссия - «право пешехода» // Госавтоинспекция МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru (23 нояб. 2013).
6. Пешеходные переходы в России станут безопаснее // Проект социальной рекламы «Все равно?!» [Электронный
ресурс]. URL: http://vse-ravno.net/perexody-24_01_2013 (23 нояб. 2013).
7. Профилактическое мероприятие «Пешеход на дороге» в Оренбургской области // Госавтоинспекция МВД России [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gibdd.ru/news/56/316985/?type=special (23 нояб. 2013).
8. Состояние аварийности на дорогах Российской Федерации по итогам 2011 года // ГУОБДД МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.autogild.ru/wp-content/uploads/2012/05/2011 .pdf (23 нояб. 2013).
9. Список стран по городскому населению // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_городскому_населе-нию (23 нояб. 2013).
10. Чикалин Е.Н. Повышение эффективности организации дорожного движения в зонах нерегулируемых пешеходных переходов: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10. Иркутск, 2013. 210 с.